Программа Государственного итогового междисциплинарного экзамена по специальности 080507 «Менеджмент организации» Москва 2006




Скачать 330.27 Kb.
НазваниеПрограмма Государственного итогового междисциплинарного экзамена по специальности 080507 «Менеджмент организации» Москва 2006
страница1/2
Дата публикации25.02.2013
Размер330.27 Kb.
ТипПрограмма
shkolnie.ru > Право > Программа
  1   2
МОСКОВСКИЙ ОТКРЫТЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ИН­СТИТУТ)

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА

АКУЛЕНКО А.Г., ЧУМИЧЕВ Н.Г.

МЕНЕДЖМЕНТ

Программа Государственного итогового междисциплинарного экзамена по специальности 080507 - «Менеджмент организации»


Москва 2006

МОСКОВСКИЙ ОТКРЫТЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ИН­СТИТУТ)

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА

АКУЛЕНКО А.Г., ЧУМИЧЕВ Н.Г.

МЕНЕДЖМЕНТ

Программа Государственного итогового междисциплинарного экзамена по специальности 080507 - «Менеджмент организации»

Москва 2006

^ Менеджмент. Программа государственного итогового междисциплинарного экзамена по специальности 080507 - «Менеджмент организации», М.: МОСУ, 2006 г. - с.

Авторы : Акуленко А.Г., к.э.н., доцент; Чумичев Н.Г., к.п.н., профессор. Рецензент : Вишневский В.В., к.т.н., доцент

Рассмотрена на заседании кафедры менеджмента финансово-экономического факультета МО-СУ. Протокол N 4 от 9 ноября 2005 г.

Программа утверждена на заседании Ученого совета МОСУ. Протокол N 3 от «29» ноября 2005г.

Программа соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта и реко­мендациям УМО по образованию в области менеджмента.

© Акуленко А.Г., Чумичев Н.Г. © МОСУ, 2006

^ 1. Цели государственного экзамена

Экзамен проводится в порядке итоговой проверки знаний и навыков выпускников учеб­ного заведения по основным профилирующим дисциплинам.

^ Цели государственного экзамена:

  • проверить уровень знаний выпускника в области экономической теории, микро- и макроэкономики, теории и практики современного менеджмента, управления различными видами деятельности в организациях, решения проблем эффективности управления;

  • выявить степень понимания особенностей формирования и функционирования систем управления деятельностью на предприятиях различных форм собственности, методологических и правовых аспектов менеджмента, его технологии;

  • определить готовность выпускника к решению практических задач по планированию, руководству и контролю в организациях, управлению денежными потоками предприятий, разработке и реализации стратегии инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов.

^ 2. Требования к уровню подготовки выпускника

Выпускник должен уметь решать задачи, соответствующие квалификации менеджер по специальности 080507 - «Менеджмент организации». Он должен быть подготовлен к профес­сиональной работе в различных организациях экономической, производственной и социальной сферы, подразделениях системы управления государственных предприятий, акционерных об­ществ и частных фирм, а также в научно-производственных объединениях, научных, конструк­торских и проектных организациях, органах государственного управления и социальной инфра­структуры народного хозяйства на должностях, требующих высшего экономического образова­ния, согласно квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденному постановлением Минтруда России от 21.08.98 г. № 37.

Дипломированный специалист - менеджер должен:

  • иметь системное представление о структурах и тенденциях развития российской и мировой экономик;

  • понимать многообразие экономических процессов в современном мире, их связь с другими процессами, происходящими в обществе;

-знать:

теоретические основы и закономерности функционирования экономики, включая пере­ходные процессы;

основы менеджмента, маркетинга, теории организации, организационного поведения, управления инновациями, стратегиями, персоналом, финансами, качеством, основы банковского дела, организации налогообложения, страхования;

принципы принятия и реализации экономических и управленческих решений;

-уметь:

выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, пред­лагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;

систематизировать и обобщать информацию, готовить справки и обзоры по вопросам профессиональной деятельности;

использовать знания по теории менеджмента, маркетинга, финансов, денежного обраще­ния и кредита в своей практической деятельности;

использовать основные и специальные методы экономического анализа информации в сфере профессиональной деятельности;

разрабатывать варианты управленческих решений и обосновывать выбор оптимального, исходя из критериев социально-экономической эффективности и экологической безопасности;

критически оценивать с разных сторон (производственной, мотивационной, институцио­нальной и др.) поведение экономических агентов, тенденции развития объектов в сфере профес­сиональной деятельности;

на научной основе организовать свой труд, владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, применяемыми в сфере его профессио­нальной деятельности, использовать современные информационные технологии.

  • быть подготовленным к профессиональной деятельности в организациях различных форм собственности, включая внешнеэкономическую сферу, способным самостоятельно работать на должностях, требующих творческого подхода в нестандартных ситуациях;

  • видеть перспективы развития отечественного и зарубежного менеджмента и перспективы своей профессиональной деятельности;

  • быть конкурентоспособным, обладать знаниями по смежной специальности;

  • владеть:

навыками самостоятельного овладения новыми знаниями, используя современные обра­зовательные технологии;

навыками профессиональной аргументации при разборе стандартных ситуаций в сфере предстоящей деятельности.

^ 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНУ

Государственный экзамен может проводиться в виде итогового междисциплинарного эк­замена по специальности.

Программа предназначена для подготовки студентов к междисциплинарному итоговому экзамену. В основу программы положены требования Государственного образовательного стан­дарта, квалификационные требования к специалисту - менеджеру, а также основные концепту­альные положения образовательной программы подготовки, принятые в УМО по образованию в области менеджмента.

В программу включены следующие основные разделы по профилирующим дисциплинам образовательной программы по специальности 080507 - «Менеджмент организации»:

  • экономическая теория;

  • менеджмент;

  • финансовый менеджмент.

Программа представляет собой нормативный документ, содержание которого носит бо­лее укрупненный характер по сравнению с программами учебных курсов, изучавшихся выпуск­никами в предшествующий итоговому экзамену период. Программа позволяет выделить основ­ные темы учебных дисциплин, важнейшую проблематику этих курсов, которые студенты долж­ны знать в первую очередь. Следовательно, настоящая программа не подменяет программы по учебным дисциплинам, а является средством, способствующим подготовке студентов по важ­нейшим вопросам, которые будут включены в экзаменационные билеты для государственного итогового междисциплинарного экзамена.

Программа построена с учетом разделения материала по разделам, каждый из которых соответствует определенной учебной дисциплине. Аналогичную структуру будет иметь и экза­менационный билет, который содержит три вопроса: по экономической теории, менеджменту и финансовому менеджменту. Рекомендуется при подготовке к экзамену в этой же последова­тельности повторить материал изучавшихся ранее дисциплин. В первую очередь следует повторить вопросы, отраженные в настоящей программе. После повторения основной части програм­мы итогового междисциплинарного экзамена, полезно просмотреть программы спецкурсов, конспекты лекций и выборочно дополнительную литературу, рекомендованную в программах спецкурсов. При повторении материала рекомендуется пользоваться преимущественно основ­ной литературой, список которой приводится в конце данной программы.

При подготовке к экзамену студентам необходимо выписать четко сформулированные вопросы, по которым им не удалось найти удовлетворительные ответы в конспекте и литерату­ре. Эти вопросы следует задать и обсудить на предэкзаменационной консультации. Студенты должны помнить, что только четкая и корректная формулировка вопроса позволит дать на него исчерпывающий ответ.

Для лучшего усвоения материала и подготовки к экзамену рекомендуется повторно про­анализировать те примеры, ситуации и тесты, которые разбирались ранее на семинарских и практических занятиях. При сдаче экзаменов студенты должны использовать знания, получен­ные при подготовке плановых письменных работ, и увязывать содержание вопросов экзамена­ционного билета, прежде всего, с тематикой выполненных курсовых работ по профилирующим дисциплинам.

Большое значение при ответе на вопросы экзаменационного билета имеет также исполь­зование опыта, приобретенного на учебных и производственных практиках. Если в процессе обучения студентом был подготовлен реферат (доклад) на тему близкую к вопросу экзаменаци­онного билета или студент принимал участие в работе студенческой учебно-исследовательской группе (СУИГ) по данной тематике, рекомендуется рассказать о проделанной работе и ее ос­новных результатах. Ответы на вопросы экзаменационного билета позволяют оценить не только общий уровень знаний студента, но и получить представление об уровне овладения им конкрет­ными знаниями по управлению различными видами деятельности и решению проблем эффек­тивности менеджмента, регулированию социально-психологических отношений, конфликтных ситуаций, организационного поведения.

Таким образом, для успешной сдачи экзамена студент должен знать основы упомянутых выше учебных дисциплин, уметь применять эти знания на практике и быть готовым не только к ответу на вопросы экзаменационного билета, но и к активной беседе в направлении, заданном вопросами данного экзаменационного билета. Поэтому следует иметь в виду, что содержание экзаменационного билета требует от студента полного ответа.

^ 4. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ВЫПУСКНИКА

Ответ студента на государственном итоговом междисциплинарном экзамене оценивается аттестационной комиссией по 4-х балльной системе.

Ответ оценивается на «отлично», если студент продемонстрировал глубокое знание тео­ретических проблем по вопросам экзаменационного билета в тесной связи с практикой в усло­виях современных рыночных отношений и ответил на дополнительные вопросы комиссии как по вопросам билета, так и в целом по курсам, входящим в блок общепрофессиональных и спе­циальных дисциплин.

Оценку «хорошо» студент получает за ответы, в которых были отражены на достаточно высоком уровне основные проблемы, поставленные в экзаменационном билете, но при этом не на все основные и дополнительные вопросы даны глубокие аргументированные ответы.

Ответ оценивается на «удовлетворительно», если студент в общем виде осветил сущ­ность проблем, поставленных в экзаменационном билете, но не ответил при этом на дополни­тельные вопросы комиссии.

Оценка «неудовлетворительно» ставится за ответ, который показал неумение студента ориентироваться в основных проблемах курсов, входящих в блок общепрофессиональных и специальных дисциплин, и дополнялся слабыми ответами студента на вопросы членов комис­сии.

Результаты экзамена оцениваются коллегиально на закрытом заседании аттестационной комиссии.

Объявление результатов государственного итогового междисциплинарного экзамена проводится на открытом заседании итоговой аттестационной комиссии после ответов всех сту­дентов.

^ 5. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА РАЗДЕЛ 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Тема 1. Общие проблемы экономической теории

Экономическая теория: предмет и метод. Микро- и Макроэкономика. Типы экономиче­ских систем. Товарное производство и рынок. Роль рынка в развитии товарного производства. Рынок и конкуренция. Собственность: владение, пользование, распоряжение. Формы собствен­ности.

^ Литература (24, 39)

Тема 2. Теория спроса и предложения

Понятие рыночного спроса и предложения. Факторы спроса и предложения. Взаимосвязь спроса, предложения и цен. Рыночное равновесие. Эластичность спроса и предложения и их практическое значение.

^ Литература (24,39)

Тема 3. Теория поведения фирмы

Мотивы экономической деятельности. Понятие издержек и их классификация. Условия минимизации издержек и максимизации прибыли. Равновесие фирмы.

^ Литература (24, 39)

Тема 4. Монополия и конкуренция

Возникновение монополий и социально-экономические последствия их существования. Монополия, монополистическая конкуренция, олигополия и монопсония. Негативные стороны монополизации экономики. Литература (24,39)

^ Тема 5. Ценообразование на факторы производства

Особенности формирования спроса и предложения на рынке факторов производства. Це­на труда. Заработная плата и ее формы. Рынок труда и безработица. Экономическая прибыль и ее источники: ограничения к вступлению в отрасль, риск, инновации, процентная ставка.

^ Литература (24,39)

Тема 6. Экономические функции государства

Теоретические концепции государственного регулирования экономики. Многообразие форм и методов государственного регулирования. Объем производства в национальной эконо­мике под влиянием потребления, сбережения и инвестиций. Роль государства и банков в созда­нии денег. Государственное регулирование рынка ценных бумаг. Рынок и государство. Фискальная политика государства и объем национального производства. Государственный долг: из­мерение и причины образования.

^ Литература (24, 39)

Тема 7. Основные инструменты макроэкономического регулирования

Классическая и кейнсианская теории макроэкономического равновесия. Доходы, потреб­ление, сбережения. Объем производства в национальной экономике под влиянием потребления, сбережения и инвестиций. Механизм регулирования. Инструменты монетарной политики: опе­рации с ценными бумагами на открытом рынке, дисконтная политика, изменение нормы обяза­тельных резервов. Сущность инфляции и ее причины. Формы инфляции и ее последствия. Ан­тиинфляционное регулирование.

^ Литература (24,39)

Тема 8. Мирохозяйственные связи и экономический рост

Интернационализация мировой экономики: сущность и формы проявления. Важнейшие формы международных экономических отношений. Международная специализация и коопери­рование производства. Основные теории международной торговли. Типы и темпы экономиче­ского роста. Факторы экономического роста: их классификация и механизм воздействия. Регу­лирование внешнеэкономической деятельности Цикличность экономического развития.

Литература (24, 39)
^ РАЗДЕЛ 2. МЕНЕДЖМЕНТ

Тема 9. Основы управления организацией (общий менеджмент)

Типологическое разнообразие управления. Понятие менеджмента, его концепция в усло­виях либеральной экономики.

Менеджмент как вид профессиональной деятельности.

История и эволюция менеджмента. Особенности развития российского менеджмента. Современные научные школы и концепции управления.

Процесс менеджмента. Функции управления: содержание, разнообразие и взаимосвязь.

Механизм управления. Методы управления, их классификация и сочетание.

Организация как объект управления. Анализ внутренней среды организации: характери­стика элементов и функциональных областей организации. Анализ внешней среды организации: факторы прямого и косвенного воздействия окружения организации.

Организационная культура: сущность, элементы, типы. Формирование и управление ор­ганизационной культурой.

Принципы организационного проектирования предприятий. Типы организационных структур. Современные тенденции построения систем управления в организациях.

Организационные процессы в менеджменте. Процесс разработки, принятия и реализации управленческого решения.

Информационные системы управления. Виды коммуникаций. Процесс коммуникаций.

Регулирование и контроль в системе менеджмента. Современные формы и методы кон­троля. Управление качеством в современных организациях.

Понятие «управленческое решение». Классификация управленческих решений.

Технология выработки и принятия управленческого решения.

Ресурсы и эффективность управления. Социально-экономическая эффективность ме­неджмента.

Мотивация поведения человека. Научные концепции мотивации деятельности человека в организации. Современные механизмы мотивации.

Лидерство и власть в менеджменте. Концепции лидерства. Разновидности стилей управ­ления. Тенденции демократизации менеджмента.

Природа и причина конфликтов. Методы разрешения конфликтов.

^ Литература (12,13,15,16, 22, 30, 88)

  1   2

Похожие:

Программа Государственного итогового междисциплинарного экзамена по специальности 080507 «Менеджмент организации» Москва 2006 iconПрограмма итогового (государственного) комплексного междисциплинарного...
Программа итогового (государственного) комплексного междисциплинарного экзамена
Программа Государственного итогового междисциплинарного экзамена по специальности 080507 «Менеджмент организации» Москва 2006 iconПрограмма государственного итогового междисциплинарного экзамена...
Программа государственного итогового междисциплинарного экзамена по специальности 080105. 65 «Финансы и кредит»
Программа Государственного итогового междисциплинарного экзамена по специальности 080507 «Менеджмент организации» Москва 2006 iconПрограмма междисциплинарного государственного экзамена по специальности...
Программа государственного экзамена утверждена на заседании кафедры финансов и кредита
Программа Государственного итогового междисциплинарного экзамена по специальности 080507 «Менеджмент организации» Москва 2006 iconПрограмма междисциплинарного государственного экзамена по специальности...
Программа государственного экзамена утверждена на заседании кафедры финансов и кредита
Программа Государственного итогового междисциплинарного экзамена по специальности 080507 «Менеджмент организации» Москва 2006 iconПрограмма итогового междисциплинарного экзамена по специальности...
Программа предназначена для подготовки студентов к междисциплинарному итоговому экзамену
Программа Государственного итогового междисциплинарного экзамена по специальности 080507 «Менеджмент организации» Москва 2006 iconПрограмма итогового государственного междисциплинарного экзамена по направлению подготовки
«Менеджмент» по специализированным программам «Финансовый менеджмент» и «Банковский менеджмент». Согласно рабочему учебному плану...
Программа Государственного итогового междисциплинарного экзамена по специальности 080507 «Менеджмент организации» Москва 2006 iconПрограмма междисциплинарного государственного экзамена по специальности...
Программа комплексного государственного экзамена утверждена на заседании кафедры Экономических теорий Института экономики, управления...
Программа Государственного итогового междисциплинарного экзамена по специальности 080507 «Менеджмент организации» Москва 2006 iconПрограмма междисциплинарного государственного экзамена по специальности...
Программа комплексного государственного экзамена утверждена на заседании кафедры Экономических теорий Института экономики, управления...
Программа Государственного итогового междисциплинарного экзамена по специальности 080507 «Менеджмент организации» Москва 2006 iconПрограмма дисциплины утверждена
Рабочая программа учебной дисциплины основы менеджмента составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного...
Программа Государственного итогового междисциплинарного экзамена по специальности 080507 «Менеджмент организации» Москва 2006 iconПрограмма итогового государственного междисциплинарного экзамена...
Составители: Г. Н. Рыженко, О. В. Плиска, Л. Г. Протасова, В. В. Рудницкая, Т. С. Худякова, Р. А. Бояркина, А. Э. Федорова
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница