План урока: Слово учителя (с показом слайдов) 5 мин




Скачать 126.85 Kb.
НазваниеПлан урока: Слово учителя (с показом слайдов) 5 мин
Дата публикации17.12.2013
Размер126.85 Kb.
ТипПлан урока
shkolnie.ru > История > План урока
Историческое видение Кутузова и Наполеона, художественное воплощение Л.Н.Толстым этих личностей в романе-эпопее «Война и мир».

Цели урока: 

  1. Помочь учащимся осмыслить образы Кутузова и Наполеона с точки зрения исторической и нравственной, общечеловеческой.

  2. Методом сопоставительного анализа выявить отношение Толстого к Кутузову и Наполеону, исходя из взглядов автора на историю.

  3. Научить сопоставлять характеры героев, видеть мотивы их поступков.

  4. Развивать навыки выразительного чтения.

Задачи:

  1. Формирование аналитических умений при сравнительной характеристике исторических личностей, критического мышления, умения дискутировать.

  2. Развитие умения усваивать информацию из разных источников, развитие познавательного интереса через создание презентаций.

  3. Воспитание чувства патриотизма на ярких примерах героизма русской армии, приобщение к архивным материалам, литературным и историческим источникам, свидетельствующим о храбрости русских воинов, готовности защищать свою Родину.

^ Тип урока: интегрированный (урок формирования метапредметных умений и навыков, развития творческих умений).

Оборудование:  компьютер

Обеспечение:

  • роман Л.Н.Толстого «Война и мир»;

  • карта «Отечественная война 1812 года»;

  • выставка исторической и критической литературы по теме.

Наглядные пособия:

  • иллюстрации к роману;

  • портреты М.И.Кутузова, Наполеона;

  • репродукции картин и литографий В. Верещагина, Ф.Рубо и др.

Предварительные задания:

  1. Подготовить проекты, отражающие художественное видение Кутузова и Наполеона для того, чтобы выяснить, какими предстают Кутузов и Наполеон в романе Л.Н. Толстого.

  2. Составить таблицу по роману «Война и мир», в которой необходимо сравнить, как Толстой описывает внешность исторических героев, их речь, поведение накануне и во время Шенграбенского, Аустерлицкого и Бородинского сражений, отношение героев к своим солдатам и к войне, их человеческие качества.

^ Методы урока: информационный (рассказ учителя, защита проектов учащихся, просмотр презентаций), на подготовительном этапе – исследовательский, поисковый, аналитический.

План урока:

    1. Слово учителя (с показом слайдов) – 5 мин.

    2. Выступления учащихся с показом слайдов (3 проекта по 5-6 мин.) – 18 мин. Комментарии учителя – 3 мин.

    3. Работа с раздаточным материалом, таблицей – 15 мин.

    4. Подведение итогов, домашнее задание – 4 мин.

Лучше не жить вовсе, чем не оставить
следов своего существования. 

Наполеон Бонапарт

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя.

Два века отделяют нашу современность от великой победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Уже нет давно тех, кто знает о ней по рассказам участников, очевидцев. Но есть исторические документы, художественные произведения, благодаря которым мы помним о героических событиях и людях, которых породило это время: о Михаиле Илларионовиче Кутузове и Наполеоне Бонапарте (слайд №2-3).

Количество сил, участвовавших в том или ином сражении, со скрупулезной точностью подсчитывают историки. Они анализируют причины и итоги войны.

Однако они не смогут подслушать, о чем разговаривают те, кто перед боем, говоря строками М.Ю.Лермонтова, «кивер чистил весь избитый», кто «штык точил, ворча сердито», (слайд №4-5) они не смогут показать то, о чем думает человек, видя прямо перед собой дымящуюся гранату, которая вот-вот взорвется. Какие мгновения он переживает в эту последнюю минуту жизни? Все это как раз и восполняет художественная литература.

Поэтому сегодня на уроке мы попытаемся сравнить исторические взгляды на Кутузова и Наполеона и то, какими их изображает Л.Н.Толстой в романе «Война и мир». Ведь великий русский писатель не мог обойтись без изложения своих философских взглядов. Он не хотел и не мог их держать при себе; он должен был отдать свои мысли читателю.

Выступление учителя сопровождается презентацией.

Итак, перед нами один из величайших героев мировой истории – ^ Наполеон Бонапарт.

1-й ученик.

Судьба его удивительна, она вовсе не так уж благоволила ему. Настоящая его фамилия итальянская – Буонапарте; так она произносилась на его родине, острове Корсика. Затем стали выговаривать на французский манер – Бонапарт, пока не заменили именем: император Бонапарт.

Бонапарт 8 лет прослужил в армии безвестным подпоручиком, затем поручиком, капитаном. Первую свою победу Наполеон одержал в 1793 году в битве при Тулоне (слайд №6).В этом портовом городе на Средиземном море произошло контрреволюционное восстание, поддержанное английским флотом. Революционная армия осадила Тулон с суши, но взять её не могла, пока не появился никому не известный капитан Бонапарт. Он изложил план взятия города и выполнил его. Победа при Тулоне сделала 24-летнего Бонапарта генералом, и сотни юношей стали мечтать о своём Тулоне – том часе, когда они покажут, на что способны. Едва вознёсшись до генерала, оказался в опале, два года слонялся по Парижу без дела и полуголодный.

Случайно о нём вспомнили в 1795 году, когда произошло восстание реакционных сил против Конвента. Он с полной бестрепетностью расстрелял огромную толпу посреди города. Восстание было подавлено. В 1796 году он возглавил французскую армию, действующую в Италии, разбил её, затем разгромил отборные войска австрийцев во главе с лучшими генералами (слайд №7). В конце 1796 года Бонапарт при взятии Аркольского моста сам бросился на мост со знаменем в руках (слайд №8). За ним ринулись остальные. Мост был взят. Теперь его встречали во Франции несметными толпами. Его боялась вся Европа. Но обожали солдаты собственной армии. Например, когда французскую армию преследовала чума, Наполеон не побоялся навестить своих солдат в чумном госпитале в Яффе, обошёл всех больных и протягивал им руку. В 1804 году он стал императором.

Выступление учащегося сопровождается презентацией.

Слово учителя.

А теперь обратимся к роману Л.Н.Толстого «Война и мир», своеобразие которого состоит в том, что история незаметно для нас, читателей, переходит в роман, а роман в историю.

У писателя исторические лица существуют и действуют вместе с вымышленными героями. На эту особенность произведения обратил внимание участник Бородинского сражения, поэт и писатель Вяземский, который в своей статье «Воспоминания о 1812 годе» писал, что автор романа не был «строгим историческим живописцем».

Однако, характеризуя свою работу над документами, Толстой указывал: «Везде, где в моем романе говорят и действуют исторические лица, я не выдумывал, а пользовался материалами».

Он дает нам взгляд на исторические личности, в корне противоречащий стандартному взгляду историков. Наполеон для Толстого – воплощение индивидуализма, человек, уверенный, что он стоит выше других людей и поэтому всё ему позволено. Писатель развенчивает культ Наполеона, для писателя он агрессор, напавший на Россию, честолюбец, стремящийся к мировому господству.

^ 2-й ученик.

О Наполеоне мы узнаём с первых страниц «Войны и мира». Мы слышим и видим его глазами героев романа. Но только в 3 томе мы увидим его глазами Толстого, который видит его не так, как Пьер Безухов, Андрей Болконский, Анна Павловна Шерер и её гости. У Толстого он, на первый взгляд, такой же: на всех лицах людей его войска было одно общее выражение радости и преданности к человеку в сером сюртуке, стоявшему на горе. Таков Наполеон 12 июня 1812 года при переходе через реку Неман, когда он начал войну с Россией (слайд №9).

Но уже через несколько строк он станет другим, потому что для Толстого он прежде всего – воплощение войны, а война есть «противное человеческому разуму и человеческой природе событие».

В 3 томе писатель уже не станет скрывать своей ненависти к Наполеону, он даст волю сарказму, будет зло издеваться над человеком, возбуждавшим обожание тысяч людей. Толстой ставит себе задачу развенчать Наполеона, разрушить легенду о его необыкновенности.

Толстой описывает Наполеона без малейших искажений: (слайд №10) «круглый живот», «лосины, обтягивающие жирные ляжки коротких ног», «потолстевшая, короткая фигура с широкими толстыми плечами»… Вызывает гнев Толстого при встрече посланца русского царя даже то, что от Наполеона пахло одеколоном, что означает, что император занят только собой и тем впечатлением, которое он производит на окружающих.

Кроме того, ставка Наполеона – на самые низменные инстинкты солдат: приобрести имение в России, награбить богатства, вести разгульную жизнь..»Это была толпа мародёров, из которых каждый вёз или нёс с собой кучу вещей… Цель каждого из этих людей.. состояла в том, чтоб удержать приобретённое».

Выступление учащегося сопровождается презентацией.

- Так каковы различия в описании и действиях Наполеона в исторических документах и в романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир»?

( Ответы учащихся)

Учитель.

Антиподом Наполеона, по мнению Толстого, является Кутузов (слайд №11).

^ 3-й ученик. Кутузов был среднего роста, тучен, медлителен в движениях, здоров до самой старости, несмотря на труды и тяжкие раны. Он принадлежал к самым образованным людям своего века, имел обширные познания, владел языками французским, немецким и польским, любил отдыхать за чтением. Военные познания его и опытность были необыкновенные. Отличительной чертой его были скрытность, хитрость и самостоятельность. Не терпя чужих советов, он никогда не спорил и не противоречил,

Почти всю свою жизнь Михаил Илларионович Кутузов слыл хорошим, но не блестящим русским генералом. Во всяком случае, никому из современников не приходило в голову сравнивать его как полководца с Петром Румянцевым или Александром Суворовым, не говоря уже о французском императоре Наполеоне I, чей военный гений признавали все без исключения его враги.

Тем не менее, когда грянула гроза 1812 года, именно 66-летний генерал-фельдмаршал Кутузов в решающий момент войны с Наполеоном возглавил русские силы (слайд №12) .По одному из свидетельств он так выразился о методах, которыми будет действовать против французов: «Мы Наполеона не победим. Мы его обманем.». Кутузов решился дать Наполеону генеральное сражение, первое и единственное в Отечественной войне 1812 года. Бородинское сражение, одна из крупнейших битв эпохи наполеоновских войн, произошло 26 августа (7сентября). Благодаря стратегии Кутузова огромная наполеоновская армия была практически полностью уничтожена (слайд №13). Особо следует отметить, что победа была достигнута ценой умеренных потерь в русской армии. Он добился того, что лишь остатки огромной «Великой армии» сумели покинуть пределы Российской империи. Тем самым последние 8 месяцев жизни светлейшего князя – этот титул он получил накануне своего назначения на должность главнокомандующего – стали временем его величайшего триумфа.

Главным критерием оценки исторической личности для Толстого – было отношение к народу, понимание его. Кутузов же, с точки зрения автора «Войны и мира», – это подлинно народный герой, который руководствуется в своих действиях прежде всего народным духом. Это простой русский человек и одновременно мудрый исторический деятель.

^ 4-й ученик.

Кутузов проходит через всю книгу, почти не изменяясь внешне: старый человек с седой головой «на огромном толщиной теле», с чисто промытыми складками шрама там, «где измаильская пуля пронизала ему голову». Он «медленно и вяло» идёт перед полками на смотре в Браунау; дремлет на военном совете перед Аустерлицем (слайд №14) и тяжело опускается на колени перед иконой накануне Бородина (слайд №15). Но именно эти детали делают его облик естественным, человечным, близким, потому что во внешности Кутузова автор видит его нравственные качества «простоты, добра и правды».

Он человек, и ничто человеческое ему не чуждо: старый главнокомандующий устаёт, с трудом садится на лошадь, с трудом выходит из коляски; увлечённо читает лёгкий французский роман, горюет о смерти старого друга, подчиняется царю.

Войну 1812 года выиграл народ, руководимый Кутузовым. Он же не перехитрил Наполеона: он оказался мудрее этого гениального полководца, потому что лучше понял характер войны (слайд №16).

В Тарутинском сражении ( слайд №17) Толстой впервые называет Кутузова не старым, а дряхлым, так как месяц пребывания французов в Москве не прошёл даром для полководца. Ему прощаются и бешенство, и ругань, и угрозы расстрелять, потому что знаем: он прав в своём нежелании дать сражение; он не хочет лишних потерь. Его противники думают о наградах, а он заботится об армии, о стране. Сила Кутузова как полководца в его глубокой вере в патриотизм русского народа, в его силу и мужество. Толстой рисует Кутузова человеком простым и скромным, искренним и правдивым, близким и понятным солдатам (слайд №18). В поведении Кутузова нет ничего показного, бьющего на эффект. Речь его проста, понятна каждому солдату. Кутузов обращается к русским солдатам и офицерам, преследующим разгромленного врага: «Пока они были сильны, мы их не жалели, а теперь и пожалеть можно. Тоже люди…». И это гуманное чувство к поверженному врагу, замечает Толстой, «лежало в душе каждого солдата» (слайд №19).

Выступление учащегося сопровождается презентацией.

- А каковы различия в описании и действиях Кутузова в исторических документах и в романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир»?Чем это объясняется?

( Ответы учащихся)

^ Работа с раздаточным материалом, таблицей.

Учитель. А теперь, чтобы быть более объективными, обратимся к историческим документам и рассмотрим точки зрения на эти личности других историков, участников и очевидцев этих событий и их современников. У вас на столах раздаточный материал, в котором представлены высказывания о Кутузове и Наполеоне и задания к ним.

(Чтение вслух цитат и обсуждение их )

^ Анализ документов.

1. Наполеон поставил перед собой задачу, которую, по его мнению, с его армией можно достигнуть подчинение всего мира. Его армия должна была поработить народ любой ценой, его не волновало количество потерянных жизней, как со стороны противника, так и со своей стороны. Поэтому образ Наполеона в истории безжалостный и безумный тиран, готовый идти напролом к своей безумной цели.

2. Имя славного полководца, сподвижника Суворова, победителя турок, произвело всеобщее воскрешение духа в армии, от солдата до генерала. Народ ликовал, видя в Кутузове символ избавления от смертельной опасности, нависшей над Россией.

Военная философия Кутузова заключалась в следующем: «Лучше быть слишком осторожным, нежели оплошным и обманутым».

После мнения очевидцев и историков подведем итог художественному взгляду Толстого на личности Наполеона и Кутузова. Дома вы заполняли таблицу по роману «Война и мир», в которой вы должны были сравнить, как Толстой описывает внешность исторических героев, их речь, поведение накануне и во время Шенграбенского, Аустерлицкого и Бородинского сражений, отношение героев к своим солдатам и к войне, их человеческие качества. Сейчас мы только подытожим эту работу. (Тетради в конце урока сдаются на проверку.)

 

Кутузов

Наполеон

I. Внешность исторических героев и речь.

 

 

II. Поведение накануне и во время: 

Шенграбенского сражения;







Аустерлицкого сражения;







Бородинского сражения.







III. Отношение героев к своим солдатам и к войне.

 

 

IV. Человеческие качества героев.

 

 

^ Выводы по таблице.

1. В портрете Кутузова Толстой отмечает и тучность, и грузность, и старческую слабость, но именно эти детали делают его облик естественным, близким, потому что отражают нравственные качества «простоты, добра и правды».

Внешний вид Наполеона дан в сатирических красках: маленький человечек с притворной улыбкой, жирные плечи и ляжки, круглый живот, бесцветные глаза и т.д.

В поведении Кутузова нет ничего показного. Речь его проста, понятна каждому солдату.

Одна из главных черт Наполеона – актерство, позерство. Он любит эффектные ситуации. Речь его напыщенна, отличается фальшивой риторикой.

2. Кутузов показан Толстым опытным полководцем, который своими распоряжениями укрепляет «дух войска». Он верит в патриотизм русского народа, в его силу перед лицом захватчиков.

Для Наполеона война – это игра, люди – пешки в этой игре. Его армия вдохновляется жаждой грабежа, обогащения, а сам Наполеон – идеей мирового господства.

3. В самые тяжелые дни России Кутузов вместе с народом, с солдатами.

Наполеон же бежит от геройской армии, что Толстой называет «последней степенью подлости».

4. Толстой рисует Кутузова человеком простым и скромным, искренним и правдивым, близким и понятным солдатам.

Наполеон же показан самовлюбленным, высокомерным и тщеславным, глубоко равнодушным к судьбам окружающих.

- Какой композиционный прием использует автор? Почему?

1У. Итоги работы.

Толстой убежден, что « нет величия там, где нет простоты, добра и правды».

По Толстому, Кутузов – великий полководец, потому что он великий человек.

Отрицание же величия Наполеона в романе идет рядом с осуждением войны.

Вернемся к эпиграфу сегодняшнего урока, словам Наполеона: «Лучше не жить вовсе, чем не оставить следов своего существования». И ответим ему словами Толстого: «Слава от завоеваний, завоевания ради славы бесчеловечны».

^ У. Домашнее задание: написать эссе на тему: «Почему Кутузова можно назвать слугой народа, а Наполеона – вождем толпы»?

Литература:

  1. Толстой Л.Н. Война и мир.

  2. Н.Долинина. По страницам «Войны и мира», «Детская литература», Л., 1973.

  3. 1812 г. Бородинская битва: Альбом. /Авт.- сост.: Н.А.Колосов, И.А.Николаева. - М.: Изобраз. искусство, 1982.

  4. Сироткин В.Г. Отечественная война 1812 года: Кн. для учащихся ст. классов сред. шк. - М.: Просвещение, 1988.

  5. Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по литературе. 10 класс. – М.: “ВАКО”, 2006, с. 265 – 269.

  6. Бочаров С.Г. Роман Л.Н.Толстого «Война и мир». - М., 1978.

  7. Зайденшнур Э.Е. «Война и мир» Л.Н.Толстого: Создание великой книги. - М., 1959.

  8. Николаева Е.В. Художественный мир Льва Толстого. 1880-1900-е годы. - М., 2000.

  9. Опульская Л.Д. Роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир». - М., 1987.

  10. И.А.Фогельсон. Литература учит. М., Просвещение,1990.

Информационные источники:

  1. http:// spo.1 september.ru

  2. http://ru.wikipedia.org

Похожие:

План урока: Слово учителя (с показом слайдов) 5 мин iconПлан урока: Организационный момент 2 мин. Повторение 2 мин. Вопросы...
Дегтярёва Людмила Владимировна, учитель изобразительного искусства гкс(К)оу «Шадринская школа-интернат №11 I, V видов»
План урока: Слово учителя (с показом слайдов) 5 мин iconУрока: М. Ю. Лермонтов: судьба и творчество поэта
Лермонтова, «уголок» гостиной – столик, покрытый бархатной скатертью, подсвечник, раскрытый томик стихов, чернильница с пером, портрет...
План урока: Слово учителя (с показом слайдов) 5 мин iconМетодические рекомендации к проведению урока- путешествия по Кавказскому
Показ слайдов в презентации идёт автоматически, представляя демонстрационную версию. При подготовке к уроку следует изменить способ...
План урока: Слово учителя (с показом слайдов) 5 мин iconПлан урока Вступительное слово учителя. Кризис политики «военного коммунизма»
Цель: дать обучающимся знания об одном из самых сложных периодов в истории России
План урока: Слово учителя (с показом слайдов) 5 мин iconУрока: подготовка к уроку
Вступительное слово учителя о задачах урока и важности проблем на нем обсуждаемых
План урока: Слово учителя (с показом слайдов) 5 мин iconУрок посвящаем верному другу человека собаке
Вступительное слово учителя. Учитель читает и комментирует эпиграф урока, объявляет тему, мотивирует задачи урока
План урока: Слово учителя (с показом слайдов) 5 мин iconПлан урока: I. Организационный момент Вступительное слово учителя
Образовательные: актуализация знаний об основных источниках углеводородов; формирование представлений об исчерпаемых ресурсах (природном...
План урока: Слово учителя (с показом слайдов) 5 мин iconПлан-конспект урока Учителя
Учителя: Семенова Евгения Владимировна – учитель информатики, Афанасьева Надежда Афанасьевна – учитель математики
План урока: Слово учителя (с показом слайдов) 5 мин iconВечер развлечений сопровождается показом слайдов
Ответствующие мероприятия. Что же такое толерантность? (Ответы родителей.) У меня в руках цветок, каждый лепесток которого – это...
План урока: Слово учителя (с показом слайдов) 5 мин iconСоставление план-конспекта урока
План-конспект  это отражение творческой мысли учителя, способной активизировать деятельность учащихся на творческое усвоение основ...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница