В предупреждении речевых и двигательных нарушений детей 4 7 лет «волшебная карусель» ( авторская разработка практического материала) Музыкальный




Скачать 87.75 Kb.
НазваниеВ предупреждении речевых и двигательных нарушений детей 4 7 лет «волшебная карусель» ( авторская разработка практического материала) Музыкальный
Дата публикации13.02.2014
Размер87.75 Kb.
ТипПрограмма
shkolnie.ru > Астрономия > Программа
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО – РЕЧЕВЫХ ИГР

В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ РЕЧЕВЫХ И ДВИГАТЕЛЬНЫХ

НАРУШЕНИЙ ДЕТЕЙ 4 – 7 ЛЕТ

«ВОЛШЕБНАЯ КАРУСЕЛЬ»

(авторская разработка практического материала)

Музыкальный руководитель:

Нуреева Зульфия Мухаметнуровна

г. Бугульма, детский сад комбинированного вида № 33 «Аленький цветочек»

Данный материал предназначен для работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи. Основное внимание направлено на создание условий для стимулирования речевой активности детей с ОНР через различные виды музыкальной деятельности.

Программа составлена на основе коррекционно — развивающих программ и учебных методик, пособий Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, О.С. Боромыковой, Е.С. Макшанцевой.
Цель: всестороннее развитие детей с общим недоразвитием речи.

Задачи:

• преодоление речевой и неречевой негативизм (работа над ослаблением чувств неуверенности, страха речи, ожидания неуспеха), формирование устойчивого эмоционального контакта с ребенком, развитие положительного эмоционального отношения к музыкально - игровым занятиям;

• развитие потребности в общении и формирование элементарных коммуникативных умений, способности взаимодействия с окружающими (со взрослыми и детьми);

• работа над вербализацией игровых действий (учить отражать в речи содержание выполненных действий).

Направления:

• формирование произвольного слухового и зрительного воспитания, внимания, памяти;

• кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей, ручной и артикуляционной моторики;

• слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур;

• вызывание речевого подражания, потребности подражать слову взрослого;

• формирование художественно — творческих и музыкальных навыков.

Для каждого из выделенных направлений работы предлагается перечень необходимого для занятий оборудования и материалов, игр и литературного материала (потешки, стихотворный жанр).

Занятия проводятся в индивидуальной форме. Переход к групповой форме работы осуществляется по мере формирования у детей коммуникативных навыков и устойчивой речевой активности.

Основные методы работы:

• создание игровой ситуации, эмоционально благоприятной атмосферы, располагающей к творчеству;

• терпеливый показ при формировании навыков и умений;

• специальные тренировочные игры и упражнения, направленные на отработку различных элементов речи и движений.
Музыкально — речевые игры направлены на выражение эмоционального содержания музыки. Они активизируют заинтересованное отношение ребенка, способствуют восприятию музыкальных образов.

Игра эффективна как средство улучшения эмоционального состояния детей; она снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку ребенка.

Начальной формой музыкальной игры принято считать игру с пением, где характер образа движения во многом определяет текст. С большим интересом и удовольствием дети с ОНР выполняют ритмическую импровизацию на музыкальные темы и играют под музыку.

Эмоциональность, искренность переживаний во время игры делают ее эффективным средством воспитания важнейших волевых качеств: выдержки, дисциплинированности, умения регулировать свои действия, свое поведение. Одновременно развиваются внимание, память. Исключительно влияние музыки и движения на эмоционально — волевую сферу ребенка, поскольку чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу.

Понимание возрастных и психологических особенностей детей с ОНР позволяет правильно определять содержание и педагогические технологии музыкальной деятельности, а также правильно ставить коррекционные задачи, решаемые средствами музыкального воспитания.


^ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Месяц

Тема

Словарная работа

ОСЕНЬ

Сентябрь

«Огород – хоровод»

осень, огород, овощи, репка, картошка, капуста, баклажан, лук, морковь, редька


Октябрь

«Попробуем!»

клубника, лимон, груша, слива, черешня, барбарис

Ноябрь

«Белка»

белка, тележка, орешки, лисичка-сестричка, мишка толстопятый, воробей, синичка, заинька усатый

ЗИМА

Декабрь

«Снежинки»

зима, снежинки, поле, метелица, солнышко


Январь

«Весёлые зверята»

зверята, заяц длинноухий, белка, орешки, хитрая лисица с рыженьким хвостом, нос, метла


Февраль

«Снеговик»

снеговик, снежок, снежный ком, глаза, шляпа, нос, метла


ВЕСНА

Март

«Кап - кап»

весна, капель, кап-кап, солнце, тинь – тинь, песенка, птицы


Апрель

«Ты нас, мама, не ищи!»

мама, ищи, щавель, пучок, щи


Май

«Кораблик»

река, кораблик, моряк, ушки на макушке, длинный хвост, кошка, кот


ЛЕТО

Июнь

«Лето»

лето, жара, солнце, речка


Июль

«Апельсин»

апельсин, ёж, стриж, утята, кот, бобёр, волк, кожура


Август

«Жук»

жук, песня, лето, речка, трава, солнце, цветочки


Приложение
Музыкально — речевая игра
«БЕЛКА»
ЦЕЛЬ: формирование навыка подпевания, развитие положительного эмоционального отношения к сюжетной игре и выразительности речи.

ОБОРУДОВАНИЕ: мягкая игрушка или картинка с изображением белки.


^ ОПИСАНИЕ ДВИЖЕНИЙ
Сидит белка на тележке, Хлопки ладонями и удары кулачками

друг о друга попеременно.
Продает она орешки. Загибают пальчики, начиная с большого.

Лисичке — сестричке,
Воробью, синичке, Ритмичные хлопки ладонями и удары

Мишке толстопятому, кулачками друг о друга.

Заиньке усатому.
Музыкально — речевая игра
«АПЕЛЬСИН»
ЦЕЛЬ: закрепление представления о фрукте, развитие мимики и пантомимы, развитие мелкой моторики рук.

ОБОРУДОВАНИЕ: муляж или красочная иллюстрация с изображением спелого, сочного апельсина, разрезанного на дольки.


^ ОПИСАНИЕ ДВИЖЕНИЙ
Мы делили апельсин. Дети сжимают и разжимают пальцы

Много нас, а он один. обеих рук в кулаки.

Эта долька — для ежа. По очереди загибают пальцы, начиная

Эта долька — для стрижа. с большого.

Эта долька — для утят.

Эта долька — для котят.

Эта долька — для бобра.

А для волка — кожура. ^ Сжимают пальцы обеих рук в кулаки.

Он сердит на нас — беда! Резко разжимают пальцы, сжатые в

Разбегайтесь — кто куда! кулак и разбегаются в стороны.

Музыкально — речевая игра
«Кораблик»
ЦЕЛЬ: развитие подражания речевым действиям, слухоречедвигательной координации; выполнение движений в соответствии с веселым характером музыки.

ОБОРУДОВАНИЕ: красочная иллюстрация с изображением мышат, плывущих на корабле.

^ ОПИСАНИЕ ДВИЖЕНИЙ
По реке плывет кораблик, Дети выполняют плавные движения

кистями рук, изображая «лодочку».
Он плывет издалека. Смотрят в стороны, изображая «бинокль»

На кораблике четыре – Показывают четыре пальца правой руки.

Очень славных моряка. ^ Сгибают локти рук к плечам.
У них ушки на макушке, Показывают «ушки», «хвост», чередуя

У них длинные хвосты. поочередно плавными движениями рук.

И страшны им только кошки, Шагают на месте.

Только кошки да коты.

Музыкально — речевая игра
^ «ДОМ И ВОРОТА»
ЦЕЛЬ: развитие внимания, памяти и зрительно — двигательной координации движений, развитие выразительности речи и мелкой моторики рук.
ОБОРУДОВАНИЕ: деревянный домик или картинка с изображением домика с воротами.


^ ОПИСАНИЕ ДВИЖЕНИЙ
На поляне дом стоит, Изобразить крышу дома пальцами правой и

левой рук, соприкасающимися друг с другом.

Ну а к дому путь закрыт. ^ Развернуть ладони к себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом, большие пальцы вверх («ворота»).

Мы ворота открываем, Развернуть ладони параллельно друг к другу.

В этот домик приглашаем. Изобразить крышу дома.


^ ПАМЯТКА ПЕДАГОГУ
- занятия следует проводить с учетом индивидуальных возможностей детей, так как не всегда удается использовать программу по музыкальному воспитанию в полном объеме. Часто приходится занижать требования: с детьми старшей группы заниматься по материалу средней или даже младшей группы;

- занятия должны строиться с учетом диагноза заболевания детей. Так, для детей с диагнозом ОЫР (общее недоразвитие речи) занятия строятся особенно эмоционально, с быстрой сменой деятельности, чтобы они не уставали. Распевки следует больше давать па гласные, чтобы лучше отрабатывать дыхание и раскрепостить зажатую нижнюю челюсть. Одну и ту же тему лучше повторять по 2 — 4 раза, пока они ее не усвоят, а распевки на гласные — петь долго: с сентября по октябрь, а иногда и ноябрь.

С детьми, имеющими диагноз ФФНР (фонетико-фонемаческое недоразвитие речи), желательно больше работать над развитием слуховых и зрительных представлений, совершенствуя их двигательные навыки. С этими детьми занятия по программе обычно продвигаются быстро, и порой удается выполнить всю программу по пению и почти всю по движению.

- речь, музыка и движение должны быть очень тесно взаимосвязаны, дополнять друг друга.

Слаженность этих трех компонентов помогает развивать детские эмоции, которые, в свою очередь, положительно сказываются на разработке детской мимики.

Благодаря использованию данных материалов дети участвуют в различных инсценировках, спектаклях, создают разноплановые образы посредством мимики, интонаций, жестов и движений, которые быстро узнают зрители.

Список литературы


  1. Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. Санкт-Петербург, 2001.

  2. Барсукова Н.Г., Вершинина Н.Б. Музыка в детском саду. Образовательное пространство ДОУ (в соответствии с ФГТ). Волгоград, 2013.

  3. Доломанова Н.Н. Подвижные речевые игры с песнями в детском саду. Москва, 2002.

  4. Трифонова О.Н. Солнечная радуга. Музыкальная коррекция нарушения речи у детей. Ростов-на-Дону, 2008.

  5. Макшанцева Е.Д.Скворушка. музыкально-речевые игры для дошкольного возраста. Москва, 2000.

  6. Котышева Е.Н. Музыкальная коррекция детей с ограниченными возможностями. Санкт-Петербург, 2011.

  7. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. Са-фи-дансе. Танцевально-игровая гимнастика для детей. Санкт-Петербург, 2007.

  8. Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей. Санкт-Петербург, 2005/2006.

Похожие:

В предупреждении речевых и двигательных нарушений детей 4 7 лет «волшебная карусель» ( авторская разработка практического материала) Музыкальный iconАвторская программа : «Театральная деятельность как средство коррекции...
«Театральная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях детского сада»
В предупреждении речевых и двигательных нарушений детей 4 7 лет «волшебная карусель» ( авторская разработка практического материала) Музыкальный iconПредисловие к данной разработке
Эта разработка создана для отработки экспериментальных и исследовательских умений и компетенций учащихся. Часть материала заимствована...
В предупреждении речевых и двигательных нарушений детей 4 7 лет «волшебная карусель» ( авторская разработка практического материала) Музыкальный iconИнновационные подходы к диагностике и профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста

В предупреждении речевых и двигательных нарушений детей 4 7 лет «волшебная карусель» ( авторская разработка практического материала) Музыкальный iconПрезентация опыта работы «Модель взаимодействия специалистов при коррекции речевых нарушений»
Управление образования администрации г. Кемерово Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей-сирот и детей
В предупреждении речевых и двигательных нарушений детей 4 7 лет «волшебная карусель» ( авторская разработка практического материала) Музыкальный iconМетодические рекомендации для учителей-логопедов Система работы
Коррекция речевых нарушений на первом этапе обучения детей с билингвизмом стр. 16
В предупреждении речевых и двигательных нарушений детей 4 7 лет «волшебная карусель» ( авторская разработка практического материала) Музыкальный iconПояснительная записка. Учебно-тематический план
Коррекция речевых нарушений детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности в условиях доу общеразвивающего...
В предупреждении речевых и двигательных нарушений детей 4 7 лет «волшебная карусель» ( авторская разработка практического материала) Музыкальный iconИх решение облегчается использованием новых организационных видов индивидуальных занятий
О комплексном подходе коррекции речевых и психофизических нарушений у детей с овз (ограниченными возможностями здоровья) скоу VIII...
В предупреждении речевых и двигательных нарушений детей 4 7 лет «волшебная карусель» ( авторская разработка практического материала) Музыкальный icon«Театрализованная деятельность детей, как средство преодоления речевых нарушений»
Нарушения речевого развития детей, будь то ффн, онр, заикание и другие рассматриваются, прежде всего, как нарушения общения. Отклонения...
В предупреждении речевых и двигательных нарушений детей 4 7 лет «волшебная карусель» ( авторская разработка практического материала) Музыкальный iconСистема формирования фонематической стороны речи у детей дошкольного...
Детский церебральный паралич (дцп) заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных...
В предупреждении речевых и двигательных нарушений детей 4 7 лет «волшебная карусель» ( авторская разработка практического материала) Музыкальный iconАвторская программа воспитания детей старшего дошкольного возраста...
Уделять внимание к коррекционной работе, эстетическому, духовному развитию дошкольников
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница