План Введение Детство. Отрочество. Юность Кавказ. Севастополь Яснополянская школа Семейная жизнь. "Война и мир" -е годы. "Анна Каренина". Духовный кризис -е годы. Москва




Скачать 294.48 Kb.
НазваниеПлан Введение Детство. Отрочество. Юность Кавказ. Севастополь Яснополянская школа Семейная жизнь. "Война и мир" -е годы. "Анна Каренина". Духовный кризис -е годы. Москва
страница1/3
Дата публикации03.10.2014
Размер294.48 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > Литература > Документы
  1   2   3
Тема: Духовные искания, движение к истине Льва Николаевича Толстого (жизненный и творческий путь).

План

Введение

Детство. Отрочество. Юность

Кавказ. Севастополь

Яснополянская школа

Семейная жизнь. "Война и мир"

-е годы. "Анна Каренина". Духовный кризис

-е годы. Москва

-е годы. "Воскресение"

Последние десять лет жизни Толстого

Введение

На литературном небосклоне Лев Николаевич Толстой является звездой первой величины. "Кресло Толстого стоит пустое. В мировой литературе, в нашей нынешней также некому пока сравниться с Толстым", - этот вывод сделан советским писателем Л. Леоновым в его "Слове о Толстом". [6, стр.5]

Лев Николаевич Толстой оставил великое художественное наследство, вошедшее в сокровищницу не только русской, но и мировой литературы. Гениальный художник, страстный моралист, он, может быть, как никто из русских писателей явился совестью нации. Каких бы сторон жизни ни касался этот выдающийся человек в своих произведениях, живописал он небывало глубоко, по-человечески мудро и просто. Но Толстой вошел в историю духовной жизни не только как великий художник, но и как своеобразный мыслитель. ХIХ век ни в России, ни в Европе не знал другого такого могучего, страстного и горячего "искателя правды". И это величие личности Толстого отразилось как на его мысли, так и на всей его жизни

Детство, отрочество, юность

В усадьбе Ясная Поляна, находящейся в четырнадцати верстах от старинного русского города Тулы, 28 августа (11 сентября) 1828 года родился гениальный русский писатель Лев Николаевич Толстой.

Семья Толстых принадлежала к высшей аристократической знати России. Отец Толстого - граф Николай Ильич - мечтательный юноша, единственный сын своих родителей, вопреки желанию родных, 17 лет поступил на военную службу, и в течение ряда лет он участвовал во многих сражениях Отечественной войны 1812 года. По выходе в отставку женился и поселился в имении своей жены в Ясной Поляне, где занимался хозяйством. Мать Толстого - Мария Николаевна - единственная дочь князя Н.С. Волконского, была образованной женщиной своего времени. Большую часть своей юности она провела в Ясной Поляне в имении своего отца. Супруги жили счастливо: Николай Ильич с большим уважением относился к своей жене и был ей предан; Мария Николаевна же испытывала к мужу искреннюю привязанность как к отцу своих детей. А их у Толстых родилось пятеро: Николай, Дмитрий, Сергей, Лев и Мария.

Мария Николаевна умерла вскоре после рождения дочери Марии, когда ее младшему сыну Левушке не было и двух лет. Он ее совсем не помнил и, вместе с тем, в душе своей создал чудный образ матери, который любил всю жизнь. "Она представлялась мне таким высоким, чистым, духовным существом, что часто в средний период моей жизни, во время борьбы с одолевшими меня искушениями, я молился ее душе прося ее помочь мне, и эта молитва всегда помогала мне", - писал Толстой уже в зрелом возрасте. [5, стр.22]

Беззаботно и радостно протекала жизнь Л.Н. Толстого в Ясной Поляне в детские годы. Любознательный мальчик жадно впитывал в себя впечатления от богатой яснополянской природы и окружающих его людей. Любил Левочка в детстве читать книги. Он увлекался стихами Пушкина, баснями Крылова. Любовь к Пушкину Толстой сохранил на всю жизнь и называл его своим учителем.

Маленький Толстой был очень чувствителен. Детские огорчения Левочки вызывали в нем, с одной стороны, чувство умиления, с другой, - стремление разгадать тайны жизни, и эти стремления остаются в нем на всю жизнь.

С самого раннего детства Толстого в Ясной Поляне, кроме родных и близких, окружали дворовые (слуги) и крестьяне. Они оказывали большое влияние на Толстого; они сближали его с народом, невольно заставляли его задумываться над вопросом, почему жизнь устроена так несправедливо, что богатые дворяне владели землей и крепостными людьми, сами жили в праздной роскоши, а крепостные крестьяне должны были работать на дворян, жить в нужде и всегда подчиняться своим господам.

Николай Ильич решил перевезти детей в Москву, там было больше возможности дать им образование. Толстому было девять лет, когда он впервые уехал из Ясной Поляны. В дальнейшем Л.Н. Толстому часто приходилось ездить на экипажах из Ясной Поляны в Москву и обратно. Впечатления от этих поездок были так сильны и ярки, что они нашли свое яркое отражение в "Детстве", "Отрочестве".

Вскоре после переезда семьи в Москву умирает отец. Менее чем через год после смерти Николая Ильича скончалась графиня Пелагея Николаевна, так и не сумевшая смириться с потерей сына. Дети Толстые остались круглыми сиротами. Над ними была назначена опека. Сначала их опекуншей была ближайшая родственница - добрая и глубоко религиозная Александра Ильинична Остен-Сакен; а после ее смерти, последовавшей в 1841 году, другая тетка, Пелагея Ильинична Юшкова - женщина хотя и недалекая, однако пользовавшаяся в аристократическом кругу большим уважением, во многом благодаря своему мужу Владимиру Ивановичу Юшкову. Жили Юшковы в Казани, куда дети и были отправлены. Но самым близким человеком для детей Толстых становится Татьяна Александровна Ергольская - дальняя родственница по линии отца. Это была небогатая, довольно привлекательная женщина, всю свою жизнь нежно любившая Николая Ильича. "Главная черта ее была любовь, но как бы я ни хотел, чтобы это было иначе - любовь к одному человеку - к моему отцу, - писал о ней Лев Николаевич. Только уже исходя из этого центра, любовь ее разливалась и на всех людей". Т.А. Ергольская в Казань вместе с детьми Толстыми не поехала. [5, стр.23]

Весной 1844 года 16-летний Толстой держит экзамен в Казанский университет на арабо-турецкое отделение восточного факультета, с намерением стать дипломатом. Одевшись в шинель с бобрами, в белых перчатках и треуголке, Толстой явился в Казанский университет настоящим джентльменом. С этого времени начинается его светская жизнь.

Толстого захватывала буйная шумная светская жизнь. И светлые детские грезы, и неясные мечты - все утонуло в этом водовороте казанской жизни. Но чем больше он находился среди шумного и праздного общества, тем все чаще юноша Толстой оставался одиноким, ему все больше становился не по душе этот образ жизни.

Рушатся и религиозные представления Толстого в это время. "Я с шестнадцати лет перестал становиться на молитву и перестал по собственному побуждению ходить в церковь и говеть", - вспоминал он в "Исповеди". Светская жизнь его утомляет и не удовлетворяет, он все больше и больше задумывается над фальшью жизни окружающих его, он начинает испытывать душевную тревогу. [4, стр.17]

Не имея склонности к дипломатии, Толстой через год после поступления в университет решил перевестись на юридический факультет, считая, что юридические науки более полезны для общества.

С большим интересом он слушает в университете лекции магистра гражданского права Д. Мейера - сторонника Белинского, сторонника передовых идей. Идеи Белинского, его статьи о литературе проникали в стены и Казанского университета и оказывали свое благотворное влияние на молодежь. Толстой с увлечением читал русскую художественную литературу, по душе ему были Пушкин, Гоголь, из зарубежной литературы - Гете, Жан Жака Руссо. В книгах Толстой ищет ответы на волнующие его вопросы. Не ограничиваясь прочтением той или иной книги, он ведет записи по поводу прочитанного.

Но и юридические науки не могли удовлетворить Толстого. Перед ним встают новые и новые вопросы, на которые он не мог получить ответа в университете.

В конце своего пребывания в университете Толстой от случайных записей в тетрадях переходит к систематическому ведению дневника. В дневниках он излагает правила жизни, которым считает необходимым следовать: "1) Что назначено непременно исполнить, то исполняй, несмотря ни на что. 2) Что исполняешь, исполняй хорошо. 3) Никогда не справляйся в книге, ежели чего-нибудь забыл, а старайся сам припомнить". Наряду с составлением правил жизни Толстой задумывается и над вопросом цели жизни человека. Цель своей жизни он определяет так: "…сознательное стремление к всестороннему развитию всего существующего" [4, стр.19]

В 1847 году, находясь на последнем курсе, Толстой покидает университет. Главное, что побудило его это сделать, как он сам об этом говорит, - это желание посвятить себя жизни в деревне, стремление делать добро и любить его.

По приезде Толстого в Ясную Поляну состоялся раздел между братьями отцовского наследства. 19-летнему Льву Николаевичу, как младшему из братьев, досталась Ясная Поляна. Толстой, молодой хозяин-помещик со всей страстностью стремиться поправить свое пошатнувшееся хозяйство. В деревне Толстой продолжает вести свой дневник. Характерной чертой дневников писателя и в это время является непосредственность, глубокая искренность и правдивость. В них он уделял много внимания самоанализу, бичевал свою праздную жизнь, свои недостатки. Но жизнь в деревне все же не могла полностью удовлетворить писателя и заполнить его интересов. В начале 1849 года Толстой уезжает в Москву, а затем в Петербург, где с головой ушел "в безалаберную" жизнь светского молодого человека "без службы, без занятий, без цели". Особенно его привлекал "процесс истребления денег" за карточным столом. Чтобы положить конец такому образу жизни, Толстой решает уехать на Кавказ. И в апреле 1851 года отправляется вместе со своим братом - офицером Николаем Николаевичем, получившим туда назначение.

Кавказ. Севастополь

Поездка Л. Толстого на Кавказ была толчком к проявлению творческих сил писателя, которые накапливались еще раньше. Впечатления от богатой кавказкой природы, от шумных станиц, от смелых и гордых людей не мешали писателю усиленно работать над собой. Он все больше проявляет стремление к творчеству. Теперь он не расстается со своими тетрадями, записывает в них все, что видит в избе, в лесу, на улице, переписанное переделывает, исправляет. Наблюдения за жизнью и бытом казаков легли в основу одной из самых поэтических созданий Толстого - повести "Казаки".

На Кавказе Толстой написал часть своей трилогии - "Детство", "Отрочество". В трилогии встречаются персонажи, прототипами которых явились родные Толстого, близкие его семье люди, его друзья и учителя, но в центре ее стоит Николенька Иртеньев - необыкновенно впечатлительный ребенок, внутренне очень подвижный, склонный к самоанализу, но в то же время умеющий наблюдать окружающую жизнь. Эти черты Николеньки еще сильнее проявляются в его отрочестве и юности. Сам Толстой в воспоминаниях, написанных в старости, указывал на то, что в "Детстве" нашли отражение события жизни его приятелей детства и его собственной. [1, стр.19]

Одновременно с работой над трилогией Толстой был занят произведением, которое в рукописных текстах и дневниковых записях носило заглавие "Роман русского помещика". В нем Толстой намеревался изложить "зло правления русского", которое он усматривал в существовании в России неограниченной царской власти и крепостного права. Роман, над которым Толстой работал с перерывами около пяти лет, не был закончен, потому что Толстой не мог найти решения основного вопроса, стоящего перед ним, - как сочетать интересы крестьян с интересами помещика. В 1856 году был опубликован значительный фрагмент романа, озаглавленный "Утро помещика".

Непосредственное участие Толстого в военных действия на Кавказе, дало ему материл для рассказов на тему войны и о военном быте. Это отразилось главным образом в рассказах "Набег" и "Рубка леса". Толстой показал войну с такой стороны, с какой до тех пор она не изображалась в литературе. Его занимает не столько батальная тема сама по себе, сколько то, как ведут себя люди в военной обстановке, какие свойства натуры обнаруживает человек на войне.

Кавказский период оставил глубокий след в жизни Толстого, он его считал одним из лучших периодов своей жизни - это был период духовного возрождения и литературного роста писателя.

С Кавказа Толстой переехал в Севастополь. Во время Крымской войны он, артиллерийский офицер, сражался на знаменитом 4-м бастионе, одном из самых опасных участков обороны Севастополя. В этих экстремальных условиях Толстой проявил себя с самой лучшей стороны. Он участвовал во всех боевых операциях своего подразделения, умело командовал орудиями и чаще других офицеров дежурил на батарее. Офицеры его уважали, а среди солдат он пользовался репутацией отчаянного храбреца.

За проявленную храбрость подпоручик артиллерии Лев Толстой был награжден орденом Анны и медалями "За защиту Севастополя" и "В память войны 1853-1856 гг."

"Севастопольские рассказы" являются дальнейшим развитием творчества молодого писателя. Это следующий этап в изображении Толстым войны. Здесь он первый, в сущности, правдиво показал войну "не в правильном красивом блестящем строе, с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знаменами и гарцующими генералами", а "в настоящем ее выражении - в крови, в страданиях, в смерти".[1, стр.35]

Боевая обстановка Севастополя, близость с солдатами вызывают у писателя много размышлений о будущей своей жизни. Его уже не удовлетворяет военная карьера, он записывает в дневнике: "Военная карьера не моя и чем раньше я из нее выберусь, чтобы вполне предаться литературной, тем будет лучше". [4, стр.35]

В дневниках за 1854 год Толстой уделяет очень много внимания самоанализу; то он говорит о своей бесхарактерности, то о лени, раздражительности, считая их важными пороками. Он приходит к выводу, что чем выше стараешься показать себя людям, тем ниже становишься в их мнении. Несмотря на любовь и внимание, которыми пользовался писатель среди близких и знакомых, он испытывал в Крыму так же, как и на Кавказе, чувство одиночества.

Яснополянская школа

Добившись отставки, в мае 1856 года Толстой возвращается опять в свою любимую Ясную Поляну. Здесь ему как-то грустно, но приятно. Но чтобы расширить свой кругозор, начать новую жизнь, о чем он думал все время, Толстой в январе 1857 года едет за границу. Свое пребывание там он старается использовать для пополнения знаний. В Париже Толстой встретился с Тургеневым и Некрасовым. Познакомился с французским писателем и путешественником Проспером Мериме. За границей Толстой написал повесть "Из записок князя Л. Нехлюдова. Люцерн" и начал рассказ "Альберт". Сюжетную основу "Люцерна" и "Альберта" составили события, в которых автор принимал личное участие. Изображая бедственную судьбу уличного певца ("Люцерн") и гибнувшего от равнодушия меценатов, спившегося скрипача ("Альберт"), Толстой ставил вопрос о назначении искусства, о горькой судьбе его служителей в обществе, где господствует эгоизм, стяжательство, карьеризм, а кумиром является денежный мешок. [3, стр.50]

В августе 1857 года возвратился в Россию, в Ясную Поляну. Еще двадцатилетнего юношу Толстого привлекала педагогическая деятельность, в 1849 году он занимался с детьми яснополянских крестьян. И через десять лет, в 1859 году он решил вернуться к ней. В поисках выхода из своего беспокойного тревожного состояния, в том самом флигеле, где он занимался музыкой и чтением, он открывает школу. С любопытством и трепетом пришли ребята впервые на барскую усадьбу к своему будущему учителю. Но достаточно было Толстому задать детям несколько вопросов, рассказать, чем они будут заниматься в школе и страха как не бывало. Ребята сами стали задавать вопросы, рассматривать классные комнаты и слушали первую беседу писателя, теперь их учителя.

Толстой с головой ушел в педагогическую работу. И он чувствовал необходимость более широко познать постановку народного образования и не только в России, но и в других странах. В июле 1860 года Толстой вторично едет за границу. Главная цель путешествий была, как он писал брату Сергею Николаевичу из Парижа: "…узнать современное положение школ за границей, чтобы никто не смел мне в России указывать по педагогии на чужие края, и чтобы быть на уровне всего, что сделано по этой части". (4, 47)

После крестьянской реформы (1861) между крестьянами и помещиками происходили бесконечные споры и недоразумения. Многие помещики не хотели отказываться от своих прав на крестьян, некоторые не хотели отдавать им землю, и такие споры и должны были разрешать посредники. По приезде из-за границы Толстой был назначен мировым посредником по Крапивенскому уезду Тульской губернии. Но у писателя было и второе дело - это его школа. Как только он приехал из-за границы сразу приступил к занятиям с учениками, их было около 50. В это время он уже добивается признания своей школы и становится приходским народным учителем. Толстой страстно увлекался школьными занятиями. Слава о Яснополянской школе распространилась не только по Тульской губернии, о ней знали в Москве, Петербурге, даже за границей. Кроме своей Яснополянской школы, Толстой организовал тогда несколько школ в окрестных деревнях. Так, в октябре 1861 года были открыты три школы - Головеньковская, Житовская и Ломинцевская, затем в участке, где Толстой был мировым посредником, количество школ дошло до двадцати одной.
  1   2   3

Похожие:

План Введение Детство. Отрочество. Юность Кавказ. Севастополь Яснополянская школа Семейная жизнь. \"Война и мир\" -е годы. \"Анна Каренина\". Духовный кризис -е годы. Москва iconУчебная программа по Практическому руководству для пастырей для 4-го...
Введение. Определение человека (по свят. Игнатию Брянчанинову). Церковная традиция и ритм человеческой жизни: младенчество, детство,...
План Введение Детство. Отрочество. Юность Кавказ. Севастополь Яснополянская школа Семейная жизнь. \"Война и мир\" -е годы. \"Анна Каренина\". Духовный кризис -е годы. Москва iconТест по повести Л. Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность» Повесть...
Замечая недостатки людей своего круга, Николенька приходит к мысли, что в первую очередь: 
План Введение Детство. Отрочество. Юность Кавказ. Севастополь Яснополянская школа Семейная жизнь. \"Война и мир\" -е годы. \"Анна Каренина\". Духовный кризис -е годы. Москва icon“Детство и юность. Что дорого писателю, дорого мне. Схожи ли я и Владимир Набоков?”
«О, как гаснут – по-степи, по-степи, удаляясь, годы!» Годы гаснут, мой друг, и, когда удалятся совсем, никто не будет знать, что...
План Введение Детство. Отрочество. Юность Кавказ. Севастополь Яснополянская школа Семейная жизнь. \"Война и мир\" -е годы. \"Анна Каренина\". Духовный кризис -е годы. Москва iconУрок-зачет в 10 классе «Мысль семейная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
«…Это не роман вообще, не исторический роман, даже не историческая хроника, это хроника семейная…это быль, и быль семейная»
План Введение Детство. Отрочество. Юность Кавказ. Севастополь Яснополянская школа Семейная жизнь. \"Война и мир\" -е годы. \"Анна Каренина\". Духовный кризис -е годы. Москва iconПрограмма «Детство» на 2012-2014 годы. Паспорт районной целевой программы «Детство»
Илекского района», распоряжением администрации Илекского района №145 р от 04. 07. 2011 г. «О создании рабочей группы по разработке...
План Введение Детство. Отрочество. Юность Кавказ. Севастополь Яснополянская школа Семейная жизнь. \"Война и мир\" -е годы. \"Анна Каренина\". Духовный кризис -е годы. Москва iconПубличный отчет победителя пнпо 2006 года моу лицей городского округа Орехово-Зуево
Школьные стены благословенны, Детство и юность Всегда здесь живут. Годы проходят, но неизменно Светом наполнен учителя труд
План Введение Детство. Отрочество. Юность Кавказ. Севастополь Яснополянская школа Семейная жизнь. \"Война и мир\" -е годы. \"Анна Каренина\". Духовный кризис -е годы. Москва iconВ крым. Впервые
Пионеры. Артеки. Дядечки в белых шляпах с жёнами и стаканами шипящего лимонада в руках…Счастливое советское детство, отрочество и...
План Введение Детство. Отрочество. Юность Кавказ. Севастополь Яснополянская школа Семейная жизнь. \"Война и мир\" -е годы. \"Анна Каренина\". Духовный кризис -е годы. Москва iconВеликой Отечественной войны всегда остается актуальной. А впечатления...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа
План Введение Детство. Отрочество. Юность Кавказ. Севастополь Яснополянская школа Семейная жизнь. \"Война и мир\" -е годы. \"Анна Каренина\". Духовный кризис -е годы. Москва icon Главной мыслью в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”, наряду с мыслью...
Главной мыслью в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”, наряду с мыслью народной”, является “мысль семейная”. Писатель считал, что...
План Введение Детство. Отрочество. Юность Кавказ. Севастополь Яснополянская школа Семейная жизнь. \"Война и мир\" -е годы. \"Анна Каренина\". Духовный кризис -е годы. Москва iconДетство, отрочество, юность
Антуан де Сент-Экзюпери родился во французском городе Лионе, происходил из старинного провинциального дворянского рода, и был третьим...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница