Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы




Скачать 56.96 Kb.
НазваниеАктивизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы
Дата публикации22.02.2013
Размер56.96 Kb.
ТипУрок
shkolnie.ru > Литература > Урок
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы.
Проблема отбора содержания, форм, методов и средств, направленных на активизацию обучения, остается актуальной до настоящего времени. Заставляют по-новому взглянуть на эту проблему и внедряемые в современную школу средства информационных и коммуникационных технологий, а также переход на новые Федеральные Государственные образовательные стандарты [1].

Под активизацией познавательной деятельности понимают совокупность мер, предпринимаемых с целью ее интенсификации и повышения эффективности [2, с.34].

При подготовке к уроку перед каждым учителем встаёт вопрос: как обучать школьников тому, что требует программа и стандарты; как реализовать на одном занятии триединую цель. Поэтому к выбору методов обучения, направленных на достижение запланированных целей урока необходимо подходить творчески.

Педагогическим направлением, позволяющим стимулировать интересы учащихся, является использование активных методов обучения, т.е. методов обучения, которые «побуждают обучаемых к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом» [3, с. 28]

На уроках русского языка и литературы выбор методов и средств обучения нами осуществляется в трех направлениях. Во-первых, методы и средства должны быть направлены на активизацию воспроизведения учебного материала, выраженную в стремлении учащихся понять, запомнить, воспроизвести полученные знания. Во-вторых, на активизацию интерпретации, выраженной в стремлении учащихся постичь смысл изучаемого, установить связи, овладеть способами применения полученных знаний в новых условиях. В-третьих, на творческую активизацию, проявляющуюся в способности к самостоятельному поиску решения проблем, к проявлению познавательных интересов.

Активные методы обучения:

- проектная деятельность – комплексный процесс обучения, развивающий у обучаемого самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности (способствует развитию познавательных, творческих интересов обучаемых, умений самостоятельно формировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитию критического мышления) [2, с 86]. Проекты мы использовали, например, на уроках литературы по биографии А.С. Пушкина «Образ А.С. Пушкина в изобразительном искусстве (портреты, скульптуры, образцы декоративно-прикладного искусства, детские рисунки, работы художников-иллюстраторов, памятные знаки, барельефы и др.)», «У лукоморья»;

- исследовательская работа (способствует развитию познавательной самостоятельности учащегося). Планируя уроки русского языка в старших классах, предпочитаем именно такой метод работа. Он создает творческую атмосферу, развивает речевую способность учащегося. Исследовательские работы: «Речевой этикет в современном молодежном общении», «Жаргонизмы в речи школьников», «Фразеологизмы в современной жизни»;

- эвристическая беседа (заставляющая обучаемых на основе имеющихся знаний, представлений, наблюдений, личного опыта, приходить к новым понятиям, выводам, правилам). Беседа активизирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию их мышления. Иногда задаем учащимся вопросы на воспроизведение ранее усвоенных знаний. Эвристическую беседу часто используем на уроках литературы и русского языка: «Женщины в жизни С.Есенина», «Н и нн в наречиях» и т.д. ;

- решение изобретательских задач – обучение учащихся на технологиях разрешения одиночных и комплексных противоречиях (способствует формированию и совершенствованию навыков управления мышлением, развитию интуиции, реализации потребности в творчестве). Например, в рамках изучения басни И.А. Крылова «Свинья под дубом». Задаем вопрос: Какие плюсы и минусы будут выявлены, при описанных событиях?, при изучении сказки «Премудрый пескарь» Салтыкова-Щедрина можно провести такую же работу. Задать вопрос: Что изменилось бы в жизни пескаря, если бы он жил по-другому?

- мозговой штурм (стимулирует интеллектуально-творческие и познавательные способности учащихся, способность концентрировать внимание и мыслительные усилия на решение задачи). Мозговой штурм можно использовать ежедневно для развития фантазии и воображения и для раскрепощения сознания детей, показать, что у одной и той же задачи есть много разных решений и каждое правильно, но только для своих конкретных условий, научить детей не бояться высказывать свои мысли, снять страх перед критикой и страх ошибиться. Например, при изучении фразеологизмов используем задание «Фразеологизм за пять минут» (предлагается придумать свой афоризм)., «Словесная гимнастика» (найдите «Четвертое лишнее»; напишите как можно больше однокоренных слов и форм этого же слова). На уроках литературы тоже целесообразно применять такую работу. Например, при изучении творчества А.Блока «Символика цветов в поэме», «Почему в конце появляется Христос»;

- ролевая игра (стимулирует мотивацию и интересы учащихся по предмету, способствует развитию навыков критического анализа, межличностного взаимодействия, помогает выработать свою линию речевого поведения, формирует быстроту реакции). Например, при изучении произведения Н.В. Гоголя проводим ролевую игру «Суд над Тарасом Бульбой», где ребенок выступает в роли защитника или обвинителя. При изучении творчества А.С. Пушкина предлагаем детям поработать экскурсоводом «Заочная экскурсия по местам А.С. Пушкина. Урок-детектив, по описанию, данному автором, ученик должен определить литературного героя.

- провокация – подача неверной информации с целью ее анализа, установки причинно-следственной связи, формулирование правильного вывода (способствует формированию и совершенствованию навыков управления мышлением). На уроках часто используем лекцию-провокацию (или лекция с запланированными ошибками), формирующая умения учащихся оперативно анализировать, ориентироваться в информации и оценивать ее.

- искажение информации (направлено на развитие орфографической и пунктуационной зоркости учащихся). Такой метод часто используем на уроках русского языка. Даем задания в виде текста, в словах делаются орфографические ошибки, а ребенок обязан их исправить и объяснить написание, вспомнив правило.

- преобразование информации (формирование умения выделять главное в тексте, составлять план к нему, исключать лишнюю информацию, дополнять текст примерами). Этот метод предлагаем на уроках по развитию речи, при работе с первым заданием для подготовки к ГИА. Например, напишите сжатое изложение, озаглавьте текст, составьте план.

- взаимодействия обучаемого с электронными образовательными ресурсами в рамках технологии дистанционного обучения (формирование опыта работа в информационной образовательной среде, навыков самообучения). В своей работе часто обращаемся к электронными версиями книг по литературе, просмотр видеороликов при изучении Л.Н. Толстого «Война и мир», М. Шолохова «Тихий Дон», М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», интерактивных презентаций: «Основные правила пунктуации и орфографии», «Правописание чередующихся гласных в корне слова», «Любовь в жизни С.А. Есенина»,

- проблемное обучение – основан на рассмотрении сложных познавательных задач (стимулирует познавательную активность, развивает умение и навыки по решению проблем). Неоднократно проводились уроки с проблемной ситуацией «Кто нам милей – отцы иль дети?» по произведению И.С. Тургенева «Отцы и дети», «Может ли человек взять на себя ответственность за судьбы мира? Это чрезмерные претензии, гордыня или право и обязанность личности?», «Раскольников терпит крушение вследствие своих личных качеств или несостоятельности самой идеи?» по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», «Что делает человека живым и что убивает душу?», «Есть ли вина человека в том, что его душа умерла?»
«Считает ли Гоголь возможным возрождение своих героев?», «Видит ли писатель вокруг себя «живые души»?» по произведению Н.В. Гоголя «Мертвые души» и т.д.

Необходимость использования активных методов обучения еще вызвано тем, что в рамках модернизации системы Российского образования осуществляется переход к дистанционным формам взаимодействия учителя с обучаемыми и обучаемых между собой. Опыт такой работы автор имеет с учащимися ЦДО г. Липецка. На сайте Центра Дистанционного обучения ОАУ С(К)О школа-интернат для слепых и слабовидящих детей 3-4 вида был размещен дистанционный курс «Русский язык 12 класс», при разработке материалов которого было предусмотрено использование методов обучения, способствующих активизации учебной и познавательной деятельности учащихся.
Список литературы:

  1. ФГОС 2 поколения. Режим доступа: адрес (дата обращения: 02.02.2013).

  2. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т./Под ред. С.Я. Батышева. – М., АПО. 1998. – 568 с., ил. Т. 1 – А – Л – 1998.

  3. Морева Н.А. Технологии профессионального образования: Учеб. Пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 432 с.

  4. Ибрагимов И.М. Информационный технологии и средства дистанционного обучения: Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 336 с.

Похожие:

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы icon«Активизация учебно-познавательной деятельности обучающихся специальных...
...
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы iconПроблема Активизация познавательной деятельности школьников на уроках...
...
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы icon«люби, цени и знай русский язык!» Автор: Реветнева Тамара Николаевна,...
Пояснительная записка. Мероприятие проводится в рамках Недели русского языка и литературы с целью воспитания у учащихся бережного...
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы iconТематика курсовых работ и вкр частные методики Методика обучения...
Активизация познавательной деятельности на уроках чтения (русского языка) в условиях реализации новых фгос
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы iconУроках математики
Поэтому одна из основных моих задач активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы icon«Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках литературы» Этапы работы
В условиях модернизации российского образования, направленной на повышение качества, доступности и эффективности образования и  определяющей...
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы iconМетодическая разработка Активизация познавательной деятельности
Приемы и средства активизации познавательной деятельности на уроках физики
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы iconЛесновой Марины Валентиновны учителя русского языка и литературы...
Тема проекта: эор как средство формирования языковой и коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы iconНа уроках русского языка и литературы
Фролова Елена Викторовна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы iconУчитель русского языка и литературы
Использование технологии личностно ориентированного обучения на уроках русского языка и литературы
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница