Рабочая программа по курсу: «История и культура Ленинградской земли»




Скачать 452.07 Kb.
НазваниеРабочая программа по курсу: «История и культура Ленинградской земли»
страница1/3
Дата публикации26.02.2013
Размер452.07 Kb.
ТипРабочая программа
shkolnie.ru > История > Рабочая программа
  1   2   3
Муниципальное образовательное учреждение

Ропшинская средняя общеобразовательная школа


«Рассмотрено»

на заседании ШМО учителей

_________________________

_________________________

Протокол №___

от « »___________2012 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

Федулова Н.В._____________
« »______________2012 г.

«Утверждено»

Приказ №________

От «___»_______________2011 г.

Директор

Разносчикова С.В._________




^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу:

«История и культура Ленинградской земли»

(9 класс)

Учитель: Синицкая Анна Павловна

Составлено на основе программы регионального компонента «Природа, история и культура Ленинградской Земли », ЛОИРО, Санкт – Петербург, 2006 г.


Ломоносовский муниципальный район

2012 год

Пояснительная записка

Курс «История и культура Ленинградской земли» для учащихся VIII, IX классов является важной составной частью интегрированного предмета «Природа, история и культура Ленинградской земли».. Он решает ряд принципиально важных задач по реализации федерально­го и регионального компонентов исторического образования.

Курс соответствует целям исторического образования в целом и направлен на формирование у школьников патриотизма, уважения к истории и традициям нэшей Родины, на овладение методами истори­ческого познания, навыками работы с различными источниками исто­рической информации, применения знаний и представлений для жиз­ни в современном многообразном обществе.

Кроме сформулированных выше, курс преследует цель, сформу­лированную в региональной целевой программе развития образования Ленинградской области: воспитание гражданственности и любви к Родине, труду, развитие образования с учетом специфики социально- экономического и культурного развития региона, выступающего в ка­честве одного из факторов его экономического и социального разви­тия.

Настоящий региональный курс призван дать учащимся знания по истории и культуре Ленинградской области и на их основе сформиро­вать у школьников:

  • чувство любви и признательности к малой Родине;

  • умение использовать приобретенные знания в повседневной жизни;

  • компетенции, необходимые для социального и профессиональ­ного самоопределения.

Программа ориентирована также на формирование у школьниковуважения к символике России и Ленинградской области как составной части воспитания гражданина. Для более глубокого изучения симво­лики учащимся может быть предложен элективный курс «Государствен­ная символика России и Ленинградской области. История и современ­ность».

Программа рассчитана на организацию самостоятельной работы учащихся с использованием знаний, приобретенных по другим пред­метам, а также имеющегося опыта повседневной жизни и практичес­кой деятельности. Желательно проявление у школьников интереса к участию в археологических экспедициях по Ленинградской земле.

Учителем могут быть использованы следующие формы организа­ции познавательной деятельности: обзорные лекции по основным воп­росам (как вводные, так и обобщающие); семинарские занятия по важ­нейшим проблемам истории Ленинградской области; уроки-практику­мы; уроки обсуждения докладов, сообщений; уроки работы с историческими источниками (в том числе организованной по группам учащихся); уроки-дискуссии; «круглые столы»; уроки-обсуждения пор­третных характеристик исторических деятелей; лабораторно-практические

занятия на базе археологических материалов, уроки контроля и проверки знаний и др.

На изучение курса выделено 68 часов (VIII класс - 34 ч, IX класс - 34 ч). Часы, указанные в разделах, являются примерными, учитель са­мостоятельно определяет количество часов по разделам и темам.
^ Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения курса «История и кулыура Ленинградской земли» учащийся должен:

знать и понимать:

  • основные этапы и ключевые события истории родного края с древнейших времен до наших дней;

  • взаимосвязь всемирной, отечественной и локальной истории;

  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сфор­мировавшиеся у народа, населяющего территорию Ленинград­ской области;

  • историческую обусловленность современных общественных процессов;

  • виды исторических источников для изучения прошлого и на­стоящего своей малой Родины;

уметь:

  • соотносить даты событий отечественной и региональной исто­рии;

  • определять на основе учебного материала причины и следствия исторических событий;

  • объяснять свое отношение к событиям и личностям, оставив­шим заметный след в истории края;

  • рассказать об исторических событиях и их участниках, пока­зывая знания фактов, дат, терминов;

  • проводить поиск исторической информации в источниках раз­ного типа;

  • использовать приобретенные знания при написании творчес­ких работ (рефератов, сочинений, олимпиадных работ);

  • показывать на исторической карте границы территорий и их изменения, города и районы, места исторических событий;

  • искать историческую информацию и критически ее анализи­ровать;

  • участвовь л> в дискуссиях по историческим проблемам, форму­лировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам;

использовать приобретенные знании и умения в практичес­кой деятельности и повседневной жизни:

  • для понимания причин и значения событий и явлений совре­менной жизни региона;

  • для определения собственной позиции по отношению к исто­рическому прошлому и явлениям современной жиз^и;

  • для осознания себя как представителя исторически сложивше­гося гражданского, этнокультурного, конфессионального сооб­щества, гражданина и патриота;

  • для использования знаний об истории и культуре региона в общении с людьми другой культуры, национальности и рели­гиозной принадлежности.



Содержание

Введение (1ч)

Ленинградская земля в составе Российской Федерации. Санкт- Петербург- политический и культурный центр Ленинградской области.

Долговременные факторы истории Ленинградской земли: ланд­шафт, особенности геологического строения, климат, почвы, раститель­ный и животный мир.

История заселения территории и формирования этнического со­става населения. Этнический состав населения Ленинградской земли.

Раздел I. Наша земля с древнейших времен до XIXвека (18ч)

Тема I. Территория области в древнейшие времена

Основные геолого-географические сведения о регионе. Археоло­гические, лингвистические и письменные свидетельства о населении края. Заселение региона 5-4 тыс. лет до н. э.

Археологические памятники. Первобытные поселения, этносоци­альный состав, родоплеменные отношения, основные занятия, язычес­кие верования. Протосаамы. Расселение «уральских племен» - волжс­ко-финского населения. Прибалтийско-финские племена. Время, пути и характер расселения славян. Взаимоотношения зтносоциумов, их ассимиляция. Социально-экономическое развитие и древние торговые пути («из варяг в греки» и «из варяг в арабы» и др.). Становление про­тогосударства.

Тема 2. Древняя Ладога

Население края в V1-VUJ вв. Полиэтничность. «Верхняя Русь», «Русская земля». Древняя Ладога - племенной, политический, торге во-ремесленный и сакральный центр. Этносоциальная структура Ла­дожского общества, особенности экономического и политического раз­вития. Распад первобытнообщинных отношений. Освоение и защита территорий Северо-Запада Руси. Роль Ладоги в цивилизации Древней Руси.

Тема 3. Северо-Западная Русь в Х-ХН веках. Ладога и Новгород в свете традиционных и современных концеп­ций возникновения Древнерусского государства (Киевская Русь). Ла­дога - первая каменная крепость на Руси. Возвышение Новгорода. Сла­вянский, финно-угорский (водь, ижора, карела и др.) и балтско-финс- кий (чудь) этносоциумы, их взаимоотношения и занятия. Призвание варягов. Рюрик, Олег и территория региона. Современные представле­ния о «норманнской теории». Киевская Русь и население края. Начало христианизации Северо-Западной Руси. Особенности культурного раз­вития населения региона как фактора формирования древнерусской народности. Становление Новгородской республики - Господина Ве­ликого Новгорода.

Тема 4. Северо-Западная Русь в составе Новгородской республики XII-XV веков

Новгородская республика'особенности социально-полити-ческо- го и экономического устройства. Земли Северо-Запада в системе адми­нистративно-территориального деления Новгородской республики, их стратегическое значение. Монгольское нашествие и Новгород. Борьба Новгородской республики за Балтийское побережье и приневские зем­ли против шведской и немецко-датской агрессии. Крестовые походы, идеология, цели и задачи. Шведские походы начала ХН-ХШ веков - хроника военных событий. Александр Невский и Невская битва в све­те современной историографии. Военные столкновения и походы вто­рой половины XII- середины XIV вв. - ход, результаты и значение.

Основание Выборга и Ландскроны. Крепость Ореховец (Орешек) и ее значение в борьбе с агрессией. Ореховецкий договор и его историчес­кое значение. Строительство крепостей Копорье, Корела, Орешек, Ям, административных центров Водской, Карельскрй и Ижорсдой земли. Включение Новгородских земель в состав Московского государства. Социально-экономическое развитие: население, города, ремесленное и торговые центры, система и структура земледелия в Новгородской республике и ее особенности, сельское хозяйство и промыслы. Хрис­тианизация края: этапы, пути и методы. Культура, быт и нравы населе­ния региона.

Тема 5. Северо-западные земли в составе Российского государства

Северо-западные земли в системе стратегических интересов Рос­сии. Внешняя политика России XV века. Укрепление северо-западных рубежей (крепости, монастыри). Экономические связи и военные кон­фликты России и Швеции второй половины XV - начала XVI вв. Пи­ратство. Ливонская и русс ко-шведе кие войны второй половины XVI века: задачи, ход, результаты и значение, Ям-Запольский, Плюсский, Тявзинский договоры. Новгородская земля и край во внутренней поли­тике Ивана III и Ивана Грозного., Опричнина на территории Северо- Запада. Политическое и социально-экономическое развитие - писцо­вые книги как исторический источник. Административно-территори­альное деление региона. Состав населения. Новые экономические и культурные центры (Тихвин и др.), их роль. Развитие сельского хозяй­ства, ремесел, промыслор и торговли. Заселение территории современ­ного Санкт-Петербурга - этнический состав. Основные черты культур­ного развития. Архимандрит Макарий и язычество.

Тема 6. Северо-Запад России в XVII веке

Борьба со шведской интервенцией. Северо-западные земли пери­ода Смутного времени. Русско-шведский союз 1609 г. Борьба со швед­ской интервенцией в 1609-1617 гг. Оборона Корелы, Орешка, захват Новгорода и новгородских земель. Договор Новгорода и Швеции. Тих-- винское восстаьле и партизанская война. Столбовский м'ир 1617 г. - переговоры, условия, результат. Ижорская земля - Ингерманландия. Швеция о значении приобретенных земель. Строительство Ниеншаи- ца. Военно-политические мероприятия России в борьбе за возвраще­ние прибалтийских и приневских земель. Внешняя политика России середины XVII века и русско-шведская война 1656-1658 гг. Кардис- ский мир. Приневские земли в вопросах российской дипломатии вто­рой половины XVII века. Политическое и социально-экономическое развитие Ингерманландии; административно-территориальное устрой­ство оккупированных земель, бегство коренного населения, заселение территории. Города Нарва, Выборг, Ниеншанц. Вопросы вероиспове­дания. Северо-Запад в записках Олеария. Социально-экономическое и политическое развитие Шелонской и Обонежской пятин. Этносоциаль­ный состав населения. Административные, торговые и ремесленные центры. Особенности экономического и культурного развития

Тема 7. Северная война 1700-1721 гг. Санкт-Петербургская губерния в XVIII веке

Причины Северной войны. Хроника военных действий - пораже­ние под Нарвой, взятие Нотебурга (Шлиссельбурга) и Ниеншанца. Ос­нование Санкт-Петербурга. Кроншлот и его роль. Освобождение Ижор- ской земли - крепости Ям, Копорье, Нарва, Ивангород Выборг и Кекс- гольм. Ништадский мир. Русско-шведские войны и конфликты XVIII века. Образование Санкт-Петербургской губернии (Ингер- манландской, Петербургской) и ее административно-территориальное устройство на протяжении XVIII века. Роль и значение столицы Рос­сийской империи в развитии губернии.

Этносоциальный и культурно-религиозный облик населения. Ста­новление промышленности губернии. Развитие сельского хозяйства и промыслов. Межевание и раздача земель. Переселенческая политика. Условия быта и жизни населения. Транспортная система и ее роль в становлении экономики региона. Экономические центры. Особеннос­ти развития крестьянского и помещичьего хозяйства. Крестьянские волнения. Население региона и его участие в политических событиях

века. Императорские и великокняжеские резиденции в пригородах Санкт-Петербурга. Культурная и религиозная жизнь населения. Развитие культуры и искусства на территории губернии. Деятели на­уки, культуры и искусства.

Раздел II. Петербургском губерния в XIX веке (14ч)

Введение '

Общая характеристика губернии в XIX веке. Административно- территориальное деление. Границы, уезды губернии. Полезные иско­паемые. Население. Окончательное становление этнического обновле­ния региона. Конфессии и вероисповедания. Сословный состав насе­ления. Пути сообщения и дороги. Система управления.

Тема 1. Губерния в первой половине XIX века

Сельское хозяйство, промыслы. Особенности помещичьего хозяй­ства в губернии. Кризис крестьянского хозяйства. Распространение оброчной системы. Волнения среди крестьян. Быт И ремесла.

Характеристика промышленного производства губернии. Конку­ренция между крепостным и вольнонаемным трудом.

Начало царствования Александра I. Указ 1803 г. о вольных хлебо­пашцах и его осуществление в губернии внешняя политика и ее отра­жение в жизни губернии. Российско-шведская война 1.808-1809 гг. и ее значение для стратегического положения столичной губернии. Петер­бургское ополчение в Отечественной войне 1812 г. Жизнь губернии после войны. Крестьянские волнения, усиление движения фабричных рабочих. Движение декабристов. Декабристы в политических тюрь­мах Шлиссельбурга, Кексгольма, Выборга.

Тема 2. Губерния в предреформенное время (вторая четверть XIX века)

Ухудшение положения крестьянства в губернии. Крестьянские жалобы на притеснения, чинимые помещиками. Манифест Николая I (апрель 1826 г.) по поводу возникновения в губерниях неповиновения крестьян. Эпидемии холеры 1831 г.и крестьянские бунты деятельность кружка М. В. Буташевича-Петрашевского. Попытка создания первичной ячейки будущего социалистического общества в его име­нии (Волховский район).

Крымская война 1853-1856 гг. и введение военного положения в губернии. Военные действия на Балтике.

Петербургское народное ополчение 1855 г. и его участие в защите побережья Финского залива. Петербургское морское ополчение 1854 г. Поражение крепостнической России в Крымской войне и приближе­ние отмены крепостного права.

  1   2   3

Похожие:

Рабочая программа по курсу: «История и культура Ленинградской земли» iconРабочая программа по курсу: «История и культура Ленинградской земли»
Составлено на основе программы регионального компонента «Природа, история и культура Ленинградской Земли», лоиро, Санкт – Петербург,...
Рабочая программа по курсу: «История и культура Ленинградской земли» iconРабочая программа по курсу: «История отечественной журналистики xix»
При составлении использовалась программа «История русской журналистики (1703-1917)», мгу, 2001
Рабочая программа по курсу: «История и культура Ленинградской земли» iconРабочая программа по истории для VI класса составлена на основе федерального...
А. А. Данилов «История России 6-9 классы», Агибалова Е. В. «История средних веков, 6 класс» (сб. «Программы общеобразовательных учреждений....
Рабочая программа по курсу: «История и культура Ленинградской земли» iconРабочая программа по элективному курсу «Практический курс по русскому зыку (подготовка к егэ)»
Представленная рабочая программа по элективному курсу рассчитана на 70 часов, в том числе в Х и ХI классах по 35 часов, из расчета...
Рабочая программа по курсу: «История и культура Ленинградской земли» iconРабочая программа по курсу Всеобщая история Базовый уровень
Примерной программы по истории, федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования
Рабочая программа по курсу: «История и культура Ленинградской земли» iconРабочая программа по курсу "история Средних веков" для 6 класса общеобразовательной...
России, рекомендованной Министерством образования рф; обязательного минимума знаний по истории; учебно-методического комплекта «История...
Рабочая программа по курсу: «История и культура Ленинградской земли» iconРабочая программа по Всеобщей истории. История Нового времени (7 класс)
Рабочая программа по «Новой истории» составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа по курсу: «История и культура Ленинградской земли» iconПрограмма историко краеведческого кружка на базе школьного музея...
Историческое краеведение в школе играет существенную педагогическую роль в идейно-политическом, трудовом, нравственном и эстетическом...
Рабочая программа по курсу: «История и культура Ленинградской земли» iconРабочая программа по учебному курсу «География: материки, океаны, народы и страны» в 7 классе
Разработана в соответствии с «Примерной программой основного общего образования по географии (базовый уровень). Составитель Сиротин...
Рабочая программа по курсу: «История и культура Ленинградской земли» iconЭкзаменационные билеты по предмету «История и культура Башкортостана»
«История и культура Башкортостана» для итоговой аттестации обучающихся основной общеобразовательной школы
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница