Использование приема антитезы у л. Н. Толстого («война и мир») и ф. М. Достоевского («преступление и наказание»)




Скачать 103.25 Kb.
НазваниеИспользование приема антитезы у л. Н. Толстого («война и мир») и ф. М. Достоевского («преступление и наказание»)
Дата публикации02.03.2013
Размер103.25 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > Военное дело > Документы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМА АНТИТЕЗЫ У Л.Н.ТОЛСТОГО («ВОЙНА И МИР») И Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО («ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»)

В своей работе я попытаюсь доказать, что антитеза (противопоставление образов, взглядов, мыслей, событий, социумов, философских понятий) является основным идейно-композиционным принципом романов Л.Н.Толстого «Война и мир» и Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», который проявляется на всех уровнях этих произведений: от проблематики до построения системы персонажей и приемов их психологического изображения.

Начну анализ с заглавий произведений. У Толстого война- это не только военные действия, но и война в душах героев (поиск смысла жизни), а мир и как антитеза войне, и как общность людей на земле, и как душевное согласие с самим собой.

В романе « Преступление и наказание» Ф.М.Достоевский , противопоставляя эти два понятия, хотел показать ,что нравственное наказание важнее, чем юридическое , а чтобы очистить свою душу, надо покаяться перед Богом ,людьми и собственной совестью.

^ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ 2 СЕМЕЙСТВ: РОСТОВЫХ И КУРАГИНЫХ.

Сравним 2 семьи: Ростовых и Курагиных. Толстой показал нам, что в основе взаимоотношений Ростовых лежат доверие и любовь, а Курагиных - животное родство и бездуховность. (У Ростовых мать с отцом боготворят своих детей , а у Курагиных старая княжна ревнует мужа к дочери). «Низменности, корыстолюбию одних писатель противопоставляет « простоту, добро и правду» других.

^ ДУХОВНОСТЬ И БЕЗДУШИЕ НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗОВ НАТАШИ РОСТОВОЙ И ЭЛЕН КУРАГИНОЙ.

Противопоставление семей дает нам возможность лучше понять тех, кто в этих семьях воспитывался. Сравним Наташу Ростову и Элен Курагину.

Наташа не красива (Большой рот, черты не правильны, лоб мал, губы толсты), но она всем нравится, потому что секрет ее очарования в искренности, в желании помочь людям (уговорила отдать подводы раненым). Совсем другая Элен: « вполне красивая» женщина, но в ее красоте нет возвышающего душу начала, она возбуждает «гадкое чувство».Элен исключительно беспринципна и эгоистична, духовно уродлива и вульгарна(связь с Долоховым и Друбецким, брак по расчету с Безуховым). Толстой, используя антитезу « внешняя красота» – «внутреннее очарование», «духовность – бездушие»,показывает ничтожество Элен и благородство Наташи.

^ АНТИТЕЗА «ВОЙНА 1805 – ВОЙНА 1812»

Если анализировать картины войн в романе, то по-разному Толстой изображает Аустерлицкое и Бородинское сражения, потому что цели и задачи войны 1805 года не понятны простому народу, а в войне 1812 года цель ясна - защита своей родины. Русские люди готовы в любую минуту отдать свою жизнь за свободу и независимость Отчизны. Перед сражением под Москвой царит воодушевление: «Всем народом навалиться хотят, одно слово - Москва».

^ АНТИТЕЗЫ «ЛОЖНОЕ – ИСТИННОЕ», «ПАТРИОТИЗМ - КАРЬЕРИЗМ»

Художественное пространство романа как бы ограничено двумя полюсами: на одном полюсе – добро и мир (его представители М.И.Кутузов, Андрей и Марья Болконские, Наташа и Николай Ростовы, Тушин .Тимохин, Каратаев), на другом – зло и вражда(это - Наполеон, Василий, Анатоль и Элен Курагины ,Анна Павловна Шерер, Долохов, Берг, Жерков).

Ложное – это царство интриги и пустословия, где идет взаимная борьба за личное благо, за место под солнцем (салон А.П.Шерер), истинное- это поведение таких людей ,как князь Андрей Болконский, который поднял окровавленное знамя и устремился вперед. Патриотизм – это поступок ротного Тимохина, который спас батальон, штабс-капитана Тушина, который своей храбростью и сметливостью решил исход Шенграбенского сражения. Карьеризм-это поведение таких людей ,как Долохов, который ,получив ранение в руку, докладывал: «Рана штыком, я остался на фронте. Попомните». В обществе карьеристов нет ничего правдивого, естественного, что так ценил Л.н.Толстой.

^ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ ДВУХ ПОЛКОВОДЦЕВ: КУТУЗОВА И НАПОЛЕОНА

Продолжая использовать антитезу как основной художественный прием, писатель создает два символических образа: Наполеона и Кутузова. Кутузов предстает перед читателями как простой русский человек, чуждый притворству ,и одновременно как мудрый исторический деятель и полководец. Главное для Толстого в Кутузове – его кровная связь с народом: « то народное чувство, которое он носил в себе во всей чистоте и силе его». Кутузов понимал, что решают исход сражения не приказы, не количество солдат, не место боя, а сила, которая называется дух войска. Даже портрет полководца его не портит (« пухлое, изуродованное лицо»),не отталкивает, а позволяет увидеть человеком. Сдав Москву , но сохранив армию, дождался своего торжества и … заплакал: «Спасена Россия»

Антиподом Кутузову выступает Наполеон. Для писателя он – агрессор, враг, пришедший поработить Россию. Его портрет карикатурен: «жирная грудь ,крупный живот, желтый, опухлый, тяжелый с мутными глазами, красным носом». Его отталкивающая внешность говорит о нем как о человеке самовлюбленном ,самонадеянном, эгоистичном. Для этого « сверхчеловека имеет интерес, только то, что происходило в его душе». Каково же было удивление Наполеона, когда после триумфальных встреч во всех столицах Европы Москва оказалась пуста. Не государственным деятелем, не великим полководцем, а избалованным, самовлюбленным позером предстает император во многих сценах романа «Война и мир».

Сопоставляя двух великих полководцев, используя антитезу, которая помогает ярче увидеть разницу между ними, Л.Н.Толстой делает вывод: « Нет и не может быть величия там, где нет простоты, добра и правды».

^ ПРТИВОПОЛОЖНОСТЬ ДВУХ ФИЛОСОФСКИХ ПОНЯТИЙ «ЖИЗНЬ – СМЕРТЬ»

На примере отношений героев романа к жизни и смерти писатель утверждает их жизнелюбие. Одним из таких героев является князь Андрей Болконский. Разочаровавшись в образе жизни ,он мечтал о славе, пусть даже ценой жизни. Его не страшат «смерть, раны, потеря семьи». Болконский действительно совершает подвиг ,но все произошло совсем не так , как ему рисовалось. Теперь жизнь казалась прекрасной, а смерть - ничтожной, «смысл которой никто не мог понять и объяснить из живущих». Но вернувшись домой и узнав о смерти жены изменили его взгляды. Счастье теперь для князя – « отсутствие…двух зол»: угрызений совести и болезни. А когда на Бородинском поле смерть заглянула ему в глаза(разорвалась граната), он подумал: «Я не хочу умереть, я люблю жизнь» Но был смертельно ранен. Толстой подробно описывает мысли и чувствакнязя, его размышления о жизни и смерти в последние часы.

Раскрыть философское понятие «смерть» пытается и капитан Тушин : «Коли бы возможно было знать, что будет после смерти, тогда бы и смерти из нас никто не боялся. Боишься неизвестности…» Даже жизнелюбивая Наташа Ростова после кончины Андрея чувствует « облако смерти», но любовь к Пьеру возродила в ней жизнь.

Философствуя на тему жизни и смерти, Толстой показал момент текучести жизни . «Человек есть текущее вещество».

Раскрывая социальные и исторические темы, поднимая нравственные, психологические и философские проблемы в романе « Война и мир», Л.Н.Толстой использовал антитезу как один из основных художественных приемов.

^ АНАЛИЗ РОМАНА Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» С ПОЗИЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АНТИТЕЗЫ КАК ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРИЕМА

Ф.М.Достоевский вслед за Л.Н.Толстым также использует противопоставление , но несколько иначе. Основная тема : тема человеческих страданий и возникающие на этой основе проблемы добра и зла веры и атеизма, бунта и смирения раскрываются писателем с помощью антитезы.

^ ДВЕ ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ЧЕРТЫ РАСКОЛЬНИКОВА - ВЫСОКОМЕРИЕ И ВЕЛИКОДУШИЕ.

С одной стороны, Родион Раскольников –это человек добрый , великодушный, гуманный, страдающий за «униженных и оскорбленных», воспринимающий чужую боль острее, чем свою( вытащил из пожара детей, помог пьяной девочке, чтобы спасти ее от погибели, помог похоронить Семена Мармеладова), с другой стороны, это человек угрюмый, гордый, высокомерный, даже надменный, «ужасно высоко себя ценит и, кажется, не без некоторого права на то». Единственный приятель Разумихин дал ему такую характеристику: «..Надменен и горд; великодушен и добр… в нем два противоположные характера поочередно сменяется». Мать Роди, сравнивая его с сестрой, подтверждает эту противоречивость: «..Оба высокомерные и оба великодушные».

В характере Раскольникова мы видим две черты- высокомерие и великодушие -казалось бы, совсем не совместимые. Характер его сложен и противоречив , как противоречива его теория. Писатель использует антитезу для более яркого раскрытия образа своего героя.

^ МИР «ПРИЗРАЧНЫЙ» И МИР «РЕАЛЬНЫЙ»

Ф.М.Достоевский, используя антитезу, показывает два особых мира для того, чтобы читатель мог понять душевное состояние и поступки героя. Один- реальный, грубый, пошлый, другой- призрачный, фантастический, возникающий в мечтах Родиона.(Каморка, похожая на шкаф, летняя вонь на улицах, пьяные .страшные рожи, нищета и убогость семьи Мармеладовых).

Призрачный мир рисует Достоевский с помощью грез Раскольникова, которые породили Наполеоновскую теорию индивидуализма. В ее основе лежит противопоставление «тварей дрожащих» и «право имеющих». В глубине самой теории скрыта антитеза «вошь- человек», «тварь дрожащая - властелин судьбы», которая помогает понять читателю пагубность этих идей.

Антитеза «ВОШЬ – ЧЕЛОВЕК»

Создав теорию ,Раскольников ставит перед собой мучительные вопросы: «Вошь ли я ,как все, или человек? Тварь ли я дрожащая или право имею? Смогу ли переступить или не смогу? Разумом он принимает идею, но душою противится ей. «Безобразная мечта» вызывает у него отвращение( «Главное: грязно, пакостно, гадко!») Благодаря случайностям ему удается техническая сторона убийства, против него нет улик. Но тем большее значение имеет сторона нравственная. Раскольников сам выдает себя. В душе героя происходит противоборство: то ему кажется, что он сумасшествует, а то наполняется чувством « полной, непосредственной ,чистой животной радости». То он хочет брякнуть Порфирию Петровичу « в рожу всю правду», то решает продолжить игру, то он говорит сестре Дуне: «Или я ,или Лужин!»А то : «Да выходи за кого хочешь!», следователю говорит, что верит в бога, а Соне со злорадством замечает: «Бога-то совсем и нет».

Антитеза характера героя, его двойственного поведения помогает понять ложность и несостоятельность теории: идея о сильной личности и ее праве переступить моральные нормы ведет не к возвышению . а к разрушению личности. К ее нравственной и физической гибели. Писатель использовал антитезу для показа борьбы противоречий в душе героя и крушения его теории, для раскрытия идеи осуждения эгоизма и индивидуализма.

^ СВИДРИГАЙЛОВ –ДВОЙНИК РАСКОЛЬНИКОВА.

Наиболее сильным художественным приемом для показа разрушения личности служит писателю система двойников главного героя. Таким двойником является Свидригайлов. Мы видим разницу между этими героями, когда автор рисует их портреты, поведение ,отношения к близким. Способность веровать одухотворяет облик Раскольникова, а ирония Свидригайлова постепенно умертвляет сознание и чувства. Для такой социально-психологической антитезы и введен в роман низменный и циничный помещик.

^ ПОРФИРИЙ ПЕТРОВИЧ – ИСТИННЫЙ АНТАГОНИСТ

Мы видим противопоставление образов студента Раскольникова и следователя Порфирия Петровича. Родион раздражен, эмоционален, горяч, бесконтролен в своем поведении, Порфирий Петрович спокоен, уравновешен, , доминантой его является разум.. Душа преступника его не волновала, он хотел с ее помощью ловко « подловить « убийцу. Раскольников страдающий, потерявший себя, ищущий защиты человек. Порфирий же испытывает какое- то садистское наслаждение муками жертвы. Мы снова видим противопоставление у Достоевского «хищник – жертва», но теперь в качестве жертвы выступает сам герой. «…Он у меня психологически не убежит, хе-хе! Прямо мне в рот и влетит, а я его проглочу…»,- восклицает Порфирий.

^ АНТИТЕЗА «БУНТ – СМИРЕНИЕ»

Раскольникову писатель противопоставляет Сонечку Мармеладову. Ее путь – путь слабой, безвольной и жертвенной натуры – путь покорного отчаяния: принять жизнь такой, какая она есть, смириться, жить самопожертвованием. На фоне физической слабости мы видим могучую духовную силу героини. Ради сводных сестер и брата она пошла на панель, ради любви к Раскольникову последовала за ним на каторгу,

Путь Раскольникова_ путь сильного, волевого, бунтующего характера. Постоянные оскорбления человеческого достоинства приводят его к убийству.

Когда писатель рисует спор Раскольникова с Соней, то он показывает с помощью антитезы столкновение различных характеров и умение передать разные идейные позиции спорящих. Идейная позиция Раскольникова – протест, бунт, а Сони – смирение, всепрощение, сострадание. Кротость и ожесточение - заколдованный круг мыслей Ф.М.Достоевского.

^ КАК АНТИТЕЗА ПОМОГАЕТ РАСКРЫТЬ И ПОНЯТЬ ЗАМЫСЕЛ И ОСНОВНУЮ ИДЕЮ РОМАНОВ Л.Н.ТОЛСТОГО И Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО.

Замысел романа Достоевского « Преступление и наказание» заключается в изображении внутреннего конфликта героя, образ Раскольникова полностью построен писателем на антитезе. Это противопоставление и черт характера главного героя: великодушие и благородство, высокомерие и надменность, и двух причин убийства: социальное положение героя и его теория, в которой в свою очередь два типа людей: « обыкновенные» и «необыкновенные», и противоборство в душе Родиона: кто он « вошь или человек», и изображение двойников: помещика Свидригайлова и следователя Порфирия Петровича, и показ спора Раскольникова с Соней, где решается закон жизни – смирение и всепрощение или протест и возмездие.

Но в романе спорят не герои, а идей – идеи добра и зла: покорности и бунта, кротости и ожесточения .святости и греха, слабости и силы, подчинения и власти, красоты и уродства,порядочности и подлости, смирения и протеста, всепрощения и возмездия. Идеи любви и добра противопоставлены кровавой теории индивидуализма.

Прием антитезы помог мне понять основную идею этого произведения – нравственное отрицание и разоблачение индивидуалистического начала в человеке. Достоевский показал в романе , что, совершив преступление, человек встает на путь разрушения собственной личности, на путь самоуничтожения.

С помощью антитезы писатель доказывает в своем романе, что не бунтарство , не самоутверждение, а сострадание и любовь – вот нравственный закон в человеческих отношениях, поэтому добро побеждает зло.

То же самое можно сказать и о романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир», и в нем тоже побеждает добро. На примерах из романа я уже доказала, что основным художественным приемом у писателя является антитеза. Этот прием - стержень произведения, который пронизывает его снизу доверху: противопоставлены философские понятия « война и мир», «жизнь и смерть»,войны 1805-1807 и 1812гг., сражения ( Аустерлицкое и Бородинское), полководцы( Кутузов и Наполеон),социумы ( Москва и Петербург; светское общество и провинциальное дворянство), целые семьи ( Курагины, Ростовы, Болконские) , действующие лица( Наташа Ростова – Элен Курагина, Андрей Болконский и Анатоль Курагин).

Главное противопоставление в романе «жизнь настоящая» и «жизнь ложная». Писатель показал , что жизнью ненастоящей живут представители светского общества, а настоящей те, кому не безразлична судьба родины и своего народа.

Хочу закончить свою работу о творчестве таких великих русских писателей 19 века, как Федор Михайлович Достоевский и Лев Николаевич Толстой, словами последнего: « Нет величия там , где нет простоты , добра и правды». Оба писателя велики в своем творчестве, талантливы и неповторимы благодаря умению показать жизнь с позиций добра.

Похожие:

Использование приема антитезы у л. Н. Толстого («война и мир») и ф. М. Достоевского («преступление и наказание») iconКонспект урока по литературе. Тема: Духовное возрождение Р. Раскольникова...
Творчество Ф. М. Достоевского освещено истинами православия. " Преступление и наказание" (1865-1866), один из всепризнанных величайших...
Использование приема антитезы у л. Н. Толстого («война и мир») и ф. М. Достоевского («преступление и наказание») iconКонспект урока по литературе. Тема: Духовное возрождение Р. Раскольникова...
Творчество Ф. М. Достоевского освещено истинами православия. " Преступление и наказание" (1865-1866), один из всепризнанных величайших...
Использование приема антитезы у л. Н. Толстого («война и мир») и ф. М. Достоевского («преступление и наказание») icon«Истинная красота человека» (По роману Л. Н. Толстого «Война и мир»)
Цель. Познакомить с романом Л. Н. Толстого «Война и мир», развивать интерес к творчеству Л. Н. Толстого; воспитывать стремление ставить...
Использование приема антитезы у л. Н. Толстого («война и мир») и ф. М. Достоевского («преступление и наказание») iconРоман Достоевского «Преступление и наказание»
«Преступление и наказание» величайшее философско-психологическое произведение. Главного героя романа – Родиона Раскольникова никак...
Использование приема антитезы у л. Н. Толстого («война и мир») и ф. М. Достоевского («преступление и наказание») iconЛитература Философская и нравственная проблематика романа Ф. М. Достоевского...
Философская и нравственная проблематика романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Использование приема антитезы у л. Н. Толстого («война и мир») и ф. М. Достоевского («преступление и наказание») iconУрок в 10 классе по теме: «Утверждение христианских ценностей в романе...
Итоговый урок в 10 классе по теме: «Утверждение христианских ценностей в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Специфика...
Использование приема антитезы у л. Н. Толстого («война и мир») и ф. М. Достоевского («преступление и наказание») iconКлассный час «Преступление и наказание»
Цель: рассмотреть понятия: преступление, умысел, соучастие в преступлении, уголовная ответственность, наказание, возраст, с которого...
Использование приема антитезы у л. Н. Толстого («война и мир») и ф. М. Достоевского («преступление и наказание») iconУрок литературы в 10 классе. Тема : «Образ Петербурга в романе Ф....
Образовательная цель: создать предпосылки для совершенствования анализа художественного произведения: помочь представить учащимся...
Использование приема антитезы у л. Н. Толстого («война и мир») и ф. М. Достоевского («преступление и наказание») iconРоман Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" в таблицах
На днях я совершенно решил писать его немедля Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах,...
Использование приема антитезы у л. Н. Толстого («война и мир») и ф. М. Достоевского («преступление и наказание») iconОбраз Наташи Ростовой в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
Одним из самых ярких образов в романе «Война и мир» образ является Наташи Ростовой, которую в начале мы видим тринадцатилетней беззаботной...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница