Исследовательская работа как условие развития личности младших школьников в процессе внеклассной воспитательной работы. Условия возникновения и становление опыта




Скачать 305.37 Kb.
НазваниеИсследовательская работа как условие развития личности младших школьников в процессе внеклассной воспитательной работы. Условия возникновения и становление опыта
страница1/3
Дата публикации13.08.2013
Размер305.37 Kb.
ТипИсследовательская работа
shkolnie.ru > Культура > Исследовательская работа
  1   2   3


Управление образования и науки администрации Белгородской области

Управление образования администрации Вейделевского района
Муниципальное общеобразовательное учреждение « Вейделевская средняя общеобразовательная школа Вейделевского района Белгородской области»


Материал

для участия в IV региональном этапе Всероссийского

конкурса работников образовательных учреждений

«Воспитать человека».


Автор опыта:

Мартынова Лариса Борисовна,

классный руководитель

4 «В» класса

пос. Вейделевка

2013 год
^ Содержание опыта:

Информация об опыте………………………………………………3
Технология опыта……………………………………………….…...6
Результативность опыта…………………………………………...14
Библиографический список….........................................................19
Приложение к опыту ………….. ……….………………………....20

^ I. Информация об опыте

Тема опыта: Исследовательская работа как условие развития личности младших школьников в процессе внеклассной воспитательной работы.
^ Условия возникновения и становление опыта

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Вейделевская средняя общеобразовательная школа Вейделевского района Белгородской области» расположено в центре поселка Вейделевка Вейделевского района. Поселок находится далеко от крупных городов. В его структуру входят дом культуры, детская библиотека, детская школа искусств, Дом детского творчества, станция юных натуралистов, Покровский храм, ряд предприятий. В образовательном учреждении обучается 698 детей.

Контингент родителей обучающихся школы разнороден и представлен разными социальными слоями: 48 % - служащих, 30 % - рабочих предприятий, 8,7 – работники бюджетной сферы, 6% - не имеют постоянной работы, 5,3% домохозяйки. Анкетирование родителей показало, что не всегда в современных семьях уделяется должное внимание развитию познавательно- исследовательской деятельности (компетентности) у детей (не знают, как это сделать, не хватает времени). Самостоятельно постичь суть окружающего мира – задача непосильная для ребенка. Поэтому перед педагогами образовательного учреждения встала необходимость работы над данной проблемой.

Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что современные дети должны знать и уметь намного больше, чем их сверстники 15- 20 лет назад, поэтому, постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Считается, что одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод исследовательской деятельности, позволяющий педагогам расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, дать возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка.
^ Актуальность опыта.

Избранная тема является актуальной, поскольку невозможно переоценить значения познавательной деятельности для общего развития школьника и формирования его личности. Функциональное назначение познавательной деятельности состоит в том, чтобы вооружить школьников знаниями умениями и навыками, содействовать воспитанию мировоззрения, нравственных, эстетических качеств личности, развивать их познавательные силы, личностные образования (активность, самостоятельность, познавательный интерес), выявлять и реализовать потенциальные возможности детей, приобщать их к поисковой и творческой деятельности.

В настоящее время произошли глобальные изменения в системе образования: пересмотрены прежние ценностные приоритеты, целевые установки и педагогические средства. Современная школа ориентирована на формирование у учащихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, утверждение в создании приоритетов общечеловеческих ценностей. Поэтому одна из главных задач современной начальной школы – создание полноценных и необходимых условий для личностного развития каждого ребенка и формирование его активной позиции. В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся начальной школы к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально – волевую сферу, создаёт условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценивать свою работу. Поэтому в настоящее время широкую популярность приобрели проектные и исследовательские методы обучения. Проектная деятельность успешно сочетается с исследовательской деятельностью. Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребенка.

Дети - прирожденные исследователи, неутомимые и старательные. Только нужно по- настоящему увлечь их предметом исследования, предоставить возможность детям самим выбрать интересный предмет исследования, незаметно направив их изыскательный энтузиазм в нужное русло.

Как помочь ребенку преодолеть неуверенность в себе, научить общаться с взрослыми и сверстниками, как помочь детям устранять появляющиеся трудности? Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне? Как научить видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы. Эти вопросы очень актуальны в рамках подготовки младших школьников к обучению в среднем звене школы. Диагностика уровня обучаемости младших школьников в начальной школе в 2012 учебном году выявила, что лишь у 42 % воспитанников высокий и средний уровень сформированности способностей к познавательной и исследовательской деятельности. Это породило ряд противоречий, которые должен решить данный опыт работы:

  1. между необходимостью повышать уровень способности к познавательной и исследовательской деятельности младшего школьника и недостаточной технологической проработкой этого процесса в условиях традиционного обучения в начальной школе;

  2. между сформированностью у младших школьников определённой системы фактических знаний и недостаточным развитием способности к познавательной деятельности.

Поэтому актуальность опыта заключается в реализации в условиях образовательного учреждения образования, воспитания и развития детей, исследовательской деятельности младших школьников. Она дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики и познания, пытливости ума, совместной познавательно – поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.

^ Ведущая идея опыта состоит в активизации интереса, формировании навыков и умений детей познавательной деятельности на основе исследовательского метода в системе работы образовательного учреждения.

Исследовательская деятельность сможет объединить учащихся, родителей и педагогов образовательного учреждения в совместную творческую, продуктивную деятельность и сформировать настоящее сообщество школьников и взрослых.

Исследовательский метод рассматривается как один из вариантов интеграции. Учащимся даются знания не в готовом виде, им дается возможность размышлять, исследовать, делать выводы. При поддержке взрослых ребята могут стать авторами своих собственных творческих, а также исследовательских, приключенческих, игровых, практико-ориентированных проектов. Участвуя в педагогическом процессе наравне со взрослыми, учащиеся проектируют свою жизнь в пространстве образовательного учреждения, проявляя изобретательность и оригинальность.

^ Длительность работы над опытом.

Данный опыт разрабатывался и внедрялся в практику работы муниципального общеобразовательного учреждения «Вейделевская средняя общеобразовательная школа» с сентября 2009 года по май 2013года – дата выпуска учащихся из начальной школы. В воспитательно-образовательный процесс исследовательский метод включили как инновационную технологию организации педагогического процесса.

^ Диапазон опыта

Диапазон опыта представлен единой системой работы по внедрению исследовательской деятельности в учебный процесс – «урок + индивидуальная работа + внеклассная работа»

Новые знания помогут педагогам сориентироваться и выработать свою творческую линию на основе теоретических и методических подходов, которые рассматриваются в данном опыте работы.

^ Теоретическая база опыта.

Исследовательская работа - одно из инновационных направлений в современ­ной дидактике, которому в последнее время уделяется все большее вни­мание.

^ Под исследовательской деятельностью понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе исследования лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Педагог организует про­блемную ситуацию для детей, но не предлагает свои варианты решения, т.е. уходит от тра­диционного и привычного действия по заранее заданному образцу. Ведь исследовательская деятельность способствует развитию мышления, воображения и речи детей только тогда, когда педагог стремится удерживать проблемную ситуацию. Именно этим исследовательская деятельность отличается от продуктивных видов деятельности, в которых проблемная ситуация снимается максимально быстро. Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение.

В работе над опытом идет опора на педагогические взгляды современных педагогов–новаторов: ^ Л.А.Венгера, Б.П.Никитина, А.В.Запорожца, Т.И.Ерофеевой, Н.Е. Веракса, Джон Дьюи и др. По мнению этих ученых, основной целью исследовательского метода в образовательных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей, которые включат в себя:

  1. Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

  2. Развитие познавательных способностей,

  3. Развитие творческого воображения,

  4. Развития творческого мышления,

  5. Развитие коммуникативных навыков.


Проблема познавательной активности издавна привлекала внимание философов, психологов, педагогов от Сократа до ученых наших дней (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Поддьяков, Ж. Ж. Руссо и др.). Вовлечение школьников в исследовательскую работу позволяет перейти от информативного обучения к активному: исследовательскому. Ж..Ж.. Руссо считал, что самыми главными умениями, приобретенными детьми с помощью образования: умение искать, думать, включаться в решение проблем. И прежде, чем приступить к изучению чего-либо, надо учителю пробудить этот интерес у ученика. Мудрость учительского руководства в том и состоит, чтобы воспитаннику показалось, что он сам делает то, что ему хочется. Для включения в самостоятельное исследование учеников учителю необходимо самому владеть современными методами сбора первичных данных, их обработки, получения оригинальных карт, схем, графиков, расчета показателей и т. д.

^ Новизна опыта

Новизна опыта заключается в том, что использование модели образовательной технологии исследовательской деятельности младших школьников приведет к активизации механизма детского саморазвития, в результате которой познавательная инициативность, социальная и творческая активность младших школьников перейдут на качественно новый уровень.

В данном опыте предложены новые формы, приемы и методы организации исследовательского метода работы. Практическая значимость его состоит в том, чтобы осторожно и бережно помочь раскрыться ребёнку, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою ценность. Всегда в беседе с ребенком использовать открытый взгляд, улыбку, одобрение, подбадривание. Улыбка передаёт наши мысли, отношения и чувства к ребёнку. Ведь она идёт только от доброго сердца, служит поддержкой, поощрением, вдохновением и успокоением тому, к кому она обращена.

Думаем, что ученик в таких условиях будет развиваться как личность. В основе успешного развития личности лежит познавательный интерес, который является важнейшим качеством личности. Для этого необходимо ставить ученика в условия поиска, побуждать интерес к победе. А отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, настойчивым, уметь четко объяснять свои мысли.

Считаем, что организация работы с младшими школьниками на основе предложенных технологий актуальна и инновационна для начального образования.

^ II. Технология опыта:

Тема опыта: Исследовательская работа как условие развития личности младших школьников в процессе внеклассной воспитательной работы.

^ Целью является создание системы работы по развитию познавательной деятельности младших школьников на основе исследовательского метода, создание благоприятных условий для развития творческой личности.

Гипотеза. Система формирования основ исследовательской деятельности будет эффективной если:

  • она включает изучение и анализ степени обученности исследовательской деятельности;

  • направлена на формирование мотивации к занятиям исследовательской деятельностью;

  • характеризуется наличием системности в образовательном процессе.

^ Объект исследования – учебная и внеклассная деятельность школьников.

Предмет исследования исследовательская работа в учебной и внеклассной деятельности.

Описание средств достижения цели

Следуя принципам отечественных ученых и педагогов-практиков, организовывая исследовательскую работу, соблюдались следующие условия:

  • учет интересов ребенка;

  • деятельность без принуждения, «от всего сердца»;

  • тематика (проблема) из близкого окружения и адекватна возрасту;

  • предоставление самостоятельности и поддержка детской инициативы;

совместное с взрослыми поэтапное достижение цели.

У моих учеников сформировано стремление к самоопределению и самообразованию:

- они умеют самостоятельно работать с источниками знаний, ведут экспериментальную практическую работу;

- понимают и принимают учебные задания, проверяют свою работу и работу напарника;

- умеют сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать и систематизировать материал;

- активно участвую в диспутах, грамотно ведут диалог;

- а главное – у них особый стиль общения, в котором преобладает дух сотрудничества, сопереживания и взаимоуважения.

Передо мной, как перед учителем, ежедневно стоят вопросы:

-Как заинтересовать ребенка учебным материалом?

-Как интересно и доступно донести до учащихся новый материал?

-Как создать для любимых учеников ситуацию успеха и веру в их силы?

Я решаю их путем включения учащихся в ситуацию творческой, поисковой и исследовательской деятельности. Стремлюсь строить обучение так, чтоб успеха добился каждый в меру способностей и возможностей. Даю шанс самым неуверенным ученикам. На наших занятиях воплощаются в жизнь и постоянно совершенствуются интенсивные методы нового образования: самостоятельное «строительство» знаний путём творческого поиска решений и открытий.

В результате мои ученики создают учебно-познавательные книжки – малышки, литературные газеты, рукописные журналы, создают свободные тексты, сочиняют стихи и сказки, по которым мы работаем на уроках.

Расширение кругозора является одним из факторов всестороннего развития личности.

Организация исследовательской деятельности учащихся является одним из важных условий развития познавательной активности. Главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе, - наличие у них потребности узнавать новое.

В работе с детьми я определила приоритетную воспитательную задачу:

сформировать у учащихся потребности и желания реализации:

- самоорганизации;

- самодеятельности;

- самоуправления;

-самообучения.

Представленные возможности позволяют удовлетворить разнообразные потребности ребёнка и его реального самоутверждения. Внеурочная деятельность детей оказывает существенное влияние на учебные занятия.

Таким образом, организацию учебно-воспитательного процесса строю на трёх составляющих:

1. Организацию проектно-исследовательской деятельности.

2. Развитие классного самоуправления.

3. Активизацию родительской общественности.

Моя задача - сделать так, чтобы большая часть детей в классе стали исследователями.

В настоящее время большое значение уделяется повышению качества образовательно-воспитательного процесса.

Для достижения положительной динамики одной из главных целей в своей деятельности я ставлю развитие познавательной активности школьников. Важнейшую роль для достижения цели играют активные творческие методы учебно-воспитательного процесса. Одним из таких методов является исследовательская деятельность школьников, в основе которой лежит умение самостоятельно решать проблему, а, следовательно, развивать познавательные навыки.

В современном российском обществе возрастает потребность к людям неординарно мыслящим, творческим, активным, способным нестандартно решать поставленные задачи и формировать новые цели. Способность творчески мыслить, нестандартно видеть проблемы окружающего мира, очень важна для человека, поэтому раскрытие его творческих возможностей является ведущей целью образования и воспитания.

Современная школа должна готовить своих учеников к жизни в новом мире, где будут востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные, инициативные. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения. Задача образования - помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их жизни, помочь учащимся этот выбор сделать осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, способности, интересы и склонности.

В современной школе возрастает значимость подготовки ребёнка к самостоятельной исследовательской деятельности. Особенно актуальна эта проблема для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе онтогенеза учебной деятельности является ведущей и определяет развитие основных познавательных особенностей развивающейся личности. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления.

В исследованиях многих педагогов, психологов подчёркивается, что оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.

Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Любой здоровый ребёнок уже рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Постоянно проявляемая детская активность – естественное состояние ребёнка. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создаёт условия для исследовательского обучения. Начальная школа - важная ступень не только базового образования. Оно является основой для формирования азов исследовательской культуры.

В связи с этим значимое место в своей педагогической практике я уделяю организации исследовательской деятельности младших школьников, как на уроках, так и в неурочное время. Свою работу я начинаю с проведения комплекса диагностик по изучению интересов детей. Исследовательская деятельность младших школьников это совместная деятельность учеников, учителя и родителей.

Русский педагог Константин Николаевич Вентцель писал, что на ребёнка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького искателя истины: опираться на собственный опыт ребёнка; обучать в действии; побуждать к наблюдению и экспериментированию.

Выпускник современной школы должен обладать практическими знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития, на основе личностно – ориентированной модели образования.

Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская деятельность.

Решив заняться этой проблемой, я определяю цели и задачи.

Цель работы: стимулировать развитие интеллектуально – творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

Задачи работы: обучение проведению учебных исследований младших школьников; развитие творческой активности детей; стимулирование интереса к наукам; ознакомление с научной картиной мира; вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

Исследовательская работа для ученика – средство самореализации. Процесс работы над проектом будет продвигаться тем успешнее, чем более, личностно значимым будет его цель и результат.

Исследовательская работа - работа, связанная с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Если научное исследование направлено на выявление истины, на получение нового знания, то учебное исследование имеет целью приобретения учащимися навыка исследовательской деятельности, освоение исследовательского типа мышления, формирования активной позиции в процессе обучения.

Такая работа имеет большое сходство с проектом. Однако в данном случае исследование – это лишь этап проектной работы.

Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта.

Результат проекта известен заранее, а результат исследования может быть непредсказуем.

В проектной и исследовательской деятельности детей развиваются важнейшие обще-урочные, познавательные умения и навыки.
  1   2   3

Похожие:

Исследовательская работа как условие развития личности младших школьников в процессе внеклассной воспитательной работы. Условия возникновения и становление опыта  icon«Возможности здоровьесбережения младших школьников через систему воспитательной работы»
Знакомство с системой воспитательной работы школы в области здоровьесбережения с целью обобщения опыта
Исследовательская работа как условие развития личности младших школьников в процессе внеклассной воспитательной работы. Условия возникновения и становление опыта  iconИсследовательская работа школьников
Исследовательская работа по материалам экспедиции «Истоки»-2003] / Д. Агурьянова; рук.: Л. А. Лекарева, С. А. Павлова, Д. Н. Вохин;...
Исследовательская работа как условие развития личности младших школьников в процессе внеклассной воспитательной работы. Условия возникновения и становление опыта  iconМбдоу №44 Детский сад «Золушка» Центр развития ребенка города Старый...
«Формирование умений и навыков диалогического общения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, как необходимое условие...
Исследовательская работа как условие развития личности младших школьников в процессе внеклассной воспитательной работы. Условия возникновения и становление опыта  iconРазвитие творческих способностей младших школьников в процессе культурно-досуговой...
Уговой деятельности, способствующую сплочению коллектива, а также создающую условия для самореализации личности каждого ребенка в...
Исследовательская работа как условие развития личности младших школьников в процессе внеклассной воспитательной работы. Условия возникновения и становление опыта  iconТема «Создание речевой среды младших школьников. Первые стихи» Сохранение...
Сохранение и развитие индивидуальности младшего школьника в процессе работы по развитию речи. (Презентация опыта)
Исследовательская работа как условие развития личности младших школьников в процессе внеклассной воспитательной работы. Условия возникновения и становление опыта  iconПедагогическая арт-терапия как средство обогащения социокультурного...
Как средство обогащения социокультурного опыта младших школьников во временном детском коллективе
Исследовательская работа как условие развития личности младших школьников в процессе внеклассной воспитательной работы. Условия возникновения и становление опыта  iconИтоги опытно-экспериментальной деятельности по программе «Реализация...
Психолого – педагогическое сопровождение муниципального эксперимента «Гендерный подход в увп как условие успешной социализации»
Исследовательская работа как условие развития личности младших школьников в процессе внеклассной воспитательной работы. Условия возникновения и становление опыта  iconРазвитие творческих способностей, поисковой и исследовательской деятельности...
Пробуждать у младших школьников познавательный интерес к предметам в процессе обучения
Исследовательская работа как условие развития личности младших школьников в процессе внеклассной воспитательной работы. Условия возникновения и становление опыта  iconРазвитие коммуникативной компетентности младших школьников. (Из опыта...

Исследовательская работа как условие развития личности младших школьников в процессе внеклассной воспитательной работы. Условия возникновения и становление опыта  iconСамообразования, взятая мной звучит так: Формирование и развитие...
Игровые технологии на уроках как средство формирования и развития учебной деятельности младших школьников.     
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница