Исследовательская работа, номинация «Земляки»




Скачать 199.17 Kb.
НазваниеИсследовательская работа, номинация «Земляки»
Дата публикации30.10.2014
Размер199.17 Kb.
ТипИсследовательская работа
shkolnie.ru > Военное дело > Исследовательская работа
Филиал в п. Жемчужный МОУ Ржаксинской средней общеобразовательной школы №1 имени Героя Советского Союза Н.М. Фролова Ржаксинского района Тамбовской области


Учитель - слово то, какое!

(исследовательская работа, номинация « Земляки»)

Работу выполнил: Митронин Дмитрий Андреевич

ученик 8 класса

Руководитель: Митронина Инесса Николаевна

учитель истории и обществознания

Чакино - 2011

Оглавление.
1.Введение ------------------------------------------------------ 3

2. Учитель на войне. ------------------------------------------ 4

2.1.Учитель, воин, человек. ---------------------------------- 4

2.2. Майор – Тришин Василий Петрович. ----------------- 7

2.3. Верный сын советского народа. ------------------------- 8

2.4.Освободитель народов Западной Европы.-------------- 8

2.5 Участник боёв с японскими милитаристами.---------- 9

2.6. Мастер производственных мастерских. --------------- 10

2.7. Первый директор школы послевоенного времени.-- 12

2.8. Учитель дворянского происхождения ------------------ 12

3. Заключение ----------------------------------------------------- 13

4. Список используемой литературы ------------------------- 14


2

1.Введение.

В год учителя в нашей школе было проведено мероприятие « Учитель на войне», где рассказывали об участии учителей и школ Тамбовской области в военной жизни страны.

Посетив, мероприятие я узнал, что с первыми разрывами бомб тамбовские учителя отправились защищать рубежи Родины. Так же мне стало известно, что среди Героев Советского Союза Тамбовской области есть учителя, что в годы войны продолжала свою работу начальная школа на территории нашего поселка, в которой работало четыре учителя, а после войны пришли работать два учителя – фронтовика.

Совпадение Года Учителя и 65-летия Победы, позволило задуматься над вопросом « Какое участие приняли в Великой Отечественной войне учителя других школ?» Так возникла проблема: « Какое участие приняли учителя Чакинской средней в Великой Отечественной войне?»

Я считаю, что эта проблема актуальна в настоящее время. Ведь всё дальше уходят в прошлое события войны 1941-1945 годов, всё меньше остаётся в живых свидетелей той войны и яснее осознаётся важность поиска новых сведений о войне и сохранение старых.

Актуальность проблемы привела к обоснованию гипотезы: «Если узнать, о жизни учителей - участников Великой Отечественной войны, то можно расширить знания детей о войне и определить роль учителя в годы войны»

Основная цель исследовательской работы «Учитель – слово то, какое!» - собрать материал о жизненном и боевом пути учителей – чакинцев.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

- изучить экспонаты школьного музея,

- встретиться с родственниками участников войны,

- записать воспоминания старейших учителей,

- оформить материалы о трудовом и боевом пути учителей - чакинцев.

Объектом исследования стали старейшие учителя школы, архивные материалы, предметом исследования – боевой и жизненный путь учителей.

Средствами реализации исследования стали - материалы школьного музея, семейных архивов, воспоминания старейших учителей, различные печатные издания: учебные пособия, Книги Памяти, газетные статьи.

По материалы школьного и домашнего архива, газетных статей, воспоминаний старейших учителей был восстановлен жизненный и боевой путь учителей, участников Великой Отечественной войны.

При проведении исследования использовались различные методы работы – знакомство, анализ и синтез архивных материалов школьного музея и домашних архивов, встречи, беседы с родственниками и старейшими учителями, запись, анализ и синтез воспоминаний, бесед, интервью.

Результаты исследования были оформлены в форме исследовательской работы, которая имеет практическую значимость. Собранная информация пополнила материалы школьного музея, её можно использовать на уроках и во вне урочной деятельности.

3

2.Учитель на войне.

Школа всегда являлась неким символом мирной жизни, домом Знаний. Не зря профессия учитель считается самой мирной на Земле. Но с первыми разрывами бомб тамбовские учителя отправились защищать Родину. Война изменила жизнь школы в тылу. Школы жили той же фронтовой жизнью, что и вся страна. Многие выпускники школ целыми классами уезжали на фронт, а на тех, кто оставался в тылу, ложились огромные заботы.

Школы принимали участие в сборе средств и теплых вещей в фонд обороны. На средства, собранные школьниками и учителями были построены боевые машины: "Тамбовский учитель", "Тамбовский комсомолец", "Тамбовский пионер»" и другие. В школах шла работа по подготовке сандружинниц, были ежедневные выезды концертных бригад в поля, госпитали и лазареты, располагавшиеся в учебных заведениях. В области работало 148 детских домов, создавались учебно-консультационные пункты для подростков, ставших к станкам. (5)

Наряду с обычной работой применялась трудовая и гужевая повинность, так же привлекались учителя и учащиеся школ. ( 4)

Среди Героев Советского Союза Тамбовской области есть учителя. Один из них Сенько Василий Васильевич уроженец Черниговской области, штурман авиационного полка, преподаватель Тамбовского высшего военного училища летчиков имени М.М. Расковой. (2) Другой Герой Советского Союза - уроженец нашего района Фролов Николай Михайлович командир диверсионной группы, преподаватель истории Кишинёвской русской сменной средней школы. (2)

В годы войны продолжала свою работу начальная школа на территории нашего поселка, в которой работало четыре учителя - Орлова П. Н., Кушнеренко Клавдия Евдокимовна, Рябчук Нина Трофимовна, Белушкина Мария Петровна. После войны в неё пришли работать учителя фронтовики - Веденеев Иван Михайлович гвардии лейтенант (1) и Бондаренко Степан Яковлевич гвардии младший сержант ( 1)

Материалы школьного краеведческом музея Чакинской средней школы позволили восстановить список учителей – фронтовиков этой школы:

Мещеряков П. В., Савватеев Л. И., Бондаренко С.Я., Тюнев А. Н., Барышков В. П., Куксов С. Г., Панферов М. М., Тришин В. П.. ( Приложение 2.) А материалы школьных и домашних архивов, газетные статьи, воспоминания родственников и старейших учителей позволили восстановить жизненный и боевой путь этих учителей.

2.1.Учитель, воин, человек.

Из воспоминаний Саватеевой Л.В., бывшего учителя Чакинской средней школы, я узнал, что в 1939 году на станции Чакино семилетняя школа была реорганизована в среднюю школу. Директором школы был назначен

Богданов Виктор Иванович, который в 1942 году ушел на фронт, сдав дела
4

новому директору из женского коллектива школы, которая проработала в данной должности до возвращения с фронта Саватеева Леонтия Ивановича.

Саватеев Леонтий Иванович родился 1 июля 1916 года в с.Вехне-Спасское Рассказовского района Тамбовской области в крестьянской семье. Семья состояла из семи человек: отец, мать, три сына и две дочери. Жили бедно. Рано умер отец. Детей растила и воспитывала одна мать. ( Приложение 1)

Из документов семейного архива я узнал, что с 1926 по 1934 Леонтий Иванович обучался в школе в с. В-Спасское, а в 1934 году был принят на вечернее отделение рабочего факультета при Воронежском институте. С 1937 по 1941 прошел полный курс учительского института при Воронежском государственном университете по специальности физики и математики, по окончание которого, была присвоена квалификация учитель 1-7 классов. После чего с 1937 по 1941 он работал преподавателем математики в Ольшанской неполной средней школе. ( Приложение 4)

В 1941 году - вся страна встала на защиту Отечества. Пошёл защищать Родину и Леонтий Иванович. В первые месяцы фронтовой жизни Леонтий Иванович проявил себя, как самоотверженный, смелый, горячо любящий Родину воин. Об этом рассказывали его товарищи, об этом написано в его боевой характеристике.

Из боевой характеристики Савватеева Л.И., написанной военкомом батареи 10 ГОМД Пирожковым «Тов. Саватеев, находясь в 1батареи 10 ГОМД всегда показывает себя лучшим, преданным и примерным бойцом. Тов. Савватеев неоднократно находясь в трудных условиях боевой жизни, ни одного раза не проявлял трусости. Преодолевая трудности, жертвуя своей жизнью он неоднократно вытаскивал раненых товарищей, попавших под обстрел…

14.08.42 южнее деревни Бовыкино Смоленской обл. была повреждена линия связи. Тов. Савватеев не струсил, быстро под разрывами мин противника восстановил связь. Через несколько минут… линия связи снова была прорвана…И тут тов. Савватеев мужественно, без паники восстановил связь.

15.08.42 в этом же районе противник обстрелял батарею … и тут т. Савватеев показал свою преданность родине. Он помогал разгружать горевшую машину с минами и вытаскивал, попавших под обстрел раненых.»

( Приложение 5.)

Из воспоминаний Саватеевой Л.В. я узнал, что службу Леонтий Иванович нес на боевой машине РСЗО, получившей название «Катюша». В короткий срок он освоил навыки работы на боевой машине и с первых дней успешно выполнял боевые задания. С первых дней у него проявились командирские качества, и он быстро продвигался по служебной лестнице и скоро получил звание старшего сержанта. Вместе со своей частью Леонтию Ивановичу пройти весь боевой путь до мая 1945 года не удалось. В одном из боев он подорвался на мине. Одну ногу оторвало, на второй был, сильный ожёг. Длительное лечение в госпитале, привыкание к протезу, ежедневные

5

тренировки – вот последние эпизоды из военной жизни Леонтия Ивановича.

( Приложение 1.)

Документы семейного архива говорят о том, что Родина высоко отметила боевые заслуги Савватеева Леонтия Ивановича. Он награжден двумя орденами « Отечественной войны 2 степени» и имеет восемь медалей

( Приложение 6.)

Ещё шла война. Наша область была прифронтовой. Здесь оказывали всевозможную помощь фронту: выезжали на строительство оборонительных рубежей, изготавливали военную продукцию, лечили раненых, принимали участие в починах в фонд обороны, готовили военные кадры для армии, обучали детей в школах. Не хватало людей на всех участках работы, в том числе и учителей.

В 1943 году Леонтия Ивановича направляют на работу директором школы в Чакинскую среднюю школу № 4. Так началась новая трудовая жизнь: уроки математики, физики, директорские заботы. ( Приложение 1.)

В 1949 поступил в тамбовский Государственный педагогический институт. В 1955 году он окончил полный курс института по специальности математика. ( Приложение 4.)

В 1945 году в школу на работу приехали молодые педагоги, среди которых Лидия Владимировна. С 22 октября 1945 года – начинается семейная жизнь Леонтия Ивановича и Лидии Владимировны.

В 1945 году учителя вернулись с фронта. Директором Чакинской средней школы назначают Панферова Михаила Михайловича, завучем - Леонтия Ивановича. В этой должности он проработал около 30 лет. ( Приложение 1.)

Из воспоминаний Савватеевой Л.В. и архивных документов школы, мне стало известно, что Леонтий Иванович любил свою работу. К любому делу относился ответственно, любил дисциплину, строг был к себе и к другим. Вместе с другими выступал инициатором новых дел, был одним из сторонников строительства новой школы, был активным участником её строительства в 1958-1959 годах. Вместе с учителем географии Савватеевой Л.В., учителем русского языка Тюневым А.Н., вожатой Кожариновой Т.Н., он был инициатором и активным участником создания музея «Боевой Славы» в Чакинской средней школе. Кроме того, я узнал, что Леонтий Иванович был хорошим учителем. До 50 % его учеников учились на « 4» и

« 5». ( Приложение 1) А так же, он был хорошим другом и семьянином. Часто по вечерам собирались семьи Савватеевых, Панферовых, Тюневых, Мещеряковых. Они обсуждали школьные вопросы, отмечали праздники, оказывали друг другу помощь в школьных и семейных делах (Приложение 7)

Леонтий Иванович был хорошим семьянином. В его руках всё спорилось. Он любил проводить свободное время на свежем воздухе, работать в огороде. Его другом, коллегой и помощником во всех делах всегда была его жена. И рабочие вопросы, и домашние проблемы всегда решали вместе. Особым уважением и заботой в семье Савватеевых была окружена мать Леонтия

Ивановича Анна Степановна. ( Приложение 7)

6

В семье Савватеевых выросли дети – Вячеслав и Людмила. Они получили хорошее воспитание, окончили школу на отлично, получили высшее образование, стали хорошими специалистами.

Родина оценила и трудовые заслуги Савватеева Леонтия Ивановича, отдавшего работе в школе около50 лет с 1937 по 1985 годы. ( Приложение 6.)

Из анализа имеющихся источников, я узнал о боевом и жизненном пути Саватеева Леонтия Ивановича. Тем самым я расширил свои знания о войне и о деятельности учителя в годы войны. Я понял, что Савватеев Леонтий Иванович был не только хороший учитель, человек, но и самоотверженный боец, который горячо любил свою Родину.
2.2. Майор – Тришин Василий Петрович.

Из архивных материалов Чакинской средней школы, я узнал, что Тришин Василий Петрович родился в 1916 году в с. Грушевка Инжавинского района Тамбовской области. Родился в семье крестьянина, окончил Богдановскую школу колхозной молодежи. До войны с 1934 по 1937 работал счетоводом в колхозе « Розы Люксембург» Ржаксинского района. С 1937 по 1939 проходил курсы младших лейтенантов в Белорусском военном округе, а с 1939 по 1941 был командиром стрелкового взвода в г. Полоцке. ( Приложение 8)

С самого начала Великой Отечественной войны и до 1943 Василий Петрович был командиром взвода батальона Северо-Западного фронта. С 1943 по 1944 был слушателем курсов Московской военной академии имени Фрунзе, после чего был назначен помощником начальника оперативного отделения северного боевого участка 3 Прибалтийского фронта. С 1945 по 1946 был комендантом г. Волковыборг.( Приложение 8)

На протяжении всех военных лет Василий Петрович служил в мотострелковых войсках. За годы войны Тришин Василий Петрович дослужился до звания майора. За боевые заслуги Василий Петрович награжден двумя Орденом Красной звезды и Орденом Отечественной войны 1 степени. За годы войны три раза был ранен. Уволился из армии в 1946 году и первоначально работал в Краснодарском крае. ( Приложение 8)

На родину Василий Петрович вернулся в 1947 году. Возвратившись домой, он женился. Жена его Ольга Викторовна была на один год младше его.

С 1947 по 1950 Василий Петрович работает учителем физкультуры в Богдановской школе Ржаксинского района, с 1950 по 1984 он является преподавателем физкультуры Чакинского сельскохозяйственного техникума, а в 1984 ему предлагают должность военрука в Чакинской средней школе.

На протяжении всей трудовой деятельности Василий Петрович добросовестно трудился, отдавая все свои силы и знания подрастающему поколению. ( Приложение 8)

Изучив, материалы истории жизни Тришина Василия Петровича, я понял, что майорами становились простые крестьянские мальчишки, которые не только доблестно сражались, но и в мирной жизни трудились, отдавая все свои силы и знания подрастающему поколению.

7

2.3.Верный сын советского народа.

Из материалов школьного музея, газетных статей и воспоминаний старейших учителей я узнал, что Мещеряков Петр Васильевич родился в 1916 году в семье крестьянина села Павлодар Шпикуловского района Тамбовской области. В 1936 году окончил Уваровское педагогическое училище и начал работать учителем начальных классов в селе Большая Ржакса, а уже 1938 года работал директором и преподавателем истории в селе Александровке Каменского района.

( Приложение 9)

В 1939 году он был призван на службу в армию, где находился до 1946 года. За участие в Великой Отечественной войне он получил ряд правительственных наград. ( Приложение 9)

С 1946 года Петр Васильевич начал работать вновь в Больше – Ржаксинской семилетней школе. Первоначально он был заведующим учебным отделом, а затем директором школы. Работая директором, он проявил себя , как хороший организатор учительского коллектива, активный участник общественной жизни села. Пользовался авторитетом среди учителей и колхозников. С 1952 года был секретарем первичной партийной организации колхоза « Сталь» в 1954 был выдвинут кандидатом в депутаты областного Совета.

( Приложение 9)

Позже работал директором Чакинской средней школы, где показал себя ответственным, организованным, знающим своё дело руководителем. Он был учитель истории, очень активный, организованный, ответственный работник. По приходу в нашу школу у него был уже большой стаж работы в учебных заведениях нашего района. Он был активным участником и инициатором создания музея Боевой Славы в нашей школе. Вместе с ним пришла работать в школу его жена учитель начальных классов – Мещерякова Татьяна Ивановна. ( Приложение 3)

Анализ собранного материала, позволил мне сделать вывод, что учитель – это человек, который способен выполнять любую работу и выполняет он её ответственно, добросовестно.

2.4. Освободитель народов Западной Европы.

Из материалов школьного музея мне стало известно о боевых и трудовых подвигах Бондаренко Степана Яковлевича.

Родился Степан Яковлевич в 1926 году в Волгоградской области в крестьянской семье. Когда ему было 3 года, был переведен из родной семьи в бездетную семью родной сестры своей матери и ее мужа. В 1931 г. семья Бондаренко переехала в Чакино. В 1933 г. Степан Яковлевич пошёл в школу при Чакинском с/х техникуме, а в 1943 г. окончив Чакинскую среднюю школу был призван в армию, где находился до 1946 года. ( Приложение 10)

По призыву в армию его направляют учиться в г. Куйбышев на связиста.

Получив специальность радиотелеграфиста, Степан Яковлевич в 1944 г.

8

направляется в район боевых действий в город Оршу в 99 гвардейскую воздушно-десантную дивизию 189 батальона связи. По прибытию в дивизию часть прибывших переформировывают в десантников и направляют в район боевых действий в Польшу, а затем в Венгрию. Так Бондаренко Степан Яковлевич принимает участие в освобождении городов Польши, Венгрии, Австрии, Чехословакии. ( Приложение 10)

После войны он продолжал службу в Приморском крае, а вернувшись из армии, твёрдо решает посветить свою жизнь школе. В 1956 г. он с отличием оканчивает Воронежский Государственный университет по специальности учитель физики и математики. Многие годы работает в Чакинской средней школе учителем физики и математики, заместителем директора по учебной-воспитательной работе, с 1980 г. работает директор Чакинской восьмилетней школы. ( Приложение 10)

В годы его работы в Чакинской восьмилетней школе создается кабинетная система, мастерская и спортивный зал, разбивается приусадебный участок и плодовый сад. Как отмечают учителя школы, в этом большая заслуга Степана Яковлевича. В эти годы учащиеся школы бережно ухаживают за растениями, принимают участие в ремонте школы, в акциях по благоустройству территории и памятных мест поселка. ( Приложение 10)

В этот период в школу пришли новые учителя: Кундашкин В. Н., Балакшина Л. А., Петраков Ю. М. С приходом новых учителей физкультуры и музыки жизнь в школе стала интересней, учащиеся школы чаще стали выезжать на районные конкурсы, стало больше победителей музыкальных и спортивных конкурсов.( Приложение 10)

В эти годы школа воспитала прекрасных педагогов и медицинских работников, инженеров и военных, специалистов сферы обслуживания и работников сельскохозяйственных профессий. Одна из интересных страниц школы этого периода, связана с экскурсионной деятельностью школы. Молодые педагоги: Бессонова Т. Н., Кундашкина Н. П., Моисеева Т. Г. часто выезжали с ребятами на экскурсии по памятным местам. Большое внимание в школе уделялось традиционным делам. Многие мероприятия школы готовили классные руководители с ребятами. Много интересных выступлений готовили учащиеся с вожатыми. Особенно нравились мероприятия, посвященные празднику Победы и Дню защитника Отечества.

( Приложение 10)

Знакомясь со школьными краеведческими материалами и воспоминаниями учителей, я ещё раз убедился в том, что это очень сильные, целеустремленные люди. Таким был Бондаренко Степан Яковлевич. Ему хватило сил пройти с боями страны Западной Европы, вернуться на родину и налаживать, благоустраивать работу в школе.
2.5. Участник боёв с японскими милитаристами.

По материалам школьного музея, мне стало известно, что Тюнев Александр Николаевич родился 23 октября 1926 года в д. Ржакса- Семеновка в

9

крестьянской семье. В семье было пять человек - отец Тюнев Николай Петрович, мать- Тюнева Агафия Николаевна, сыновья – Иван, Александр, Петр. Родители работали в колхозе « Борец за урожай», в колхоз вступили в 1930 году. Отец и старший брат участвовали в боях против гитлеровцев. После мобилизации отец работал старшим ремонтным рабочим и обходчиком путей на ст. Чакино. Старший брат Александра Николаевича погиб в боях под Вязьмой, младший Петр проходил службу в Черноморском флоте. ( Приложение 11)

Александр Николаевич в 1938 году окончил начальную школу, в 1941 году окончил 7 классов. В декабре 1942 поступил на курсы трактористов и с 1942 по 1943 работал трактористом Ржаксинской МТС. В 1943 был призван в армию, где служил до 1946. Службу нес радиотелеграфистом при 325 артиллерийском полку. С 1946 по 1947 был ручным пулеметчиком при 48 отделение стрелковой роты, которая вела бои на Дальнем Востоке с японскими милитаристами. С 1947 по 1950гг был писарем в той же военной части. Родина оценила боевые заслуги Александра Николаевича. Он награжден медалями «За боевые заслуги» « За победу над Японией» « 30 лет Советской Армии и Флота»( Приложение 11)

В 1950 году вернулся в своё село и начал работать контролером Чакинской сберкассы, где проработал до 1953 года. В 1952 он решил поступить в Тамбовский государственный педагогический институт, где и обучался до 1956 года на литературном отделение филологического факультета. По окончание института Александр Николаевич начинает работать учителем литературы в 8-10 классах Чакинской средней школы. Период работы в школе был трудным и интересным. В это время строилась новая школа, был открыт музей « Боевой Славы». Александр Николаевич много времени уделял оформлению школьных кабинетов и музея « Боевой Славы». Им была написана поэма «Побратимы», в которой рассказывалось о подвиге Героя Советского Союза нашего земляка В.Л.Бурдасова. В 1980 Александр Николаевич был уволен с работы в связи с переходом на пенсию.

( Приложение 11)

Познакомившись с военной жизнью и жизнью в мирные дни Тюнева Александра Николаевича, я пришел к выводу, что война изменила жизнь людей, но не изменила внутренний мир человека. Учителя, по-прежнему оставались творческими, любящим своё дело людьми.

2.6. Мастер производственных мастерских.

В материалах школьного архива есть сведения ещё об одном учителе. Читаем аттестационный лист учителя и узнаем, что Барышков Василий Петрович родился 20 августа 1925 года в семье крестьянин, проживающих в д. Барышки Чакинского сельского совета Ржаксинского района Тамбовской области. В 1929 родители вступили в колхоз и работали в качестве рядовых работников. В 1933 Василий Петрович поступил учиться в школу. В 1941

окончил 8 классов восьмилетней школы. В 1942 пошел учиться в 9 класс, но

10

тяжелое материальное положение не позволило ему закончить обучение. В этот же год он поступает учиться в Чакинскую школу механизации и получает квалификацию комбайнер. С июля 1942 по январь1943 работает комбайнером Ржаксинской МТС. В феврале 1943 году призывается в армию, и с 24 февраля 1943 по октябрь 1943 проходит службу в 43 запасном стрелковом полку. ( Приложение 12)

С декабря 1943 года начинается фронтовая жизнь нашего земляка. До мая 1945 года его часть находилась на фронте в составе 1 Украинского, а затем 1 Белорусского фронтов.18 июля 1944 при форсировании р. Буг Василий Петрович получил ранение в ногу и на всю жизнь стал инвалидом. По излечению ранения вернулся в свою часть в 19 гвардейскую бригаду. За заслуги перед Родиной он награжден орденом

« Славы 3 степени» и медалями « За отвагу», «За взятие Берлина», « За освобождение Варшавы», « За победу над Германией», « 20 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг», « 30 лет Советской Армии и Флота». С 1948 по 1950 он проходит службу в 21 механизированном полку 8 гвардейской дивизии. За службу имеет благодарности от командования, как отличник боевой и политической подготовки, за достигнутые успехи его фотографируют у развернутого знамени полка и награждают фотографией. Благодарственные письма и фотографии отсылаются родителям. Как отличника боевой и политической подготовки Василия Петровича избирают секретарем комсомольской организации своего подразделения.

( Приложение 12)

В 1950 году Василий Петрович возвращается в своё село. С 20 октября 1950 по 12 января 1951он работает электриком мотористом на Чакинском свеклопункте. С 1 апреля 1951 по 11 июля 1953 работает весовщиком на Чакинской нефтебазе. За добросовестное отношение к работе имеет благодарность от директора нефтебазы. В 1952 году он поступает учиться на заочное отделение механизации Кирсановского техникума. За время обучения имеет благодарности за отличную успеваемость и активное участие в жизни техникума. В 1956 окончив техникум на отлично, был направлен в распоряжение Тамбовского Управления трудовых резервов, откуда получил назначение на работу в Чакинское училище механизации сельского хозяйства. В 1957 он переходит работать учителем труда и основ производства Чакинской средней школы. На новом месте работы Василий Петрович показал себя методически грамотным и требовательным учителем. На его уроках ребята получали хорошие трудовые навыки, он использовал много наглядных пособий и проводит уроки в механической мастерской колхоза « Красный путиловец», его учащиеся занимали призовые места в районных и областных соревнованиях. В 1960 году Барышкова В.П. назначают мастером производственных мастерских. ( Приложение 12)

Знакомство с жизнью и боевой историей ещё одного учителя, ещё раз убедило меня, что в школе работают только сильные, волевые люди.

11
2.7. Первый директор школы послевоенного времени.

Из интервью с Саватеевой Лидией Владимировной, я узнал о жизни первого директора Чакинской средней школы послевоенного периода.

Панферов Михаил Михайлович начал работать в школе с 1945 года. С 1943 по 1945 год директором школы был Саватеев Л.И.. Он был демобилизован из армии по случаю ранения, поэтому вести директорские дела ему было трудно. В 1945 году с фронта возвращались мужчины, в том числе и учителя. В 1945 году Леонтий Иванович передал дела Панферову М.М.. Михаил Михайлович был директором и вел уроки истории. Был человеком очень грамотным, интеллигентным, воспитанным. Он приехал в наше село с Тамбова. В Чакино он женился на Барышковой Марии Васильевне. Она была бухгалтером сельпо. У них было две дочери Галя и Вера – умные воспитанные девочки. В будущем Галя - окончила Воронежский технологический институт, а Вера Тамбовское медицинское училище.

( Приложение 3)

Из рассказа Лидии Владимировны я узнал, что жили учителя послевоенных лет весело, дружно. Помогали друг другу не только в школе, но и дома. Часто вместе собирались по вечерам. Вместе росли их дети, вместе они отмечали праздники, обсуждали проблемы. С сожалением рассказывала Лидия Владимировна о том, что не довелось долго работать

Михаилу Михайловичу, так как он заболел и после операции на почке умер. ( Приложение 3)

Из рассказа Лидии Владимировны я понял, что страх и ужас войны не изменил добрые души русских людей, они не смотря на жестокость и зло царившее на войне остались добрыми, отзывчивыми, дружелюбными людьми.
2.8. Учитель дворянского происхождения.

Из интервью с Саватеевой Лидией Владимировной, я так же узнал об учителе фронтовике Куксове Сергее Григорьевиче.

В своем рассказе Лидия Владимировна заметила, что точного времени работы Сергея Григорьевича она не помнит, но точно знает, что он работал в послевоенный период и работал не очень долго. Вел он уроки литературы. Уроки его были очень интересными, он любил писать стихи. Его стихи с удовольствием слушали на школьных вечерах и в кругу друзей.

( Приложение 3)

Сергей Григорьевич ей запомнился, как человек дворянского происхождения. Он был хорошо воспитан, интеллигентен, аккуратен. Мог не по асфальтированной дороге в дождливую погоду пройти в туфлях и не испачкать их. По не точным данным, но предположительно Лидия Владимировна говорит, что уход из школы Сергея Григорьевича связан с

назначением его заведующим РОНО. ( Приложение 3)

Я познакомился с судьбой ещё одного человека и ещё раз убедился, какие все таки уникальные личности – учителя.

12

Заключение.

Заканчивая работу над исследованием «Учитель – слово то, какое!» я сделал выводы.

Во-первых, я выполнял очень важную работу. Я не только узнал много нового об учителях, которые сражались на фронте, и пополнил материалы школьного музея новой информацией, но и познакомился со многими новыми интересными людьми, с интересными событиями села и школы.

В ходе работы, я освоил навыки исследовательской работы, у меня появилось желание продолжить работу по поиску информации об учителях фронтовиках, т.е. познакомиться с архивными материалами областного и районного архива для уточнения состава учительского коллектива школы в годы войны и в послевоенные годы. Продолжить встречи со старейшими учителями и учениками, найти родственников учителей – фронтовиков, и познакомиться с их семейными архивами.

Сегодня я, как никогда осознал, какое страшное слово война, какое зло она причиняет людям и как важно беречь мир и покой людей. Я понял, что не смотря на жестокость и зло, которые присутствуют в нашем мире есть люди, которые сильные духом и их нельзя сломить, они не смотря на все испытания продолжают нести доброе и полезное людям. Наверно среди людей разных профессий есть такие люди, но сегодня я убедился, что среди учителей каждый несет гордо звание учителя.

Судьбы учителей различны, но каждый из них самоотверженный труженик, смелый боец, прекрасный учитель и просто хороший человек.

В подтверждение всего сказанного я хочу привести слова из интервью с учителем Чакинской средней школы Савватеевой Л.В.: «…в этот период работали замечательные учителя в нашей школе. Они были не только хорошими учителями, но и прекрасными людьми.»

Таким образом, так как я узнал о жизни учителей Чакинской средней школы в годы войны, то мною была решена проблема, которая была поставлена в начале моей работы: « Какое участие приняли учителя Чакинской средней в Великой Отечественной войне?».

Кроме того, в ходе моей работы подтвердилась гипотеза: «Если узнать, о жизни учителей - участников Великой Отечественной войны, то можно расширить знания детей о войне и определить роль учителя в годы войны»

Основная цель исследовательской работы «Учитель – слово то, какое!» - собрать материал о жизненном и боевом пути учителей – чакинцев – достигнута. Решены поставленные задачи: изучены экспонаты школьного музея, записаны воспоминания старейших учителей и родственников, оформлен собранный материал, который можно использовать на уроках литературы, истории, обществознания, географии на мероприятиях, посвященных героическому прошлому нашего народа.

13

Список используемой литературы.
1. Агеев В.Д, Завадская О.С. Вернулись с Победой. Тамбов – 2006.

2. Дьячков Л.Г. Наша гордость и слава. Воронеж, 1968.

3. Протасов Л.Г. Страницы истории Тамбовского края. – Воронеж, 1986.

4.Тялин В.Т. История поселка Чакино. – Тамбов, 2004.

5.Юрьев В.М. Историческое краеведение. Тамбов,2007

6. Статьи газеты « Колхозный путь» и « Знамя труда»

14

Похожие:

Исследовательская работа, номинация «Земляки» iconИсследовательская работа школьников
Исследовательская работа по материалам экспедиции «Истоки»-2003] / Д. Агурьянова; рук.: Л. А. Лекарева, С. А. Павлова, Д. Н. Вохин;...
Исследовательская работа, номинация «Земляки» iconИсследовательская работа Номинация «Географическое краеведение»
Моу «Батуринская средняя общеобразовательная школа Шадринского района Курганской области»
Исследовательская работа, номинация «Земляки» iconИсследовательская работа. Номинация «Географическое краеведение»
Моу «Батуринская средняя общеобразовательная школа Шадринского района Курганской области»
Исследовательская работа, номинация «Земляки» iconИсследовательская работа: «В мире цветов я желала б остаться…»
Моя исследовательская работа началась с букета цветов, подаренного маме на день рождения
Исследовательская работа, номинация «Земляки» iconИсследовательская работа, номинация «Исторические хроники»
Филиал в п. Жемчужный моу ржаксинской средней общеобразовательной школы №1 имени Героя Советского Союза Н. М. Фролова Ржаксинского...
Исследовательская работа, номинация «Земляки» iconПлан-конспект урока питание. Почвенное питание растений
Формы работы учащихся: индивидуальная, работа в парах, фронтальная работа, компьютерное тестирование, работа с компьютерной моделью,...
Исследовательская работа, номинация «Земляки» iconПеречень
Номинация «Научно-техническое творчество и учебно-исследовательская деятельность»
Исследовательская работа, номинация «Земляки» iconНаучно-исследовательская работа по подготовке документа территориального...
Научно-исследовательская работа по подготовке документа территориального планирования
Исследовательская работа, номинация «Земляки» iconНаучно-исследовательская работа по подготовке документа территориального...
Научно-исследовательская работа по подготовке документа территориального планирования
Исследовательская работа, номинация «Земляки» iconИсследовательская работа ученика 2 класса по теме «Глина. От горной...
Исследовательская работа ученика 2 класса по теме «Глина. От горной породы до дымковской игрушки»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница