Рассказ А. И. Солженицына «Матренин двор»




Скачать 50.98 Kb.
НазваниеРассказ А. И. Солженицына «Матренин двор»
Дата публикации04.03.2013
Размер50.98 Kb.
ТипРассказ
shkolnie.ru > Литература > Рассказ
Рассказ А.И.Солженицына «Матренин двор»

Цель:

  • провести параллель в связи с изучением творчества А.С.Пушкина, в частности, темы «маленького человека» («Станционный смотритель»), от 19 к 20 веку литературы;

  • решить литературоведческие проблемы: организация повествования; композиция сюжета; развитие образа; особенности языка.

Ход урока.

  1. Вступительная часть.

  • Учитель о А.И.Солженицыне (краткие сведения из жизни).

  • А.И.Солженицын . Еще каких-то 20 лет назад его имя запрещено было произносить, а сегодня мы восхищаемся его глубоко философскими произведениями, в которых раскрывается мастерство в изображении характеров, умение наблюдать за людьми и понимать их. И особенно ярко раскрывается это в рассказе «Матренин двор». Чем интересен рассказ? Вроде бы обычная послевоенная жизнь русского села. На самом деле затронуты серьезные проблемы: взаимоотношения власти и человека, нравственно-духовная жизнь народа, борьба за выживание в трудных условиях. В центре рассказа – судьба деревенской женщины, проработавшей всю жизнь не за деньги, а за «палочки».

Беседа по тексту.

  • Найдите начало действия, завязку сюжета. (рассказ прочитан дома). (События начинаются вовсе не в начале рассказа, сюжету «предшествует» довольно большой «кусок» текста, в котором «ничего» не происходит ). Это своего рода пролог (вводится термин) к основному действию.

  • Чем же важна его роль? (Именно в нем автор знакомит нас с главными героями рассказа).

  • Кто же эти герои? (Фактически героиня одна – Матрена. Однако не менее важной оказывается и роль повествователя (еще один термин), ведущего рассказ).

  • В чем его роль? (Он был, по сути, единственным человеком, понявшим и принявшим Матрену. Повествователь близок автору, однако не равен ему. Автор намеренно это подчеркивает, дав ему «имя-отчество» Игнатьич).

Класс разбивается на 2 группы (каждая занимается одним героем).

Итак:

Повествователь – Матрена.

Повествователь

  • Почему так важна дата 1956 год?

  • И что это за «пыльная, горячая пустыня», из которой он возвращается в «нутряную Россию»?

  • Почему он сначала был рад, что у Матрены нет радио?

  • Тараканий шорох в кухне Матрены (зло и ложь).

Учитель: краткий рассказ о сталинских лагерях, об атмосфере эпохи культа личности, о судьбе автора рассказа в эти годы (приближение учащихся к обжигающей, реальнейшей правдивости).


  • Как подчеркивается «выделенность» Матрены из среды жителей деревни, ее «особое положение»?

  • Почему Матрена не входит в число «претендентов», могущих пустить к себе в дом постояльца? («Ну разве что к Матрене зайдем…Только у нее не убрано, в запущи живет»). Обращается внимание на фразу, ее деталь «разве что»

  • А каковы дом, быт Матрены? (Помечет печатью странности (чего стоят одни «бесполезные» фикусы)).

Учитель: для жителей села она некудышная хозяйка, не могущая хорошо принять гостя в своем запущенном доме. Повествователь же вдруг чувствует, что эта жизнь внутренне близка ему.

  • Что еще усиливает ощущение «странности» Матрены?

  • Не так, как все, она относится к работе: для нее это понятие синонимично радости, отдыху, лекарству от всех недугов.

  • Бескорыстно помогает она соседкам, искренне восхищаясь размером чужой картошки.

  • По первому приказу идет на колхозные работы, хотя давно уже к общему делу не присоединена.

  • Какова сама форма ее приглашения? (Все настолько уверены в ее согласии, настолько привыкли использовать ее труд, что не просят прийти, а просто констатируют факт: «Товарищ Григорьева! Надо будет помочь колхозу! Надо будет завтра ехать навоз вывозить! И вилы свои бери!» ).

  • Еще «странности»? (Не копит, как все, не «гонится за обзаводом», сама живущая впроголодь, покупает лучшие продукты для пастухов).

  • Так жить нужно?- сторонники.

  • Так жить нельзя?- противники.

Возможна дискуссия

Учитель:(комментарии) О жизни в деревне в послевоенные годы: работа за «палочки», отсутствие пенсии у человека, всю жизнь проработавшего в колхозе, подпольная заготовка торфа. Сложная, противоречивая обстановка .

  • Найдите ту точку рассказа, с которой, собственно, и начинается развитие событий. (Приход Фаддея в дом Матрены)

  • Случайно ли это?

Читаем начало 2 главки, обращаем внимание на то, что и рассказчик и Матрена живут настоящим, не бередят прошлого друг друга, не расспрашивают о нем.

Приход Фаддея разрушает эту тишину, привычность, устойчивость, прошлое, горячее, незабытое, оказывается, не исчезло, просто притаилось до срока. И срок пришел. Прошлое неожиданно осветило всю жизнь Матрены новым, трагическим светом. Перед нами появляется другая, еще незнакомая нам Матрена. Она, кажется, меняется даже чисто внешне.

Чтение отрывка: «Я откинулся… до с розовинкой ».

  • Расскажите о судьбе Матрены.

  • Обратите внимание на форму рассказывания и реакцию слушателя- Игнатьича. (Обилие многоточий выдает крайнее волнение рассказчицы. Не случаен подбор глаголов: «прошептала», «уронила». «обернулась к двери, как к живой», «закрыла глаза». Матрена не просто индифферентно излагает события, она вновь переживает их. Сила этого переживания столь велика, что повествователю кажется, будто все, о чем рассказывает Матрена, происходит сейчас, здесь – он невольно оглядывается, вздрагивает, пораженный неподдельным страхом, надрывом Матрены, зримо представляет себе события, происходящие более 40 лет назад. Итак, сюжет начинается тогда, когда в жизнь героев врывается прошлое. «Так в тот вечер открылась мне Матрена сполна…». Далее в нескольких строках, сухо и сжато, излагает повествователь суть проблемы, вставшей перед Матреной)

  • В чем она? (Отдать своей воспитаннице завещанную горницу, но сейчас, при жизни )

  • Почему ей тяжело решиться на это; Почему не спит она две ночи, думая о горнице? Жалко? (Нет, ломка дома воспринимается ею как ломка всей ее жизни).

  • Почему читатель верит ей?

  • Почему он чувствует, что события действительно закончатся трагично?

  • Где автор уже успел подготовить его именно к такому финалу?

  • Поищите эти «подножки» автора, подставленные читателю. (Загадочное начало рассказа – о поездах, сбавляющих по непонятным причинам ход на одном их железнодорожных переездов; страх Матрены перед поездом; пропажа святой воды (плохое предзнаменование) на Богоявление; исчезновение колченогой кошки).

  • Каков финал, концовка сюжета. (Матрена погибает. Смерть настигает ее в тот самый момент, когда она помогает перевозить свою же собственную горницу к новым хозяевам – эпизод в высшей степени характерный (рассказ ученика)).

  • Каково поведение жителей на похоронах Матрены? Зачем это нужно было показать повествователю? (Это среда, в которой она существовала, фон, на котором выделялась).

  • Кто же все-таки искренне переживал смерть? (Близкая подруга и воспитанница Кира. Все остальные лишь изображают горе, за текстом их плачей и причитаний явственно ощущается желание заполучить наиболее выгодную часть наследства. Фаддей вообще не приходит на похороны – он занят спасением горницы).

Учитель, вывод:

Горек итог рассказа: Матрена – одна в селе. Таких же людей, как Фаддей, для которых слово «добро» имеет только материальный смысл, - очень много.

  • Как вы понимаете слова о праведнике, «без которого не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша.»(в конце)

  • Согласны ли с ними?

  • Захватил ли вас сюжет?

  • Было ли все же интересно читать? Почему?

Домашнее задание. Праведница Матрена. Мое отношение к Матрене.(По рассказу А.И.Солженицына «Матренин двор»).

Похожие:

Рассказ А. И. Солженицына «Матренин двор» iconУрока: Тема праведничества в творчестве А. И. Солженицына ( по рассказу «Матренин двор»)
Даже в наидобрейшем сердце – неискоренимый уголок зла. С тех пор я понял правду всех религий : они борются со злом в человеке( в...
Рассказ А. И. Солженицына «Матренин двор» iconЗакон, и надоумили ее соседки добиваться пенсии. Была она одинокая кругом, а
Изгнанник с неслыханной мировой славой, А. И. Солженицын соединяет в своем личностном облике и творчестве многие тревожащие наше...
Рассказ А. И. Солженицына «Матренин двор» iconКонспект урока по литературе на тему: «А. И. Солженицын и его рассказ...
Образовательная: познакомиться с отдельными фактами биографии А. И. Солженицына и кратким содержанием рассказа «Один день Ивана Денисовича»....
Рассказ А. И. Солженицына «Матренин двор» iconПояснительная записка Урок-портрет посвящен 90-летнему юбилею А....
Ожидаемые результаты: более подробное, наглядное и эмоциональное знакомство обучающихся с биографией и творчеством Солженицына, уважение...
Рассказ А. И. Солженицына «Матренин двор» iconОгу – цпк «губернский двор» о 02. 2008г
Областное государственное учреждение – центр подготовки кадров «губернский двор» сообщает о запросе котировок
Рассказ А. И. Солженицына «Матренин двор» iconИзвещение о запросе котировок №22-к1 24. 03. 08
Областное государственное учреждение – центр подготовки кадров «губернский двор» извещает о запросе котировок на «Реконструкцию корпуса...
Рассказ А. И. Солженицына «Матренин двор» iconИсследовательская деятельность обучающихся на уроках русского языка...
Исследовательская деятельность обучающихся на уроках русского языка и литературы при изучении творчества А. И. Солженицына
Рассказ А. И. Солженицына «Матренин двор» iconПроект «Счастливое детство в каждый двор!» Краткая аннотация проекта
Проект «Счастливое детство в каждый двор!» направлен на создание условий для нормального физического, интеллектуального и духовного...
Рассказ А. И. Солженицына «Матренин двор» iconИзвещение о запросе котировок №29-гсм 20. 05. 08
Областное государственное учреждение – центр подготовки кадров «губернский двор» извещает о запросе котировок на «Поставку гсм» огу-цпк...
Рассказ А. И. Солженицына «Матренин двор» iconТест на выявление прочности знаний текстов, прочитанных в
«Месяц с вершины неба давно уже озарял весь двор, наполненный спящими, густую кучу верб и высокий бурьян, в котором потонул частокол,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница