Интерактивные формы и методы обучения в преподавании курса мировой художественной культуры




Скачать 289.54 Kb.
НазваниеИнтерактивные формы и методы обучения в преподавании курса мировой художественной культуры
страница1/3
Дата публикации29.07.2013
Размер289.54 Kb.
ТипРеферат
shkolnie.ru > Культура > Реферат
  1   2   3
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ КУРСА МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

Выполнила:

Попова Елена Владимировна

учитель мировой художественной культуры

МБОУ лицей «Надежда» г. Холмска

Сахалинской области

Холмск, 2013

Содержание

Введение………………………………………………………………….. …….3

Глава 1. СУЩНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

    1. Определение интерактивного метода обучения ……………………6

    2. Готовность педагога к организации процесса интерактивного

обучения …………………………………………………………………….9

Глава 2. ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ

^ КУРСА МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ.

2.1 Варианты диалогового взаимодействия ………………………………13

2.2 Способы активизации познавательной деятельности учащихся… 17

^ 2.3 Мотивация и стимулирование в интерактивном методе обучения..23

Заключение …………………………………………………………………25

Список литературы…………………………………………………….…26

Приложения………………………………………………………………..22

ВВЕДЕНИЕ

Повышение качества образования является одной из актуальных проблем. Решение ее связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования.

Происходящие сегодня социально-экономические преобразования выдвигают новые, более широкие требования к выпускникам средних школ, среди которых все больший приоритет получают требования системно организованных интеллектуальных, коммуникативных, рефлексирующих, самоорганизующих, моральных начал, позволяющих успешно организовывать деятельность в широком социальном, экономическом, культурном контексте.

Актуальность проблемы технологизации образования объясняется стремительным распространением различных инноваций, в том числе педагогических технологий, с одно стороны, и недостаточным владением ими педагогами, с другой. Использование же в педагогической деятельности различных образовательных технологий позволяет преподавателям и другим специалистам повысит мотивацию обучающихся, профессионально-практическую направленность занятий, а следовательно, добиваться более гарантированных запланированных результатов в своей профессионально-педагогической деятельности.

Обновление образования сегодня требует от педагогов знания тенденций инновационных изменений в системе современного образования, отличий традиционной, развивающей и личностно-ориентированной систем обучения; знания интерактивных форм и методов обучения, критериев технологичности; владения технологиями целеполагания, проектирования, диагностирования, развитых дидактических, рефлексивных, проектировочных, диагностических умений; умения анализировать и оценивать свой индивидуальный стиль, а также особенности и эффективность применяемых педагогических технологий и собственной педагогической деятельности в целом.

Интерактивные формы и методы обучения завоевывают сегодня все большее признание и используются при преподавании различных учебных дисциплин.

Формирование целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства сводится к тому, что стать целью, а не средством истории, человек сможет лишь тогда, когда он будет многосторонним в своих потребностях и способностях, соединяя более или менее равномерно и гармонично те направления деятельности и те психические силы, которые сформировались в ходе развития культуры и составляют специфическое достояние человека как человека, отличая его от животного и от самых совершенных компьютеров. Проблема введения в педагогический процесс интерактивных форм и методов обучения достаточно актуальна. Мировая художественная культура (далее МХК) – один из тех учебных предметов, содержание которого является благодатной почвой для интерактивной образовательной деятельности. Используя на уроках мировой художественной культуры эту технологию, у педагога появляются новые возможности. Необходимо развивать у всех учеников понимание искусства, способность быть читателем, слушателем, зрителем, т.е. способность и стремление воспринимать художественную культуру в течение всей жизни, и именно с этой целью дать школьникам определенную сумму знаний, раскрыть перед ними наиболее важные закономерности сложного процесса развития мировой культуры, помочь овладеть языком искусства.

Интерактивные методы обучения показывают новые возможности, связанные, прежде всего, с налаживанием межличностного взаимодействия путем внешнего диалога в процессе усвоения учебного материала. Действительно, между учащимися в группе неизбежно возникают определенные межличностные взаимоотношения; и от того, какими они будут, во многом зависит успешность их учебной деятельности.

Именно поэтому в основу работы была положена гипотеза, согласно которой предполагается, что применение интерактивных форм и методов обучения активизирует познавательную деятельность учащихся, повышает мотивацию к изучению мировой художественной культуры и эффективность учебной деятельности в целом.

В качестве основного ориентира выделим следующую цель:

с помощью интерактивных форм и методов обучения сформировать у учащихся представление о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества.

Задачи:

  • Раскрыть значение интерактивных форм обучения в образовательном процессе

  • Активизировать имеющийся опыт общения учащихся с культурным и духовным наследием человечества с помощью различных средств обучения

  • Показать различные варианты диалогового взаимодействия и расширить с их помощью художественно-познавательные интересы; развить интеллектуальные и творческие способности учащихся; воспитать художественный вкус и потребность в общении с искусством;

  • Научить применять полученный комплекс знаний, умений, навыков при выполнении учебно-творческих задач в общении с искусством

Решая поставленные задачи, мы обогащаем духовный мир учащихся, воспитываем чувство прекрасного, помогаем на уроках мировой художественной культуры «открыть в себе человека».

Глава 1. СУЩНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

^ 1.1 Определение интерактивного метода обучения

Среди основных требований, предъявляемых современным и развивающим обществом к выпускнику средней школы, можно выделить: его готовность к сотрудничеству, к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способность решать встающие перед ним жизненные проблемы. Таким образом, прослеживается социальный заказ, ориентированный на деятельно-творческий аспект образования.

В свете этих требований все большую значимость приобретает обучение на основе компетентностного подхода, нацеленного на формирование компетентностей у школьника, которые связывают воедино приобретение теоретических знаний с их практическим использованием при решении конкретных задач и проблемных ситуаций. Данный подход выдвигает на первое место не просто информированность школьника, а умение им решать проблемы, возникающие в реальных жизненных ситуациях (Н.В. Багромова, В.А.Болотов, Т.В. Громыко, В.В. Сериков и др.). Обучение на основе компетентностного подхода делает учащихся активным субъектом образовательного процесса.

Формирование и развитие компетенций у выпускника средней школы не может быть реализовано лишь посредством преподавания учебных дисциплин. Не менее важным составляющим этого процесса является внедрение соответствующих организационных форм учебного процесса, инновационных педагогических систем, технологий и методик. Темп развития современной образовательной системы диктует пересмотр привычных форм и содержания обучения.

Многие основные методические инновации в школе связаны сегодня и с внедрением учебно-воспитательных методов интерактивного обучения., основанных на диалоговых формах процесса познания. Согласимся с мнением А.А. Вербицкого, что интерактивное обучение знаменует собой переход от преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных, программированных форм и методов организации дидактического процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении. В процессе обучения, основанного на компетентностном подходе, каждая из сторон должна получить учебные результаты, которые можно обозначить как цели обучения:

  • Ознакомление – знакомство с основными понятиями в конкретной области знания;

  • Освоение основ – способность пересказать, описать основные понятия;

  • Овладение – успешное применение основных понятий в предметной деятельности;

  • Полное усвоение – мастерство - успешное применение основных понятий в данной области, а также помощь другим в освоении и закреплении знаний и умений.

Эти цели наилучшим образом реализуются в образовательном процессе, построенном на основе интерактивной модели. В общении между учителем и учеником можно выделить две стороны: отношение и взаимодействие. Это как бы подводная и надводная части айсберга, где видимая часть – серия речевых и неречевых действий, а внутренняя, невидимая – потребности, мотивы, интересы, чувства – все, что толкает человека к общению.

Интеракционизм – направление в современной социальной психологии и педагогике, базирующееся на концепциях американского социолога и психолога Дж. Г. Мида. Интерактивный («inter» - взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Смысл интерактивности складывается из дефиниции понятий «интер» (между) и «активность» (усиленная деятельность), таким образом, интерактивность – способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога. В этой связи термин интерактивное взаимодействие можно трактовать как усиленную деятельность участников по взаимодействию между собой, а термин интерактивное педагогическое взаимодействие – как усиленную целенаправленную деятельность педагога и учащихся по организации взаимодействия в целях развития.

Таким образом, интерактивное обучение – это активное, постоянное взаимодействие между преподавателем и учеником в процессе обучения с использованием таких форм, которые обеспечивают реализацию внутреннего механизма саморазвития обучающихся, а интерактивный процесс – это целенаправленное взаимодействие и взаимовлияние участников педагогического процесса.

Интерактивным обучением, по мнению Б.Ц. Бадмаева, является такое обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий. С этим нельзя не согласиться, ведь одно из направлений психологии – интреакционизм – как раз и опирается на изучение межличностных коммуникаций («обмен символами»), важнейшими составляющими которых признается способность человека «принимать роль другого», представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа, и соответственно интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия.

Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Надо отметить, что в общении между учителем и учеником можно выделить две стороны: отношение и взаимодействие. Это как бы подводная и надводная части айсберга, где видимая часть – серия речевых и неречевых действий, а внутренняя, невидимая – потребности, мотивы, интересы, чувства – все, что толкает человека к общению. В то же время место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока.

Учащийся становится полноправным участником учебного процесса, его опыт служит основным источником учебного познания. Педагог не дает готовых заданий, но побуждает участников к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и учащегося: активность педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы.

Значение интерактивных форм и методов обучения состоит в обеспечении достижения ряда важнейших образовательных целей:

  • Стимулирование мотивации и интереса в области изучаемых предметов и общеобразовательном плане;

  • Повышение уровня активности и самостоятельности обучаемых;

  • Развитие навыков анализа, критичности мышления, взаимодействия, коммуникации;

  • Изменение установок (на сотрудничество, эмпатию) и социальных ценностей;

  • Саморазвитие и развитие благодаря активизации мыследеятельности и диалогическому взаимодействию с преподавателем и другими участниками образовательного процесса.

^ 1.2 Готовность педагога к организации процесса интерактивного обучения

Основной ступенью профессионального развития педагога обычно называют педагогическое мастерство, под которым традиционно понимают доведенную до высокой степени совершенства обучающую и воспитательную умелость, отражающую особую отшлифованность методов и приемов психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса.

Учитель должен научиться работать в режиме творческого развивающего обучения, создавать по известному алгоритму нечто новое, что является по сути действительно новым для данного ребенка, - так подспудно выглядит сущность обучения.

Освоение проблемно-поисковых методов – эвристических, игровых – все это значимые вехи на пути организации творческо-исследовательской деятельности учащихся, а следовательно, и интерактивного обучения.

Значимо также формировать устойчивые творческие группы учащихся, нацеленные на совместное «проживание» и увлеченное участие в процессе, где деятельность организуется и мотивируется совместно с согласованными и принятыми целями.

Представляется важным и умение учителя использовать естественные доминанты интересов учащихся в целях обучения. Ясно, что одна из величайших радостей, целей, загадок и интересов детей кроется в их непрестанной потребности в общении. Поэтому коммуникативная культура педагога – важное условие и показатель готовности к диалогическому взаимодействию, как ведущему средству интерактивного обучения.

В отличие от традиционного обучения, педагог отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника работе, одного из источников информации.

Считается важным научить ученика находить идеи и пути решения различных проблем. Однако важнее научить его работать во всем цикле: поиск и вычленение ведущих проблем – простраивание проблем по степени значимости – анализ проблем - определение целей, задач и направлений деятельности – наработка возможных вариантов решений – выбор наилучших – просчитывание необходимых условий, внешних и внутренних ресурсов – определение механизма решения проблем – составление программы и вероятно-ситуативного плана работы.

Существует классификация интерактивных методов обучения в соответствии с их ведущей функцией в организации педагогического воздействия:

  • Методы создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации;

  • Методы обмена деятельности;

  • Методы мыследеятельности;

  • Методы смыслотворчества;

  • Методы рефлексивной деятельности;

  • Интегративные методы (интерактивные игры).

К основным методологическим принципам интерактивного обучения относятся:

  • Тщательный подбор учебной, профессиональной лексики;

  • Поддержание всеми обучаемыми непрерывного визуального контакта между собой;

  • Преподаватель выполняет функции руководителя, который инициирует и ориентирует обсуждение учебной программы (хороший преподаватель тот, который только помогает);

  • Активное использование технических учебных средств, в том числе таблиц, слайдов, фильмов, роликов, видеоклипов, видеотехники, с помощью которых иллюстрируется учебный материал;

  • Постоянное поддержание преподавателем активного внутригруппового взаимодействия, снятие им напряженности во взаимоотношениями между участниками, нейтрализация «острых» шагов и действий отдельных обучаемых;

  • Оперативное вмешательство преподавателя в ход дискуссии в случае возникновения непредвиденных трудностей, а также в целях пояснения новых для учащихся положений учебной программы;

  • Проигрывание игровых ролей с учетом индивидуальных творческих и интеллектуальных способностей обучающихся (например, при проигрывании ситуации стимулирования конструктивного конфликта);

  • Осуществление взаимодействия в режиме строгого соблюдения сформулированных преподавателем норм, правил, поощрений (наказаний) за достигнутые результаты.

Исходя из всего вышесказанного, можно выделить следующие обязательные педагогические условия, которые будут способствовать организации интерактивного обучения:

  1. Доверительные позитивные отношения между обучаемыми и обучающимися

  2. Демократический стиль преподавания

  3. Обучение должно строиться на принципах сотрудничества преподавателя с обучающимися и обучающихся между собой.

  4. Опора на личный опыт обучающихся, а также включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов.

  5. Многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности обучающихся, их регулярная и целеобусловленная смена.

  6. Включение внешней и внутренней мотивации деятельности, а также взаимомотивации обучающихся.

Таким образом, интерактивное обучение является альтернативой традиционному педагогическому воздействию, а формирование компетентности в области интерактивного обучения на уроках мировой художественной культуры позволяют создать условия для переориентации в методике работы учителя.

  1   2   3

Похожие:

Интерактивные формы и методы обучения в преподавании курса мировой художественной культуры iconОбразовательный стандарт среднего (полного) общего образования по...
Изучение мировой художественной культуры на базовом уровне в старшей школе направлено на достижение следующих целей
Интерактивные формы и методы обучения в преподавании курса мировой художественной культуры iconХарактеристика ооп бакалавриата
Народный танец, Народные музыкальные инструменты, Народное песенное творчество, Фольклорный театр, Методы исследований народной художественной...
Интерактивные формы и методы обучения в преподавании курса мировой художественной культуры iconЗадача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического...
Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью...
Интерактивные формы и методы обучения в преподавании курса мировой художественной культуры iconРазработка урока по мировой художественной культуре в 11 классе на...
Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества 2012/13 учебного года
Интерактивные формы и методы обучения в преподавании курса мировой художественной культуры iconРабочая программа по мировой художественной культуре
Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Интерактивные формы и методы обучения в преподавании курса мировой художественной культуры iconРабочая программа Составитель: Симакова Лилия Равхатовна, преподаватель...
Курс «Этика и психология профессиональной деятельности» является учебной дисциплиной, предназначенной для обучения студентов 3 курса...
Интерактивные формы и методы обучения в преподавании курса мировой художественной культуры iconПрограмма повышения квалификации: «Новые технологии в преподавании физической культуры»
Появление данного направления обусловлено поддержанием уровня здоровья обучающихся, в связи с большими спортивными нагрузками в художественной...
Интерактивные формы и методы обучения в преподавании курса мировой художественной культуры iconУчение с мучением или учение с увлечением?
Как же сделать трудный для ребёнка процесс обучения увлекательным? Этому во многом способствуют интерактивные методы обучения, когда...
Интерактивные формы и методы обучения в преподавании курса мировой художественной культуры iconБазовый уровень
Изучение мировой художественной культуры на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих...
Интерактивные формы и методы обучения в преподавании курса мировой художественной культуры iconМетоды интерпретации текстов культуры
Глиняные таблички, свитки папируса, распрямленная береста, камень, листы бумаги – это материал, несущий на себе знаки свидетельства...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница