Готовимся к егэ по русскому языку. Пишем сочинение-рассуждение




Скачать 152.38 Kb.
НазваниеГотовимся к егэ по русскому языку. Пишем сочинение-рассуждение
Дата публикации05.03.2013
Размер152.38 Kb.
ТипСочинение
shkolnie.ru > Военное дело > Сочинение

Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Пишем сочинение-рассуждение


I. О чем писать?

1. Анализ любого текста начинаем с определения темы текста, и для этого выделяем ключевые слова (слова, относящиеся к одной теме, синонимичные слова и словосочетания).

Возьмем, к примеру, текст Г. Смирнова и выделим ключевые слова.

(1) Сейчас, когда подумать стало труднее, чем оповестить о своих думах весь мир, в нашей жизни стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости, плоды новорусской образованщины. (2) Особенно здесь не повезло почему-то Суворову. (3) Нет-нет да и услышишь из уст телеобозревателя: мол, как говорил Суворов, тяжело в учении - легко в бою.

(4) Но ведь Суворов – великий человек, он в принципе не мог сказать такой глупости! (5) Уж кто-кто, а он-то понимал: в бою, где убивают твоих соратников, где на тебя с оружием в руках идет твой смертельный враг, не может быть легко! (6) Суворов же говорил нечто иное: тяжело в учении - легко в походе! (7) В походе, а не в бою! (8) Ибо нет ничего страшнее и тяжелее боя!

(9) Еще более нелепо широко ныне распространившееся толкование суворовских слов, будто война не кончена, пока не похоронен последний солдат. (10) Поняв слово “похоронен” в буквальном смысле, добровольные могильщики, присвоив себе ничем не оправданную миссию завершителей Великой Отечественной войны, убеждают нас с телевизионных экранов: похоронены не все солдаты; война не окончена; героические подвиги русского воинства могут быть признаны лишь в тот момент, когда они, похоронщики, закопают в землю останки последнего русского солдата! (11) Да задумайтесь, что вы говорите! (12) Десятки тысяч солдат исчезли без следа, от них не осталось ни клочка плоти, они действительно пропали без вести. (13) Их невозможно похоронить! (14) И что же? (15) Не считать законченной ни одну войну в истории? (16) Да не проще ли предположить: вы не поняли, что сказал Суворов! (17) Он сказал: война, боевые действия не окончены, пока не похоронен, то есть пока не убит, пока жив, пока ведет бой, пока держит в руках оружие и пока ведет бой последний солдат! (18) Это ведь и есть воинский долг: драться до последнего бойца. (19) И пока этот последний солдат не убит, образно говоря, не похоронен, война не закончена!

Выделив ключевые слова (“подумать стало труднее”; стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости, плоды новорусской образованщины”; великий человек не мог сказать такой глупости”; “поняв слово… в буквальном смысле”;задумайтесь, что вы говорите”; “вы не поняли, что сказал Суворов”), можно определить тему текста: этот текст о неточном цитировании и поверхностном толковании слов известных людей.

Учащимся бывает трудно обозначить тему, поэтому предлагаем им клише, которые помогут это сделать:

- вот тема, к которой обращается автор текста.

Эта статья о …

Автор обращается к актуальной теме – теме…

Этот текст о

^ 2. Определив тему, формулируем проблему текста (проблема текста - вопрос, над которым задумывается автор). Проблема предложенного текста может быть сформулирована так: почему в общественном сознании укореняются абсурдные интерпретации слов великих людей?

Клише, которые помогут сформулировать проблему:

? Над этим вопросом задумывается автор текста.

Автора интересует вопрос: …

? Над этой проблемой предлагает поразмышлять автор текста.

^ 3. Комментируем проблему. Комментируя проблему, мы, во-первых, отмечаем либо ее новизну и злободневность, либо относим проблему к разряду “вечных” (Что есть добро, а что - зло? Что такое любовь? Что можно считать прекрасным? и т. д. ) Если автор текста задумывается над “вечной” проблемой, можно вспомнить, как до него в литературе решалась эта проблема, и отметить приверженность традиции или оригинальность автора. Если проблема нова, можно порассуждать о причинах, побудивших автора задуматься над ней.

Во-вторых, комментируя проблему, мы должны выявить авторское отношение к ней. Авторское отношение может быть выражено непосредственно (“Люблю тебя, Петра творенье!” А. Пушкин; “Печально я гляжу на наше поколенье…” М. Лермонтов) или опосредованно (при помощи языковых средств). Например, слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом в первой строке есенинского стихотворения “Письмо к матери” (“Ты жива еще, моя старушка…”) передает любовь и нежность лирического героя.

Комментарий к проблеме взятого нами текста может быть таким:

О новизне заявленной проблемы говорит сам автор текста. Именно сейчас, по мнению Г. Смирнова, подумать стало труднее, чем поделиться своими мыслями с широкой аудиторией. Публицист очень эмоционально (в статье много восклицательных предложений) выражает свое негодование нежеланием людей, выступающих перед телезрителями, попытаться понять, что же все-таки имели в виду цитируемые авторы (“…Вы не поняли, что сказал Суворов!”).

Г. Смирнов крайне удивлен, возмущен “ошеломляющими нелепостями”, которые укореняются в нашей жизни после таких выступлений; и явление массовой мнимой образованности автор определяет неологизмом “образованщина” (суффикс щин придает слову негативно-пренебрежительный оттенок (ср. базаровщина, обломовщина, хлестаковщина)).

^ 4. Определяем авторскую позицию, идею текста. Выявляя авторскую позицию, мы должны сказать о том, как автор решает заявленную проблему (проблемы), какие аргументы в защиту своей позиции он приводит, какова цель написания этого текста и с помощью каких языковых средств автор достигает убедительности.

Сформулировать идею текста помогут такие клише:

^ Автор подводит читателя к мысли о том, что…

Идея текста такова:

- вот главная мысль текста.

Решая проблему, автор приходит к такому выводу:

Цель автора текста - убедить читателя в том…

Сформулировать идею предложенного текста можно так:

Решая проблему, автор подводит читателя к мысли о том, что люди, не обладающие достаточными знаниями, выступая по телевидению, искажают слова великих, и поэтому в сознании зрителей и слушателей, доверяющих средствам массовой информации, укореняются “ошеломляющие нелепости”. Доказывая эту мысль, Г. Смирнов приводит две фразы Суворова, одна из которых неверно цитируется, другая - неверно истолковывается. И читатель понимает, насколько абсурдны эти часто воспроизводимые интерпретации суворовских афоризмов: ведь, действительно, великий полководец не мог считать, что вести бой легко и что война не может быть закончена, пока не похоронен (в буквальном смысле слова) последний солдат.

Цель автора текста – убедить нас в том, что, готовясь “оповестить о своих думах весь мир” (книжные слова “оповестить”, “думы” приобретают здесь иронический оттенок) и собираясь при этом цитировать великих, выступающие должны позаботиться о верном воспроизведении и истолковании слов знаменитых людей; и риторическое восклицание “Да задумайтесь, что вы говорите!” звучит как призыв.

^ II. Как начинать сочинение? Начинать сочинение можно конструкцией “именительный темы”. Такое эмоциональное начало особенно подходит для сочинений по текстам, в которых авторы обращаются к “вечным” темам. Вот пример подобного начала сочинения:

Любовь… О ней написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, о ней говорят и неискушенные подростки, и умудренные опытом люди… Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст N. тоже посвящен любви. ”

В начале сочинения можно рассказать о своих чувствах, мыслях, ассоциациях, которые вызвало первое прочтение текста.

Клише, которые помогут начать сочинение:

^ Когда читаешь этот текст, представляешь себе (думаешь, чувствуешь, испытываешь, понимаешь и т. д. )…

Наверное, каждый из нас когда-то (задумывался, размышлял, наблюдал, чувствовал)… Прочитав текст, я снова (представил, вспомнил, подумал и т. д. )

Таким может быть вступление к сочинению по тексту Г. Смирнова:

Когда читаешь текст Г. Смирнова, понимаешь, что во многом наш кругозор, наше сознание формируют средства массовой информации, что человеку свойственно доверять телеобозревателям, журналистам и просто людям, появляющимся на телевизионных экранах.

Много раз я сам употреблял искаженное суворовское выражение “тяжело в учении - легко в бою”, где-то услышанное, прочитанное, не задумываясь о том, действительно ли Суворов говорил именно это. Осознавать собственное невежество не очень приятно, однако если человек постоянно слышит одну и ту же фразу, даже абсурдную, она невольно оседает в памяти.

^ III. Как заканчивать сочинение? Сочинение- рассуждение заканчиваем выражением собственного отношения к авторской позиции. Доказывая собственное мнение, мы должны привести не менее трех аргументов (приводя доказательства, можно обращаться к своему жизненному и читательскому опыту). Выражая собственную позицию, соблюдаем корректность: например, в случае несогласия с автором не следует писать “автор неправ”, лучше употребить выражение “с автором трудно согласиться”.

Приведем клише, с помощью которых можно сформулировать собственную позицию:

^ Нельзя не согласиться с автором в том, что…

С автором можно поспорить:

Автор прав в том, что… однако его мысль о…вызывает сомнение

Сочинение по тексту Г. Смирнова можно закончить так:

С автором текста трудно не согласиться. Действительно, мнимая образованность многих выступающих публично в сочетании с желанием продемонстрировать свою эрудицию ведет к тому, что высказывания великих людей искажаются и приобретают зачастую совершенно иной смысл. И “не везет” в этом, к сожалению, не только Суворову.

Известную фразу К. Маркса “Религия - опиум народа” очень часто цитируют так: “Религия - опиум для народа”. Налицо искажение смысла: К. Маркс говорил о том, что народ сам ищет утешения в религии, а интерпретаторы этой фразы утверждают, что кто-то навязывает народу религию.

Знаменитое пушкинское “народ безмолвствует” часто звучит из уст журналистов, когда речь идет о равнодушии, безынициативности людей, об их нежелании принять самостоятельное решение. Но у Пушкина в “Борисе Годунове” народ безмолвствует не из-за равнодушия к происходящему, у Пушкина народ безмолвствует от ужаса, понимая, что на престол взошел убийца.

Таким образом, в том, что “в нашей жизни стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости”, отчасти виноваты выступающие перед широкой аудиторией люди; ведь многие из них, надеясь на свою образованность и память, сообщают зрителям и слушателям искаженные факты.

Однако, на мой взгляд, человеку начитанному и образованному никто не навяжет неверное толкование чего-либо. И если мы сами будем сомневаться, читать, искать ответы на вопросы, то ни один самонадеянный оратор не заставит нас поверить очевидной глупости.

^ Приведем сочинение - рассуждение по тексту Г. Смирнова целиком:

Когда читаешь текст Г. Смирнова, понимаешь, что во многом наш кругозор, наше сознание формируют средства массовой информации, что человеку свойственно доверять телеобозревателям, журналистам и просто людям, появляющимся на телевизионных экранах.

Много раз я сам употреблял искаженное суворовское выражение “тяжело в учении - легко в бою”, где-то услышанное, прочитанное, не задумываясь о том, действительно ли Суворов говорил именно это. Осознавать собственное невежество не очень приятно, однако если человек постоянно слышит одну и ту же фразу, даже нелепую, она невольно оседает в памяти.

^ О таком неточном, поверхностном, часто абсурдном толковании слов известных людей пишет Г. Смирнов.

Почему же эти сомнительные интерпретации укореняются в общественном сознании? Над этим вопросом задумывается автор текста.

Он сам говорит о новизне заявленной проблемы. Именно сейчас, по мнению Г. Смирнова, подумать стало труднее, чем поделиться своими мыслями с широкой аудиторией . Публицист очень эмоционально (в статье много восклицательных предложений) выражает свое негодование нежеланием людей, выступающих перед телезрителями, попытаться понять, что же все-таки имели в виду цитируемые авторы (“…Вы не поняли, что сказал Суворов!”).

Г. Смирнов крайне удивлен, возмущен “ошеломляющими нелепостями”, которые укореняются в нашей жизни после таких выступлений; и явление массовой мнимой образованности автор определяет неологизмом “образованщина” (суффикс щин придает слову негативно-пренебрежительный оттенок).

Решая проблему, автор подводит читателя к мысли о том, что люди, не обладающие достаточными знаниями и не желающие подумать, выступая по телевидению, искажают слова великих, и поэтому в сознании зрителей и слушателей, доверяющих средствам массовой информации, укореняются “ошеломляющие нелепости”. Доказывая эту мысль, Г. Смирнов приводит две фразы Суворова, одна из которых неверно цитируется, другая - неверно истолковывается. И читатель понимает, насколько абсурдны эти часто воспроизводимые интерпретации суворовских афоризмов: ведь, действительно, великий полководец не мог считать, что вести бой легко и что война не может быть закончена, пока не похоронен (в буквальном смысле слова) последний солдат.

Цель автора текста – убедить нас в том, что, готовясь “оповестить о своих думах весь мир” (книжные слова “оповестить”, “думы” приобретают здесь иронический оттенок) и собираясь при этом цитировать великих, выступающие должны позаботиться о верном воспроизведении и истолковании слов знаменитых людей; и риторическое восклицание “Да задумайтесь, что вы говорите!” звучит как призыв.

С автором текста трудно не согласиться. Действительно, мнимая образованность многих выступающих публично в сочетании с желанием продемонстрировать свою эрудицию ведет к тому, что высказывания великих людей искажаются и приобретают зачастую совершенно иной смысл. И “не везет” в этом, к сожалению, не только Суворову.

Известную фразу К. Маркса “Религия - опиум народа” очень часто цитируют так: “Религия - опиум для народа”. Налицо искажение смысла: К. Маркс говорил о том, что народ сам ищет утешения в религии, а интерпретаторы этой фразы утверждают, что кто-то навязывает народу религию.

Знаменитое пушкинское “народ безмолвствует” часто звучит из уст журналистов, когда речь идет о равнодушии, безынициативности людей, об их нежелании принять самостоятельное решение. Но у Пушкина в “Борисе Годунове” народ безмолвствует не из-за равнодушия к происходящему, у Пушкина народ безмолвствует от ужаса, понимая, что на престол взошел убийца.

Таким образом, в том, что “в нашей жизни стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости”, отчасти виноваты выступающие перед широкой аудиторией люди; ведь многие из них, надеясь на свою образованность и память, сообщают зрителям и слушателям искаженные факты.

Однако, на мой взгляд, человеку начитанному и образованному никто не навяжет неверное толкование чего-либо. И если мы сами будем сомневаться, читать, искать ответы на вопросы, то ни один самонадеянный оратор не заставит нас поверить очевидной глупости.

^ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Грамматические ошибки бывают трех видов:

  • словообразовательные — нарушена структура слова;

  • морфологические, или формообразовательные — нару­шена форма слова;

  • синтаксические — нарушена структура словосочета­ния или предложения.



^ Разновидность грамматических ошибок

Примеры

Ошибочное словообразова­ние

надсмехаться, раздумчивый взгляд, заместо, благород-ность

Ошибки в образовании форм существительного

пара носок, инженера, моё день рожденье, без рельс, нет время

Ошибки в образовании форм прилагательного

более глубже и ярче, самый важнейший

Ошибки в образовании форм местоимения

ихний, евонный, около его

Ошибки в образовании форм глагола

ложит, покласть, ездиет, ждя, воспитовать

Нарушение согласования

^ Паустовский рассуждает о Мещёрском крае, близ­ком и дорогом его сердцу, ставшим для него малой родиной.

Нарушение управления

^ Статья посвящена одной из волнующей авторов про­блеме мечта к свободе. Лихачёв немало времени уделял на духовно-нравст­венное воспитание.


Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

^ Этот отрывок взят из за­меток Лихачёва «О рус­ском» и посвящена пробле­мам культуры и интелли­гентности.

Ошибки в построении пред­ложения с деепричастным оборотом

^ Прочитав этот текст, перед нами чётко возника­ют проблемы, о которых рассуждает автор.

Ошибки в построении пред­ложения с причастным обо­ротом

^ Паустовский со знанием и любовью описывает родной край, проживший там дол­гое время.

Ошибки в построении пред­ложения с однородными членами

^ Я уверен в силе своего сло­ва и нечего бояться.

Ошибки в построении слож­ного предложения

Из статьи Ершова нам из­вестно, что овладение ком­пьютерными знаниями очень важно для улучшения общего образования, кото­рое на протяжении послед­него десятилетия активно внедряется в школьную программу.

Смещение прямой и кос­венной речи

^ Тургенев рассказывает, «что я благоговел перед маленькой птицей».

Пропуски необходимых слов

^ Громадным чудовищем должна была собака воробью.

Нарушение границ предло­жения

Учиться спокойной интел­лигентной речи нужно дол­го и тщательно. Так как всем будет приятнее бесе­довать с культурным чело­веком.



РЕЧЕВЫЕ

ОШИБКИ

Разновидности речевых недочётов

Примеры

Употребление слова в не­свойственном ему значении

^ Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать.

Нарушение лексической со­четаемости

показывать вид, выпол нить мечту, играть боль­шое значение

Употребление лишнего сло­ва (плеоназм)

сидел молчаливо и безмолв­но, негодовал от возмуще­ния, в августе месяце

Употребление рядом (или близко) однокоренных слов (тавтология)

писатель написал, в рас­сказе рассказывается, ри­сунок нарисован, в образе изображена

Повторение одного и того же слова

^ Недавно я прочёл одну ин­тересную статью. Эту статью написал Д. Лиха­чёв. В этой статье расска­зывается...

Употребление слова (или выражения) иной стилевой окраски

^ Собака обалдела от удив­ления, увидев воробья. Мой брат получил простудное заболевание.

Неудачное употребление экспрессивного, эмоцио­нально окрашенного слова

^ Дружки Грушницкого уго­ворили его вызвать Печо­рина на дуэль.

Неоправданное употребле­ние просторечных и диа­лектных слов и выражений

^ Лихачёв говорит о невме-стности грубых слов в на­шей жизни. Наш, класс от­правили на сбор бураков.

Смешение лексики разных исторических эпох

^ На Печорине очень ловко сидел пиджак.

Неудачное употребление личных и указательных местоимений

^ Я увидел маленького жёл­того утёнка, выскочивше­го из домика, и стал вни­мательно его рассматри-



Разновидности речевых недочётов

Примеры




ватъ. Сестра вынула книгу из сумки и положи­ла её на стол.

Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

^ Компьютер развивает че­ловека и сделает его совер­шеннее. Компьютеры при­шли в школу и заставля­ют человека «шевелить мозгами».

Бедность и однообразие синтаксических конструк­ций

^ Древние египтяне умели приготовлять хлеб. Россия­не в древности умели печь хлеб. Древние греки не уме­ли пользоваться дрож­жами.

Неудачный порядок слов

Можно приводить много примеров удивительной ра­ботоспособности из жизни великих людей. Известно множество стихотворе­ний, посвященных морской тематике, в мировой лите­ратуре.






Разновидности речевых недочётов

Примеры

Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

^ Компьютер развивает че­ловека и сделает его совер­шеннее. Компьютеры при­шли в школу и заставля­ют человека «шевелить мозгами».

Бедность и однообразие синтаксических конструк­ций

Древние египтяне умели приготовлять хлеб. Россия­не в древности умели печь хлеб. Древние греки не уме­ли пользоваться дрож­жами.

Неудачный порядок слов

Можно приводить много примеров удивительной ра­ботоспособности из жизни великих людей. Известно множество стихотворе­ний, посвященных морской тематике, в мировой лите­ратуре.

Похожие:

Готовимся к егэ по русскому языку. Пишем сочинение-рассуждение iconТема: От анализа текста к сочинению. (Подготовка к егэ. Сочинение-рассуждение) 2 часа
Подготовить к написанию сочинения по заданию, сформулированному в демонстрационном варианте егэ по русскому языку (часть слова)
Готовимся к егэ по русскому языку. Пишем сочинение-рассуждение iconСочинение пишется по определенному плану
В этой теме я постараюсь рассказать о том, как написать сочинение егэ по русскому языку (часть С) на 21 балл. Подробный план егэ...
Готовимся к егэ по русскому языку. Пишем сочинение-рассуждение iconРецензия на пособие Т. И. Павловой и Н. А. Ранневой «Сочинение-рассуждение...

Готовимся к егэ по русскому языку. Пишем сочинение-рассуждение iconРоссийский государственный социальный университет олимпиада школьников...
Напишите сочинение-рассуждение объемом не менее 300 слов на одну из представленных ниже тем
Готовимся к егэ по русскому языку. Пишем сочинение-рассуждение iconОбучение сочинению рассуждению по плану алгоритму
Учитель. Ребята, вы прекрасно понимаете, что часть с в егэ по русскому языку – одно из самых сложных заданий, но от него во многом...
Готовимся к егэ по русскому языку. Пишем сочинение-рассуждение iconПрактикум по русскому языку в 11 классе по теме: «От анализа текста к сочинению»
Использование технологии группового обучения для выполнения задания в и с на егэ по русскому языку
Готовимся к егэ по русскому языку. Пишем сочинение-рассуждение iconРабочая программа элективного курса «готовимся к егэ по биологии»
Элективный курс «Готовимся к егэ по биологии» предназначен для учащихся 11 классов общеобразовательных школ. Рассчитан на 64 часа...
Готовимся к егэ по русскому языку. Пишем сочинение-рассуждение iconПрограмма элективного курса «Подготовка к егэ по русскому языку в 11 классе»
Егэ серьёзный шаг в жизни выпускника, требующий и обдуманного выбора будущего, и обобщения знаний по предмету, и умения организовать...
Готовимся к егэ по русскому языку. Пишем сочинение-рассуждение iconПеречень электронных дисков, содержащихся в фонде библиотеки гбоу сош с. Сухая Вязовка
Живая физика. Живая геометрия; Готовимся к егэ. Физика; Готовимся к егэ. Математика; Физика. 7 9 класс ч. 1
Готовимся к егэ по русскому языку. Пишем сочинение-рассуждение iconЭлективный курс по русскому языку Текст
Основная цель курса: дать знания по стилистике русского языка и сформировать на их основе умения и навыки стилистического анализа...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница