Урок развития связной речи. Культура речи. «С чего начинается Родина…»




Скачать 74.11 Kb.
НазваниеУрок развития связной речи. Культура речи. «С чего начинается Родина…»
Дата публикации08.03.2014
Размер74.11 Kb.
ТипУрок
shkolnie.ru > Литература > Урок
Тема: Урок развития связной речи. Культура речи. «С чего начинается Родина…»

Цель: продолжить работу над формированием умений и навыков в написании слов; продолжить работу над выработкой лексических умений в нахождении изобразительных средств языка; способствовать развитию навыков восприятия текста; обогащать словарный запас учащихся, способствовать развитию умений высказывать свои мысли в соответствии с нормами орфоэпического режима; воспитывать патриотические чувства.

Оборудование: учебники, компьютер, проектор, раздаточный материал

Тип урока: Развитие речи. Культура речи.

^ ХОД УРОКА

Родина - это первая испытанная ласка, первая сознательная мысль,

осенившая голову, это запах воздуха деревьев, цветов и полей,

первые игры, песни и танцы…

(А.И. Куприн)

  1. Организационный момент

  2. Объявление темы. Мотивация учебной деятельности. Запись даты и темы урока в рабочие тетради

  1. Работа с эпиграфом

- О теме сегодняшнего урока вы узнаете, прочитав эпиграф.

- Прочитайте эпиграф.

- Как вы понимаете слова Александра Куприна?

- Действительно, тема нашего урока «С чего начинается Родина…». Мы попытаемся найти ответ на этот вопрос и узнаем, что об этом думают знаменитые люди. Откройте ваши тетради, запишите дату и тему урока.

  1. Восприятие учебного материала

  1. Работа с текстом

- Давайте прослушаем текст и определим его главную мысль.

- Прослушайте текст, следите за текстом на экране или в учебнике ст. 172

^ По родной земле

«С чего начинается Родина?» - задумчиво спрашивает песня. «С картинке в твоем букваре, с хороших и верных товарищей, живущих в соседнем дворе. А может она начинается с весенней запевки скворца и с этой дороги просёлочной, которой не видно конца».

С чего начинается Родина? Не сразу ответит на это человек. Для каждого из нас – с чего-то своего, личного. Один, наверное, представит безмятежное небо юга, изящные кипарисы, благородные пальмы. Другой, вероятно, вспомнит бескрайнюю степь. Третий назовет Архангельский край, откуда пешком в столицу ушёл Михайло Ломоносов, чтобы прославить потом Россию… Для Тургенева родина начиналась с парка в Спасском-Лутовине. Для Льва Толстого – с Ясной Поляны, без которой он не мог представить себе Россию.

На всегда, на всю жизнь нам дорого место, где мы провели детство, У истока детства рождается чувство родины. Любовь к родине можно привить, воспитать, а чувство родины передается с молоком матери.

(^ По М. Ростовцеву)

  1. Беседа на выявление восприятия текста

- Определите главную мысль текста.

- О чём идёт речь в песне, упомянутой в тексте?

- По мнению автора текста, любовь к родине и чувство родины – это одно и тоже, или нет?

  1. - Словарная работа

- Встречались ли в тексте слова, лексическое значение которых вам не известно?

- А давайте вспомним, какой раздел науки о языке изучает лексическое значение слов.

- Где мы можем узнать лексическое значение слова?

- Молодцы, ребята! На экране указано лексическое значение неизвестных вам слов. Прочитайте и запишите себе в тетради

^ Просёлочная дорога – грунтовая дорога между небольшими населёнными пунктами.

Скворцы – род певчих птиц.

Кипарис - род вечнозелёных деревьев и кустарников с пирамидальной или раскидистой кроной.

  1. Литературная минутка

- Имена каких известных людей встретились вам в тексте?

- На сегодняшний урок некоторые ученики готовили небольшие презентации об этих людях. Эти презентации были заранее добавлены в презентацию нашего урока и вы сможете наблюдать их на экране. Давайте предоставим слово авторам презентаций.

Презентации учеников

  1. ^ Лев Николаевич ТОЛСТОЙ

Известный русский писатель, автор произведений «Детство», «Отрочество», «Война и мир», «Анна Каренина» и других.

О своей родине он говорил так:

« Земля - общая наша мать, она кормит нас, дает нам приют, радует и любовно обогревает нас. С минуты рождения и пока мы не успокоимся вечным сном на ее материнской груди, она постоянно своими нежными объятиями лелеет нас.»

  1. Тургенев Иван Сергеевич

Известный русский писатель, автор повестей и рассказов «Записки охотников», «Му-му», романа «Отцы и дети» и других.

Его родиной была Россия, именно о ней он говорил так:

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!.. нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

«Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись. Горе тому, кто это думает, вдвойне горе тому, кто действительно без нее обходится.»

  1. ^ Ломоносов Михаил Васильевич - великий русский ученый, философ, поэт, историк, художник, поборник развития русского просвещения, науки и экономики.

«Дерзайте Отчизну

мужеством прославить!» - утверждал он.

Родина, ее необъятные просторы, неисчерпаемые природные богатства, ее сила и мощь, будущее величие и слава — одна из основных тем в поэзии Ломоносова.

Вокруг тебя цветы пестреют,
И класы на полях желтеют;
Сокровищ полны корабли...
Воззри в поля твои широки,
Где Волга, Днепр, где Обь течет;
Богатство в оных потаенно...


(М.В.Ломоносов)

  1. Групповая работа

- Сейчас группа детей будет выполнять задание на карточке, а мы с остальными учениками продолжим работать с текстом.

Группа детей работает с заданием: вставьте уместные по смыслу слова; определите общую морфему в подчёркнутых словах.

Родник родит …, а река льётся-течёт через всю нашу матушку землю, через всю …, кормит народ. Вы глядите, как это складно выходит, - родник, родина, … . И все эти слова как бы родня между собой. Простые эти слова открыли мне глубочайшие корни нашего языка.

Для справок: река, родина, народ.

Умозаключение: слово «Родина» походит от слова «родить», значит «Родина» - то место, где мы родились.

  1. Орфоэпическое упражнение

Прочитайте вслед опорные слова и выражения (на экране), обращайте внимание на правильное произношение гласных, слов с непроизносимыми согласными, а также буквосочетаний тст, чт, тся.

Место, где провели детство; что-то своё, личное; привить любовь к родине; воспитывать любовь к родине; передается чувство родины с молоком матеры; навсегда, на всю жизнь дорого место; у истока детства; рождается чувство родины.

  1. Физкульт минутка

  2. Проверка групповой работы

- Давайте проверим, как наша группа справилась с заданием (задание на экране).

  1. Работа в парах (одна пара): используя данные слова и словосочетания, составьте диалог на тему «С чего начинается родина для тебя»

У нас есть еще одно задание для пары учеников. Оны приступают к его выполнению, а мы продолжим.

Родная земля, родной край, любовь к родным местам, лес, роща, река, горы, город, село, родной двор, качели во дворе, родная природа, родные просторы, чувство родины, улицы, дом, деревня.

  1. Игра «Воздушные шарики»

  • - Ребята, давайте вспомним, о чём мы сегодня говорим? О родине.

  • - Вам хорошо известно значение этого слова, с ним мы сейчас и поиграем.

  • (Слово «родина» написано или прикреплено магнитами к доске)

  • - Игра наша называется «Воздушные шарики» и вот они у нас есть. Яркие, разноцветные шарики прячут в себе разные слова. Эти слова являются либо синонимами, либо антонимами к слову «родина».

  • - Вспомните, что называется синонимами? Что называется антонимами?

  • (Слова «Антонимы» и «Синонимы» прикреплены по разные стороны от слова «Родина»)

  • - Ваша задача: выбрать шарик, лопнуть его, найти в нём слово, определить синоним или антоним к слову «родина» и соответственно прикрепить на доске при помощи магнита.

СЛОВА: отечество, отчизна, родная сторона, родной край, чужбина, зарубежье, чужие края.

Синонимы

Родина

Антонимы

Отечество

Чужбина

Отчизна

Зарубежье

Родная сторона

Далёкие страны

Родной край

Чужие края



  1. Выборочный зрительно-слуховой диктант (коллективно у доски, объясняя изученные орфограммы)

- К вашему вниманию предлагаю ознакомиться с ещё одним текстом, который дополнит тему нашего урока. Ребята, давайте прочитаем текст.

Мама

Закрой глаза, прислушайся. И ты услышишь мамин голос. Он живёт в самом тебе, такой знакомый, родной. Его не спутаешь ни с одним другим голосом. Даже если станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос, мамины глаза, мамины руки.

Мама всегда была рядом с тобой. И всё, что ты видел, всё, что окружало тебя, как бы начиналось с мамы.

С чего начинается родина?

Я задаю себе этот вопрос и сам отвечаю на него: родина начинается с мамы.

(По Ю.Яковлеву)

- Как вы думаете, почему ведя разговор о Родине, мы говорим о маме?

- Прочитайте текст еще раз про себя, обращая внимание на знаки препинания и орфограммы.

- Запишите у себя в тетрадях слово «Диктант». И приготовились внимательно слушать и записывать предложения, не забывайте о знаках препинания и орфограммах.

  1. Озвучивание диалога

  2. Итоговая беседа

- Какую тему мы сегодня обсуждали?

- Имена, каких известных людей мы сегодня называли?

- Какими новыми словами сегодня пополнился ваш словарный запас?

- Как вы считаете, родина для всех начинается одинаково?

-Так с чего начинается Родина для каждого из вас лично? Поделитесь с нами

  1. Подведение итогов урока

  1. Оценивание учеников. Мотивация оценок.

  2. Инструктаж к выполнению домашнего задания:

  • научится выразительно читать текст «С чего начинается родина…» ст. 172;

  • выполнить упражнение 385 часть А (вместо пропусков вставьте уместные по смыслу слова, используя слова со справок)


Источник: Баландина Н.Ф., Дегтярёва К.В., Лебеденко С.А. Русский язык: 5 класс: Учебник для общеобразователных учебных заведений с укр. яз. обучения / Под редакцией Н.Ф.Баландиной. – К.: Мастер-класс, 2007. – 304 с.

Похожие:

Урок развития связной речи. Культура речи. «С чего начинается Родина…» iconУрок развития связной речи. Культура речи. «С чего начинается Родина…»
Объявление темы. Мотивация учебной деятельности. Запись даты и темы урока в рабочие тетради
Урок развития связной речи. Культура речи. «С чего начинается Родина…» iconГлавная задача этого периода – развитие самостоятельной связной речи...
Использование информационно-коммуникационных технологий при формировании связной описательной речи старших дошкольников с общим недоразвитием...
Урок развития связной речи. Культура речи. «С чего начинается Родина…» icon«Обследование состояния связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Выявление состояния связной речи является важнейшей составной частью обследования речевой деятельности детей с общим недоразвитием...
Урок развития связной речи. Культура речи. «С чего начинается Родина…» iconУрок развития речи. Русский язык 8-9 класс. Тема: Урок развития речи,...
Цель: развитие устной и письменной речи учащихся, ассоциативно образного мышления
Урок развития связной речи. Культура речи. «С чего начинается Родина…» iconСамоанализ нод по формированию лексико-грамматических средств языка...
Цель: формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи по лексической теме «Лето. Цветы»
Урок развития связной речи. Культура речи. «С чего начинается Родина…» iconЛитература
Сущность процессов формирования связной речи Возможности диалога в формировании связной речи
Урок развития связной речи. Культура речи. «С чего начинается Родина…» iconУ старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Теоретические основы развития связной речи детей с общим недоразвитием речи средствами театрализованной игры
Урок развития связной речи. Культура речи. «С чего начинается Родина…» iconРазвитие связной речи в процессе обучения дошкольников рассказыванию
Разработку своего творческого плана по развитию связной речи я начала со средней группы
Урок развития связной речи. Культура речи. «С чего начинается Родина…» iconПрезентация к групповым родительским собраниям Воспитатели групп...
Задача № Довести к концу 2012г у 20% детей развитие связной речи в соответствии с возрастными возможностями по высокому уровню
Урок развития связной речи. Культура речи. «С чего начинается Родина…» iconКонспект лекций Раздел Культура речи: аспекты и критерии Тема 1
Основные понятия: культура речи, коммуникативные качества хорошей речи, коммуникативная компетенция, речевая коммуникация, коммуникативный...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница