Рабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования




Скачать 484.47 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования
страница1/4
Дата публикации21.02.2013
Размер484.47 Kb.
ТипРабочая программа
shkolnie.ru > История > Рабочая программа
  1   2   3   4
Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Армавирская государственная педагогическая академия»

Кафедра истории России



УТВЕРЖДЕНА

Ученым советом ФГБОУ ВПО «АГПА»

протокол № ___ от «___» ___________ 2012 года

Ученый секретарь академии __________________М.П.Евдокимова




^ РАССМОТРЕНА И ОДОБРЕНА

на заседании кафедры истории России

« » ___________ 20___ _года

(протокол № ____)

Зав.кафедрой д.и.н. профессор.

_____________А.И. Шаповалов




^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОДЕРНИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В РОССИИ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ, ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ, ОСОБЕННОСТИ


по научной специальности 07.00.02
^ Форма обучения (заочная)

Армавир

2012 г.

АННОТАЦИЯ

рабочей программы учебной дисциплины (РПУД)

«Модернизационные процессы в России: вопросы теории и истории, основные этапы, особенности» предназначена для аспирантов по специальности 07.00.02.- Отечественная история.
По своему содержанию рабочая программа относится к дисциплинам по выбору цикла специальных дисциплин образовательной составляющей учебного плана подготовки аспирантов.

Рабочая программа учебной дисциплины содержит структуру и содержание, тематическое планирование, учебно-методическое и информационное обеспечение. Рабочая программа учебной дисциплины предполагает актуализацию знаний аспирантов по теории и истории модернизации, формирование новых знаний и умений, основанное на рассмотрении проблем особенностей модернизационных процессов в России, изучении дополнительной литературы, освоении различных видов самостоятельной работы.

Содержание курса базируется на актуальных вопросах теории и истории модернизации, результатах научной школы академика российской академии наук В.В. Алексеева «Исторический опыт российских модернизаций».

Таким образом, изучение курса по выбору позволяет аспирантам освоить теоретический и фактический материал по проблемам теории и истории модернизационных процессов, исследовать основные этапы, особенности модернизации в России, определить основные этапы и отличительные черты российской модернизации.

^ Цель учебной дисциплины — расширение познавательных средств - понимания и объяснения важнейших феноменов модернизационных процессов в истории человечества, уяснения основных вопросов теории, выяснения особенностей, этапов российской модернизации и их влияние на экономическую, социальную, политическую, социокультурную жизнь человечества в целом и российского общества в частности.

^ Место учебной дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина относится ко 2 блоку курсов по выбору учебного плана подготовки аспирантов

Требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Процесс изучения учебной дисциплины направлен на формирование и развитие понятийного аппарат, выявления особенностей исторического дискурса модернизации, В результате изучения учебной дисциплины аспирант должен:

^ Знать: Теоретико-методологические подходы к изучению модернизации; основные школы модернизации; источники и механизмы модернизационных процессов; фазы, стадии, пути модернизации; субпроцессы модернизации; проблемы экономического роста; экономическую структуру и структурные изменения; соотношения отличительных черт традиционного и современного обществ; содержательные подходы определения критериев модернизации; волны и особенности российской модернизации.

Уметь: применять различные теоретические, методологические подходы к изучению теории модернизации; определять понятия модернизации: дихотомические, исторические, инструментальные, ментальные, цивилизационные; выявлять качественные и количественные критерии степени продвинутости по пути модернизации, понятия «традиционное» и «современное» общества.

Владеть: технологиями научного анализа, использования и обновления знаний по истории модернизации; категориальным аппаратом раскрывающим сущность модернизационных процессов; навыками пространственно-временной локализации особенностей модернизационных процессов в истории человечества в целом и России в частности; знанием основных противоречий, проблем российской модернизации.

^ Общая трудоёмкость учебной дисциплины составляет 2 зачётные единицы (72 часа).

Основные разделы учебной дисциплины:

  • модернизации: определение понятия и критерии;

  • теоретические и дисциплинарные подходы в изучении модернизации;

  • эволюция школы модернизации;

  • источники и механизмы модернизации;

  • фазы, стадии, пути модернизации;

  • проблемы экономического роста;

  • экономическое развитие и прогресс;

  • соотношение отличительных черт традиционного и современного обществ;

  • волны и особенности российской модернизации.


Автор программы: д.и.н., профессор кафедры истории России Стецура Ю.А.
СТРУКТУРА

рабочей программы учебной дисциплины

  1. ^ Цель учебной дисциплины - расширение познавательных средств - понимания и объяснения важнейших феноменов модернизационных процессов в истории человечества, уяснения основных вопросов теории, выяснения особенностей, этапов российской модернизации и их влияние на экономическую, социальную, политическую, социокультурную жизнь человечества в целом и российского общества в частности.

  2. ^ Место учебной дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина относится ко 2 блоку курсов по выбору учебного плана подготовки аспирантов.

  1. Требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Процесс изучения учебной дисциплины направлен на формирование и развитие понятийного аппарат, выявления особенностей исторического дискурса модернизации, В результате изучения учебной дисциплины аспирант должен:

^ Знать: Теоретико-методологические подходы к изучению модернизации; основные школы модернизации; источники и механизмы модернизационных процессов; фазы, стадии, пути модернизации; субпроцессы модернизации; проблемы экономического роста; экономическую структуру и структурные изменения; соотношения отличительных черт традиционного и современного обществ; содержательные подходы определения критериев модернизации; волны и особенности российской модернизации.

Уметь: применять различные теоретические, методологические подходы к изучению теории модернизации; определять понятия модернизации: дихотомические, исторические, инструментальные, ментальные, цивилизационные; выявлять качественные и количественные критерии степени продвинутости по пути модернизации, понятия «традиционное» и «современное» общества.

Владеть: технологиями научного анализа, использования и обновления знаний по истории модернизации; категориальным аппаратом раскрывающим сущность модернизационных процессов; навыками пространственно-временной локализации особенностей модернизационных процессов в истории человечества в целом и России в частности; знанием основных противоречий, проблем российской модернизации.

  1. ^ Объём учебной дисциплины и виды учебной работы:

Общая трудоёмкость учебной дисциплины составляет 2 зачётные единицы (72 часа).


^ Форма обучения

Курс

Трудоёмкость дисциплины в часах

Форма итогового контроля

всего часов

ауд.

часов

лекции

семинар.

(практич.)

занятия

лаборат. занятия

самост. работа

Очная

1

108

18

18

-

-

90

зачет

Заочная

2

108

4

4

-

-

104

зачет




  1. ^ Структура и содержание учебной дисциплины:

(для очной формы обучения)


п/п

Наименование разделов дисциплины

Всего часов

^ Аудиторные занятия

Самост. работа

Форма итогового контроля

лекции

семинар.

(практич.)

занятия

лаборат. занятия

1.

Модернизации: определение понятия и критерии. Теоретические и дисциплинарные подходы в изучении модернизации

12

2




-

10

самостоятельная работа аспиранта

2.

Эволюция школы модернизации. Источники и механизмы модернизации

12

2




-

10

самостоятельная работа аспиранта

3.

Фазы, стадии, пути модернизации. Субпроцессы модернизации


12

2




-

10

самостоятельная работа аспиранта

4.

Проблемы экономического роста. Экономическое развитие и прогресс

12

2




-

10

самостоятельная работа аспиранта

5.

Соотношение отличительных черт традиционного и современного обществ


12

2




-

10

самостоятельная работа аспиранта

6.

Содержательные подходы определения критериев модернизации

12

2




-

10

самостоятельная работа аспиранта

7.

Волны и особенности российской модернизации

12

2







10

самостоятельная работа аспиранта

8.

Отличительные черты советской модернизации.

12

2







10

самостоятельная работа аспиранта

9.

Опыт и цивилизационное своеобразие российских модернизаций XVIII-XXI вв.

12

2






10

самостоятельная работа аспиранта




Итого

108

18






90







  1. ^ Структура и содержание учебной дисциплины:

(для заочной формы обучения)


п/п

Наименование разделов дисциплины

Всего часов

^ Аудиторные занятия

Самост. работа

Форма итогового контроля

лекции

семинар.

(практич.)

занятия

лаборат. занятия

1.

Модернизации: определение понятия и критерии. Теоретические и дисциплинарные подходы в изучении модернизации

12

2




-

10

самостоятельная работа аспиранта

2.

Эволюция школы модернизации. Источники и механизмы модернизации

12

-




-

12

самостоятельная работа аспиранта

3.

Фазы, стадии, пути модернизации. Субпроцессы модернизации


12

-




-

12

самостоятельная работа аспиранта

4.

Проблемы экономического роста. Экономическое развитие и прогресс

12







-

12

самостоятельная работа аспиранта

5.

Соотношение отличительных черт традиционного и современного обществ


12

-




-

12

самостоятельная работа аспиранта

6.

Содержательные подходы определения критериев модернизации

12

-




-

12

самостоятельная работа аспиранта

7.

Волны и особенности российской модернизации

12

2







10

самостоятельная работа аспиранта

8.

Отличительные черты советской модернизации.

12

-







12

самостоятельная работа аспиранта

9.

Опыт и цивилизационное своеобразие российских модернизаций XVIII-XXI вв.

12

-






12

самостоятельная работа аспиранта




Итого

108

4






104





^ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема I. Модернизации: определение понятия и критерии. Теоретические и дисциплинарные подходы в изучении модернизации
Определения понятия модернизации: дихотомические (модернизация как переход от одного состояния общества — традиционного к другому — индустриальному или современному), исторические (описание процессов, посредством которых осуществляется модернизации: трансформации, революции и т.д.; Р. Бендикс), инструментальные (модернизация как трансформация инструментов и способов освоения и контроля над окружающей природной и социальной средой; М. Леви), ментальные (определение через ментальный сдвиг – особое состояние рассудка, которое характеризуется верой в прогресс, склонностью к экономическому росту, готовностью адаптироваться к изменениям; Д. Лернер), цивилизационные (цивилизация modernity; соответственно, модернизация как распространение данной цивилизации; Ш. Эйзенштадт) интерпретации. Качественные и количественные критерии степени продвинутости по пути модернизации. Понятия «традиционное» и «современное» общества: критерии их идентификации (М. Леви).

Теоретико-методологические подходы к изучению модернизации. Системно-функциональный (М. Леви, Д. Истон, Г. Алмонд, Д. Эптер, Ф. Риггз), процессуальный (Д. Лернер, К. Дейч, Р. Тантер, Х. Алкер, Ф. Катрайт, М. Хадсон), компаративно-исторический (С. Блэк, Ш. Эйзенштадт, Д. Растоу, С.М. Липсет, Б. Мур, Р. Бендикс) подходы. Ключевые категории и концепты в рамках системно-функционального подхода: система, функция, структура, равновесие, входы и выходы, среда, обратная связь. Теоретическая модель социальной системы — база для распознавания и сопоставления эмпирических общественных систем. Достоинства и недостатки системно-функционального подхода. Не эластичность данного подхода по отношению к динамическим процессам, слабая эмпирическая ориентированность. Особенности процессуального подхода: бихевиористский характер, акцент на взаимодействие (установление характера и причин корреляции) между социальными процессами (переменными) и ориентация на эмпирические данные, нередко использование количественных методов. Преимущества и слабые места подхода: ориентация на изучение реальных процессов, зависимость от состояния источниковой базы, методологические проблемы определения характера взаимосвязей между разнородными переменными, проблемность включения в аналитическую модель звена, опосредующего зависимость между «макро» сдвигами в социоэкономической и политической областях, — то есть «микро» изменений на уровне установок, ценностей, поведения индивидов. Сравнительно-исторический подход. Общество как объект сопоставления. Эмпиризм как характерная черта сравнительно-исторического подхода. Акцент на переменные: институты, культура, лидерство. Цель сравнительного подхода — выявление: 1) общих стадий или фаз, через которые должны проходить все общества; 2) особых путей, которыми могут двигаться общества; 3) комбинаций «вертикальных» и «горизонтальных» категориальных классификаций.

^ Дисциплинарные подходы. Социологический подход Н. Смелзера. Принцип структурно-функциональной дифференциации: в процессе модернизации сложные структуры, выполнявшие прежде множество функций, делятся на более специализированные структуры, каждая из которых может отвечать за выполнение одной функции; новая совокупность специализированных структур выполняет те же функции, что и прежние структуры, но с большей эффективностью. Проблема интеграции, т.е. координации деятельности разнообразных новых дифференцированных институтов. Проблема конфликта ценностей новых и старых структур. Противоречие между потребностями и динамикой становления новых структур. Социальные беспорядки как следствие недостатка интеграции новых дифференцированных структур. Экономический подход У. Ростоу. Либеральный экономический детерминизм. Пять основных стадий экономического развития; 1) традиционное общество; 2) подготовка предпосылок к взлету; 3) стадия взлета («takeoff stage»); 4) общество массового потребления. Самоподдерживающийся экономический рост. Источники производственных инвестиций. Недостатки подхода: дисциплинарная ограниченность; эволюционизм; недостаточное внимание к проблеме разнообразия традиционных институтов. «Стадии политического развития» (А. Органски, 1965 г.): стадии примитивной унификации, индустриализации, национального благоденствия, изобилия.

Тема II. Эволюция школы модернизации. Источники и механизмы модернизации.
  1   2   3   4

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования iconРабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования
Целью учебной дисциплины является овладение студентами способами эффективного управления собой, формирование мотивации личного и...
Рабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования iconРабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования
Аннотация рабочей программы учебной дисциплины Этническая толерантность и историческое партнерство
Рабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования iconРабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования
Целью учебной дисциплины является знакомство аспирантов с современными системами образования за рубежом
Рабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования iconРабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования
...
Рабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования iconРабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования
...
Рабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования iconРабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования
Цель учебной дисциплины: подготовка аспирантов к самостоятельному исследованию актуальных проблем теории и теории методике обучения...
Рабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования iconРабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования
Цель учебной дисциплины – содействие формированию всесторонне образованного, методологически грамотного и правильно мыслящего исследователя...
Рабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования iconРабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования
Цель учебной дисциплины: содействие формированию всесторонне образованного, методологически грамотного и гуманистически ориентированного...
Рабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования iconРабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального...
...
Рабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования iconРабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования
Цель учебной дисциплины: подготовка аспирантов к реализации методологических требований к организации и проведению исследований по...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница