Доклад «Художественно эстетическое воспитание на занятиях по ручному труду» в рамках кружка «Умелые ручки»




Скачать 185.55 Kb.
НазваниеДоклад «Художественно эстетическое воспитание на занятиях по ручному труду» в рамках кружка «Умелые ручки»
Дата публикации13.04.2013
Размер185.55 Kb.
ТипДоклад
shkolnie.ru > Культура > Доклад
Управление образования

Чистопольского муниципального района Республики Татарстан

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное учреждение

« Детский сад № 18» «Колобок» Чистопольского муниципального района

Республики Татарстан

Доклад

«Художественно – эстетическое воспитание на занятиях по ручному труду »

в рамках кружка «Умелые ручки».

Автор работы: Камалова Т.Н.

Воспитатель МБДОУ №18

2013 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.ВВЕДЕНИЕ------------------------------------------------------------------------------------------стр.3

2. ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА --------стр.5

3. ГЛАВА II. ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.-------------------------------------------------------------стр.8

4. ГЛАВА III. КРУЖКОВАЯ РАБОТА КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.--------------------------------------------------------------------стр.11

5.ЗАКЛЮЧЕНИЕ -------------------------------------------------------------------------------------стр.14

6.БИБЛИОГРАФИЯ----------------------------------------------------------------------------------стр.16

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений, целью воспитательного процесса является всестороннее развитие ребенка.

В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Формировать личность и художественно-эстетическую культуру, - отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б.Кабалевский, А.С.Макаренко, Б.М.Неменский, В.А.Сухомлинский, Л.Н.Толстой, К.Л.Ушинский), - особенно важно в наиболее благоприятном для этого возрасте, поскольку именно в этом возрасте закладываются все основы всего будущего развития человечества. Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.

В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.

Таким образом, актуальные проблемы педагогической теории и педагогической действительности, необходимость их решения определили тему моего исследования: «Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста».

Исходя из актуальности данной темы, определяется цель моей работы, заключающаяся в поиске новых подходов художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста, в рамках работы кружка «Умелые ручки».

Объектом моего исследования является процесс гармонического развития детей дошкольного возраста, а предметом – процесс художественно-эстетического воспитания дошкольников в условиях кружка «Умелые ручки».

В ходе исследования была выдвинута следующая гипотеза: я предполагаю, что художественно-эстетическое воспитание влияет на развитие всесторонне-гармоничной личности.

Исходя из этого мною были поставлены следующие задачи:

1.изучить литературу;

2.проанализировать проделанную работу;

3.провести мониторинг, сделать выводы.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:

- теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической литературы по дошкольному воспитанию, художественно-эстетическому воспитанию);

-экспериментальные (подготовка и проведение занятий по ручному творчеству);

-эмпирические (наблюдение, беседы, оценка результатов ручного творчества);

Методики исследования:

- Методика В.И.Логиновой;

- Анкетирование родителей.

Методологическую основу работы составили современные положения о становлении базиса культуры личности дошкольника, личностно-ориентированном воспитании, гармонизации системы отношений человека с миром (Л.С.Выготский, Д.А.Леонтьев, А.А.Мелик, Б.М.Неменский, Е.М.Торошилова, А.Н.Утехина); результаты педагогических исследований по формированию у дошкольников художественного вкуса, эстетического осознания прекрасного (Н.А.Вершинина, Н.М.Зубарева, Т.С.Комарова, Р.А.Мирошкина и др.).

Практическая значимость моей работы заключается в разработке программы (в рамках кружка «Умелые ручки») и дидактического оснащения.

^ Объем и структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.

Во введении обосновывается проблема исследования, указываются цель, объект, предмет, методы исследования и формулируется гипотеза.

В первой главе раскрывается содержание художественно-эстетического воспитания, выделены особенности дошкольного возраста, определены пути художественно-эстетического воспитания.

Вторая глава посвящена раскрытию того, что творческая деятельность является одним из важных средств художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

В третьей главе раскрываются основные виды, используемые по художественно-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста в рамках кружка «Умелые ручки».

Для оценивания эффективности разработанной методики художественно-эстетического воспитания (на материале обучения детей ручному творчеству) разработаны критерии, определены уровни сформированности художественно-эстетических качеств.

В заключении обобщаются результаты моего исследования, даются выводы о достижении поставленной цели.

В библиографии представлен список литературы, использованной при написании данной работы.

^ ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми.

Эстетическое воспитание формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством как его самым мощным средством. Эстетическое воспитание, используя для своих целей художественное воспитание, развивает человека в основном не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности.

В наше время проблема художественно-эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д.Н.Джола, Д.А.Леонтьев, Б.Т.Лихачев, А.С.Макаренко, А.А.Мелик-Пашаев Б.М. Е. Неменский, В.А.Сухомлинский, Е.М.Торошилова В.Н.Шацкая и другие. В использованной литературе имеется множество различных подходов к определениям понятий, выбору путей и средств эстетического воспитания. Рассмотрим некоторые из них. В книге "Ребенок в мире творчества" под редакцией Н. Варкки можно найти такую формулировку: "Педагогика определяет художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве" [Н. Варкки, 2003, 53].

Запорожец И.Д. определяет художественно-эстетическое воспитание как «организацию жизни и деятельности детей, способствующую развитию эстетических и художественных чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает» [И.Д.Запорожец, 1985, 43]. В обоих определениях речь идет о том, что художественно-эстетическое воспитание должно формировать художественный вкус, вырабатывать и совершенствовать в ребенке способность эстетического осознания прекрасного в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его.

Итак, художественно-эстетическое воспитание имеет деятельную и созидательную направленность, которое не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.

Одна из задач художественно-эстетического воспитания связана с формированием у каждого воспитуемого художественно-эстетической творческой способности. Главное состоит в том, чтобы "воспитать, развить такие качества, потребности и способности личности, которые превращают индивида в активного созидателя, творца эстетических ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать его "по законам красоты". Суть этой задачи заключается в том, что ребенок должен не только знать прекрасное, уметь им любоваться и оценивать, а он еще должен и сам активно участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, самостоятельно создавать продукты ручного творчества.

Рассмотренная задача частично отражает сущность художественно-эстетического воспитания, однако мы рассмотрели лишь педагогические подходы к этой проблеме. Помимо педагогических подходов существуют и психологические.

Большинство исследователей выделяют следующие категории: эстетического восприятия, эстетического вкуса, эстетического идеала, эстетической оценки,[Д.Б.Лихачев, 1996, 42].

Восприятие - начальный этап общения с искусством и красотой действительности. От его полноты, яркости, глубины зависят все последующие эстетические переживания, формирование художественно-эстетических идеалов и вкусов. " [Д.Б. Лихачев, 1996, 45].

Эстетические явления действительности и искусства, глубоко воспринятые людьми, способны порождать богатый эмоциональный отклик. Эмоциональный отклик, по мнению Д.Б. Лихачева, является основой художественно-эстетического чувства. Оно представляет собой "социально-обусловленное субъективное эмоциональное переживание, рожденное оценочным отношением человека к эстетическому явлению или предмету" [Д.Б. Лихачев, 1996, 53]. В зависимости от содержания, яркости эстетические явления способны возбуждать в человеке чувства духовного наслаждения или отвращения, возвышенные переживания или ужас, страх или смех. Д.Б. Лихачев отмечает, что, испытывая такие эмоции неоднократно, в человеке формируется эстетическая потребность, которая представляет собой "устойчивую нужду в общении с художественно-эстетическими ценностями, вызывающими глубокие переживания" [Д.Б. Лихачев, 1996, 48].

Еще одна категория художественно-эстетического воспитания - сложное социально-психологическое образование - эстетический вкус. [Ю.Б. Борев, 1988, 92]. Эстетический вкус формируется у человека в течение многих лет, в период становления личности. В дошкольном же возрасте о нем говорить не приходится. Однако это ни в коей мере не означает, что эстетические вкусы не следует воспитывать в дошкольном возрасте. Напротив, эстетическая информация в детском возрасте служит основой будущего вкуса человека.

Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста. Б.Т. Лихачев пишет: "Период дошкольного и младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования художественно-эстетического отношения к жизни". (Б.Т. Лихачев, 1998, 42)

Художественно-эстетическое воспитание ребенка начинается с момента его рождения. Для того, чтобы творчество, произведения искусства оказывали эффективное воздействие на художественно-эстетическое развитие личности, а личность испытывала потребность в наслаждении прекрасным, необходимо создать основу, фундамент для творческих способностей. На мой взгляд, наиболее приоритетными средствами формирования художественно-эстетического воспитания являются:

• ознакомление детей с творчеством как сущностью эстетического отношения к окружающему миру;

• доступные возрасту виды художественно-творческой деятельности, максимально обеспечивающие свободу выражения авторского отношения к знаниям об окружающей действительности;

• активная педагогическая деятельность;

Большими потенциальными возможностями в формировании художественно-эстетического воспитания располагает процесс обучения ручному творчеству, в рамках кружка «Умелые ручки». Задачами занятий по ручному творчеству являются:

- осознание художественно-эстетического вкуса.

- развитие образного мышления.

- развитие умений определять цвет, гамму, устанавливать пропорции.

- развитие ручных умений работать с ножницами, клеем, бумагой.

- развитие умений творчески создавать продукты ручного творчества.

^ ГЛАВА II. ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.

Дошкольный возраст - это период, когда творческая деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только особо одаренных, но и почти всех детей, т.е., увлекая ребенка в сказочный мир искусства, мы незаметно для него развиваем у него воображение и способности.

Что же представляет собой творчество? Творчество-это сознательная, целеполагающая, активная деятельность человека, направленная на познание действительности, создающая новые, оригинальные, никогда ранее не существовавшие предметы, произведения для совершенствования материальной и духовной жизни общества [Е.А. Дубровская, 2002, 11].

Многие психологи давали свои определения творчества, но все они сводились к тому, что творчество есть деятельность человека, которая создает нечто новое, оригинальное.

А.В.Запорожец утверждал, что «детское художественное творчество существует» [И.Д. Запорожец, 1985,53], и обращал внимание на то, что необходимо научиться управлять особенностями его проявления, разрабатывать методы, побуждающие и развивающие детское творчество. Он отводил большую роль занятиям художественной деятельности, а также всей воспитательной работе с детьми по развитию у них восприятия красоты в окружающей жизни и в произведениях искусства, которое играет большую роль в общем и творческом развитии ребенка. Нельзя забывать и о том, что искусство дает богатый эмоциональный опыт. Это опыт особого рода: искусство не только вызывает переживание, но и познает его, а через познание чувства оно ведет к овладению им (эмоциональная отзывчивость).

Интерес к творческой деятельности детей обусловливается его важностью для развития личности ребенка, и с годами потребность в ней не ослабевает, а все более увеличивается.

Основной целью дошкольного образования является целостное развитие личности и выделены следующие компоненты цели: развивающие, воспитательные, образовательные и практические.

Развивающий компонент цели предусматривает развитие психических процессов – эстетическое сознания, памяти, творческого воображения; развитие интеллектуальных и познавательных способностей ребенка; эмоциональных, творческих, художественно-эстетических качеств ребенка.

Воспитательный компонент цели заключается в формировании у ребенка художественного вкуса, в воспитании интереса и потребности к ручному художественному творчеству.

Образовательный компонент цели выражается в знакомстве, в обучении различным видам творчества (техника оригами, бумажная пластика, техника коллажа).

Практический компонент цели заключается в овладении ребенком ручных умений работать с бумагой, ножницами, клеем; в творческих умениях создавать продукты ручного творчества.

Основываясь на общедидактических принципах дошкольной педагогики и руководствуясь личностно-гуманным подходом к обучению [Ш.А. Амонашвили, 1996, 101-110], выработались образовательные принципы для дошкольников:

• познание и усвоение ребенком прекрасного;

• проявление ребенком его истинной индивидуальности

• своевременное и всестороннее развитие задатков и способностей;

Эти принципы соответствуют идее личностно-гуманного подхода к ребенку в педагогическом процессе. Они определяют направленность и дух педагогического процесса, образ деятельности педагога гуманного типа.

Одно из условий проявления творчества в художественно-эстетической деятельности – организация интересной содержательной жизни ребенка:

- организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира;

- общение с искусством, материальное обеспечение;

- учет индивидуальных особенностей ребенка;

- бережное отношение к процессу и результату детской деятельности;

- организация атмосферы творчества и мотивация задания;

Анализ научно-педагогической литературы позволил сделать вывод: для организации воспитательной работы с детьми дошкольного возраста необходимо создавать педагогические условия, отвечающие возрастным и психофизическим особенностям детей. Дети дошкольного возраста чувствительны к неблагоприятным воздействиям, что проявляется в быстрой утомляемости и малой устойчивости внимания. Это объясняется незавершенностью развития центральной нервной системы, опорно-двигательного аппарата. Поэтому, при отборе методов, форм и приемов следует учитывать такие критерии, как:

• комфортная, радостная от процесса познания атмосфера;

• целостное развитие личности ребенка;

• разнообразные методы, учитывающие потребности ребенка;

• игровая организация обучения, способствующая двигательной активности детей;

• актерские способности воспитателя, способствующие превращению детей в действующих лиц;

Выявление результатов художественно-эстетического воспитания требуют длительного времени. Не всегда можно проверить и установить, насколько развиты у детей эстетическое осознание прекрасного и художественный вкус. Поэтому изучение уровня сформированности этих качеств следует проводить систематически, так как с возрастом меняется уровень их художественно-эстетического развития.

Необходимо отметить следующие принципы организации занятий: наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, вариативный подход [Н.В. Агафонова, 2003, 58-61].

Именно такие условия, принципы организации занятий предусматриваются в функционирующем кружке «Умелые ручки», стимулирующие развитие духовного потенциала и творческой активности у детей.

^ ГЛАВА III. КРУЖКОВАЯ РАБОТА КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Известно, что детское творчество – явление уникальное. Как уже говорилось выше многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчеркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем развитии личности ребенка.

Природа щедро наделила каждого ребёнка возможностью развиваться. Создание изделий своими руками – это универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность маленького человека, чтобы он развивался всесторонне. Занятия художественным трудом призваны воздействовать на ум, волю, чувства детей, побуждать их к творческому самовыражению. При этом решается и психологическая задача – мне очень хочется, чтобы мои воспитанники были в состоянии эмоционального комфорта, ощущали радость детства.

На протяжении двух лет я занимаюсь с детьми декоративно – прикладным искусством в кружке «Умелые ручки».

Дети в любом возрасте любят работать с бумагой, творить из нее свои маленькие шедевры. Одним из любимых детьми видов творческой деятельности являются занятия бумагопластикой.

В своей работе я стараюсь использовать разнообразные техники и приемы работы с разнообразными материалами. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает интерес к работе, приносит удовлетворение результатами своей деятельности.

Работа кружка декоративно- прикладного искусства ведется в соответствии с учебно-тематическим планом. В нем помесячно распределены темы занятий, техника в которой будет изготовлено изделие и программное содержание .

Дети с интересом занимаются в кружке, осваивают новые приемы работы, создают оригинальные композиции, сувениры, подарки для своих близких. С детьми освоили работу по изготовлению поделок в технике бумагопластика. Дети выполняли работы из цветной бумаги, обычных салфеток, фантиков из под конфет. Нам это удалось, получились очень оригинальные декоративные панно из цветов, поздравительные открытки, объёмные аппликации, сказочные букеты.

Особенно понравились детям занятия оригами. Эти занятия интересны детям и доставляет им огромное наслаждение. Искусство оригами — интригующая загадка, и она манит каждого ребенка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги. Это даже не фокус, это — чудо! В одном листике скрыты многие образы: кораблик, самолетик, домик, шапка, и причудливые драконы, птицы, животные, и другие интересные вещи. А из простого модуля можно сложить красивые шары, героев любимых мультфильмов, роскошные цветы, животных, птиц и даже машины, корабли, замки.

Занятия бумагопластикой способствуют:

-развитию у детей способности работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера;

-концентрации внимания, заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат;

-стимулированию развития памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания;

- активизации мыслительных процессов.

- совершенствованию трудовых умений, формирует культуру труда;

- развитию конструктивного мышления, творческого воображения, художественного вкуса.

Еще одним аргументом в пользу и значимость занятий оригами служит то факт, что единственный рабочий материал в оригами - это бумага. Бумага самый доступный и самый дешевый материал для творчества. Ребенок знакомится с ней раньше, чем с любым другим материалом. Бумага привычна, легко поддается любым изменениям. Оригами в состоянии воздействовать на эмоциональную сферу человека. Это особенно важно для тех, у кого есть различные проблемы общения, кто застенчив или, напротив, излишне агрессивен. Оригами, и модульное оригами в частности, - идеальная дидактическая игра, своего рода конструктор, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект.

И последний аргумент в пользу занятий модульным оригами- его относительно недавнее появление и распространение в России, а значит- новизна и необычность. А то, что ново, неoпознано, необычно, то особенно интересно детям.

На занятиях в кружке декоративно – прикладного искусства складывается непринужденная, веселая работа, обеспечивающая большую творческую деятельность для каждого ребёнка. В своей работе придерживаюсь девиза: «Научился сам – научи других».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема эстетического воспитания довольно полно разработана в отечественной и зарубежной литературе. Это позволило провести тщательный анализ литературы по этой проблеме и сделать следующие выводы.

Эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений мировоззрения. Все эти качества в человеке развиваются под воздействием различных факторов. Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения, - все, что может быть прекрасным. Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством эстетического воспитания. Воздействие эстетических явлений жизни и искусства на личность может проходить как целенаправленно, так и спонтанно. Это не случайно. Анализируя литературу, я сделала вывод, что ручное творчество является одним из основных средств эстетического воспитания. Исследование показало, что и познавательный интерес к ручному творчеству у дошкольников довольно велик, а наличие интереса – это первое из условий успешного воспитания.

Кроме того, материал по творчеству обладает большим эмоциональным потенциалом, а сила эмоционального воздействия является путем проникновения в детское сознание и средством формирования эстетических качеств личности.

Таким образом, гипотеза, заявленная в начале работы, подтвердилась: что художественно-эстетическое воспитание действительно влияет на развитие всесторонне-гармоничной личности.

Обеспечение программно – содержательным материалом обучения ручному творчеству и создание эмоционально-комфортной атмосферы является средством эстетического воспитания дошкольников. Педагог, зная это, способен посредством творчества воспитать подлинные эстетические качества личности: вкус, способность оценивать, понимать и творить прекрасное.

На мой взгляд, реализуя полноценное эстетическое воспитание и развитие ребенка, воспитатель обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.

БИБЛИОГРАФИЯ

1.Варкки Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников / Н. Варкки // Дошкольное воспитание. – 2003. - №6. - С.57-67.

2. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. – М., 1972.-с.156.

3.Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1980.-384с.

4.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Педагогика, 1991.

5. Дьяченко О.М. Развитие воображения у дошкольников / О.М.Дьяченко.- М.: Педагогика, 1986.

6. Запорожец И.Д. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника. М., 1985.-186с.

7. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика / Я.А.Пономарев.- М.: Педагогика, 1986.

8. Фокина Т. Программа художественно-эстетического развития дошкольников / Т.Фокина // Дошкольное воспитание. – 1999.-№1.-с.35-38.

9. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А.Ветлугиной. – М.: Педагогика, 1992.

10. Эстетическое воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей дет.сада / Под ред. Н.А.Ветлугиной. – М.: Просвещение, 1995.

11. Соловьева Н.Г.Знакомство детей дошкольного возраста с окружающим миром с помощью техники бумагопластика. Айрис-Пресс 2004.




Похожие:

Доклад «Художественно эстетическое воспитание на занятиях по ручному труду» в рамках кружка «Умелые ручки» iconДополнительные образовательные услуги
Рабочая программа по ручному труду «Умелые ручки». Программа составлена на основе
Доклад «Художественно эстетическое воспитание на занятиях по ручному труду» в рамках кружка «Умелые ручки» iconПрограмма кружка «Радуга красок»
Веретенниковой Л. П. «Умелые ручки», программы кружка по изобразительной деятельности для детей 4-7 лет (из опыта работы) Казаковой...
Доклад «Художественно эстетическое воспитание на занятиях по ручному труду» в рамках кружка «Умелые ручки» iconРабочая программа по ручному труду «Волшебные ручки» (дополнительные...
Мбдоу «Детский сад комбинированного вида с группами для детей с нарушениями речи№12»
Доклад «Художественно эстетическое воспитание на занятиях по ручному труду» в рамках кружка «Умелые ручки» iconКалендарно-тематический план кружка «Умелые ручки»
Учимся работать с бумагой. Складывание простых форм из бумаги. Складывание модулей. «Треугольники»
Доклад «Художественно эстетическое воспитание на занятиях по ручному труду» в рамках кружка «Умелые ручки» iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год)
Название работы: план работы кружка по квиллингу «Умелые ручки» для детей старшего дошкольного возраста
Доклад «Художественно эстетическое воспитание на занятиях по ручному труду» в рамках кружка «Умелые ручки» iconМетодическая разработка на тему «Художественно-эстетическое воспитание...
«Художественно-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством проведения праздников в детском саду»
Доклад «Художественно эстетическое воспитание на занятиях по ручному труду» в рамках кружка «Умелые ручки» iconРабочая программа по ручному труду 8-т класс
Особенностью специальной коррекционной школы VIII вида является обучение, воспитание и развитие обучающихся с проблемами интеллектуального...
Доклад «Художественно эстетическое воспитание на занятиях по ручному труду» в рамках кружка «Умелые ручки» iconУрок «Я ученик» Шпаченко В. А. «Умелые ручки»

Доклад «Художественно эстетическое воспитание на занятиях по ручному труду» в рамках кружка «Умелые ручки» icon«Социально-личностное развитие дошкольников через знакомство с русским...
Тема: «Социально-личностное развитие дошкольников через знакомство с русским фольклором в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое...
Доклад «Художественно эстетическое воспитание на занятиях по ручному труду» в рамках кружка «Умелые ручки» iconХудожественно- эстетическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей дхш№1 г. Тамбов
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница