Методическая разработка раздела программы по русскому языку для 11 класса. «Практикум по подготовке к егэ. (Часть С)»




Скачать 285.84 Kb.
НазваниеМетодическая разработка раздела программы по русскому языку для 11 класса. «Практикум по подготовке к егэ. (Часть С)»
Дата публикации13.08.2013
Размер285.84 Kb.
ТипМетодическая разработка
shkolnie.ru > Литература > Методическая разработка


МБОУ Красноватрасская сош.

Методическая разработка раздела программы

по русскому языку для 11 класса.

«Практикум по подготовке к ЕГЭ. (Часть С)».

Выполнила учитель русского языка

МБОУ Красноватрасской СОШ

Харчева Татьяна Александровна.

Содержание.

  1. Пояснительная записка.

  2. Цели и задачи раздела.

  3. Характеристика возрастных особенностей учащихся.

  4. Ожидаемые результаты.

  5. Обоснование используемых образовательных технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся.

  6. Результаты применения методик и технологий.

  7. Календарно-тематическое планирование по разделу.

  8. Разработка урока.

  9. Список литературы.

  10. Приложения.


Пояснительная записка.

Методическая разработка составлена к программе А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой, Н.А.Николиной «Программы общеобразовательных учреждений». Москва. «Просвещение» 2011 год.( Профильный уровень).

Изучение русского языка в школе на профильном уровне предполагает реализацию метапредметной образовательной функции этой дисциплины.

^ Важнейшей задачей курса является также углубление и расширение знаний в области лингвистики, совершенствование языковых и коммуникативных умений.

Целями изучения русского языка на профильном уровне в средней школе являются:

- расширение знаний о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира; приобщение к ценностям национальной и мировой культуры;

- расширение лингвистического кругозора; углубление знаний о языке как многофункциональной развивающейся системе; функционально-стилистической системе русского языка, нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

- совершенствование умений анализировать единицы различных языковых уровней; систематизация и обобщение знаний по орфографии и пунктуации, повышение, орфографической и пунктуационной грамотности; формирование умений лингвистического анализа текстов разных стилей;

- приобретение опыта анализа текста с точки зрения явной и скрытой, основной и второстепенной информации; овладение разными приемами редактирования текстов, разными методами поиска, анализа и обработки информации, представленной в том числе в электронном виде на различных информационных носителях;

- существенное расширение используемых языковых и речевых средств;

- приобретение опыта исследовательской деятельности, проведения лингвистического эксперимента; развитие творческих способностей, основанных на интеграции знаний, умений и навыков по разным предметам гуманитарного цикла; развитие способности использовать результаты исследования в процессе практической речевой деятельности;

- развитие языкового вкуса, потребности в совершенствовании коммуникативных умений в области родного языка для осуществления межличностного и межкультурного общения.

^ Общая характеристика курса.

Содержание данного курса обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение личностных, метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций.

- ^ Коммуникативная компетенция предполагает совершенствование владения видами речевой деятельности, целенаправленное формирование культуры устной и письменной речи, умение использовать языковые средства в зависимости от определенной функциональной разновидности языка.

- ^ Языковая и лингвистическая компетенция развиваются на основе углубления знаний о языке, его устройстве, развитии и функционировании, общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; предполагают овладение системой знаний о литературной норме, об основных аспектах культуры речи, о функциональных разновидностях языка, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи старшеклассников, формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

- ^ Культуроведческая компетенция предполагает более глубокое осознание старшеклассниками языка как формы выражения национальной культуры, осмысление взаимосвязи языка и истории народа, владение нормами русского речевого этикета.

Должное внимание в учебном процессе необходимо уделять каждой из названных компетенций.

Федеральный базисный учебный план предусматривает обязательное изучение русского языка на профильном уровне среднего общего образования в 11классе в объеме 105 часов.

^ Результаты изучения предмета.

- Личностными результатами освоения выпускниками средней школы программы профильного уровня по русскому языку являются:

1.осознание феномена родного языка как духовной, нравственной основы личности, понимание роли родного языка для самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности;

2. представление о лингвистике как части общечеловеческой культуры;

3.представление о речевом идеале, стремление к речевому самосовершенствованию,

4. существенное увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств.

- Метапредметными результатами являются:

1. владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях;

2. способность пользоваться языком как средством получения знаний;

3. готовность к получению высшего образования, подготовка к различным формам учебно-познавательной деятельности в вузе;

4. овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой, проектной деятельности.

- Предметными результатами являются:

1. представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира, об основных функциях языка;

2. осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа, как одного из способов приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

3. освоение основных сведений о лингвистике как науке; освоение базовых понятий функциональной стилистики и культуры речи;

4. понимание системного устройства языка, взаимосвязи его уровней и единиц; проведение различных видов языковых единиц, языковых явлений и фактов;

5. владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение, говорение и письмо.

Содержание курса.

Раздел 1. Введение в науку о языке.

Раздел 2. Языковая система.

Раздел 3. Функциональная стилистика.

Раздел 4. Культура речи.

Раздел 5. Речь. Речевое общение.

Примерное тематическое планирование курса 11 класса.

Языковая система – 30 часов.

Функциональная стилистика – 65 часов.

Повторение изученного - 10 часов.

На мой взгляд, в данную программу необходимо включить часы непосредственной подготовки к ЕГЭ. На современном этапе модернизации школьной образовательной системы вопросы уровня подготовки учеников к итоговой аттестации особенно актуальны. Введение ФГОС ориентирует систему образования на достижение качественно новых результатов образования. Осуществляется переход от модели «контроля» к модели «обеспечения качества» планируемых результатов. В государственном стандарте раскрывается содержание коммуникативной компетенции. Этот нормативный документ нацеливает учителя на то, что важной составляющей данной компетенции является формирование и развития навыков общения на двух уровнях: на репродуктивном (адекватно понимать содержание текста) и продуктивном (создавать текст).

В связи с этим необходимо отметить, что в содержание контрольно-измерительных материалов включается проверка практических умений – отсюда и такая форма предъявления языковых средств, как текст. Так, на государственной итоговой аттестации выпускников по русскому языку проверяются не только умения, необходимые в области русского языка, но и общеучебные умения (адекватно понимать информацию прочитанного текста; перерабатывать информацию из разных источников; использовать информацию, содержащуюся в прочитанном тексте, в качестве аргумента)- все это не отвлеченные требования, а важные умения, постоянно используемые в жизни.

Уровень знаний и умений выпускников по предмету « Русский язык» должен соответствовать требованиям стандарта, а процедура оценки достижений учащихся должна быть объективной и адекватной этим требованиям. Таким инструментом и стал ЕГЭ. Поэтому подготовка к ЕГЭ должна занять достойное место в тематическом планировании учителя.

Считаю, что систематизацию знаний о структуре написания части С нужно провести в начале учебного года, чтобы затем лишь отрабатывать навык написания работы. Тем более, что работа над частью С проводилась довольно активно уже в 10 классе. Поэтому в основное содержание по темам вставляю разрабатываемый практикум уже в конце сентября - начале октября.

Сократив часы на раздел «Языковая система», выделяю практикуму 7 часов.

Итоговая аттестация имеет огромное значение для учителей и учащихся. Следовательно, необходимо умело подобрать учебники.

Я сравнила учебник А.И.Власенкова и новый учебник Т.М.Воителевой.

Оба учебника соответствуют следующим принципам:

- компетентностный подход;

- принцип опоры на межпредметные связи;

- принцип осуществления контроля и самоконтроля;

- принцип осуществления личностно-ориентированного обучения;

- мотивационный принцип;

- принцип обучения на текстовой основе.

В учебнике А.И.Власенкова основное внимание уделяется важнейшей единице речи - тексту, что очень важно при подготовке к ЕГЭ. В книге даются теоретические сведения и разработана система упражнений. Приводятся задания на составление собственных текстов. Систематизируются важнейшие сведения по орфографии и пунктуации в виде повторительно-обобщающих упражнений. Работа по совершенствованию речи учащихся, органично связанная с изучением литературы, строится в неразрывном единстве с формированием их личности, развитием мышления.

Во всех разделах учебника, предусмотренных программой, используются приобретенные ранее знания о языке. Они служат обоснованием трудных случаев правописания и постановки знаков препинания, теоретической базой при овладении культурой речи, обеспечивают осознанное восприятие текста.

Учебник Т.М. Воителевой имеет речевую направленность. В нем представлен теоретический материал по синтаксису, позволяющий повторить и обобщить сведения о словосочетании, простом и сложном предложении, совершенствовать орфографические и культурные навыки. Даны сведения по культуре речи и стилистике, которые помогают учащимся анализировать текст. Разнообразны методические нюансы, помогающие ученику отвечать. И теоретическая, и практическая части сопровождены условными обозначениями: ключевые понятия, вопросы для повторения, материал для наблюдения над языковым явлением, анализ языковых фактов по теме в речи (тексте), исторический комментарий, это интересно, следует запомнить.

В данном учебнике можно найти полезную информацию по переработке текста. Глава «Готовимся к экзаменам» включает в себя упражнения, связанные с анализом текста, и тестовые задания по всем разделам русского языка, ориентированные на подготовку к ЕГЭ.

Я работаю по учебнику А.И.Власенкова, из учебника Т. М. Воителевой использую материал, который интересен мне и полезен ученикам. Учебник Т.М. Воителевой – новый учебник, который был издан для апробации в 2009году.

Таким образом, оба учебника соответствуют запросам времени. И конечно же ,использую разнообразные специальные пособия, список которых будет представлен в разделе «Использованная литература».

Считаю, что подготовка к ЕГЭ должна занимать ведущее место в работе учителя. А поскольку особую трудность у учащихся вызывает написание части С (сочинения-рассуждения), я разработала раздел программы, посвятив его именно этой работе.

^ Цели и задачи раздела.

Задача раздела.

- Дать учащимся теоретические знания о структуре и компонентах сочинения – рассуждения и сформировать практические навыки написания сочинений.

Цели:

Познавательные

- усвоение учащимися знаний, предусмотренных заданием части С на ЕГЭ;

- усвоение технологии написания сочинения-рассуждения;

- систематизация основных теоретических сведений о сочинении -рассуждении;

- овладение метаязыком предмета;

- развитие устной и письменной речи учащихся;

- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи;

- работа над нормами русского литературного языка.

Развивающие

- нравственное и психологическое развитие личности учащихся через анализ авторского текста;

- расширение читательского кругозора через анализ авторских текстов и подбор аргументов из произведений;

- развитие интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной сфер;

- развитие саморегуляции учащихся.

Воспитательные

- развитие гуманитарной культуры;

- духовно-нравственное воспитание;

- воспитание социально значимых черт личности учащихся;

- воспитание трудолюбия и любви к русскому языку;

^ Характеристика возрастных особенностей учащихся.

Период юношеского возраста имеет ряд психолого-педагогических особенностей.

Развитие внимания характеризуется высокой переключаемостью, распределяемостью, устойчивостью, что позволяет поддерживать достаточно высокий темп работы на уроке.

В развитии памяти происходит замедление прироста продуктивности непосредственного запоминания за счет увеличивающейся продуктивности опосредовательного запоминания.

Таким образом, развитие старшеклассников достигает такого уровня, что они становятся готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные. Следовательно, учащиеся в состоянии справиться с задачами, стоящими перед ними в рамках подготовки к ЕГЭ.

На уровне мышления отмечается способность делать общие выводы на основе частных посылок и наоборот, то есть способность к индукции и дедукции. А логическое мышление необходимо при работе с авторским текстом и при создании собственного.

Юноши, по сравнению с подростками, лучше управляют своим эмоциональным состоянием. Самооценка относительно устойчива, бесконфликтна, адекватна. В этот период преобладает оптимистический взгляд на себя и свои возможности. Все это способствует тому, что учащиеся адекватно воспринимают тексты и намечают свою жизненную позицию.

Перед старшеклассниками встают новые жизненные задачи, происходит их психосоциальное развитие. В выпускном классе дети сосредотачиваются на профессиональном самоопределении. Они прощаются с детством, устремлены в будущее, которое притягивает и одновременно тревожит. Это стимулирует развитие новых интересов к учебным дисциплинам и видам деятельности. Учащиеся осознают серьезность подготовки к итоговой аттестации. Поэтому подготовка к ЕГЭ соответствует их запросам. А подготовка к части С особенно, так как именно этот вид работы вызывает особые затруднения.

^ Ожидаемые результаты.

1.Умение понимать чужую речь (осознавать тему и основную мысль высказывания, проблематику исходного текста, позицию говорящего).

2.Умение продуцировать собственное высказывание, которое, являясь по форме письменным монологом, по сути представляет скрытый диалог пишущего с автором исходного текста и предполагаемым читателем.

3. Умение формулировать собственное мнение по одной из проблем исходного текста и убедительно, этически корректно доказывать его состоятельность.

4.Умение композиционно оформлять текст.

5. Умение выражать мысли в словесной форме, соблюдая нормы литературного языка и демонстрируя такие коммуникативно значимые качества речи , как богатство, выразительность, точность, ясность, чистоту.

6. Умения учебно - познавательной, практической деятельности.

7. Способность к контролю и самоконтролю.

8. Способность к творческому решению учебных и практических задач.

9. Готовность учащихся к написанию сочинения-рассуждения по заданию, сформулированному на ЕГЭ.

^ Образовательные технологии, методы, формы организации деятельности обучающихся.

Обучение сочинению-рассуждению – одна из наиболее сложных проблем преподавания русского языка в старших классах, оно требует творческих усилий как от учеников, так и от учителя. С введением Единого государственного экзамена по русскому языку вопросы понимания текста приобретают очень острый характер.

Таким образом, для успешной подготовки выпускников к выполнению части С на ЕГЭ по русскому языку учителю необходимо тщательно продумать методы и формы организации деятельности обучающихся.

Считаю, что при проведении предлагаемого практикума целесообразно использовать следующее:

  1. Традиционные технологии, построенные на объяснительно-иллюстративном способе обучения.

Они позволяют четко организовать учебный процесс, обеспечивают системность в обучении, воздействие личности учителя на учащихся в процессе общения на уроке. ( Урок №1).

  1. Метод проектов.

Стимулирует интерес учащихся к определенным проблемам, развивает критическое мышление. Позволяет строить учебный процесс, исходя из интересов учащихся, дающий возможность применить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности. (Урок №7).

  1. Дифференцированный подход в обучении.

Способствует осуществлению личностного развития учащихся, выявлению и максимальному развитию способностей каждого ученика. Применение данного подхода направлено на овладение всеми учащимися определенными знаниями, умениями и навыками. (Урок №1- Урок№7).

  1. Использование компьютера. Создание презентаций. (Урок №1, №2,№7).

  2. Эффективность использования образовательных технологий зависит от многих объективных и субъективных факторов. Важнейшими из этих факторов являются состояние здоровья учащихся и их психологических особенностей. Поэтому образовательные технологии, применяемые мной на уроках, должны быть здоровьесберегающими, то есть учитывающими индивидуальные особенности учащихся, обеспечивающими психологический комфорт.

В соответствии с дидактическими целями применяю следующие методы работы:

  • Познавательный – восприятие, осмысление, запоминание нового материала. (Урок №1).

  • Систематизирующий – обобщение и систематизация знаний (Урок №1-№7).

  • Преобразовательный – творческое применение умений и навыков. (Урок №2, №3, №5, №7).

  • Контрольный – выявление качества усвоения знаний, умений, навыков и их коррекция. (Урок №5, №6).

Формы работы на уроках:

  • Репродуктивная. (Урок №1, №2. )

  • Самостоятельная (Урок №3, №5, №7).

  • Индивидуальная (Урок №3, №5, №7).

  • Форма контроля и самоконтроля (Урок №3, №4, №5, №6, №7)

  • Творческая (Урок №2, №3, №5, №7).

Формы контроля.

  • 1.Самостоятельная работа (Урок №3).

  • 2.Контрольная работа (Урок №5).

  • 3.Самоконтроль (Урок №4, №6).

  • 3.Проектная работа (Урок №7).

Результаты работы. (Система знаний и система деятельности).

Система знаний включает в себя:

  • общенаучные знания (философские проблемы текстов, аргумент, доказательство, личный кругозор, этические нормы);

  • знания из лингвистической области (текст, композиция, речевые и грамматические нормы, орфография, пунктуация, логика изложения мыслей);

  • фундаментальные знания из области русского языка (знания по программе за 5-10 класс);

  • знания профильного характера, учитывающие способности и интересы учащихся, их подготовку к будущей профессии.

Система деятельности:

  1. Познавательная. ( Техника мышления. Интеллектуальные мыслительные операции: анализ, синтез, аналогия).

  2. Преобразующая. (Действия в ситуации неопределенности. Техника выбора. Способы поиска новых путей решения проблем. Конструирование и моделирование. Метод проектов).

  3. Общеучебная. (Организация учебного места, способы поиска информации, работа с литературой, использование ИКТ, общение).

  4. Самоорганизующая. (Самоанализ, самоучет, самооценка, саморегуляция. планирование деятельности).

Учебное сочинение вырабатывает у учащихся умение оценивать специфику языка и авторскую манеру повествования, помогает реализовать способность пишущего к импровизации, умение пользоваться разнообразными языковыми средствами. Работа над сочинением-рассуждением требует от учащихся умения найти нужную информацию в тексте, учит самостоятельно формулировать тезис и систему доказательств к нему, обосновывать свое суждение.

Умение писать сочинение-рассуждение – необходимое условие успешной сдачи Единого государственного экзамена, в частности, части С.

Использование вышеперечисленных технологий, методов и форм организации деятельности учащихся приносит реальные положительные результаты.

До проведения данного вида работы я провела входную диагностику. Учащиеся писали сочинение-рассуждение( часть С). Оно оценивалось по всем критериям. Результаты следующие:

Список учащихся.

Набранный балл (из 23 б.)

1.Безделев Дмитрий

2. Кононенко Татьяна

3. Марянина Екатерина

4. Пяденков Александр

5. Сивеньков Сергей

6. Скалин Юрий

7. Столбов Николай

8. Столяров Вячеслав

14

18

17

12

18

14

15

13

Средний балл – 16,3

На уроке №5 практикума учащиеся выполняли контрольную работу с тем же заданием, то есть была проведена выходная диагностика.

Получены результаты:

Список учащихся

Набранный балл (из 23б.)

1.Безделев Дмитрий

2. Кононенко Татьяна

3. Марянина Екатерина

4. Пяденков Александр

5.Сивеньков Сергей

6. Скалин Юрий

7. Столбов Николай

8. Столяров Вячеслав

18

23

20

15

22

18

19

19

Средний балл - 18



Я также провела анкетирование среди старшеклассников до проведения разработанного практикума и после проведения. На вопрос : «Какое задание в ЕГЭ вызывает у вас особые затруднения?»- получила ответы:

до – часть С вызывала особые затруднения у 6 из 8 учащихся;

после – часть С вызывала особые затруднения у 3 учащихся из 8.

На вопрос : «Что вам помогает осуществлять подготовку к аттестации?»- 8 из 8 учащихся ответили: «Уроки русского языка».

Проведенная диагностика показывает явную положительную динамику, что подтверждает эффективность представленной работы.

^ Календарно-тематическое планирование по разделу.

Практикум по русскому языку в 11 классе. (Подготовка к ЕГЭ. Часть С).

№ урока в теме.

Тема урока

Форма учебной деятельности

Сроки

1


2

3

4

5

6

7

Требования к части С. Критерии проверки и оценки сочинения. Образец выполнения работы.
Создание сочинения-рассуждения. Структура части С.


Самостоятельная работа.

Анализ самостоятельной работы.

Контрольная работа. (Написание сочинения-рассуждения).
Анализ контрольной работы.

Проект «Как подготовить себя к выполнению части С». (Памятка).


Лекция с элементами беседы.
Поэтапная работа над сочинением под руководством учителя.
Создание текста самостоятельно.
Коррекция результатов.
Самоконтроль.

Рефлексия. Коррекция результатов.


Защита проекта.

4-ая неделя

сентября

4-ая неделя сентября


4-ая неделя сентября

1-ая неделя октября.
1-ая неделя октября

1-ая неделя октября


^ Методическая разработка урока « Создание сочинения-рассуждения. Структура части С.»

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: урок-практикум.

Цели:

Образовательные.

-Привести в систему умение создавать собственный текст на основе данного.

-Совершенствовать навыки анализа текста.

-Отработать алгоритм написания сочинения-рассуждения.

-Подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ (Часть С).

Развивающие.

-Развивать умение выделять главную информацию.

-Развивать логическое мышление и умение аргументировать свое мнение.

-Стимулировать мыслительную деятельность, творческие способности учащихся.

-Развивать умение строить монологическое высказывание на заданную тему.

-Развивать умение проводить самоанализ на основе личного жизненного опыта.

Воспитательные.

-Воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения.

-Воспитывать самостоятельность в суждениях.

-Подвести обучающихся к осмыслению своей жизненной позиции.

-Воспитывать позитивное отношение к окружающим.

-Воспитывать интерес к литературе.

-Воспитывать любовь и бережное отношение к родному языку.

Методы.

-Объяснительно-иллюстративный.

-Репродуктивный.

-Метод развивающего обучения.

-Проблемный метод.

Приемы.

-Мотивация учебной деятельности.

-Активизация внимания.

-Приемы регулирования деятельности учащихся.

Формы.

-Фронтальная.

-Индивидуальная.

-Самостоятельная.

Оборудование:

-видеопроектор;

-компьютер;

-презентация к уроку.

Хронометраж урока.

  1. Организационный момент. 1 мин.

  2. Проверка домашнего задания. 5 мин.

  3. Мотивационный момент. 2 мин.

  4. Постановка цели. 2 мин.

  5. Работа над частью С. 30 мин.

  6. Подведение итогов урока. 2 мин.

  7. Инструктаж по домашнему заданию. Конец урока. 3мин.



Структура занятия


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный

момент.


2.Проверка домашнего задания.

(Подготовить вопросы

учителю по части С).

2.Мотивация.

3.Формулировка темы и цели урока.

4.Работа над частью С.

- Анализ задания части С.

- Разберемся в терминах.

Проблема текста – это…

Комментарий – это… и т.д.
- Работа над планом сочинения.
- Что оценивает эксперт?

- Это нам поможет.


Работа над составлением текста.

(Проводится аналогичная работа по всем частям).

5.Подведение итогов

урока.

6.Инструктаж по выполнению домашнего задания.



Приветствует класс. Проверяет готовность учащихся к уроку.


Отвечает на вопросы детей.
Напоминает, что сочинение-

рассуждение – сложный вид работы. Этот этап необходим для сдачи ЕГЭ по русскому языку. На следующем занятии планируется самостоятельная работа, а через урок – контрольная.
Сегодня на уроке мы будем готовиться к написанию сочинения- рассуждения.

Приведем в систему знания о

работе над частью С.
Демонстрирует слайд №1

«Задание части С».

Демонстрирует слайд№2.

Демонстрирует слайд№3.

Раздает учащимся графический шаблон.

Сообщает о том, что данный шаблон поможет не упустить

из виду части работы.
Демонстрирует критерии оценивания работы на слайде

№4.
Раздает учащимся листы с речевыми клише.
Раздает распечатанный текст.

Дает задание :

- прочитайте текст и сформулируйте позицию автора;

- прочитайте, что у вас получилось.

Зачитывает правильные формулировки.


Дает задание:

- прокомментируйте проблему.
(Строит аналогичную работу)

Дает задание:

-прочитайте получившийся текст сочинения-рассуждения, сосчитайте количество слов.

Отмечает удачные работы

Отмечает, что затруднение вызывает подбор аргументов из литературы.

Раздает распечатанный «банк» аргументов, но предупреждает, что ничто не может заменить прочитанную книгу.

Подводит итог. Спрашивает учащихся:

- Что дало вам сегодняшнее занятие?

-Прояснилась ли суть выполнения части С?

Раздает детям текст сочинения ученика и просит оценить его по всем критериям. (Критерии раздаются). Отредактировать сочинение-рассуждение, созданное на занятии.

Объявляет об окончании урока.



Приветствуют учителя. Демонстрируют готовность к уроку.
Задают вопросы учителю.

Осознают необходимость прочного освоения знаний.
Слушают учителя.

Записывают в тетрадях число и тему занятия.

Рассматривают слайд.

Повторяют задание.


Рассматривают слайд. Повторяют термины.

Рассматривают

слайд. Знакомятся с графическим шаблоном.


Рассматривают слайд. Повторяют критерии.
Изучают речевые клише.

Читают текст, формулируют проблему.

Читают по очереди вслух, обсуждают.

Оценивают себя по

критерию.
Комментируют проблему. (Начина

ют с вступления).
Выполняют задания учителя.
Читают свои работы. Считают слова.
Оценивают себя.

Каждый называет количество своих баллов (К1-К4).
Слушают учителя.


Знакомятся с «банком» аргументов.

Отвечают на вопросы учителя.

Записывают домашнее задание.

Заключение.

ФГОСы требуют реализации деятельностного подхода в обучении, развитие общеучебных умений, формирование функционально грамотного выпускника.

В современных условиях необходимо использовать достижения интенсивно развивающейся в последние годы теории и практики речевой деятельности, которая обеспечивает эффективность обучения в условиях новых требований социума.

Требование создать текст-рассуждение на итоговой аттестации выдвинула сама жизнь. Стремление быть признанным в обществе, оцененным им, а также потребность в информации и знаниях могут быть реализованы лишь через речевую деятельность и зависят от умений и навыков, связанных с владением устной и письменной речью в различных речевых ситуациях, требующих конкретного стиля общения, соблюдения определенных культурно-речевых и этических норм. Социальное самоопределение, самореализация и познание возможны при высоком уровне развития коммуникативных умений выпускников.

Сегодня условием развития всех сфер общества является наличие компетентного, конкурентноспособного специалиста, умеющего работать с людьми, вести конструктивный диалог. Таким образом, воспитание культуры доказательного, аргументированного ответа (что и предполагает выполнение часи С) рассматривается как важнейшая задача всей системы образования.

Ведущим смыслом деятельности учителя является результативность. Мои выпускники показывают достаточно хорошие результаты на ЕГЭ.

Год

Средний балл за ЕГЭ

Сравнение с районом, областью , Россией

2008

2009

2012

55,6

57

57

Выше, чем по району, по области, по России

Выше, чем по району, по области, по России

По району - 57,26.

По области - 62.

По России – 61.



В2012 году выпускался слабый класс (отличников не было), поэтому считаю данный результат неплохим.

Все выпускники 2012 года поступили в высшие учебные заведения.

Список использованной литературы.

  1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М., Николина Н.А. Программы общеобразовательных учреждений 10-11 классы. М.,2011.

  2. Власенков А.И., Л.М.Рыбченкова. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11. М., 2010.

  3. Воителева Т.М. Русский язык 11 класс. М.,2009.

  4. Долинина Т.А. Русский язык. Как написать сочинение на Едином государственном экзамене. Алгоритм подготовки к части С. М.,2007.

  5. Егораева Г.Т. Выполнение заданий части 3(С). Универсальные материалы с методическими рекомендациями. М.,2012.

  6. Егораева Г.Т. Задачник. Сборник заданий и методических рекомендаций. М.2012.

  7. Казанская В.Г. Педагогическая психология. Учеб. пособие.- СПб.: Питер, 2003.

  8. Коновалова Л.Ф. Русский язык. Большой справочник для подготовки к Единому государственному экзамену. М., 2008.

  9. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения: дидактика и методика. М., 2007.

  10. Лазарев В.С., Мартиросян Б.П. Педагогическая инноватика. М.,2006.

  11. Павлова Т.И., Раннева Н.А. Сочинение-рассуждение на итоговой аттестации по русскому языку в 9 и 11 классах. Путь к успеху. Учебно- методическое пособие.- Ростов н/Д., 2011.

  12. Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки. – Ростов н/Д., 2011.

  13. Сенина Н.А. Подготовка к ЕГЭ. Части А, В и С.- Ростов н/Д., 2011.

  14. Сенина Н.А. Подготовка к ЕГЭ – 2013.- Ростов н/Д., 2012.

  15. Симакова Е.С. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Сочинение. М., 2008


Похожие:

Методическая разработка раздела программы по русскому языку для 11 класса. «Практикум по подготовке к егэ. (Часть С)» iconПрактикум по русскому языку в 11 классе по теме: «От анализа текста к сочинению»
Использование технологии группового обучения для выполнения задания в и с на егэ по русскому языку
Методическая разработка раздела программы по русскому языку для 11 класса. «Практикум по подготовке к егэ. (Часть С)» iconЗнаки препинания между частями сложносочинённого предложения (2 ч.)
М. М. Разумовской; практикум по русскому языку (автор С. И. Львова; Практикум по русскому языку. 9 класс: пособие для учащихся общеобразоват...
Методическая разработка раздела программы по русскому языку для 11 класса. «Практикум по подготовке к егэ. (Часть С)» icon1. Организационно-методическая работа
Включение в учебный план 9 класса факультативов, кружков по подготовке к гиа по русскому языку и математике
Методическая разработка раздела программы по русскому языку для 11 класса. «Практикум по подготовке к егэ. (Часть С)» iconАналитическая справка Динамика учебных достижений обучающихся за последние три года
Средний балл егэ (по 100 балльной шкале) по русскому языку: с введением новой системы итоговой аттестации выпускников средней школы...
Методическая разработка раздела программы по русскому языку для 11 класса. «Практикум по подготовке к егэ. (Часть С)» iconРабочая программа по русскому языку 8 класс
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе соответствующей федеральному компоненту государственных образовательных...
Методическая разработка раздела программы по русскому языку для 11 класса. «Практикум по подготовке к егэ. (Часть С)» iconОбучение сочинению рассуждению по плану алгоритму
Учитель. Ребята, вы прекрасно понимаете, что часть с в егэ по русскому языку – одно из самых сложных заданий, но от него во многом...
Методическая разработка раздела программы по русскому языку для 11 класса. «Практикум по подготовке к егэ. (Часть С)» iconРабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе...
М. Т. Баранова., Т. А. Дадыженская, Н. М. Шанский. Программа курса по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений...
Методическая разработка раздела программы по русскому языку для 11 класса. «Практикум по подготовке к егэ. (Часть С)» iconМетодическая разработка Урок-практикум по русскому языку как средство...
Прошло время, когда школьники выполняли задания потому, что так считает нужным учитель, так надо…
Методическая разработка раздела программы по русскому языку для 11 класса. «Практикум по подготовке к егэ. (Часть С)» iconРабочая программа по русскому языку для третьего класса разработана...
Для 3 класса на 2013-2014уч год составленные на основе требований фгос начального общего образования
Методическая разработка раздела программы по русскому языку для 11 класса. «Практикум по подготовке к егэ. (Часть С)» iconПрограмма элективного курса по русскому языку для 11класса Объяснительная записка
Опыт егэ по русскому языку показал, насколько необходимы занятия по углублению лингвистических знаний учащихся в старших классах:...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница