Формирование навыков самообслуживания у воспитанников детского дома




НазваниеФормирование навыков самообслуживания у воспитанников детского дома
страница1/4
Дата публикации21.02.2013
Размер0.56 Mb.
ТипРеферат
shkolnie.ru > Право > Реферат
  1   2   3   4
Содержание
Введение………………………………………………………………… 3 - 6

Глава 1. Формирование навыков самообслуживания у воспитанников детского дома ………………………………………………..………… 7 62

    1. Формирование навыков самообслуживания у воспитанников детского дома как психолого- педагогическая проблема ………………… 6 - 24

    2. Формы и методы трудового воспитания …………………………25 – 43

    3. Особенности формирования навыков самообслуживания в детском доме ………………………………………………………………… 44 - 62

Глава 2. Условия трудового воспитания и формирование навыков самообслуживания у воспитанников Детского дома «Солнышко»

с. Ванавара Эвенкийского муниципального района ………………….63 - 96

    1. История создания Детского дома «Солнышко»…………….…….63

    2. Формирование навыков самообслуживания у воспитанников Детского дома «Солнышко» (девочки 12 – 18 лет). Эксперимент сформированности навыков самообслуживания ……………….. 64 - 94

Заключение……………………………………………………………95 - 96

Библиографический список……………………………………….…….97 - 98

Приложения

Введение
Социально-экономическая и политическая нестабильность в России особенно болезненно отразилась на судьбе социально незащищенных слоев общества. Это привело к увеличению числа детей, нуждающихся в помощи государства и поступающих в детские дома и другие государственные учреждения. Такая ситуация обуславливает актуальность исследуемой нами проблемы.

Главной задачей сиротских учреждений является подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни, т.е. способствовать их социально-трудовой адаптации. Адаптация воспитанников детских домов – серьезная проблема, так как переход от периода детства к периоду взрослости является сложным для любой личности, а тем более ребенка, который вырос в детском учреждении на полном государственном обеспечении в особых условиях, которые не способствуют формированию у ребенка адекватной картины мира.

Создавая условия для обучения и воспитания таких детей, формируя у них положительные черты характера, необходимо отметить, что у воспитанников в той или иной степени формируется склонность к иждивенчеству, не развивается понимание материальной стороны жизни, вопросов собственности, экономики даже в сугубо личных, частных масштабах. Такие дети часто сталкиваются с трудностями в общении там, где это общение свободно, произвольно, где требуется строить отношения. Воспитанникам сиротских учреждений свойственен инфантилизм, незнание и неприятие самого себя как личности, несвоевременное самоопределение, неспособность к сознательному выбору своей судьбы. Такие дети, как правило, перегружены отрицательным опытом, у них формируются негативные ценности и образцы поведения при недостаточной сформированности положительных ценностей, социально-приемлемых возможностей и образцов успеха, которые должны бы, но не дает сегодня детские дома.

Научно-практические исследования, проведенные учеными в различных регионах России, свидетельствуют о том, что многие выпускники детских домов недостаточно подготовлены не только к выбору своего жизненного пути, но и к ответственности за свою жизнь. Привыкнув к тому, что о них постоянно заботятся, после выпуска из учреждений эти дети часто теряются в элементарных жизненных ситуациях, а тем более, в жестких жизненных условиях.

Анализ сегодняшнего состояния детства в российском обществе показывает, что проблемы, существующие в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, способствуют стойкому проявлению у них тревожности и социальной неустойчивости. Вместе с тем Международной Конвенцией ООН о правах ребенка для детей, временно или постоянно лишенных семейного окружения, утверждено право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством (ст.20, разд.1). Там же подчеркивается значимость подготовки ребенка к самостоятельной жизни в социуме, обеспечения его свободного развития, самоопределения, самореализации и самоутверждения после того, как он закончит учебное заведение и вступит в самостоятельную жизнь.

Ряд документов правительства Российской Федерации: Федеральный закон от 16 апреля 2001 года № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»; Федеральная целевая программа «Дети-сироты» (2001-2002 гг.), утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2000 года № 625; Постановление Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992 года № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и т.д., также направлены на создание условий для нормального развития и жизнедеятельности детей, находящихся в особо трудных условиях, обеспечение их социальной защиты.
Именно поэтому одной из центральных задач в области прав и интересов детей является формирование социально-адаптированной личности, максимально подготовленной после выпуска из детского дома к самостоятельной взрослой жизни, где ему пригодятся все знания, навыки, полученные в детском доме или в другом учебном заведении.
В работах ведущих педагогов и психологов, занимающихся этой проблемой, нашли отражение различные аспекты жизненного и профессионального самоопределения личности. А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий, а вслед за ними современные исследователи этого вопроса обосновали научно-методические подходы к проблемам трудового воспитания и формирования личности ребенка через трудовую деятельность. Формирование навыков самообслуживания ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без родительского попечения, через трудовое воспитание рассматривается как один из важнейших механизмов жизненного становления, действие которого связано с выявлением наиболее значимых и психологически характерных для личности жизненных целей, реализующихся одновременно с практическим освоением детьми социального опыта.

Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы определили тему исследования: «Формирование навыков самообслуживания у воспитанников детского дома, как условия трудового воспитания».

Целью работы является исследовать уровень сформированности навыков самообслуживания у воспитанников детского дома. В качестве объекта исследования мы определили трудовую деятельность воспитанников детского дома. Предметом исследования нашей работы являются условия формирования навыков самообслуживания у воспитанников детского дома как условия трудового воспитания.

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования перед нами были поставлены следующие задачи:


  1. изучить теоретические, литературные источники и практические исследования, связанные с обозначенной проблемой;

  2. исследовать структуру формирования навыков самообслуживания у воспитанников детского дома, определить их место во всей системе трудового воспитания;

  3. выявить основные проблемы трудового воспитания и формирования навыков самообслуживания у детей, воспитывающихся вне семьи;

  4. обосновать особенности трудового воспитания детей-сирот как явления социального и педагогического.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы
исследования
:

  1. анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы;

  2. изучение нормативных документов Правительства и Министерства образования Российской Федерации по данной проблеме;

  3. педагогическое наблюдение;

  4. педагогический эксперимент.

В связи с вышесказанным, мы выдвигаем следующую гипотезу: в результате внедрения разработанной нами программы уровень сформированости у воспитанников детского дома значительно возрастет; формирование навыков самообслуживания у воспитанников детского дома, будет протекать более эффективно, если будет соблюдено следующее условие: воспитательный процесс будет протекать в контексте диагностики развития и адаптации воспитанников, что предполагает совместную деятельность воспитателей и других специалистов.
^ Глава 1. Формирование навыков самообслуживания у воспитанников детского дома
Формирование навыков самообслуживания, бесспорно, имеет первостепенное значение для развития познавательной деятельности ребенка, а, следовательно, и для психического развития в целом. Учась самостоятельно удовлетворять первичные потребности, например, в пище, в защите организма от какого-либо неблагоприятного воздействия, ребенку необходимо обследовать различные предметы и орудия. В результате ознакомительной деятельности у ребенка «формируются образы как самих предметов, потребностей (например, видов пищи), так и средств (орудий) и способов их удовлетворения (например, ложка и действие ею)». (Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети. М.: Педагогика, 1974. С. 123 – 124).

Способность к самообслуживанию (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, умываться и т.п.) напрямую влияет на самооценку ребенка и является определяющим фактором для обретения им личностной независимости в будущем.

Обучение навыкам самообслуживания способствует эффективному решению задач по расширению кругозора ребенка, рамок окружающей действительности, также задач сенсорного воспитания, тонкой моторики и в том числе навыки по выполнению подражательных действий, ориентированию на образец, соблюдению определенной последовательности действий.

У воспитанников детских домов формирование навыков самообслуживания не всегда происходит самопроизвольно. Обучение таким навыкам составляет целое направление работы специалистов, в основе которого лежит разработанная для этих целей программа, учитывающая возможности ребенка на данный момент и ориентирующая на ближайшие задачи. Только через подражание, усвоение образца навыки у таких детей чаще всего не формируются, во всяком случае, полностью. Причин может быть много: социальная дезадаптация, особенности эмоционально-волевой сферы, низкий уровень развития функций программирования и контроля, нарушения интеллектуального развития. В последующих параграфах мы попытаемся обосновать необходимость формирования навыков самообслуживания у воспитанников детских домов, а также обозначить формы и методы трудового воспитания.


    1. Формирование навыков самообслуживания у воспитанников детского дома как психолого-педагогическая проблема


В условиях нестабильности социально-политической обстановки, инфляции, безработицы и вынужденной миграции населения, снижения жизненного уровня семей, ослабления их инфраструктуры отмечается значительное увеличение размеров «социального» сиротства.

За последние 100 лет Россия переживает третью волну сиротства: после 1-й мировой войны и революции, после Великой Отечественной войны и сейчас. И если в 1945 г. причины сиротства были понятны, то в наше время трудно признать и принять эти причины как естественные.

В исследовании Л.М. Шипицыной выделены следующие причины сиротства:

1. алкоголизм и наркомания родителей, а отсюда – жестокое отношение к детям в семье, пренебрежение их потребностями и интересами.

2. увеличение числа «круглых» сирот из-за преждевременной смертности населения, чаще всего из-за неестественных причин.

3. увеличение количества недееспособных родителей, в том числе из-за психических заболеваний, а также подростков.

4. увеличение числа детей, рождающихся вне брака

5. рост социальной дезорганизации семей, материальных и жилищных трудностей родителей, безработицы родителей, нездоровых отношений между ними, слабости нравственных устоев. (Шипицына.Л.М., Иванов.Е.С., Виноградова.А.Д., Коновалова.Н.Л., Крючкова.Л.Л. Развитие личности ребенка в условиях материнской депривации.; СПБ., 1997.)

Изначальные причины социального сиротства фиксируют лишь последствия, конечную точку в сложном пути деградации человеческой личности. В своей выпускной квалификационной работе мы постараемся указать возможные пути решения одной из промежуточных причин деградации личности, а именно, отсутствие у детей-сирот основополагающих навыков, на которых строится вся их последующая самостоятельная жизнь, навыков самообслуживания.

Особенностям развития личности детей-сирот посвящены труды российских ученых Л.И. Божович И.В. Дубровиной М.И. Лисиной В.С. Мухиной А.М. Прихожан Е.А. Стребелевой Н.Н. Толстых для которых общей является идея «дефицитарности» развития ребенка вследствие различных видов депривации. В них обобщены результаты многолетних исследований проведенных авторами в детских домах различного типа.

При исследовании интеллектуального развития воспитанников были выявлены следующие особенности: слабо сформированная картина мира; повышенная ситуативность снижение вербально-логического мышления.

Наибольшие трудности и отклонения от нормального становления личности воспитанников детских домов наблюдаются всеми исследователями в эмоционально-волевой сфере. Эти отклонения проявляются в повышенной тревожности, эмоциональной напряженности, психическом утомлении, эмоциональном стрессе, повышенной чувствительности к различного рода препятствиям, неготовности преодолевать трудности, конформизме, снижении потребностей в достижениях и успехе, повышенной агрессивности, недоверчивости вспыльчивости, несдержанности, чрезмерной импульсивности, эмоциональной холодности, уходе в себя. А также пассивности, депрессии неуверенности в себе, снижении самоорганизации, целеустремленности. Неполнота эмоциональной жизни в сиротских учреждениях вызывает у ребенка в старшем возрасте различные психические расстройства и нарушения социальной адаптации: у одних это тенденция к понижению активности ведущая к апатии и большему интересу к вещам, чем к людям; у других  гиперактивность с уходом в асоциальную и криминальную деятельность; у многих наблюдается тенденция вести себя вызывающе в обществе в целях привлечения к себе внимания при неумении создавать прочные эмоциональные привязанности.

Исследования сферы общения проведенные академиком В.С. Мухиной показали что ребенок растущий в условиях учреждения детского дома, как правило не осваивает навыки продуктивного общения. Отчужденность нарушение эмоциональных контактов с окружающими вплоть до полного отсутствия тенденции к сотрудничеству отсутствие навыков общения  вот далеко не полный перечень отклонений в развитии. Характеризуя деловые контакты детей с взрослыми, В.С. Мухина отмечает, что они возникают поздно и осуществляются в примитивной форме. Активность в сотрудничестве стремление и способность что-либо делать вместе с взрослыми у детей не возникает. Контакты со сверстниками также бедны по содержанию и мало эмоционально насыщены. Дети-сироты не умеют играть самостоятельно. Постоянную привязанность к сверстникам имеет незначительное число детей.

В. С. Мухина обращает внимание на серьезные искажения структуры самосознания детей-сирот. Результатом являются: отрицательное отношение к собственной личности; невозможность соотнесения себя настоящего с собой в прошлом и будущем. Реализация притязаний на признание реализуется зачастую через физическую силу в среде сверстников а порой – через асоциальные формы поведения.

Ученые обращают также внимание на серьезные проблемы нравственного развития воспитанников детского дома, которые проявляются чаще всего в кражах безответственности подавлении и оскорблении более слабых в снижении эмпатии и в целом в недостаточном понимании или непринятии моральных норм правил и ограничений.

К числу наиболее актуальных проблем развития воспитанников детских домов исследователи относят трудности социализации. Под трудностью социализации многие исследователи понимают «комплекс затруднений ребенка при овладении той или иной социальной ролью». Причины возникновения этих трудностей они видят в «несоответствии требований к ребенку в процессе его взаимоотношений с социумом и готовности ребенка к этим отношениям». Социальная ситуация развития ребенка в детском доме при отсутствии нормальных для него контактов (семья друзья соседи и т. п.) приводит к тому, что образ роли создается на основе противоречивой информации получаемой ребенком-сиротой из различных источников. В связи с этим часто формируются неверные образы социальных ролей и ложное представление о собственной социальной роли как сироты. Эта роль часто реализуется человеком в течение всей его жизни.

Результатом трудностей социализации является низкий уровень социальной адаптации, автономизации, социальной активности, социальной компетентности воспитанников детских домов сформированности социальных ценностей.

Негативные тенденции развития личности воспитанников сохраняются во всех возрастных группах и в старшей возрастной группе проявляются в частности в снижении пригодности ко многим видам профессиональной деятельности особенно интеллектуального характера и социального взаимодействия в неспособности не только создать благополучную семью, но и сохранить ее.

Для тех, кто провел свое детство в стенах детского дома, создание своей собственной семьи является едва ли не самой заветной мечтой, однако они чаще, чем их домашние сверстники терпят неудачи. Отсутствие позитивного (а имеющийся пример, как правило, отрицательный) образца отношений «родитель-родитель» «ребенок-родитель» приводит к смещению ценностных ориентации детей-сирот, осложняет строительство собственной семьи или приводит к копированию негативных родительских образцов. Среди тех, кто отказывается от своих детей в роддоме на первом месте – молодые матери из числа детей-сирот.

Проблемы социализации осложняются проблемами в развитии волевой сферы детей-сирот, которые проявляются в отсутствии умения делать самостоятельный выбор преодолевать трудности нести ответственность за собственные поступки противостоять негативным явлениям действительности отсутствием стремления к достижениям и успеху.

Часто воспитанники детских домов отличаются девиантным поведением, т.е. их поведение отклоняется от принятых в обществе правил, норм поведения, таких детей или подростков называют трудными или детьми или подростками с девиантным поведением.

В педагогике, М.А. Галагузова, под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данном обществе, социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит [Социальная педагогика / [М.А. Галагузова, Ю.Н. Галагузова, Г.Н. Штинова и др.] - М. : Владос, 2000. – С. 415.].

В медицинской литературе, в частности М.И. Рожков, под девиантным поведением понимает отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков, высказываний, совершаемых как в рамках психического здоровья, так и в различных формах нервно-психической патологии, особенно пограничного уровня [Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учебно – методическое пособие/ Под ред. М.И.Рожкова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.- С. 240 .].

В психологической литературе, в частности В.В. Ковалев девиантное поведение определяет как отклоняющееся от социально-психологических и нравственных норм, либо как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесенном общественному благополучию, окружающим и себе [Ковалев В. В, Психология юношеского возраста. М., 1979.]. В.Г. Степанов в качестве дополнительных признаков выделяются трудности коррекции поведения и особая необходимость в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимания сверстников [Степанов В.Г. Психология трудных школьников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М., 2001. – С. 336.].

Поведение, считает С.Ю. Бородулина, – сложный комплекс видов его социальных деятельностей: общения практическое взаимодействие с людьми и др. Поведение охватывает все поступки человека целиком как особый вид взаимодействия с окружающей средой. Мотивы, которыми руководствуется человек, определяется не тем, что человек думает о своих поступках, а общей линией поведения на протяжении длительного времени в различных условиях [Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика: психолого- педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников/ Серия «Учебники, учебные пособия».- Ростов н/Д: «Феникс», 2004. С. 352.].

Поведение может быть нормальное и отклоняющееся. Нормальное поведение это такое поведение, при котором взаимодействие человека с микросоциумом адекватно отвечает потребностям, как самого человека, так и его окружения [http://magazine.mospsy.ru/nomer2/vvedenie.doc].

Ненормальное (девиантное) поведение С. Ю. Бородулина предлагает рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле под девиантным поведением понимают любые действия, которые не соответствуют сложившимся в данном обществе нормам и социальным стереотипа. При таком подходе различают негативную и позитивную девиацию [Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика: психолого- педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников/ Серия «Учебники, учебные пособия».- Ростов н/Д: «Феникс», 2004. С. 233.].

Позитивная девиация – форма отклоняющегося поведения, которое может восприниматься многими как необычное, но в тоже время в основном не вызывает неодобрения. Это может быть самопожертвования, героические поступки, чрезмерное усердие, обостренное чувство жалости и др.

Негативная девиация, напротив вызывает у большинства людей реакцию неодобрения или осуждения. Это может быть терроризм, вандализм, воровство, предательство, жестокое обращение с животными и др. В узком смысле девиантное поведение – негативные, неодобряемые отклонения от общепринятых норм [Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика: психолого- педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников/ Серия «Учебники, учебные пособия».- Ростов н/Д: «Феникс», 2004. С. 352.].

Под девиантным поведением подростка, С.А. Галагузова, понимает как взаимодействие ребенка с микросоциумом, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальности и проявляющееся в поведенческом противодействии установленным нравственным и правовым общественным нормам [Социальная педагогика / [М.А. Галагузова, Ю.Н. Галагузова, Г.Н. Штинова и др.] - М.: Владос, 2000. – С. 415.].

В социальной педагогике понятие отклоняющегося поведения включает в себя девиантное, делинквентное и криминогенное поведение.

Девиантное поведение – один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп. То есть одним словом антидисциплинированный тип поведения, основными проявлениями которого являются демонстрация, агрессия, самовольные и систематическое отклонение от учебной или трудовой деятельности, систематические уходы из дома, бродяжничество, пьянство и алкоголизм, наркотизация и связанные с ней асоциальные действия, антиобщественные действия социального характера, попытки суицида [Социальная педагогика / [М.А. Галагузова, Ю.Н. Галагузова, Г.Н. Штинова и др.] - М. : Владос, 2000. – С. 216.].

Делинквентное поведение характеризуется как повторяющиеся асоциальные проступки детей и подростков, которые складываются в определенный устойчивый стереотип действий, нарушающий правовые нормы, но не влекущий уголовной ответственности из-за ограниченной общественной опасности или не достижения ребенком возраста, с которого начинается уголовная ответственность [Социальная педагогика / [М.А. Галагузова, Ю.Н. Галагузова, Г.Н. Штинова и др.] - М. : Владос, 2000. – С. 217.].

Криминальное поведение – противоправный поступок, который по достижению возраста уголовной ответственности служит основанием для возбуждения уголовного дела и квалифицируется по определенным статьям уголовного кодекса [Социальная педагогика / [М.А. Галагузова, Ю.Н. Галагузова, Г.Н. Штинова и др.] - М. : Владос, 2000. – 217 с.].

Аддиктивное поведение Р.В. Овчарова характеризует как вид нарушения адаптации в подростковом возрасте, который характеризуется злоупотреблением одним или несколькими психоактивными веществами без признаков индивидуальной психически или физической зависимости в сочетании с другими нарушениями поведения. Однако грань между аддиктивным поведением и наркоманией как заболеваемости носит очень зыбкий характер [Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Уч. Пособие для студентов вузов и практических работников.- М: ТЦ «Сфера», 2000.- 448с.].

В связи с этим можно выделить причины девиантного поведения. Существует множество классификаций причин отклоняющегося от норм поведения, зависящих от профессиональной принадлежности авторов и их теоретических предпочтений. Так, в частности М.А. Галагузова выделяет биологические, психологические, социально-педагогические, социально-экономические, морально-этические факторы, обуславливающие девиантное поведение несовершеннолетних [Социальная педагогика / [М.А. Галагузова, Ю.Н. Галагузова, Г.Н. Штинова и др.] - М. : Владос, 2000. – 217 с.].

Под биологическими факторами понимается существование неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию. Изучение такого аспекта проблемы отклоняющегося поведения детей и подростков нашел отражение в работах А.Л. Гройсмана, В.П. Кащенко, В.Ф. Матвеева, Н.И. Фелинской и др. К ним относятся во-первых, генетические, которые передаются по наследству. нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы. Во-вторых - психофизиологические факторы, связанные с влиянием на организм человека психофизических нагрузок, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды, новых видов энергии, приводящих к различным соматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям. В третьих – физиологические факторы, включающие в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада человека, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих и искажению межличностных отношений ребенка в среде сверстников, коллективе [Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ А.Д.Гонеев, Н.И.Лифинцева, Н.В.Ялпаева; Под ред В.А. Сластенина. - 2-е изд., перераб. - М.: Академия, 2002. - 272 с.].

Психологические факторы включают в себя наличие у ребенка психопатологий и акцентуаций характера. Отражаются такие факторы в работах С.А. Беличевой, А.Е. Личко, С.А. Бадмаева. Эти отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обуславливающих негативные реакции подростка [Бадмаев С. А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. – М.: Магистр, 1999.-311 с. 7].

Социально-педагогические факторы отражаются в работах Л.М. Зюбина, М.А. Алемаскина, А.С. Белкина и др. и выражаются в дефекте школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежит половозрастные и индивидуальные особенности развития детей, приводящих к отклонениям в ранней социализации ребенка в период детства, которая приводит к учебной дезадаптации [16]. Библиографию взять из диплома!!!

Все вышеназванные причины являются базой для создания принципиально новых методик по обучению и воспитанию детей-сирот, по формированию у них предпосылок к социальной адаптации, в том числе, и навыков самообслуживания.

На сегодняшний день в Российской Федерации осуществляются мероприятия по улучшению условий жизни, повышению качества образования, трудовой и профессиональной подготовки детей-сирот, их социальной защите. В то же время недостаточное внимание уделяется гигиеническому образованию данной категории детей, поэтому значительная их часть оказывается неспособной к самообслуживанию и постоянно нуждается в опеке и помощи со стороны родителей или лиц, заменяющих их, а это значительно затрудняет их дальнейшую адаптацию и интеграцию с социальной средой.

Очень важное место в процессе развития личности любого ребенка играет гигиеническое образование, умение оперировать всем спектром социально-бытовых навыков, необходимых в самообслуживании и способствующих коммуникации детей с социальной средой. В психолого-педагогической литературе проблема умений и навыков в социально-бытовой деятельности и самообслуживании у детей-сирот не нашла достаточно полного отражения, хотя она является актуальной для общей и специальной педагогики как в теоретическом, так и в практическом плане. Как показывает опыт работы, препятствием на пути формирования у данной категории детей необходимых гигиенических умений и навыков в специальном учреждении становится отсутствие специальных методик и программ, а также доступной литературы с описанием педагогических приемов работы в этом направлении.

Проблема формирования навыков самообслуживания у воспитанников детских домов, тем не менее, является актуальной еще и потому, что такие дети имеют определенные особенности поведения, о которых мы будем говорить в следующих параграфах. Опираясь на исследования И.В. Дубровиной, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, которые занимались изучением особенностей детей-воспитанников домов ребенка, детских домов, мы выделяем следующие искажения в поведении детей:

  1. Искажения в общении. С одной стороны, у детей обострена потребность во внимании, а с другой, полная неудовлетворенность этой потребности, как то: малое количество обращений взрослых к детям, снижение в этих контактах интимно-личностных обращений, их эмоциональная бедность и однообразие содержания, в основном направленное на регламентацию поведения, частая сменяемость взрослых, что влечет за собой постоянную необходимость в адаптации к новым условиям, и соответственно, тормозит развитие навыков общения; теми же последствиями чреваты частые переводы воспитанников из одной группы в другую, из одного детского учреждения в другое.

2. Агрессивность, которая выражается в стремлении обвинить окружающих, тем самым снять с себя вину за проступок, т.е., по существу, у воспитанников детских домов доминируют защитные формы поведения в конфликтных ситуациях, что ведет в неспособности в дальнейшем конструктивно разрешать конфликты. (Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте/Под ред. Дубровиной И. В. – М: Владос. – 1997; Прихожан, А.М.
  1   2   3   4

Похожие:

Формирование навыков самообслуживания у воспитанников детского дома iconФормирование навыков самообслуживания во второй младшей группе
Формирование навыков самообслуживания у детей младшего возраста заключается в постепенном приучении его к самостоятельности
Формирование навыков самообслуживания у воспитанников детского дома iconНе красна изба углами, а красна пирогами.
Цель: формирование социального опыта воспитанников детского дома в процессе подготовки к самостоятельной семейной жизни
Формирование навыков самообслуживания у воспитанников детского дома iconФормирование конструктивных взаимоотношений детей детского дома
Особенности взаимоотношений младших подростков детского дома
Формирование навыков самообслуживания у воспитанников детского дома iconПрограмма эксперимента Тема: «Совместная деятельность детского дома...
«Совместная деятельность детского дома с учреждениями социума по профессиональному самоопределению воспитанников»
Формирование навыков самообслуживания у воспитанников детского дома iconКонкурс рисунков на пожарную тематику
«День именинника» для воспитанников Детского дома №1. Отв министерство интересных и добрых дел, Соколова Г. А
Формирование навыков самообслуживания у воспитанников детского дома iconВзаимодействие доу и семьи по формированию у детей раннего возраста навыков самообслуживания

Формирование навыков самообслуживания у воспитанников детского дома iconФормирование элементарных математических представлений у младших...
Меренной и тяжелой умственной отсталостью (по мкб – 10: F71, F72). В ходе обучения данной категории учащихся решаются следующие задачи:...
Формирование навыков самообслуживания у воспитанников детского дома icon«Формирование социальной компетентности в области безопасности жизнедеятельности...
Статья на тему: «Формирование социальной компетентности в области безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников с ограниченными...
Формирование навыков самообслуживания у воспитанников детского дома iconПрограмма «Юные поварята»
Цель: обеспечить социальную адаптацию детей, их подготовку к самостоятельной жизни и развитие навыков самообслуживания
Формирование навыков самообслуживания у воспитанников детского дома iconСценарий выпускного вечера
Добрый вечер, дорогие выпускники, педагоги и гости. Мы рады приветствовать вас на торжественном вечере по случаю очередного выпуска...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница