Конкурсант




Скачать 178.68 Kb.
НазваниеКонкурсант
Дата публикации25.02.2013
Размер178.68 Kb.
ТипКонкурс
shkolnie.ru > Литература > Конкурс
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия № 2 Красноармейского района г. Волгограда

Педагогический проект

«Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературы и во внеурочной деятельности

средствами русского фольклора »
Конкурсант:

Мазина Ольга Александровна,

учитель начальных классов

МОУ гимназии № 2 г. Волгограда.


Волгоград 2013

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА:

Тип проекта: литературно - творческий

По количеству участников: 24 ученика

Возрастная категория: дети 7 -10 лет

^ По продолжительности: долгосрочный

Срок реализации: март 2009 – апрель 2012

Участники проекта: учащиеся, учитель, родители.

Актуальность

Работаю в школе более 20 лет, меняются поколения детей и родителей. Но всегда видела, дети хотят учиться. Они приходят в 1 класс, гордятся новой формой, пеналом, они предчувствуют радость встречи со школой, ждут от учителя волшебства, неоткрытых тайн. Первоклассники- « буратинки» суют свои носы всюду, они любознательны, активны, открыты для встречи с новым. Всегда ставлю для себя вопрос: как сохранить эту тягу к знаниям. Вспомним слова философов «Ребенок не кувшин, который нужно наполнить, а лампада, которую надо зажечь.»

В последние годы становится все труднее поддерживать пламя в « лампадах». Книгу вытесняют компьютерные новинки, сказки смотрим только под Новый год, герои русских сказок отходят на второй план, их вытесняют американские « губки». Как увлечь ребенка? Ребенку ведь так мало надо: чувствовать себя умным, сообразительным, быть уверенным в себе. Успех в учении вдохновляет на новые успехи. Счастливого ребенка легче учить и воспитывать, легче развивать его духовный потенциал. В каждом человеке заложены с детства самые различные способности: их надо развивать, не боясь труда.

Проблема развития творческих способностей младших школьников составляет основу всего процесса обучения и воспитания, является « вечной» педагогической проблемой, которая с течением времени не теряет своей актуальности, требуя постоянного, пристального внимания и дальнейшего развития. Творческие личности во все времена определяли прогресс цивилизации, создавая материальные и духовные ценности, отличающиеся новизной, неординарностью, помогая людям видеть необычное в казалось бы обычных явлениях. Именно сегодня перед любым образовательным учреждением ставится задача воспитания творческой личности с самых первых ступенек. Эта задача находит свое отражение в альтернативных образовательных программах. В инновационных процессах,, находит свое отражение в нестандартных ситуациях. Широкое распространение получают нетрадиционные формы уроков, проблемные методы обучения, коллективные творческие дела во внеклассной деятельности.

Важен самостоятельный поиск ученика, добывание знаний из разных источников, исследовательская деятельность, а это простор для связи с информационно-коммуникационными технологиями. Дети, готовясь к уроку, идут в библиотеку, читают энциклопедии, статьи в журналах, работают со справочниками, обращаются в медиатеку, находят материал в сети Интернет.

Цель проекта:

Создание условий для развития творческих способностей на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности средствами русского фольклора»

Исходя из поставленной цели были определенны следующие задачи:

  1. Создание образовательных ситуаций для литературного творчества детей на уроках и во внеурочной деятельности.

  2. Включение элементов исследования в разные виды учебной деятельности.

  3. Приобщать детей и родителей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя

  4. Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.

  5. Совершенствовать стиль партнёрских отношений с семьёй, культурными и общественными организациями, способствующими воспитанию у детей творческих способностей.

  6. ^ Создание индивидуальных занятий творческого характера.

Ресурсное обеспечение проекта:

Материально-техническое обеспечение:

- фонотека: аудиокассеты с записями детских произведений «Волшебник Изумрудного города», «Сказка о царе Салтане», «Чиполлино», «Сказки дядюшки Римуса», «Летучий корабль» и т.д.

- видеотека: видеозаписи сказок русских и зарубежных писателей «Три поросенка», «Цветик-семицветик», «Снежная королева», «Приключения Буратино» и т.д., познавательные фильмы о родном крае;

- книжный уголок в классе.

Методическое обеспечение:

- демонстрационный материал: серия сюжетных картин;

- тематические картотеки «стихи», «загадки», «сказки»;

- биографии детских писателей, портреты, методические рекомендации по организации различных форм работы с детьми по творчеству писателей;

- конспекты образовательной деятельности из опыта работы педагогов;

- сценарии литературных праздников, викторин, КВН, турниров;

- детская художественная литература;

- детская познавательная литература.


^ План мероприятий по реализации проекта.

Организационный этап.

(март--май 2009-2010 год, 1 класс)

  1. Изучить методико-педагогическую литературу по данной теме.

  2. Составить конспекты образовательной деятельности, сценарии литературных праздников, викторин, турниров, КВН.

  3. Разработать перспективное планирование по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах.

  4. Провести анкетирование родителей.

  5. Разработать перспективное планирование по взаимодействию с родителями.

  6. Обновить развивающую среду.

Практический этап.

(2010г. – 2012г. 2- 3 классы)

  1. Внедрить перспективное планирование по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах

  2. Внедрить новые формы работы с детьми.

  3. Внедрить перспективный план взаимодействия с родителями.

  4. Провести семинары-практикумы, консультации для родителей с целью повышения психолого-педагогической компетенции в воспитании грамотного читателя.

  5. Осуществить контроль реализации проекта.

Заключительный этап.

(2012- 2013, 4 класс)

  1. Провести педагогическую диагностику детей на заключительном этапе.

  2. Обработать результаты реализации проекта.

  3. Оформить методические рекомендации « Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературы и во внеурочной деятельности средствами русского фольклора».

  4. Провести презентацию проекта в рамках школьного конкурса «Лучший образовательный проект»

  5. Оформить выставку дидактических пособий и методических материалов.

  6. Оформить выставку творческих работ « Проба пера», « Моя первая книжка».

  7. Принять участие в ежегодном районном конкурсе « Лучший читательский дневник».

  8. Принять участие во II Всероссийском конкурсе детского творчества « Талант с колыбели» по теме: « Все, что сердцу дорого» в номинации: литературное творчество.

Предполагаемый результат:

  • Повышение интереса детей к художественной литературе.

  • Разработка системы работы по развитию творческих способностей у детей 1-4 классов.

  • Внедрение новых приемов литературно-творческой деятельности, в которые ученик может внести элемент творчества, отразить свой складывающийся индивидуальный вкус.

  • целесообразно использовать приемы, которые помогут постепенно ввести детей в роль «сказочников», сочинителей фантастических рассказов.

^ Описание проекта

Пути и средства достижения поставленных целей

  1. Теоретическое обоснование проекта

«В начале детства мы все стихотворцы и лишь потом научаемся говорить прозой», – эта цитата из книги К.И. Чуковского стала для меня руководством к действию, хотя я не ставила целью воспитание ребенка-поэта, ребенка-писателя, только хотелось поддержать «литературную искорку» первых попыток наших учеников.

По словам Л.С. Выготского, каждый период детского развития творческое воображение работает особым образом, свойственным именно данной ступени развития, на котором стоит ребенок, потому каждому периоду детства свойственна своя форма творчества. «Из всех форм творчества литературное, словесное творчество является самым характерным для школьного возраста… Стремление к сочинительству является такой же деятельностью, как и игра».

Особое значение художественная литература имеет для воспитания чувств. Изображенные в произведении герои, события, явления вызывают у читателя сопереживание, захватывают его. В процессе чтения у читателя может возникнуть ощущение, что он также переживал и чувствовал как герой произведения. Он начинает осознавать себя, свои чувства. Таким образом, художественная литература (чужой опыт) делается на время личным опытом читателя, обогащает его чувства. Все особенности восприятия и понимания произведений художественной литературы присущи и младшим школьникам.

Хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями, творцами в этом мире, наблюдали, думали, рассуждали, творили красоту и радость для людей и находили в этом творении счастье.

Я работаю по системе развивающего обучения Л. В. Занкова. В качестве «яркого пятна » использую сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, демонстрацию непонятных явлений с помощью эксперимента или наглядности, использую прием «АКТУАЛЬНОСТЬ», который состоит в обнаружении смысла, значимости темы лично для каждого. Высокий эмоциональный тонус – это не украшение урока, а необходимое условие в системе Л.В. Занкова, особенно при развитии литературного творчества, чтобы «разбудить» самых флегматичных детей. У ребенка возникает творческий порыв, и он может выплеснуть желаемое на одном дыхании. Поток чувств окрыляет ребенка, дает возможность «взлететь». «И порыв, и полет, и мечта!»

Я вышла на поиск путей повышения эффективности литературно-творческого развития учащихся.

^ 2.Практическое обоснование проекта.

Большое внимание на уроках и факультативных занятиях уделяется фольклору, особенно работе с пословицами, загадками, русскими народными сказками, а также с былинами и легендами. Работа над загадками – это упражнение в самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображения. Они учат детей говорить ярко, образно, просто. Уроки с использованием загадок проходят интересно и не утомляют учащихся, доставляя им полезные упражнения для ума. Сочиняя загадку, дети получают возможность сконцентрировать свое внимание на конкретном, реально воспринимаемом или воссозданном в воображении предмете. Еще одна особенность этого жанра: загадка – это форма поэтического творчества, это всегда короткое произведение, что существенно для младших школьников, когда им доступен для записи небольшой текст. Работа можно проводить в несколько этапов: отгадывание загадки, наблюдение, собственно сочинение загадок, сначала коллективное, потом самостоятельное. Цель последнего этапа – научить пользоваться алгоритмом для сочинения ассоциативных загадок.

Можно предложить ребятам превратится в ученых-фольклористов и дать задание для исследования: догадаться, какая загадка старше?

Один из самых благодатных способов активизации учащихся к творчеству это работа с пословицей.

Виды творческих работ с пословицей:

  • Коллективное составление поучительного устного рассказа по пословице.

  • Выбрать сказку, к которой подходит пословица.

  • Определить, какая пословица выражает главную мысль сказки.

  • Конкурсы: «Знаток русских пословиц», «Знаток малых жанров русского фольклора».

С первых уроков грамоты и слушания в первом классе постепенно включаются задания творческого характера, требующие самостоятельной деятельности учащихся: выделение и чтение отдельных эпизодов, характеристика героев, сравнение героев, их речи, поступков.

^ Творческий пересказ – это трансформация текста с целью его переосмысления. Существует два вида творческого пересказа: пересказ по измененному плану и изменение лица рассказчика. Рассказ по воображению и рассказ от имени читателя требуют преобразования формы текста, активизации словаря учащихся и использования слов из текста произведения. К творческим заданиям можно отнести сжатый и подробный пересказ.

^ Можно провести:

конкурс ораторов, при этом учить ставить себя на место другого, видеть мир глазами других, понимать его. Необходимо представить себя на месте героя произведения и рассказать о себе;

игра «Журналисты». Тех, кто хочет побывать в роли героев произведения, приглашаем сесть под дерево мудрости. Остальные дети журналисты. Их задача – задать интересный, необычный вопрос героям. Задача «героев» произведения – дать полный, хороший ответ.

игра «Философский стол». Представить себя философами и поговорить о произведении и выразить свои мысли. (Доказывать и отстаивать свою точку зрения можно за круглым столом)

С первых уроков чтения я применяю много стихотворного материала: загадки, стихи о буквах, рифмовки, подборки стихотворных диалогов, разной степени сложности, чистоговорки. В младшем школьном возрасте дети проявляют большой интерес к стихосложению. Но прежде, чем самому начать рифмовать, надо уметь читать стихи, наблюдать за их построением, художественными особенностями, научиться видеть изобразительные средства (сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения), помогающие понять чувства и переживания. При помощи специальных упражнений учащиеся учатся рифмовать слова, складывать рифмованные строчки.

^ Это такие упражнения:

дополни слоги до слов (му-, про-);

закончи фразу;

придумай рифму к слову (лучик - … );

соедини рифмующиеся слова;

поймай рифму (придумать слово, рифмующееся с данным);

игра «Слоговой аукцион» - выиграет тот, кто назовет слово последним (ла- игла, скала, дуга);

придумай веселую фразу, каждое слово которой начинается с одной и той же буквы, с одного и того же слова: например, Петр Петрович Петухов поймал птицу-перепелицу, пошел продавать, просил полтину, получил половину;

игра «Четвертый лишний» (ложка, кашка, мошка, лукошко);

игра «Буриме» - дописать стихотворение по рифмующимся словам;

восстанови рассыпанное стихотворение;

допиши стихотворение по его началу:

«Покидают утки пруд,

Далеко летят на юг…

игра «Кто больше подберет рифм»

Синички – водички – птички

игра «Добавлялки»

Где обедал воробей?

В зоопарке у…

«^ Конкурс одной строки» Дана первая строка стихотворения, придумываем окончание и определяем самый удачный вариант.

Для развития творческих способностей детей я использую методический прием, предложенный Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, - интерпретация сказки.
Интерпретируя произведение, каждый ученик имеет возможность творчески проявить себя, выступая в новой роли.

^ Вот примеры некоторых заданий.

Опиши характер главного героя до встречи с… и после.

Расскажи сюжет известной сказки от имени персонажей или предметов – «участников событий».

«Что было дальше?» - закончить сюжет произведения.

Рассказать сказку так, чтобы герои стали антигероями (злой – добрым, жадный – щедрым и т.д.)

Сочинить сказку по заданным 1-2 предметам, обычно не характерным для персонажей сказок (например, капелька дождя, входная дверь, зернышко с колоска и т.д.).

Прогнозирование сюжета. Предлагается слушание с паузой. На определенном этапе развития сюжета прерываю чтение и задаю вопрос о том, как следует поступить герою в сложной ситуации. Пауза в чтении. Обращение к классу:

- Придумайте историю, как еж перехитрил зайца. (Выслушать двух-трех человек).

- Послушайте сказку до конца и сравните продолжение сказки со своей историей.

Рассказывание знакомых сказок с разными присказками.

Перестановка персонажей внутри одной сказки.

Включение в сюжет сказки дополнительных персонажей.

Перестановка персонажей.

Сравнение нескольких произведений – это творческая работа, которая носит исследовательский характер. Например, сравнение начала сказок. Дети с первого класса проводят исследовательский поиск и приходят к выводу, что сказки начинаются по-разному: «Жили-были…», «В некотором царстве…», «Жил на свете…» и т.д.

Сочинительство сказок – это один из эффективных приемов для развития творческих способностей детей, способствует самовыражению младшего школьника. Работа по творческой переработке ведется на протяжении изучения сказок. «Самое главное – сказку не спугнуть», так сказал Н. Добронравов. Ребенок тянется к сказке, потому что это мир его фантазии, это его первые представления о жизни. Способность верить в чудо, в мечту формируется в детстве. Она помогает нестандартно смотреть на жизненные ситуации, творчески подходить к решению проблем. Слушая и читая сказки, человек накапливает «банк жизненных ситуаций». Творческой работой является объяснение основных сюжетных линий, поступков героев, сравнение с аналогичной сказкой. Сухомлинский писал: «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». Дети очень любят слушать сказки, но, как правило, не умеют их сочинять. Поэтому, прежде чем давать детям написать собственную сказку, в начале обучения целесообразно использовать приемы, которые помогут постепенно ввести детей в роль «сказочников».

^ 1. Выделять опорные слова из сказки

- Чтобы расколдовать сказку, надо по этим словам вспомнить, как она называется, кто ее автор: дед, баба, курочка, яичко, мышка.

- Коллективное выделение опорных слов из сказки.

- Самостоятельный подбор опорных слов.

На листочках запишите опорные слова какой-нибудь сказки. По ним мы отгадаем, о какой сказке идет речь.

- Сочинение сказки по опорным словам.

^ 2. Решать «сказочные задачи», не изменяя или минимально изменяя сюжет сказки:

- Что надо сделать, чтобы Иванушка напился, но козленочком не стал?

- Как сделать так, чтобы яичко курочки Рябы не разбилось?

- Что нужно сделать бабушке Красной шапочки, чтобы ее не съел волк?

^ 3. Переделать знакомую сказку, т.е. «переврать сказку», ввести нового героя и развить новый сюжет:

По опорным словам вспомни сказку, найди лишние слова. На основе лишних слов придумай новые интересные действия в известной сказке.

Колобок, заяц, волк, медведь, лиса, сорока.

Маша, дедушка, бабушка, лисичка со скалочкой.

Емеля, щука, печка, ведра, Золушка.

^ 4. «Выворачивание сказки наизнанку»

Это задание помогает детям не только составлять пародию на знакомое произведение, но и дает возможность развить его в любом направлении.

- Составь сказку, используя сказочные слова и выражения этой сказки, где:

Белоснежка встретила в лесу семь великанов.

Волк хотел съесть козлят, но они захватили его в плен.

^ 5. Сочинение сказки по началу или по концу.

Более самостоятельный вид работы. Дети уже имеют героев сказки, начало или конец какой-то истории, им только нужно придумать продолжение. Например, сказка по аналогии, сказка и музыка, сказка по начальной фразе, дописывание сказок. Например, Х.К.Андерсен «Принцесса на горошине» придумать историю жизни одной из горошинок, М. Пришвин «Как поссорились кошка с собакой» придумать продолжение истории о дружбе кошки и собаки (2 класс УМК «Школа 21в.»). При сочинении возможно использование юмора. Он стимулирует интерес и является эффективным средством для снятия напряжения, тревоги.

^ 6. Создание собственной оригинальной сказки.

Самый трудный вид работы. Все детям нужно придумать самим: и название, и героев, и сюжет. Можно использовать такой прием:

Нужно взять из названия сказки самое главное слово, написать его сверху вниз, букву над буквой и рядом с каждой буквой написать любое слово, начинающееся с этой буквы, например:

К – кикимора

А – амулет

Щ – щука

Е – Емеля

Й – йог

Используя эти слова, можно написать сказку, а слова, которые будут не нужны, можно не использовать.

^ 7. Очень помогает при сочинении сказок составление «сказочного словаря», где дети записывают зачины, концовки, сказочные выражения, средства передвижения, волшебные предметы.

Активно использую метод фантазирования, который содержит приемы фантастических гипотез, придумывания фантастических объектов.

^ 8. Прием «Свободное выступление»

Представьте себе, что на сказочную конференцию по правам сказочных героев собрались персонажи любимых сказок. Каждый из них выходит к трибуне и говорит…(Нужно выступить от имени сказочного героя любимой сказки).

Опыт творческой деятельности младшие школьники получают не только в процессе чтения и анализа художественного произведения, но и в ходе создания собственных текстов. Это могут быть не только сказки, но и рассказы. Начиная с 1 класса, дети учатся составлять рассказы по аналогии с прочитанным художественным произведением.

Приемы создания собственных текстов:

Прием «Напишите письмо». Учащимся нужно написать кому-либо письмо от имени героя произведения, это позволяет поставить себя на место другого, соотнести его мысли и чувства со своими.

Прием «Пишем сказку на новый лад». Ребята получают листочки бумаги, на которых обозначены персонажи любимых сказок, но при этом включены слова из нашего современного лексикона.

Колобок, бабушка, дедушка, волк, лиса, медведь, велосипед, соревнования.

Ребята должны написать сказку, используя предложенные слова, на современный лад. Время написания сказки 7 минут. Группа разыгрывает сказку по ролям.

Прием «Составление телеграммы, инструкции, памятки» научит отбирать наиболее важную информацию из прочитанного и представить ее в сжатом, лаконичном виде.

Прием «Письмо по кругу» предлагает групповую форму работы. Детям нужно не только размышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы. У каждого члена группы – тетрадь и ручка, каждый записывает несколько предложений на заданную тему, затем передает тетрадь соседу, который должен продолжить его размышления. Тетради передаются до тех пор, пока каждая тетрадь не вернется к своему хозяину.

Прием «Написания эссе» - это письменное размышление на заданную тему, прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции. Оно выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретной теме, проблеме (раздумья, размышления о жизни, о событиях).

Высказать свое мнение о книге, спектакле, картине и др. помогает такой вид работы как написание отзыва. Я использую вопросы, при помощи которых, дети выполняют данное задание:

- Понравился ли тебе рассказ? Почему?

- Удачно ли созданы автором образы героев?

- Есть ли в рассказе интересные описания героев? А их характеров?

- Какие изобразительные средства помогли автору рассказать о…?

- Можно ли рассказ назвать оригинальным, интересным, необычным?

- Поясни заглавие рассказа.

Заключение

Важным условием развития творческих способностей является настойчивость и инициатива человека, без чего не может быть поиска. Исследования , проводимые в этом направлении, позволяют указать основные условия, необходимые для развития творческих способностей школьников.

раннее начало (рисование, лепка, конструктор);

окружение ребенка такой средой, такой системой отношений, которые бы стимулировали -самую раннюю творческую силу;

максимальное напряжение сил, то есть ребенок должен добираться до потолка своих возможностей и постепенно поднимать этот потолок;

большая свобода в выборе деятельности, в чередовании дел;

умная помощь взрослых;

эмоциональная сторона дела.

^ Развивать творчество можно следующими путями:

а) применение в учебном процессе методов, которые способствуют развитию логического мышления, инициативы, активности, самостоятельности. Особая роль в этом принадлежит проблемному обучению;

б) включение элементов исследования в различные виды учебной деятельности;

в) приобщение к изобретательности на уроках и внеклассных занятиях;

г) организация индивидуальных занятий творческого характера.

Задача современной школы- учить детей делать правильный выбор, умению самореализации, самоуправлению, самовоспитанию, то есть учить думать творчески.

Формирование положительной мотивации в их отношении к различным видам деятельности - непременное условие повышения результативности обучения.
^ ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА

Предполагается дальнейшая более углубленная работа по данной теме, а также работа с другими учениками (первый класс) для развития творческих способностей детей.

Данный проект может быть использован в практике работы учителей начальной школы, воспитателей детских садов и других специалистов, работающих с детьми .

Литература.

  1. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети?- М., «Просвещение», 1986 г.




  1. Брудная Е.Д. Учитель.- М., «Политиздат», 1991 г.

  2. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. – М., 1982

  3. Былевская В.Н. Развитие творческих возможностей младших школьников. «Начальная школа», №5 – 1990 г.

  4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., ИНТОР, 1996 г.

  5. Истомина Н.Б. Подготовка учителя к уроку математики. «Начальная школа», №1 – 1984 г.

  6. Леонтьева М.Р. Справка о проблемах и перспективах развития начального образования. «Начальная школа», №4 – 1997 г.

  7. Обучение и развитие. Под редакцией Занкова. Л.В. – М., 1975 г.

  8. Лебедева Н.В. Преемственность в учебно-воспитательной работе учителей начальных классов и учителей-предметников. «Начальная школа», №12 – 1997 г.

  9. Шевченко С.Д. Как научить каждого. - М., «Просвещение», 1991 г.

Похожие:

Конкурсант iconКонкурсант
«Я не виновен. Я хочу быть в жизни успешным, и в этом я такой же Человек, как все». Занимая позицию педагогической защиты, я стараюсь...
Конкурсант iconПресс-центр конкурса «Учитель года России – 2012» Телефон: +7 (962)...
Всероссийского конкурса «Учитель года России-2012». Во время этого испытания, которое длится 50 минут, проверяется умение общаться...
Конкурсант iconОтчет о Районном конкурсе по сольфеджио среди учащихся дмш и дши...
Районный конкурс по сольфеджио среди учащихся 2-6 классов дмш и дши гатчинского муниципального района. Из заявленных 44 учащихся...
Конкурсант iconОтчет о Районном конкурсе по сольфеджио среди учащихся дмш и дши...
Районный конкурс по сольфеджио среди учащихся 2-6 классов дмш и дши гатчинского муниципального района. Из заявленных 47 учащихся...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница