Планирование Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Рекомендовано Научно-методическим учреждением




НазваниеПланирование Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Рекомендовано Научно-методическим учреждением
страница1/14
Дата публикации21.02.2013
Размер2.63 Mb.
ТипКалендарно-тематическое планирование
shkolnie.ru > История > Календарно-тематическое планирование
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
М.А. Краснова, Н.Н. Ганущенко

Всемирная история.

История Беларуси

5-11 классы
Примерное

календарно-тематическое

планирование

Пособие для учителей

общеобразовательных учреждений
Рекомендовано Научно-методическим учреждением

«Национальный институт образования»

Министерства образования Республики Беларусь


Минск

Национальный институт образования

2011

Введение

Календарно-тематическое планирование по всемирной истории и истории Беларуси разработано в соответствии с Типовым учебным планом для общеобразовательных учреждений на 2011/2012 учебный год. Методологическим ориентиром при разработке планирования стали цели и задачи, определенные образовательным стандартом по истории для ІІ и ІІІ ступени общего среднего образования и учебной программой для 5–11 классов общеобразовательных учреждений, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь (2009).

Целями исторического образования являются:

  • овладение учащимися основами систематизированных научных адаптированных к возрастным познавательным возможностям учащихся знаний о важнейших событиях, явлениях, процессах тенденциях и закономерностях всемирной истории и истории Беларуси в их взаимосвязи и взаимообусловленности;

  • приобщение учащихся к достижениям отечественной и мировой культуры;

  • интеллектуальное воспитание, развитие творчества, новаторства, инициативы учащихся;

  • формирование ценностных ориентаций учащихся на основе идей гуманизма и созидательного патриотизма, принципов гражданского общества и правового государства в соответствии с основами идеологии белорусского государства.

Исходя из указанных целей, задачами исторического образования являются:

усвоение учащимися основных фактологических и теоретических знаний о важнейших событиях, явлениях, процессах, тенденциях и закономерностях развития общества, об особенностях развития отдельных стран, цивилизаций и регионов;

формирование у учащихся целостного представления о месте и роли Беларуси во всемирно-историческом процессе, осознание своеобразного пути белорусского народа, воспитание чувства ответственности за его дальнейшую историческую судьбу;

осмысление учащимися своеобразия культур народов мира, самобытности культуры белорусского народа, ценить культурное разнообразие, понимать и уважать ценности других народов и людей;

формирование интеллектуальных качеств личности, необходимых для преобразующей и творческой познавательной деятельности, анализа современной социальной действительности и прогнозирования собственной жизнедеятельности, развитие исторического мышления;

формирование гражданского патриотизма и национального самосознания, воспитание чувства любви к Родине, гордости за культурно-историческое наследие белорусского народа;

овладение способами поиска, сбора, обработки и использования социально-исторической информации, получения новых знаний; формирование информационной культуры учащихся.

В V–IX классах изучение истории представляет собой систематический курс, который характеризуется целостностью, относительной полнотой и логической завершенностью. Содержание школьного исторического образования в базовой школе предусматривает его изучение на событийно-хронологическом уровне. В результате обучения учащиеся должны усвоить важнейшие факты, характеризующие исторический процесс в целом и различные стороны общественного развития с раскрытием наиболее существенных причинно-следственных связей, а также основные социально-исторические понятия в их системе и взаимосвязи. На основе последовательного раскрытия исторического процесса у учащихся должно быть сформировано целостное представление о тенденциях и закономерностях развития общества, созданы яркие исторические образы о наиболее значимых событиях, явлениях, людях прошлых эпох. Наряду с усвоением фактического материала необходимо вырабатывать основные специальные, общеучебные и интеллектуальные способы учебно-познавательной деятельности.

В старших (X–XI) классах событийно-хронологическое изучение истории сочетается с проблемно-теоретическим. При этом для изучения выбраны наиболее значимые этапы развития человеческой цивилизации, которые несут в себе наиболее типические черты, позволяющие упорядочить знания об историческом процессе. Еще одним критерием выбора стал уровень теоретической обобщенности и изученности того или иного историко-культурного этапа и региона. В процессе обучения акцент должен быть сделан на осмысление учащимися закономерностей и особенностей всемирно-исторического процесса, движущих сил развития общества, места человека в истории; обобщение и систематизацию знаний; более глубокое изучение теоретического материала; рассмотрение проблемных вопросов исторического развития.

Наиболее эффективно достижение поставленных целей может быть реализовано в контексте деятельностного обучения. В рамках этого подхода приоритет отдается активной, самостоятельной, исследовательской, творческой деятельности учащихся. Особое внимание уделяется развитию умений анализировать, интерпретировать, реконструировать исторические факты, давать им оценку, умение ставить проблемы и решать их, высказывать собственное мнение и уметь его аргументировать, вести полемику, дискуссию, диалог.

Календарно-тематическое планирование представлено в таблице, в которой определены тема урока, план изучения новой темы, количество часов на изучение каждого раздела (темы), понятия и материал учебного пособия, подлежащие изучению. Для каждого класса указаны способы учебно-познавательной деятельности, которые должны освоить учащиеся, а также список литературы, в которой учащиеся и учителя смогут найти дополнительный материал по интересующей теме. В календарно-тематическом планировании для каждого класса указаны учебные пособия, по которым осуществляется обучение.

При подготовке к уроку особое внимание учителю необходимо обратить на определение домашнего задания. При этом следует иметь в виду, что основной учебный материал должен быть усвоен на уроке. Время выполнения домашних заданий регламентировано СанПиН «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации учебно-воспитательного процесса общеобразовательных учреждений» и не должно превышать для V–VII классов – 20 минут, для VIII–IX классов – 25 минут, для X–XI классов – 30 минут. При определении домашнего задания учителю необходимо дать краткую инструкцию по его выполнению, при необходимости обратить внимание на повторение ранее изученного материала. Целесообразно предложить учащимся задания разного уровня сложности. Отдельные задания, главным образом творческого характера, могут быть предложены для выполнения по желанию учащихся. Домашнее задание может быть определено не только на базе основного учебного материала, но и раскрывающего его дополнительного материала: исторического документа, иллюстрации, статистических данных, картографического материала. При этом домашние задания следует строить в порядке постепенного усложнения. Возможны также задания опережающего характера. Это может быть предварительное чтение параграфов учебного пособия с использованием приемов активного чтения, выполнение отдельных заданий к урокам обобщения. По истории Беларуси заранее следует обратить внимание учащихся на подготовку к урокам «Наш край».

В соответствии с Единым типовым учебным планом в X–XI классах гимназий и лицеев могут быть образованы классы обществоведческого направления. Всемирная история и история Беларуси в этих классах изучается по типовым учебным программам 4 часа в неделю. Обучение в классах обществоведческого направления предусматривает не сколько расширение фактологического и теоретического материала, сколько совершенствование способов учебно-познавательной деятельности, предусмотренных программой. В календарно-тематическом планировании для классов обществоведческого направления приведены рекомендуемые формы организации обучения.

Материал, представленный в пособии, носит рекомендательный характер.
^ 5 класс
История Древнего мира
70 часов
История Древнего мира: Учеб. для 5-го кл. общеобразоват. учреждений. Под ред. В.С. Кошелева. – Минск: Нар. асвета, 2009.


п/п

Тема урока, план изучения нового материала

Понятия

^ Кол-во часов

Материал учебнного пособия

1

2

4

3

5




Введение




2




1

Мир Древней истории

1. Что такое история?

2. Что изучает история Древнего мира

3. Исторические источники

История, Всемирная (всеобщая) история, Древний мир (древность), первобытность, исторические источники, вещественные источники, миф

1

§ 1–2 (п. 1–3)

2

Счет лет в истории

1. Что такое время и как его понимали древние люди

2. Как мы понимаем историческое время

3. «Лента времени»

Год, век, тысячелетие, наша эра, до нашей эры

1

§ 1–2 (п. 4)




^ Раздел I. От первобытности к цивилизации




6




3

Древнейшие люди

1. Происхождение человека

2. Способы добывания пищи первобытными людьми

3. Неандертальцы

Орудие труда, первобытное человеческое стадо

1

§ 3

4

Люди каменного века

1. Изобретения и открытия

2. Укрощение огня

3. Похолодание

Каменный век

1

§ 4

5

Первые шаги человека современного вида

1. Появление «человека разумного»

2. Родовая община

«Человек разумный», родовая община, старейшина

1

§ 5

6

Возникновение искусства и религии

1. Возникновение искусства

2. Представления первобытных людей о мире

3. Появление религии

Изобразительное искусство, скульптура, орнамент, бог, идол, молитва, язычество (многобожие)

1

§ 6

7

Появление земледелия и животноводства

1. Потепление. Новые изобретения людей.

2. Первые земледельцы и животноводы

3. Возникновение ремесла

4. Род и племя

Мотыжное земледелие, ремесло, род (родовая община), племя, старейшина, совет старейшин

1

§ 7

8

Переход от родовой общины к соседской

1. Начало использования металлов

2. Возникновение обмена и торговли

3. Образование союзов племен

4. Соседская община

Обмен, торговля, союз племен, соседская община, имущественное неравенство

1

§ 8

9

Урок обобщения и контроля знаний учащихся

Государство, цивилизация

1

Стр.




^ Раздел II. Древний Восток и Америка




25







^ Тема 1. Древний Египет




6




10

Природа и население Древнего Египтаа

1. Природа Древнего Египта

2. Разливы Нила

3. Древние земледельцы в долине Нила

4. Ремесло в Древнем Египте

Дельта, папирус, шадуф, орошаемое земледелие

1

§ 9

11

Государство фараонов

1. Объединение Египта в одно государство

2. Власть фараонов

3. Управление египетской державой

4. Власть жрецов

5. Налоги

Фараон, монархия, вельможа, жрец, налог

1

§ 10

12

Превращение Египта в могущественную державу

1. Усиление Египта

2. Войны и завоевания

3. Фараон Эхнатон

4. Упадок власти фараонов

Завоевательные войны, раб, рабство, реформы Эхнатона,

1

§ 11

13

Быт и повседневная жизнь древних египтян

1. Повседневная жизнь земледельцев и ремесленников

2. В доме знатного египтянина

3. Одежда и внешний облик

4. Египетская семья

5. Питание древних египтян




1

§ 12

14

Религия древних египтян

1. Верования древних египтян

2. Поклонение богу Озирису

3. Вера в загробную жизнь

4. Обожествление животных и Нила

Храм, сфинкс, мумия, саркофаг, пирамида

1

§ 13

15

Культура древних египтян

1. Язык и письменность

2. На чем писали древние египтяне

3. Египетская школа

4. Научные знания: астрономия, медицина, математика

5. Искусство Древнего Египта

Папирус, иероглифы

1

§ 14

16

Урок обобщения




1

Стр.




^ Тема 2. Передняя Азия в древности




9




17

Между Тигром и Евфратом

1. Природные условия Месопотамии

2. Основные занятия населения

Месопотамия (Междуречье, Двуречье),

1

§ 15

18

Становление государства в Месопотамии

1. Ремесла и торговля

2. Возникновение городов-государств

3. Шумер и Аккад

Товар, город-государство, Шумер, Аккад

1

§ 16

19

Государство Хаммурапи

1. Вторжение кочевников

2. Создание государства Хаммурапи

3. Правление Хаммурапи

Вавилонская держава (Вавилония), законы Хаммурапи

1

§ 17

20

Ассирия и Вавилония

1. Возвышение Ассирии

2. Расцвет и гибель Ассирии

3. Держава Навуходоносора

Ассирия

1

§ 18

21

Культура и религия народов Междуречья

1. Появление клинописи

2. Знания жителей Древнего Междуречья

3. Месопотамский календарь

4. Религия народов Междуречья

Клинопись

1

§ 19

22

Хеттская держава

1. Происхождение хеттов

2. Образование Хеттского царства в Малой Азии

3. Царь и царская власть

4. Завоевательные походы хеттов

5. Религия хеттов

Хеттская держава


1

§ 20

23

Древний Иран

1. Природные условия и население

2. Государства Древнего Ирана

3. Религия Древнего Ирана

Иран, арии, Элам, Персидская держава, сатрап, сатрапии, зороастризм

1

§ 21

24

Финикия

1. Страна и люди

2. Финикийские города-государства

3. Торговцы и мореплаватели

4. Финикийский алфавит

Финикия, колония, Карфаген

1

§ 22

25

Древняя Палестина

1. Природные условия

2. Происхождение евреев

3. Царство Израиль

4. Религия евреев

Палестина, Израиль, Иудея, единобожие, Ветхий Завет, Библия

1

§ 23

26

Урок обобщения




1







^ Тема 3. Индия и Китай в древности




4




27

Древняя Индия

1. Возникновение государства в Древней Индии

2. Древнеиндийское общество

3. Хозяйственная жизнь в Древней Индии

Индия, варна,

1

§ 24

28

Культура Древней Индии

1. Языки и письменность Древней Индии

2. Литература

3. Религии Древней Индии

Веды, индуизм, буддизм

1

§ 25

29

Возникновение государства в Китае

1. Страна и население

2. Занятия древних китайцев

3. Создание единого китайского государства

4. Династия Хань

Китай, Великая китайская стена

1

§ 26

30

Общество и культура Древнего Китая

1. Общество Древнего Китая

2. Конфуций

3. Письменность и литература

4. Научные знания

Император, конфуцианство, иероглиф,

1

§ 27




Тема 4. Древняя Америка




2




31

Древнейшее население Америки

1. Появление человека в Америке

2. Расселение людей на американском континенте

3. Переход к земледелию

Америка

1

§ 28

32

Цивилизация ольмеков

1. Ольмеки – создатели древнейшей цивилизации

2. Ла-Вента – город ольмеков

3. Религиозные представления и культура

Ольмеки

1

§ 29

33

Урок обобщения




1




34

Контроль знаний учащихся




1

Стр.




^ Раздел I. Древняя Греция




16




35

Природа и население Древней Греции

1. Происхождение греков

2. Географическое положение и природные условия

3. Занятия древних греков

Античная цивилизация (античность), Эллада, эллин, ахейцы, дорийцы

1

§ 1

36

Минойский Крит и его культура

1. Формирование критской цивилизации

2. Кносский дворец

3. Расцвет критской цивилизации

4. Культура Крита

Критская цивилизация, фреска

1

§ 2

37

Ахейская Греция

1. Ахейское завоевание Греции

2. «Златообильные Микены»

3. Троянская война

4. Культура ахейской Греции

Микенская цивилизация, Троянская война, «Илиада», «Одиссея»,

1

§ 3

38

Религия древних греков

1. Боги-олимпийцы

2. Культ, или почитание богов

Оракул

1

§ 4

39

Возникновение греческого полиса

1. Начало эпохи железа и возрождение Греции

2. Города-государства

Полис, акрополь, агора, гражданин, гоплит, фаланга, аристократия, демос, тирания

1

§ 5

40

Великая греческая колонизация

1. Причины колонизации

2. Путь к новой родине

3. Метрополии

4. Последствия колонизации

Великая греческая колонизация, колония, метрополия, варвар

1

§ 6

41

Древняя Спарта

1. Возникновение Спарты

2. Свободные и рабы

3. Органы власти

4. Спартанский образ жизни

Спарта, спартиат, илот, периэк, олигархия

1

§ 7

42

Возникновение и развитие Афинского государства

1. Древние Афины

2. Аристократы и демос в Афинах

3. Законы Солона

Афины, Народное собрание, архонт, реформы Солона, демократия

1

§ 8

43

Греко-персидские войны и расцвет Афин

1. Походы персов против Греции

2. Победа над персами

3. Власть демоса в Афинах

4. Основные черты афинской демократии

Греко-персидские войны, метеки

1

§ 9

44

Пелопоннесская война и упадок Афин

1. Рост вражды между Афинами и Спартой

2. Военные действия

3. Разорение граждан

Пелопоннесская война

1

§ 10

45

Держава Александра Македонского

1. Борьба греческих полисов с Македонией

2. Завоевания Александра Македонского

3. Держава Александра Македонского и ее разпад

Битва при Херонее, держава Александра Македонского

1

§ 11

46

Школа, научные знания и религия

1. Письменность и школа

2. Научные знания

3. Покровительство богов

4. Религиозные праздники




1

§ 12

47

Древнегреческое искусство

1. Греческая архитектура

2. Скульптура и керамика

3. Живопись

Дорический храм, ионический храм, коринфский храм, капитель, портик, афинский Акрополь, Парфенон,

1

§ 13

48

Древнегреческий театр и праздники

1. Театр

2. Олимпийские игры

Трагедия, комедия, театр, Олимпийские игры.

1

§ 14

49

Повседневная жизнь греков

1. Жизнь в городе-полисе

2. Жилище и быт

3. Питание и одежда

Агора, акрополь

1

§ 15

50

Эллинистическая культура

1. Возникновение эллинистической культуры

2. Александрия Египетская

3. Эллинистическая наука

4. «Чудеса» древнего мира

Эллинизм, эллинистическая культура, Мусейон,


1

§ 16

51

Урок обобщения




1

Стр.

52

Контроль знаний учащихся




1







^ Раздел II. Древний Рим




13




53

Легендарное начало Рима

1. Где жили и чем занимались древние римляне?

2. Ромул – основатель Рима

3. Римские цари после Ромула

Патриции, плебеи, сенат

1

§ 17

54

Ранняя Римская республика

1. Образование республики

2. Диктаторы

3. Борьба плебеев с патрициями

4. Кому принадлежала власть в Риме

Консул, республика, диктатор, народный трибун, вето

1

§ 18

55

Завоевание Римом Италии

1. Войны Рима с соседними племенами

2. Нашествие галлов на Рим

3. Война с Пирром




1

§ 19

56

Завоевание Римом Средиземноморья

1. Войны Рима с Карфагеном

2. Итоги Пунических войн

Пунические войны, римская провинция

1

§ 20

57

Земельная и военная реформы в Риме

1. Рим после Пунических войн

2. Земельные реформы братьев Гракхов

3. Военная реформа Гая Мария

Земельные реформы братьев Гракхов, военная реформа Гая Мария

1

§ 21

58

Рабовладение в Древнем Риме

1. Источники рабства

2. Положение рабов

3. Восстание Спартака

Гладиатор, восстание Спартака

1

§ 22

59

Падение Римской республики и создание империи

1. Гражданские войны

2. Правление Цезаря

3. Император Октавиан Август

Гражданская война, император, империя

1

§ 23

60

Власть римских императоров

1. Полномочия императоров

2. Римские императоры: дела и судьбы




1

§ 24

61

Рим – столица империи

1. Рим – столица империи

2. Термы

3. Повседневная жизнь простых граждан

Форум, арка, термы

1

§ 25

62

Культура Древнего Рима

1. Римляне – ученики греков

2. Художественная литература и ее значение

3. Основные памятники архитектуры и скульптуры

Меценат, Колизей, Пантеон

1

§ 26

63

Религия древних римлян

1. Боги в частной жизни римлян

2. Боги Римского государства

3. Пантеон Рима

Гений, пенаты

1

§ 27

64

Христианство в Римской империи

1. Иисус Христос и его учение

2. Распространение христианства

3. Возникновение церкви

Христианство, епископ, церковь, Евангелие, Новый Завет

1

§ 28

65

Падение Западной Римской империи

1. Крушение старых порядков

2. Разделение Римской империи на Западную и Восточную

3. Взятие Рима готами и вандалами

4. Распад и гибель Западной Римской империи

Колон, Западная Римская империя, Восточная Римская империя, вандализм

1

§ 29

66

Урок обобщения




1

Стр.




^ Раздел III. Древние германцы и славяне




2




67

Древние германцы

1. Прародина и расселение германских племен

2. Германское общество

3. Германцы и Рим

Конунг

1

§ 30

68

Древние славяне

1. Прародина славян и их расселение

2. Общественные отношения у древних славян

3. Культура и религиозные верования

Восточные славяне, западные славяне, южные славяне, волхв

1

§ 31

69

Контроль знаний учащихся




1




70

Итоговое обобщение




1



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Похожие:

Планирование Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Рекомендовано Научно-методическим учреждением iconУчебная программа факультативных занятий для учащихся 9-10 классов...
«Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь»
Планирование Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Рекомендовано Научно-методическим учреждением iconПоурочные разработки. 11 класс: пособие для учителей общеобразоват...
Добротина И. Г. Русский язык. Поурочные разработки. 11 класс: пособие для учителей общеобразоват учреждений / И. Г. Добротина. –...
Планирование Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Рекомендовано Научно-методическим учреждением iconПособие для учителей общеобразовательных учреждений 3-е издание
Руководитель проекта — заслуженный учитель рф, кандидат педагогических наук, доцент Г. П. Сергеева
Планирование Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Рекомендовано Научно-методическим учреждением iconМетодическое пособие составитель
Методическое пособие «Веселые нити» предназначено для педагогов дополнительного образования, учителей технологии общеобразовательных...
Планирование Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Рекомендовано Научно-методическим учреждением iconУчебное пособие Нижний Новгород 2007 удк 373. 167. 1 Ббк 24 я 72
Предназначено для учащихся и учителей общеобразовательных учреждений как естественного, так и гуманитарного направлений, а также...
Планирование Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Рекомендовано Научно-методическим учреждением iconУчебно-методическое пособие для абитуриентов, выпускников, учителей...
В 75 Воробьёва М. С. Н. В. Гоголь. «Шинель», «Ревизор», «Мёртвые души». Учебно-методическое пособие для абитуриентов, выпускников,...
Планирование Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Рекомендовано Научно-методическим учреждением iconМетодическое пособие составитель: Кряжевских ИринаГордеевна, учитель...
Методическое пособие «Чудо бисер» предназначено для педагогов дополнительного образования, учителей технологии общеобразовательных...
Планирование Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Рекомендовано Научно-методическим учреждением iconМир на кубани
Этническая толерантность и межнациональный мир на Кубани [Текст]: учебно-методическое пособие для учителей общеобразовательных учреждений...
Планирование Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Рекомендовано Научно-методическим учреждением iconУчебное пособие для учащихся начальной ступени общеобразовательных учреждений
Учебное пособие предназначено для дополнения курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
Планирование Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Рекомендовано Научно-методическим учреждением iconРабочая программа  учебного предмета «Математика»
«Математика» Моро М. И., Бантовой М. А., Бельтюковой Г. В., Волковой  С. И.,  Степановой С. В., входящей в умк «Школа России». (Сборник...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница