Сочинение-миниатюру на тему: «Что такое комичность?» (объём 0,5 1 стр.) Кому из литературных героев присуще данное качество?




НазваниеСочинение-миниатюру на тему: «Что такое комичность?» (объём 0,5 1 стр.) Кому из литературных героев присуще данное качество?
Дата публикации25.02.2013
Размер98.5 Kb.
ТипСочинение
shkolnie.ru > Литература > Сочинение
Задания

IІ Всеукраинской ученической олимпиады

по русскому языку и литературе

19 февраля 2012 г.
Русский язык

10 класс
І. Напишите сочинение-миниатюру на тему: «Что такое комичность?» (объём 0,5 – 1 стр.) Кому из литературных героев присуще данное качество? 12 баллов
ІІ. Дайте ответы на вопросы, придерживаясь четкости и лаконичности в высказываниях.

1. Какое слово теряет смысл при чтении его «задом наперёд»?

Суд, луг, темь, пар, альт.

Ответ «кул» – бессмысленный звуковой комплекс. В остальных случаях получаются слова «туз», «медь», «раб», «тля».

^ 2. Какое из приведенных слов отличается от других по составу?

Волосатый, горбатый, красноватый, бородатый, носатый.

Ответ Красноватый

^ 3. Как вы думаете, почему маленькие дети часто неправильно произносят заимствованные слова типа какао (какава), радио (радива), туалет (тувалет), клоун (кловун) и др.? О какой особенности русского языка это свидетельствует?

Ответ Учащиеся должны объяснить, что сочетание 2 гласных звуков (зияние) не характерно для русского языка и является признаком заимствованных слов. Дети интуитивно вставляют согласный звук, устраняя его.

^ 4. Какие из перечисленных глаголов относятся к I спряжению: захотеть, выбежать, летать, выручать, подержать, грести, трясти, бежать, молчать?

Ответ Выручать, грести, трясти

^ 5. Можно ли считать слова «мышь» и «собака» неологизмами?

Ответ

6. Замените устаревшие слова общеупотребительными синонимами: ратай, длань, днесь, жир (семантический архаизм, укажите первоначальное значение слова), камо.

Ответ Ратай – пахарь, длань- ладонь, днесь – сегодня, жир – богатство, камо – куда.

^ 7. Какое слово при «перевёртывании» становится бессмысленным?

Паз, лёд, лев, щель, таз.

Ответ Звукосочетания «фэль» или «вэль» бессмысленны. В остальных случаях получаются слова «сап», «толь», «лещ», «сад» («зад»).

^ 8. Определите часть речи подчеркнутых слов.

1) Вон из Москвы! 2) Из него и дух вон. 3) Впоследствии он раскаялся в содеянном. 4) В сто сорок солнц закат сиял. 5) Напротив школы был стадион. 6) Ты просто умница! 7) Мне вспоминается одна песня. 8) Отдай ей восемь книг и столько же тетрадей. 9) Марья Гавриловна была воспитана на французских романах. 10) Он стоит выше всех.

Ответ 1) наречие, 2) глагол, 3) наречие и существительное, 4) числительное, 5) предлог, 6) частица, 7) местоимение, 8) местоимение, 9) причастие, 10) наречие.

^ 9. Какое общее фонетическое явление наблюдается в словах просьба, дрозд, московский при произнесении их в потоке речи?

Ответ

[проз’ба], [дрост], [маскофск’ий]. Уподобление звуков по глухости/звонкости (1 балл)

^ 10. В русском языке есть много слов, в корнях которых видны следы греческих корней АРХЕ- (древний), АРХИ (главный). Приведите примеры таких слов.

Оценка

(1 балл).

10 баллов
ІІІ. Расставьте недостающие знаки препинания, вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки. Сделайте синтаксический разбор выделенного предложения. (предложение выделить)

Точность издавн.. осознает..ся как одно из главных досто..нств речи. Уже в античных рук..водствах по красноречию первым и основным требованием предъявля..мым к реч.. было требование ясности. Содержание которое вклад..валось древними теорет..ками в это понятие во многом сходно с современ..ым понятием точности. Аристотель сч..тал что если речь (не) ясна она не дост..гает цели. «Достоинство слога быть ясным и (не) низким».

С античности начинает..ся ос..знание связи между способностью хорошо говорить писать и умением прав..льно мыслить: ясным и точным может быть лиш.. изл..жение ясной (для автора) мысли. «Кто ясно мыслит, ясно излагает» гласит известный аф..ризм. Цицерон считал что «…слова представляют как бы точное наим..нование понятий почти одновременно с самими понятиями возникшие».

Эту же связь языка и мышления отмечали позже и предст..вители рус..кой литературы. В.Г. Белинский писал «Слово отражает мысль: непонятна мысль (не) понятно и слово». По глубокому убеждению А.С. Пушкина и язык науки и язык художественной литературы должны быть прежде всего точными: «Точность и краткость вот первые достоинства прозы». Своей художественной практ..кой своей р..дакторской работой своими выс..казываниями о языке А.С. Пушкин способств..вал ст..новлению точной художественной речи, ее обр..зности.

^ Точность как качество речи всегда связ..валась с умением ясно мыслить, со знан..ем предмета речи, со знан..ем значения слов.

(193 слова. Из статьи Б.Н. Головина «О качествах хорошей речи»)

5 баллов

Точность издавна осознается как одно из главных достоинств речи. Уже в античных руководствах по красноречию первым и основным требованием, предъявляемым к речи, было требование ясности. Содержание, которое вкладывалось древними теоретиками в это понятие, во многом сходно с современным понятием точности. Аристотель считал, что, если речь неясна, она не достигает цели. «Достоинство слога — быть ясным и не низким».

С античности начинается осознание связи между способностью хорошо говорить, писать и умением правильно мыслить: ясным и точным может быть лишь изложение ясной (для автора) мысли. «Кто ясно мыслит, ясно излагает», — гласит известный афоризм. Цицерон считал, что «…слова представляют как бы точное наименование понятий, почти одновременно с самими понятиями возникшие».

Эту же связь языка и мышления отмечали позже и представители русской литературы. В.Г. Белинский писал: «Слово отражает мысль: непонятна мысль — непонятно и слово». По глубокому убеждению А.С. Пушкина, и язык науки, и язык художественной литературы должны быть прежде всего точными: «Точность и краткость — вот первые достоинства прозы». Своей художественной практикой, своей редакторской работой, своими высказываниями о языке А.С. Пушкин способствовал становлению точной художественной речи, ее образности.

Точность как качество речи всегда связывалась с умением ясно мыслить, со знанием предмета речи, со знанием значения слов.
Оценка – 0 (орфографических)-0 (пунктуационных) – 5 баллов

1-2(орфографических) – 1-2 (пунктуационных) – 4 балла

3-4(орфографических) – до 4 пунктуационных – 3 балла

3-4(орфографических) - более 4 пунктуационных– 2 балла

Более 4-х орфографических – 0 баллов

^ IV. Определите стиль текста. Укажите языковые средства, характерные для данного стиля.

По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки правильности проведения инвентаризации. Их следует проводить с участием членов инвентаризационной комиссии и материально ответственных лиц обязательно до открытия помещения, где проводилась инвентаризация. Результаты контрольных проверок правильности проведения инвентаризации оформляются актом и регистрируются в книге учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризации. 4 балла

V. Выпишите слова, в которых подчеркнутая буква обозначает мягкий согласный. Укажите слова, в которых современной литературной нормой допускается двоякое произношение – с твердым и мягким согласным перед Е.

Детектив, кабаре, фонема, декан, термин, рейтинг, артерия, тенденция, крем, академия, тенор, индекс, экспресс, бартер, коттедж, сессия, шинель, декольте, бизнес, компьютер, темп.

7 баллов

VІ. Распределите данные слова в 2 группы:

1 группа – слова, в которых -ом входит в основу;

2 группа – слова, где –ом – окончание.

Ничком, метроном, парусом, (в) просвещенном, мимолетом, впятером, бурелом, профком, притом, котом.

5 баллов

VІІ. Подберите слова, обозначающие лицо противоположного пола: армянин, бразилец, индиец, балерина, барон, генерал, директор, клоун, турок, черкес, заведующий, доктор. 3 балла

^ VІІІ. Расставьте знаки препинания. Найдите главные и придаточные предложения. Определите вид придаточных предложений. Свой ответ аргументируйте.

1. Александр не любил когда Горчаков переписывал его стихи похваливая. (Ю.Тынянов)

2. И он вздохнул о прежних днях когда он жил страстям чужой с природой жизнию одной. (М.Лермонтов)

3. Я вернусь когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад. (С.Есенин)

3 балла
Литература

10 класс

^ I. Напишите небольшое эссе «Литература в моей жизни»

12 баллов

ІІ. О ком из русских писателей идет речь в отрывках из мемуаров?

1.1 …Он был максималист во всем, его неугомонное, неутомимое сердце всегда откликалось на чужие нужды. Школы, больницы, помощь голодающим... Везде ездил сам. Вмешивался во все судебные процессы... Голос яснополянского старца гремел над всем миром. Великий учитель, великий писатель, он воспевал любовь, семью, смирение, служение другим. Но все старался сделать сам, своими силами…(Л. Толстой)

1.2 Кто не слыхал читавшего (…Гоголь) , тот не знает вполне его произведений. Он придавал им особый колорит своим спокойствием, своим произношением, неуловимыми оттенками насмешливости и комизма, дрожавшими в его голосе и быстро пробегавшими по его оригинальному остроносому лицу, в то время как серые маленькие его глаза добродушно улыбались и он встряхивал всегда падавшими ему на лоб волосами.

1.3 Внешность (Тургенев…) хорошо известна. Он был очень красив: высокого роста, крепко сложенный, с мягкими седыми кудрями. Глаза его светились умом и не лишены были юмористического огонька, а манеры отличались той простотой и отсутствием аффектации, которые свойственны лучшим русским писателям. Голова его сразу говорила об очень большом развитии умственных способностей(…) В особенности была замечательна беседа(…). Он говорил, как и писал, образами. Желая развить мысль, он прибегал не к аргументам, хотя был мастер вести философский спор; он пояснял ее какой-нибудь сценой, переданной в такой художественной форме, как будто бы она была взята из его повести.

^ 3 балла

ІІІ. Дайте ответы на вопросы, придерживаясь четкости и лаконичности в высказываниях.

1. В каком из произведений все действующие персонажи вымышленные?

а) в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»;

б) в петербургской повести А.С. Пушкина «Медный Всадник»;

в) в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»;

г) в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова.

2. В каких прозаических произведениях XIX века изображается русская провинция?

3. Назовите русских писателей-сатириков XIX века.

4. На стихи какого русского поэта написан романс «Я встретил вас»?

5. О какой героине романа «Война и мир» Л.Н.Толстой писал: «Сущность её жизни – любовь»?

6. Какое прозвище получил от своих близких Порфирий – герой романа М.Е.Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы»?

7. По мотивам какой пьесы А.И.Островского Эльдар Рязонов снял фильм «Жестокий романс»?

8. По мотивам какого произедения А.П. Чехова Эмиль Лотяну снял фильм «Мой ласковй и нежный зверь»?

9. Какой новый литературный жанр был создан И.С.Тургеневым?

10. Как называются стихи, которые расположены на листе в виде какого-то определенного рисунка? Например:

Мы –

Среди тьмы.

Глаз отдыхает.

Сумрак ночи живой.

Сердце жадно вздыхает.

Шопот звезд долетает порой,

И лазурные чувства теснятся толпой.

Все забылося в блеске росистом.

Поцелуем пушистым

Поскорее блесни!

Снова шепни,

Как тогда:

«Да!» Э. Мартов (1894) 10 баллов

^ IV. Чей поединок изображен в следующем фрагменте из произведения русской литературы? Назвать героев, которые участвуют в поединке, автора и название произведения.

а)^ Он прицелился и прострелил мне фуражку. Очередь была за мною. Жизнь его наконец была в моих руках; я глядел на нег жадно, стараясь уловить хоть одну тень беспокойства... Он стоял под пистолетом, выбирая из фуражки спелые черешни и выплевывая косточки, которые долетали до меня. Его равнодушие взбесило меня. Что пользы мне, подумал я, лишить его жизни, когда он ею вовсе не дорожит? Злобная мысль промелькнула в уме моем. Я опустил пистолет...

б) Щитом покрывшись, он нагнулся,

Мечом потряс и замахнулся;

Но тот взвился под облака;

На миг исчез — и свысока
Шумя летит на князя снова.

Проворный витязь отлетел

И в снег с размаха рокового

Колдун упал - да там и сел...
в) Изловчился он, приготовился,

Собрался со всею силою

И ударил своего ненавистника

Прямо в левый висок со всего плеча...

г) Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни одного слова. Остановился сыноубийца и глядел долго на бездыханный труп. Он был и мертвый прекрасен: мужественное лицо его, недавно исполненное силы и непобедимого для жен очарованья, все еще выражало чудную красоту; черные брови, как траурный бархат, оттеняли его побледневшие черты... 4 балла

^ V. На основе особенностей художественного стиля поданного отрывка заполните «паспорт» произведения:

Город ***, куда отправились наши приятели, состоял в ведении губернатора из молодых, прогрессиста и деспота, как это сплошь да рядом случается на Руси. Он, в течение первого года своего управления, успел перессориться не только с губернским предводителем, отставным гвардии штабс-ротмистром, конным заводчиком и хлебосолом, но и с собственными чиновниками. Возникшие по этому поводу распри приняли, наконец, такие размеры, что министерство в Петербурге нашло необходимым послать доверенное лицо с поручением разобрать все на месте.
Отцы и дети (Тургенев)

1. Автор. 2. Название произведения.

3. Год издания. 4. Жанр.

5. Литературный род. 6. Тема.

7. Главная идея. 8. Сюжетные линии.

9. Композиция. 10. Проблематика.

5 баллов

Общее количество баллов –

Похожие:

Сочинение-миниатюру на тему: «Что такое комичность?» (объём 0,5 1 стр.) Кому из литературных героев присуще данное качество? iconСочинение-миниатюру на тему: «Что такое комичность?»
Как вы думаете, почему маленькие дети часто неправильно произносят заимствованные слова типа какао (какава), радио (радива), туалет...
Сочинение-миниатюру на тему: «Что такое комичность?» (объём 0,5 1 стр.) Кому из литературных героев присуще данное качество? iconКому из литературных героев принадлежат следующие предметы?
Кому из литературных героев принадлежат следующие предметы? Назовите героя, произведение и
Сочинение-миниатюру на тему: «Что такое комичность?» (объём 0,5 1 стр.) Кому из литературных героев присуще данное качество? iconКонспект урока по математике на тему: «Приём деления вида 32: 5»
Орг. Момент: Сегодня урок-игра «Что, где, сколько?» Команда литературных героев против команды 3 класса
Сочинение-миниатюру на тему: «Что такое комичность?» (объём 0,5 1 стр.) Кому из литературных героев присуще данное качество? iconКтд «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Данное мероприятие включает в себя четыре творческих конкурса, номера художественной самодеятельности, показ отрывка из мультфильма...
Сочинение-миниатюру на тему: «Что такое комичность?» (объём 0,5 1 стр.) Кому из литературных героев присуще данное качество? iconУрок развития речи в 5 классе «Пишем сочинение-миниатюру «Моя осень»
И до того налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали как солнышки – багряными и золотыми
Сочинение-миниатюру на тему: «Что такое комичность?» (объём 0,5 1 стр.) Кому из литературных героев присуще данное качество? iconНапишите Сочинение-миниатюру, по картине Нины Ватолиной. "Вести с Фронта."
Дайте краткое описание картине Н. Н. Ватолиной, включите в сочинение текст письма солдата своим родным. В письме используйте языковые...
Сочинение-миниатюру на тему: «Что такое комичность?» (объём 0,5 1 стр.) Кому из литературных героев присуще данное качество? iconБиодинамическое качество. Что это такое?
Тот, кто бывал за рубежом, не раз видел в магазинах продукты "с ферм". Это биодинамические продукты. Несмотря на более высокую цену,...
Сочинение-миниатюру на тему: «Что такое комичность?» (объём 0,5 1 стр.) Кому из литературных героев присуще данное качество? iconПояснительная записка за основу данной рабочей программы взята программа по литературе
Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства,...
Сочинение-миниатюру на тему: «Что такое комичность?» (объём 0,5 1 стр.) Кому из литературных героев присуще данное качество? icon«Качество образования – качество жизни!»
Страшно представить, если действительно(по Ю. Латыниной) "в истории торжествует то, что экономически выгодно" Тогда получается, что...
Сочинение-миниатюру на тему: «Что такое комичность?» (объём 0,5 1 стр.) Кому из литературных героев присуще данное качество? iconТема: Л. Н толстой «Кавказский пленник». Нравственные ценности в...
Цель урока: дать понятие сравнительной характеристики литературных героев; подчеркнуть нравственный смысл рассказа «Кавказский пленник»;...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница