Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс




Скачать 86.63 Kb.
НазваниеПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
Дата публикации18.07.2013
Размер86.63 Kb.
ТипКонкурс
shkolnie.ru > Психология > Конкурс

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА 2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №17

Цикл развивающих занятий «Помогай-ка»

Для детей подготовительной к школе группе.



Емелина Елена Владимировна

30.05.2013



^

Цикл развивающих занятий «Помогай-ка»

для детей подготовительной к школе группе.



Данная методическая разработка научно обоснована, актуальна, доступна для всех участников педагогического процесса.

Актуальность.

Востребованность внедрения новых методических разработок по психологической готовности к школьному обучению в дошкольном образовании обусловлена недостаточным набором начальных ключевых и начальных специальных (допредметных) компетентностей будущего школьника. Например, начальная личностно-социальная компетентность (готовность самостоятельно решать задачи, связанные с общением и взаимодействием со сверстниками и взрослыми) или начальная учебно-познавательная компетентность (готовность решать задачи, связанные с освоением содержания образования - восприятие, внимание, память,  навык смыслового запоминания информации, мышление, установление причинно-следственных связей, осуществление переноса в новые условия, самостоятельная творческая активность, воображение, проявление познавательного интереса и любознательности, стремление овладеть новыми источниками информации), элементарная учебная деятельность (умение слушать и слышать педагога, принимать учебную задачу, следовать инструкции, задавать вопросы, самостоятельно выполнять задание, стремиться к достижению результата), развитая мелкая моторика (тонкие движения рук, важные для овладения письмом, рисованием и т.д.). Цикл развивающих занятий призван помочь развить способность к самоорганизации как базовой компетентности личности, что создает фундамент успешной адаптации детей к школе.

Цель: Способствовать успешной адаптации ребенка к школе.

Задачи:

  1. Формирование мотивационной сферы

  2. Развитие у ребенка произвольности

  3. Логического мышления.

  4. Развитие свойств внимания и его организованность.

Методы и техники воздействия:

В работе используются поддерживающие методы, направленные на укрепление и поддержание имеющихся у ребенка продуктивных форм поведения и переучивающие методы, направленные на изменение поведение ребенка, путем поддержки и одобрения желательных форм поведения и неодобрения нежелательных. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Форма проведения занятий разнообразна: использование на занятиях развивающих игр и упражнений, творческих мастерских, тестов. Все познавательные процессы (восприятие, мышление, память и т.д.) не существуют в «чистом» виде, а представляют собой единую систему и развиваются, следовательно, в комплексе. Например,  упражнение «Графический диктант», отнесенное в силу своей специфики к заданиям на развитие пространственной ориентировки, эффективно способствует также развитию внимания, памяти, самоконтроля, функций мелкой моторики руки, а игра «Угадай что лишнее» при своей выраженной логической направленности требует от учащихся также концентрации внимания и стимулирует развитие памяти.
Создаваемый на занятиях благоприятный эмоциональный фон в немалой степени способствует развитию учебной мотивации, что является необходимым условием эффективной адаптации дошкольника к условиям новой для него среды и успешного протекания всей последующей деятельности.

1 этап – диагностический (2 занятия).

2 этап – основной этап (10 групповых занятий).

3 этап - поддерживающий

Диагностический этап и индивидуальная работа в основном этапе проводится психологом, групповые занятия в основном этапе может проводить как психолог, так и подготовленный педагог, поддерживающий этап проводится родителями. Цикл занятий рассчитан на 3 месяца.

Совместная деятельность с детьми состоит из четырех блоков (направлений):

  1. Развитие мотивации.

  2. Развитие мышления в целом (развитие логического мышления в частности).

  3. Развитие внимания и произвольности.

  4. Увеличение положительных межличностных контактов со сверстниками (или доброжелательное отношение к ребенку в группе).

Диагностический этап.
Занятие № 1.

Цель: Знакомство с ребенком, установление психологического контакта, проведение беседы, наблюдение за ребенком, диагностика особенностей личности, мотивации, логического мышления.

^ Используемые психодиагностические методики:

«Дом – Дерево – Человек»,

«Анкета для определения школьной мотивации»,

«Закономерная последовательность».

Занятие № 2.

Цель: Определение особенностей темперамента, умение в работе ориентироваться на образец, умение действовать по правилу и учитывать одновременно несколько правил в работе, способности к обобщению.

^ Используемые психодиагностические методики:

«Круг с перекрестьем в центре»,

«Домик»,

«Графический диктант»,

«Исключение лишнего».

Для уточнения, перепроверки или дополнения данных о тех или иных особенностях испытуемого проводится еще одно занятие.

^ Основной этап развивающей работы.

На данном этапе в первую очередь осуществляется встреча с родителями и воспитателем ребенка, которые получают подробные рекомендации. Таким образом, родители и педагог работают параллельно и совместно с психологом, и у последнего появляется возможность контролировать эффективность осуществления данных им рекомендаций.


После встречи с родителями и воспитателем проводятся групповые занятия 1 раз в неделю. Длительность совместной деятельности педагога с детьми 30 мин.

Встреча с воспитателем.

Задачи:

  1. Формирование положительного отношения, доверия к воспитателю со стороны ребенка.

  2. Повышение успешности на занятиях.

  3. Развитие чувства компетентности, конструктивное восприятие критики и неудач.

  4. Повышение статуса ребенка в дошкольном коллективе.

  5. Создание ситуации успеха.

  6. Развитие любознательности и познавательных интересов ребенка.

Встреча с родителями.

Задачи:

  1. Просвещение родителей в области закономерностей психического развития ребенка.

  2. Интерес к жизни ребенка в саду со стороны родителей.

  3. Уважение, внимание, забота и одобрение со стороны родителей.

  4. Развитие чувства компетентности, конструктивное восприятие критики и неудач.

  5. Развитие любознательности и познавательных интересов ребенка.

  6. Приучение к усидчивости и к соблюдению режима и спокойного ритма его ежедневного образа жизни.

Групповые занятия.

Задачи:

  1. Развитие логического мышления (развитие мышления в целом, в том числе его творческой стороны).

  2. Развитие внимания и произвольности.

  3. Увеличение положительных межличностных контактов со сверстниками (или доброжелательное отношение к ребенку в группе).

  4. Повышение уверенности в себе как субъекта деятельности и общения.


Развивающая работа рассчитана на детей подготовительной группы, ее длительность от 5 недель (1 занятие в неделю), длительность занятий 20 - 30 мин. Занятия может проводить как психолог, так и подготовленный педагог.

Поддерживающий этап.

Поддерживающий этап данной деятельности проводится дома под руководством заинтересованных родителей. Образцы таких занятий родители получают на индивидуальной консультации. Программа поддерживающего этапа составляется по итогам групповой развивающей работы. Продолжительность занятий может колебаться в зависимости от того, на что направлены развивающие задания и от возможностей родителей. В нашем случае ориентировочно 7-10 занятий по 20-30 мин каждое (возможны и каждодневные занятия по 10-15 мин. каждое).

^ Групповые развивающие занятия.

Занятие № 1.

Цель: Развитие наблюдательности и произвольности у дошкольников, развитие способности выделять признаки предметов и явлений, их детали и владеть операцией сравнения, развитие зрительной памяти.

Задания:

  1. Упражнения на мышечную релаксацию.

  2. «Ищи безостановочно».

  3. «Опиши… игровой участок».

  4. «Найди слова».

  5. «Найди отличия».

  6. «Хоровод».


Занятие № 2.

Цель: Развитие наблюдательности, произвольности, концентрации внимания, увеличение объема внимания и кратковременной памяти.

Задания:

  1. «Бип».

  2. «Заметить все».

  3. «Запоминай порядок».

  4. «Вспомни цвет».

  5. «Упражнения, основанные на принципе точного воспроизведения к-л образца».

  6. «Хоровод».

После проведения аналогичных 5 – 6 занятий целесообразно в следующие включать парные игры.
Занятие № 3.

Цель: Развитие концентрации внимания, повышение самооценки, развитие уверенности в себе.

Задания:

  1. «Передай по кругу».

  2. «Распределение в определенном порядке».

  3. «Корректурные задания».

  4. «Зеркало».

  5. «Кораблик».

  6. Итоги занятия.


Занятие № 4.

Цель: Развитие внимания к звукам, развитие наблюдательности, уверенности, развитие воображения.

Задания:

  1. «Передай по кругу».

  2. «Четыре стихии».

  3. «Узнай по голосу».

  4. «В магазине зеркал».

  5. «Изображение предметов».

  6. «Хоровод».


Занятие № 5.

Цель: Развитие наблюдательности, воображения, уверенности.

Задания:

  1. «Ассоциации».

  2. «Путаница».

  3. «Запоминай порядок».

  4. «Маленькие обезьянки».

  5. «Магазин игрушек».

  6. «Хоровод».

На основе результатов первых занятий (успешности выполнения тех или иных заданий, отношения к тем или иным играм) строится дальнейшая часть занятий. В целом они проводятся по аналогичной схеме. Продолжительность основного этапа при необходимости может удлиняться. При этом акценты в задачах могут меняться. Если эмоциональный климат в группе (сплоченность) достиг необходимого уровня, то основное внимание можно сконцентрировать на развитии основных свойств внимания и произвольности.

Поддерживающий этап.

Поддерживающий этап развивающей работы проводится дома под руководством заинтересованных родителей. Образцы таких занятий родители получают на индивидуальной консультации. Программа поддерживающего этапа составляется по итогам групповой развивающей работы. Продолжительность занятий может колебаться в зависимости от того, на что направлены развивающие задания и от возможностей родителей. В нашем случае ориентировочно 7-10 занятий по 20-30 мин каждое (возможны и каждодневные занятия по 10-15 мин. каждое).

См.приложение.
ЛИТЕРАТУРА

  1. Андрущенко, Карабекова Н.В. Коррекция психического развития младших школьников на начальном этапе обучения // Вопросы психологии, 1993, №1. – С.47 – 53.

  2. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М. 1999. – 224с.

  3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб., 1999. – 528 с.

  4. Вархотова Е.К., Дятко Н.В., Сазонова Е.В. Экспресс-диагностика готовности к школе: Практическое руководство для педагогов и школьных психологов. – М., 1999. – 48 с.

  5. Выготский Л.С. Воображение в детским возрасте. – СПб, 1997. – 96 с.

  6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1999. – 536 с.

  7. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. – М., 1998. – 256.

  8. Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. – М.- Воронеж, 1998. – 176с.

  9. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения // Вопросы психологии, 1993, №2 – С. 54 – 62.

  10. Заика Е.В., Назарова Н.П., Маренич И.А. Об организации занятий для развития мышления. Воображения и памяти школьников // Вопросы психологии. 1995. №1 – С. 41 – 45.

  11. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. – М., 1997. - 176 с.

  12. Маркова А.К. Пути исследования мотивационной учебной деятельности школьников // Вопросы психологии, 1980. - №5.

  13. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М., 2000. – 456 с.

  14. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова, Т.В. Вохмянина /. – М., 1999. – 160с.

  15. Ратанова Т.А. Общая психология. Диагностика умственных способностей детей. – М., 1998. – 88 с.

  16. Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В.Дубровиной. – М., 1998. – 176 с.

  17. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. – М., 1999. - 272с.

  18. Шадриков В.Д. Готовность детей к обучению / Возрастная психология: детство, отрочество, юность: Хрестроматия / Сост. Мухина В.С, Хвостов А.А. – М., 2001. – С.258 – 270.

  19. Шиянова Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. – М, 2000. 288 с.

  20. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1997.

  21. Якобсон П.М. Психология и мотивация. – М., 1998.

Похожие:

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования
...
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования
...
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования
...
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования
...
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет...
...
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет...
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет – конкурс
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс...
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс...
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет...
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс...
Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница