Учебников: «Окружающий мир», «Математика»




Скачать 125.8 Kb.
НазваниеУчебников: «Окружающий мир», «Математика»
Дата публикации23.09.2013
Размер125.8 Kb.
ТипУрок
shkolnie.ru > Военное дело > Урок
Тренина Наталья Анатольевна

МБОУ «НОШ №31»

Г. Старый Оскол

  • Класс: 4

  • УМК: «Школа России»

  • Учебный предмет: окружающий мир и математика

  • Авторы учебников: «Окружающий мир» - , «Математика» -

  • Тема урока: «Великая Отечественная война, Курская битва. Операции с многозначными числами»

  • Цели урока:

- показать ход и раскрыть значение Курской битвы как завершающего этапа коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны;

- развивать навыки устного счёта, умение решать задачи с многозначными числами;

- на примерах мужества и героизма советских солдат способствовать воспитанию уважения к отечественной истории.

  • Тип урока: интегрированный

  • Оборудование урока:

- карта «Курская битва»;

- иллюстрации: «Курская битва», «Танковое сражение», музей – заповедник «Прохоровское поле»;

- сравнительные таблицы «Соотношение сил противоборствующих сторон к началу Курской битвы», «Протяженность оборонительных полос и рубежей Центрального и Воронежского фронтов»;

-  сообщения учащихся о героях Курской битвы;

- презентации, слайды, фонограммы.


  • Структура (план) урока:

    1. Организационный момент

    2. Сообщение темы и цели урока

    3. Повторение ранее изученного материала

    4. Знакомство с новым материалом

    5. Закрепление изученного материала

    6. Итог урока

  • Список использованной литературы:



Ход урока.

1. Организационный момент

Звучит фонограмма песни «Священная война» .

Муз. А. Александрова, слова В. Лебедева-Кумача

Учитель: Как далеко от нас война,

О ней узнали мы из книжек.

Блестят у ветеранов ордена,

У прадедов сегодняшних мальчишек…

^ 2. Сообщение темы и цели урока.

Сегодняшний урок мы посвятим одному из главных сражений ВОВ – Курской битве.

а)Вступление.

  • Приложение 1. « Подготовка фашистской Германии к Курской битве»)

Летом 1943 г. Гитлер и его окружение решили взять реванш за поражение под Сталинградом. Германии требовалась Крупная победа над советскими войсками. Враг делал все возможное, чтобы подготовить войска к победе. С этой целью фашистское командование разработало операцию «Цитадель», что означает «крепость». И это придумано верно: нет стен, башен, рвов, но то, что ждало русских на этом участке – действительно напоминало крепость.. Для решающего наступления был выбран участок Курской дуги, и это не случайно. Здесь в результате наступления советских войск образовался выступ на линии фронта.

Армия противника значительно изменилась в качественном отношении после Сталинградской битвы. Выбывших из строя 4 млн. человек заменили менее подготовленные и опытные солдаты, пополнившие Вермахт после тотальных мобилизаций, но немецкая промышленность дала армии новую технику: самолёты, танки, пушки.
б) Подготовка к битве. Планирование летней кампании немецким командованием (Показ карты)

Фашистское командование решило ударить с севера на юг под основание Курского выступа, а затем окружить и уничтожить расположенную там крупную группировку советских войск.  Под удар врагов попадали части Центрального и Воронежского фронтов. После их разгрома фашисты предполагали бросить войска из района Орла и Курска на северо-восток и идти на Москву.



^ Карта: план Германии в операции "Цитадель" летом 1943

Посмотрите на рисунок из немецкой газеты. Так, в клещи хотели захватить этот участок немцы.


Над позициями армии немцы сбрасывали листовки:

«Сталинградские бандиты Рокоссовского! Зачем вы прибыли под Курск? Не думайте, что здесь вам удастся так, как под Сталинградом. Тут мы вам сделаем Сталинград!»

  Но вначале операция готовилась гитлеровцами в строжайшей тайне. Наши разведчики обнаружили подготовку к крупному наступлению врага в районе Курского выступа с использованием новейшей техники: танков «Тигр» и «Пантера», а также орудий «Фердинанд», истребителей « Фоке-Вульф 190 А», штурмовиков «Хенкель 129». Затем до минут удалось выяснить время перехода  немецких войск в наступление. 



^ Переброска немецко-фашистских войск в район Курского выступа
Ставка Верховного главнокомандования в этой обстановке приняла решение: перейти к обороне, обескровить противника, а потом развернуть наступление. Советские войска усиленно готовились встретить врага.

^ 3. Повторение ранее изученного материала

Устный счёт:

Перед Курской битвой было следующее соотношение сил:

Соотношение сил противоборствующих сторон к началу Курской битвы

^ Противоборствующие стороны

Солдат и офицеров

Орудий и минометов

Танков и САУ

Боевых самолетов

^ Советские войска

Центральный и

Воронежский фронты

1 136 тыс. чел.

19 100

3 444

2 900

Степной фронт

573 тыс. чел.

7 400

1 550

 
















Немецко-фашистские войска

Группы армий "Центр",

"Юг", "Кемпф"

900 тыс. чел.

10 000

2 700

2 050

Какое количество солдат и офицеров было в советской армии на начало Курской битвы? (2719 тыс. чел.)

На сколько больше советских воинов, чем немецких?

На какое количество орудий и миномётов, танков и самоходных орудий, боевых самолётов было больше у нашей стороны?

На всём Курском выступе шла титаническая работа и военные и гражданские люди готовились к великой битве.



^ В танковых войсках шло формирование новых армий и корпусов однородного состава, сплошным потоком новые танки шли на фронт
Протяженность оборонительных полос и рубежей Центрального и Воронежского фронтов (км)

^ Наименование полос и рубежей

Центральный фронт

Воронежский фронт

Всего

Главная полоса обороны

306

244

550

^ Вторая полоса обороны

305

235

540

Тыловая полоса обороны

330

250

580

^ Первый фронтовой рубеж

150

150

300

Второй фронтовой рубеж

135

175

310

^ Третий фронтовой рубеж

185

125

310

Всего

?

?

?



^ Возведение оборонительных рубежей на Курской дуге
Войска и местное население отрыли около 10 тыс. км траншей и ходов сообщения, на наиболее опасных направлениях было установлено 700 км проволочных заграждений, построено 2 тыс. км дополнительных и параллельных дорог, восстановлено и построено заново 686 мостов. Сотни тысяч жителей Курской, Орловской, Воронежской и Харьковской областей участвовали в строительстве оборонительных рубежей. Войскам было доставлено 313 тыс. вагонов с военной техникой, резервами и снабженческими грузами.

^ Решение задач

Всё - для фронта, всё – для Победы!



Курские колхозники - фронту
- В 1943г. в фонд обороны колхозники Старооскольского района сдали 189120 пудов зерна, 48 816 пудов картофеля, 9 964 пуда подсолнуха, 10086 пудов овощей, 16 602 пуда мяса. Каков общий вес сданной продукции?

-Госкомитет Обороны СССР 8 июня 1943г. принял постановление в срок с 15 июня по 15 августа, для переброски грузов к фронту, построить новую железную дорогу Старый Оскол – Ржава, протяжённостью 95км. Но уже 16 июля по этой стальной магистрали пошли первые эшелоны фронту. На сколько дней опередили график строители? Сколько суток велось строительство дороги?

- Старооскольские 14-16-летние девушки вписали в 1943г. своими руками в историю золотые строки. Для строительства железной дороги Старый Оскол – Ржава, из Старого Оскола была отправлена строительная колонна. Она состояла из 1000 девчат. В тяжелейших условиях, под непрерывными бомбёжками, они вручную грузили по 120 автомашин щебня и грунта, при норме – 40. Сколько автомашин щебня и грунта нагрузили девушки за 32 дня? На сколько машин за эти дни они превысили норму?

- За 32 дня наши девушки и их ровесницы, вместе с другими строителями, со стариками и бабами из окрестных деревень уложили 80 000 кубометров грунта. Сколько кубометров грунта в среднем укладывали строители за один день? (2500)

Железная дорога Старый Оскол – Ржава была живой артерией, питающей наши войска на Курской дуге всем необходимым.



Экспонат краеведческого музея, Курск
^ 4. Знакомство с новым материалом. Курская битва

И вот настало 5 июля 1943г…

Фашистские войска должны были перейти в наступление в 3часа утра, но в 2ч 20мин наши войска начали артиллерийскую контрподготовку. Тридцать минут продолжался огневой накат. Он застал врасплох гитлеровские войска. Враг понес большие потери. Моральное состояние немецких солдат и офицеров было подавленным: стало ясно, что план решающего наступления раскрыт, а момент внезапности использовать не удастся.

Но через 2 часа немцы упорядочили войска и в 5ч30мин фашистская пехота и танки двинулись на наши позиции.
Герой Советского Союза М. Борисов писал:

«Те бои, как мера нашей силы.

Потому она и дорога,

Насмерть прикипевшая к России,

Курская великая дуга…»



Обратим внимание на карту.

Наступление немцев на наши позиции с севера в районе Понырей вклинилось на глубину 10-12км, с юга – в районе Прохоровки от 30 до 35км.

В оборонительных и контрнаступательных операциях Курской битвы участвовали войска ряда фронтов: Центрального - под командованием генерала армии К.К.Рокоссовского, Воронежского, возглавляемого генералом армии Н.Ф.Ватутиным, Степного - во главе с генерал-полковником И.С.Коневым, Западного - под руководством генерал-полковника В.Д.Соколовского, Брянского - под командованием генерал-полковника М.М.Попова.



Командующий Центральным фронтом генерал армии К.К. Рокоссовский (второй справа) и член Военного совета фронта генерал-майор К.Ф. Телегин на передовых позициях перед началом Курской битвы
Одновременно с напряженными танковыми сражениями на Курской дуге развернулись ожесточенные воздушные бои. Многие наши летчики проявили в этих боях настоящее мужество. Среди них был летчик- истребитель гвардии старший лейтенант А.К.Горовец.

 

 ^ Сообщения учащихся.
Фашистская техника не всегда долетала до места назначения
         1ученик. В составе эскадрильи Горовец прикрывал войска, отбивавшие ожесточенные атаки фашистских танков и пехоты. Выполнив боевую задачу, истребители возвращались на свой аэродром. Замыкающим шел самолет Горовца. Вдруг летчик заметил 20 бомбардировщиков противника, летевших бомбить наши войска. Разгорелся напряженный бой. Горовец бросился в гущу вражеских бомбардировщиков. Первой же пулеметной очередью он сбил ведущий самолет врага. Затем на землю упали второй и третий. Отважный летчик сбил еще 6 вражеских машин. Возвращаясь на свой аэродром, он попал под неожиданный удар четырех фашистских истребителей. Его самолет был подбит и врезался в землю. Так погиб А.К.Горовец - единственный в мире летчик, в одном бою сбивший 9 вражеских самолетов. Посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза.



^ Воздушный бой

         2ученик. В воздушных боях принимал участие старший лейтенант А.П. Маресьев, который был прототипом героя «Повести о настоящем человеке» Б.Полевого. Летчик, лишившийся обеих ног и вернувшийся на протезах в строй, сбил в боях под Орлом 3 самолета противника; ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

3 ученик. Успешно сражались французские авиаторы из эскадрильи «Нормандия» авиационного полка «Сражающаяся Франция». 14 французских летчиков- истребителей во главе с Жаном Луи Тюляком сбили в сражениях под Орлом 33 Фашистских самолета.


^ Автор Н. Жуков



  • Приложение 2. «Битва под Прохоровкой»

Утром, 12 июля, началось ожесточенное танковое сражение. На поле под Прохоровкой сошлись 1200 танков и самоходных орудий. Фашисты бросили в бой свои отборные танковые дивизии: «Мертвая голова», «Рейх», «Адольф Гитлер». Им противостояли танковая армия генерала П.А.Ротмистрова и армия генерала А.С.Жадова. Боевые порядки перемешались. «Тигры» в ближнем бою не смогли использовать свое преимущество, их с коротких дистанций поражали маневренные танки Т-34.Появление большого количества советских танков явилось для врага неожиданностью. Бой кипел. Земля горела, воздух вспыхивал, металл плавился… Кругом огонь и грохот. На 1 квадратный метр земли приходилось 3 мины. На раскалившихся стволах орудий горела краска, металл не выдерживал…Советские люди сражались за свою землю и свободу.

 13 июля. Сражение продолжалось. Противник бросил в бой 200 новых танков. Но успеха не имел и вынужден был перейти к обороне. Вскоре под ударами наших войск он начал отходить назад. Прохоровское танковое сражение выиграли наши войска. Гитлеровский план операции «Цитадель»  потерпел полное крушение.

^ 23 июля. К этому дню завершилось оборонительное сражение на Воронежском фронте. Теперь можно было переходить в наступление.

 5 августа. Советские войска освободили Орел и Белгород. В честь освобождения этих городов в Москве впервые был произведен артиллерийский салют.

 

         Подвиг советских воинов был высоко оценен Родиной. Свыше 100 000 участников Курской битвы, Харьковского и Белгородского сражений были награждены орденами и медалями, многие из них были удостоены звания Героя Советского Союза.       

^ 5. Закрепление изученного материала. Значение Курской Битвы.

Здесь пол-России воевало…

Здесь столько наших полегло…

Цвет нации, её гордость, её слава, её будущее…

И любые, пусть самые величественные памятники способны лишь в малой малости передать и народную скорбь по погибшим в той кровавой схватке за Отечество, за землю Русскую, и нашу вечную признательность им, и неизбывную народную печаль.

дней продолжалась эта величайшая битва наших войск с немецко-фашистскими войсками. Она закончилась победой Красной Армии, разбившей 30 отборных немецких дивизий, в том числе 7 танковых. Эти дивизии потеряли больше половины своего состава.

Курская битва завершила коренной перелом в ходе Второй мировой войны в пользу СССР. Советское командование закрепило за собой стратегическую инициативу в войне.

  • Приложение 3. Освобождение Орла и Белгорода. Салют.

( Голос Ю. Левитана)

^ 6. Итог урока.

Учитель.  Прохоровское поле называет третьим полем русской славы: здесь был нанесен смертельный удар немецко-фашистским захватчикам. Прохоровское поле занимает в нашей истории такое же место, что и Куликово поле, где в 1380г. русские полки под предводительством Дмитрия Донского разгромили орды Мамая и Бородинское поле, на котором в ходе Отечественной войны 1812г. русские войска под командованием М.И. Кутузова дали решающий бой французам.

         На основании указа Президента Российской Федерации от 26 апреля1995г. в районном центре Прохоровка был создан государственный Военно- исторический музей-заповедник «Прохоровское поле».

  • Приложение 4. «Возложение венков к монументу «Звонница» в Прохоровке».




^ После Орла и Белгорода салюты при взятии крупных городов стали обычным делом

Учитель:

Помни

Геннадий Ильин

Пока ты живой, не забудь ветеранов,

Остатка той страшной Дуги,

Могилы погибших, тяжелые раны,

И землю свою береги.

Запомни обильные, горькие слёзы

В сожженных войной деревнях,

Как стонут от боли дубы и березы,

Осколками плачут поля.

Пусть время сменяет число поколений,

Ты подвиги их сбереги, -

Кто выстоял в битве жестоких сражений

Огненной Курской Дуги.Конец формы



Похожие:

Учебников: «Окружающий мир», «Математика» iconПлан-конспект урока окружающего мира Система учебников "Перспектива" 1 класс
А. А. Плешакова "Окружающий мир", тетрадь на печатной основе "Окружающий мир", атлас-определитель "От земли до неба"
Учебников: «Окружающий мир», «Математика» iconУчебник «Окружающий мир» 1 класс часть А. А. Вахрушев\\Москва. Баласс-...
Познакомить учащихся с различными состояниями веществ их свойствами (1-я линия развития – уметь объяснять мир)
Учебников: «Окружающий мир», «Математика» iconУчебники по предмету «Окружающий мир»должны последовательно проводить принципы
В умк по биологии учтены новые подходы к оформлению учебников и учебных пособий в Образовательной системе «Школа 2100»
Учебников: «Окружающий мир», «Математика» iconКонспект урока в 1 классе по предмету «Окружающий мир» А. А. Плешаков....
Материально-техническое обеспечение: компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация
Учебников: «Окружающий мир», «Математика» iconТема: Как помочь птицам зимой?
Учебный фильм создан на основе программы Плешакова А. А. «Окружающий мир» курс «мир вокруг нас». Программа Плешакова А. А. «Окружающий...
Учебников: «Окружающий мир», «Математика» iconРабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» (1 класс)...
Ханты – Мансийского района «Средняя общеобразовательная школа п. Красноленинский»
Учебников: «Окружающий мир», «Математика» iconПояснительная записка
Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 2 класса составлена на основе стандарта начального общего образования по окружающему...
Учебников: «Окружающий мир», «Математика» iconОбеспечение образовательного процесса n п/п
...
Учебников: «Окружающий мир», «Математика» iconУрок математика окружающий мир
...
Учебников: «Окружающий мир», «Математика» iconСмирнова Валентина Алексеевна моу «лсош№7» Урок : Окружающий мир....
Базовый учебник: О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов “Окружающий мир” 1класс/М.; Академкнига/Учебник,2011
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница