Урок- мастерская «Как наше слово отзовется…»




НазваниеУрок- мастерская «Как наше слово отзовется…»
страница1/9
Дата публикации22.02.2013
Размер0.65 Mb.
ТипУрок
shkolnie.ru > Военное дело > Урок
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Фамилия, Имя, Отчество

Часовских Ирина Павловна

Регион, Населенный пункт

г. Петушки Владимирской области

Название учреждения

МБОУ СОШ №3

Ваша должность

Заместитель директора школы по УВР, учитель русского языка и литературы

E-mail для обратной связи

i.chasovskikh@mail.ru

^ Методическая практика учителя русского языка и литературы

по воспитанию языковой личности современного школьника средствами изучения одной тематической сериисканирование0032

^ Опыт Часовских Ирины Павловны, Заслуженного учителя РФ

МБОУ СОШ №3 г. Петушки Владимирской области

Введение

Вашему вниманию предлагаются четыре сдвоенных урока одной тематической серии «Формирование культуры речи учащихся» (всего восемь уроков). Тематика уроков:

1. «Языковой паспорт говорящего» (сдвоенный урок, 2 часа)

2. «Языковой паспорт говорящего» (углубление знаний - сдвоенный урок, 2 часа)

3. Урок- мастерская «Как наше слово отзовется…» (сдвоенный урок, 2 часа)

4. «Языковая экология как проблема современности» (сдвоенный урок, 2 часа)

Цель, объединяющая все уроки в единое целое, состоит в утверждении высказывания И.С.Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса! Берегите чистоту языка, как святыню».

В каждом сдвоенном уроке предусмотрены теоретическое обсуждение заявленной проблемы, задания для развития коммуникативной компетенции, формирования культуры речи и практическая часть (задания по разделам: «Правильно произносим слова», «Исправляем речевые ошибки и недочеты», «Правильно определяем лексическое значение слова, лексический смысл фразеологизмов», «Грамматика», «Стили речи»).

Уроки №1, №2, №4 проводятся в технологии критического мышления, урок №3 – урок-мастерская. Уроки построены на анализе текстов В.А.Сухомлинского, Д.С.Лихачева, Л.Н.Толстого и др., на сравнении одного текста с другим. Уроки предусматривают предварительную работу с Интернетом, с различными словарями, справочной литературой. Презентации учащихся «Русский язык (ассоциативное восприятие понятия «Русский язык»)», «Что такое слово?» - не только как прекрасное наглядное пособие, но и показатель творчества, познавательной активности старшеклассников.

Данные уроки целесообразно проводить в классах, в которых преподавание ведется по УМК А.И. Власенкова и Л.М.Рыбченковой «Русский язык 10-11 класс» (по одному сдвоенному уроку один раз в четверть за счет резервных уроков).

^ Урок №1 «Языковой паспорт говорящего»

Обучающая : познакомить учащихся с понятием «языковой паспорт», с признаками

правильной речи говорящего и слушающего.

Развивающая : формировать умение характеризовать языковой паспорт говорящего, создавать своей речью паспорт говорящего;

Развивать умение выражать свои мысли, уметь на практике исправлять речевые ошибки других людей, продолжать учиться правильному произношению.

Воспитывающая : воспитывать бережное отношение к слову, к человеку.

^ Оформление доски:

На доске записана тема.

Эпиграфы к уроку:

Заговори, чтобы я тебя увидел древний мудрец.

Заговорить – себя отворить! народная поговорка.

Наш язык – это величайшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности...

^ Д.С. Лихачёв.

I.Вступительное слово учителя (на фоне музыки)

И.С.Тургенев… «Стихотворения в прозе» создавались в период между 1877-1882гг. Это время тяжёлых болезней, когда Тургенева мучили и возмущали мысли о состоянии его родины, о русско-турецкой войне, неудачах в начале войны и гибели стольких людей, когда политическая реакция во Франции тоже его удручала.

Именно «тягостные раздумья» о судьбах родины, а также о судьбах Франции характерны для Тургенева в этот период.

Мысль о языке как о свидетельстве особенной внутренней силы и о пророчестве великого будущего постоянно занимала Тургенева.

^ Русский язык.

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне

поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!

Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но

нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

И.С.Тургенев

июнь, 1882.

- Как вы думаете, насколько современно стихотворение И.С.Тургенева?

- Какие слова, на ваш взгляд, подтверждают это или, наоборот, опровергают?

- Обменяйтесь мнениями в группе.

Один человек от каждой группы высказывает общее мнение.

- В стихотворении Тургенева каждое слово выстраданное.

- В 1882г. и 80-ые гг. XX в. и начало XXI в. – трудное время. И сегодня мы будем говорить о русском языке, о родном языке, может быть, в не совсем обычном контексте.

^ II. Переход к изучению темы

I этап «Вызов»

- Какие ассоциации вызывает у вас понятие «языковой паспорт говорящего»?

- Сочетание это появилось недавно, в 80-х гг.XX века.

- Почему? Какой смысл заключён в нём? (обмен мнениями)

Составление маркировочной таблицы



Знаю

Узнал новое

Хочу узнать









  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Урок- мастерская «Как наше слово отзовется…» iconЛекция о сквернословии. Просмотр видео фильма «Как наше слово отзовётся в сердце другого»
Средствами совместного обсуждения нравственных проблем в общении прививать любовь к родному языку как культурному достоянию нации,...
Урок- мастерская «Как наше слово отзовется…» iconУрок- мастерская письма. Ход урока Мотивация учебной деятельности....
«слоган», развивать речевые навыки учащихся ( составление синтаксических конструкций на заданную тему, формулирование основной мысли...
Урок- мастерская «Как наше слово отзовется…» iconСкрябина Т. Л. Русская литература на режиссерском факультете гитис
О. Кудряшова, 2013, реж. К. Вытоптов), «На дне» (мастерская Е. Каменьковича, 2011), «Москва-Петушки» (мастерская Е. Каменьковича,...
Урок- мастерская «Как наше слово отзовется…» iconI didn’t actually notice that many mistakes this week
Несколько вещей, которые я заметил, что придумал регулярно такие вещи, как некоторые слова, где вы склонны использовать русскую версию...
Урок- мастерская «Как наше слово отзовется…» iconУрок- творческая мастерская по
Развивать эмоциональную отзывчивость на текстовой материал, ассоциативность мышления
Урок- мастерская «Как наше слово отзовется…» iconУрок творческая мастерская по русскому языку в 7 классе на тему: «Вода красота всей природы»
Урок творческая мастерская по русскому языку в 7 классе на тему: «Вода – красота всей природы»
Урок- мастерская «Как наше слово отзовется…» iconУрок: биология в 7 классе, с использованием технологии «Мастерская»
Планируемые результаты обучения (в соответствии с ценностями программы воспитания «школы здоровья»)
Урок- мастерская «Как наше слово отзовется…» iconУрок /вн занятие по русскому и английскому языку в 7 «А» 9-м «Б»
Мастерская «Заговори, чтобы я тебя услышал…(Сократ)» ( интегрированный урок /вн занятие по русскому и английскому языку в 7 «А» 9-м...
Урок- мастерская «Как наше слово отзовется…» iconУрок русского языка
Как важно в наше время грамотно писать. Это вам пригодится на экзаменах, это нужно вообще в жизни. А где именно? (дети отвечают)
Урок- мастерская «Как наше слово отзовется…» iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
«мама». Это слово – одно из самых древних на земле. Это слово понятно и любимо каждым. Это слово почти одинаково звучит на языках...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница