Образ Наташи Ростовой в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»




Скачать 49.09 Kb.
НазваниеОбраз Наташи Ростовой в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
Дата публикации23.10.2014
Размер49.09 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > Военное дело > Документы
Образ Наташи Ростовой в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».

Одним из самых ярких образов в романе «Война и мир» образ является Наташи Ростовой, которую в начале мы видим тринадцатилетней беззаботной девочкой, а в конце – любящей женой и матерью. Мне кажется, что на протяжении всего романа мы исследуем духовное становление девушки.

Впервые Наташа появляется на страницах произведения «живой», «черноглазой» девочкой.

«В комнату вбежала тринадцатилетняя девочка, запахнув что-то короткою кисейною юбочкой, и остановилась посередине комнаты. Очевидно было, она нечаянно, с нерассчитанного бега, заскочила так далеко».

Она находится в том «милом возрасте, когда девочка уже не ребёнок, а ребенок еще не девушка». Наташа является любимицей семейства Ростовых, Наташа и сама полна любви и ласки к окружающим. С разбегу она влетает в гостиную с куклой Мими в руках, задыхаясь от смеха, и в комнату словно врывается солнечный луч. Однажды Наташа наблюдала за объяснением в любви Николая и Сони и стала подражать им. Она просит Бориса поцеловать ее и спрашивала юношу: «Навсегда? до самой смерти?». Наташа уверена, что жизнь – это сплошной праздник, а весь мир – чудесная гармония. «Порох», «зелье девка», «казак» – так характеризуют ее другие люди.

Подрастая, Наташа превращается в обаятельную девушку, на которую обращают внимание из-за ее жизнерадостности. На своем первом аристократическом балу в Отрадном девушка боится, что ее никто не пригласит на вальс. Но на танец её приглашает Андрей Болконский. «Её искренность, естественность произвели огромное впечатление на князя Андрея: он любил встречать в свете тех, кто не имел светского отпечатка.» Первый выезд в «большой свет» принес девушке торжество. Наташу не занимали ни государь, ни важные лица, ни политические проблемы: «Она ничего не заметила и не видела из того, что занимало всех на этом бале. Она была на той высшей ступени счастья, когда человек делается вполне добр и хорош и не верит в возможность зла, несчастья и горя». Далее Андрей Болконский предлагает Наташе руку и сердце. Но свадьба переносят до Наташиного совершеннолетия.

Наташа Ростова с открытой душой принимает жизнь в ее богатстве и красоте. Она не сравнивает свои поступки с действиями других людей, ее не волнует мнение окружающих.

Наташа – дворянка, аристократка от рождения. Но при этом она очень близка к народу. Народная музыка, песни и пляски захватывают ее. В Михайловке после охоты Наташа замирает от волнения, слушая, как дядюшка исполняет на гитаре русскую песню: «По улице мостовой». Девушка не смогла усидеть на месте и пустилась танцевать. «Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, – эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, этот дух, откуда взяла она эти приемы?..

Девушка живет больше сердцем и чувствами, чем головой. Пьер говорит о ней, что она «не удостаивает быть умной». Эмоциональность Наташи выражается во всем: «Она не умела писать, потому что не могла постигнуть возможности выразить в письме правдиво хоть одну тысячную долю того, что она привыкла выражать голосом, улыбкой и взглядом». Девушка не умела скрывать своих чувств и не замечала, как это делают другие. Доверчивость, непривычка критически относиться к людям, восхищение красотой привели ее к увлечению Анатолем Курагиным. Наташа попала под влияние порочного мира Курагиных. Она даже пыталась бежать с ним, но это не вышло. Наташа переживает душевный кризис. Наташа окончательно разрывает отношения с князем Андреем. Он не умел думать о Наташе, думать за нее – с этого началась трагедия. Отказавшись простить Наташу, он думал только о себе. Наташа сильно сближается с Пьером, который видит, как она мучается и казнит себя. Пьер при этом влюбляется в девушку.

Наташа остро ощущает все фальшивое, ненатуральное. Во время посещения оперы непосредственное чувство жизни девушки сталкивается с вычурностью, нелепостью оперного представления. Видя «страшно наряженных мужчин и женщин при ярком свете, странно двигавшихся, говоривших и певших», Наташа «знала, что все это должно представлять», но ее поражало, ей казалось удивительным отсутствие правды во всем том, что развертывалось перед ней на сцене. Ощущение чего-то необыкновенного, яркого, увлекательного и в тоже время ненастоящего возникает у девушки и тогда, когда она вступает в круг светских знакомств.

Душевная простота девушки, одухотворенность сердца важнее, чем ум и хорошие манеры. Несмотря на свою некрасивость в детстве и юности, Наташа привлекала даже людей малознакомых. Многие эпизоды романа рассказывают о том, как девушка вдохновляет людей, делая их лучше, добрее, возвращает им любовь к жизни. Например, когда Николай Ростов проигрывает Долохову в карты и возвращается домой раздавленный, не ощущающий радости жизни, он слышит пение Наташи и забывает все на свете. Он чувствует, что жизнь все-таки прекрасна. Николай думает: «Все это: и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь – все вздор, а вот она – настоящее…»

Во время войны 1812 г. Наташа помогала раненным. Однажды ранили Андрея Болконского. Его подобрали с поля боя в обоз Ростовых. Князь Болконский так и умер у Наташи на руках.

Самым сильным чувством для Наташи на протяжении всего романа является любовь. Любовь к отцу и матери, к Андрею, а позже к Пьеру, к Николаю и Соне… Каждое чувство отличается от другого, но все они глубоки и правдивы.

Например, Андрея Болконского Наташа встречает на балу. Кажется, это любовь с первого взгляда. Точнее будет назвать это каким-то внезапным единением чувств и мыслей двух малознакомых людей. Они поняли друг друга с полувзгляда. Князь помолодел рядом с Наташей. Он стал непринужденным и естественным рядом с нею. А ведь из многих эпизодов романа видно, что Болконский мог оставаться самим собой лишь с очень немногими людьми: «Князь Андрей… любил встречать в свете то, что не имело на себе светского отпечатка. И такова была Наташа».

Девушка, взрослея, постепенно раскрывает другие черты своего характера. Во время сборов Ростовых к отъезду из Москвы она проявляет деловитость, практичность и хозяйственность, сумев хорошо уложить в ящики все дорогие вещи. Также в этом эпизоде раскрывается ее доброта и патриотизм. Именно по настоянию Наташи все подводы Ростовых были освобождены от вещей и отданы раненым. Все семейные богатства остались в Москве. И что значили эти богатства, на взгляд Наташи, когда решался вопрос о спасении русских солдат и офицеров!

В обозе Ростовых ехал в своей коляске и умирающий Андрей Болконский. Встреча с ним, глубокое горе, которое пережила Наташа из-за сознания страшной вины перед любимым человеком, бессонные ночи, проведенные ею у изголовья больного, показали, сколько мужества и твердости таилось в душе девушки. Но время исцеляет страдания княжны Ростовой.

В эпилоге мы уже видим в Наташе примерную жену и мать, нашедшую свое счастье в семейной жизни. Она сильно изменилась по сравнению с девической порой своей жизни. «Черты лица ее определились и имели выражение спокойной мягкости и ясности», но в ней не было уже огня того оживления, которое составляло ее прелесть. «Толки и рассуждения о правах женщины, об отношениях супругов, о свободе и правах их не только не интересовали Наташу, но она решительно не понимала их». Все интересы героини теперь сосредоточены на своем доме, муже, детях. Вне этого круга жизни для нее не существует.

Таким образом, на примере Наташи Ростовой Толстой показал, в чем заключается предназначение женщины. Девушка проходит длинный путь становления, она пыталась найти счастье в балах, в пышном дворянском обществе, в смазливом Анатолии Курагине, а обрела его рядом с рассудительным и спокойным Пьером Безуховым. Каждая женщина, несмотря на ум, социальное положение, «живость» и стремление утвердится в обществе, прежде всего, предназначена для роли матери и жены. Это в очередной раз доказал Толстой на примере Наташи Ростовой.

Похожие:

Образ Наташи Ростовой в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» icon«Истинная красота человека» (По роману Л. Н. Толстого «Война и мир»)
Цель. Познакомить с романом Л. Н. Толстого «Война и мир», развивать интерес к творчеству Л. Н. Толстого; воспитывать стремление ставить...
Образ Наташи Ростовой в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» icon Главной мыслью в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”, наряду с мыслью...
Главной мыслью в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”, наряду с мыслью народной”, является “мысль семейная”. Писатель считал, что...
Образ Наташи Ростовой в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» iconФрагменты из книги в. Ждана "специфика кинообраза"
...
Образ Наташи Ростовой в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» iconЛитература Тема:  «Мысль историческая» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
Урок решения деятельностно-ценностной задачи «Задача о Наполеоне» на литературе в 10 классе (в рамках освоения технологии тогис)
Образ Наташи Ростовой в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» iconУрок-зачет в 10 классе «Мысль семейная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
«…Это не роман вообще, не исторический роман, даже не историческая хроника, это хроника семейная…это быль, и быль семейная»
Образ Наташи Ростовой в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» iconИспользование приема антитезы у л. Н. Толстого («война и мир») и...

Образ Наташи Ростовой в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» iconУрок по сквозной теме курса литературы: "Тема пути в русской литературе....
Тема пути в русской литературе. (На примере романа-эпопеи Л. Н. Толстого "Война и мир" и романа-эпопеи М. А. Шолохова "Тихий Дон".)"....
Образ Наташи Ростовой в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» iconПлан урока: Слово учителя (с показом слайдов) 5 мин
Историческое видение Кутузова и Наполеона, художественное воплощение Л. Н. Толстым этих личностей в романе-эпопее «Война и мир»
Образ Наташи Ростовой в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» iconТолстой Лев Николаевич Война и мир. Первый вариант романа
В сто раз легче читать: весь французский текст заменен русским в переводе самого Толстого
Образ Наташи Ростовой в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» icon«Тема семьи» в романе «Война и мир»
Слово семья понятно всем. Оно впитывается нами с сознательных мгновений жизни, оно рядом с каждым из нас
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница