Тема: Наблюдение над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне




Скачать 119.57 Kb.
НазваниеТема: Наблюдение над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне
Дата публикации26.04.2013
Размер119.57 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > Литература > Документы
Русский язык. 2 класс.

БУКВЫ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА
Тема: Наблюдение над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне.

Цель: наблюдение над новым свойством ударения – подвижностью;

развитие умения различать одинаковые в написании слова, отличающиеся местом ударения и значением.


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Организация класса


Долгожданный дан звонок – начинается урок!

Чтобы грамотными стать,

Мало просто много знать.

Надо быть активным,

Старательным и наблюдательным.

А еще желательно

Делать все внимательно!

– Откройте тетрадь. Запишите дату и слова «Классная работа».




ΙΙ. Целеполагание

Слайд 1.

- Какую тему продолжим сегодня изучать?

Безударный хитрый гласный:

Слышим мы его прекрасно,

А в письме какая буква?

Здесь поможет нам наука:

Гласный ставь под ударенье,

Чтоб развеять все сомненья!
- Какие задачи поставим на урок?

(Упражняться в постановке ударения, различать ударный и безударный гласные звуки, наблюдать над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне, узнаем что такое омографы, повторим некоторые словарные слова)


^ Метапредметными результаты

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;


ΙΙΙ. Минута чистописания

Слайд 2,3.

Откройте тетрадь по чистописанию и подумайте, над чем будем работать? (нижнее соединение)

- Какую повторим орфограмму?


^ Метапредметными результаты

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

Закреплять навык начертания букв и соединений, гигиенических навыков письма.

Совершенствовать навык письма в одну линейку.


ΙV. Актуализация знаний.


Слайд 4.

1. Словарная работа.

Игра «Угадай слово». Замените одним словом.

На доске записана транскрипция слов: [пагода] [б'ир'оза], [кас'т'ор], [карз'ина], [й'аблан'а], [карт'ина] [кат'онак].

- состояние природы: температура воздуха, осадки, ветер;

- дерево с белым стволом, которое является символом России;

- горящая куча хвороста;

- с ней удобно ходить по грибы;

- дерево, на котором растут яблоки;

- предмет, которым украшают стены, они экспонируются в музее;

- детёныш кошки;

– Что объединяет эти слова? Какое из этих слов может быть лишнее?

(погода – в слове все согласные твёрдые;

яблоня – звуков больше, чем букв;

котёнок – в слове безударная гласная, проверяемая ударением, слово не является словарным;

костёр – в слове два слога, в остальных три;

яблоня – ударение падает на первый слог, в остальных словах на второй;

котёнок – в слове есть суффикс, в остальных нет)

Написание каких слов вызывает затруднение? Запишите слова.

^ 2. Игра «Верно ли, что…». Если верно - хлопаем в ладоши, если нет – топаем.

– В русском языке ударение всегда падает на первый слог.

– Сколько в слове звуков, столько и слогов.

– Ударение в русском языке свободное.

– Ударный слог в слове может быть только один.

– Ударными бывают гласные и согласные звуки.

– Слова могут состоять из одного, двух и более слогов.

Слайд 5,6.

^ 3. Работа в тетради на печатной основе.

с.61 № 1, 3

Слайд 7.

4. Проговаривание правила вслух. Для чего надо знать это правило?

Слайд 8.

5. Запись отгадок на ЗАГАДКИ:

По морю идёт, идёт,

А до берега дойдёт –

Тут она и пропадёт. (Волна.)

Хороводами и в ряд

В шапках молодцы стоят. (Грибы.)

Нашумела, нагремела,

Всё промыла и ушла.

И сады, и огороды

Всей округе полила. (Гроза.)

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки. (Дерево.)

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима.)

Лежит верёвка,

Шипит плутовка.

Брать её опасно –

Укусит.

Ясно? (Змея.)

С бородою, а не старик,

С рогами, а не бык,

Доят, а не корова,

С пухом, а не птица,

Лыко дерёт, а лаптей не плетёт. (Коза.)

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый – краса!

А зовут её … (лиса).

6. Упражнение в подборе проверочных слов

Слайд 9,10.


Познавательные УУД

Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

Представлять информацию в виде схемы.

Выявлять сущность, особенности объектов.

На основе анализа объектов делать выводы.

Обобщать и классифициро-вать по признакам.

 Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД

Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

^ Предметные результаты:

Наблюдать за написанием и произношением слов с безударным гласным звуком в корне.

Проверять письменную работу по алгоритму (нахождение «опасных мест»)

Соотносить количество звуков и букв в словах с буквами ь, ъ, е, ё, ю, я.

Ставить ударение, различать ударный и безударный гласные звуки.



^ V. Формулирование проблемы, планирование деятельности.


Слайд 11,12.

На доске записаны слова: опасаться, острый, замок, бояться, тупой, замок.

– На уроках русского языка и литературного чтения мы встречали слова, которые различаются по звучанию и написанию, но близки по значению. Как такие слова называются? (Синонимы.)

– Соедините в ряду слов синонимы зелёным карандашом.

– Как называются слова с противоположным значением? (Антонимы.)

– Соедините их синим карандашом.

– Какие два слова остались? (^ Замок, замок.)

– Что у них общего? (Одинаково написаны.)

– Как вы думаете, это одно слово или разные?

– Запишите эти слова и поставьте ударение так, чтобы слова были разными.

^ Записывают слова замок и замок.

– Соедините в ряду слов эти слова оранжевым карандашом.

– Сделайте вывод, какие слова будем изучать на уроке. Слова, которые одинаково пишутся, но имеют разное ударение и разное значение.

Слайд 13.

Такие слова называются омографы (от двух греческих слов: омо – одинаковый и графо – пишу, т.е слова, которые одинаково пишутся, но имеют разное произношение и значение).

проблемнодиалогическая технология

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме

слушать и понимать речь других;

Предметные результаты:

воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
Толковать значение слова (находить в словаре, подбирать синонимы).

Узнавать слово по его лексическому значению.


VI. Физминутка

Движения под музыку, зарядка для развития крупной и мелкой моторики




^ VI. Открытие нового знания.

1. Работа по учебнику.

Упр. 215 – развивается умение правильно произносить одинаковые по написанию слова в зависимости от контекста.

– Понаблюдайте за тем, как «живут» слова замок и замок в предложении и тексте.

– Правильно ли составили предложения Вова и Петя? Своё мнение объясните.

– Какое значение имеет слово замок? А слово замок?

– Что помогает различать значения этих слов? (Ударение.)

– Что произошло с ударением? (Оно переместилось, перешло на другой слог.)

Вывод, который помогает сделать учитель: вы наблюдали новое свойство русского ударения – подвижность.

– А что поможет правильно произнести слова, если в слове не поставлено ударение? (Предложение, текст, из которого ясен смысл слова - контекст.)

2. Упр. 213 («Дидактический материал»).

– Прочитайте стихотворение.

– Какие ещё сходные слова встретили? Чем они отличаются?

Слайд 14.

– Выпишите эти слова. (Пироги, пироги.)

– Выполните схемы слов.

– Чем различаются схемы слова? (Ударение на 2-м и 3-м слоге.)

– Какое свойство ударения мы здесь наблюдаем? (Подвижность.)


^ Личностные УУД: устные и письменные высказывания других людей (умение правильно поставить ударение).

Предметные УУД: Анализировать и строить предложения, словосочетания.

Правильно произносить слова (интонирование, ударение).

Метапредметными результаты

^ Регулятивные УУД:

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

^ Коммуникативные УУД:

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).



^ VΙΙ. Развитие умений – применение знания.

1. Работа по учебнику.

Упр. 215 («Дидактический материал»).

Слайд 15.

Упр. 217 – развивается умение правильно произносить глагольные формы с подвижным ударением.

– Что объединяет все слова, записанные в одну строку? (Однокоренные.)

– Какую особенность русского ударения видим на этих примерах? (Ударение перемещается с одного слога на другой.)

– Как называется это свойство? (Подвижность.)

– Вспомните схемы слов, с которыми работали на прошлом уроке.

О какой ещё особенности ударения они свидетельствуют? (Ударение в разных словах может падать на разные слоги, оно свободное.)

2. Дополнительно:

Упр. 214 («Дидактический материал»).

Выполняется устно, обозначения делаются карандашом в книге.

Дополнительное задание:

– В каком из выделенных слов самое большое количество слогов? (Проволочка.)

– Что может изменить значение этого слова? (Ударение.)

– Покажите разницу между этими словами на схеме.

– Составьте предложения со словами атлас и атлас.

Лучшие два предложения записываются с комментированием, буквы безударных гласных подчёркиваются одной чертой, ударных – двумя.

^ Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)



Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

^ Предметные результаты:

правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;

делить слова на части для переноса;

производить звуко-буквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах;

правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;

видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;

находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;

находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;

обращать внимание на особенности употребления слов;

осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;


^ VΙΙΙ. Итог урока.


– Что нового о словах узнали на уроке? (Есть одинаковые в написании слова, которые отличаются ударением и имеют разное значение: омографы.)

– Приведите примеры.

– Какую особенность русского ударения мы наблюдали? (Ударение может перемещаться, быть подвижным.)

- Что узнали сегодня на уроке?

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

проблемно-диалогическая технология



VI. Домашнее задание.


Упр. 217 (устно). Запомнить правильное произношение.

Упр. 216 – развивается умение различать разные значения слов в зависимости от ударения и составлять с ними предложения.

– Прочитайте слова. Чем они интересны? (Можно прочитать с разным ударением, изменяется значение слова.)

Слайд 16.





Похожие:

Тема: Наблюдение над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне iconТема: Правописание слов с безударными гласными и парными согласными в корне
Цели: Развитие умения проверять слова с безударными гласными, глухими и звонкими парными согласными в корне
Тема: Наблюдение над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне iconТема: Правописание безударных гласных, проверяемых ударением, в корне слов
Тема: Слова с безударными гласными, непроверяемые ударением, в корне слова (словарные слова)
Тема: Наблюдение над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне iconПлан-конспект урока по русскому языку Подготовила и провела учитель высшей категории
Тема урока: «О двух способах проверки слов с безударными гласными в корне слова»
Тема: Наблюдение над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне iconПравописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне
Развивать устную и письменную речь учащихся, интерес к изучению русского языка и литературы
Тема: Наблюдение над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне iconУрок русского языка 3 класс Тема «Ударные и безударные гласные в корне слова»
Мультимедийное сопровождение урока русского языка «Слова с безударными гласными»
Тема: Наблюдение над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне iconТема: Правописание слов с безударными гласными.
Поставьте руку на локоть. Представьте, что в вашей руке находится малярная кисть, а перед вами – забор. Давайте покрасим его движением...
Тема: Наблюдение над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне iconУрок русского языка во 2 г классе Тема «Прогулка в чудесный сад»
Закрепление правописания слов с изученными орфограммами: буквосочетания с шипящими, правописание слов с мягким знаком, с разделительными...
Тема: Наблюдение над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне iconТема. Работа над ошибками. Обобщение изученного материала
Цели: провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях; формировать умение проверять парные...
Тема: Наблюдение над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне iconДоклад на тему: «Работа с непроверяемыми безударными гласными»
Одним из важнейших этапов урока русского языка в начальных классах является словарно – орфографическая работа. Традиционно в ней...
Тема: Наблюдение над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне iconТема: «Правописание безударных гласных в корне слова. Урок путешествие»
Оборудование: карта путешествия; огоньки – зелёный и жёлтый; карточки со словарными словами в форме рыбок; загадки; кроссворд; задание-письмо...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница