Концепция патриотического воспитания (одобрена на заседании оргкомитета Международного проекта «Мир вокруг нас» далее мвн от 21 марта 2001 года)




Скачать 128.72 Kb.
НазваниеКонцепция патриотического воспитания (одобрена на заседании оргкомитета Международного проекта «Мир вокруг нас» далее мвн от 21 марта 2001 года)
Дата публикации20.03.2013
Размер128.72 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > Право > Документы
Концепция патриотического воспитания

(одобрена на заседании оргкомитета Международного проекта «Мир вокруг нас» далее МВН от 21 марта 2001 года)

Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (далее именуется - Концепция) - документ, отражающий совокупность официально принятых взглядов на государственную политику в области патриотического воспитания.

Коренные преобразования в стране конца XX - начале XXI веков, определившие крутой поворот в новейшей истории России, сопровождаются изменениями в социально-экономической, политической и духовной сферах общества и сознании ее граждан. Резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования патриотизма.

Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению, формированию единого гражданского общества. Поэтому разработка научно обоснованных концептуальных подходов к организации патриотического воспитания детей и молодежи, его теоретических основ является актуальной задачей.

В Концепции сформулированы теоретические основы патриотического воспитания, его цель, задачи и принципы, роль и место МВН, общественных объединений и организаций по воспитанию патриотизма в современных условиях.

Разработка Концепции осуществлена в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2001 г. N 122 и обусловлена необходимостью подготовки организационных и методических документов, программ деятельности МВН и общественных организаций по патриотическому воспитанию детей и молодежи.

Основной целью Концепции является определение места и роли воспитания патриотизма как важнейшего направления деятельности общества.

Патриотизм и патриотическое воспитание

Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.

Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей "малой Родине", патриотические чувства, пройдя через целый ряд, этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки.

Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление - цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности.

В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству. Патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, чужд национализму, сепаратизму и космополитизму.

Патриотизм - это особая направленность самореализации и социального поведения граждан, критериями для которых являются любовь и служение Отечеству, устойчивое развитие, долг и ответственность, предполагающие приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями и выступающие как высший смысл жизни и деятельности личности, всех социальных групп и слоев общества.

Патриотизм - это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества. Такое понимание патриотизма является базовым, а Концепция выступает в этой связи как направление формирования и реализации данного типа социального поведения детей и молодежи.

Патриотизм является одной из наиболее ярких черт российского национального характера, Российскому патриотизму присущи свои особенности. Прежде всего, это высокая гуманистическая направленность российской патриотической идеи; веротерпимость; соборность и законопослушание; общность как устойчивая склонность и потребность россиян к коллективной жизни; особая любовь к родной природе.

Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России.

Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность МВН и общественных организаций по формированию у детей и молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей.

Как один из видов многоплановой, масштабной и постоянно осуществляемой деятельности патриотическое воспитание включает социальные, целевые, функциональные, организационные и другие аспекты, обладает высоким уровнем комплексности, пронизывает все стороны жизни: социально-экономическую, духовную, педагогическую, опирается на образование, культуру, историю, государство, этносы. Оно является неотъемлемой частью всей жизнедеятельности российского общества, его социальных институтов.

Патриотическое воспитание предполагает формирование у детей и молодежи общественно значимых ориентации, гармоничного сочетания личных и общественных интересов, преодоление чуждых обществу процессов и явлений, разрушающих его устои и потенциал созидания. Технология патриотического воспитания должна быть направлена на создание условий для национального возрождения России как великой державы.

Цель патриотического воспитания - развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.

На современном этапе развития нашего общества достижение указанной цели осуществляется через решение следующих задач:

утверждение в обществе, в сознании и чувствах детей и молодежи социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям;

создание и обеспечение реализации возможностей для более активного вовлечения детей и молодежи в решение социально-экономических, культурных и других проблем;

воспитание детей и молодежи в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни, создание условий для обеспечения реализации конституционных прав человека и его обязанностей, гражданского и профессионального долга;

привитие детям и молодежи чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации - Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества;

формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами.

Реализация задач патриотического воспитания детей и молодежи осуществляется через более частные задачи с учетом специфики субъектов и объектов воспитания, условий, в которых оно проводится, особенностей их решения в социальной, духовной и других сферах.

Принципами патриотического воспитания являются:

принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу МВН и общественных структур по патриотическому воспитанию детей и молодежи;

принцип адресного подхода в формировании патриотизма, предполагающий использование особых форм и методов патриотической работы с учетом каждой возрастной, социальной, профессиональной и других групп населения. Он указывает на разноуровневую включенность в воспитание гражданина-патриота таких факторов, как учебное заведение, этнокультурная среда, регион проживания с его социальными, культурными и другими особенностями, общества в целом;

принцип активности и наступательности, который предусматривает настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения детей и молодежи и их ценностных установок, ориентированных на национальные интересы России;

принцип универсальности основных направлений патриотического воспитания, предполагающий целостный и комплексный подход к ним, необходимость использования и такого фактора формирования патриотизма, как социально ценный опыт прошлых поколений, культивирующий чувство гордости за своих предков, национальные традиции в учебе и методах творчества;

принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей, означающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного или регионального, характеризующегося привязанностью, любовью к родному краю, городу, деревне, улице и т.д.

Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.

Патриотизм формируется в процессе воспитания на основе тесного взаимодействия объектов и субъектов воспитания.

Основными группами детей и молодежи, выступающими объектами патриотического воспитания, являются:

молодые граждане и молодежные общественные объединения, участвующие в мероприятиях МВНтрех ступеней;

трудовые коллективы школ, студий, организаций, учреждений и т.д.;

представители власти, государственные и муниципальные служащие;

творческая интеллигенция и представители средств массовой информации;

преподаватели и воспитатели;

Объектная позиция названных социальных групп относительна. Будучи включенными в систему патриотического воспитания МВН, они в то же время выступают и как субъекты патриотического воспитания.

Проводниками цели патриотического воспитания являются субъекты воспитательной деятельности, в качестве которых выступают учебные заведения всех уровней, участники МВН; различного рода общественные организации; учреждения культуры; средства массовой информации и др. Субъектом патриотического воспитания может быть и отдельный человек - проявляющий патриотизм и ставший побудительным примером и образцом для подражания.

Субъекты патриотического воспитания специфическими возможностями и средствами решают задачи патриотического воспитания определенных групп детей и молодежи.

Основы организации работы по патриотическому воспитанию

Патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в государственной политике России в области воспитательной деятельности.

Правовой основой патриотического воспитания на современном этапе являются Конституция Российской Федерации, федеральные законы Российской Федерации "Об образовании", "О высшем и послевузовском образовании", "О днях воинской славы (победных днях) России", "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов", Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. N 24 "О Концепции национальной безопасности Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2001 г. N 122 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы", другие нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в части, касающейся вопросов патриотического воспитания.

Чтобы объединить усилия участников МВН, скоординировать и направить их работу на детей и молодежь, нужна единая политика в области патриотического воспитания детей и молодежи и соответствующая этой политике система патриотического воспитания детей и молодежи, способная консолидировать и координировать эту многоплановую работу.

Создание такой системы обязательно предполагает консолидацию деятельности МВН, образовательных учреждений, общественных организаций и объединений в соответствии с Концепцией.

Система патриотического воспитания включает в себя соответствующие учреждения, общественные организации, нормативно-правовую и духовно-нравственную базу воспитательной, образовательной и массовой просветительской деятельности, а также комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания детей и молодежи в рамках работы проекта МВН.

Система патриотического воспитания охватывает многием уровни воспитательной деятельности, начиная учебных заведений и иных коллективов. Она предполагает организацию мероприятий патриотической направленности как на федеральном и региональном уровнях, в отдельных коллективах, так и проведение индивидуально-воспитательной работы с отдельно взятой личностью.

В системе патриотического воспитания важнейшей составляющей является массовая патриотическая работа, организуемая и проводимая на постоянной основе МВН при активном участии средств массовой информации, представителей научных и творческих союзов, молодежных и других общественных организаций.

Система патриотического воспитания призвана обеспечивать целенаправленное формирование у детей и молодежи активной позиции, создавать условия для развития у них государственного мышления, привычки действовать в соответствии с национальными интересами России. Она должна подготовить молодежь и побудить представителей других поколений к такому характеру активной деятельности, в которой знания и жизненный опыт соединяются с позицией гражданского долга и сопричастностью с судьбой Родины, личные интересы - с общественными.

Система патриотического воспитания не может оставаться в неизменном виде Ее изменение и развитие обусловлено как достижениями первоочередных задач системы патриотического воспитания, так и изменениями, происходящими в социальной и других сферах российского общества, а также новыми условиями современного мира.

Ответственность за функционирование системы патриотического воспитания лежит на оргкомитете МВН.

Педагогическое и методическое обеспечение предполагает фундаментальную разработку комплекса учебных и специальных программ, методик по организации и проведению патриотического воспитания, использование всего многообразия педагогических форм и средств с учетом особенностей той или иной категории детей и молодежи; развитие и совершенствование форм и методов воспитания, осуществляемого МВН, институтами воспитания и общественными организациями; обобщение результатов учебно-методических разработок, информирование о новациях в этой области представителей системы образования, организаторов массовой патриотической работы; регулярное издание соответствующей литературы, освещающей эту сферу деятельности с учетом передового отечественного и зарубежного педагогического опыта; проведение экспертизы гуманитарных и воспитательных программ с целью выявления особенностей формирования патриотических чувств и сознания у детей и юношества.

Информационное обеспечение патриотического воспитания - утверждение патриотизма, готовности к достойному служению Отечеству в качестве важнейших ценностей в сознании и чувствах детей и молодежи; активное использование элементов патриотического воспитания в средствах массовой информации, преодоление при этом сложившихся стереотипов и комплексов негативного плана; целенаправленное и творческое использование позитивных возможностей идей патриотизма в процессе осуществления воспитательной деятельности со всеми категориями подрастающего поколения при активном участии соответствующих социальных институтов.

Научно-теоретическое обеспечение означает организацию исследований в сфере патриотического воспитания и использование их результатов в практической деятельности; разработку методических рекомендаций по проблемам формирования и развития личности детей и молодежи; обогащение содержания патриотического воспитания посредством включения в него культурно-исторического духовно-нравственного и других компонентов на основе важнейших достижений в области социально-гуманитарных наук; научное обоснование путей приобщения граждан, особенно подрастающего поколения, к патриотическим ценностям, их духовного освоения.

Кадровое обеспечение предусматривает организацию подготовки специалистов, способных эффективно, на уровне современных требований решать задачи патриотического воспитания детей и молодежи, повышение роли и возможностей МВН в подготовке специалистов по воспитательной работе с различными категориями детей и молодежи, их переподготовку, повышение квалификации.

Создание этих условий будет способствовать развитию социальной активности детей и молодежи и совершенствованию управления системой патриотического воспитания в рамках работы МВН.

Содержание управления системой патриотического воспитания МВН включает анализ, оценку, прогнозирование и моделирование состояния процесса патриотического воспитания с учетом тенденций общественного развития; определение и постановку текущих и перспективных задач воспитательной деятельности; научно обоснованное планирование патриотического воспитания; обучение кадров; мониторинг состояния и действенности воспитательной работы; своевременную корректировку системы воспитательных воздействий, научную организацию труда и обеспечение субъектов патриотического воспитания прогрессивными методами и технологиями воспитательной работы со всеми категориями детей и молодежи.

Механизм управления содержит нормативно-правовую и содержательную составляющую: нормативные правовые акты и документы, учебные программы; сложившиеся нормы и правила, существующие в обществе, коллективе, условия жизни и труда; личностные и коллективные стимулы - потребности и интересы; духовные ценности и некоторые другие.

В современных условиях для управления системой патриотического воспитания, реализации общей стратегии в этой сфере деятельности, объединения усилий МВН, общественных организаций и движений необходимо создание межведомственных структур. Их состав и полномочия определяются соответствующими правовыми актами.

Оценка результативности патриотического воспитания осуществляется на основе использования системы объективных критериев, которая включает целенаправленность воспитательного процесса и его системный характер; научную обоснованность методов и использование современных технологий воспитательного воздействия; широту охвата объектов воспитания. Основным критерием результативности является уровень патриотизма как одна из основных характеристик отдельной личности и граждан в целом, проявляющийся в мировоззрении, установках и ценностях, общественно значимом поведении и деятельности.

Конечным результатом функционирования системы патриотического воспитания должны стать духовный и культурный подъем, высокая духовность, гражданская позиция, патриотическое сознание.

Теоретические положения и практические рекомендации, изложенные в Концепции, являются основой для решения важнейших задач патриотического воспитания, повышения активности детей и молодежи к выполнению социально значимых функций в различных сферах.

Концепция ориентирована на переоценку ряда традиционных представлений в области патриотического воспитания и создание условий для инновационных тенденций в организации, формах и методах практической деятельности по формированию патриотического сознания детей и молодежи.

По мере поступательного развития МВН и практической реализации системы патриотического воспитания детей и молодежи отдельные положения Концепции могут уточняться и конкретизироваться.

Концепция призвана способствовать значительной активизации важнейшего для общества направления внутренней политики - воспитания детей и молодежи как сознательных и достойных восприемников отечественной истории, культуры, ценностей и традиций в единстве национально-самобытных и общецивилизованных начал, а также повышению социальной активности в этом процессе.


Похожие:

Концепция патриотического воспитания (одобрена на заседании оргкомитета Международного проекта «Мир вокруг нас» далее мвн от 21 марта 2001 года) iconРабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлено на...
Учебная программа «окружающий мир: Мир вокруг нас» составлена на основе программы Плешакова А. А. «Окружающий мир» курс «мир вокруг...
Концепция патриотического воспитания (одобрена на заседании оргкомитета Международного проекта «Мир вокруг нас» далее мвн от 21 марта 2001 года) iconТема: Как помочь птицам зимой?
Учебный фильм создан на основе программы Плешакова А. А. «Окружающий мир» курс «мир вокруг нас». Программа Плешакова А. А. «Окружающий...
Концепция патриотического воспитания (одобрена на заседании оргкомитета Международного проекта «Мир вокруг нас» далее мвн от 21 марта 2001 года) iconВнеклассное мероприятие Класс: 2 Тема: «Мир вокруг нас велик и прекрасен»
Разработка внеклассного мероприятия по окружающему миру во 2 классе «Мир вокруг нас велик и прекрасен»
Концепция патриотического воспитания (одобрена на заседании оргкомитета Международного проекта «Мир вокруг нас» далее мвн от 21 марта 2001 года) iconМ еждународный проект «Мир вокруг нас юнеско»
Конкурс проводится под эгидой Комиссии Российской Федерации по делам юнеско, при поддержке Московской Академии художеств, при информационной...
Концепция патриотического воспитания (одобрена на заседании оргкомитета Международного проекта «Мир вокруг нас» далее мвн от 21 марта 2001 года) iconПоложение о международной научно-практической конференции ассоциированных...
Настоящее Положение определяет цели, задачи, порядок и условия проведения международной научно-практической конференции ассоциированных...
Концепция патриотического воспитания (одобрена на заседании оргкомитета Международного проекта «Мир вокруг нас» далее мвн от 21 марта 2001 года) iconЗадача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении...
Мир вокруг нас изменился – изменились и дети. Основной задачей их воспитания становится понимание подробного плана развития ребенка,...
Концепция патриотического воспитания (одобрена на заседании оргкомитета Международного проекта «Мир вокруг нас» далее мвн от 21 марта 2001 года) iconШарирака-упанишада. Перевод Бханга
Ом! Да защитит Он нас, да наполнит Он нас; Да будем действовать мы с большей силой, да будет наше изучение сильным и плодотворным....
Концепция патриотического воспитания (одобрена на заседании оргкомитета Международного проекта «Мир вокруг нас» далее мвн от 21 марта 2001 года) iconПоложение о проведении III открытого конкурса исполнителей народной песни
«Молодинская братина» проводится 26 июля 2014 года в рамках VI международного военно исторического фестиваля «Битва при Молодях»...
Концепция патриотического воспитания (одобрена на заседании оргкомитета Международного проекта «Мир вокруг нас» далее мвн от 21 марта 2001 года) iconКонцепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина...
Образовательной системы «Школа 2100» (далее — Концепция) являются Закон Российской Федерации «Об образовании», фгос начального общего...
Концепция патриотического воспитания (одобрена на заседании оргкомитета Международного проекта «Мир вокруг нас» далее мвн от 21 марта 2001 года) iconПлан проведения месячника патриотического воспитания в мобу сош №2 февраль 2014 год
Торжественные линейки, посвященные открытию месячника военно-патриотического воспитания и 87-ой годовщине образования досааф
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница