Лекция Структура современной социальной психологии




НазваниеЛекция Структура современной социальной психологии
страница1/29
Дата публикации24.02.2013
Размер4.09 Mb.
ТипЛекция
shkolnie.ru > Психология > Лекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29



БИБЛИОТЕКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

ВТ. Крысько

Социальная психология

Курс лекций 3-е издание

Допущено Учебно-методическим объединением

по специальностям педагогического образования

в качестве учебного пособия

для студентов высших учебных заведений, обучающихся

по специальности 031000 «Педагогика и психология»

ШОМЕГА-Л

Москва, 2006

УДК 316.6(075.8; ББК88.5я73

К 85

Рецензенты:

кафедра социальной психологии и педагогики Московского государственного университета сервиса;

В.Н.Селезнев, заслуженный работник высшей школы РФ, доктор психологических наук, профессор;

А.В.Тышковский, доктор психологических наук, профессор.

^ Крысько, Владимир Гаврилович.

К85 Социальная психология: Курс лекций / В.Г. Крысько. — 3-е изд. — М.: Омега-Л, 2006. — 352 с; табл., илл. — (Библиотека высшей школы.) - ISBN 5-98119-390-5.

Агентство CIP РГБ.

Курс лекций в систематизированном и сжатом виде раскрывает основное содержание и особенности социально-психологических явлений и процессов, показывает специфику их проявления в жизни и деятельности людей, а также включает в себя структурно-логические схемы, упрощающие запоминание изложенного материала. Издание соответствует государственному образовательному стандарту по специальности «Социальная психология».

Для студентов и аспирантов психологических, социологических, педагогических и других факультетов вузов, а также для всех желающих ознакомиться с проблемами взаимодействия, общения и взаимоотношений людей в различных социальных общностях.

УДК 316.6(075.8)

ББК88.5я73

Учебное издание

Крысько Владимир Гаврилович

социальная ПСИХОЛОГИЯ

Курс лекций

Редактор Ю.А. Серова

Корректор А.А. Артамонова

Компьютерная верстка Ю.А. Добровольской

Подписано в печать 10.08.2005. Формат 84х 108 '/32. Печать офсетная.

Гарнитура «Newton». Усл. печ. л. 18,5. Тираж 5000 экз. Заказ № 4079.

ООО «Омега-Л»

123022, г. Москва, Столярный пер., д. 14, 2-й подъезд, оф. 23.

Тел. (095) 258-08-38

www.omega-l.ru

Отпечатано в полном соответствии с качеством

предоставленных материалов в ОАО «Дом печати — ВЯТКА».

610033, г. Киров, ул. Московская, 122.

ISBN 5-98119-390-5 © В.Г. Крысько, 2005

© Омега-Л, 2006

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Архитектоника социальной психологии как науки

Лекция 1. Структура современной социальной

психологии..............................................................7

Лекция 2. Иерархия и соотношение социально-психологических феноменов................................20

Лекция 3. Механизмы функционирования социально-психологических феноменов................................28

Вопросы для повторения...........................................................33

Задания для самостоятельной работы.....................................33

Структурно-логические схемы.................................................34

Тема 2. Психология взаимодействия людей

Лекция 4. Общая характеристика взаимодействия ...............38

Лекция 5. Содержание и динамика

взаимодействия людей ..........................................40

Лекция 6. Разновидности взаимодействия ...........................51

Вопросы для повторения...........................................................53

Задания для самостоятельной работы.....................................53

Структурно-логические схемы.................................................54

Тема 3. Психология взаимоотношений людей

Лекция 7. Сущность взаимоотношений ................................57

Лекция 8. Виды взаимоотношений .......................................63

Вопросы для повторения...........................................................66

Задания для самостоятельной работы.....................................66

Структурно-логические схемы.................................................67

Тема 4. Психология общения людей

Лекция 9. Понятие и сущность общения ..............................71

Лекция 10. Виды и типы общения .........................................78

Лекция 11. Общение как коммуникация ..............................83

3

Вопросы для повторения...........................................................88

Задания для самостоятельной работы.....................................88

Структурно-логические схемы.................................................89

Тема 5. Психология межличностного восприятия и взаимопонимания

Лекция 12. Сущность и основные характеристики

межличностного восприятия .............................94

Лекция 13. Психологические особенности

межличностного взаимопонимания ................102

Вопросы для повторения.........................................................105

Задания для самостоятельной работы...................................105

Структурно-логические схемы...............................................106

Тема 6. Социальная психология личности

Лекция 14. Понятие личности и ее социально-психологических особенностей .......................111

Лекция 15. Социально-психологические

типы личности ..................................................117

Лекция 16. Социализация личности....................................135

Вопросы для повторения.........................................................146

Задания для самостоятельной работы...................................146

Структурно-логические схемы...............................................147

Тема 7. Психология малой группы

Лекция 17. Понятие малой группы и ее психологии ..........151

Лекция 18. Характеристика социально-психологических

процессов в малой группе .................................166

Вопросы для повторения.........................................................175

Задания для самостоятельной работы...................................175

Структурно-логические схемы...............................................176

Тема 8. Психология этнических общностей

Лекция 19. Понятие психологии нации ..............................183

Лекция 20. Структура и свойства психологии нации .........185

Лекция 21. Национально-психологические особенности

представителей некоторых наций ....................194

Вопросы для повторения.........................................................206

Задания для самостоятельной работы...................................206

Структурно-логические схемы...............................................207

4

Тема 9. Психология социальных классов

Лекция 22. Понятие и своеобразие

функционирования психологии классов.........210

Лекция 23. Структура социально-классовых различий ......214

Лекция 24. Содержание психологии класса ........................223

Вопросы для повторения.........................................................227

Задания для самостоятельной работы...................................227

Структурно-логические схемы...............................................228

Тема 10. Психология толпы i

Лекция 25. Определение понятия «толпа» ..........................230

Лекция 26. Виды и основные характеристики толпы .........232

Лекция 27. Особенности поведения толпы .........................237

Вопросы для повторения.........................................................243

Задания для самостоятельной работы...................................243

Структурно-логические схемы...............................................244

Тема 11. Психология политики

Лекция 28. Сущность и содержание политико-психологических феноменов............................246

Лекция 29. Психологическая характеристика

политической власти.........................................252

Лекция 30. Психологические особенности

политической активности.................................260

Вопросы для повторения.........................................................270

Задания для самостоятельной работы...................................270

Структурно-логические схемы......v.......................................271

Тема 12. Психология религии

Лекция 31. Психологическая наука

о сущности религии ..........................................273

Лекция 32. Психологическая характеристика

субъектов и объектов религии ..........................282

Лекция 33. Содержание психологии верующих..................293

Вопросы для повторения.........................................................303

Задания для самостоятельной работы...................................303

Структурно-логические схемы...............................................304

5

Тема 13. Психология конфликтов

Лекция 34. Общая характеристика конфликта ...................307

Лекция 35. Структура и содержание конфликта.................312

Лекция 36. Завершение конфликта .....................................318

Вопросы для повторения.........................................................322

Задания для самостоятельной работы...................................322

Структурно-логические схемы...............................................323

Тема 14. Психологическое воздействие

Лекция 37. Понятие и виды

психологического воздействия ........................325

Лекция 38.Закономерности

психологического воздействия ........................330

Лекция 39. Методы психологического воздействия ...........335

^ Вопросы для повторения.........................................................348

Задания для самостоятельной работы...................................348

Структурно-логические схемы...............................................349

Литература.............................................................................351

^ АРХИТЕКТОНИКА СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ

Лекция 1. Структура современной социальной психологии

Краткая история развития социальной психологии. Социальная психология^ — это наука, изучающая закономерности возникновения, функционирования и проявления психологических явлений, представляющих собой результат взаимодействия людей (и их групп) как представителей различных общностей.

Социальная психология прошла длительный путь развития. Родоначальниками накопления социально-психологических знаний считаются древнегреческие и древнекитайские ученые (Аристотель, Гераклит, Гиппократ, Демокрит, Платон, Конфуций, Суньцзы, Уцзы и др.), которые описывали некоторые социально-психологические особенности характеров людей и их предназначения в обществе, устанавливали определенные психологические закономерности социального поведения индивидов, выявляли мотивы объединения их в группы и т.д.

В средние века и позднее зарубежные и отечественные ученые (Н. Макиавелли, Т. Гоббс, И. Бентам, Ш. Монтескье, А. Ток-виль, Н.Я. Данилевский, А.И. Герцен и др.) занимались психологическим описанием анатомии и патологии общественной жизни с ее характерными социальными взаимоотношениями и традициями, накапливали и обобщали результаты немногочисленных исследований закономерностей уже известных социально-психологических явлений и процессов — общения и взаимодействия представителей различных общностей.

В середине XIX в. за рубежом появились три социально-психологические теории — «психологии народов» (основатели — М. Лацарус, X. Штейнталь и В. Вундт), «психологии масс» (Г. Тард,

Следует различать понятия «общественная психология» как явление (нижний уровень) общественного сознания и «социальная психология» как наука, изучающая явления общественной психологии. На практике же чаще употребляется термин «социально-психологические явления», а не термин «общественно-психологические явления».

7

С. Сигиле и Г. Лебон), «инстинктов социального поведения» (В. Макдаугалл), которые послужили предпосылкой для превращения социальной психологии в самостоятельную отрасль знаний. После этого началась активная разработка методологических и теоретических основ социальной психологии. На разработку их содержания направляются усилия представителей основных школ психологической науки на Западе: сначала бихевиоризма, гештальтпсихологии, а потом психоанализа, когни-тивизма^и интеракционизма. Выходят в свет первые учебники и пособия.

Огромный импульс развитию социально-психологических исследований и применению их результатов на практике придавали войны и военные конфликты, которыми изобиловал XX в. и во время которых особенно остро вставали вопросы, связанные с предотвращением и профилактикой отрицательных социально-психологических явлений и процессов (страх, паника, снижение сплоченности населения и военнослужащих в группах, социальная дезорганизация и дезинтеграция, социальные конфликты и т.д.), затрагивающих все стороны жизни и деятельности людей.

В 1920—1940-е гг. социальная психология постепенно превращается в сугубо экспериментальную науку, занимающуюся прикладными исследованиями и разрабатывающую специфические методики изучения социально-психологических феноменов, проявляющихся в разнообразных областях жизни и деятельности людей.

Внутри социальной психологии начинают зарождаться и в 1960—1990-е гг. наиболее продуктивно совершенствоваться ее новые отрасли: этнопсихология, политическая психология, психология управления, конфликтология и др. К сожалению, в СССР социальная психология в 1930—1950-е гг. по политическим причинам практически не развивалась. Сегодня социальная психология и у нас в стране, и за рубежом востребована во всех сферах жизнедеятельности людей.

Как и любая другая область знаний, социальная психология имеет свою структуру: объект, предмет, задачи, теоретические основы, категории и методы исследования, определенные функции, а также ее составные части — отрасли.

^ Классификация социально-психологических явлений. Объектом социальной психологии являются конкретные соци-

8

альные общности (группы) или отдельные их представители (личности), а ее предметом — определенные социально-психологические феномены.

Последние можно классифицировать по многим основаниям: по принадлежности к различным социальным общностям и субъектам, по отнесенности к тем или иным классам психологических явлений, по устойчивости, по степени осознанности и т.д.

Главной выступает классификация социально-психологических феноменов по принадлежности к различным социальным общностям и субъектам. i

Во-первых, обычно выделяют социально-психологические явления, возникающие в организованных общностях людей, к которым относятся большие и малые социальные группы.

В больших группах — нациях (этносах), социальных классах, религиозных конфессиях, политических и общественных институтах (организациях) — возникают и функционируют сложные социально-психологические феномены, которые получили названия «психология нации», «классовая психология», «религиозная психология», «психология политики».

В малых группах функционируют и проявляются в основном такие социально-психологические явления, как межличностные отношения, групповые устремления, настроения, мнения и традиции.

Во-вторых, кроме организованных общностей, существуют и общности неорганизованные (или слабо организованные), под которыми принято понимать толпу и другие разновидности скопления людей. Социально-психологические явления, которые здесь возникают, называют массовидными, а поведение людей — стихийным. К таким явлениям обычно относят психологию толпы, психологию паники и страха, психологию слухов, психологию массовых коммуникационных процессов (психологию воздействия), психологию рекламы и др.

В-третьих, социальная психология изучает также и личность, которая является субъектом взаимодействия и общения с другими людьми.

^ По отнесенности к различным классам психологических феноменов социально-психологические явления можно разделить на рационально осмысленные (социальные взгляды, представления, мнения, убеждения, интересы и ценностные ориента-

9

ции, традиции), эмоционально упорядоченные (социальные чувства и настроения, психологические климат и атмосфера) и массовидные (стихийные), функционирующие в обычных или необычных условиях (например, конфликтных, экстремальных).

Кроме того, по этому же критерию социально-психологические феномены можно рассматривать как явления, как процессы и как образования, — все зависит от того, какие цели преследуются при их изучении. Например, социальные чувства — это эмоциональная составляющая поведения и деятельности людей (явление), имеющая свою динамику (процесс) и включающая в себя их различные настроения, состояния и переживания (сложное образование).

^ По устойчивости социально-психологические явления делятся на: динамичные (например, различные виды общения), относительно изменчивые (например, мнения и настроения) и статичные (например, обычаи, традиции) (Сухов А.Н., 1995).

И, наконец, по степени осознанности социально-психологические явления могут быть осознанными и неосознанными.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29

Похожие:

Лекция Структура современной социальной психологии iconПрограмма минимум кандидатского экзамена по специальности 19. 00....
Описательные характеристики психических явлений. Общее представление об объекте и предмете психологии, плюрализм подходов к решению...
Лекция Структура современной социальной психологии iconПеречень вопросов к экзамену Основы общей психологии
История становления современной психологии. Философские учения древности Демокрита, Лукреция, Эпикура, Платона, Аристотеля
Лекция Структура современной социальной психологии iconЛекция Структура категории «обеспечение информационной безопасности»
Лекция Структура категории «обеспечение информационной безопасности». Введение в основы информационной безопасности астнк
Лекция Структура современной социальной психологии iconЭволюция психологии: история основополагающих психологических и биологических...
История психологии, эволюционная психология, эволюционная психология личности, дифференциальная психология, этология, этология человека,...
Лекция Структура современной социальной психологии iconИсследование конфликтов в отечественной психологии. Проблема конфликта...
Написание контрольной работы позволяет студенту познакомиться с одной из проблем курса «Конфликтология в социальной работе», приобщиться...
Лекция Структура современной социальной психологии iconКнига Н. Смита рекомендована слушателям и преподавателям факультетов...
Современные системы психологии./Пер с англ под общ ред. А. А. Алексеева — спб.: прайм-еврознак, 2003. — 384 с. (Серия «Психологическая...
Лекция Структура современной социальной психологии icon«Актуальные вопросы современной прикладной психологии» в объеме

Лекция Структура современной социальной психологии iconРабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального...
Цель учебной дисциплины в систематическом виде изложить современные представления о природе человеческой психологии, ее специфике,...
Лекция Структура современной социальной психологии iconПрограмма минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки»
В основу настоящей программы положены следующие разделы истории психологии: история общей психологии, история специальных разделов...
Лекция Структура современной социальной психологии iconУважаемые преподаватели и студенты! Факультет психологии Кафедра...
Форма проведения: презентация курсовых  (защита) и дипломных (предзащита) проектов
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница