Урок истории и литературы на тему: «бородинское сражение»




Скачать 82.12 Kb.
НазваниеУрок истории и литературы на тему: «бородинское сражение»
Дата публикации01.05.2013
Размер82.12 Kb.
ТипУрок
shkolnie.ru > Военное дело > Урок
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ИСТОРИИ И ЛИТЕРАТУРЫ НА ТЕМУ:

«БОРОДИНСКОЕ СРАЖЕНИЕ»

(по историческим материалам и роману

Л.Н. Толстого «Война и мир»)

Цель урока: показать историческое значение Бородинской битвы, ее стратегическое значение в ходе Отечественной войны 1812 г.; научить сравнивать взгляды писателей и историков, делать выводы; воспитывать учащихся на ярких примерах героизма русской армии, приобщать к архи­вным материалам, литературным и историческим источникам, свидетель­ствующим о храбрости русского воина, готовности стоять насмерть, за­щищая Родину.
Оборудование: карты, схемы, таблицы, показывающие ход сражения; роман Л.Н. Толстого «Война и мир» (3-й том), иллюстрации к роману; таблицы для работы учащихся на уроках (на каждом столе).

Ход урока

I. Сообщение темы урока, цели, задач.

Учитель истории предлагает учащимся таблицу, над которой они будут работать в течение 2-х часов.

  1. Вступительное слово учителя истории и вопросы для
    фронтальной беседы (повторение пройденного).


  1. Каковы были причины войны 1812 года?

  2. Какой характер носила война для воюющих сторон?

  3. Каковы были планы сторон накануне войны?

  4. Как и почему они изменились в ходе войны?

  5. Почему война 1812 г. являлась для России Отечественной войной?

  6. В чем проявлялся народный характер войны?


III. Сообщение плана изучения нового материала (запись на

доске).

1. Планы и подготовка к генеральному сражению. Соотношение сил (по историческим материалам).

2. Ход Бородинской битвы, ее итоги и историческое значение (по историческим материалам).

  1. Лев Толстой о своих разногласиях с историками по поводу целей и подготовки сражения.

  1. Описание Бородинской битвы в романе «Война и мир».

  2. Чтение составленной в ходе урока таблицы, обсуждение, выводы.

^ IV. Лекция с элементами беседы.

Учитель истории. Имея численное преимущество, Наполеон стремился в генеральном сражении разгромить русскую армию, вступить в Москву, продиктовать России условия мира. Кутузов не был склонен искать исход войны в одном генеральном сражении, он понимал, что генеральное сражение не определяет окончательной победы. Стратегический план Кутузова был направлен на накопление крупных сил (резервов), истощение врага и окончательный его разгром в ходе контрнаступления. Кутузов так говорил об этом: «Когда дело идет не о славе выигранных только баталий, но вся цель - устремление на истребление французской армии... я взял намерение... отступить...» (из донесения).

Наполеон говорил: «Победа под Бородином, если и удастся ее достигнуть, будет лишь временной победой, а не окончательным поражением противника».

^ V. Значение Бородинской битвы. Вопросы к ученикам:

  1. Почему Бородино навечно осталось в памяти народной?

  2. Как вы объясните слова Наполеона: «Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми. Из 50 сражений, мною данных, в битве под Москвою выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех».

  3. В чем проявился патриотизм русских воинов?

В Бородинской битве русская армия обескровила французов и нанесла им невосполнимые потери: было убито 58 тыс. человек (43%) всего состава участвовавших в сражении, в том числе 47 генералов, русские войска потеряли 38 тыс. человек (30%), в том числе 23 генерала, сохраняя высокую стойкость и волю к победе.

Наполеон не достиг своих целей -- разгрома русской армии - - и впервые не смог одержать победу в крупном генеральном сражении. По словам А. Крмелева, при Бородине «французская армия расшиблась о русскую». Оценивая Бородино, Кутузов писал в донесении императору: «Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно. Желание всякого было умереть на месте и не уступить неприятелю. Французская армия под предводительством самого Наполеона, будучи в превосходнейших силах - не превозмогла твердость духа российского солдата, жертвовавшего с бодростью жизнею за свое отечество».

Наполеон, уже будучи узником на острове св. Елены. писал: "Это была битва гигантов. С обеих сторон было введено в бой более четверти миллиона солдат и офицеров. Над Бородинским полем гремели залпы

1200 орудий".

В приказе по армии Кутузов писал: "Объявить мною совершенную благодарность всем вообще войскам. находившимся в последнем сражении".
^ VI. Взгляд Толстого на Бородинское сражение.

Учитель литературы. На предыдущих занятиях мы говорили, что Лев Толстой был не удовлетворен тем. как историки дают объяснения причин наполеоновских войн. Не согласен был великий писатель и со взглядами ученых историков на цели, подготовку и ход Бородинского сражения. Он писан: «Разногласие мое в описании исторических событий с рассказами историков... Оно не случайное, а неизбежное. Историк имеет дело до результатов события, художник—до самого факта события. Художник, из своей ли опытности или по письмам, запискам и рассказам, выводит свое представление о совершившемся событии, и весьма часто оно оказывается противоположным выводу историка.... Для историка главный источник есть донесения частных начальников и главнокомандующего. ...Художник отворачивается от них, находя в них необходимую ложь.

Итак, задача художника и историка совершенно различна и разногла­сие с историком в описании событий и лиц в моей книге — не должно поражать читателя».

О целях, подготовке Бородинского сражения читаем в 19-й главе 2-й части 3-го тома.

«Для чего было дано Бородинское сражение? Ни для французов, ни для русских оно не имело ни малейшего смысла...» (чтение отрывков из главы).

Толстой отмечает, что «...Кутузов и Наполеон поступили непроизвольно и бессмысленно. А историки под совершившиеся факты уже потом подвели хитросплетенные доказательства предвидения и гениальности полководцев». В тексте учащиеся находят строчки и записывают в таблицу: «Русские не отыскивали лучшей позиции... но и никогда до 25 августа 1812 года не думали о том, чтобы сражение могло произойти на этом месте...» «Бородинское сражение произошло совсем не так, как, стараясь скрыть ошибки наших военачальников и вследствие того умаляя славу русского войска и народа, описывают его. Бородинское сражение не произошло на избранной и укрепленной позиции... а принято было рус­скими на открытой, почти не укрепленной местности с вдвое слабейшими силами против французов, т.е. в таких условиях, в которых … немыслимо было драться…»

Бородинская бита у Л.Н. Толстого изображается как народное сражение». Автор дает панораму сражения и сверху, и со стороны, и, главное, - изнутри. Читатель видит сражение глазами его участников.

Учитель предлагает ученикам ответить на вопросы:
1. Какой увидел битву Пьер Безухов, человек сугубо штатский, не раз­бирающийся в военном деле (XXXI, XXXII главы 2-й части 3-го тома)?

2. Какой видится битва Андрею Болконскому, опытному военному участнику многих сражений (XXXVI, XXXVII главы 2-й части 3-го тома)?

3. Как относятся к битве простые солдаты, как они воюют (XXII, XXXVI, XXXII главы)?

4. Что пишет Л. Толстой о Кутузове и Наполеоне? Какую роль отводит писатель полководцам? Читаем отрывки из глав XXVII, XXVIII, XXXV.





Исторические материалы о Бородинском сражении

Л.Н. Толстой о Бородин­ском сражении в романе «Война и мир»

1. Цели, пре-следуемые рус-ской армией

Обескровить противника, добиться изменения в соотношении сил, не допустить к Москве

«...не имело ни малейшего

смысла...»

2. Подготовка к сражению

Сражение тщательно пла­нировалось, выбиралось место, строились укрепле­ния

«Русские не отыскивали луч­шей позиции...»; «... сражение... принято было русскими на открытой, почти не укрепленной местности...»

3. Соотноше­ние сил нака­нуне сражения

120 тыс. человек, 624 ору­дия у Кутузова. 135 тыс. человек, 587 орудий у Наполеона

5/6, т.е. 100 тыс. у русских и 120 тыс. у французов

4. Ход сражения

Наполеон и Кутузов руководили в сражении своими армиями

Ход сражения не был управля­ем ни со стороны Наполеона, ни со стороны Кутузова

5. Итоги сра­жения, след­ствие

Русские потеряли 38 тыс. человек (30%), францу­зы — 58 тыс. человек (43%). Кутузов: «Французская армия не превозмогла твердость духа российского солдата...» Наполеон: «Французы показали себя достой­ными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми»

«Нравственная сила фран­цузской армии была истощена... победа нравственная была одержана русскими»



«...Во все время сражения Наполеон находился так далеко от него, что (как это и оказалось впоследствии) ход сражения ему не мог быть изве­стен и ни одно распоряжение его во время сражения не могло быть ис­полнено». «Наполеону казалось только, что все дело происходило по воле его».

Кутузов «...не делал никаких распоряжений, а только соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему». «Кутузов был в Горках, в цен­тре позиции русского войска».

- Каков же результат сражения?

Ученики читают отрывки из 39-й главы 2-й части 3-го тома. «Несколь­ко десятков тысяч человек лежало мертвыми в разных положениях и мундирах...»

Особое внимание при чтении 39-й главы следует обратить на спор Л.Н. Толстого с историками («Некоторые историки говорят, что...»).

Да, Л.Н.Толстой был не согласен с историками по вопросам целей, подготовки, хода сражения. Но вот в чем они были едины, так это во взглядах на итоги и следствия Бородинской битвы.

«Нравственная сила французской, атакующей армии была истощена... победа нравственная была одержана русскими под Бородиным»; «Пря­мым следствием Бородинского сражения было...» (глава 39, часть 2, том 3, заключительные строки).

^ VII.Чтение таблицы, составленной в течение уроков.

(Отмечаются наиболее удачные работы, вносятся изменения.)

VIII. Подведение итогов учителем литературы.

Изучая исторические документы, касающиеся войны 1812 г., Бородинского сражения, мы не можем не обратиться к роману «Война и мир».

Толстовское описание Бородинской битвы позволяет нам воссоздать целостную картину конкретного исторического события и, не­смотря на разногласия Л.Н. Толстого с учеными и военачальниками, лучше понять историю России, проникнуться чувством благодарно­сти к «богатырям русским», защищавшим Родину в 1812 г. Читая роман «Война и мир», убеждаешься в правоте великого писателя-гу­маниста, заявившего, что «...вопрос, не решенный дипломатами, еще меньше решается порохом и кровью», «... война есть сумасшествие, или ежели люди делают это сумасшествие, то они совсем не разум­ные создания».

Л.Н. Толстой: «Прямым следствием Бородинского сражения было беспричинное бегство Наполеона из Москвы, возвращение по старой смоленской дороге, погибель пятисоттысячного нашествия и погибель наполеоновской Франции, на которую в первый раз под Бородиным была наложена рука сильнейшего духом противника».




Похожие:

Урок истории и литературы на тему: «бородинское сражение» iconУрок истории в 8 классе по теме «Бородинское сражение»
...
Урок истории и литературы на тему: «бородинское сражение» iconУрок истории и литературы в 11-м классе на тему: «Истоки и уроки...
Название работы: Интегрированный урок истории и литературы в 11-м классе на тему
Урок истории и литературы на тему: «бородинское сражение» icon«Бородинское поле» Цели
Интеллектуальная игра для 3-4 классов, посвящённая 200-летию Бородинской битвы «Бородинское поле»
Урок истории и литературы на тему: «бородинское сражение» iconУрок литературы и истории в 8 классе по теме «Золотой век русской культуры»
Авторы: Падерина Ирина Александровна учитель русского языка и литературы высшей категории мкоу «Раскатихинская сош», Кузняк Владимир...
Урок истории и литературы на тему: «бородинское сражение» iconМетодическая разработка открытого урока по истории: «Образование...
Данный урок по истории является открытым и входит в блок: «Раннее средневековье. V – X вв». Урок имеет целью расширение и закрепление...
Урок истории и литературы на тему: «бородинское сражение» iconКлассный час на тему «Герой. Кто он?»
«герой», «подвиг», раскрыть образ героя на примерах из истории, литературы, фольклора и современной жизни
Урок истории и литературы на тему: «бородинское сражение» iconКонспект урока. Урок литературы – внеклассное чтение. Интегрированный...
Эпиграфы к уроку: «Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране.» К. Паустовский
Урок истории и литературы на тему: «бородинское сражение» iconСценарий урока «Суд истории. Виновен ли АлександрIв смерти своего отца ПавлаI?»
Урок истории проводится в 8 классе в рамках изучения темы по истории России «Правление Александра I. Дней Александровых прекрасное...
Урок истории и литературы на тему: «бородинское сражение» iconУрок литературы в 9 классе Смолиной Г. Н. Аннотация урок литературы...
Урок литературы в 9 классе проводился по модели «6 шляп критического мышления», опубликованной в сборнике «Учимся продуктивно мыслить»...
Урок истории и литературы на тему: «бородинское сражение» iconУрок литературы в 11-м классе на тему: «Роль образа Луки в пьесе М. Горького «На дне»
Воспитательные цели: акцентировать внимание учащихся на вопросах, поднятых
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница