Урок внеклассного чтения в 6 классе




Скачать 95.82 Kb.
НазваниеУрок внеклассного чтения в 6 классе
Дата публикации30.12.2013
Размер95.82 Kb.
ТипУрок
shkolnie.ru > История > Урок
Нравственные уроки детства.

(По рассказам современных писателей.)

Урок внеклассного чтения в 6 классе.

Сегодняшний урок мы с вами посвятим обсуждению нескольких рассказов наших писателей, настоящих мастеров слова, признанных, любимых, уважаемых: Яковлева Юрия Яковлевича, Солоухина Владимира Алексеевича и Искандера Фазиля Абдуловича. Общение с настоящими мастерами всегда полезно. Это уроки нравственности, это и уроки родного языка. Именно в таком контексте мы должны будем сегодня поработать.
Для начала предлагаем вам небольшое интервью с писателями, которое подготовили ребята.

- Позвольте задать вам несколько вопросов. Юрий Яковлевич, какие качества в людях вы считаете самыми главными? Что цените больше всего?

- Я ценю в людях благородство, умение сохранять чувство собственного достоинства в любой ситуации, верность себе.
- Я знаю, что вы начинали как журналист. Как обогатила эта профессия ваш жизненный и творческий опыт?
- Я много ездил по стране. Был на строительстве Волго-Донского канала и Сталинградской ГЭС, в колхозах и у нефтяников Баку, участвовал в учениях Прикарпатского военного округа и ходил на торпедном катере; стоял ночную смену в цехах Уралмаша и пробирался плавнями Дуная с рыбаками, возвращался к руинам Брестской крепости и изучал жизнь учителей Рязанской области, встречал в море флотилию «Слава», бывал на погранзаставах. Это дало мне материал для моих книг, знание людей. И это просто было безумно интересно.
- Кто из писателей являлся для вас примером?
- Таким человеком был для меня Аркадий Гайдар. Его произведения честны, герои благородны, они, конечно, бывает, ошибаются, но всегда понимают свои ошибки и извлекают из них уроки.
- Спасибо.
- Фазиль Абдулович, где прошло ваше детство. Было ли оно счастливым?
- Я думаю, что детство – самое лучшее время жизни. Моё детство прошло в горном абхазском селе и сухумском дворике, где природа и люди, друзья и враги, радость и горе существовали как единый целостный мир? Здесь вместе и дружно жили греки, турки, персы, абхазцы.

- Что бы вы пожелали нам, детям уже 21 века?
- Побольше читайте, ведь книги –это мудрые учителя, советчики. Дорожите друзьями. Учитесь с удовольствием. Совершайте добрые дела и любите людей.
- Огромное спасибо.


- Я знаю, Владимир Алексеевич, что в далёкой Австралии создано Общество любителей русской словесности имени Владимира Солоухина. Вы признанный мастер слова. А где вы учились языку?
- Язык, которым написаны мои книги, впервые услышал я и запомнил на всю жизнь в моём родном селе Алепине Владимирской области. Я побывал во многих странах мира, но где бы ни бывал, в сущности, всю жизнь шёл родной алепинской землёй.
- Одной из основных тем вашего творчества является тема истории, памяти. Что повлияло на ваш выбор?
- Народ обязательно должен уважительно относится к истории своей страны. История – это корни. А дерево без корней погибает. Народ, не знающий своего прошлого, обречён. Своими книгами, статьями я хотел призвать к уважению прошлого, хотел вызвать интерес к нему.
- Я хочу от всей души поблагодарить вас за ваши замечательные книги, читая которые, становишься щедрее душой, внимательнее к окружающему миру, можно сказать, многое открываешь для себя в людях, в природе.

У этих писателей много общего. Они современники, заметьте, почти ровесники. Многое пережили: сталинщину, войну, теряли близких, многое повидали. Написали потрясающие книги, в том числе книги о подростках, умные, поучительные. Сегодня они преподадут нам свой урок.
- Как вы думаете, что заставляет писателей, поэтов, художников обращаться к теме детства?

Детство – золотая пора. В нём, конечно, есть не только радости, но и свои, детские горести, беды, неприятности. Но каждый человек во взрослом своём состоянии с теплотой вспоминает детские годы. Может быть, хочет поделиться с вами опытом, предупредить от ошибок, чему-либо научить, сообщить о своих открытиях, совершённых тогда и оставшихся навсегда в памяти.


-Начнём обсуждение с рассказа ^ В.А. Солоухина «Мститель».

- От чьего лица ведётся повествование? Почему?
Рассказ ведётся от лица мальчика-подростка. Всё рассказанное произошло с ним, и он делится своими переживаниями.

Я призываю вас вглядеться, вслушаться в Солоухина, чтобы поучиться у него облекать в слова свои чувства, переживания. Ведь он, как никто другой умел хорошо это делать.
- Начинается всё с описания погожего сентябрьского денька, когда школьников освободили от занятий, чтобы копать картошку на пришкольном участке. Прочитайте. Какие краски использует писатель? Какое настроение у рассказчика?
- Почему вдруг всё изменилось?
- Найдите слова, описывающие состояние героя. Почему ему было так горько?
^ На душе стало «черно от обиды и злости», «в горле у меня стоял горький комок, и я уже не видел ни картошки, ни солнца, ни неба».
- Что задумал мальчик. Как он вынашивал план мести?

Прочитать.

- Давайте проследим за внутренним состоянием героя. Заодно и за языком писателя.



Я волновался. Даже в горле стало сухо, отчего голос сделался глухой и вроде бы чей-то чужой. А руки пришлось спрятать в карманы, потому что они вдруг ни с того ни с сего задрожали.
^ В горле опять остановился горький комок, и даже нижняя губа вроде бы начала подрагивать

- Почему же сорвался план мести? Проследите по тексту, как меняются чувства и настроения главного героя?

В душе героя происходит борьба. С одной стороны, он понимает, что должен отомстить обидчику, с другой – внутренне сопротивляется своему же выработанному плану. В рассказе эта душевная борьба показана очень убедительно.



«Под ложечкой у меня начинает ныть и сосать»,

«что стоит развернуться и стукнуть»,

«это очень непросто ударить человека, который доверчиво идёт впереди тебя»,

« да и злости я уже не слышу в себе»,

«Мне делается легко от принятого решения не бить Витьку».
Внутренний конфликт – противоборство в душе героя.

^ Противоборство добра и зла.
- Представляете ли вы Витьку Агафонова? А ведь его портрета в рассказе нет.
Деталь в художественном произведении – одно из средств художественной выразительности. Деталь может воспроизводить отдельные черты внешности человека, пейзажа, обстановки или переживания героя с целью эмоциональной оценки.


- Найдите художественные детали, с помощью которых описывается Витька.
Может быть, Солоухин и хотел, чтобы читатель поработал, допридумывал портрет.

- А каким представляется вам его характер?

^ О характере Витьки мы узнаём в рассказе больше, поскольку он дан глазами рассказчика. Он очень добродушный, открытый, большой выдумщик.
- А характер героя-повествователя?

^ Это сложнее. Но

- Большую роль в примирении героев играет природа. Зачитайте. Она действует благотворно, успокаивает…
Мы по колено заходим в светлую текучую воду, которая очень холодна теперь, в конце сентября, наклоняемся над водой и пьём её большими вкусными глотками. Разве можно воду из колодца или самоварного крана сравнивать с этой прекрасной водой! Сквозь воду видно речное дно – камушки, травинки, песочек. Травинки стелются по дну и постоянно шевелятся, как живые.
^ Заметьте, что после примирения мир снова для рассказчика стал прекрасным.

Всё встало на свои места.
- Как соотноситься с содержанием рассказа его название?
^ Несостоявшийся мститель.
- Какова основная мысль рассказа, его идея?
Идея прощения, человеческого великодушия, победы добра над злом.
- Знакомы ли вам чувства, переживаемые героем рассказа? Можете ли вы вспомнить ситуацию, когда в вас шла борьба добра и зла и что победило?

Что сложнее: отомстить или простить?
^ Великодушным быть труднее. И ребёнку, наверное, труднее, чем взрослому.
Оспорьте учителя. Приведите аргументы.

Я считаю, что рассказчик должен был отомстить Витьке. Ведь тот ударил его

в спину, исподтишка. А они были друзьями. И рассказчик был другом настоящим. За подлость нужно наказывать.
Аргументы учеников.
^ Вы меня убедили. Писатель преподносит хороший нравственный урок: урок великодушия, прощения, доброты, победы над самим собой.
Рассказ о детях, о детстве, но проблема, поднятая в нём очень важна для всех.
Проблема – вопрос, требующий разрешения.

-Обратимся к рассказу ^ Ю. Яковлева «Рыцарь Вася». Поясните значение этого слова.
Рыцарь – железное слово.
Имя Вася – какие ассоциации возникают у вас?

Мягкое, нежное, удобное, ласковое.
Несоответствие в названии. Соединение несоединимого. Оксюморон.
- Каким был герой рассказа? Внешность. Как он себя чувствовал среди одноклассников и почему? Почему его называли тюфяком?

Тюфяк -
Найдите выразительные художественные детали.

Детали: короткие пухлые пальцы, толстое круглое лицо – появляются в тексте рассказа не раз
- Заметьте, что в отличие от Солоухина Ю. Яковлев очень подробно описывает своего героя. Для чего? Конечно, не просто так.
Благородное сердце рыцаря: как вы понимаете эти слова?
Благородный -

Приём контраста – душа и внешность.
- Каков его внутренний мир?
- Каково наше, читательское отношение к нему? Как, благодаря чему оно создаётся?

Высказывает ли автор своё отношение к герою?
^ Экстремальная ситуация
- Оцените поведение Димки Ковалёва в этой ситуации и поведение тюфяка.

- О чём думал тюфяк, когда бросился спасать мальчишку? Есть об этом в тексте?
Чтение.
- Почему-то в сцене описания спасения Васю автор называет Тюфяком. Он тюфяк в этот момент? А почему?

- Как вы относитесь к финалу рассказа? Ваше отношение к поступку Димки.

А к поведению Васи. Каждый ли так сможет?
- Авторская оценка. Чувствуется ли она? В чём? Определите её.
- Какова же основная мысль рассказа?
^ Проблема подлинного и ложного героизма. Современного рыцарства, внешней и внутренней красоты человека.

М.Ю. Лермонтов, например, писал, что изучение души человека едва ли не интереснее изучения истории целого народа.
^ Оспорьте учителя.

Я считаю, что надобность в рыцарях в наше время невелика. Человека сделала сильным техника, электроника, наука. Он вполне может защитить себя сам, мужчина ли, женщина ли. Каждый может позаботиться о себе. Ваше мнение.
^ Ответы учеников.
Что есть красота, и почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?-

задавался вопросом поэт Заболоцкий.
И мы отвечаем: «Огонь, мерцающий в сосуде». А что это за огонь? Это душа человека: его мысли, порывы, желания.
- Теперь берём уроки у замечательного ^ Фазиля Искандера. Итак, перед нами рассказ «Мученики сцены». Уже само название вызывает улыбку. И читатель сразу догадывается, что рассказ написан с юмором.



Юмор - добрый смех.
- Назовите героев рассказа и сравните их. Попробуйте охарактеризовать кратко.


Рассказчик
Надменный

уверенный в себе

снисходительно относится к окружающим
ленивый

самовлюблённый

всегда старается найти своей лени и неумению оправдание.

^ Жора Куркулия
скромный

знающий своё место

трудолюбивый

увлечённый



- Как Куркулия отнёсся к тому, что ему роль не дали?
- А как случилось, что он и роли все знал, и играть умел? Лез ли он на глаза?
- Что же произошло с рассказчиком?
- Тем не менее он всё равно нравится нам? Конечно, мы его осуждаем и посмеиваемся над ним, но это смех дружеский, добрый?
- Что оказалось для него самым страшным?
Чтение.
- Какой урок он извлёк из всего произошедшего?



Успех не приходит сам по себе и легко. Чтобы чего-то добиться, нужен труд, усилия, работа, работа души. В противном случае лучше и успешнее тебя станет тот, кто и надежд никаких не подавал. А ты и в жизни будешь играть роль задних ног лошади. Правда, и это, наверно, не всегда легко, если делать хорошо. Ещё одна, очень важная проблема, которую мы затронули на уроке.


- Вспомните рассказ «Багульник». Почему он так называется? Ведь это слово упоминается только один раз.

Багульник стал началом открытия.

- Какое открытие сделал для себя учительница?
- Можно ли сказать, что Коста – рыцарь.
- Открывали вы для себя людей?
- Какие ещё уроки можно извлечь из прочитанных вами рассказов?
«Запретный плод» - нельзя предавать. Помните, я произносила слово «сталинщина»?

Отец был выслан по сталинскому приказу , как многие тысячи людей тогда. О цене предательства писатель знал непонаслышке.

«Учитель» - никто не должен посягать на чужую правду, защищать своё чувство собственного достоинства.
«Воробьёв стекло не выбивал» - правда не может быть маленькой.

Я надеюсь, что рассказы, прочитанные вами в преддверии урока, вами не будут забыты. Я также надеюсь, что когда-нибудь вы ещё раз возьмёте в руки книги этих писателей и почитаете их ещё.
- Давайте сделаем выводы их нашего разговора. Какие проблемы поставили писатели в рассказах. И не просто поставили. Настоящий писатель не только ставит проблему, он обязательно предлагает пути её решения, подсказывает читателю, как можно и нужно поступить. Об этом вы должны помнить, когда пишете сочинерия, так как тогда вы тоже являетесь писателями.

Итак, проблемы:

Идея прощения, человеческого великодушия.

Проблема победы добра над злом.

Проблема подлинного и ложного героизма.

Проблема современного рыцарства.

Проблема внешней и внутренней красоты человека.

Проблема успешности.

Проблема предательства.

Проблема правды.

Проблема защиты чувства собственного достоинства.
На дом: Написать Внутренний монолог собаки, ждущей своего хозяина на берегу моря.

Внутренний монолог Васи на линейке.

Похожие:

Урок внеклассного чтения в 6 классе iconУрок внеклассного чтения в 4 «Б» классе по программе «Школа России»
Изучать произведения писателей и поэтов Югры. Совершенствовать навык правильного, сознательного, выразительного чтения
Урок внеклассного чтения в 6 классе iconУрок внеклассного чтения в 7 классе подготовлен и проведен учителем...
Урок внеклассного чтения в 7 классе подготовлен и проведен учителем русского языка и литературы мбоу «сош №22» г. Чебоксары Л. П....
Урок внеклассного чтения в 6 классе iconУрок внеклассного чтения во 2 классе. Тема: «Защитники Отечества»
Формировать представление о качествах «защитниках», познакомить с великими полководцами России
Урок внеклассного чтения в 6 классе iconУроки внеклассного чтения
Приёмы педагогической работы по формированию духовно – нравственных качеств на уроках внеклассного чтения
Урок внеклассного чтения в 6 классе iconИнтегрированный урок внеклассного чтения в 6 классе по прочитанным...
Дидактические: обобщение и систематизация знаний сказок Г. Х. Андерсена; проверка умения анализировать характеры героев; самостоятельное...
Урок внеклассного чтения в 6 классе iconУрок внеклассного чтения в 7 классе «Жизни и деятельность М. В. Ломоносова»
Оборудование: оформление доски в центре экран, справа название темы урока «Жизни и деятельность М. В. Ломоносова» и портрет, слева...
Урок внеклассного чтения в 6 классе iconМетодическая разработка урока внеклассного чтения
Вид урока: синтетический урок (урок художественного восприятия, углубленного изучения, обобщения)
Урок внеклассного чтения в 6 классе iconКонспект открытого урока в 8 классе по литературе. Урок внеклассного...
Задачи: Обучающие: знакомство с творчеством А. Платонова, чтение текста рассказа «Третий сын», учиться интерпретации литературных...
Урок внеклассного чтения в 6 классе iconОткрытый урок внеклассного чтения по литературе в 5 классе волшебница...
Музыкальный эпиграф «Не хочу писать для взрослых. Я хочу писать для таких читателей, которые способны творить чудеса. А чудеса творят...
Урок внеклассного чтения в 6 классе iconУрок чтения и развития речи на тему «Ветер»
Я хочу представить урок чтения и развития речи на тему «Ветер» Михаил Васильевич Исаковский проведенный в Цивильской специальной...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница