Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс Педагогического творчества (2012/2013 учебный год)




НазваниеПрофессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс Педагогического творчества (2012/2013 учебный год)
страница1/7
Дата публикации20.04.2013
Размер0.71 Mb.
ТипКонкурс
shkolnie.ru > Культура > Конкурс
  1   2   3   4   5   6   7
Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс Педагогического творчества (2012/2013 учебный год)

____________________________________________ Бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №34 Динского района ст. Новотитаровской __________________________________________________Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии: среднее образование. ТЕМА передового педагогического опыта: «Портфолио ученика начальной школы. Оценка достижений школьников»


Автор опыта: Синченко Елена Радиславовна учитель начальных классов
Содержание

  1. Информация об опыте…….. …………………………………………… 3

  2. Технология опыта ………….………………………………………………. 8

  3. Результативность опыта …………………………………………….……14

  4. Библиографический список ……………………………………………15

  5. Рецензия на опыт работы ……………………………………………… 16

  6. Приложение к опыту ……………………………………………..…… … 17


^ ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ

Условия возникновения и становления опыта

Идёт второе десятилетие XXI века. Изменился общественно-политический строй, и в общественном сознании также произошли коренные изменения: "человек для общества" постепенно уступает в нём место "человеку для себя". Хорошо это или плохо – рассудит История. Школа же обязана сегодня главные усилия в сфере образования направлять на развитие, прежде всего, тех способностей, которые не вытекают из каких-то абстрактных «общественных потребностей», а требуются самому человеку для успешной самоактуализации и самореализации, для продвижения к целям, которые человек поставил себе сам. Исследования психологов заставляют принять точку зрения, согласно которой ведущей характеристикой творческой личности следует считать не "выдающиеся способности" (высокий интеллект, креативность и др.), а ее мотивацию (жизненные цели). Именно она - решающий фактор реализации творческого потенциала личности. Однако, положительная мотивация личности, в свою очередь, невозможна без благополучного развития высших форм мышления ребёнка, которое во многом определяется уровнем сформированности его наглядно-образного и наглядно-действенного мышления. Поэтому, если мы рассматриваем формирование личности как непрерывный процесс, в котором начальная школа занимает одно из важнейших мест, следует во главу ставить задачу формирования высших форм мышления, в частности – мышления творческого. Творческое мышление требует осуществления умения ставить новые цели, осуществлять контроль и оценку, планирование, использовать нетривиальные способы анализа, сравнения, обобщения, формирование критериев оценок, для чего в урок необходимо включать продуктивные задания, направленные на развитие процессов творческого мышления: целеполагания, планирования, сравнения, обобщения, а также контроля и оценки. Следствие формирования высших форм мышления - гармоничное развитие личности школьника в соответствии с его индивидуальными возможностями и особенностями, становление культуры его учебной деятельности, формирование способности к самообразованию. Развитие воображения и мышления принципиально изменяет позицию ученика: он - творец, имеющий право выбора способов и путей деятельности, обучающийся сознательно, следовательно – продуктивно и результативно. Виноградова Н.Ф. Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования // Начальная школа. – 2011. - № 1. – С. 7-12. Именно такой ученик, по моему мнению, способен к обучению в течение всей жизни, социально мобилен, и, следовательно, конкурентоспособен. Известно, что до 75% старшеклассников испытывают серьезные затруднения в принятии решения о выборе пути продолжения образования и трудоустройстве. Из них 23% профиль дальнейшего обучения выбирают за компанию со сверстниками; около 18% - под влиянием факторов «где-то слышал», «рассказали учителя, родители». Почти 22% вообще не задумываются о своем профессиональном будущем: выбор ими профиля происходит случайно. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года предусматривает профильное обучение, при котором учитываются интересы, склонности, способности, состояние здоровья ребенка и создаются условия для развития учеников в соответствии с их профессиональными намерениями. Цель профильного обучения - помочь учащимся определить сферу своих интересов, свои возможности, способности, что поможет ему в дальнейшем правильно выбрать профессию. Реализации поставленной цели способствует формирование высокого уровня положительной мотивации к обучению, творчеству и сознательному выбору жизненных приоритетов с помощью объективного фиксирования результатов индивидуальных достижений школьников в широком образовательном контексте. Таким средством является ученическое портфолио. "У каждого ученика будет "портфолио", то есть индивидуальный "портфель" образовательных достижений - результаты районных, школьных олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие работы. Это очень важно при определении готовности школьника к углубленному изучению ряда предметов",- писал министр образования В.М.Филиппов в газете "Комсомольская правда" (14.01.2003). Эта задача не утратила актуальности и сегодня.

^ Обоснование актуальности и перспективности опыта, его практической значимости для повышения качества учебно-воспитательного процесса в школе

В педагогической литературе портфолио характеризуется как: - коллекция работ учащегося, всесторонне демонстрирующая не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению; - выставка учебных достижений учащегося по данному предмету (или нескольким предметам) за данный период обучения (четверть, полугодие, год). Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Портфолио является важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию. Концепция портфолио: Портфолио - перспективная форма представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного ученика. Философия ученического портфолио предполагает: – смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету; – интеграцию количественной и качественной оценок; – перенос педагогического ударения с оценки на самооценку; Основной смысл портфолио: "Показать все, на что ты способен". Цель портфолио - выполнять роль индивидуальной накопительной оценки и, наряду с результатами экзаменов, определять рейтинг выпускников основной школы. Функции портфолио: - Диагностическая - фиксирует изменения и рост за определенный период времени. - Целеполагания - поддерживает учебные цели ученика. - Содержательная - раскрывает весь спектр выполняемых учеником работ. - Развивающая - обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году. - Мотивационная - поощряет результаты деятельности учащихся, преподавателей и родителей. - Рейтинговая - показывает диапазон навыков, умений, использование приобретенного опыта. Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста.

^ Ведущая педагогическая идея опыта

Сущность моего опыта заключается в попытке разработать способы практической деятельности школьников на начальном этапе обучения с целью формирования, развития и повышения уровня их мыслительной деятельности. С этой целью я использовала различные пути актуализации субъективного опыта ребёнка, его творческих возможностей, дальнейшего усложнения, обогащения и наращивания этого опыта в максимально возможном диапазоне. Портфолио решает следующие педагогические задачи: - поддерживать высокую учебную мотивацию школьников; - поощрять активность и самостоятельность учащихся; - расширять возможности обучения и самообучения; цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность; - содействовать индивидуализации (персонализации) образования школьников; - закладывать дополнительные предпосылки и возможности для дальнейшей успешной социализации. Одной из основных задач обучения и воспитания в начальной школе является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка посредством: - создания ситуации успеха для каждого ученика, повышения самооценки и уверенности в собственных возможностях; - максимального раскрытия индивидуальных способностей каждого ребенка; - развития познавательных интересов учащихся и формирования готовности к самостоятельному познанию; - формирования установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развития мотивации дальнейшего творческого роста; - формирования положительных моральных и нравственных качеств личности; - приобретения навыков рефлексии, формирования умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями ("Я реальный" - "Я идеальный"); - формирования жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию. "Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован" - девиз ученика начальной школы в работе с портфолио.

СЛОВАРЬ
Portfolio –

1) предмет для хранения и переноски письменных работ, документов

а) портфель

б) “дело”, папка;

2) должность министра;

3) серия работ, документов, бумаг и т. д., объединенных общей темой

а) портфель ценных бумаг б) папка с рисунками.
Портфолио (в широком смысле слова) – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения.

^ Аутентичное оценивание – вид оценивания, применяющийся, прежде всего, в практико-ориентированном образовании и предусматривающий оценивание сформированности умений и навыков учащихся в условиях помещения их в ситуацию, максимально приближенную к реальной жизни.

Компетенция (от лат. competeo – добиваюсь, соответствую, подхожу)

– круг полномочий какого-либо органа или должностного лица, предоставленный законом, актом и т. д.;

– знания, опыт, умения по кругу вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен.
Компетентность – это обобщенная способность к решению жизненных и профессиональных задач в той или иной области, благодаря компетенции – знаниям, умениям, опыту. Используется как обобщающее понятие по отношению к мотивационной готовности, специальным знаниям, личностному опыту и др.

Таким образом, компетенция – это набор определенных знаний, умений, навыков, личностных качеств в определенной сфере деятельности, а компетентность – это качество владения, то, каким образом компетенция проявляется в деятельности. Следовательно, компетенции могут быть ключевыми, т. е. опорными наборами знаний, умений и качеств. Соответственно определяются компетенции учителя и ученика, а также уровни качества владения ими – различные компетентности учителя и ученика.

Определяющим понятием при рассмотрении компетенции и компетентности является категория “качество”.
Качество – существенная определенность явления, факта и т. д., благодаря которой он является именно этим, а не другим; свойства, специфика и состояния чего-либо; первоначальное и подлинное единство или многообразие реальности, без расчленения: горький, соленый, глубокий. Категория качества имеет отношение к внешним показателям, но проявляется через них только в силу того, что определяет их изнутри, т. е. по преимуществу является характеристикой содержания.
^ Качество личностно ориентированного образования определяется тем, насколько в его содержании представлены основания для развития личностно-ценностного отношения к изучаемым знаниям, насколько развиваемые на базе знаний умения способствуют личностно-ценностному развитию учащихся. Различают качество содержания и качество реализации.
^ Качественная работа учителя – это его компетентность по реализации умений выполнять действия с содержанием изучаемого материала, пробуждающим личностно-ценностное отношение к знаниям у его учеников.

^ Личностные качества – индивидуально проявляемые каждым отдельным человеком, только ему свойственные отношения к общим ценностям: культуре, творчеству, свободе, выбору, патриотизму, интернационализму, личной производительности, частной собственности, гражданскому обществу, справедливости, порядочности и т. д. Личностные качества определяются содержанием и различными уровнями деятельности личностных структур сознания, которые даны только как носители ценностей вместе с мерой ценностей, превращающей их в желаемое.
Обучение – совместная целенаправленная деятельность учителя и ученика, в ходе которой осуществляется развитие личности, ее образование и воспитание.
Образование – процесс педагогически организованной социализации, осуществляемой в интересах личности и общества.
Воспитание – деятельность, объектом которой выступает личность. Субъектом воспитания является общество через окружающую личность среду и через специально организуемую систему воспитания педагогов.
Развитие – процесс закономерного изменения личности как системного качества индивида в результате его социализации.
Социализация – процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.
Социализация – развитие и самореализация человека на протяжении жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.
Индивидуализация – процесс порождения и рефлексии индивидом собственного опыта, в котором он признает себя в качестве субъекта, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты как следствие своей целенаправленной деятельности.
Самоопределение – сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях.
Самореализация – это деятельность по претворению “образа желаемого” в “образ реальный”. Это слияние индивидуального сознания с индивидуальной деятельностью, образ которой был также порожден сознанием.

^ Проблема. Проблемная ситуация – содержащее противоречия и не имеющее однозначного решения соотношение обстоятельств и условий, в которых разворачивается деятельность индивида или группы.
Выбор – эффективный способ расширения сознания, результатом которого становится принятие решения. Выбор предполагает наличие альтернатив, т. е. вариантов принимаемых решений.
Здоровье – правильная, нормальная деятельность огранизма, его полноценное физическое и психическое благополучие.
Помощь – содействие кому-либо в чем-либо, участие в чем-нибудь, приносящее облегчение.

^ ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

Главным показателем эффективности какой-либо деятельности является, как известно, ее результат. Мало кто будет спорить с тем, что результатом воспитания является личность воспитанника. Правда, всегда при этом возникает вопрос: а что именно имеется в виду? Пожалуй, многие педагоги на этот вопрос ответили бы - «всестороннее развитие личности ребенка». А сколько сторон у личности? Какие это стороны? Как узнать, достигли воспитатели этого результата? Да и вообще - достижим ли он в широкой практике воспитания? Основная трудность в решении вопроса о результатах воспитания состоит в необходимости соблюдения одновременно двух важных условий. С одной стороны, эти результаты должны быть четко определяемы, реалистичны и диагностируемы. С другой стороны, определение результатов воспитания и процесс их диагностирования должны отражать уважительное отношение к личности воспитанника. Недопустимо сравнение воспитанников друг с другом - «один лучше, другой хуже». Сравнивать ребенка можно не с другим ребенком, а только с самим собой, подчеркивая тем самым позитивные или негативные изменения, произошедшие в нем за тот или иной промежуток времени. Недопустимо и вынесение прямой оценки личности ребенка - «ты плохой» или «ты хороший». Оценивать можно поступки, взгляды, но не самих детей. Названные выше условия будут соблюдены, если в качестве результата гуманистического воспитания мы будем рассматривать личностный рост ребенка. В современном обществе ценностями могут быть признаны такие феномены, как Человек, Семья, Отечество, Земля, Мир. Знания. Труд, Культура. Поскольку речь идет о гуманистических ценностях, следует обратить большее внимание, на основополагающую ценность гуманизма – ценность Человека. Она может проявляться в двух ипостасях: как ценность другого человека и как ценность своего собственного Я. Развитие ценностного отношения ребенка именно к этим феноменам и будет свидетельствовать о его личностном росте. Исходя из вышесказанного, на первом этапе я использовала портфолио ученика в качестве именно средства диагностики личностного развития моих учеников.

^ Последовательность действий

Сроки реализации

^ Структура этапов

Взаимодействие

1. Подготовительный этап

1 класс.

Сентябрь-ноябрь.

1. Подготовка рабочих материалов.

2. Собеседования с родителями.

3. Составление плана работы.

4. Оформление папок.

5. Информирование учащихся и родителей (законных представителей) о значимости портфолио и необходимости его ведения


Классный руководитель,

педагог-психолог



^ Сроки реализации

Структура этапов

Взаимодействие

^ 2. Инфомационно-диагностический этап

1-2 классы

1. Проводится работа по развитию навыков рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся.

2. Психологическая диагностика.

3. Диагностика возможностей:

– анализ результатов успеваемости;

– анализ результатов досуговой деятельности;

– проведение экспресс-диагностики (определение типа мышления);

4. Формирование умения ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

5. Организация различных внеклассных мероприятий по защите творческих проектов, деловые игры, конкурсы и т. п.

Классный руководитель,

педагог-психолог,

учителя-предметники.




^ Сроки реализации

Структура этапов

Взаимодействие

^ 3. Аналитический этап

3 4 класс

1. Диагностика интересов, потребностей и склонностей:

– карта интересов;

– диагностика включенности и эмоционального благополучия на уроках.

3. Анализ результатов диагностики интересов и возможностей каждого учащегося.

4. Соответственно ведется работа по максимальному обеспечению творческих материалов, которые будут подтверждать уровень достижений ребенка в различных видах деятельности.

Классный руководитель,

педагог-психолог,

родители




^ Сроки реализации

Структура этапов

Взаимодействие

^ 4. Обобщающий этап

4 класс

1. На данном этапе проводятся консультации с учащимися и их родителями по переходу в среднее звено.

2. Индивидуальное консультирование родителей по итогам работы.

3. Беседа с психологом по результатам работы с классом.

4. Обработка результатов, накопленных на раннем этапе.

5.Отбор материала, который в дальнейшем поможет повысить образовательный рейтинг.

7. Анализ мнения родителей, классного руководителя и учителей.

8. Подведение итогов диагностической работы, подготовка рекомендаций.

Учащиеся,

классный руководитель,

педагог-психолог




^ Сроки реализации

Структура этапов

Взаимодействие

^ 5. Заключительный этап

4 класс

май.

1. Проводится анализ результативности работы по накоплению портфолио.


Классный руководитель,

педагог-психолог,

администрация

^ Структурная модель портфолио

Важно, чтобы на каждом этапе в процессе продвижения к намеченной цели был зафиксирован успех ученика, так как именно успех – наилучший стимул для дальнейшего продвижения. Именно поэтому основным инструментом программы является рабочая папка «Портфолио» (с 1 по 4 классы) ученика, где отражаются цели, которые ставит перед собой ученик, пошаговое продвижение к ним, успехи и достижения.

Содержание рабочей папки (портфолио):

– рейтинг выпускника начальной школы; (приложение 6)

– диагностические материалы; (приложение 7)

– таблицы и схемы для ведения портфолио; (приложение 8)

– памятки и инструкции для учащихся; (приложение 9)

– методические рекомендации по ведению портфолио; (приложение 10)

– примерные варианты занятий с учащимися. (приложение 11)

Работа с учащимися осуществляется в индивидуальной, фронтальной и групповой формах.

^ СОДЕРЖАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ НАКОПИТЕЛЬНОЙ РАБОЧЕЙ ПАПКИ

1. Титульный лист (обложка). (приложение 1)

2. Содержание:

I раздел «Мой мир»; (приложение 2)

II раздел «Моя учёба»; (приложение 3)

III раздел «Моё творчество»; (приложение 4)

IV раздел «Мои достижения». (приложение 5)
^ Раздел I. Информация о владельце портфолио. (приложение 2)

Мой мир – цели, результаты психологических диагностик, автобиография.

Включает в себя личные данные учащегося, ведущего портфолио (автобиография). В этом разделе помещаются результаты психологической диагностики, информация, помогающая ребенку проанализировать свой характер, способности, узнать способы саморазвития, самосовершенствования, самопознания. Ученик ежегодно проводит самоанализ собственных планов и интересов. Ставит цели и анализирует достижения. Также проводит самоанализ итогов года.

Самоанализ (приложение 14) можно проводить на первом классном часе, а затем заполненный лист вкладывать в рабочую папку (портфолио). Интересно анализировать: происходят ли изменения в рассуждениях ребенка, остается он на твердых позициях или его размышления меняются в соответствии с изменением возраста, определенных событий и т. д.

^ Раздел II. Моя учёба. (приложение 3)

Моя учёба – комплект различных творческих, исследовательских, проектных и других работ выпускника.

Портфолио работ может включать в себя:

– проектные работы (тема проекта, описание работы, текста работы в печатном виде);

– исследовательские работы и рефераты (исследовательская работа, реферат, использованная литература);

– занятия в учреждениях дополнительного образования;

– участие в научных конференциях.

В данный раздел ученик помещает результаты различных творческих, проектных, исследовательских работ, а также участие в научных конференциях, конкурсах, спортивных и художественных достижений. Памятки и инструкции для учащихся (приложение 9), тесты и диагностики (приложение 7).

Раздел портфолио включает качественную оценку представленных работ. Материалы, представленные в данном разделе, дают широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов. В ряде случаев это может быть педагогически весьма значимо, поскольку есть много учеников, для которых «портфолио работ» – дополнительная форма выражения успешности, «состоятельности» подростка в его образовательной карьере.
^ Раздел III. Моё творчество. (приложение 4)

Моё творчество – комплект различных творческих работ ребёнка: рисунки, сказки, стихи.

Раздел IV. Мои достижения. (приложение 5)

Мои достижения – комплект сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений.

В этом разделе помещается перечень представленных в портфолио официальных документов (все имеющиеся у школьника сертифицированные документы, подтверждающие индивидуальные достижения в различных видах деятельности: дипломы об участии в предметных олимпиадах различного уровня, грамоты за участие в конкурсах.)
В рабочую папку (портфолио) прилагается:

1. Содержание. Перечень представленных творческих работ. (приложение 12)

2. Таблица “Мое участие в школьных праздниках и мероприятиях”. (приложение 13)

Совместная работа над портфолио укрепляет семейные взаимоотношения и помогает создать положительные семейные традиции. Накопленный материал служит стимулом к дальнейшему росту успешности учеников и будет характеризовать их при переходе в школу второй ступени. Жестких требований (государственного образца портфолио ученика) на данный момент не существует. Поэтому не следует рассматривать портфолио младшего школьника в качестве официального документа, досье, содержащего набор материалов. Считаю, что страницы с названиями частей портфолио должны быть функциональными в меру, то есть не только выполнять чисто утилитарную функцию – делить портфолио на необходимые разделы, помогать ребёнку ориентироваться в помещаемых им материалах, давать образец (там, где это необходимо) заполнения отдельных страниц, но и быть способными привлекать внимание ученика, вызывать в нём чувство радости, повышать его эмоциональный тонус. Опасение, что портфолио ученика начальной школы превратится в "Портфель моих достижений" ("Мои достижения" и т.п.) или что на передний план выведется раздел, документально подтверждающий эти достижения (всевозможные грамоты и сертификаты), заставило меня в печатную основу портфолио включить рекомендации для ученика и его родителей: Портфолио – это портфель личных достижений ученика, который содержит: - личные работы ученика, - творческие работы, отражающие его интересы, - лучшие работы, отражающие рост успехов ученика в какой-либо области, - самостоятельно найденные информационно-справочные материалы из дополнительных источников, - доклады, - сообщения, - размышления об отобранных материалах и своем продвижении в учебной и внеклассной деятельности. Рисование «генеалогического древа», анкетирование, самоанализ интересов, учебных склонностей, взаимоотношений ребёнка с коллективом класса также ориентируют автора портфолио на соотнесение Я с окружающим миром, в котором, кроме достижений, есть и проблемы, которые ему придётся и приходится решать. Вообще, большая часть материалов, содержащихся в портфолио, побуждает ребёнка именно к рефлексии, самооценке и самоконтролю, формируя, таким образом, важнейшие личностные качества: самостоятельность, активность, ответственность, креативность, кругозор, сбалансированную самооценку. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей. Интерес к формированию и накоплению портфолио усиливает положительную мотивированность ученика. Наблюдая за процессом собственного личностного роста, ребёнок начинает ориентироваться на положительные гуманистические ценности. Он может наглядно убедиться как в ценности другого человека, так и в ценности собственного я. Так, например, ученик А имеет большой объём материала в разделе «Мои достижения», ученик Б – в разделе «Мои награды», а ученик В – в разделе мои творческие работы. Сравнение наглядно показывает как творческие пристрастия и наклонности, так и разнообразие интересов и, следовательно, возможность для сотрудничества и дополнения друг друга. Успехи одноклассника начинают восприниматься не как конкуренция, а как соревнование равного с равным. Неуспехи, творческие и учебные проблемы воспринимаются не как трагедия обойдённого успехом одиночки, а как проблема всего классного коллектива. Как показало анкетирование учащихся во втором, третьем и четвёртом классах, уровень положительной мотивированности учеников демонстрировал склонность к росту, качество взаимоотношений значительно улучшилось, неформальные лидеры стабильно совпадали с формальными, самооценка подавляющего большинства совпадала с реальностью. В начале каждого нового учебного года ученики внимательно изучали своё портфолио, анализировали собранный в нем материал. Навыки рефлексии, умение анализировать собственные и чужие поступки, их причины и последствия, стремление к созданию доброжелательной и творческой атмосферы в классе – отличительная черта моих учеников. При этом каждый из них вполне осознаёт себя как самостоятельную и самоценную личность. Убеждена, что формирование перечисленных качеств было бы невозможным или, точнее, более затруднённым, без применения в полной мере портфолио ученика как инструмента воспитания.

^ Участие родителей в процессе формирования портфолио ученика начальных классов

В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Конечно же, по мере того, как он взрослеет, эту помощь сводится к минимуму. С самого начала работа ребенка строилась таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. Однако немалую работу проделали и родители. Так, к примеру, рисование генеалогического древа подвигло родителей не только опросить вместе с ребёнком ныне живущих представителей старшего поколения, но и обращаться за информацией в архивы и к ресурсам сети Интернет. Считаю важным дать ребенку самому выбрать фотографию для титульного листа. Не стоит давить на него и склонять к выбору строгого портрета. Поэтому родители, помогая ребёнку выбрать фотографию, старались дать ему возможность показать себя таким, каким он себя представляет и хочет представиться другим. Следует отметить, что, судя по выбранным фотографиям, дети не старались представить себя намного лучше, чем их воспринимают окружающие, в то же время пытаясь выразить определённое свойство характера или показать своё увлечение. Охотно и с интересом большая часть родителей работала с рефлективными материалами – анкетами и тестами. Существенен вклад родителей и в формирование у детей навыков целеполагания. Немало времени посвятили они помощи своим чадам в составлении планов на неделю, в анализе их достоинств и недостатков. На первичном этапе, когда ученики не имеют ещё прочных навыков самоанализа, такая помощь неоценима. Могу утверждать, что, благодаря участию большинства родителей в работе над детским портфолио, удалось не только глубже посвятить родителей в проблемы их детей, не только помочь детям раскрыться с новой (часто неожиданной для родителей) стороны, но и удалось сформировать у школьников высокий уровень мотивации к учебной, познавательной, творческой и общественной деятельности.

^ Длительность работы над опытом

В работе классного руководителя я решаю три основные задачи воспитательного процесса: - содействие развитию каждого ребенка; - организация эффективного функционирования классного коллектива; - формирование у школьников готовности и способности выполнять систему социальных ролей человека. В 2008 – 2009 учебном году я разработала и изготовила печатную основу ученического портфолио. В течение четырёх лет портфолио прошёл апробацию в качестве не только портфеля достижений и успехов каждого моего ученика, но и важного элемента воспитательного и учебного процесса. Считаю, что опыт работы с ученическим портфолио обладает высокой степенью актуальности и направлен на совершенствование личностно-ориентированной технологии учебного занятия и продуктивных методов обучения.

^ Диапазон опыта

Создание условий для самореализации ученика, реализация субъектного подхода, уважение к возможностям ребёнка, позволяют мотивировать процесс развития его мыслительных и творческих возможностей, сделав основной упор не на портфолио документов, а на портфолио творческих работ: раздел "Работы, которыми я горжусь" становится основным и главным, раздел "Мои достижения" используется только в качестве приложения. С помощью портфолио ученика решаются задачи развития мышления и воображения, повышения уровня мотивации школьников в процессе их творческой деятельности, поиска одарённых детей и создания условий для их самореализации. Однако необходимо помнить, что составление портфолио - не гонка за дипломами и всевозможными грамотами. Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат. Широта сферы применения портфолио ученика в учебно-воспитательной работе делает его востребованным педагогическим и методическим инструментом, в частности – при организации обучения учащихся начальных классов основам проектной деятельности.

^ Результативность опыта

Материал портфолио собирается не один год, а в течение всего периода обучения. Портфолио является формой аутентичного оценивания образовательных результатов по продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. Таким образом, портфолио соответствует целям, задачам и идеологии личностно-ориентированного обучения. Важно также отметить, что помощь в работе с портфолио, оказываемая ученику учителем и родителями, ни в коем случае не подменяет его собственную творческую деятельность. Развитие младшего школьника невозможно без осуществления взрослыми функции управления. Учителю же функция управления помогает выявить пробелы и недостатки в организации педагогического процесса, ошибки в собственной деятельности и осуществить корректировку учебно-воспитательного процесса. Уверена, что применение портфолио в начальной школе откроет новые горизонты в нелёгком деле воспитания подрастающего поколения.

^ Преимущества портфолио

1. В отличие от традиционного подхода, который разделяет преподавание, учение и оценивание, портфолио органически интегрирует эти три составляющие процесса обучения.

2. Позволяет объединить количественную и качественную оценку способностей учащегося посредством анализа разнообразных продуктов учебно-познавательной деятельности.

3. Поощряется не только оценка, но и самооценка и взаимооценка учащихся, а также самоанализ и самоконтроль учащегося.

4. Портфолио направлено на сотрудничество учителя и учащегося с целью оценки достижений, приложенных усилий и прогресса в обучении.

5. Портфолио – форма непрерывной оценки в процессе непрерывного образования, которая смещает акценты от жестких факторов традиционной оценки к гибким условиям оценки альтернативной.

^ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:


  1. Виноградова Н.Ф. Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования // Начальная школа. – 2011. - № 1.


РЕЦЕНЗИЯ

на целостное описание опыта Синченко Елены Радиславовны, учителя начальных классов БОУ СОШ № 34 Динского района на тему: «Портфолио ученика начальной школы. Оценка достижений школьников».

Проблема начального обучения является одной из важнейших задач модернизации образования. Основная идея обновления начальной ступени общего образования состоит в том, что образование должно стать более индивидуализированным, дифференцированным, ориентированным на создание условий выбора для удовлетворения образовательных потребностей младших школьников. Реализация этих идей направлена на изменение целей, содержания, технологий организации подходов к оценке образовательных результатов учащихся.

Сущность опыта Елены Радиславовны заключается в попытке разработать способы практической деятельности школьников на начальном этапе обучения с целью формирования, развития и повышения уровня их мыслительной деятельности. С этой целью она использовала различные пути актуализации субъективного опыта ребёнка, его творческих возможностей, дальнейшего усложнения, обогащения и наращивания этого опыта в максимально возможном диапазоне. Портфолио помогает решать следующие педагогические задачи: - поддерживать высокую учебную мотивацию школьников; - поощрять активность и самостоятельность учащихся; - расширять возможности обучения и самообучения; планировать и организовывать собственную учебную деятельность; - содействовать индивидуализации образования школьников; - закладывать дополнительные предпосылки и возможности для дальнейшей успешной социализации.

Новизна опыта заключается в выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка посредством: - создания ситуации успеха для каждого ученика, повышения самооценки и уверенности в собственных возможностях; - максимального раскрытия индивидуальных способностей каждого ребенка; - развития познавательных интересов учащихся и формирования готовности к самостоятельному познанию.

Положительным моментом представленного опыта являются, фактические материалы, прошедшие апробацию учителем на практике и готовые к применению: – диагностические материалы; таблицы и схемы для ведения портфолио; памятки и инструкции для учащихся; методические рекомендации по ведению портфолио; примерные варианты занятий с учащимися.

Система работы по данной проблеме была представлена на школьном педагогическом совете в 2012 г «Компетентностный подход в обучении и воспитании учащихся», а также на школьном сайте БОУ СОШ №34.

Широта сферы применения портфолио ученика в учебно-воспитательной работе делает его востребованным педагогическим и методическим инструментом, в частности – при организации обучения учащихся начальных классов основам проектной деятельности.

Данный опыт может быть использован учителями начальной школы любой общеобразовательной школы, поэтому предлагается для внесения в районный банк данных передового педагогического опыта.
Заместитель директора по УВР БОУ СОШ №34 Н.Ю. Спириади

Приложение

  1. Приложение № 1- Титульный лист

  2. Приложение № 2- Раздел «Мой мир»

  3. Приложение № 3- Раздел «Моя учёба»

  4. Приложение № 4- Раздел «Моё творчество»

  5. Приложение № 5- Раздел «Мои достижения»

  6. Приложение № 6 – Рейтинг выпускника начальной школы

  7. Приложение № 7 – Диагностические материалы

  8. Приложение № 8 – Таблицы и схемы для ведения портфолио

  9. Приложение № 9 – Памятки и инструкции для учащихся

  10. Приложение № 10 – Методические рекомендации по ведению портфолио

  11. Приложение № 11 – Содержание документов

  12. Приложение № 12 – Таблица «Моё участие в школьных праздниках и мероприятиях»

  13. Приложение № 13 – Самоанализ


(приложение 8)

РАЗДЕЛ

РАЗДЕЛИТЕЛЬ

ВКЛАДЫШ

ВКЛАДЫШ

ВКЛАДЫШ

ВКЛАДЫШ

ВКЛАДЫШ

Титульный
лист


(приложение 1)

http://www.solnet.ee/parents/pic/sk/portfolio/solnet-ee-z01a.jpg

 

 

 

 

 

Мой мир

(приложение 2)

портфолио


портфолио


портфолио
 

портфолио
 

портфолио
 

портфолио
 

Моя учеба

(приложение 3)

портфолио

портфолио

портфолио

портфолио

портфолио

портфолио

 

 

портфолио

портфолио

портфолио

портфолио

портфолио

^ Моё творчество

(приложение 4)

портфолио

 

 

 

 

 

Мои достижения

(приложение 5)

портфолио

 

 

 

 

 

Содержание

(приложение 12)

портфолио

 

 

 

 

 


(приложение 1)



  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс Педагогического творчества (2012/2013 учебный год) iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет...
...
Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс Педагогического творчества (2012/2013 учебный год) iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества 2012-2013 учебный год муниципальное...
Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс Педагогического творчества (2012/2013 учебный год) iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс...

Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс Педагогического творчества (2012/2013 учебный год) iconПрофессиональный конкурс работников образования
...
Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс Педагогического творчества (2012/2013 учебный год) iconПрофессиональный конкурс работников образования
...
Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс Педагогического творчества (2012/2013 учебный год) iconПрофессиональный конкурс работников образования
...
Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс Педагогического творчества (2012/2013 учебный год) iconПрофессиональный конкурс работников образования
...
Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс Педагогического творчества (2012/2013 учебный год) iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс...
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2012 – 2013 учебный год)
Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс Педагогического творчества (2012/2013 учебный год) iconПрофессиональный конкурс работников образования. Всероссийский интернет-конкурс...
Конспект непосредственно- организованной деятельности с детьми подготовительной группы
Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс Педагогического творчества (2012/2013 учебный год) iconПрофессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет...
Номинация: «Организация праздников и мероприятий в дошкольных учебных заведениях»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница