Программа Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на традициях народов Поволжья Елабуга Составители : А. А. Галеева, заведующая муниципального




НазваниеПрограмма Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на традициях народов Поволжья Елабуга Составители : А. А. Галеева, заведующая муниципального
страница1/7
Дата публикации14.07.2013
Размер0.98 Mb.
ТипПрограмма
shkolnie.ru > Культура > Программа
  1   2   3   4   5   6   7


МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ЕЛАБУЖСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №17 «РОМАШКА»

ЕЛАБУЖСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Утверждена Утверждена

на заседании экспертного совета на заседании педагогического совета

Муниципального учреждения Муниципального дошкольного

«Управление образования образовательного учреждения

Елабужского муниципального района» «Детский сад общеразвивающего

Протокол № _6___________________ вида № 17 «Ромашка»

От 15 марта_2010 года__________ Елабужского муниципального района

Протокол № _3___________________

От 24 февраля_2010 года__________

Программа
Духовно-нравственное воспитание

детей дошкольного возраста

на традициях народов Поволжья

Елабуга

Составители:

А. А. Галеева, заведующая муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №17 «Ромашка» Елабужского муниципального района

З. З. Макарова, старший воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №17 «Ромашка» Елабужского муниципального района

Рецензенты:

С. Ф. Тазиев, кандидат педагогических наук, доцент и руководитель Научно– методического центра этнокультурного образования Елабужского государственного педагогического университета, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации

Р. Г. Салихова, ведущий специалист исполнительного комитета Елабужского муниципального района

I. Пояснительная записка

Духовно-нравственное воспитание актуально в любую эпоху. Особенно значимо оно в периоды нестабильного состояния общества, когда очень трудно создать условия для духовного оздоровления человека, когда значительно ослабла воспитательная роль семьи как основного агента развития нравственных начал ребенка. Разрастающееся в России, в том числе Татарстане, явление безнадзорности детей, а то и социального сиротства, рост числа неполных семей, негативный информационный поток с экранов телевидения, видеоигры, пропагандирующие насилие, агрессию выступают одной из главных причин духовно-нравственной дестабилизации общества

Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потому и верный способ духовно-нравственного воспитания. Суть его состоит в том, чтобы воспитать у ребенка с первых лет жизни гуманного отношения к окружающему миру, любви к родной семье, к родному дому, краю, городу, Родине, уважение к людям разной национальностей, государственной символике (гимну, флагу, гербу РТ, РФ). В процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально-общественного качества, уважение к взрослым, ответственное отношение к выполнению поручений, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей.

В нашем городе Елабуге, по результатам последней переписи 2002 года, проживают представители 24 национальностей, зарегистрированы 68663 жителя. Из них:

русские- 35621- 51, 3% удмурты- 533- 0,65%

татары/ кряшены/ - 28729- 43,3% башкиры- 522- 0,65%

чуваши- 923- 1,2 % украинцы- 509- 0,6%

марийцы- 646-0,7 % мордовцы- 196- 0,24%

другие народности- 1043- 1,4%

Управление образования, педагогические коллективы образовательных учреждений стремятся реализовать потребности семей в изучении их детьми родного языка, культуры, национальных традиций. На базе школы №3 им. Епанешникова организованы воскресные школы чувашей, удмуртов, марийцев, башкир, кряшен, азербайджанцев, где занимаются изучением родного языка, культуры, быта и обрядов. Их посещают в основном дети школьного возраста.

В дошкольных образовательных учреждениях города воспитываются дети разных национальностей /татары, кряшены, русские, чуваши, удмурты, башкиры, марийцы, украинцы, узбеки, удины и др./. В национальных садах воспитательно- образовательный процесс организован на татарском языке, а в русскоязычных ДОУ - на русском языке.

Программой «Воспитания и обучения в детском саду» обучение культуры, традиций, быта остальных народов Поволжья не предусмотрено. Ведь еще Н. Крупская указывала, что «эту работу надо начинать именно с раннего возраста, прививая детям любовь и уважение к людям другой национальности. И начинать надо с ознакомления с той национальностью, к которой дети принадлежат сами». Она считала, что изучение на родном языке является необходимым элементом развития ребенка, так как материнский язык служите ему орудием выражения себя и своих мыслей. Воспитательно- образовательный процесс должен строиться по принципу: от близкого к далекому, неизвестному, от родного порога – к другим нациям. От освоения национальной культуры к культуре народов совместного проживания, затем к мировой культуре.

При организации воспитательно- образовательного процесса нужно опираться на национально – региональный компонент. Учитывать местные особенности, регионально- национальные традиции, различия и общность культур разных народов, возраст и особенности восприятия детьми окружающего мира.

Воспитание нравственности осуществляется успешнее, если дети включены в социально- ценные отношения, участвуют в деятельности, требующей от них проявления нравственного образа действий, увлекающей их, развивающей личные интересы. Найти каждому дело по душе, чтобы ребенок не был пассивным наблюдателем, с удовольствием мог выполнять те поручения, которые раскрыли бы его авторитет в коллективе.

Важную роль в организации воспитательно- образовательного процесса детей в дошкольного возраста играет чтение доступных детям этого возраста текстов художественных произведений, рассказывание им сказок и других произведений устного народного творчества (песенок, потешек, загадок, пословиц, поговорок, считалок), инсценирования, которые можно использовать во время проведения занятий, а так же в процессе игр, режимных моментов (умывание детей, одевание, прогулки, раздевание, подготовка ко сну и т.д.).

Изделия декоративно – прикладного искусства раскрывают богатство культуры народа, помогают усвоить нравы, обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учат понимать и любить прекрасное.

Целенаправленное использование орнаментов в работе с дошкольниками имеет большое значение в духовно – нравственном воспитании детей, развития у них интереса к народному искусству, содействует формированию их художественного вкуса. Яркие и чистые цвета узоров, симметрия и ритм чередования форм привлекают детей, вызывают у них желание воспроизвести увиденное. Среди многообразных видов народного орнамента наиболее доступным для восприятия дошкольникам является аппликация – древнейший способ художественного оформления изделий из войлока, кожи, меха, сукна, бересты, бумаги. Выполняя аппликации по мотивам народного орнамента, дети учатся понимать принципы художественного обобщения, познают приемы творческой импровизации декоративных образов, учатся видеть в орнаментах комбинации цветов, сопоставлять формы, величины, положение элементов на плоскости предмета.

Культурное наследие народа – огромное богатство, с которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им, сохранить это богатство, уважая традиции и обычаи представителей каждой национальности.


II.Концептуальные основы программы
В последние годы все чаще используется словосочетание «духовно- нравственное воспитание». В словаре С. И. Ожегова духовность определяется как свойства души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. Нравственность - как внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; как этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Словосочетание «духовно – нравственное воспитание»- это воспитание души ребенка через культуру: игру, сказку, музыку, поэзию, живопись; воспитание в ребенке сильной духом личности, умеющей найти свое место в современном мире.

В жизни практически невозможно отделить одно от другого. Однако хорошо известно, что духовно- нравственные чувства не даны ребенку в готовом виде, не передаются по наследству, не могут возникнуть путем естественного вызревания, ребенок не рождается на свет нравственным или безнравственным, он постепенно становится таким в зависимости от того, в какой среде он живет и какое воспитание получает. Духовно – нравственное воспитание осуществляется прежде всего в процессе содержательной детской деятельности. Чем больше ребенок развивается через деятельность, чем больше он впитывает и начинает ощущать все богатство и разнообразие всей человеческой культуры, тем больше он задумывается над смыслом жизни.

Ребенок учится играя. Игра является наилучшим средством для реализации осознанных ребенком моральных ценностей, практики поведения и упражнения в гуманном отношении друг другу. Необходимо только чаще ставить ребенка в процессе игры в ситуации практического совершения реального поступка. И тогда в сложных жизненных ситуациях такое «умение вести себя» не исчезнет.

Педагоги дошкольных учреждений в своей работе опираются на методические пособия З. М. Зариповой «Использование национально- регионального компонента в учебно- воспитательном процессе», З. А. Богатеевой «Аппликация по мотивам народного орнамента в детском саду», К. А. Кенеман «Детские подвижные игры народов СССР», на «Программу по воспитанию и обучению детей в детском саду» К. В. Закировой, Р. А. Бургановой для татарских ДОУ, на программу «Воспитания и обучения в детском саду» М. А. Васильевой и др. для русскоязычных ДОУ. В методическом пособии З. А. Богатеевой «Аппликация по мотивам народного орнамента в детском саду» дается хороший материал для ознакомления с народным декоративно- прикладным искусством, раскрывается методика проведения занятий по изодеятельности, но нет материала по марийской, мордовской культуре.

К сожалению, деятельность в области духовного образования и воспитания носит до сих пор стихийный, разобщенный характер, ощущается значительный недостаток программно – методического обеспечения. Нет единой программы духовно – нравственного воспитания детей на традициях народов Поволжья, которую можно было бы использовать дифференцированно, исходя из направления работы каждого дошкольного учреждения.

Придание инновационным процессам в образовании духовного характера является первоочередной задачей, т.к. современное состояние общества характеризуется не столько кризисом экономическим или политическим, столько кризисом духовным.

Решение указанных задач требует скоординированных действий, что возможно осуществить при условии создания центра духовно – нравственного воспитания и разработки единой программы.

^ III. Цель и основные задачи программы»:

- укрепление открытых, доброжелательных дружеских отношений между детьми разных национальностей, взаимопонимания, уважения и дружбы между народами Поволжья.

Для реализации этой цели ставятся следующие задачи:

- развитие у дошкольников в процессе духовно-нравственного воспитания качеств толерантности как важного этического принципа развития многонационального Татарстана.

- воспитание и развитие готовности у детей дошкольного возраста следовать в повседневной жизни, общении и поведении нормам уважения к достоинству человека, старшему поколению; чувства ответственности за свою жизнь перед родителями, обществом, будущими поколениями;

- формирование уважительного и бережного отношения к культуре народов Поволжья через фольклор, национальную культуру, через произведения народно- декоративного творчества….

-воспитание у детей ценностей здорового образа жизни на основе приобщения к занятиям физической культурой и спортом, в том числе, к национальным видам спорта; формирование чувства гордости за Татарстан, как лучший регион России в развитии олимпийского движения и спорта.
IV. Учебно –тематический план

/ по национальным группам/
Занятия могут иметь комплексный характер и нестандартную форму. На одном и том же занятии как отдельные этапы можно проводить чтение произведений и слушание музыки, разучивание песен и речевое занятие, чтение сказок и разучивание национальных игр (рисование, аппликация, лепка, ручной труд) и т. д. Это могут быть и встречи с писателями, деятелями культуры и искусства, с народными мастерами, детскими коллективами. Можно организовать посещение музеев, выставок, концертов и спектаклей, коллективный просмотр телепередач, подвижные игры на воздухе, календарные и национальные праздники совместно с родителями. Но первое занятие должно быть по –особому обставлено. Например, воспитательница надевает татарский национальный костюм и рассказывает о нем детям, показывает различные украшения и т. д. Первая беседа должна быть теплой, в уютной обстановке, сопровождаемая рассказом и неторопливым рассматриванием деталей костюма, его вышивки, отделки. Именно тогда формируется у детей интерес к предметам народного искусства, желание его узнать и попробовать самим заниматься вышиванием.

Программа представляет собой примерный вариант. Исходя из того, что разные виды деятельности педагог может отбирать и компоновать по своему усмотрению и возможностям с учетом желаний дошкольников, использовать его по своему усмотрению и пониманию, дополняя, расширяя и привлекая национально- региональный компонент. В программе дается примерный перечень занятий по отдельным темам. Допускается так же замена одних произведений, сказок, песен и пр. другими.


Название республики

Тема №1

Вводная беседа

Тема № 2

Устное народное творчество

Тема № 3

Знаменитые люди республики

Тема № 4

Народное музыкальное творчество

Тема № 5

Народные игры и праздники

Тема № 6

Народные промыслы

Тема № 7

Заключительная беседа

Российская Федерация


Общие сведения о Российской Федерации, о символике / герб, флаг, гимн/, о Президенте РФ.

Богатство, промыслы, быт, жилише, традиции, обряды. народная кухня

Потешки, песенки, скороговорки, заклички, дразнилки, загадки, считалки.

Сказки, легенды: «Золотое яйцо», «Вершки и корешки» и др.


Ю. Гагарин, А. Пушкин, С. Маршак А. Барто и др.


Колыбельные и плясовые песни, частушки.

Народные танцы


Подвижные и хороводные игры: «Ловишки»,

«Гуси- лебеди», «Фанты», «Краски,», «Горелки» и др.

Народные праздники: Масленица


Русский народный костюм : рубаха, сарафан, кафтан, кокошник, сапоги, лапти башмаки.

Народные игрушки: дымковская, матрешки.

Декоративные изделия: хохлома, городец, гжель.

Заключительная беседа о русском народном искусстве

Татарстан

Общие сведения о Республике Татарстан, о символике / герб, флаг, гимн/, о Президенте и правительстве РТ.

Богатство, промыслы, быт, жилише, традиции, обряды. народная кухня.


Потешки, песенки, скороговорки, заклички, дразнилки, загадки, считалки, пальчиковые игры.

Сказки, легенды: «Три дочери», «Курочка Ряба» и др.


Г.Тукай, А. Алиш, М. Джалиль, Ш. Галеев, С. Сайдашев и др.


Колыбельные и плясовые песни, частушки.

Народные танцы.

Народные музыкальные инструменты: курай, гармонь


Подвижные и хороводные игры:»: «Колечко» - ^ Йозек салыш», «Продаем горшки»- Чулмэк уены, «Серый волк»– Соры буре, «Хлопушки» – Абакле, «Жмурки»- Кузбайлау уены, «Тимербай», «Кария - Закария» и др.

Народные праздники: Карга боткасы, Навруз, Сабантуй

Татарский народный костюм: платье, рубаха, камзул, калфак, тюбетейка, лапти, ичиги, башмачки.

Народная вышивка и ткачество: скатерть, подушки, полотенца, тюбетейки, коврики и др.

Заключительная беседа о татарском народном искусстве.

Удмуртия


Общие сведения о Республики Удмуртия, о символике / герб, флаг/. Богатство, промыслы, быт, жилише, традиции, обряды, народная кухня.


Потешки, песенки, скороговорки, заклички, дразнилки, загадки, считалки.

Сказки, легенды: «Кокорикокк», «Красавица береза», «Мышь и воробей»,
«Охотник и Змея».


Поэт В.Романов / в переводе на тат.язык Р.Миннуллина/: «Щавель», «Подружиться хочу» и др.


Колыбельные и плясовые песни, частушки.

Народные танцы


Подвижные и хороводные игры: «Водяной»- ^ Ву мурт,

«Серый зайка» - Пурысь кечпи, «Догонялки» -Тябыкен шудон, «Охота на лося» -Лосьёсты кутон, «Игра с платочком» - Кышетын шудон , «Лягушки» -Тэтчась.

Народные праздники: Вой келян – Масленица, Ю вось -Сабантуй

Удмуртский народный костюм : платок – айшон, пояс- зар, нагрудник, фартук, рубаха- дэремы, сапоги, лапти.

Декоративные изделия: керамика, изделия из кости, бронзовые украшения.


Заключительная беседа об удмуртском народном искусстве.

Мари Эл

Общие сведения о Республике Мари Эл, о символике / герб, флаг/.

Богатство, промыслы, быт, жилише, традиции, обряды, народная кухня.


Потешки, песенки, скороговорки, заклички, дразнилки, загадки, считалки.


Писатель М. Майн: «Цыплята», «Пуговица» и др.

Колыбельные и плясовые песни, частушки.

Народные танцы


Подвижные и хороводные игры: «Колечко», «Биляша», «Катание мяча»- Мече дене модмаш

Марийский народный костюм : рубаха -тувыр, штаны – елаш, кафтан –шовыр, кокошник –шыношовыч, нагрудник- мониста – йака, сапоги, лапти, башмаки.

Декоративные изделия: глиняные и деревянные изделия


Заключительная беседа о марийском народном искусстве.


Мордовия

Общие сведения о Республике Мордовия, о символике / герб, флаг/.

Богатство, промыслы, быт, жилише, традиции, обряды, народная кухня.


Потешки, песенки, скороговорки, заклички, дразнилки, загадки, считалки.

Сказки : « Как собака друга себе искала», «Лиса и медведь».


Фольклорист Макар Евсеевич Евсеев,

певица Н.Кадышева и др.

Колыбельные и плясовые песни, частушки.

Народные танцы


Подвижные и хороводные игры: «Котел»-Котелсо налксема, «Салки»- Варенец понгома., «Круговой» - Мячень кунсема, «Раю – раю», « В кругу» -Мячень кунсема.

Народные праздники: Масленица


Мордовский народный костюм: рубаха - панар, набедренное женское украшение – пулагай, головной убор - панго, сапоги, лапти, башмаки.


Заключительная беседа о мордовском народе.


Чувашия

Общие сведения о Республике Чувашстан, о символике / герб, флаг/.

Богатство, промыслы, быт, жилише, традиции, обряды, народная кухня

Потешки, песенки, скороговорки, заклички, дразнилки, загадки, считалки.

Сказки, легенды.: «Сармандей», «Улып батыр», «Чемень – батыр», «Лиса плясунья», «Лиса и дятел» «Почему сосна и ель вечно зеленые?» и др.


поэтесса Раиса Сарби /в переводе Р. Миннуллина/ «Рисунок»

космонавт А. Н. Николаев

балерина Н. Павлова

комдив В. И. Чапаев и др.


Колыбельные и плясовые песни, частушки.

Народные танцы


Подвижные и хороводные игры: «Расходитесь» - ^ Сирелер; «Хищник в море» -Сёткан кайак тинэсрэ, «Рыбки» - Пула, «Луна и Солнце»- Уйохпа хэвэль, «Кого вам?» - Тили рам

Народные праздники: Сурхури – новогодний праздник, Нартукан , Акатуй- Сабантуй, Саварни - Масленица


Чувашский народный костюм : рубаха, мужской головной убор – картуз, кичко, женские головные уборы- венец, хушпу, головная повязка- масмак, тухья, коруна, сапоги, лапти башмаки.

Гончарное ремесло, деревянные игрушки, матрешки.


Заключительная беседа о чувашском народном искусстве.


Башкор

тостан

Общие сведения о Республике Башкортостан, о символике / герб, флаг/.

Богатство, промыслы, быт, жилише, традиции, обряды, народная кухня


Потешки, песенки, скороговорки, заклички, дразнилки, загадки, считалки.

Сказки, легенды: «Лиса и медведь», «Как собака нашла себе хозяина», «Падчерица» и др

поэт М. Гарей «Колыбельная», М. Карим «Прилетай –же» и др.


Колыбельные и плясовые песни, частушки.

Народные танцы

Народные музыкальные инструменты: курай, кубыз


Подвижные и хороводные игры «Юрта» - ^ Тирмэ, «Медный пень» - Бакыр –букэн, «Липкие пеньки»- Йэбешкэн букэндэр , «Стрелок» - Уксы.

Народные праздники: Навруз, Сабантуй,


Башкирский народный костюм: платье, камзул, кафтан, ичиги, сапожки- сафьян, лапти.

Декоративные изделия из дерева, кожи и войлока,


Заключительная беседа о башкирском народе.
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Программа Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на традициях народов Поволжья Елабуга Составители : А. А. Галеева, заведующая муниципального  icon«Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста с овз...
Название работы: «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста с овз через приобщение к русской традиционной культуре»...
Программа Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на традициях народов Поволжья Елабуга Составители : А. А. Галеева, заведующая муниципального  iconСоциально-личностное развитие ребёнка
«Программа воспитание и обучение в детском саду» М. А. Васильева. («Ребёнок и окружающий мир», «Нравственное воспитание», «Игра»,...
Программа Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на традициях народов Поволжья Елабуга Составители : А. А. Галеева, заведующая муниципального  iconЛитература
Проектирование процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о культуре народов среднего поволжья посредством...
Программа Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на традициях народов Поволжья Елабуга Составители : А. А. Галеева, заведующая муниципального  icon«Духовно-нравственное воспитание обучающихся как средство реализации...
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют...
Программа Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на традициях народов Поволжья Елабуга Составители : А. А. Галеева, заведующая муниципального  iconСценарий фольклорного праздника для детей старшего дошкольного возраста
Цель: развитие представлений о традициях русского народа, воспитание чувства сопричастности к русской культуре
Программа Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на традициях народов Поволжья Елабуга Составители : А. А. Галеева, заведующая муниципального  icon«Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы»
Вузах: усиление духовно-нравственного, эстетического и эмоционального воздействия литературного произведения на читателя-учащегося;...
Программа Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на традициях народов Поволжья Елабуга Составители : А. А. Галеева, заведующая муниципального  iconМдоу «Детский сад №76» Ленинского района г. Саратова Развлечение
Образовательные: расширять нравственные представления детей о культуре народов Поволжья. Продолжать формировать эмоционально-образное...
Программа Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на традициях народов Поволжья Елабуга Составители : А. А. Галеева, заведующая муниципального  iconЦель: формирование у родителей первоначального представления о духовно-...
Уважаемые родители! Рады видеть вас на нашем родительском собрании, тема которого «Духовно – нравственное воспитание детей на основе...
Программа Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на традициях народов Поволжья Елабуга Составители : А. А. Галеева, заведующая муниципального  icon«воспитание патриотической позиции у детей старшего дошкольного возраста»...
России» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического,...
Программа Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на традициях народов Поволжья Елабуга Составители : А. А. Галеева, заведующая муниципального  iconКонспект музыкально тематической композиции по патриотическому воспитанию...
Цель: воспитание нравственно- патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница