Урок по сквозной теме курса литературы: "Тема пути в русской литературе. (На примере романа-эпопеи Л. Н. Толстого "Война и мир" и романа-эпопеи М. А. Шолохова "Тихий Дон".)". 11 класс




Скачать 147.84 Kb.
НазваниеУрок по сквозной теме курса литературы: "Тема пути в русской литературе. (На примере романа-эпопеи Л. Н. Толстого "Война и мир" и романа-эпопеи М. А. Шолохова "Тихий Дон".)". 11 класс
Дата публикации03.03.2014
Размер147.84 Kb.
ТипУрок
shkolnie.ru > Литература > Урок
Урок по сквозной теме курса литературы:
"Тема пути в русской литературе. (На примере романа-эпопеи Л.Н.Толстого "Война и мир" и романа-эпопеи М.А.Шолохова "Тихий Дон".)". 11 класс.


Гисс Ольга Валерьевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 12 г.Волжского

Волгоградской области.
Планируемый результат

Личностный:

  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности,

  • воспитание чувства любви к Отечеству,

  • уважительное отношение к культуре другого народа.

Метапредметный:

  • умение понимать проблему,

  • структурировать материал,

  • подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции,

  • формулировать выводы,

  • умение самостоятельно организовать собственную деятельность,

  • умение работать с разными источниками информации, находить, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметный:

  • понимание ключевых проблем произведений русских писателей 19-20 вв.

  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания,

  • умение анализировать литературное произведение(характеризовать героев, сопоставлять героев нескольких произведений),

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы,

  • понимание авторской позиции и свое отношение к ней,

  • умение пересказывать отрывки произведения с использованием цитат, отвечать на вопросы, уметь вести диалог.

4. Виды деятельности

Продуктивная творческая:

  • создание графического плана идейно-нравственного пути героев,

Поисковая:

  • самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы,

  • комментированное чтение эпизодов("встреча князя Андрея с дубом", "последняя встреча с Аксиньей", "Григорий Мелехов защищает Франю").

Рецептивная:

  • чтение и восприятие эпизодов романа-эпопеи "Война и мир", романа-эпопеи "Тихий Дон".

Репродуктивная:

  • индивидуальное сообщение учащегося о значении слова "путь", "тема" (работа со словарем),

  • выборочный пересказ эпизодов(

  • осмысление характеров Андрея Болконского, Григория Мелехова.

Исследовательская:

  • сравнительный анализ образов (Андрей Болконский, Григорий Мелехов),

  • сравнительный анализ изображения войны, природы в романах "Война и мир", "Тихий Дон".



^ Конспект урока

Вступительная беседа

Каковы ключевые слова темы? (Тема –путь).
– В каком значении мы будем употреблять эти слова? Определим лексическое значение каждого понятия.


Тема

1. Характеры и ситуации, взятые автором из реальной действительности и определённым образом преображённые в системе данного художественного мира.
2. Предмет, основное содержание рассуждения, изложения, творчества.

Путь

1. То же, что и дорога. Широкий путь; жизненный путь (перен.); стоять поперёк пути.
2. Место, линия в пространстве, где происходит передвижение, сообщение. Воздушные пути, водные пути.
3. Железнодорожная колея, линия.
4. Направление, маршрут.
5. Путешествие, поездка.
6. Направление деятельности, развития чего-нибудь.
7. Польза, толк. В этом парне пути не будет.

Коллективная работа (организация полилога)

Каковы, на ваш взгляд, причины выбора темы?

1. Необходимость изучения по программе.
2. Необходимость осмысления собственного жизненного пути.
3. Определение траектории собственного пути через осмысление взлётов и падений других людей и т.д.

В чём вы видите актуальность предложенной темы?

1. Тема важна, потому что человек жив только тогда, когда он движется вперёд.
2. Интересно посмотреть, какой путь человека и страны был предпочтителен для писателей XIX и ХХ веков

^ Как вы предлагаете сформулировать проблему исследования?

Как изображён в произведениях русской литературы путь отдельно взятого человека?

Куда и как движется герой?

Что даёт человеку это движение?

Однажды в беседе с Горьким Лев Николаевич Толстой обронил чудесную фразу: “Люди, как реки…” Произнесите её про себя. Коротко и как мудро!

Ему вторит и автор "Тихого Дона" Михаил Александрович Шолохов, уподобляющий и судьбу человеческую, и судьбу народную течению реки по извилистому руслу : " Выметываясь из русла, разбивается жизнь на множество рукавов. трудно представить, по какому устремит она свой вероломный и лукавый ход. там, где нынче мельчает жизнь. как речка на перекате, мельчает настолько, что видно поганенькую ее россыпь, - завтра идет она полноводная, богатая..."

- Вот как вы понимаете эти высказывания Толстого и Шолохова?

Да, этим сравнением авторы подчёркивают многогранность и сложность человеческой личности, сочетание в ней различных противоречивых черт, изменчивость и непрерывное движение, развитие, “текучесть” внутренней жизни людей. Люди, как реки…

- Читая романы, вы, конечно же, обратили внимание на то, что Л.Н. Толстой и М.А.Шолохов далеко не у всех героев показывают духовную эволюцию. Чем вы можете объяснить это ?

Есть герои, которые существенно не меняются на протяжении романов. Мы наблюдаем лишь их успехи по службе, в области карьеры и материального благополучия. Люди безнравственные и духовно нищие, лишены способности совершенствоваться, и, следовательно , их внутренняя жизнь, как правило, не привлекает внимания писателей.

- А что ценят Толстой и Шолохов в человеке, в чём видят подлинную красоту и счастье? Каков их нравственный идеал?

примеры цитат:

“Простота, добро и правда”

“Слияние личного с общим, с жизнью народа”

“Нравственное совершенствование- единственный путь к справедливости, правде”…

- Каких героев , отвечающих нравственному идеалу Толстого и Шолохова, вы можете назвать? Аргументируйте свой выбор.

Это герои, у которых необычайно ярко проявляется личностное начало, русский нравственный максимализм с его желанием дойти до сути, не останавливаясь на половине, не мириться ни с какими нарушениями естественного хода жизни. Таков, например, Григорий Мелехов, герой романа-эпопеи Шолохова "Тихий Дон".

А вот любовь своего сердца Толстой отдаёт не только простым людям, но и лучшим представителям дворянства, которых всё же отделяла от крепостных крестьян целая социальная бездна. Но они сознательно или стихийно тянулись к народу, чувствовали в нём главную нравственную опору и жизненную силу. Особенно дорог князь Андрей, идущий по трудным дорогам в поисках ”простоты, добра и правды”.

- Не кажется ли вам, что почвой, определяющей нравственный путь героя, почвой для формирования человеческой души является семья?

Атмосфера дома, родового гнезда, по мысли писателей, определяет склад психологии, взглядов и даже судьбы героев.

Семья выполняет свое истинное, высокое назначение. Дом и у Толстого, и у Шолохова - это особый мир, в котором сохраняются традиции, осуществляется связь между поколениями; это прибежище для человека и основа всего существующего.

Любимые герои писателей хотят жить честно. В семейных отношениях герои хранят такие нравственные ценности, как простота, естественность, благородное чувство собственного достоинства, преклонение перед материнством, любовь и уважение.

К сожалению, не так много времени герои проводят в семье. Например, Григорий Мелехов, по сути дела, всю жизнь свою проводит в чужой для него среде ненависти и страха, ожесточаясь и с отвращением обнаруживая, как весь его талант, всё его существо уходит в опасное мастерство сотворения смерти. Ему некогда быть дома, в семье, среди любящих его людей.

Но именно эти нравственные ценности в минуту общенациональной опасности спасают Россию. Семья и женщина- хранительница семейного очага- всегда были нравственными основами общества.

-^ Может ли любовь повлиять на выбор жизненного пути?

Герои любили и были любимы. Они всегда старались поступать правильно, а если нет – что ж, каждый человек имеет право на ошибку. Многие моменты жизни Григория в романе– это своеобразные «уходы» от событий, которые непосильны его разуму. У них была настоящая любовь, и судьба не обделила их возможностью быть счастливыми отцами. Но и Григорий, и князь Андрей были вынуждены постоянно искать выход из создавшихся трудных положений. Говоря о нравственном выборе в их жизни, нельзя однозначно сказать, всегда ли этот выбор был действительно единственно верным и правильным. Но они почти всегда руководствовались своими собственными принципами и убеждениями, пытаясь найти лучшую долю в жизни, и это стремление не было простым желанием «жить лучше всех». Оно было искренним и затрагивало интересы не только их самих, но и многих близких им людей, в частности любимой женщины. Герои были счастливы, хотя и очень недолго. Но и этих недолгих минут так необходимого счастья было достаточно. Они не пропали зря, как не зря прожил свою жизнь князь Андрей Болконский, Григорий Мелехов.

На чьей бы стороне казаки не воевали, им хочется одного: вернуться в родной хутор, к жене и детям, пахать землю, вести своё хозяйство.

(пересказ эпизода "Последняя встреча с Аксиньей")

Однажды ночью под угрозой ареста, а следовательно и неминуемого расстрела Григорий бежит с родного хутора. После долгих скитаний, тоскуя по детям и Аксинье, он тайно возвращается. Аксинья обнимает его, прижимается лицом к его мокрой шинели рыдает: «Лучше убей, но не бросай!». Упросив сестру взять детей, он и Аксинья бегут ночью в надежде добраться на Кубань и начать новую жизнь. Восторженная радость наполняет душу этой женщины при мысли, что она снова рядом с Григорием. Но счастье её недолго: в дороге их застигает конная застава, и они мчатся в ночи, преследуемые летящими им вдогонку пулями. Когда они находят укрытие в яру, Григорий хоронит свою Аксинью: «Ладонями старательно примял он на могильном холмике влажную, желтую глину и долго стоял на коленях возле могилы, склонив голову, тихо покачиваясь. Теперь незачем было ему торопиться. Всё было кончено…»

Нет особой вины Григория в том, как сложилась его судьба: не он выбирал время, в котором жить. Но можно сказать одно: надломлен Мелехов, но не сломан, покалечен, но не изуродован войной, как Митька Коршунов или Фомин. Не кривил он душой, а если где и пошёл против совести, то до конца расплатился с собой за это. И Мишатка, сидящий на руках отца, лучшая награда ему за всё от неласковой судьбы.

Общение с Наташей открывает Андрею новую сферу жизни — любовь, красоту, поэзию. Но именно с Наташей ему не суждено быть счастливым, потому что между ними нет полного взаимопонимания. Наташа любит Андрея, но не понимает и не знает его. И она тоже остается для него загадкой со своим собственным, особенным внутренним миром. Если Наташа живет каждым мгновением, не в состоянии ждать и откладывать до определенного времени момент счастья, то Андрей способен любить на расстоянии, находя особую прелесть в ожидании предстоящей свадьбы с любимой девушкой. Разлука оказалась слишком трудным испытанием для Наташи, ибо она в отличие от Андрея не способна думать о чем-то другом, занять себя каким-то делом. История с Анатолем Курагиным разрушает возможное счастье этих героев. Гордый и самолюбивый Андрей не в состоянии простить Наташе ее ошибку. А она, испытывая мучительные угрызения совести, считает себя недостойной такого благородного, идеального человека. Судьба разъединяет любящих людей, оставляя в их душах горечь и боль разочарования. Но она же соединит их перед смертью Андрея, потому что Отечественная война 1812 года многое изменит в их характерах.

Война и мир – эти два состояния жизни человеческого сообщества, возведенные Львом Толстым в заглавную формулу его великого романа, на который ориентировал себя и автор «Тихого Дона» (постоянно читал «Войну и мир» в пору обдумывания и работы над эпопеей, возил с собой и на фронт Великой Отечественной)

-^ Как вы считаете, могут ли на войне проявиться лучшие человеческие качества человека?

И Л. Н. Толстого, и М. А. Шолохова глубоко волнует вопрос о человечности на войне. Оба писателя убедительно показывают, что именно в ситуации кровавой бойни проявляется истинная сущность человека, и если была в нем человечность, то она лишь укрепится в испытаниях. В «Войне и мире» князь Андрей Болконский справедливо заступается за маленького, грязного, худого артиллерийского офицера Тушина: «Успехом дня мы обязаны более всего действию этой батареи и геройской стойкости капитана Тушина с его ротой»; спасает безвестную лекарскую жену. И Л.Толстого, и М.Шолохова глубоко волнует вопрос о человечности на войне. Оба писателя убедительно показывают, что именно в ситуации кровавой бойни проявляется истинная сущность человека, и если была в нем человечность,то она лишь укрепится в испытаниях. Мы помним как в «Войне и мире» Пьер выносит из горящего дома девочку, Андрей Болконский спасает безвестную лекарскую жену.

Аналогична ситуация и в «Тихом Доне». Григорий Мелехов, один против целого взвода, бросается защищать несчастную Франю. «Безрадостно дикая» жизнь порождает жестокость и безумие, тоску и недоумение. Григорий Мелехов протестует, сталкиваясь с фактами произвола, глумления над человеком. «Свет, плеснувшийся Григорию в глаза, на секунду ослепил его, Григорий заслонил глаза ладонью и повернулся, услышав усиливающийся шум в тёмном углу конюшни… Григорий бежал на шум возни, в расширенных, освоившихся с темнотой глазах его белел страх. На полу, бессовестно и страшно раскидав белевшие в темноте ноги, не шевелясь, лежала Франя, с головой укутанная попонами, в юбке, разорванной и взбитой выше груди. Григорий рванулся назад и побежал к дверям. Его догнали, валяя назад, зажимали ему ладонью рот. Григорий от ворота до края разорвал на одном гимнастёрку, успел ударить ногой в живот, но его подмяли, так же как и Фране, замотали голову попонами, связали руки и молча, чтобы не узнал по голосу, понесли и кинули в порожные ясли…Григорий взглянул на кружок, вдавленный в сукне оторванной пуговицей: пронизанный воспоминанием, в первый раз за длинный промежуток времени чуть – чуть не заплакал» Каким глубоким был его нравственный протест против кровавой бессмысленности войны!

Шолохов тоже показывает бесчеловечность войны, её пагубные нравственные последствия. Вспомним горестное признание Григория: «Я, Петро, уморился душой. Я зараз будто недобитый какой… Будто под мельничными жерновами побывал, перемяли они меня и выплюнули».

В собственных авторских оценках и описаниях и у Л. Н. Толстого, и у М. А. Шолохова сквозит неприятие войны. «Земля ахнула», «лицо земли взрывали», «хлеба топтала конница», не убранные «колосья скорбно шуршали», «великое разрушение и мерзостная пустота» -вот далеко не полный перечень авторских описаний войны. « Безрадостно дикая»жизнь порождает жестокость и безумие, тоску и недоумение. Война у Л. Толстого и М. Шолохова является тяжелым нравственным потрясением для героев. Они постоянно подчеркивают, как физически меняются при этом люди, какой отпечаток на их лица, тело и душу накладывает война.

-Картины природы у Л.Толстого и М.Шолохова «теснейшим образом связываются с внутренней жизнью героев. Как вам кажется, "красота природы может продолжать человеческий образ, поддерживать и нести его"?

Лев Николаевич Толстой — большой мастер слова, под его пером оживали, приобретали неповторимое звучание любой описываемый эпизод, сцена, портрет героя, но картины природы особенно полны необъяснимого очарования. Толстой любил природу, она затрагивала струны его души, в самом обычном пейзаже он умел подметить неповторимость и индивидуальность. Но природа в произведениях Льва Николаевича не просто фон, на котором живут и действуют его герои. Она отражение их чувств, внутреннего состояния. Интересно, что через восприятие героем природы автор проверяет душу человека. Любимые персонажи писателя Наташа Ростова и княжна Марья, Пьер Безухов и Андрей Болконский часто любуются окружающей красотой, «впуская» ее в свою душу.

Князь Андрей понял всю суетность и пустоту своих тщеславных мечтаний, когда увидел «высокое небо» Аустерлица, ему открылась истина, ради чего должен жить человек, к чему стремиться, отрешившись от суетности и корысти повседневной жизни.

Такую же судьбоносную роль сыграла «встреча» князя Андрея с дубом, стоящим на краю дороги. «Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными давно, видно, суками и обломанной корой, заросшей старыми болячками... Презрительным уродом стоял между улыбающимися березами...» «Весна, и любовь, и счастье! — как будто говорил этот дуб...— Все одно и то же, и все обман!» Это как раз соответствовало настроению Болконского. Он думал, что отжил свои лучшие годы. Но невольно подслушанный ночной разговор двух девушек и картина распустившегося дуба совершенно преобразили князя Андрея. Он обновился так же, как весной обновляется и возрождается природа. «Да, здесь, в этом лесу, был этот дуб, с которым мы были согласны,— подумал князь Андрей.— Да где он?..» Старый дуб, весь преображенный, распустившись шатром сочной зелени, млел, чуть колыхаясь, в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия — ничего не было видно... «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год,— вдруг окончательно, беспременно решил князь Андрей...»

Это не просто умение увидеть красоту вокруг себя, но внутренняя связь, органическое слияние с родной природой, которая входит в души людей, истинных патриотов России. Любоваться красотой могут многие, но почувствовать ее, пропустить через свое сердце, наполниться ею, обогатиться духовно — дано не многим. Никогда не увидим Элен и Анатоля Курагиных, Бергов, Наполеона, уделяющих внимание «таким пустякам» — окружающим картинам природы. Они самолюбивы и эгоистичны, их занимают лишь собственные персоны.

В романе-эпопее М.Шолохова «Тихий Дон» так же как в «Войне и мире» очень большую роль играет пейзаж, но не совсем обычный. В романе важна символическая деталь. Природа для Шолохова, также как для Толстого, − персонаж, действующее лицо.

Шолохов, давая глубокий художественный анализ уклада, обычаев и нравов донцев, не мог не обратить внимание на тесную связь их жизни как земледельцев с жизнью природы. Поэтому природа в его романе предстаёт в образе могучей стихии, ведущее своё, независимое от человека существование, и тем не менее тысячами невидимых нитей связанной с жизнью и судьбой казачества. Это проявляется в данных в романе пейзажных зарисовках и масштабных картинах природы, на фоне которых разворачивается сложная, драматическая жизнь казаков, по закону«психологического параллелизма» обнаруживающая необходимые соответствия с процессами, происходящими в природе.

Природа тихого Дона, далекая степь и просторы выступают как отдельные герои в романе Шолохова «Тихий Дон». Писатель с любовью описывает те казачьи края, полные свободы, лучезарного солнца, полей, где ощущается полное единение человека с природой – идеал самого писателя. Пейзаж Шолохова создаёт картину мира, дополняет ощущение реальности происходящего. Описание природы предвосхищает приближающиеся события романа, подготавливает читателя к восприятию грандиозных последующих перемен. К примеру, описание пограничного состояния природы, замерзшей в«ожидании» Верхнедонского восстания. Но в последней части романа «иным, чудесно обновлённым и обольстительным, предстал мир, проглянувшийся сквозь туман клочок чистого неба ослепил холодной синевой…»

Шолохов не раз сравнивает «величаво распростертое» голубое небо, полное беспредельных просторов, с кипящей жизнью на земле, намекая на мысль о вечной жизни, вечного противоборства, что сродни с мотивом бесконечного неба с медленно текущими облаками в романе - эпопеи Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Сполна и мастерски Михаил Шолохов характеризует внутренний мир героев через явления природы. Пейзаж как средство выражения авторской позиции передает их настроение, сердечные бури и штили. Описание «снежной громадины, влекомой вниз из-за единственного толчка, сокрушающего все на своём пути» параллельно описанию много лет не проявлявшегося чувства в Аксиньи, которое вдруг прорывается при единственной встрече с Григорием. К концу романа сила чувств Мелехова и степень ощущения им потери описывается как «чёрное небо и ослепительно сияющий черный диск солнца». Автор использует психологический параллелизм в сцене проклятия Натальи своего мужа. Стремление героини отказаться от Бога, от естественных природных начал вторит разбушевавшаяся гроза.

Писатель старается показать, что , если, человек слит с родной природой, он из этого источника черпает свои душевные силы, иначе: он погибает. Михаил Шолохов очеловечивает природу, передает каждое изменение её настроения. В каждом лирическом отступлении чувствуется любовь писателя к просторам, к земле, к каждому стебельку, к каждому листочку. Человек и есть сама природа, и мы неразрывны с ней. Особенно выделяется автором образ степи, который идёт от народного представления о степи – матушки, кормилице, политой потом и кровью живущих на ней людей.

Романтика и будни, красота и жестокость, неукротимая сила и тонкий душевный уклад – таков пейзаж в изображении М. А.Шолохова и Л.Н.Толстого. Природа олицетворяет высшие нравственные начала, то лучшее, что есть в жизни людей.

^ Подведение итогов

-Что стало итогом нравственного пути героев?

Таким образом, раскрыв в Андрее Болконском многие замечательные черты дворянина-патриота, Толстой обрывает его путь исканий геройской гибелью ради спасения отчизны. И продолжить эти поиски высших духовных ценностей, которые так и остались недостижимыми для Андрея, суждено в романе его другу и единомышленнику Пьеру Безухову.

Путь Григория Мелехова к идеалу истинной жизни –это трагический путь обретений, ошибок и потерь, который был пройден всем русским народом в XXв.

"Все отняла у него, все порушила безжалостная смерть. Остались только дети но сам он все еще судорожно цеплялся за землю, как будто и на самом деле изломанная жизнь его представляла какую-то ценность для него и для других".

В этой тяге к жизни нет личного спасения Григорию Мелехову, а есть утверждение идеала жизни.

В финале романа Григорий бросил в воду винтовку, наган, патроны, вытер руки “перешел Дон по синему мартовскому льду, крупно зашагал к дому. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына…” Жизнь продолжается...
^ Домашнее задание. Составить графический план “Путь идейно-нравственных исканий Андрея Болконского, Григория Мелехова”, отметив и прокомментировав кульминационные, поворотные моменты их жизни.

Список литературы

1. М.А. Нянковский "Шолохов в школе", М-2001.

2. А.Хватов "Художественный мир Шолохова",1978.

3. Н.Долинина "По страницам "Войны и мира",1989.

4. М.Никулин "Раздумья над страницами "Тихого Дона",1982

.5. И.В.Золотарева. Поурочные разработки по литературе. 10 класс. Москва, “ВАКО”-2007.

6. Л.Д. Опульская Роман-эпопея Л.Н. Толстого “Война и мир”. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1987.

7. Л.Н. Толстой "Война и мир", 1985.

8. М. А. Шолохов "Тихий Дон", 1989.

9. Сайт "Первое сентября".

Похожие:

Урок по сквозной теме курса литературы: \"Тема пути в русской литературе. (На примере романа-эпопеи Л. Н. Толстого \"Война и мир\" и романа-эпопеи М. А. Шолохова \"Тихий Дон\".)\". 11 класс iconПопытка в поездке за границу найти ответы на тревожащие вопросы. «Люцерн» (1857)
Система уроков по изучению жизни и творчества Льва Николаевича Толстого, его романа-эпопеи «Война и мир»
Урок по сквозной теме курса литературы: \"Тема пути в русской литературе. (На примере романа-эпопеи Л. Н. Толстого \"Война и мир\" и романа-эпопеи М. А. Шолохова \"Тихий Дон\".)\". 11 класс iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
Название работы: Анализ гл. XVIII восьмой ч. 4 книги романа М. А. Шолохова «Тихий Дон» (конспект урока литературы в 11 классе)
Урок по сквозной теме курса литературы: \"Тема пути в русской литературе. (На примере романа-эпопеи Л. Н. Толстого \"Война и мир\" и романа-эпопеи М. А. Шолохова \"Тихий Дон\".)\". 11 класс iconУрок исследование «Историко-философское осмысление романа И. С. Тургенева...
Цель исследования: на основе интерпретации текста романа «Отцы и дети» через художественный мир Тургенева, теорию и историю литературы...
Урок по сквозной теме курса литературы: \"Тема пути в русской литературе. (На примере романа-эпопеи Л. Н. Толстого \"Война и мир\" и романа-эпопеи М. А. Шолохова \"Тихий Дон\".)\". 11 класс iconТолстой Лев Николаевич Война и мир. Первый вариант романа
В сто раз легче читать: весь французский текст заменен русским в переводе самого Толстого
Урок по сквозной теме курса литературы: \"Тема пути в русской литературе. (На примере романа-эпопеи Л. Н. Толстого \"Война и мир\" и романа-эпопеи М. А. Шолохова \"Тихий Дон\".)\". 11 класс iconРазработка урока по литературе в 10 классе Тема: Внеклассное чтение....
Оборудование урока-семинара: Тесты(егэ),тексты отрывков из романа Ю. Олеши «Зависть», из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»,слайды...
Урок по сквозной теме курса литературы: \"Тема пути в русской литературе. (На примере романа-эпопеи Л. Н. Толстого \"Война и мир\" и романа-эпопеи М. А. Шолохова \"Тихий Дон\".)\". 11 класс iconОбраз Наташи Ростовой в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
Одним из самых ярких образов в романе «Война и мир» образ является Наташи Ростовой, которую в начале мы видим тринадцатилетней беззаботной...
Урок по сквозной теме курса литературы: \"Тема пути в русской литературе. (На примере романа-эпопеи Л. Н. Толстого \"Война и мир\" и романа-эпопеи М. А. Шолохова \"Тихий Дон\".)\". 11 класс iconИсследование особенностей композиции Романа Булгакова
Роман «Мастер и Маргарита» одно из самых самобытных произведений не только в русской, но и в мировой литературе. Несомненно, говоря...
Урок по сквозной теме курса литературы: \"Тема пути в русской литературе. (На примере романа-эпопеи Л. Н. Толстого \"Война и мир\" и романа-эпопеи М. А. Шолохова \"Тихий Дон\".)\". 11 класс iconУрок концерт по литературе в 7-х классах по теме «Поэты о Великой Отечественной войне»
Цель урока: завершая работу по главам из романа М. А. Шолохова «Они сражались за Родину»; продолжить разговор о Великой Отечественной...
Урок по сквозной теме курса литературы: \"Тема пути в русской литературе. (На примере романа-эпопеи Л. Н. Толстого \"Война и мир\" и романа-эпопеи М. А. Шолохова \"Тихий Дон\".)\". 11 класс iconЛитература Тема:  «Мысль историческая» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
Урок решения деятельностно-ценностной задачи «Задача о Наполеоне» на литературе в 10 классе (в рамках освоения технологии тогис)
Урок по сквозной теме курса литературы: \"Тема пути в русской литературе. (На примере романа-эпопеи Л. Н. Толстого \"Война и мир\" и романа-эпопеи М. А. Шолохова \"Тихий Дон\".)\". 11 класс icon«Истинная красота человека» (По роману Л. Н. Толстого «Война и мир»)
Цель. Познакомить с романом Л. Н. Толстого «Война и мир», развивать интерес к творчеству Л. Н. Толстого; воспитывать стремление ставить...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница