В каждом дне жизни всегда есть что-нибудь хорошее (по рассказу В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»)




Скачать 54.57 Kb.
НазваниеВ каждом дне жизни всегда есть что-нибудь хорошее (по рассказу В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»)
Дата публикации04.03.2013
Размер54.57 Kb.
ТипРассказ
shkolnie.ru > Литература > Рассказ
Разработка урока литературы в 8 классе.
Учитель русского языка и литературы высшей категории
Большенуркеевской средней общеобразовательной школы
Сармановского района РТ Хузина Милауша Рафисовна.


ТЕМА: В каждом дне жизни всегда есть что-нибудь хорошее (по рассказу В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет»)
ЦЕЛИ. 1. Помочь учащимся воспроизвести литературные портреты бабушки и учителя.
2. Развивать умение наблюдать и анализировать стиль произведения, доказывать и делать выводы. Целенаправленной организацией мыслительной деятельности способствовать формированию логического мышления, развитию внимания, памяти.
3. Совершенствовать специальные умения – выделять в тексте главные смысловые вехи, интерпретировать отдельные факты, детали.
4. Способствовать нравственному становлению личности учащихся.
ОБОРУДОВАНИЕ. Портрет В.П.Астафьева, стенд с фотографиями, выставка книг (А.Солженицын «Матрёнин двор», А.Еники «Әйтелмәгән васыять» и т.д.), репродукции Зарипова, Шилова, запись песен «Фотография» в исполнении И.Аллегровой и «Семейный альбом» в исполнении Э.Пьехи, мультимедиа.

^ До начала урока даются задания ученикам:
1. Индивидуальное задание: инсценировать сцену «с опозданием».
2. Принести на урок фотографии, на которых нет самих учеников, но по каким –то причинам дорогих; подготовиться объяснить, почему они так дороги.
3. Подготовить выставку с этими фотографиями.

^ ХОД УРОКА.
1. Звучит песня «Семейный альбом» в исполнении Э. Пьехи.

СЛАЙД №1
- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. Я рада, что провожу его вместе с вами. Согласитесь, такое случается нечасто, поэтому я хочу, чтобы мы все с вами сфотографировались на память. (Фото на память). И вообще, на сегодняшнем уроке очень часто будет повторяться слово «память», которое играет важную роль в нашей жизни. Мы попытаемся понять, что должен делать человек, чтобы быть достойным памяти.
- А нет сегодня в классе отсутствующих? (Инсценировка). Смотрите-ка, получилось так же, как в рассказе Астафьева «Фотография, на которой меня нет», о котором мы сегодня поговорим. Автор рассказывает нам об истории одной фотографии, сделанной ещё до Великой Отечественной войны. Видимо, она ему очень дорога. Почему – мы попытаемся определить сейчас, на уроке. Но сначала ответьте на вопрос: почему люди фотографируются? Зачем нужны фотографии?
- Это память. Личная память.
- Вернуть время мы с вами не в состоянии, ни один миг нашей жизни не повторяется. А фотография позволяет хотя бы в мыслях возвратиться назад. Прочитайте, пожалуйста, слова самого Астафьева о памяти..

СЛАЙД №2 «Память моя, память, что ты делаешь со мной?!
Память моя, сотвори ещё раз чудо, сними с души тревогу, тупой гнёт усталости... И воскреси – слышишь? – воскреси во мне мальчика, дай успокоиться и очиститься возле него...»
- Каково желание писателя?
- В отличие от героев рассказа, у нас есть большое преимущество: мы сможем сфотографироваться ещё раз, благо у нас есть возможности для этого. Но в то время, о котором рассказывает нам автор, условия были совсем другие. Давайте прочитаем отрывок о приезде фотографа в деревню. Подумайте, что чувствовали дети, сельские жители, которые, может быть, ни разу ещё не фотографировались?
- Чтение начала рассказа.
СЛАЙД №3
- Интерес, волнение, важность момента – память на долгое время.
- А какие средства, детали использует Астафьев, чтобы передать чувства жителей села?
- «Взбудоражило важное событие», «занятия были прерваны», «все переживали».
- Представьте теперь состояние человека, который по каким-то причинам не смог сфотографироваться!
- Я специально принесла на урок те фотографии, которые мне дороги.

СЛАЙД№ 4. Как вы видите, ни на одной из них меня нет. Они дороги для меня как история моей семьи, моей деревни. Мне очень хочется, чтобы вы тоже вспомнили о фотографиях, на которых нет вас. И попробуйте ответить на вопрос: почему так дорога вам эта фотография?
- С чем она связана?
- Рассказы учащихся о фотографиях.
- Давайте зачитаем отрывок из рассказа Астафьева, где, повзрослев, автор смотрит на фотографию и размышляет.

СЛАЙД№5
- Чтение финала рассказа.
- О чём он думает? Почему ему дороги деревенские фотографии?
- Эти дети потом погибли на войне. Это не только личная память, это память народная. Это определённый этап в истории нашей Родины.
- То есть, мы делаем вывод о том, что герой не отделяет себя от народа.
- Кому обязан благодарной памятью литературный герой Астафьева?

СЛАЙД №6

.Прочитайте данное высказывание: кому он благодарен?
«Озари же, память, мальчика до каждой веснушки, до каждой царапины, до белого шрама на верхней губе – учился когда-то ходить, упал, рассек губу о ребро половицы. Первый в жизни шрам. Сколько потом их будет на теле и в душе?.. Сквозь всё это, сквозь! Туда, где на истинной земле жили воистину родные люди, умевшие любить тебя просто так, за то, что ты есть, и знающие одну-единственную плату – ответную любовь».
- Бабушке Катерине Петровне. Учителю овсянской школы.
- Поговорим о бабушке. У каждого из нас есть представление о бабушке. Какая она, бабушка? С какими предметами, с какими чувствами ассоциируется у вас бабушка?

СЛАЙД №7
- Носки. Пироги. Религия. Морщинистые, натруженные руки. Белый платок. Любовь. Ласка. Нежность. Забота. И т.д.
- Как вспоминает герой бабушку? Во что «одеты» картины, связанные с этим дорогим для него и близким человеком?

СЛАЙД№8
- Мальчик воспроизводит речь бабушки. Она насыщена диалектными и искажёнными общеупотребительными словами, оборотами: «не студися», «загибат», «худа немочь», «туточка», «язвило бы тебя в душу и в печенки», «упочинила» и т.д.
- Почему автор воспроизводит речь бабушки так точно?
- Ему дорого в ней всё, в том числе и её речь. Автор сохраняет для истории особенности живой народной речи.
- Что ещё запомнилось ребёнку о бабушке?
- Её прикосновения. Он вспоминает, как бабушка «дала затрещину», натирала спиртом, «поддавала» рукой, парила его в бане.
- Подберите определения, чтобы дать характеристику бабушке героя Астафьева?
- Бабушка Катерина заботливая (сжатый пересказ).
- Внешне ворчливая, но добрая внутри.
- Борется за чистоту и порядок. Порядочная. (Окно Катерины Петровны, сравнить с Левонтьевским беспорядком. Антитеза). Мудрость (народные приметы).
- Мне бы хотелось, чтобы вы ещё вспомнили таких же бабушек из прочитанных произведений русской и татарской литературы. Тех, о ком мы смогли бы сказать заботливая, добрая, порядочная, мудрая. Бабушек-праведниц.
- Это Матрёна А.Солженицына, Акъәби А.Еники.
- Что вы помните о жизни этих женщин?
- Рассказ о Матрёне и Акъәби.
- Полностью с вами согласна. Перед нами ещё один образ женщины, способной на жертвы ради своих близких; мудрая, добрая, порядочная. Поэтому этот тёплый образ запечатлелся в памяти автора.
- А что помнит ученик о своём учителе?

СЛАЙД№9
- Краткий пересказ отрывков (учитель навестил больного героя; как и за что уважали учителя в селе; как учителям помогали; как они были заводилами в клубе; как работали; как много он знал; как произошёл случай со змеёй).
- Это люди, которые просто любили и ничего не требовали взамен, поэтому его память воскрешает эпизоды его жизни, связанные с бабушкой и учителем.
- А почему нашего героя не оказалось среди фотографирующихся?
- Он заболел и не смог пойти.
- В чём причина заболевания?
- Он со своим другом Санькой долго играл, катался с горы и застудил ноги. А у него был ревматизм.
- Кто в этом виноват? И почему?
- Он сам. Он знал, что может случиться.
- Давайте сделаем вывод: чем является его отсутствие на этой фотографии?
- Это наказание.
- Действительно, наказание. Какой урок вынес из этого случая герой?
- Он понял, что каждый отвечает за свои поступки.
- Верно. Эта фотография является для него выстраданным нравственным уроком, обретением духовного богатства. События вокруг неё помогли ему измениться, стать лучше, взрослее, ответственнее. Итак, давайте обобщим всё сказанное. Почему так дорога автору эта фотография?
- Фотография – это напоминание о детстве; фотография связана с эпизодом из народной жизни; память о людях, которые окружали его. Она запомнилась герою, потому что события вокруг неё помогли ему измениться, стать лучше, взрослее, ответственнее.
- Фотография для мальчика стала летописью детства, «затесью» в его внутреннем мире, то есть выстраданным нравственным уроком, обретением духовного богатства.
- Я полностью солидарна с вами. И в конце урока хочу, чтобы вы запомнили самое главное: в каждом дне жизни всегда есть что-нибудь хорошее.
-Фотографии... Школьные фотографии... Столько воспоминаний светлых, а порой и грустных связаны с ними. Как говорит поэт: «А память священна, как отблеск у Вечного огня...»

СЛАЙД №10
Этот фотоальбом хочу вручить вашему классу как память о нашей с вами встрече. Каждая семья ведёт свою хронику - семейные альбомы. А ваш класс – тоже семья – оформит этот альбом. Желаю, чтобы вы, посмотрев на фотографии, смогли с гордостью сказать : «Вот какими были, и вот какими мы стали!»
СЛАЙД №11

(Звучит песня «Фотография» в исполнении И.Аллегровой).

Похожие:

В каждом дне жизни всегда есть что-нибудь хорошее (по рассказу В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет») iconВзяв карандаш в руки, думаю, что бы изобразить. Я, чёрт возьми, художник....
Как жаль, что не всегда голова забита мыслями, способными создать что-нибудь великолепное. На сегодняшний день у меня уже около пятидесяти...
В каждом дне жизни всегда есть что-нибудь хорошее (по рассказу В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет») icon   А. Господь – Бог терпения, то есть Он есть источник терпения
Словарь Ожегова: «Терпеть – (1) безропотно и стойко переносить что-нибудь (страдания, боль, неприятное, нежелательное); (2) мириться...
В каждом дне жизни всегда есть что-нибудь хорошее (по рассказу В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет») iconПояснительная записка «Все самое хорошее, что связывает меня с окружающим...
«Все самое хорошее, что связывает меня с окружающим миром, связано с моей семьей», писал в своих воспоминаниях основатель Берлинского...
В каждом дне жизни всегда есть что-нибудь хорошее (по рассказу В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет») iconПотому что Володя всегда видит хорошее у каждого человека. Почему...
У нас на заводе молодой рабочий Володя Нефедов. У володи Нефедова глаза видят только хорошее. Так сказал о нем наш старый мастер
В каждом дне жизни всегда есть что-нибудь хорошее (по рассказу В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет») iconЗа сегодня очень я устал, а когда я устаю, зрение у меня пропадает. В смысле?
Есть у меня друг знакомый, который своему приятелю объяснял, что нельзя доверять людям, мол жулики, говорит, одни. Вот положил свой...
В каждом дне жизни всегда есть что-нибудь хорошее (по рассказу В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет») iconЗаписки о сицилийской войне
Нет, это не по мне. Может, как-нибудь потом. А пока ограничимся пассивной обороной. Тем более, что на отделяющей меня от галлов реке...
В каждом дне жизни всегда есть что-нибудь хорошее (по рассказу В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет») iconЯ попытаюсь что-нибудь сообразить. Или можешь натолкнуть меня на...
Кстати, Мариш, я с описаниями не очень дружу, только по вдохновению, если ты заметишь, что их где-то не хватает, пиши мне то место....
В каждом дне жизни всегда есть что-нибудь хорошее (по рассказу В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет») iconЖизнь, есть миг, между прошлым и будущим
Июль, прекрасный солнечный день. Ярко освещенные улицы города. Люди. Сотни, тысячи людей. Серое стадо, как они наивны. Надеются,...
В каждом дне жизни всегда есть что-нибудь хорошее (по рассказу В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет») iconНадин Бисмют Без измены нет интриги Надин Бисмют Без измены нет интриги...
Я все уговаривала себя, что он все таки был красивым и соблазнительным мужчиной, но у меня ничего не получалось, это было выше моих...
В каждом дне жизни всегда есть что-нибудь хорошее (по рассказу В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет») iconУрок №16. Страна, в которой все можно начать с начала "Как жаль,...
Каждому из нас знакомы отчаянные попытки найти хоть какую-нибудь возможность начать все заново, открывая неисписанную, чистую страницу...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница