Доклад на тему «повышение мотивации учащихся к обучению на уроках физической культуры»




Скачать 122.35 Kb.
НазваниеДоклад на тему «повышение мотивации учащихся к обучению на уроках физической культуры»
Дата публикации25.02.2013
Размер122.35 Kb.
ТипДоклад
shkolnie.ru > Культура > Доклад
ДОКЛАД

НА ТЕМУ «ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ОБУЧЕНИЮ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»



Подготовил:

учитель физической культуры

Петухов А. Н.

6 ноября 2012

Здоровье - это состояние полного духовного, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

(Из Устава Всемирной организации здравоохранения)

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ОБУЧЕНИЮ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

Первостепенное значение физического благополучия для здоровья человека несомненно, но в настоящее время оно становится особенно актуальным. Связано это в первую очередь и с кризисным состоянием здоровья детей, и с их гипокинезией, и с трудностями адаптации к повышенным умственным нагрузкам в школах нового типа.

Физическое воспитание - это совершенно особый образовательный предмет, который затрагивает биологическую, психологическую и социальную сущность ребенка. Адекватные формы физического воспитания способны не только раскрыть двигательные возможности, но и гармонизировать личность.

Основополагающим принципом физкультурного воспитания в школе является единство физического самосовершенствования, духовного становления и социальной адаптации. Для реализации данного принципа определено оптимальное соотношение и содержание физического образования и умственного воспитания.

Педагогика рассматривает физическое воспитание в качестве неотъемлемой составной части всестороннего развития личности. Одним из важнейших направлений физического воспитания является приобщение детей и взрослых к физической культуре. Физическая культура является частью общей культуры, совокупностью достижений общества в деле создания и использования специальных средств физического совершенствования народа. Без овладения основами физической культуры современный человек не может считаться культурным.

Наша система физического воспитания детей включает в себя следующие звенья:

• укрепление здоровья и закаливания, содействие правильному физическому развитию и повышению работоспособности организма;

• формирование и совершенствование двигательных навыков и умений, обучение новым видам движений и сообщение связанных с этим знаний;

• развитие основных двигательных качеств (силы, выносливости, быстроты и ловкости);

воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы и товарищества, навыков культурного поведения,

формирование привычки и воспитание устойчивого интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями;

• привитие гигиенических навыков, сообщение знаний по гигиене физических упражнений и закаливанию;

• привитие организаторских навыков.

Осуществление этой системы может считаться удовлетворительным, если у школьника сформирована потребность и он овладевает необходимыми умениями собственного физического совершенствования, использует эти умения в организации своей жизни.

1. Организуя процесс физического воспитания в общеобразовательной школе по представленным программам, педагоги могут ожидать следующих результатов: укрепления здоровья, повышения физической подготовленности школьников; приобретения учащимися теоретических знаний и практических навыков по основам физкультурной деятельности с общеразвивающей и спортивно-оздоровительной направленностью; повышения интереса к уроку физкультуры, создания положительного микроклимата на занятиях, улучшения дисциплины учащихся, посещаемости уроков.

2. Главной формой физического воспитания школьников является урок. Интересный по содержанию, глубоко продуманный, проведенный эмоционально, с подъемом, урок оставляет глубокий след в сознании детей, оказывает большое влияние на их развитие.

Уроки физической культуры состоят, как правило, из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.

3. В процессе урока физической культуры решаются образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи. Образовательные задачи заключаются в обучении детей выполнению физических упражнений, предусмотренных программой, в развитии умений и навыков применять эти упражнения в жизни. Воспитательные задачи урока состоят в воспитании у школьников внимания, дисциплинированности, аккуратности, бережного отношения к имуществу, чувства дружбы и товарищества, силы воли, целеустремленности, самостоятельности, настойчивости в преодолении трудностей.

Важная воспитательная задача урока физкультуры — привить учащимся интерес и любовь к систематическим занятиям физической культурой. Лучшие учителя строят уроки в классах на основе занимательности, дают ребятам много нового, интересного, стремятся создать деловое отношение к предмету.

Специфическим для физкультурного воспитания ученика стал принцип объективности формирования мотиваций.Мотивациикакпобуждение к действию; динамических процессов психофизиологического плана, управляющих поведением человека, определяющих его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. Физическое воспитание является единственным предметом в школе, по которому ученик может (и должен) получать объективную оценку собственного физического состояния в динамике. Реализация данного принципа потребовала разработки новых подходов к системе оценки физического здоровья ученика, чтобы он не только понимал, но и внутренне принимал стоящие перед ним задачи, переживал за свое физическое состояние.
В настоящее время стало ясным, что школа в лице учителя физкультуры, перестала быть действующим фактором, влияющим на воспитание мотивации к систематическим занятиям физической культурой и спортом во внеурочное время.А во многом причисляют уроки физической культуры к разряду второстепенных предметов. Причины, кроющиеся в этом, зависят не только от личности учителя физкультуры, но и от постановки процесса физического воспитания в урочное время.

Результаты социологического опроса школьников и их родителей об их отношении к преподаванию физической культуры в школе.

Опрос родителей показал, что:

– 96% родителей знают о том, что в школе есть уроки физической культуры;

– 76% из них считают, что дети ходят на уроки физкультуры с удовольствием;

– 11% детей посещают уроки без удовольствия.

На вопрос: «Почему дети не посещают уроки физкультуры?» – родители назвали следующие причины:

– им неинтересно;

– не нравится учитель;

– большая нагрузка, сложные нормативы;

– плохие условия, нет инвентаря;

– лень;

– физические недостатки и психологические особенности: полнота, неуклюжесть, замкнутость.

Специфика урока физической культуры состоит в том, что ребенок всегда на виду, и если он допускает ошибку, то это тут же становится заметно окружающим, в отличие от других школьных предметов, где ошибки детей, сделанные в тетрадях, видит только учитель. Естественно, что в каждом классе есть ученики с так называемым синдромом зеркала – боязнью своего отражения в глазах одноклассников.

Интересно, что ответили дети:

– 40% из них не пропускают уроки физкультуры;

– 28% – стараются не пропускать;

– 15–17% – освобождены от уроков физкультуры;

– 5–6% – пропускают уроки физкультуры.

В чем же причины такого отношения к урокам? Дети обозначили следующие:

– большая физическая нагрузка;

– отсутствие интересных упражнений;

– недостаточное количество игр;

– отсутствие музыкального сопровождения;

– не нравится учитель.

Сравнив результаты опросов, можно сделать вывод: школьные программы по физическому воспитанию и содержание урока физкультуры нужно корректировать, причем серьезно.Большинство учащихся отмечают неудовлетворенность занятиями физической культуры в школе. Главной причиной падения удовлетворенности уроками школьники называют отсутствие эмоциональности урока, не интересность выполняемых упражнений, малую (для мальчиков) или чрезмерную (для некоторых девочек) физическую нагрузку, плохую организацию урока. У многих школьников отношение к физической культуре как учебному предмету характеризуется непониманием значимости этого предмета.

^ Почему на уроке неинтересно.

Можно выделить следующие причины падения интереса учащихся к уроку физической культуры:

– скучные, повторяющиеся задания;

– много групповых упражнений;

– высокие нормативы;

– соревнования и другие способы определения победителей;

– низкий уровень активности на уроках;

– плохое оборудование;

– мрачное помещение.

К сожалению, школьные программы не учитывают, что соревнования интересны в основном учащимся начальных классов в силу их возрастных особенностей. Им интересно попробовать себя, сравнить свои результаты с другими; дети в этом возрасте не боятся проигрывать, легко переносят горечь поражений. Однако уже к 5-му классу ребята определили свои возможности, и дальнейший интерес к соревнованиям сохраняется только у тех учеников, которые в них успешны. А как же остальные?

Большей популярностью у школьников средних классов пользуются командные состязания, где физически хорошо подготовленные дети сумеют проявить себя, а менее талантливые, оставаясь в тени лидеров, тоже могут почувствовать себя успешными.

Школьные программы по физическому воспитанию составлены циклично: каждый год изучаются одни и те же виды спорта, что со временем снижает интерес к занятиям. Не прибавляет успеха и низкая моторная плотность урока, особенно на занятиях гимнастикой, где ученику подолгу приходится стоять в очереди для выполнения упражнений. Тут у кого хочешь, пропадет желание заниматься. В связи с этим возникает проблема, как повысить эмоциональный настрой учащихся, их интерес к уроку в целом и к подготовительной его части в частности.

Эту проблему можно решить следующим образом:

– введением ритмической гимнастики на уроках;

– увеличением числа подвижных игр;

– дополнительной системой оценивания умений и навыков учащихся.
^ Повышение эмоционального настроя учащихся введением ритмической гимнастики

Ритмическая гимнастика – один из наиболее массовых видов физической культуры, доступный буквально всем. Введение в комплекс танцевальных движений, легко доступных в освоении, и положительное влияние музыкального сопровождения с первого урока стимулируют учащихся работать с оптимальной нагрузкой. В результате этого одновременно повышается организованность и дисциплина учащихся, а вследствие этого плотность урока увеличивается. Урок становится более интересным.
^ Повышение эмоционального настроя учащихся увеличением числа подвижных игр

Игра заменяет детям труд. Игра вводит ребенка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний, трудовых навыков, совершенствованию двигательной деятельности. Она, как и трудовая деятельность, всегда имеет цель. В подвижных играх это, к примеру, суметь догнать и осалить товарища, перетянуть канат, метко бросить мяч, скорее закончить перебежку и т. п. Стремясь к достижению поставленной цели, ребята стараются быть внимательными, проявляют смекалку, инициативу, волю. К тому же развиваются физически, совершенствуют в игре многие умения, двигательные навыки, а также такие качества, как быстрота и ловкость, сила и выносливость.

Так как в каждой игре имеются правила, нарушать которые нельзя, то это дисциплинирует, воспитывает честность, требовательность к себе, выдержку.

Следует иметь в виду, что изменения игровой обстановки и внезапно возникающие разнообразные условия борьбы за победу требуют от участников верных решений и действий.

В игровой деятельности детей объективно сочетаются два важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, с другой – получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности.
^ Повышения эмоционального настроя дополнительной системой оценивания умений и навыков учащихся.

Пятибалльная система оценок уровня подготовки учащихся, принятых в нашей системе образования, по сути является трехбалльной: 5 – отлично, 4 – хорошо, 3 – удовлетворительно. Неудовлетворительная оценка – 2 – ставится зачастую вопреки правилам за отсутствие формы, прогул, безобразное поведение на уроке.

Кроме того, принятая система оценок не всегда точно отражает истинное положение дел, поскольку ученик мог пропустить уроки по болезни и не успеть достаточно хорошо овладеть тем или иным навыком, у ученика может быть неважное самочувствие в момент проведения тестовых упражнений. Есть дети, например, с избыточной массой тела, которые не могут выполнить на положительную оценку практически ни одно тестовое упражнение, однако старающиеся выполнять любое задание учителя.

В конце концов, у ученика могут быть проблемы в семье, школе. Все эти моменты учитель не в состоянии отследить и адекватно оценить умение ученика.

С другой стороны, есть дети, которые имеют прекрасные физические данные, но совершенно не умеют работать в коллективе, мешают другим, постоянно нарушают дисциплину.

Предлагаемая мною система позволяет скорректировать оценки учащихся и как следствие увеличить желание учащихся заниматься и демонстрировать свои спортивные достижения. Кроме того, сразу решается проблема выставления неудовлетворительных оценок.

Эта система очень проста. Если ученик выполнил упражнение лучше, чем другие, он получает «+», т. е. +1 балл. Если ученик нарушил правила игры или дисциплину, или он просто небрежно выполняет задание учителя, то он получает «–», т. е. –1 балл. В конце каждого урока подводятся итоги. Например, ученик заработал ++–+++. Значит, он заработал +4 балла. По его желанию эта оценка ставится в журнал помимо других оценок. Если оценка выставлена, то со следующего урока подсчет плюсов и минусов начинается заново. Если оценка не выставлена, то все плюсы и минусы переходят на следующий урок.

^ Занятия по средствам.

Все эти не хитрые способы объединяет в себе детский-фитнес! Вот уже полтора десятка лет популярность фитнеса неуклонно растет.Легко заметить, что школьный урок физкультуры имеет такую же направленность, а соответственно, все новейшие фитнес-методики можно применять на уроках физкультуры. Более того, цели детского фитнеса во многом совпадают с целями школьного урока, которые заключаются в следующем:

– укрепление и сохранение здоровья;

– поддержание высокого уровня интеллектуальной и физической работоспособности;

– поддержание оптимального состава тела;

– создание положительного эмоционального фона.

Структура занятия включает в себя развитие:

– сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

– мышечной силы и мышечной выносливости;

– гибкости.

Можно заметить, что организация фитнес-занятия схожа со школьным уроком: здесь тоже есть подготовительная, основная и заключительная части. Принципиальная разница – в средствах, предлагаемых фитнесом и уроком. В частности, бег в подготовительной части урока можно с успехом заменить аэробикой, циклическими упражнениями, прыжками, танцевальными упражнениями. Таким образом, и поставленные задачи (подготовка организма к дальнейшей работе, развитие каридиореспираторной системы) будут решены, и урок в целом выиграет в разнообразии, динамичности, и интерес учащихся повысится.

Решая задачи, поставленные в основной части урока, учителя физкультуры в любом случае развивают у детей мышечную силу и мышечную выносливость, поскольку без этого невозможно ни обучить двигательным действиям, ни развить физические качества.

Заключительная часть урока, направленная на восстановление сил организма, благоприятна для развития гибкости – очень важного физического качества, являющегося главным показателем подвижности суставов. Поэтому ни одно фитнес-занятие не обходится без упражнений на гибкость, которые еще и помогают снять закрепощенность в мышцах. Опять же, все это учителя физкультуры применяют в своей работе, но методы школы и фитнеса различны. На фитнес-занятиях постоянно используется стретчинг – как в подготовительной части (престретчинг), так и в заключительной.

^ Детский фитнес.

За последние годы было много публикаций с критикой учебных программ по физическому воспитанию, нормативной базы, материально-технической базы физического воспитания в школе. К сожалению, школьные программы достаточно консервативны, и учителю при всем его желании неимоверно трудно вводить что-то новое в структуру урока – для этого нужно пройти массу инстанций, суметь тонко обойти все подводные камни школьной бюрократии. Есть ли выход? Если проанализировать, что предлагается детям в качестве дополнительных занятий, то можно заметить, что это так называемые модные виды спорта: восточные единоборства, спортивные игры, аэробика (для девочек), спортивные танцы, туризм. К тому же занятие в секции организуется иначе, чем школьный урок физкультуры. Получается противоречие: с одной стороны, обязательный урок, где требования едины для всех, а с другой – занятие в интересной секции, где и подход, и средства будут другими. Что выберет ученик? Не стоит забывать, что урок физкультуры посещают все учащиеся, а школьную секцию – только те, кто хочет. Как правило, занимаются спортом дополнительно именно те 40% учащихся, которые регулярно посещают и любят уроки физкультуры. А как быть с теми детьми, у которых еще не выработан стойкий интерес к физическим упражнениям? Выход один – урок физкультуры должен быть интересным. Возможно ли это при существующих программах?

Все, что предлагает детский фитнес, можно использовать в школе, а именно:

– занятия под музыкальное сопровождение;

– уроки в игровой форме с высоким уровнем двигательной активности;

– сюжетный комплексный урок физической культуры;

– тематические уроки: хореографию, силовые занятия, йогу, пилатес, аэробику;

– коррекционные уроки: лечебную физкультуру, занятия в СМГ;

– персональные тренировки – индивидуальные занятия;

– занятия на тренажерах;

– занятия по видам спорта – школьные секции;

– целевую подготовку к спортивным мероприятиям;

– занятия плаванием;

– участие в соревнованиях.

Похожие:

Доклад на тему «повышение мотивации учащихся к обучению на уроках физической культуры» icon«Повышение мотивации и интереса к обучению»
Мотивация это самая сложная проблема, с которой приходится работать, но и самая интересная. На уроках русского языка можно использовать...
Доклад на тему «повышение мотивации учащихся к обучению на уроках физической культуры» iconНазвание проекта
Повышение мотивации школьников к здоровому образу жизни, популяризация ценностей физической культуры и спорта, развитие субъективного,...
Доклад на тему «повышение мотивации учащихся к обучению на уроках физической культуры» iconВаченкова Светлана Викторовна учитель физической культуры
Развитие координационных способностей у детей с нарушением слуха на уроках физической культуры
Доклад на тему «повышение мотивации учащихся к обучению на уроках физической культуры» icon«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры»
Попкова Л. А., учитель физической культуры первой квалификационной категории моу города Кургана «сош №49»
Доклад на тему «повышение мотивации учащихся к обучению на уроках физической культуры» iconАвторская инновационная программа. «Профилактика заболеваний на уроках...
Мобу «Русскокукморская средняя общеобразовательная школа» Медведевского района Республики Марий Эл
Доклад на тему «повышение мотивации учащихся к обучению на уроках физической культуры» iconРитмическая гимнастика как средство развития гибкости на уроках физической культуры
Ваченкова Светлана Викторовна учитель физической культуры I категории, заместитель директора по здоровьесбережению гбс(К)оу школы-интерната...
Доклад на тему «повышение мотивации учащихся к обучению на уроках физической культуры» icon«Влияние позитивных настроев на дисциплину и успеваемость учащихся...
Низкая двигательная активность учащихся начальных классов в учебное и вне учебное время
Доклад на тему «повышение мотивации учащихся к обучению на уроках физической культуры» iconМониторинг здоровья учащихся Разработки преподавателя-организатора...
Оценка развития физических качеств учащихся 5-11-х классов на уроках физической культуры
Доклад на тему «повышение мотивации учащихся к обучению на уроках физической культуры» icon«Образование в области физической культуры и спорта»
Руководитель магистерской программы – доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой теоретических основ физической культуры...
Доклад на тему «повышение мотивации учащихся к обучению на уроках физической культуры» iconПрограмма по обучению плаванию «дельфинчик» Для учащихся 1 4 классов
Данная деятельность характеризуется целенаправленным развитием и совершенствованием духовных и природных сил человека и выступает...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница