Конспект открытого урока по русскому языку в 5 а классе на тему «Двойные согласные в корне слова»




Скачать 89.91 Kb.
НазваниеКонспект открытого урока по русскому языку в 5 а классе на тему «Двойные согласные в корне слова»
Дата публикации19.07.2013
Размер89.91 Kb.
ТипУрок
shkolnie.ru > Военное дело > Урок
МБОУ «Арская средняя общеобразовательная школа № 2»

города Арска Республики Татарстан


Конспект открытого урока по русскому языку в 5 А классе на тему «Двойные согласные в корне слова»

Провела учитель I квалификационной категории Арской средней

общеобразовательной школы № 2 Хакимова Назия Нурмухамметовна

Урок русского языка. 5 класс (с татарским языком обучения).

Тип урока: Изучение нового материала.

Тема урока: Двойные согласные в корне слова.

^ Цели:

-познакомить с понятием «двойные согласные» и тренировать в написании слов с

двойными согласными в корне;

Задачи урока:

-познакомить с правилами переноса слов с двойными согласными;

-обогатить словарный запас и формировать навыки употребления слов с двойными

согласными в речи учащихся;

-развивать мышление, прививать вкус к языку, пристальное внимание к художественному слову

^ Формы организации работы детей: коллективная, самостоятельная (разноуровневые задания), приемы исследовательской работы: наблюдение с использованием технических средств обучения и формулированием соответствующих выводов.

Оборудование: проектор, экран, компьютер

Технологии: презентация к уроку (слайды №1 - №7)

Записи на доске: буквосочетания; слова: программа, программист

Материал: разноуровневые задания для каждого ученика;

^ Использованная литература:

Учебник 5 класс. Русский язык Л. 3. Шакирова, Л. Л. Умарова, Казань, изд. Магариф. 2005,

Словари: Школьный словарь иностранных слов. В. В. Одинцов, Москва, просвещение, 1983;

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка; Орфографический словарь

^ ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

- Добрый день. Садитесь. Урок русского языка. Запишите число и тему урока. Ребята,
сегодня на уроке мы с вами изучим очень интересную тему, узнаем много нового,
познакомимся с новыми словами. Сегодняшняя тема называется «Двойные согласные
в корне слова», а по-другому еще говорят «удвоенные согласные».

^ II. Подготовка к изучению нового материала.

На доске запись: жк, нн, дк, кк, ск, лл, тр, ее, жж, зд, мм, пп, вс, рр.

- Посмотрите, пожалуйста, внимательно на доску. Прочитайте про себя
буквосочетания. Слоги ли это? Почему?

(Нет, это не слоги. Здесь нет гласных. Они состоят только из согласных букв).

  • Хорошо. А как вы думаете, какие из этих сочетаний являются удвоенными согласными? (дети говорят, я обвожу цветным мелом).

  • Значит, вам понятно, что означает слово двойные? Подберем однокоренные слова. (два, двойка, удвоенные, удвоить).

^ III. Усвоение новых понятий

1.Слайд №1

-Давайте прочитаем хором слова: аллея, аппетит, вожжи, грипп, дрожжи, ссора, класс, можжевельник, перрон, эффект, Анна, Кирилл, Филипп, Римма

-Как вы думаете, почему именно эти слова записаны здесь? (Это слова с удвоенными согласными).

-В какой части слова находятся удвоенные согласные? (В корне слова).

  • Значение каких слов вам не очень понятно?

  • ^ Вожжи - у запряженной лошади - дилбегэ. Дрожжи - дрожжевое тесто, пресное тесто - чупрэ. Можжевельник - кустарник - артыш агачы, куагы. Эффект -эффективное средство от простуды - файда, йогынты, тээсир, нэтиж,э.

  • Ответьте еще на такой вопрос: какие слова написаны с большой буквы? (Анна, Кирилл, Филипп, Римма)

  • Почему? (Это имена людей).

  • Правильно. В дальнейшем мы будем называть их имена собственные.

2.Слайд №2

  • Ребята, посмотрите внимательно на рисунок и догадайтесь, что хочет объяснить вам Кирилл? (Он хочет показать, как переносятся слова с удвоенными согласными).

  • А как они переносятся? (Одна буква из удвоенных согласных остается на одной строчке, вторая переносится на другую строчку).






3.Слайд №3

  • Слушайте внимательно задание. Из этих слов выберите три слова с удвоенной согласной в середине слова и разделите для переноса. Потом - в начале слова и в конце слова, (работа у доски и в тетрадях).

^ В середине В начале В конце

Ал-лея, мож-жевельник ссо-ра грипп, класс (Можем разделить

Ап-петит, вож-жи для переноса? Нет.

Дрож-жи, касс-са Они состоят из

Пер-рон, эф-фект одного слога).

Ан-на, Рим-ма ме-талл, Фи-липп, Ки-рилл

4.Чтение теоретического материала по учебнику.

  • А теперь откройте страницу 114, прочитаем теоретический материал (читает учитель).

  • Ребята, обратите внимание, что русских слов с удвоенными согласными немного. Все остальные - заимствованные, т. е. пришли в русский язык из других языков, например, из немецкого, французского, греческого, латинского, английского.

  • При затруднении в написании слов к какому словарю мы обращаемся?

(К орфографическому) (показываю).

  • Когда хотим узнать значение слова мы пользуемся ... (Толковым словарем) (показываю).

  • Строение этих словарей нам знакомо. Мы с ними работали. А если вы хотите узнать из какого языка заимствовано слово и его значение, обращайтесь к «Словарю иностранных слов» (показываю).

  • Например, слово аккорд - итальянское слово, означает сочетание нескольких музыкальных звуков.

  • Итак, у нас появился еще один друг - «Словарь иностранных слов».

3.Отгадывание загадки.

- Отгадайте-ка загадку:

По долинам, по отрогам Мчит широкая дорога.

И она, как знают все, Называется ... (шоссе)

- Кто может написать транскрипцию этого слова на доске? (остальные в тетр.)

4.Фонетическая зарядка.

- Слушайте, смотрите на меня внимательно, повторяйте за мной хором.

а) са-са-са, ша-ша-ша - Саша

б) шо-шо-шо, сэ-сэ-сэ - шоссе

в) Саша - шоссе

г) шоссе - Саша

5.Слайд № 4

- Перед вами скороговорка.

Шла Саша по шоссе, несла сумку на шесте.

  • Кто хочет проговорить четко и быстро. (3-4 ученика.)

  • Запомните и дома еще потренируйтесь.

IV. Формирование новых умений.

1. Работа по учебнику.

  • Найдите упражнение по учебнику 298. Прочитайте задание. Значит, при затруднении обращаемся к словарю. ( самостоятельно выполняют упражнение в тетрадях;на партах орфографические словари)

Слайд №5

Взаимопроверка выполнения упр.298

I II

Алюминий

Стеллаж

Галерея

Диаграмма

Ресурсы

Коллектив

Кавалерия

Комиссия

Волейбол

Ассистент

Офицер

Колледж




Бассейн




Телеграмма




Шоссе




Хоккей

- А теперь со словом из второго столбика составьте предложение.(несколько учеников читают свои предложения)

2. Словарная работа

а)-Обратите внимание на слово телеграмма.

  • Из каких частей состоит слово? (теле грамма)

  • Теле (от греч. - даль, далеко), грамма (от греч. -буква), т.е. мы буквами отправляем в даль слова.

  • Теперь следующее задание. Придумайте и запишите слова, в состав которых входит слово грамма (программа, телеграмма, орфограмма, грамматика).

  • Какие слова записали? Прочитайте.

  • А теперь подберите к этим словам прилагательные (устно):

новая, детская, телевизионная, концертная программа: обычная, срочная, поздравительная телеграмма; знакомая, незнакомая, трудная орфограмма; русская грамматика.
б)-У слова программа есть однокоренные слова, которые мы очень часто употребляем в современной речи. Может, сможете назвать их сами? (программный, программирование, программировать, программист).

  • Кто такой программист? (Это специалист по программированию ).

  • А что он делает? (Он составляет программу, т. е. план для вычислительной машины)

  • Запишите это слово в тетрадь для словарных работ и запомните написание.

Может быть, в дальнейшем вы выберете себе эту специальность.

Слайд №6

3.Задание для смекалистых.

- Прочитайте внимательно пары слов и подумайте, однокоренные ли эти слова?
Коллекция - коллектив

Шоссе - шасси

Аккорд - аккуратный

Перрон –Шарль Перро

(Нет. У них разные значения.)

- Чем же они только похожи? (двойными согласными)

4. ^ Разноуровневые задания. (на цветной бумаге)

- А теперь задания от «Светофорика». ( красные-повышенный уровень, зеленые-базовый уровень, желтые-облегчённый уровень)
Жёлтые.(2 ученика)

^ Прочитайте текст. Как можно его озаглавить? Выпишите слова с удвоенными

согласными и запомните их написание.

Есть такая профессия - корреспондент. Он пишет статьи, заметки в газету или

журнал. А фотокорреспондент делает снимки. Он всюду и везде со своим

фотоаппаратом. Его снимки иллюстрации к статьям.

Зелёные (2 уч.)

Прочитай. Какие слова ты вставишь вместо точек? Спиши, подчеркни удвоенные

согласные.

(шасси, класс, шоссе, коллектив, аллея, Одесса, группа, терраса, грипп, пассажир)

  1. Дети нашего ... - это дружный ... .

  2. После взлета самолет медленно убирает ... .

  3. По широкому ... мчались машины.

  4. Тенистая... привела нас к домику с ... .

  5. Осенью вся наша семья болела ... .

  6. ... туристов из ... побывала на Красной площади.

7. ... стояли на перроне вокзала.
Зелёные(1ученик).

Подбери к каждому из данных слов слова с удвоенной согласной. Запиши эти сочетания слов. Подчеркни удвоенные согласные.

... яблок, ... комната, цветная ... , ... пчелы, творожная ... , ... двух слагаемых, ... человек, ... «Утренняя звезда», разгадывать ... .

Слова для справок: иллюстрация, килограмм, кроссворд, программа, аккуратный,

масса, жужжат, сумма, классная.

Зелёные(1 ученик)

Найди однокоренные слова и запиши их группами. Подчеркни удвоенные согласные.

^ Касса, ссора, класс, жужжит, ванна, аллея, кассир, поссорились, классный, ванная,

прожужжал, кассовый (аппарат), кассирша, жужжание, аллейка.

Красные(3 ученика)

Составь и напиши небольшой текст с данными словами по такому началу:

В нашем классе все ребята чем- то увлекаются...

Слова для справок: коллекция, кроссворд, группа, бассейн, хоккеист, теннис, гаммы,

аккорды, аппетит. Филипп, Анна, Инна, Кирилл, Вова.

5. Проверка «красных» заданий (чтение рассказов).Остальные сдают работы для проверки.

6.Оценивание.

7. Итог урока.

  • С какими словами сегодня познакомились? (со словами с удвоенными согласными в корне)

  • Как вы заметили, правил никаких у нас сегодня не было. Слова с удвоенными согласными надо запомнить, а в самых трудных случаях обращаться к словарям.

V. Домашнее задание.

Слайд № 7

1.Упражнение 297 или 299 (на выбор).

2.Составить словарный диктант из 20 слов по теме «Двойные согласные»

Похожие:

Конспект открытого урока по русскому языку в 5 а классе на тему «Двойные согласные в корне слова» iconВопросы по русскому языку для поступающих в колледж
Правописание согласных в корне. Правописание непроверяемых гласных и согласных в корне. Двойные согласные
Конспект открытого урока по русскому языку в 5 а классе на тему «Двойные согласные в корне слова» iconКонспект открытого урока по русскому языку в 8-м классе на тему: «Роль обращений в речи»
Цель урока: систематизировать знания учащихся об обращении; углубить понятие об обращении, полученное в 5-м классе
Конспект открытого урока по русскому языку в 5 а классе на тему «Двойные согласные в корне слова» iconПлан-конспект урока по русскому языку Подготовила и провела учитель высшей категории
Тема урока: «О двух способах проверки слов с безударными гласными в корне слова»
Конспект открытого урока по русскому языку в 5 а классе на тему «Двойные согласные в корне слова» iconПлан-конспект открытого урока по русскому языку Составитель
Цель урока: способствовать развитию фонематического слуха, развивать умение слышать мягкие согласные звуки и правильно обозначать...
Конспект открытого урока по русскому языку в 5 а классе на тему «Двойные согласные в корне слова» icon«гиа анализ текста: приемы сжатия текста. Орфография: правописание...
...
Конспект открытого урока по русскому языку в 5 а классе на тему «Двойные согласные в корне слова» iconПлан-конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе по теме...
Оборудование урока: интерактивная доска; флипчарты, маркеры, бумага, учебники, доска и мел
Конспект открытого урока по русскому языку в 5 а классе на тему «Двойные согласные в корне слова» iconКонспект урока по русскому языку в 6 классе на тему: «В мире словарей»
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу»
Конспект открытого урока по русскому языку в 5 а классе на тему «Двойные согласные в корне слова» iconКонспект внеклассного мероприятия по русскому языку для 2 класса...
Сейчас вы сами определите тему нашего занятия. Послушайте одну интересную историю : Учительница сказала ученику, Ване Иванову. В...
Конспект открытого урока по русскому языку в 5 а классе на тему «Двойные согласные в корне слова» iconКонспект открытого урока по английскому языку «Спорт и здоровый образ жизни»
Конспект открытого урока по английскому языку «Спорт и здоровый образ жизни» в 7Б классе, проводимый по учебнику Биболетовой М. З.,...
Конспект открытого урока по русскому языку в 5 а классе на тему «Двойные согласные в корне слова» iconКонспект урока по русскому языку «Корень слова»
Учитель: Здравствуйте, ребята! Поприветствуем наших гостей. Наш язык и скромен и богат
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница