Программа вступительного собеседования в магистратуру по направлению 050100. 68 «Педагогическое образование»




НазваниеПрограмма вступительного собеседования в магистратуру по направлению 050100. 68 «Педагогическое образование»
страница1/5
Дата публикации21.02.2013
Размер0.63 Mb.
ТипПрограмма
shkolnie.ru > История > Программа
  1   2   3   4   5
МИНИСТЕРСТВО ОБЗРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Армавирская государственная педагогическая академия»
ПРОГРАММА

ВСТУПИТЕЛЬНОГО СОБЕСЕДОВАНИЯ

В МАГИСТРАТУРУ

по направлению

050100.68 «Педагогическое образование»

по программе

«ИСТОРИКО-РЕГИОНОВЕДЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
Степень (квалификация) - магистр

Армавир

2013


^ ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО СОБЕСЕДОВАНИЯ В МАГИСТРАТУРУ

по направлению 050100.68 «Педагогическое образование»

по программе

«Историко-регионоведческое образование»

название магистерской программы



  1. ^ Пояснительная записка

Программа вступительного собеседования составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100.68 «Педагогическое образование», предъявляемыми к уровню подготовки, необходимой для освоения специализированной подготовки магистра, а также с требованиями, предъявляемыми к профессиональной подготовленности выпускника по соответствующему направлению подготовки бакалавра.

Данная программа предназначена для подготовки к вступительному собеседованию в магистратуру по программе ««Историко-регионоведческое образование» .

^ Цели вступительного собеседования: выявить уровень овладения общенаучными, инструментальными, общекультурными и профессиональными компетенциями соискателя и определить степень готовности абитуриента к продолжению обучения по предложенной магистерской программе, исходя из следующих задач.

^ Задачи собеседования.

- установить уровень развития системы теоретических и фактических знаний, необходимых для понимания историко-социальной реальности в различных ее проявлениях;

- определить степень владения базовым понятийным, методологическим и методическим аппаратом исторической науки как предпосылки для восприятия комплекса дисциплин магистратуры;

-диагностировать уровень развития исторического мышления и навыков анализа историко-социальных явлений и процессов, значимых как для социальной организации личности в целом, так и в профессиональной, научно-исследовательской подготовке магистра;

-определить степень готовности применять информационно-коммуникационные и образовательные компетенции в процессе обучения по магистерской программе.

^ Форма и порядок проведения собеседования (устная, письменная, тестирование и др.)

Формой вступительного собеседования для поступающих в магистратуру «Историко-регионоведческое образование» является устное собеседование по подготовленным руководителем ООП проблемным вопросам (всего 38), включающим основные аспекты историко-регионоведческой проблематики, как освещавшиеся во время обучения претендентов по программе бакалавриата, так и по программе специалитета, а также с учетом специфики дисциплин, предлагаемых для изучения по программе магистратуры. Проблематика включает в себя узловые вопросы всеобщей истории, а также истории северокавказского региона и Кубани в общем контексте истории России. В ходе ответа абитуриент должен продемонстрировать умение проблемно излагать материал, знание источников, базовой научной литературы и т.д., то есть вышеизложенные компетенции.


II. Содержание программы.
Раздел 1. История древнего мира и средних веков.

^ 1.Современные подходы к пониманию, критерии и принципы периодизации всемирно-исторического процесса.
Предмет всемирной истории и проблема ее периодизации. Многообразие подходов к моделированию исторического процесса. Теория однолинейной эволюции, различные теории циклизма. Всемирная история и дихотомия «Восток-Запад», проблема европо­центризма и существования «периферийных зон» всемирно-исторического процесса. Критерии выделения исторических эпох: древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени. Аргу­менты сторонников формационного, цивилизационного, культуро­логического и антропологического подходов к изучению истории. Разработка кафедрой всеобщей и региональной истории АГПА ори­гинальной периодизации всемирной истории, основанной на инте­грационном принципе. Ее связь с глобалистикой, глокальностью, локальной историей. Необходимость изучения интеграционных и дезинтеграционных процессов во всемирной истории на материалах конкретных регионов. Понятия «регионалистика», «регионология», «регионоведение», «региональная история», «регионализм», «новая локальная история» и т.п., их роль и место в исторической науке. Проблема «Запад-Восток» в региональном измерении. Изучение темы «Население берегов Кубани во всемирном историко-культурном контексте» на кафедре ВиРИ АГПА. Сравнительное изучение региональных историй Западной Европы и Северного Кавказа как один из путей познания особенностей исторического развития народов во всемирном масштабе.

Место дисциплин цикла «всеобщей истории» в системе современного образования.

^ 2. Начальный этап развития человеческого общества: эволюция хозяйства и социальных структур в эпоху первобытности.

Типы периодизаций истории первобытного общества - архео­логическая, антропологическая, историческая. Эпоха первобытной локальности в периодизации кафедры ВиРИ. Проблема происхож­дения человека и определения движущих сил антропогенеза. Осо­бенности хозяйства и социальной организации в эпоху первобытно­го человеческого стада и раннепервобытной общины. Возникнове­ние и эволюция производящего хозяйства. Прогрессивное развитие производительных сил на стадии позднепервобытной общины. Из­менения в социальной структуре в связи с победой частной собст­венности. Распад первобытного общества и зарождение элементов государственности. Институт вождизма и вызревание раннеклассо­вых структур. Соседская община как завершающий этап социально­го развития первобытного общества.

^ 3. Основные черты политической, экономической и социальной организации древневосточных государств.

Место древневосточных государств во всемирной истории. От «очаговых» цивилизаций к древним «мировым державам» (империям). «Древний Восток» как историко-культурное, социополитическое, цивилизационное понятие. Географическое положение и природно-климатические условия региона. Хронологические рамки, источники по истории Древнего Востока. Периодизация и хронология исто­рии государств Древнего Востока, проблемы датировки, методы и приемы современной хронологии. Этнический и языковой состав населения. Восточная деспотия как система управления. Значение и роль государственно-бюрократического аппарата. Древневосточное общество: экономическая, социальная, политическая характеристи­ка, его отличия от античного общества. Проблема основных произ­водителей в экономиках древневосточных государств. Религиозно-идеологическое обоснование социальной структуры и системы управления в древневосточных государствах. Причины кризиса и падения древних «мировых империй» Востока.
^ 4. Генезис государственно-политических структур в эпоху античности.

Основные черты полисного типа государственности: полис­ное гражданство, автаркия, полисная система ценностей. Полис как разновидность «очаговой» цивилизации. Различие государственного устройства Афин и Спарты. Кризис полисного строя. Понятие «эллинизм», роль греко-восточного синтеза в формировании эллинистического государства. Проблема масшта­бов и глубины синтеза. Ключевые этапы развития эллинистических государств.

Основание Рима – последней «мировой державы» древности на Западе. Значение царского периода в формировании государственной организации. Падение царской власти и установ­ление республиканского строя. Государственный строй Республики. Падение римской республики, предпосылки создания империи и историческая необходимость монархической системы. Принципат и доминат как этапы политического развития Империи: культ импе­ратора, централизация и бюрократизация государственного управ­ления, политика в провинциях.

^ 5. Основные этапы генезиса феодального государства в средневековой Западной Европе.

Великое переселение народов - отправная точка в истории средневековья в центральной части Старого Света. Мировые империи средневековья и их роль в интеграционных процессах Запада и Востока. Возникновение государственности у германских племен. Возникновение империи Каролингов. Наступление феодальной раздробленности - неизбеж­ное следствие социально-экономического и политического развития европейских стран.

Начало процесса государственной централизации в странах Западной Европы. Его экономические причины и социальная база. Сословное представительство в европейских странах. Его структу­ра, значение и вес в политической жизни стран Западной Европы.

^ 6. Особенности развития аграрных отношений в средние века.

Поземельные отношения у древних германцев и проблема ча­стной собственности. Эволюция форм общины у германцев. Фор­мирование вотчинной системы. Самообеспечивающее, "натураль­ное" хозяйство. Складывание системы внеэкономического принуж­дения. Феодальная иерархия. Система вассалитета.

Категории крестьянства и формы его зависимости. Эволюция форм феодальной ренты. Освобождение крестьян от личной зави­симости. Усиление феодальной эксплуатации, ее причины. Великие крестьянские восстания и войны XIV в.

^ 7. Международные отношения эпохи средневековья.

Крестовые походы на Восток в XI-XIII вв. Их социально-экономические, политические и демографические причины. Католи­ческая церковь и крестовые походы. Первые крестовые походы, их итоги. IV Крестовый поход и падение Византии. Последние кресто­вые походы. Крестовые походы в периодизации кафедры ВиРИ АГПА. Роль крестовых походов в открытии европейцами мира Другого.

Столетняя война между Англией и Францией. Ее причины, ход, результаты. Геополитические и международные аспекты Сто­летней войны.

^ 8. Мир средневекового человека.

Представления средневекового человека об окружающем пространстве, природной среде. Средневековые болезни. Феодаль­ное право Западной Европы и его основные черты. Понятия о миро­здании. Эволюция представлений средневекового человека о Боге и отношения к нему.

Средневековые материальное производство, быт, культура. Общее состояние материального производства. Основные техниче­ские изобретения и средства. Характеристика "молящихся", "воюющих", "работающих" с точки зрения их социокультурных и бытовых различий.

^ 9. Основные черты восточных обществ эпохи средневековья.

Место средневековья в истории Востока. Основные черты общественных и экономических отношений на Востоке в эпоху средневековья. Цикличность развития восточных обществ. Созда­ние "мировых империй" средневековья (Арабского халифата, Тюрк­ских каганатов, Золотой орды и др.).

Значение государства в истории Востока. Соотношение вла­сти и собственности, государственных, общинных и частных форм последней. Государство и земельная собственность. Положение крупных собственников в государствах Востока. Характер распре­деления. Возможности развития капитализма на Востоке. Государ­ство и социальные структуры Востока. Роль общины. Личность и социум. "Вертикальная мобильность" на Востоке.
Раздел 2. История Нового времени, новейшая история.

^ 10. История Нового времени: содержание и хронология.

Понятие "Новой истории". Ее место во всемирной истории. Новая история: предмет, содержание понятия и хронология в вос­приятии современников. Становление теорий естественного права" и "общественного договора". Современные оценки формационной теории в отечественной и зарубежной историографии. "Новая ис­тория" как эпоха капитализма. Характеристика техногенных оценок эпохи; многовариантность перехода от феодализма к капитализму в странах Запада и Востока. Дискуссия по проблеме начала Нового времени. Концепция выделения периода "раннего нового времени".

^ 11. Специфика экономического и политического развития государств Европы в XVII-XVIII вв.

Политическое развитие стран Европы в раннее Новое время. Особенности монархического устройства. Изменения в законода­тельстве, новый правовой статус государств. Функции общих ин­ститутов и учреждений. Политика просвещенного абсолютизма. Динамика развития мануфактурного производства, складывание рынка вольнонаемного труда, появление "нового" дворянства и ломка средневекового уклада в деревне. Появление новых социаль­ных слоев в городе и деревне, Факторы, тормозящие развитие бур­жуазных отношений в промышленности и сельском хозяйстве. Анг­лийский абсолютизм при первых Стюартах. Причины и предпосыл­ки назревания революционной ситуации в стране к 1640 г. Ход английской буржуазной революции. Французская монархия накануне революции. Основные этапы французской буржуазной революции.
^ 12. Международные отношения в Европе периода Нового времени (XVII-XIX вв.).

Особенности взаимоотношений европейских государств в XVII-XVIII вв. Становление дипломатических правовых норм. «Система политического равновесия» и ее значимость в европей­ской политике. Факторы, определяющие международную обстанов­ку в Европе. Краткая характеристика войн раннего Нового времени. Страны Европы в войнах с наполеоновской Францией. Образование "Священного союза" и его деятельность. Обострение Восточного вопроса в XIX в. и позиция держав. Политическая обстановка в Ев­ропе во второй половине XIX в.

^ 13. Социально-экономическое и политическое развитие Европейских государств в XIX в.

Социально-экономическое развитие европейских государств в послевоенные годы. Промышленный переворот и его экономиче­ская значимость и социальные последствия. Институт монархии в новых условиях. Особенности политического процесса. Краткая характеристика революционных событий 1848-1849 гг. Причины и особенности складывания национальных государств: Германская империя, Австро-Венгерская империя, Итальянское королевство.

^ 14. Латинская Америка в Новое время.

Складывание испанских и португальских колониальных владе­ний в Южной Америке. Система эксплуатации колоний: торговые монополии, запреты и ограничения на торговлю и производство, на­логовый гнет. Природно-климатические и демографические особен­ности колонизуемых территорий. Социально-экономический строй колоний, система взаимоотношений с коренным населением. Вклад европейцев в экономическое и культурное развитие колоний. Этапы освободительной борьбы в Иберийских колониях первой четверти XIX в. Образование независимых южноамериканских государств. Общее и особенное в экономическом и политическом развитии.

^ 15. Основные тенденции экономического и политического развития стран Запада в 1900-1930-е гг.

Характеристика западной индустриальной цивилизации. Мо­нополистический капитализм и его экспансия в страны Азии, Аф­рики и Латинской Америки. Новые тенденции в развитии капита­лизма: формирование государственно-монополистического капита­лизма. Трансформация капитализма на путях реформизма: политика «ллойдджорджизма» в Великобритании, радикальных кабинетов во Франции. Модернизация в Германии и ее особенности.

Причины и итоги Первой мировой войны, ее влияние на разви­тие стран Запада. Противоречия Версальско-Вашингтонской системы.

Консервативная стабилизация 20-х гг., ее специфика в раз­личных странах Запада. Причины и особенности проявления миро­вого экономического кризиса 1929-1933 гг. «Великая депрессия» в США и «Новый курс» Рузвельта как попытка выхода из кризиса.

Итальянский и германский фашизм как тоталитарно-авторитарная альтернатива капитализму: общие черты и особенно­сти развития. Обострение международных отношений к концу 30-х гг. Образование агрессивных блоков, формирование очагов воен­ной опасности в Европе.

^ 16. Основные тенденции социально-экономического и полити­ческого развития стран Европы и Америки в 40-70-е гг. XX в.

Особенности послевоенного восстановления и стабилизации в ведущих странах Запада. План Маршалла и его роль в послевоен­ном восстановлении в Европе. Немецкое «экономическое чудо». Формирование основных моделей государственного регулирования экономики. Политика этатизма в ведущих странах Европы. Пре­вращение США в «сверхдержаву».

Социально-экономические последствия НТР. Возникновение
новых наукоемких, трудо и энерго-сберегающих отраслей. Револю­
ции в области транспорта, энергоснабжения, механизации произ­
водства. Экономический рост стран Запада и США в 50-60-е гг.
Формирование «общества потребления»: социально-

психологические и экономические характеристики. «Государство всеобщего благоденствия» и его строительство в США. Реформизм Д.Кеннеди, Л.Джонсона.

Кризис «государства всеобщего благоденствия». Протестные движения 60-70-х гг.: движение за гражданские права, новые «ле­вые», феминизм, экологическое «зеленое» движение. Контркульту­ра и ее особенности.

^ 17. Основные тенденции социально-экономического и полити­ческого развития стран Европы и Америки в 1970-2000-е гг.

Структурный экономический кризис 1970-начала 1980-х гг. -как причина перехода от модели «затратной экономики» к постин­дустриальному типу экономики. Новый этап НТР. Рост компьюте­ризации и информатизации, развитие наукоемких, развитие энерго-и ресурсосберегающих отраслей. «Рейганомика» и «тетчеризм» как примеры перехода к неоконсерватизму в социально-экономической политике ведущих стран Запада.

Изменение экономической стратегии в 1990-е гг. Активизация государственной политики в области инвестиций, переподготовки кадров, стратегического планирования, укрепления экологической безопасности производства, социальной сфере.

Особенности социально-экономического и политического развития стран Латинской Америки во второй половине XX в. Два пути развития: «строительство социализма»: Куба, Чили, Никарагуа или интеграция в мировую экономику (Мексика, Бразилия, Боливия и др.). Проблемы «догоняющего развития» и итоги либеральных реформ 90-х гг. Поиск альтернативных путей модернизации: лево­центристские проекты и «боливарианский социализм» Уго Чавеса.

Достижения и проблемы региональной интеграции в Европе и Северной Америке. Глобализация и ее последствия. Глобальные проблемы человечества в XXI веке.

^ 18. Восточноевропейская модель социализма: становление, эволюция и гибель.

Факторы «советизации Восточной Европы» после второй ми­ровой войны. Переход от демократической к тоталитарной модели развития во второй пол. 1940-х гг. «Строительство социализма». Образование СЭВ и ОВД. Политические кризисы 1950-х гг. Собы­тий в ГДР, Венгрии, Польше. Советско-югославский конфликт.

Попытки реформирования социалистической системы в 1960-е гг.: общие черты, особенности, причины неудач. Перестройка в ССР и ее воздействие на социально-экономическое и политическое положение государств Восточной Европы. «Бархатные революции» конца 1980-х - начала 1990-х гг. в странах социализма. От «обнов­ления социализма» к «строительству капитализма».

Посттоталитарная Восточная Европа: экономические, соци­альные и политические проблемы. Либерализация экономических отношений, демократизация общества. Интеграция восточноевро­пейских стран в мировую экономику. Национальный вопрос в пост­социалистической Восточной Европе. Война в Югославии. Восточ­ноевропейские страны в ЕС и НАТО: ожидания и реальность. Осо­бенности взаимоотношения бывших стран социалистического лаге­ря и России.

^ 19. Эволюция колониализма и особенности модернизации в странах Востока в первой половине XX века.

Особенности социально-экономического и политического развития восточных цивилизаций в первой половине XX века: мед­ленные темпы развития национальной промышленности, зависи­мость от иностранного капитала, традиционализм, корпоративизм. Включение Востока в мировую экономическую систему. Подъем национально-освободительного движения как итог экономического и политического подчинения Востока Западом (на примере Индии).

Модернизационные преобразования в Иране и Турции. При­чины, характер и итоги революционных событий в Иране (1905-1911 гг.) и Турции (1908 г.). Кемалистская модель модернизации Турции в межвоенный период (этатизм, лаицизм, национализм). Особенности социально-экономических преобразований Реза-шаха: усиление режима личной власти монарха, модернизация инфра­структуры, начало индустриализации, секуляризация.

Синьхайская революция 1911-1913 гг. как этап на пути преодо­ления социально-экономической отсталости Китая. Революционная программа Сунь Ятсена и ее реализация. Проблема ликвидации по­литической раздробленности: борьба Гоминьдана против правитель­ства северных провинций. Становление политического режима Го­миньдана как итог революционных событий 1925-1927 гг.

Особенности регионального развития стран Латинской Амери­ки: полиэтничность, нестабильность общества, своеобразная полити­ческая культура, проблемы становления гражданского общества.

^ 20. Государства Востока во второй половине XX века: основные черты постколониального развития.

Распад колониальной системы в ходе и после второй мировой войны. Пути трансформации восточных обществ. Религиозно-цивилизациопный фундамент как фактор выбора. Социализм и на­ционализм на Востоке.

Арабские страны Азии и советско-американское противостоя­ние: влияние на развитие региона. Арабо-израильский конфликт. Ис­лам как фактор политического развития: выделение реформистского и экстремистского крыла. Нефтедобыча как фактор социально-экономического развития. Особенности взаимоотношений арабских государств со странами Запада в условиях глобализации.

«Японское экономическое чудо» и строительство информа­ционного общества. Опыт успешной вестернизации при сохранении цивилизационных особенностей. Модернизация в странах, идущих по японскому пути развития: (Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур).

Страны буддистско-конфуцианской ориентации (Китай, Вьетнам, Северная Корея): развитие по социалистической модели в рамках однопартийной модели с преобладанием государственного сектора в экономике. Китай: от «большого скачка» и «культурной революции Мао Цзе-Дуна к рыночным реформам.

Индийская модель развития: между «индивидуализмом» Запа­да и «коллективизмом» Востока. Опыт формирования гражданского общества и трансформации европейского парламентаризма на ин­дийской почве. Сопротивление европеизации и сохранение тради­ционализма. Патернализм. Проблемы экономического роста, регио­нальных диспропорций в развитии, этнонационального сепаратизма.


  1   2   3   4   5

Похожие:

Программа вступительного собеседования в магистратуру по направлению 050100. 68 «Педагогическое образование» iconПрограмма вступительного собеседования в магистратуру по направлению...
Программа предназначена для подготовки к вступительному собеседованию в магистратуру по направлению «050100 Педагогическое образование»...
Программа вступительного собеседования в магистратуру по направлению 050100. 68 «Педагогическое образование» iconПрограмма вступительного собеседования в магистратуру по направлению...
Программа предназначена для подготовки к вступительному испытанию в магистратуру факультета технологии, экономики и дизайна (направление...
Программа вступительного собеседования в магистратуру по направлению 050100. 68 «Педагогическое образование» iconПрограмма вступительного собеседования в магистратуру по направлению...
Программа предназначена для подготовки к вступительному испытанию в магистратуру факультета технологии, экономики и дизайна (направление...
Программа вступительного собеседования в магистратуру по направлению 050100. 68 «Педагогическое образование» iconПрограмма вступительного собеседования в магистратуру по направлению...
Программа предназначена для подготовки к вступительному собеседованию в магистратуру по программе «математическое образование»
Программа вступительного собеседования в магистратуру по направлению 050100. 68 «Педагогическое образование» iconПрограмма вступительного экзамена в магистратуру по направлению 050100....
Программа предназначена для подготовки к вступительному экзамену в магистратуру по направлению 050100. 68 «Педагогическое образование»...
Программа вступительного собеседования в магистратуру по направлению 050100. 68 «Педагогическое образование» iconПрограмма вступительного собеседования в магистратуру 050100. 68 «Педагогическое образование»
Программа предназначена для подготовки к вступительному собеседованию в магистратуру по программе 050100. 68 «Педагогическое образование»...
Программа вступительного собеседования в магистратуру по направлению 050100. 68 «Педагогическое образование» iconПрограмма вступительного собеседования в магистратуру по направлению...
Программа предназначена для подготовки к вступительному собеседованию в магистратуру по программе «Актуальные вопросы теории русского...
Программа вступительного собеседования в магистратуру по направлению 050100. 68 «Педагогическое образование» iconПрограмма вступительного экзамена в магистратуру по направлению 050100....
Программа предназначена для подготовки к вступительному экзамену в магистратуру психолого-педагогического факультета (направление...
Программа вступительного собеседования в магистратуру по направлению 050100. 68 «Педагогическое образование» iconПрограмма вступительного собеседования в магистратуру по направлению...
Программа предназначена для подготовки к вступительному собеседованию в магистратуру по программе «Подготовка преподавателя физики...
Программа вступительного собеседования в магистратуру по направлению 050100. 68 «Педагогическое образование» iconПрограмма вступительного собеседования в магистратуру по направлению...
«Педагогическое образование», предъявляемыми к уровню подготовки, необходимой для освоения специализированной подготовки магистра,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница