Урок русского языка в 11 классе официально-деловой стиль




Скачать 158.61 Kb.
НазваниеУрок русского языка в 11 классе официально-деловой стиль
Дата публикации22.02.2013
Размер158.61 Kb.
ТипУрок
shkolnie.ru > Литература > Урок




Урок русского языка в 11 классе

ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ

Обучающие цели:

- организовать деятельность учащихся по общению и систематизации знаний в рамках темы;

- обеспечим возможность проверки и коррекции орфографической и пунктуационной грамотности;

- обеспечить установление учащимися внутрипредметных и межпредметных связей.

Развивающие цели:

- развитие у школьников умений видеть языковые явления в художественном произведении, задумываться над их художественным значением;

- развитие умения формировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее;

- развивать у учащихся потребность в творческой деятельности, в самовыражении, самоактуализации через различные виды работы.

Воспитывающие цели:

- повышение лингвистической культуры, формирование сознательного отношения к языковым явлениям;

- помочь обучающимся осознать ценность совместной деятельности

^ ОФОРМЛЕНИЕ, НАГЛЯДНОСТЬ

    1. Таблицы «Стили речи», «Обособленные члены предложения»

    2. Индивидуальные для каждого ученика программы серии «Компьютерное обучение» (уроки, тренинги, диагностика, работа над ошибками) по темам «Правописание служебных частей речи», «Пунктуация при обособленных членах предложения».

    3. Распечатки заданий.

    4. Памятки «Как писать апелляцию, резюме, т. д.»

    5. Различные словари.

    6. На доске эпиграфы:

Какая точность во всяком слове! Какая значительность всякого выражения!

Н. В. Гоголь

Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя.

А. С. Пушкин
^ I АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ, МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1) Постановка цели

2) Работа с эпиграфами

- Почему именно эти авторы?

- Почему два эпиграфа?

( Оба писателя – мастера слова. Н. В. Гоголь говорит о возможностях, предоставляемых русским языком, а А. С. Пушкин о том, как они реализуются в произведениях истинных Мастеров)

Учитель. Сегодняшний урок – это скорее урок словесности, потому что больше мы будем говорить о роли стилистически окрашенных слов в произведениях М. А. Булгакова.

^ II ПОВТОРЕНИЕ (фронтальный опрос «Особенности официально-делового стиля)

1. А) Основные черты стиля?

(- точность, неличный характер, стандартизированность, стереотипность построения текста, предписывающий характер)

Б) Особенности лексики?

(- широкое употребление стандартных оборотов речи; специальная терминология; устойчивые словосочетания; неэмоциональный характер)

В) Морфологические особенности?

(- употребление глаголов совершенного и несовершенного видов, краткие прилагательные со значением долженствования; большое количество относительных прилагательных; производные предлоги; отглагольные существительные; причастия)

Г) Синтаксис ?

(Осложненные простые предложения, обособленные обороты, однородные члены предложения)

Д) Тип речи?

(Отсутствие повествования и описания)

2. - Как называются обязательные составные части делового письма или документа? (Реквизиты)

- Назовите реквизиты заявления (название учреждения или должностного лица, от кого, заголовок, текст, дата, подпись, адрес)
^ III СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ

1. - Канцелярский язык и официально-деловой стиль – одно и то же?

( Канцелярский язык – сухая, казенная речь, лишенная красок, невыразительная.

^ Официально-деловой стиль – разновидность литературного языка, язык договоров и законов, официальных документов, т. д.)

- Какова сфера применения официально-делового стиля?

(официально-деловые отношения)

- Могут ли элементы официально-делового стиля использоваться в других стилях?

- Как называются слова и выражения официально-деловой речи, употребленные за ее пределами?

(Канцеляризмы)

- Это явление положительное или отрицательное?

(Канцеляризмы обедняют, сушат речь, производят впечатление стилистического диссонанса, нередко искажают смысл)

- Почему же тогда канцеляризмы появляются в художественном произведении?

(Особый литературный прием)

  1. Индивидуальное сообщение о значении стилистически окрашенных слов в рассказе «Злоумышленник» А. П. Чехова

^ IV РАБОТА С ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ТЕКСТОМ

1 Работа групп

1 группа объясняет роль канцеляризмов в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

2 группа объясняет роль канцеляризмов в повести «Собачье сердце»

3 группа анализирует речь Шарикова, объясняет, откуда появились в ней слова разных стилей. (со словарями)

4 группа работает с компьютерной программой по своему выбору:

- тренинг (с учебником) по правописанию производных предлогов, пунктуации в предложениях с обособленными членами;

- контроль этих же тем.

Задача этой группы – добиться улучшения результатов (это покажут диаграммы)

^ 2 Выступление групп

Первая группа говорит о том, что московские главы – сатирические. Канцеляризмы - подчеркивают формализм, бездуховность чиновников;

- создают образ эпохи (Москва 30-х годов);

- характер героев;

- средство создания комического (через несоответствие)

(интересна расписка, которую получил Николай Иванович, комиссию зрелищ связали с Древним Римом, когда не желавшие работать римляне требовали «Хлеба и зрелищ»)

Вторая группа отметила, что канцеляризмы – главное средство речевой характеристики. Швондер – идеолог Шарикова, именно он формирует личность «нового пролетария», вооружает его теорией и соответствующей лексикой. Наличие канцеляризмов полнее раскрывает характер Швондера, недалекого и ограниченного, почувствовавшего себя хозяином жизни.

Третья группа нашла в речи Шарикова слова разных стилей:

- канцеляризмы (самое заметное) – от Швондера;

- просторечные слова – от Клима Чугункина;

- «благоволите» - от профессора Преображенского

^ 3 Инсценировка отрывка из «Собачьего сердца»

Преображенский и Шариков сидят на диване. Уютно горит настольная лампа.

Преображенский Как же вам угодно именоваться?

Шариков Полиграф Полиграфович.

Преображенский (раздражённо) Не валяйте дурака, я с вами серьезно говорю.

^ Шариков (тоже раздражённо) Что-то не пойму я. Мне по матушке нельзя. Плевать – нельзя. А от Вас только и слышу: «Дурак, дурак». Видно, только профессорам разрешается ругаться в Ресефесере.

Преображенский (пьёт воду). Из-ви-ни-те. У меня расстроены нервы. Ваше имя показалось мне странным. Где вы, интересно знать, откопали себе такое?

^ Шариков (гордо) Домком посоветовал. По календарю искали – какое тебе, говорят? Я и выбрал.

Преображенский Ни в каком календаре ничего подобного быть не может.

^ Шариков ( с чувством превосходства) Довольно удивительно, когда у вас в смотровой висит. (Показывает календарь)

Преображенский Где?

Шариков (торжествующе) Четвёртого марта празднуется.

Преображенский Покажите… Гм… Чёрт… В печку его немедленно! (Пауза) Фамилию позвольте узнать?

^ Шариков (с достоинством). Фамилию я согласен наследственную принять.

Преображенский (ошеломлённо) Как? Наследственную? Именно?

Шариков Шариков.

^ Входит Швондер

Швондер Ну что ж, оформляйте документ.

Преображенский (недоумённо) Как же писать?

Швондер (снисходительно) Дело не сложное. Пишите удостоверение, гражданин профессор. Что так, мол, и так, предъявитель сего действительно Шариков Полиграф Полиграфович, гм… зародившийся в вашей, мол, квартире…

^ Преображенский (растерянно) Гм… вот чёрт! Глупее ничего себе и представить нельзя. Ничего он не зародился, а просто… одним словом…

Швондер (злорадно) Это – ваше дело, зародился или нет. В общем и целом ведь вы делали опыт, профессор! Вы и создали гражданина Шарикова.

^ Шариков (угрюмо) И очень просто!

Преображенский (раздражённо) Я бы очень просил Вас не вмешиваться в разговор. Вы напрасно говорите «и очень просто» - это очень не просто.

^ Шариков( обиженно) Как же мне не вмешиваться?

Швондер Простите, профессор, гражданин Шариков совершенно прав. Это его право – участвовать в обсуждении его собственной участи, в особенности поскольку-постольку дело касается документов. Документ – самая важная вещь на свете.

Преображенский Одним словом, кончим это. (Вырывает листок из блокнота и пишет) «Сим удостоверяю»… Чёрт знает, что такое… Гм… «Предъявитель сего – человек, полученный при лабораторном опыте путём операции на головном мозгу, нуждается в документах»… Чёрт! Да я вообще против получения этих идиотских документов. Подпись «Профессор Преображенский»

Швондер(насторожённо) Довольно странно, профессор, как это вы документы называете идиотскими? Я не могу допустить пребывания в доме бездокументного жильца, да ещё не взятого на воинский учёт милицией. А вдруг война с империалистическими хищниками?

^ Шариков (категорично) Я воевать никуда не пойду!

Швондер (вполголоса) Вы, гражданин Шариков, говорите в высшей степени несознательно. На воинский учёт необходимо взяться.

Шариков На учёт возьмусь, а воевать – шиш с маслом. Я тяжко раненый при операции. Меня, вишь, как отделали! (Показывает рубец на лбу)

^ Швондер (осторожно) Вы анархист-индивидуалист?

Шариков Мне белый билет полагается.

Швондер Ну-с, хорошо, неважно пока. Факт в том, что мы удостоверение профессора отправим в милицию, и вам выдадут документ.
- Почему именно этот отрывок мы выбрали?

(Ярко увидели использование канцеляризмов для речевой характеристики героя: формализм, бюрократизм. «Документ – самая важная вещь на свете»)

^ V РАБОТА ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧИ

Учитель: Сергей Иванович Ожегов говорил:

«Что такое высокая культура речи?.. Это умение правильно, точно и выразительно передать мысли средствами языка»

- Как вы думаете, о чем мы должны говорить на сегодняшнем уроке с точки зрения культуры речи?

(Неуместное и неоправданное применение элементов деловой речи, канцеляризмов)

Самостоятельная работа (по карточкам)

^ VI ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

VII Домашнее задание

Повторить по любому пособию правописание союзов и частиц, вводные и вставные конструкции

На «5» - Исследование «Использование стилистически окрашенных слов в художественном произведении (на примере произведений М. Зощенко, Ильфа и Петрова)

- Исследование «Роль диалектизмов в произведениях М. Шолохова»

На «4» - упр. 472 (по учебнику Власенковой)

На «3» - упр 470
^ Приложение (групповые задания)

Прочитайте отрывок из книги известного писателя и ответьте на вопрос.

- Как вы понимаете изобретенный Чуковским термин?

Корней Чуковский в книге «Живой как жизнь» приводит «перлы» из обыденной речи самых разных людей, которые он слышал своими ушами:

– Тебя не лимитирует плащ? (спрашивает дачник свою жену).

- Мы с женой не конфликтуем никогда (говорит тот же дачник)

- Чуть выходишь за калитку, сейчас же зеленый массив!

- Какие мероприятия предпринимаете вы для активизации клева? (это вопрос рыболова).

- Молодой человек увидел у калитки пятилетнюю девочку, которая стояла и плакала. Он ласково наклонился над ней и, к моему изумлению, сказал:

- Ты по какому вопросу плачешь?

Чувства у него были самые нежные, но для выражения нежности не нашлось человеческих слов…

Всех людей объединяет одно: они считают правилом хорошего тона возможно чаще вводить в свою речь (даже во время разговора друг с другом) слова и обороты канцелярских бумаг, циркуляров, реляций, протоколов, донесений и рапортов.
Чуковский изобрел специальный термин – по образцу медицинских терминов колит, дифтерит, менингит – канцелярит, чтобы обозначить это действительно болезненное стремление необдуманно, неуместно и в то же время намеренно («для придания важности») вставлять в свою речь канцеляризмы: специальные слова, обороты, клише, штампы, которые сложились в бюрократическом, чиновничьем языке при составлении официальных бумаг и которые, кстати, в таких бумагах бывают необходимы.

  1. ^ Найдите и объясните, чем вызваны ошибки

1) - В сцене дуэли раскрывается черта Онегина: способность оценивать свои поступки.

2) – Перед членами гремячинской партячейки встала насущная задача: уничтожить кулаков и прихвостней.

- Я много думал над усовершенствованием собственного развития.

3) – Когда на престол встал Александр I, он повел сначала либеральную политику.

3. Напишите

- заявление об освобождении от занятий на два дня;

- апелляцию в приемную комиссию института.

1 Прочитайте отрывок из книги известного писателя и ответьте на вопрос.

- Как вы понимаете изобретенный Чуковским термин?

Корней Чуковский в книге «Живой как жизнь» приводит «перлы» из обыденной речи самых разных людей, которые он слышал своими ушами:

– Тебя не лимитирует плащ? (спрашивает дачник свою жену).

- Мы с женой не конфликтуем никогда (говорит тот же дачник)

- Чуть выходишь за калитку, сейчас же зеленый массив!

- Какие мероприятия предпринимаете вы для активизации клева? (это вопрос рыболова).

- Молодой человек увидел у калитки пятилетнюю девочку, которая стояла и плакала. Он ласково наклонился над ней и, к моему изумлению, сказал:

- Ты по какому вопросу плачешь?

Чувства у него были самые нежные, но для выражения нежности не нашлось человеческих слов…

Всех людей объединяет одно: они считают правилом хорошего тона возможно чаще вводить в свою речь (даже во время разговора друг с другом) слова и обороты канцелярских бумаг, циркуляров, реляций, протоколов, донесений и рапортов.
Чуковский изобрел специальный термин – по образцу медицинских терминов колит, дифтерит, менингит – канцелярит, чтобы обозначить это действительно болезненное стремление необдуманно, неуместно и в то же время намеренно («для придания важности») вставлять в свою речь канцеляризмы: специальные слова, обороты, клише, штампы, которые сложились в бюрократическом, чиновничьем языке при составлении официальных бумаг и которые, кстати, в таких бумагах бывают необходимы.

  1. ^ Найдите и объясните, чем вызваны ошибки

1) - После знакомства Онегина с семьей Лариных мы видим его положительную черту: умение разбираться в людях.

2) – Феодальная аристократия могла разом покончить с нарождающейся буржуазией.

- Мать-медведица следила, чтобы дети не получали травмы.

3) В трудную минуту Теркин веселил бойцов на своей гармонике.

3. Напишите

- заявление об освобождении от занятий на два дня;

- апелляцию в приемную комиссию института.

1. Прочитайте отрывок из книги известного писателя и ответьте на вопрос.

- Как вы понимаете изобретенный Чуковским термин?

Корней Чуковский в книге «Живой как жизнь» приводит «перлы» из обыденной речи самых разных людей, которые он слышал своими ушами:

– Тебя не лимитирует плащ? (спрашивает дачник свою жену).

- Мы с женой не конфликтуем никогда (говорит тот же дачник)

- Чуть выходишь за калитку, сейчас же зеленый массив!

- Какие мероприятия предпринимаете вы для активизации клева? (это вопрос рыболова).

- Молодой человек увидел у калитки пятилетнюю девочку, которая стояла и плакала. Он ласково наклонился над ней и, к моему изумлению, сказал:

- Ты по какому вопросу плачешь?

Чувства у него были самые нежные, но для выражения нежности не нашлось человеческих слов…

Всех людей объединяет одно: они считают правилом хорошего тона возможно чаще вводить в свою речь (даже во время разговора друг с другом) слова и обороты канцелярских бумаг, циркуляров, реляций, протоколов, донесений и рапортов.
Чуковский изобрел специальный термин – по образцу медицинских терминов колит, дифтерит, менингит – канцелярит, чтобы обозначить это действительно болезненное стремление необдуманно, неуместно и в то же время намеренно («для придания важности») вставлять в свою речь канцеляризмы: специальные слова, обороты, клише, штампы, которые сложились в бюрократическом, чиновничьем языке при составлении официальных бумаг и которые, кстати, в таких бумагах бывают необходимы.

  1. Найдите и объясните, чем вызваны ошибки

  1. - По приезде Давыдова в Гремячий Лог сказывается его положительная черта.

  2. - Каждый чиновник корчил из себя человека.

- Воздушная среда смягчает контуры дальних деревьев.

3) Название этих деревень говорит само о себе.

3. Напишите

- заявление об освобождении от занятий на два дня;

- апелляцию в приемную комиссию института

1. Прочитайте отрывок из книги известного писателя и ответьте на вопрос.

- Как вы понимаете изобретенный Чуковским термин?

Корней Чуковский в книге «Живой как жизнь» приводит «перлы» из обыденной речи самых разных людей, которые он слышал своими ушами:

– Тебя не лимитирует плащ? (спрашивает дачник свою жену).

- Мы с женой не конфликтуем никогда (говорит тот же дачник)

- Чуть выходишь за калитку, сейчас же зеленый массив!

- Какие мероприятия предпринимаете вы для активизации клева? (это вопрос рыболова).

- Молодой человек увидел у калитки пятилетнюю девочку, которая стояла и плакала. Он ласково наклонился над ней и, к моему изумлению, сказал:

- Ты по какому вопросу плачешь?

Чувства у него были самые нежные, но для выражения нежности не нашлось человеческих слов…

Всех людей объединяет одно: они считают правилом хорошего тона возможно чаще вводить в свою речь (даже во время разговора друг с другом) слова и обороты канцелярских бумаг, циркуляров, реляций, протоколов, донесений и рапортов.
Чуковский изобрел специальный термин – по образцу медицинских терминов колит, дифтерит, менингит – канцелярит, чтобы обозначить это действительно болезненное стремление необдуманно, неуместно и в то же время намеренно («для придания важности») вставлять в свою речь канцеляризмы: специальные слова, обороты, клише, штампы, которые сложились в бюрократическом, чиновничьем языке при составлении официальных бумаг и которые, кстати, в таких бумагах бывают необходимы.

  1. ^ Найдите и объясните, чем вызваны ошибки

  1. - По приезде Давыдова в Гремячий Лог сказывается его положительная черта.

- После знакомства Онегина с семьей Лариных мы видим его положительную черту: умение разбираться в людях

- В сцене дуэли раскрывается черта Онегина: способность оценивать свои поступки.
^ Использование лишних слов, не несущих полноценной смысловой нагрузки. Слов много, а мысль отсутствует. Причина – узость активного словаря, бедность речи.

2) - Каждый чиновник корчил из себя человека. (человек в значении «обладатель лучших моральных свойств» - книжное, риторич.; корчить из себя – разг.)

– Феодальная аристократия могла разом покончить с нарождающейся буржуазией

( разом –разг.; феодальная – истор., буржуазия – полит.)

– Перед членами гремячинской партячейки встала насущная задача: уничтожить кулаков и прихвостней (насущный – книжное; прихвостень-разг., бран.)

^ Употребление слов разных стилистических пластов. ) –

3) -Когда на престол встал Александр I, он повел сначала либеральную политику.
- В трудную минуту Теркин веселил бойцов на своей гармонике.
-Название этих деревень говорит само о себе.

(вступить на престол; играть на гармонике, веселить бойцов; само за себя)

^ Нарушение общепринятого употребления отдельных слов и выражений
Анализ предложений из произведения М.А.Булгакова «Собачье сердце». Найдите примеры слов разных стилей в речи Шарикова, объясните источник появления

1. —По какому делу вы пришли ко мне, говорите как можно скорее,я сейчас иду обедать.

  • Мы — управление дома, — с ненавистью заговорил Швондер, —
    пришли к вам после общего собрания жильцов нашего дома, на котором
    стоял вопрос об уплотнении квартир дома.

  • Кто на ком стоял? — крикнул Филипп Филиппович. — Потрудитесь излагать ваши

мысли яснее.

  1. — Тогда, профессор, ввиду вашего упорного противодействия, —
    сказал взволнованный Швондер, — мы подаем на вас жалобу в высшие инстанции.

  2. Шариков отступил, вытащил из кармана три бумаги, зеленую,
    желтую и белую, и, тыча в них пальцами, заговорил:

— Вот. Член жилищного товарищества, и жилплощадь мне пола­гается определенно в квартире номер пять у ответственного съемщи­ка Преображенского в шестнадцать

квадратных аршин, — Шариков подумал и добавил слово, которое Борменталъ

машинально отметил в мозгу как новое: — Благоволите.

А. — Я без пропитания оставаться не могу, — забормотал он, — где ж я буду харчеваться?

Анализ предложений из произведения М.А.Булгакова «Собачье сердце».

1. —По какому делу вы пришли ко мне, говорите как можно скорее,я сейчас иду обедать.

  • Мы — управление дома, — с ненавистью заговорил Швондер, —
    пришли к вам после общего собрания жильцов нашего дома, на котором
    стоял вопрос об уплотнении квартир дома.

  • Кто на ком стоял? — крикнул Филипп Филиппович. — Потрудитесь излагать ваши

мысли яснее.

  1. — Тогда, профессор, ввиду вашего упорного противодействия, —
    сказал взволнованный Швондер, — мы подаем на вас жалобу в высшие инстанции.

  2. Шариков отступил, вытащил из кармана три бумаги, зеленую,
    желтую и белую, и, тыча в них пальцами, заговорил:

— Вот. Член жилищного товарищества, и жилплощадь мне пола­гается определенно в квартире номер пять у ответственного съемщи­ка Преображенского в шестнадцать

квадратных аршин, — Шарико вподумал и добавил слово, которое Борменталъ

машинально отметил в мозгу как новое: — Благоволите.

А. — Я без пропитания оставаться не могу, — забормотал он, — где ж я буду харчеваться?

Литература

      1. Л. Г. Барлас. Русский язык. Стилистика. М. «Просвещение», 1978 г.

      2. Ю. А. Бельчиков. Стилистика и культура речи. Журнал «Русская словесность» №2, 1998 г., стр. 79-84

      3. Л. В. Макурина «Русский язык» 11 класс. Урок за уроком М. «Русское слово», 2001 г.

      4. Н. А. Пленкин. Стилистика русского языка в старших классах. М. «Просвещение», 1975 г.

      5. «Семейный наставник» Русский язык. Средняя школа. (Мультимедийная программа)

      6. Н. Е. Сулименко. Стилистические ошибки и пути их устранения. М. «Просвещение», 1975 г.

Смолина Г.Н.

Похожие:

Урок русского языка в 11 классе официально-деловой стиль iconСовременный официально-деловой стиль
Официально-деловой стиль было бы неверно и несправедливо, неточно называть канцелярским. Это целая разновидность русского литературного...
Урок русского языка в 11 классе официально-деловой стиль iconУрок развития речи в 7 классе Официально-деловой стиль Цели
Оборудование: учебник русского языка для 6 класса, авторы М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. А. Львов, М. С. Соловейчик,...
Урок русского языка в 11 классе официально-деловой стиль iconСценарий медиаурока с компьютером Урок русского языка в 8 классе...
Урок предназначен для учителей русского языка 8-х классов. Урок проходит с использованием презентации. Материал урока может быть...
Урок русского языка в 11 классе официально-деловой стиль iconУрок русского языка в 6 классе по теме «Богатство и разнообразие лексики русского языка»
Цель: обобщить и систематизировать зун обучающихся по теме «Лексика русского языка»
Урок русского языка в 11 классе официально-деловой стиль iconУрок наглядной геометрии и русского языка в 5 классе Тема «Симметрия»
Представленный урок включён в программу пропедевтического курса «Наглядная геометрия» при изучении симметрии, а также в систему обобщения...
Урок русского языка в 11 классе официально-деловой стиль iconУрок русского языка в 3 классе тема урока «Способы образования имён существительных»
Конспект урока русского языка в 3 классе. Умк «Начальная школа XXI века». Автор разработки: Беджаше Майя Нуриевна, учитель высшей...
Урок русского языка в 11 классе официально-деловой стиль iconУрок русского языка в 10 классе Тема. Периоды в истории развития...
Расширить знания учащихся о трёх периодах развития языка, уметь соотносить понятия «период» и «возникновение языка», отработать орфографические...
Урок русского языка в 11 классе официально-деловой стиль iconОфициально – деловой стиль речи
Стилевые черты – точность, неличный характер, стандартизованность, стереотипность, долженствующее -предписывающий характер
Урок русского языка в 11 классе официально-деловой стиль iconУрок русского языка в 11 классе «Изобразительные и выразительные средства русского языка»
«Изобразительные и выразительные средства русского языка» Обобщение изученного об изобразительно-выразительных средствах языка
Урок русского языка в 11 классе официально-деловой стиль iconУрок русского языка в 8 классе. Обобщение изученного материала по теме
Выполнила учитель русского языка и литературы мбоу «сош №23» города Северодвинска Перкова Любовь Михайловна
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница