А. В. Пикулькин система государственного управления




НазваниеА. В. Пикулькин система государственного управления
страница1/39
Дата публикации21.02.2013
Размер5.73 Mb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39

А.В. Пикулькин

СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Второе издание,

переработанное и дополненное
Рекомендовано Министерством образования

Российской Федерации в качестве учебника

для студентов высших учебных заведений


Москва • 2000

УДК 351/354(075.8)

ББК 67.400.6я73+67.401я73

П32
Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Ректор акад. А.Н. Романов

Председатель Научно-методического совета проф. Д.М. Дайитбегов
Рецензенты:

секция Государственного и муниципального управления

^ ГУУ им. С. Орджоникидзе

и д-р экон. наук Н.А. Борхунов
Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили
Пикулькин А. В.

П32 Система государственного управления: Учебник для ву­зов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. -- 399 с.

ISBN 5-238-00103-7.
Во втором издании учебника (1-е изд. — ЮНИТИ, 1997) нашли от­ражение все изменения, происшедшие в структуре органов государствен­ных органов как на федеральном, так и на региональном уровнях, в мето­дах и направлениях государственного регулирования экономики, в организации управления важнейшими народно-хозяйственными комплексами и отраслями.

Рассмотрены основы формирования государственной политики стра­ны на рубеже XXI в. и инструменты претворения ее в жизнь. Уделено внимание направлениям государственной социальной политики, особен­ностям управления в конфликтных и чрезвычайных ситуациях.

Для студентов и преподавателей экономических вузов и факультетов, а также для работников органов государственного управления.

ББК 67.400.6я73+67.401я73

ISBN 5-238-00103-7
© А.В. Пикулькин, 1997, 2000

© ЮНИТИ, 1997

© ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА", 2000

Воспроизведение всей книги или любой ее части запрещается без письменного разрешения издательства

Введение



Россия переживает сложный период формирования правовых, экономических, социальных основ демократического общества. Предстоит усовершенствовать методы государственного участия в экономике, гарантировать законные права субъектов хозяйствова­ния, ускорить социальное и духовное развитие, активизировать внешние связи.

Сильная, дееспособная власть является первым условием успеш­ных преобразований. Без нее не создать предпосылок экономического роста, невозможны подлинная демократия, высокая культура и нрав­ственность. Государственность была и остается основной ценностью гражданина России. С твердой государственной властью он связывает надежды на защиту жизни, здоровья, свободы, достоинства, конститу­ционного строя, безопасности границ, справедливости в сфере имуще­ственных отношений. Естественно, что для выполнения этих функций нужны не только профессионализм в управлении, но и надежные пра­воохранительные органы, средства национальной обороны.

Демократическую государственность можно характеризовать ря­дом признаков. Органы власти работают на выявленные и сформу­лированные интересы страны, ее граждан. Власть ограничивается правом, иначе она становится опасной, право обеспечивается вла­стью, без которой оно бессильно. Все ветви власти объединяет и уравновешивает президент, перекос в сторону одной из них не до­пускается, так как это расшатывает всю пирамиду власти. Точно регламентируются функции и ответственность аппарата управления. Власть открыта для людей, ее решения им понятны. Альтернативой демократии могут быть диктатура, авторитаризм или анархия.

Каждое поколение выбирает свое будущее, определяет пути раз­вития. Цивилизованные нации это делают без потрясений и отри­цания прошлого, проходя общие для всех этапы, но по-своему. Вы­бор делает и народ России. Это выбор в пользу демократической власти. Проголосовав на референдуме в 1993 г. за новую Конститу­цию, граждане тем самым приняли закон, обязательный к исполне­нию как органами власти, так и населением.

Государственная власть — это направляющая и организующая сила, способная принимать решения и претворять их в жизнь. Кратология — наука о власти — выделяет такие ее характеристики, как распределение функций, структуры (явные и скрытые), инструмен­ты, носители (личностные особенности и их роль), профессиона­лизм, ответственность.

Власть в рамках выполняемых функций порождает отношения распоряжения и подчинения, направленные прежде всего на под­держание и воспроизводство сложившегося порядка, зафиксиро­ванного в Конституции, законах и других нормативных актах, и требует обязательного исполнения без исключений.

Носителями власти являются не только избранные и назначен­ные на государственные должности лица, но и представители поли­тической и экономической элиты, партии власти.

В обществе власть осуществляет политическое руководство, в то же время она несет перед ним конституционную и нравственную ответственность, которая наступает при невыполнении обязанно­стей, злоупотреблений правами.

Властвовать и эффективно управлять — далеко не одно и то же. Государство может иметь все необходимые атрибуты, однако созда­ваемые им управленческие структуры будут действовать вхолостую. Россия продвигается по пути укрепления государственности. Но многие экономические и политические задачи остаются нерешен­ными из-за несовершенства системы управления. Новой России нужны сильная государственная власть и эффективная система управления.

Чтобы научиться управлять, не следует искать рецепты где-то на стороне — на Западе или Востоке. Надежным учителем можно считать только историю самой России. А она свидетельствует, что начиная с Петра I величие страны достигалось под воздействием мощной централизованной государственной власти, обеспечиваю­щей единство правового, экономического, политического простран­ства, жесткую исполнительную вертикаль.

Россия не может игнорировать ценности и требования совре­менной эпохи, характеризующейся глобальной интеграцией эконо­мических и политических отношений. Новая концепция развития* включает признание свободы доступа к ресурсам и экономической деятельности, расширение социальных прав и возможностей, по­литического самовыражения граждан. Ее реализация предполагает единый набор требований к институтам государства: открытая пра­вовая, финансовая система; прозрачность механизма государствен­ного регулирования; честное правительство, подготовленные и хорошо оплачиваемые чиновники; непримиримость лидеров с кор­рупцией; защита исторического, культурного наследия как главного источника самосознания и гордости народа.

* Предложена Всемирным банком и нобелевским лауреатом по экономике за 1988 г. А. Сеном.
Предполагается также наличие развитого гражданского обще­ства, сила которого проявляется в деятельности профсоюзов, ра­ботодателей частного сектора, местного самоуправления, средств массовой информации, политических партий и других неправи­тельственных организаций. Высоким требованиям эпохи должны соответствовать и те, кто по поручению народа управляет. Чтобы управлять, надо быть государственником, иметь твердые патрио­тические и нравственные убеждения. Правящая элита должна жить интересами народа, не отчуждаться от него; гражданская элита не должна зависеть от власти, чтобы в необходимых случаях иметь возможность влиять на нее.

Знание основ государственного управления является обязатель­ным элементом фундаментального и широкопрофильного образо­вания. Поэтому в структуре учебных дисциплин подготовки спе­циалистов в области государственного и муниципального управле­ния система государственного управления занимает первостепенное место. Она ориентируется на самые стабильные сферы деятельно­сти — промышленность, сельское хозяйство, строительство, социальную жизнь, и ее востребованность не зависит от характера и состояния общественного, строя.

Главной целью учебника является обоснование необходимости ускорения социально-экономического развития России с помощью активизации организаторско-хозяйственной и других функций го­сударственного управления, что только и может служить мобилиза­ции всех природных, материальных и интеллектуальных ресурсов, способных осуществить модернизацию страны в более короткие сроки, чем это делали другие страны.

На всех уровнях управления, во всех звеньях хозяйствования возрастает роль специалистов, умеющих постоянно соотносить текущую работу с перспективами, принимать оптимальные решения. Изучение данной дисциплины ставит задачу формирования у будущих специалистов ценностных ориентиров, соответствующих со­временной цивилизации, освоения ими теории и практики государственного управления.

В учебнике освещаются как теоретические вопросы государст­венного управления, так и реальное развитие политических процес­сов, деятельность органов управления и государственных служащих, зарубежный опыт в этой сфере.

В сжатой, но достаточной для понимания сути вопросов форме систематизированы накопленные, порой разнонаправленные знания в области государственного управления в России, управления не производственными процессами, а обществом, отношениями между людьми, их самоорганизацией.

Каждый орган власти рассматривается как сложившийся ин­ститут, имеющий организационно оформленные способы ее осу­ществления. При этом оцениваются востребованность его общест­вом, политический и управленческий потенциал, эффективность выполнения функций. В случаях отрицания жизнью каких-либо институтов взамен рекомендуются новые, .по мнению автора, больше отвечающие требованиям времени.

Освещение на основе системного подхода позволяет объяснить и понять явления, конкретные процессы и события общественной жизни, раскрыть цели и мотивации действующих в них участников.

Предлагаемый для изучения материал не претендует на всеохва­тывающий анализ, в учебнике не рассмотрены некоторые объекты государственного управления, опущены вопросы внешней политики.

Государственное управление в России отличается динамично­стью, оно не приняло застывшие формы и даже в процессе работы над учебником отдельные положения приходилось перерабатывать и существенно дополнять. По этой причине затруднительно реко­мендовать проверенные продолжительным опытом и временем формы, методы, приемы государственного управления. Это задача последующих изданий, которые потребуются в силу быстро ме­няющихся условий социальной и экономической жизни страны.

В результате изучения дисциплины студенты должны усвоить ме­ханизм функционирования государственной власти, уметь разбираться в структуре системы органов управления на всех уровнях, знать основ­ные политические и социально-экономические институты, влияющие на принятие и исполнение управленческих решений.

В настоящее время в стране принимаются меры по формирова­нию эффективного механизма государственного управления на всех уровнях. Они включают совершенствование федеративных отноше­ний и региональной политики; рационализацию структуры органов государственной власти; повышение роли и авторитета судебной власти; развертывание активной борьбы с преступностью; пере­стройку кадровой политики с целью отбора лучших специалистов-профессионалов; становление полноправного гражданского обще­ства, уравновешивающего и контролирующего власть; реабилита­цию высоких нравственных ценностей.

На основе укрепления государственной власти, создания эффек­тивной системы управления Россия сможет построить динамично развивающуюся социально ориентированную экономику и остаться великой нацией, вызывающей уважение и восхищение вкладом в развитие человеческой культуры, неоднократно доказанной способ­ностью с честью выходить из самых суровых испытаний.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39

Похожие:

А. В. Пикулькин система государственного управления iconИнформатика система управления
Сборник содержит перечень заданий для самостоятельной работы по разделу "Система управления базой данных Microsoft Access"
А. В. Пикулькин система государственного управления iconAris bsc сбалансированная система показателей с балансированная система...
Ведомости сбалансированных показателей – это широкая управленческая система, основное назначение которой – перевод стратегических...
А. В. Пикулькин система государственного управления iconОписание системы управления очередями
Система является свободно перепрограммируемой в соответствии с требованиями пользователя и может работать автономно, без вмешательства...
А. В. Пикулькин система государственного управления iconИм. Н. Э. Баумана Пузанов В. П. Лекции
Внешние возмущения, действующие на объект управления, могут нарушить нормальное функционирование системы в целом (объект управления...
А. В. Пикулькин система государственного управления iconИм. Н. Э. Баумана Пузанов В. П. Лекции
Внешние возмущения, действующие на объект управления, могут нарушить нормальное функционирование системы в целом (объект управления...
А. В. Пикулькин система государственного управления icon      Финансовый менеджмент как система управления
Финансово-экономическое обоснование решений по повышению эффективности управления:*
А. В. Пикулькин система государственного управления iconПартийная система и перспективы политического плюрализма в россии содержание
Именно от партийной системы зависит алгоритм решения одного из базовых противоречий любого демократического государства – между представительностью...
А. В. Пикулькин система государственного управления iconЛекции по курсу «теория автоматического управления» теория цифровых...
Дискретная система может быть работоспособной, т е выполнять свои функции только в том случае, если собственные движения в ней затухают....
А. В. Пикулькин система государственного управления iconНегосударственное Аккредитованное Частное Образовательное Учреждение...
Финансовая система. Государственные финансы. Органы управления финансами страны. Государственный бюджет. Сфера государственных и...
А. В. Пикулькин система государственного управления iconНегосударственное Аккредитованное Частное Образовательное Учреждение...
Финансовая система. Государственные финансы. Органы управления финансами страны. Государственный бюджет. Сфера государственных и...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница