Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества. (2012-13учебный год)




Скачать 167.56 Kb.
НазваниеПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества. (2012-13учебный год)
Дата публикации14.04.2013
Размер167.56 Kb.
ТипКонкурс
shkolnie.ru > Туризм > Конкурс



ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА.

(2012-13учебный год)


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка - детский сад №13 *Теремок*г. Климовск М.О.

Номинация конкурса: Организация воспитательного процесса.

Методические рекомендации: *ИГРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ*

Автор: Рютова Наталья Анатольевна, воспитатель МБДОУ №13

Место выполнения работы: МБДОУ ЦРР детский сад №13 *Теремок*

г.Климовск Московская область, ул.Дм. Холодова д.13




Игры детей - вовсе не игры, и правильнее
смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста. - М. Монтень.
Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать. Коменский Ян Амос.


Важнейшим средством воспитания и развития для детей является игра. Во время игры у ребенка формируются все стороны его личности во взаимодействии и единстве. В различных играх это отражается по-разному. Творческие игры, такие как рисование, лепка, аппликация и другие, главным оружием служит замысел игры, а так же игровые переживания, которые с ним связаны. Такие игры активно способствуют развитию воображения, внутреннего мира ребенка, к его позитивным эмоциям и переживаниям. Игры с правилами учат преодолению препятствий и достижение поставленной задачи.

Игра имеет огромное образовательное значение. Если объединить обучение с игрой ребенку будет проще освоить и запомнить изучаемый материал. Игры с самого раннего возраста способствуют развитию умственных способностей, воображения, памяти, внимания. Дети, особенно дошкольники, всегда очень наблюдательны. В повседневной жизни они копируют модель поведения близких, их настроение и привычки. Именно с помощью ролевых игр ребенок воспринимает жизнь взрослого.

Самое главное в игровом воспитании – заинтересовать ребенка, увлечь в игру. Дошкольник практически все усваивает через восприятие, поэтому следует позаботиться о положительных эмоциях ребенка во время игры.

Для детей игра – это способ исследования, познания и ориентация в реальном мире, не стоит лишать ребенка такого удовольствия, а наоборот лучше чаще играть и развиваться, для каждого ребенка - это способность осознать себя и окружение.

^ Объект исследования - дети дошкольного возраста 4-5 лет (средняя группа).

Предмет исследования – игра и игровая деятельность как метод воспитания дошкольников.

^ Цель исследования: рассмотреть возможности и значение игры, как средства воспитания детей дошкольного возраста.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

- раскрыть понятие и сущность игры;

- выявить влияние игры как средства формирования личности дошкольника;

- рассмотреть психолого-педагогические особенности игры;

- определить влияние игры на воспитание дружеских взаимоотношений;

- провести обследование и анализ уровня сформированности знаний о многообразии живой природы дошкольников;

- определить систему организации формирования знаний о многообразии живой природы у дошкольников;

- провести контрольный эксперимент и определить его результаты.

^ База исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение (МДОУ) № 13 «Теремок» г. Климовск, Московская область.


^ ИГРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
1. Понятие, значение и сущность игры.

Игра – явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Слово «игра» не является научным понятием в строгом смысле этого слова. Может быть именно потому, что целый ряд исследователей пытались найти нечто общее между самыми разнообразными и разнокачественными действиями, обозначенными словом «игра», и мы не имеем до настоящего времени удовлетворительного разграничения этих деятельностей и объективного объяснения разных форм игры.

Историческое развитие игры не повторяется. В онтогенезе хронологически первой является ролевая игра, служащая главнейшим источником формирования социального сознания ребенка в дошкольном возрасте. Психологи издавна изучают игры детей и взрослых, отыскивая их функции специфическое содержание, сравнивая с другими видами деятельности. Игра может быть вызвана потребностью в лидерстве, соревновании. Можно рассматривать игру и как компенсирующую деятельность, что в символической форме дает возможность удовлетворить неосуществленные желания. Игра - это деятельность, которая отличается от повседневных будничных действий. Человечество вновь и вновь создает свой придуманный мир, новое бытие, которое существует рядом с миром натуральным, миром природы. Узы, которые связывают игру и красоту очень тесны и многообразны. Всякая игра, прежде всего, свободная, вольная деятельность.

Игра протекает ради нее самой, ради удовлетворения, что возникает в самом процессе исполнения игрового действия.
Игра - это деятельность, которая изображает отношение личности к миру, что ее окружает. Именно в мире впервые формируется необходимость влияния на окружение, потребность изменить окружение. Когда у человека возникает желание, которое невозможно сразу реализовать, создаются предпосылки игровой деятельности.

Самостоятельность ребенка в середине игрового сюжета безгранична, она может возвращаться в прошлое, заглядывать в будущее, многоразово повторять одно и то же действие, которое приносит и удовлетворение, дает возможность ощутить себя значащим, всемогущим, желанным. В игре ребенок не обучается жить, а живет своей истинной, самостоятельной жизнью. Игра наиболее эмоциональна, красочна для дошкольников. Очень верно подчеркнул известный исследователь детской игры Д. Б. Эльконин, что в игре интеллект направляется за эмоционально - действенным переживанием, функции взрослого воспринимаются, прежде всего, эмоционально, происходит первично эмоционально-действенная ориентация в содержании человеческой деятельности.

Значение игры для формирования личности трудно переоценить. Не случайно Л. С. Выготский называет игру "девятым валом детского развития". В игре как в ведущей деятельности дошкольника осуществляются те поступки, к которым он будет способен в реальном поведении лишь через некоторое время.

Совершая поступок, даже если этот поступок проигрывает, ребенок не знает нового переживания, которое связано с выполнением эмоционального порыва, который сразу был реализован в действии этого поступка.

Предисловием игры становится способность, перенесение одних функций предмета на другие. Она начинается тогда, когда мысли отделяются от вещи, когда ребенок освобождается от жестокого поля восприятия.

Действие в придуманной ситуации приводит к тому, что ребенок учится управлять не только восприятием предмета или реальных обстоятельств, а и смыслом ситуации, ее значением. Возникает новое качество отношения человека к миру: ребенок уже видит окружающую действительность, что не только имеет разнообразную окраску, многообразие форм, но и знание и смысл.

Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.

Первое положение, определяющее сущность игры, состоит в том, что мотивы игры заключаются в многообразных переживаниях, значимых для играющего сторон действительности. В игре совершаются лишь действия, цели которых значимы для индивида по их собственному внутреннему содержанию. В этом основная особенность игровой деятельности и в этом ее основное очаровании.

Вторая – характерная – особенность игры заключается в том, что игровое действие реализует многообразные мотивы человеческой деятельности, не будучи связанным в осуществлении вытекающих из них целей теми средствами или способами действия, которыми эти действия осуществляются в неигровом практическом плане.

Игра является деятельностью, в которой разрешается противоречие между быстрым ростом потребностей и запросов ребенка, определяющим мотивацию его деятельности, и ограниченностью его оперативных возможностей. Игра - способ реализации потребностей и запросов ребенка в пределах его возможностей.

Следующая, внешне наиболее бросающаяся в глаза отличительная особенность игры, в действительности производная от вышеуказанных внутренних особенностей игровой деятельности, – возможность, являющаяся для ребенка и необходимостью, замещать в пределах, определяемых смыслом игры, предметы, функционирующие в соответствующем неигровом практическом действии, другими, способными служить для выполнения игрового действия (палка – лошадь, стул – автомобиль и т.д.). Способность к творческому преобразованию действительности впервые формируется в игре. В этой способности заключается основное значение игры.
^ 2. Игра как средство формирования личности дошкольника
В становлении личности дошкольника особое место принадлежит игровой деятельности. Именно в ней формируются у детей моральные навыки правила поведения в природе. Эффективность педагогического процесса в формировании личности дошкольника во многом зависит от грамотного педагогического руководства.

Педагогически правильно организованная игровая деятельность позволяет добиться самого полного самовыражения детей, активности их действий, которые соглашаются с общепринятыми нормами и правилами познания окружающей природы.

При выборе направления руководства играми следует учитывать тот факт, что особая роль игры в воспитании требует насыщения ею всей жизнедеятельности детей в группе. Поэтому строить педагогический процесс формирования личности дошкольника нужно таким образом, чтобы игра была включена во все режимные моменты.

Определяя место игры в педагогическом процессе, следует также учитывать её связи с трудом детей и обучением на занятиях.

В последние годы резко возросло внимание к проблеме игр, обозначились потребность в более глубоком и разностороннем изучении отдельных вопросов игровой деятельности. Это связано с поиском наиболее рациональных и эффективных путей образования дошкольников, с введением игровых приёмов в практику обучения и воспитания, применением новых видов игровой деятельности.

Исходя из возрастных особенностей детей, для каждой возрастной группы подбираются игры, обеспечивающие развитие личности каждого ребенка, а также углубляющие, уточняющие и закрепляющие знания о живой и неживой природе. В игры включаются дидактические игрушки, разнообразный материал, используются готовые настольно-печатные игры: различное лото, разрезные картинки. Уместно также обращение к играм, активизирующим движения, сочетающимся с решением умственных задач.

При отборе игр для дошкольников необходимо соблюдать следующие требования:

- игры необходимо подбирать с учётом закономерностей развития детей и тех задач, которые решаются на данном возрастном этапе;

- игра должна давать ребенку возможность применять на практике уже полученные знания и стимулировать к усвоению новых;

- содержание игры не должно противоречить имеющимся знаниям, формируемым в процессе других видов деятельности;

- игровые действия должны производиться в соответствии с правилами и нормами поведения;

- предпочтение отдается тем играм, которые обеспечивают решение общих задач формирования личности ребенка-дошкольника;

- для того, чтобы игра выступала эффективным средством, необходимо прослеживать внутреннюю связь каждой игры с предыдущей и последующими играми. Это позволит прогнозировать, на какой имеющийся опыт ребенок будет опираться, какой новый шаг произойдет в его развитии .

Подбор и введение в педагогический процесс игр производится таким образом, чтобы, опираясь на имеющийся у детей опыт, постепенно и последовательно расширять представления детей, учить их использовать имеющиеся знания для расширения игровых задач, развивать и совершенствовать такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.

Серия игр для воспитания эмоционально-ценностного отношения включает два блока:

- игры для развития эстетического восприятия (чувства прекрасного);

- игры для формирования нравственно-оценочного опыта поведения дошкольников.
^ 3. Психолого-педагогические особенности игры
Ранее рассмотренные определения игры, её значений в личностном развитии детей дошкольного возраста позволяют выделить следующие психологические особенности игры:

1. Игра представляет собой форму активного отражения ребенком окружающей его жизни людей.

2. Отличительной особенность игры является и сам способ, которым ребенок пользуется в этой деятельности. Игра осуществляется комплексными действиями, а не отдельными движениями.

3. Игра, как и всякая другая человеческая деятельность, имеет общественный характер, поэтому она меняется с изменением исторических условий жизни людей.

4. Игра является формой творческого отражения ребенком действительности. Играя, дети вносят в свои игры много собственных выдумок, фантазии, комбинирования.

5. Игра есть оперирование знаниями, средство их уточнения и обогащения, путь упражнения, и развития познавательных и нравственный способностей и сил ребенка.

6. В развернутой форме игра представляет собой коллективную деятельность. Все участники игры находятся в отношениях сотрудничества.

7. Разносторонне развивая детей, сама игра тоже изменяется и развивается. При систематическом руководстве со стороны педагога игра может изменяться:

- от начала к концу;

- от первой игры к последующим играм той же группы детей;

- наиболее существенные изменения в играх происходят по мере развития детей от младших возрастов к старшим.

8. Игра, как вид деятельности, направлена на познание ребенком окружающего мира путем активного соучастия в труде и повседневной жизни людей.

Средствами игры являются:

- знания о людях, их действиях, взаимоотношениях, выраженное в образах речи, в переживаниях и действиях ребенка;

- способы действия с определенными предметами в определенных обстоятельствах;

- нравственные оценки и чувства, которые выступают в суждениях о хорошем и плохом поступке, о полезных и вредных действиях людей.
^ 4. Воспитание в играх дружеских взаимоотношений
Умение совместно действовать служит основой для воспитания дружеских взаимоотношений детей. В коллективной игре формируются навыки, необходимые для дальнейшей самостоятельной деятельности, складываются дружеские взаимоотношения, которые облегчают подготовку детей к обучению, к активному общению в условиях школы, закрепляются и совершенствуются умения, приобретенные на занятиях по конструированию.
Процесс воспитания дружеских взаимоотношений в игре осуществляется на протяжении всего дошкольного детства. В группах раннего возраста подготовка к совместной деятельности в строительной игре начинается с того момента, когда детей знакомят с кубиками и кирпичиками.

Малыши овладевают несложными умениями, приобретают некоторые элементарные знания о строительном материале и его использовании. В первой группе раннего возраста (9—12 месяцев) игры-занятия проводятся индивидуально с каждым ребенком. Детям показывают кубики, а затем кирпичики, учат их правильно называть и различать строительные детали: «кубик — кубики», «кирпичик — кирпичики». На практике малыши усваивают некоторые их свойства: кубики всегда одинаково выглядят, на какую плоскость их ни положи, кирпичик можно поставить, положить. Разная окраска строительных деталей тоже помогает различать и эмоционально воспринимать их.

Подготавливая детей к совместным игровым действиям со строительным материалом, педагог продолжает воспитывать интерес к играм-занятиям, целенаправленность и сосредоточенность при выполнении построек. Малыши постепенно накапливают опыт игровых действий. Постройки их становятся более разнообразными, в них отображаются знакомые ребенку предметы (стол, стул, кровать, лестница, домик, машина). В первой половине года игры-занятия проводятся индивидуально с каждым ребенком; по мере усвоения необходимых действий — с группами в 4—6 человек. К концу года группы могут увеличиваться до 8—10 детей.

Как правило, все игровые действия педагог демонстрирует сам, на повторных занятиях можно предложить детям поиграть без предварительного показа, способствуя этим развитию их самостоятельности

Игры-занятия не должны проходить стереотипно. При каждом повторном показе воспитатель предлагает детям новые образные игрушки. Например, при постройке стола на одном занятии можно предложить куклу и тарелочку с фруктами (вылепленными из пластилина или глины и окрашенными педагогом или старшими детьми), на другом — куклу и конфеты-игрушки в вазе. Обучая строить лесенку, воспитатель вводит в игру то куклу, то петушка, то зайца.

В ходе игры-занятия педагог высказывает свое отношение к некоторым действиям детей («Нельзя отбирать игрушку у Коли (Нины и пр.). Это нехорошо»), своим одобрением вызывает у ребят чувство удовлетворения от совместной дружной работы («Все дети построили санки, все интересно поиграли. И Саша, и Володя, и Аня, и Оля — все!»).

Когда малыши усваивают целевое назначение построек, накапливают опыт игровых действий с ними, следует показать им, как можно, используя постройки, играть вместе. Например, к Олиной кукле придет в гости кукла Аня, они будут скатываться с горки на предложенных воспитателем санках. Куклам весело, они «смеются» и «просят» девочек еще раз прокатить их. Малыши поочередно катают кукол. Такая игра сближает ребят, вызывая интерес друг к другу.

Одним из способов объединения игровых действий детей являются постройки самого воспитателя. Они могут быть сложнее тех, которые предлагаются ребятам, и больше по размеру, чтобы с ними играли одновременно 2—3 человека. Например, педагог строит машину из длинной пластины и большого кубика и приглашает детей покатать на ней своих кукол: «Машина большая, на нее можно усадить много кукол. Кто хочет покатать своих кукол, сажайте их в машину». Сначала воспитатель сам ведет машину, а затем предлагает это сделать детям. Важно, чтобы каждый ребенок принял активное участие в игре. Если детей более четырех, можно построить 2 или 3 машины. В заключение игры следует сказать: «Все дети интересно играли, всех кукол покатали на машинах. Хорошо играли».

В условиях целенаправленного воспитания к началу третьего года жизни наблюдаются большие изменения в психофизическом развитии детей. Они способны хорошо понимать речь взрослого, когда говорится о знакомых предметах и явлениях. Расширяются возможности их общения со сверстниками. Усиливается интерес друг к другу, к деятельности товарищей. В этом возрасте ребенок способен к простейшим формам совместной строительной игры, к проявлению нравственных чувств.

В связи с развитием детей задача воспитания усложняется. Следует учить их внимательно относиться к играм других ребят, не мешать друг другу строить, не отбирать игрушки, проявлять приветливое отношение к товарищам, стремление помочь им, радоваться общему успеху. В первой и второй младших группах дети сначала учатся выполнять постройки индивидуально. Так, например, каждый ребенок делает кроватку, а воспитатель затем сдвигает их в ряд, образуя единое целое — спальню. Малыши невольно общаются друг с другом и получают первые уроки общей несложной игры. Игровые действия воспитатель сопровождает пояснением: «Все куклы лягут спать. Мы споем им песенку: «Баю-баю, куколки, не шумите, детки!» и т. п. Или дети учатся строить стулья. Педагог сдвигает три-четыре стула в ряд - получается диван. Куклы, сидящие рядом, отдыхают на нем, разговаривают, потом идут гулять.

Постепенно деятельность детей усложняется. Например, воспитатель предлагает каждому ребенку построить дорожку, направляя ее в сторону соседа. В результате получается общая дорога длиною во весь стол. По ней могут ходить куклы всех строителей, ездить все автомобили. Совместными усилиями может быть построен аквариум, где будут плавать рыбки всех детей, и др. Или к домику (гаражу), сделанному воспитателем, каждый из детей пристраивает свою дорожку. В домике будут жить куклы ребят, строивших дорожки, в гараже — стоять машины, приехавшие по этим дорожкам.

Более трудная задача — осуществление одной постройки двумя малышами, например: моста с двумя спусками, башни с двумя лестницами, ворот и др. Сначала воспитатель показывает готовую постройку, вызывая у детей интерес к ней, желание выполнить такую же. Затем поясняет, что должен сделать каждый ребенок. Готовые спуски, построенные детьми в виде лесенок, педагог соединяет общим перекрытием — получается мост. Дети играют с куклами, машинами и мостом.

На следующем этапе решается более сложная задача - обучение детей умению создавать вместе одну постройку поочередными действиями (башню, двухрельсовую линию и др.): на кубик одного ребенка другой ставит свой кубик, к кирпичику одного ребенка сосед прикладывает свой кирпичик и т. д. С готовой постройкой самостоятельно или с помощью воспитателя малыши организуют несложную сюжетную игру.

Так, в ходе игр-занятий формируется общность положительных переживаний, согласованность и точность действий и движений в игре и стройке. Осуществляется переход от индивидуальной деятельности к совместной, т. е. появляются первые ростки сотрудничества, навыки совместного действия.

В играх дети упражняются в выполнении правил нравственного поведения: проявляют вежливость, доброжелательное отношение к товарищам, стремление делиться деталями строительного набора, положительно относятся к совместной стройке, игре, проявляют отзывчивость, сдержанность. В ходе игры педагог должен не только называть игровые действия, но и сопровождать их словами, воздействующими на эмоциональное восприятие ребенка: «Вместе играть интересно»; «Дети будут строить дружно». Следует поощрять положительные проявления в поведении малышей: «Аня молодец — она сама дала кубик Оле»; «Витя умеет дружно играть» и т. п.

Психофизическое развитие детей средней группы идет по пути дальнейшего совершенствования. Речь ребят становится более связной и последовательной. Они способны общаться с взрослыми и сверстниками, проявляют интерес к совместной деятельности, объединяются в небольшие группы. Дети этого возраста могут строить по собственному замыслу, но их замыслы еще неустойчивы и часто реализуются лишь с помощью педагога.

Творческая игра с несложным сюжетом начинает занимать в их деятельности ведущее место. В старшей группе развитие связной речи и словесного мышления способствует появлению более сложных форм общения детей с взрослыми и сверстниками. Дошкольники проявляют значительную самостоятельность в развитии сюжета строительной игры, в их конструктивной деятельности ощущаются элементы творчества. Дети этого возраста способны подчинять свою деятельность поставленной цели, правильно оценивать полученные результаты.

Задача педагога — закреплять умение детей выполнять вдвоем постройку более сложной конструкции, чем в средней группе, постепенно увеличивая число строителей до трех-четырех; подчеркивать значение предварительного обдумывания и планирования конструктивной деятельности и игры (о чем договариваться, как подготовиться к совместному дружному выполнению постройки и т. д.); объяснять важность согласованности совместных действий, настойчивости в преодолении трудностей.

Выводы:

Игра - это деятельность, которая изображает отношение личности к миру, что ее окружает. Именно в мире впервые формируется необходимость влияния на окружение, потребность изменить окружение. Когда у человека возникает желание, которое невозможно сразу реализовать, создаются предпосылки игровой деятельности.

Значение игры для формирования личности трудно переоценить. В игре как в ведущей деятельности дошкольника осуществляются те поступки, к которым он будет способен в реальном поведении лишь через некоторое время. Игра является деятельностью, в которой разрешается противоречие между быстрым ростом потребностей и запросов ребенка, определяющим мотивацию его деятельности, и ограниченностью его оперативных возможностей. Игра - способ реализации потребностей и запросов ребенка в пределах его возможностей. Именно в игре формируются у детей моральные навыки правил поведения в природе.

В коллективной игре формируются навыки, необходимые для дальнейшей самостоятельной деятельности, складываются дружеские взаимоотношения, которые облегчают подготовку детей к обучению, к активному общению в условиях школы, закрепляются и совершенствуются умения, приобретенные на занятиях по конструированию.

Игра - это способ осмысления окружающего мира и своего места в нём, освоения соответствующих различным ситуациям людей поведения. В игре ребенку предоставляется возможность решить множество проблем без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов. Всё происходит легко, естественно, с удовольствием, а главное, в ситуации повышенного интереса и радостного возбуждения. В игровой деятельности дети усваивают правила поведения в природе, нравственные нормы, развивается ответственность, бескорыстная помощь и сострадание.


Похожие:

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества. (2012-13учебный год) iconПрофессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс...
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение школа-интернат №117 г о. Самара
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества. (2012-13учебный год) iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет...
...
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества. (2012-13учебный год) iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества 2012-2013 учебный год муниципальное...
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества. (2012-13учебный год) iconПрофессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс...
Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества. (2012-13учебный год) iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс...
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества. (2012-13учебный год) iconПрофессиональный конкурс работников образования
...
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества. (2012-13учебный год) iconПрофессиональный конкурс работников образования
...
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества. (2012-13учебный год) iconПрофессиональный конкурс работников образования
...
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества. (2012-13учебный год) iconПрофессиональный конкурс работников образования
...
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества. (2012-13учебный год) iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет...
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница