Л. М. Наводчикова «Спешите делать добро»




Скачать 154.58 Kb.
НазваниеЛ. М. Наводчикова «Спешите делать добро»
Дата публикации14.10.2014
Размер154.58 Kb.
ТипКлассный час
shkolnie.ru > Астрономия > Классный час

МАОУ ОСОШ №1




Классный час



«Спешите

делать добро!»


Учитель

начальных классов

Л.М.Наводчикова



« Спешите делать добро »
Актуальность.

Мы живём в беспокойное время, когда стали привычными слова «терроризм», «вооружённый конфликт», «насилие». К сожалению, значение этих слов становится понятным в раннем возрасте. Телевидение, интернет доносит много негативной информации. Ясно, что и дети становятся более конфликтными и агрессивными. Поэтому мероприятия, направленные на добро,миролюбие и толерантность, имеют важное значение для формирования гармоничной и гуманной личности.

Цель: формировать у учащихся доброту, милосердие, выявить

правильные и ошибочные представления о доброте и добрых делах, формирование признание различий и индивидуальности каждого, способствовать формированию таких ценностных ориентиров, как дружная семья, дружный класс.

Задачи:

1) Изучение понятия толерантности.

2) Увидеть на примере своего класса, что все мы похожие чем-то и разные.

3) Воспитание умения слушать другого человека.
Форма: классный час, родительское собрание

^ Методы проведения – поисковые, дискуссионные, игровые (моделирование жизненно-важных ситуаций в сюжетной игре).

Ход классного часа:

  1. Медитация. Вспомните образ самого дорогого для вас человека.

(Звучит музыка)

  1. Напишите на небольшом листочке 3 самых ярких качеств характера этого человека. Соберём листочки.

3. Выбрав общее слово, видим, что это слово ДОБРОТА(слайд №1)

4. Примерные вопросы для детей:


  • Что вы понимаете под словом «доброта»?

  • Что означает быть добрым, хорошим человеком?

  • Каким человека делает добро?

  • Что вы сделали хорошего людям?

  • Чем помогли ребятам в классе?

  • Всегда ли надо быть добрым?

  • Что значит «милосердный поступок»?

  • Каким должно быть милосердие?



Материалы к классному часу.
- Доброта…Что означает это слово? Толковый словарь С.И. Ожегова даёт такое определение этому слову: «Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».

(слайд №2)

Послушайте, что гласят пословицы: (слайт№3)

  • Торопись на доброе дело ,а худое дело само приспеет.

  • Не хвались серебром, хвались добром.

  • Не годами старость красна, а делами.

  • Жизнь дана на добрые дела.

  • «Лучше всех знает цену добру тот, кто испытал зло»,- гласит английская пословица.

  • «На добро отвечать добром – дело каждого, а не зло добром – дело отважного», гласит туркменская пословица.

  • Доброе слово лечит, злое – калечит.

  • Добрая слава лежит, а худая бежит.

  • Доброта нигде не теряет своего достоинства.

  • Доброта без разума пуста.

  • За доброго человека сто рук.


А вот что говорили известные люди: (слайт№4)
«Себялюбие-самоубийство. Себялюбивый человек засыхает, словно одинокое бесплодное дерево». ^ Иван Тургенев
«Добро - есть жизнь». Николай Фёдоров
«Чем умнее и добрее человек, тем больше он замечает добро в людях» Блез Паскаль
«Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других». ^ Лев Толстой
«Доброта – это солнце, которое согревает душу человека. Всё хорошее в природе – от солнца, а всё лучшее в жизни – от человека»

Михаил Пришвин

«Кто слишком долго думает о том, чтобы делать добро, тому нет времени быть добрым.» Р. Тагор
^ Звучит песня «Дорогою добра»

Дети наизусть или читают стихи:

1. Как бы жизнь не летела, 2.Ах, как нам добрые слова нужны!

Дней своих не жалей, Не раз мы в этом убедились сами.

Делай доброе дело, А может не слова-дела важны?

Ради счастья людей. Дела-делами, а слова-словами.

Чтобы сердце горело, Они живут у каждого у нас,

А не тлело во мгле, На дне души до времени хранимы,

Делай доброе дело- Чтоб их произнести в тот самый час

Тем живем на земле. Когда они другим необходимы.

^ А. Лесных М.Лисянский

«Доброта»

Доброту не купить на базаре

Искренность у песни не займешь

Не из книг приходит к людям зависть

И без книг мы постигали ложь

Видимо, порой образованию

Не хватает сил

Дед мой без диплома и без званья

Просто добрым человеком был

Значит, доброта была в начале?

Пусть она приходит в каждый дом

Что бы мы потом ни изучали

Кем бы в жизни ни были потом.

^ А. Дементьев

Добрые слова – это сады

Добрые слова – корни

Добрые мысли – цветы

Добрые дела – плоды

А. П. Чехов
« Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро. Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чём-то более разумном и великом. Делайте же добро! А.П.Чехов
Где бы сердце вам жить не велело

В шумном свете иль в сельской глуши,

Расточайте без счёта и смело

Вы сокровища вашей души!

Не ищите, не ждите возврата,

Не смущайтесь насмешкою зла,

Человечество всё же богато

Лишь порукой добра круговой!
«Я должен над цветками наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица,

И доброе лицо им показать».

^ С .Виргун



Немало встречается злого

В любой человечьей судьбе

А скажут лишь доброе слово,

И легче на сердце твоём.

Но доброе слово такое,

Не каждый умеет найти,

Чтоб справиться другу с тоскою,

Невзгоды осилить в пути.

Нет доброго слова дороже,

Заветного слова того,

Но редко, друзья мои, всё – же

Мы вслух произносим его.

^ Марк Шехтер
« Доверчивость »
Я снова за доверчивость наказан.

Не разберёшь, где правда, а где ложь.

Давно бы надо с ней покончить разом,

Но век учись, а дураком умрёшь.

Я пожалел чужого человека,

В беду его поверил, приютил

Всё с ним делил, от песен до ночлега

И добротой своею счастлив был.

Не надо мне ни платы, ни награды.

Душа добро творит не на показ.

Когда мы гостю в нашем доме рады,

То эта радость согревает нас.

Но всё забыл тот человек неверный,

Забыл добро, хоть не прошло и дня.

Как мне забыть? Ведь он уже не первый.

И, видно не последний у меня.

^ Андрей Дементьев.

« Муза »

Не проходите мимо горя чужого

Рядом оно, или где-то в глуши…

Людям так хочется доброго слова,

Доброго взгляда и доброй души!

Горем истерзана, залита кровью

Наша планета опасна больна.

Муза, ты сядь у её изголовья.

Пусть её песню услышит она.

Знаю, что песня ничто не изменит.

Мир добротой переделать нельзя.

Всё же ты пой, это позже оценит

Позже поймёт твою песню ЗЕМЛЯ.
^ Игра «Добрый гном»
Каждый учащийся пишет на листочке бумаги своё имя и складывает листочек. Учитель перемешивает листочки и раздаёт их учащимся, причём никто не должен вытащить себя или рассказывать, кто ему достался.

^ Правила игры: для того, кто вам достался, вы – «добрый гном».

Это означает, что вы в течение определённого времени, например, недели,

Должны сделать что-нибудь приятное, не привлекая к себе при этом внимания. Кто для кого был «добрым гномом», узнает позже. Одно из главных условий заключается в том, что на все добрые дела не должны быть потрачены деньги. В этой игре очень важно, чтобы каждый ребёнок получил приятный сюрприз. Проблема может возникнуть, если кто-то

активно не любит доставшегося ему товарища и откажется быть для него «добрым гномом».

Учитель: Иногда люди оскорбляют друг друга колкими, дерзкими, нехорошими словами. Сейчас ученик свободно на улице грубо может ответить прохожему, огрызнуться бабушке, передразнить одноклассника.

А вот на добрые слова мы скупимся или стесняемся их произнести вслух. Но слова – это не просто звуки.

* Слово не воробей, вылетит не поймаешь;

* Доброе слово лечит, худое – калечит;

* Ласковое слово, что весенний день.

А ведь как много в нашем русском языке добрых, приветливых , ласковых слов. Давайте их вспомним! ( ^ Слова вежливости, соучастия в радости, приветливых)

Слова чудеснейшие эти

Услышать каждый очень рад;

Добреют взрослые и дети

И улыбнуться вам спешат.
^ 3. Обсуждение понятия толерантность.

Ребята, ведь мы с вами все разные, как быть добрым, терпимым ко всем? (слайд №5)

Способность понимать и уважать отличные от собственного происхождение, культуру, взгляды и другие проявления человеческой индивидуальности – это называется толерантность. Главная причина нетерпимости в мире - различия между людьми - различиям во внешности, языке, взглядах и т.д. Слово «толерантность» лучше всего переводится как «терпимость».

На сегодняшний день толерантность рассматривается в контексте таких понятий как признание, принятие, понимание. Признание - это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения. Принятие - это положительное отношение к таким отличиям. Понимание - это умение видеть другого из нутрии, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.

^ Семь основных принципов толерантности:

Уважение человечекого достоинства всех без исключений людей.

Уважение различий.

Понимание индивидуальной неповторимости.

Взаимодополняемость как основная черта различий.

Взаимозависимость как основа совместных действий

Культура мира.

Сохранение памяти.

Толерантность – терпимость к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, политическим взглядам, национальности, то есть это проявление терпимости, понимания и уважения к личности другого человека независимо от каких-либо отличий.

Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. (слайд №6)

^ 5. Динамическая пауза.

Встаньте в круг. Мы сейчас поиграем в игру приветствия. Педагог предлагает детям поприветствовать друг друга, передавая по кругу мяч. Дети называют свое имя и присущие им качества.

^ 9. Творческая работа.

Заселение поляны человечками. У разных групп человечки разных цветов, а в каждой группе разных размеров.

- Давайте напишем на человечках те национальности, которые встречаются в вашей семье и сделаем дружный хоровод из человечков, прикрепив их к поляне.

Обсуждение: все человечки разные и поэтому получился яркий дружный хоровод.

Все мы очень разные. А хорошо это или плохо? Высказывания детей.

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

В каждом из нас течет кровь наших предков. А они были людьми разных национальностей. Пусть у нас будет разный цвет кожи. Пусть люди будут говорить на разных языках и жить на разных континентах. А может ли быть что-то общее у всех людей, живущих на нашей планете?

8. Игра.

В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются, стремясь быть сильными, мы становимся нетолерантными и остаемся в одиночестве. Как нам стать толерантными? Прежде всего, надо остаться самим собой, видеть свои ошибки. Давайте поиграем. Я называю ситуацию, а вы поднимите красный кружок, если вам подходит первое выражение, черный – второе.

1.Младший брат сломал твою игрушку.

1. Ты его прощаешь.
2. Ты ударяешь его.

2.Ты поссорился со своей сестрой.

1. Ты попытаешься объясниться с ней.
2. Ты обижаешься и мстишь.

3.Ты недоволен собой.

1. Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает.
2. Ты все сваливаешь на других.

4.Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими.

  1. Ты устраиваешь истерику.
    2. Ты идешь с ними гулять.

 

^ 5. Ты считаешь, что один товарищ тебя предал...

а) Ты мстишь ему.

б) Ты пытаешься объясниться с ним.

  

6. Ты не согласен с кем-то...

а) Ты не даешь ему говорить.

б) Ты все-таки слушаешь его.

 

^ 7. В классе ты уже ответил...

а) Тебе хочется отвечать еще, и ты перебиваешь другого.

б) Ты предоставляешь возможность другим ответить.

 8. Саша плохо одет...

  • Это неважно.

  • Ты подсмеиваешься над ним.

9. Пожилая женщина медленно идет.

  • Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.

  • Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь

10. Ты – мальчик, тебя ставят рядом с девочкой...

  • Ты говоришь, что все девочки – нули.

  • Ты разговариваешь с ней.

11. Ты – девочка, тебя ставят рядом с мальчиком...

  • Ты говоришь, что все мальчики – нули.

  • Ты разговариваешь с ним.

12. К тебе подходит ребенок-инвалид...

  • Ты естественным образом разговариваешь с ним.

  • Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.

Подведение итогов.

В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные. Почему мы иногда смеемся над ними. Потому что мы их боимся, мы не хотим делиться или мы не уверены в себе. Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.

(Слайд №7)

Каковы же основные черты толерантной личности?

Это

- снисходительность;

- терпение;

- чувство юмора;

- терпимость к различиям (национальным, религиозным и т.п.)

- умение владеть собой;

- доброжелательность;

- умение не осуждать других;

- умение слушать собеседника;

- гуманизм;

Возможные варианты:

  • Помогать друг другу, быть дружнее, защищать слабых.

  • Не ссориться, стараться понять друг друга

  • Не обращать внимания на национальность, вероисповедание, внешность, привычки

  • Больше общаться, узнавать друг друга

  • Уважать друг друга, стараться самому стать лучше





Заключительное слово учителя.

Иная птица людям доверяет
И ласточка для птенчиков своих
В близи жилья людей гнездо свивает
И веря людям, не боится их.

Спасибо ласточкам, что с нами дружат.

И к людям обращаюсь я сейчас

Я говорю: старайтесь быть не хуже
Того, что птицы думают о нас.

К. Ломиа (абхазский поэт)

В конце мне бы хотелось сказать, что наш класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно? (слайд №8)

^ Китайская притча «Ладная семья» И в завершении нашей встречи нам хотелось бы рассказать вам китайскую притчу «Ладная семья».

Жила была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили сей семьей и сем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям. Спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи, расскажи мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно не очень силен был в грамоте. Затем предал лист владыке. Тот вял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится за ухом и спросил:

- И все?

- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всей хорошей семьи.

И, подумав, добавил:

- И мира тоже.

(слайд №9)

«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю». (Антуан де Сент - Экзюпери)

^ Заключительное действие – «Техасские объятия»
Все встают в круг лицом внутрь очень тесно друг другу. Затем кладут друг другу на плечи руки, поднимают правую руку и вытягивают ее к центру круга и по команде ведущего все делают шаг внутрь.


12. Рефлексия.

На столах у вас есть смайлики, один весёлый, а второй грустный. Если вам понравилось наше занятие, и вы чувствовали себя хорошо, прикрепите на солнышко весёлый, а если тебе было грустно и не интересно, то прикрепите грустный.


^ Учитель Наводчикова Людмила Михайловна

МАОУ ОСОШ №1

Добрых людей, как всегда, не хватает,
Добрых людей, как всегда, дефицит.
Добрых людей не всегда понимают,
Сердце у добрых сильнее болит.
Добрые щедро больным помогают,
Добрые дарят тепло и уют,
Добрые в ногу со слабым шагают
И никакого спа-си-бо не ждут.

Автор: Генрих Акулов
И с другом и с врагом ты должен быть хорош!
Кто по натуре добр, в том злобы не найдешь.
Обидишь друга наживешь врага ты,
Врага обнимешь друга обретешь.
Омар Хайям
Как только помысел возник,
Отправь его в души тайник.
Пусть там побудет он немного
И лишь потом пускай в дорогу.
Пусть обрастет он здравым смыслом
И станет радостным и чистым.
Но если злобой ослеплен,
Пусть не войдет он в сердца дом.
У добрых помыслов дорога
Вас приведет на встречу с Богом,
А злые помыслы, о, братья,
Лишат вас Божьей Благодати


Автор: Генрих Акулов
Есть много ликов у добра,
У зла есть много масок тоже,
И что пришло добром вчера,
Приходит злом с второю кожей.

И что порой к себе манит,
Держусь разумных расстояний,
Не даром мудрость говорит:
Ты берегись своих желаний!

Автор-Эдуард Война

Доброта дается от рожденья,
Как цвет кожи, глаз или волос
Сделать доброту `приобретением`
Никому еще не удалось.

Доброта передается по наследству
Так же, как похожие черты:
С генами другими по соседству
Закодированы гены доброты.

И не так уж трудно догадаться,
У кого в натуре доброта:
Просто он не станет похваляться,
Что, кому он сделал и когда.

Просто он живет так, как умеет,
По-другому не умея жить.
Вас своею лаской обогреет,
А обидят - может защитить.

Хоть `своя рубашка ближе к телу`,
Он ее вам с радостью отдаст
И поможет по любому делу,
Ободрит и никогда вас не предаст

Ну а кто способен похваляться
Показной своею добротой,
Просто хочет добрым показаться
А в душе он вовсе не такой.

Ничего, что сделал, не забудет
Даже через много-много лет,
И за благо, сделанное людям,
Будет ждать себе эквивалент.

Жить ему, наверно, очень сложно,
Наяву и в неспокойном сне.
Только жить иначе невозможно
По закону: `Я - тебе, ты - мне`.

А по другому - он уже не хочет,
Может быть, не рад себе и сам.
Ну, а добрый - бескорыстно все хлопочет
И спит себе спокойно по ночам.

************

Скажите, сколько в сердце доброты?
Откуда же оно ее черпает?
И как среди бегущей суеты,
Оно так много и легко прощает?

И почему тревожится всегда,
Когда кому-то очень-очень больно?
Всегда есть наготове доброта.
Ее так много, что для всех довольно.

Я поняла, что доброта, как кровь:
Чем больше отдаешь, тем больше будет.
У доброты подруга есть – любовь.
Дарите доброты побольше, люди!

Похожие:

Л. М. Наводчикова «Спешите делать добро» icon«Спешите делать Добро» Цель: ознакомить детей с определением понятия «добро»
Цель: ознакомить детей с определением понятия «добро», его разными проявлениями и составляющими; формировать у детей ценностное отношение...
Л. М. Наводчикова «Спешите делать добро» iconТема. Спешите делать добро, пока не стало поздно. Ф. П. Газ Цели урока
Научится решать проблемные задания, ситуации, вопросы на своём жизненном опыте; работать с текстом; самостоятельно делать выводы
Л. М. Наводчикова «Спешите делать добро» iconКлассный час Тема :«Делать добро спешите»
Совместно с преподавателем литературы предложить учащимся написать сочинение на тему добра и зла
Л. М. Наводчикова «Спешите делать добро» icon«Спешите делать добро»
Развивать представление учащихся о добре, воспитывать стремления совершать добрые дела, развить самооценку; речь, мышления, умения...
Л. М. Наводчикова «Спешите делать добро» iconКлассный час для 2 класса тема: «Спешите делать добро»
Учитель: Сегодня мы с вами поговорим о важном, нужном качестве, без которого человек не может называться человеком. Послушайте стихотворение...
Л. М. Наводчикова «Спешите делать добро» iconКонкурс социальных проектов «Спешите делать добрые дела»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Хотмыжская средняя общеобразовательная школа»
Л. М. Наводчикова «Спешите делать добро» icon«Спешите делать добрые дела»
Шабанова Ирина Викторовна учитель начальных классов Зеленовский филиал мбоу платоновской сош
Л. М. Наводчикова «Спешите делать добро» icon-
Какой закон действует в пословицах: «Добро сеять добро и пожи­нать», «Делая зло, на добро не надейся»
Л. М. Наводчикова «Спешите делать добро» icon«добро и зло»
Добро и зло всегда идут рядом, так же как любовь и ненависть. Дорога к добру нелегка. Поэтому важно научиться осознавать свои действия...
Л. М. Наводчикова «Спешите делать добро» icon«Милосердие как высшее проявление готовности делать добро» Автор...
Проводимый ежегодно мониторинг развитию эмпатии у учащихся показывает, что уровень эмпатических тенденций растёт
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница