Рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень), программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений




Скачать 232.38 Kb.
НазваниеРабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень), программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений
Дата публикации30.07.2013
Размер232.38 Kb.
ТипРабочая программа
shkolnie.ru > Литература > Рабочая программа
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Русский язык 10 – 11 классы

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень), программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией М. Т. Барановой (базовый уровень), на основе «Пособия для занятий по русскому языку в старших классах» В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова, Л. А. Чешко и рассчитана на 136 часов (из расчета 2 часа в неделю).

Задачей обучения в 10-11 классах является развитие и совершенствование способностей обучаю­щихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации. На базовом уровне обучения предусматривается углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения.

Учебная дисциплина «Русский язык» развивает личность ребенка путем включения его в различные виды деятельности. С этих позиций обучение русскому языку в школе рассматривается не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о рус­ском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития школьника, поэтому в последние годы задачи обучения русскому языку определяются с позиций компетентности подхода. При этом под компетенцией понимает­ся сумма знаний, умений и личностных качеств, которые позволяют человеку совершать различ­ные действия, в том числе, и речевые. Курс направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  1. воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

  2. совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  3. освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

  4. формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

^ Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе среднего (полного) общего образования в объеме 136 часов. В том числе: в Х классе – 68 часов, в ХI классе – 68 час.

^ Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.

В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

  1. коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для обучающихся сферах и ситуациях общения);

  2. интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);

  3. информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);

  4. организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Изучение предмета «русский язык» в 10-11 классах направлено на совершенствование речевой деятельности обучающихся на основе овладения знаниями об устройстве и функционировании русского языка и помогает обучающимся углубить представления о стилистике современного русского литературного языка, за­крепить орфографические и пунктуационные навыки, расширить лексический запас. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.
^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения русского языка обучающийся должен:

знать/понимать

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

  • смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

  • особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

  • основные единицы языка, их признаки;

  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь

  • различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи;

  • анализировать структуру и языковые особенности текста;

  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

  • объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);

  • читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

  • создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);

  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

  • соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

О русском языке. О русской речи (10 часов)

Русский язык как развивающееся явление. Стили речи. Особенности стилей речи. Особенности научно-популярного стиля. Язык художественной литературы как разновидность современного русского языка. Основные признаки художественной речи. Роль средств языковой выразительности в авторском тексте. Типологический анализ текста. Комплексный анализ текста.

^ Синтаксис и пунктуация ((55 часов). Словосочетание. Простое предложение. (39 часов)

Основные признаки русской пунктуации. Словосочетание как синтаксическая единица. Виды синтаксической связи. Простое предложение как синтаксическая единица. Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные, восклицательные. Предложения двусоставные и односоставные. Неполные предложения. Парцелляция. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Некоторые случаи согласования в числе подлежащего и сказуемого. Синтаксические нормы. Текст. Приёмы сжатия текста. Особенности употребления второстепенных членов предложения. Дополнение в форме родительного падежа при глаголе с отрицанием. Управление при словах близких по значению. Падеж определений, включённых в словосочетание, состоящее из числительного и существительного в родительном падеже. Предложения с однородными членами. Знаки препинания между однородными членами. Однородные и неоднородные определения. Согласование в предложениях с однородными членами. Пунктуационный анализ текстов. Предложения с обособленными членами. Обособление определений. Построение оборотов с распространёнными определениями, выраженными причастиями и прилагательными. Обособленные приложения и дополнения. Знаки препинания при обособлении приложений и дополнений. Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями. Грамматическая норма. Обособление обстоятельств, выраженных существительными. Тема, идея, проблематика текста. Способы определения авторской позиции. Выражение собственного отношения к авторской позиции в тексте. Аргументация собственного отношения. Типы аргументов. Сочинение по заданному тексту. Вводные слова и вводные предложения, вставные конструкции. Обращения. Междометия в составе предложения. Слова - предложения ДА и НЕТ.

^ Сложное предложение (16 часов)

Сложное предложение. Сложносочиненное предложение (ССП). Знаки препинания в ССП. Сложноподчинённое предложение (СПП). СПП с одним придаточным предложением.

Синонимия СПП и предложений с причастным и деепричастным оборотами. СПП с несколькими придаточными. Недочёты и ошибки в построении СПП. Бессоюзное сложное предложение (БСП). Знаки препинания в БСП. Сложные предложения с разными видами связи. Пунктуационный разбор текста. Оформление на письме прямой речи и диалога. Разные способы оформления на письме цитат. Стили речи. Особенности стилей речи. Пунктуационный анализ текстов.

Повторение изученного (3 часа)

Типологический анализ текста. Лингвистический анализ текста. Комплексный анализ текста.

^ СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ



Раздел

Темы в КТП

Количество часов

10 класс

11 класс

итог

I. Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции

1

Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности

 

2

2

4

2

Функциональные стили

 

1

1

2

3

Научный стиль, сферы его использования, назначение

 




1

1

4

Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение

 




1

1

5

Публицистический стиль, сферы его использования, назначение

 




1

1

6

Овладение культурой публичной речи

 

2

2

4

7

Разговорная речь, сферы ее использования, назначение

 

1

1

2

8

Особенности речевого этикета

 

1

1

2

9

Основные особенности устной и письменной речи

 

2

1

3

10

Совершенствование культуры восприятия устной монологической и диалогической речи

Монологическая и диалогическая речь

1

1

2

Диспут "Патриотизм! Патриотизм?"

1




1

Диспут "Природа не храм, а..."




1

1

11

Культура работы с текстами разных типов, стилей и жанров

Типологический анализ текста

1

2

3

Комплексный анализ текста.

1

2

3

Лингвистический анализ текста

2

2

4

12

Информационная переработка текстов различных функциональных стилей и жанров

 

2

4

6

13

Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка

Язык художественной литературы как разновидность современного русского языка

1

1

2

Основные признаки художественной речи




2

2

Роль средств язык. выразительности в авторском тексте




1

1

ВСЕГО

18

27

45

^ II. Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций

1

Русский язык в современном мире

Русский язык в современном мире

1




1

2

Формы существования русского национального языка

Русский язык как важнейшая часть национальной культуры русского народа

1




1

Русский язык как развивающееся явление




1

1

3

Литературный язык и язык художественной литературы

Литературный язык и язык художественной литературы

1




1

4

Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка

Система русского языка: ее единицы, их функции и иерархия

2




2

5

Текст и его место в системе языка и речи

Текст как речевое произведение.

1




1

Понимание текста — процесс творческий

2




2

От анализа текста — к изложению

1




1

Сочинение — это тоже текст

2




2

Текст. Приёмы сжатия текста




1

1

Тема, идея, проблематика текста




1

1

Способы выражения авторской позиции




1

1

Выражение собственного отношения к авторской позиции в тексте




1

1

Аргументация собственного отношения. Типы аргументов




1

1

6

Культура речи

Культура речи. Языковая норма

2




2

7

Языковая норма и ее основные особенности

Качества хорошей речи

2




2

8

Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы

Звуки русского языка

1




1

Орфоэпия

2




2

9

Лексические нормы

Слово. Словарное богатство русского языка

1




1

Синонимия и антонимия

1




1

Общеупотребительная и необщеупотребительная лексика

2




2

Фразеологизмы

2




2

10

Грамматические нормы

Морфемы русского языка, их богатство и разнообразие

1




1

Многозначность и омонимичность морфем

1




1

Характер использования исконных и заимств. морфем

2




2

Некоторые случаи согласования в числе подлежащего и сказуемого




1

1

Управление при словах близких по значению.

 

1

1

Согласование в предложениях с однородными членами

 

1

1

11

Орфографические нормы

Правописание имён существительных

1

 

1

Правописание имён прилагательных

1

 

1

11

Орфографические нормы

Правописание местоимений

1

 

1

Глагол

1

 

1

Причастие. Деепричастие

1

 

1

12

Пунктуационные нормы

Основные признаки русской пунктуации

 

1

1

Словосочетание как синтаксическая единица

 

1

1

Виды синтаксической связи

 

1

1

Простое предложение как синтаксическая единица

 

1

1

Предложения повеств, вопросит, побудит, восклицательные

 

1

1

Предложения двусоставные и односоставные

 

1

1

Неполные предложения. Парцелляция

 

1

1

Главные члены предложения

 

1

1

Тире между подлежащим и сказуемым

 

1

1

Особенности употребления второстепенных членов предложения

 

1

1

Дополнение в форме родительного падежа при глаголе с отрицанием.

 

1

1

Предложения с однородными членами

 

1

1

Однородные и неоднородные определения.

 

1

1

Обособление определений.

 

1

1

Обособленные приложения и дополнения.

 

1

1

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями

 

1

1

Вводные слова и вводные предложения

 

1

1

Обращения. Междометия в составе предложения

 

1

1

Сложное предложение

 

1

1

Сложносочиненное предложение (ССП)

 

1

1

Сложноподчинённые предложения (СПП)

 

1

1

СПП с одним придаточным предложением

 

1

1

Бессоюзное сложное предложение (БСП)

 

1

1

13

Нормативные словари современного русского языка и справочники

Орфоэпические словари

1

 

1

Орфографические словари

1

 

1

Грамматические словари

1

 

1

14

Соблюдение норм в речевой практике

Соблюдение грамматических норм

2

 

2

Соблюдение орфографических норм

2

 

2

Соблюдение пунктуационных норм

 

1

1

15

Осуществление выбора наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения

Редактирование черновиков, саморедактирование, взаиморецензирование

2

 

2

Построение оборотов с распространёнными определениями

 

1

1

Недочёты и ошибки в построении СПП

 

1

1

15

Осуществление выбора наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения

Пунктуационный разбор текста

 

1

1

16

Использование нормативных словарей русского языка.

Словари как отражение истории и культуры русского народа

2

 

2

17

Применение орфографических и пунктуационных норм при создании и воспроизведении текстов делового, научного и публицистического стилей

Сочинение на лингвистическую тему.

1

 

1

Сочинение по заданному тексту.

 

2

2

18

Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка

Лингвистический анализ текста

2

1

3

ВСЕГО

47

39

86

III. Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции

 

 

 

1

Взаимосвязь языка и культуры

Язык и культура

2

 

2

2

Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов

 

1

2

3

ВСЕГО

3

2

5

^ ОБЩИЙ ИТОГ

68

68

136

Тематическое планирование по русскому языку и развитию речи составлено по учеб­но-методическому комплекту:

  • Баранова, М. Т. Программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / М. Т. Баранова // Программно-методические материалы : Русский язык 10-11 классы / сост. Л. М. Рыбченкова. - М.: Дрофа, 2009.

  • Греков, В. Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы / В. Ф. Греков, С. Е. Крючков, Л. А. Чешко. - М. : Просвещение, 2009.

  • Учебно-методический комплект дополняет литература, используемая при реализации данной программы: Русский язык в школе : журн. - 2007. - № 5.

  • Малюшкгш, А. Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 10-11 классы / А. Б. Ма-люшкин. - М. : ТЦ «Сфера», 2009.




Похожие:

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень), программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений iconРабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе...
М. Т. Баранова., Т. А. Дадыженская, Н. М. Шанский. Программа курса по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений...
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень), программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений iconРабочая программа по русскому языку 8 класс
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе соответствующей федеральному компоненту государственных образовательных...
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень), программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений iconРабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 5-9 классов...
Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой и др. (Допущено Министерством образования РФ (письмо №13-58-1005/17 от 07. 07. 2003)) в соответствии...
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень), программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений iconРабочая программа по русскому языку 10 класс
Рабочая программа составлена на основе соответствующей федеральному компоненту государственных образовательных стандартов примерной...
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень), программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений iconЛ. Г. Нуруллина Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе соответствующей федеральному компоненту государственных образовательных...
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень), программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений iconРабочая программа по русскому языку для 5 класса разработана на основе...
«Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения Основная школа». – М.:«Просвещение», 2011 (базовый уровень),...
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень), программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений iconРабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе...
Федерального государственного стандарта общего образования (2004г.), Примерной программы основного образования по русскому языку...
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень), программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений iconРабочая программа по литературе 11 класс
Рабочая программа по литературе составлена на основе соответствующей федеральному компоненту государственных образовательных стандартов...
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень), программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений iconРабочая программа по русскому языку представляет собой целостный...
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования...
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень), программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений iconРабочая программа по русскому языку для обучающихся в 6 классе составлена...
Москва, «Просвещение», 2007 года. Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница