Урок- мастерская письма. Ход урока Мотивация учебной деятельности. Чтение учителем текста «Сказки о нашем городе»




Скачать 116.3 Kb.
НазваниеУрок- мастерская письма. Ход урока Мотивация учебной деятельности. Чтение учителем текста «Сказки о нашем городе»
Дата публикации30.10.2014
Размер116.3 Kb.
ТипУрок
shkolnie.ru > История > Урок
Тема урока. Подготовка к сочинению – рассуждению « Хмельницкий – город – мечта, город – труженик, мой город». Цель урока: повторить и закрепить у учащихся знания о структуре сочинения- рассуждения, ознакомить с понятием « слоган», развивать речевые навыки учащихся ( составление синтаксических конструкций на заданную тему, формулирование основной мысли текста, публичное выступление), воспитывать у учащихся уважение к истории и культуре своего народа. Тип урока: урок- мастерская письма.

Ход урока 1. Мотивация учебной деятельности. Чтение учителем текста «Сказки о нашем городе»




^ ГОРОД 


Жил-был Город. При рождении Город назвали одним именем, а когда он подрос его переименовали . В нем было много домов, дорог, заводов, весной зеленели парки и сады. В Городе жили люди. Люди были разные: умные и не очень, трудолюбивые и ленивые, большие и маленькие, добрые и злые, молодые и старые. Город любил всех этих людей, хотя они часто причиняли ему боль, засыпая его грязью, оглушая шумом, загрязняя воздух. Иногда люди разводили костры в его парках, уничтожали старые дома. Но Город терпел все, зная, что без людей он не сможет жить. Как же он хотел, чтобы его жители были всегда добрыми и счастливыми! Когда ночь опускалась на плечи Города, он мечтал. Горели фонари, луна освещала его, шум постепенно стихал, а он все думал и думал, как сделать себя и жизнь людей лучше. …
^ Слово учителя. Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? ( о городе). А наша задача – подготовиться к сочинению – рассуждению о городе. ІІ. Работа над темой урока. 1. Слово учителя. Давайте подберем ассоциации к словосочетанию «Родной город». Какие виды ассоциаций мы можем выделить ? (звуковые, визуальные, вербальные ) Заполните таблицу в своих рабочих листках примерами . 2. Работа в группах ( работа с таблицей)

Ассоциации

Звуковые

Визуальные

Вербальные

Шум фонтанов, звуки колоколов, плеск речной глади, шелест листьев, смех детей, мелодия на башне, шум машин, звуки клаксонов

Толпы людей, торговые центры, рекламные щиты, брызги фонтанов, Ангел скорби, алея сакуры, лодки у причала, городской пляж, лодосточная станция, зелень парков, уличные кафе, группы подростков

Хмельничане, история города, День города, гордость страны, провинциальный город, культура города, национальные традиции, спортивная гордость, олимпийские чемпионы, провинциальный городок

3. Беседа. Среди ваших ассоциаций мы услышали слова «хмельничанин» . А кого мы можем назвать настоящим хмельничанином? Конечно, человека, который является патриотом своего города… - А что значит быть патриотом своего города? - знать историю своего города; - беречь свой город, его парки и зеленые насаждения; - думать о людях ; - прославлять свой город. Итак, город – это люди, это его история. 4. Опережающее задание. Готовясь к уроку, вы объединились в группы для работы над проектом « Хмельницкий – город - мечта, город – труженик, мой город». Дадим слово вашим одноклассникам, а ваша задача – заполнить таблицу в ваших рабочих листках, то есть выписать опорные слова, словосочетания и сформулировать основную мысль сообщений.

^ 1 группа «История исчезнувших домов»

В 1795 году наш город получили статус уездного города. А в 1824 году император Александр I утвердил генеральный план застройки Проскурова. План имел четкий раздел улиц. Вся городская территория была разбита на 51 квартал. К концу 19 века наш город выглядел очень солидно. В Проскурове насчитывалось 42 завода и фабрики . В городе была больница, две частные аптеки. Развивалось и образование , дети могли учиться в Алексеевском реальном училище и частной женской гимназии. Город был передовым и в культурном плане - работали библиотека - читальня им. Пушкина и 2 кинотеатра "Модерн" и "Оаза". А самым любимым местом горожан был железнодорожный вокзал. Но трагические события истории нашей страны не могли обойти стороной и наш город. В 20 веке он очень пострадал. В 1915 году город подвергся первому в своей истории налету вражеской авиации и бомбардировке, пострадали фасады многих домов на центральной улице. И в последующие годы город «терял» свои архитектурные шедевры. Мы расскажем только о двух. Когда-то ул. Примакова начиналась одним из самых красивых сооружений древнего Проскурова - костела Святой Анны. Он возвышался примерно на месте нынешней школы № 1. Сначала это был небольшой деревянный костел, на месте которого на средства купцов Летичева построили красивый каменный храм. В начале XX в. костел перестроили, сделав его еще более величественным. Но в 1936 г. его закрыли и начали разбирать, а в1938 г., то, что осталось, по приказу властей взорвали. Так город потерял одно из своих красивейших зданий. Сегодняшний областной центр трудно представить себе без сквера, который украшает скульптура "Ангела скорби". А более 60-ти лет назад и сквера никакого вообще не было - здесь cтоял дом Берлянта. Проскуровский купец Янкель Берлянт вложил почти все свои капиталы в строительство большого трехэтажного доходного дома. Строительство завершилось в 1910 г., дом получился добротный и сразу завоевал себе славу самого красивого дома в городе. Аренда помещений в нем была дорогой и сначала особых доходов домовладельцу не приносила – слишком мало находилось желающих снимать комнаты по высоким ценам. Но удача Берлянту  улыбнулась: с 1912 г. все здание в долгосрочную аренду сроком на 15 лет приняло Управление Подольской железнойдороги. В 1920-х годах этот дом занимали различные организации местного гарнизона, а в 1930-х годах здесь расположились штаб кавалерийского корпуса Красного казачества и управления 105-го особого участка. Пожалуй, именно эти обстоятельства и стали той причиной, по которой впервые дни войны 1941 г. во время отступления Красной Армии, дом-красавец был взорван. Старожилы рассказывали, что таким образом были уничтожены архивы военных учреждений, находящихся в этом доме. Внешний облик нашего города постоянно меняется, он становится более современным. Но стоит помнить, что именно лицом города все же остаются старые дома, они есть настоящая душа города, ими дышит наша история.

^ 2 группа «Хмельницкий – Подолья нашего жемчужина святая…» Известный русский писатель Константин Паустовский писал: « Три этапа в истории города: сперва исчезают животные, потом деревья и , наконец, дети». А одним из показателей уровня общей культуры жителей города, по мнению ученых, есть озеленение города. Мало какой из городов может похвастаться 5 парками, 3 скверами, 2 природоохранными зонами, спортивним парком , дендропарком и ботаническим садом. И это любимые места отдыха хмельничан. Сквер имени Тараса Шевченка уже больше 100 лет радует горожан своими тенистыми аллеями, цветниками и фонтанами. Не каждый город может похвастаться ботаническим садом, а на территории Национального университета «Подолье» по обе стороны речки Немийка были посажены магнолия Кобус, секвойя , орех медвежий и другие редкие растения. А в 2008 году была заложена Каменистая горка (альпинарий), аллея платонов и магнолий, которая получила название Алея великих украинцев. В парке культуры и отдыха имени Чекмана любят гулять и самые маленькие жители, ведь здесь можно посмотреть на медведей, покормить лебедей, диких уток и настоящего аиста, покататься на аттракционах, детском веселом поезде. Юные велосипедисты могут потренироваться на небольшой велотрассе. А любители отдыха на воде выберут для водной прогулки или катамаран, или лодку, или натоящий теплоход. Целый комплекс природных зон на берегах Южного Буга создают в нашем городе своебразный микроклимат, образуя воздушный поток речного воздуха, который позволяет городу дышать в жаркое время года. Парки – это наше здоровье, давайте будем их беречь!




 

^ 3 группа. Один философ сказал: « Город - это не стены, а люди…» . Действительно, люди- это главное богатство города. Хмельницкий богат своими талантами. В нашем городе родилось много известных людей. Это и писатели, и художники, и артисты, и спортсмены - список этот евозможно закончить, потому что каждый из нас - это частичка нашего города. А каждый из нас - это будущий талант, пусть маленький, удивительный и необыкновенный , но талант! Богат Хмельницкий и научными деятелями. Знали вы, например,что наш хмельничанин вошел в историю как фундатор украинской школы гироскопистов, или то, что наша Родина является родиною историка, который детально описал быт славян? Это Приходнюк Олег Михайлович и Павловский Михаил Антонович. А большинство наших писателей получили государственные премии и известны за пределами нашей страны. Это Павел Гирнык, Николай Магера, Николай Федунець. Мы можем гордиться, что наши земляки спасли тысячи человеческих жизней. Это , конечно, врачи с большой буквы. Это Святослав Федоров – всемирно известный врач - офтальмолог , доктор медицинских наук. Это Анатолий Суходоля, по учебникам которого учатся будущие хирурги многих стран мира. Хмельничане – люди искусства. Всемирно известные художники , музыканты, скульпторы создали свою уникальную личность именно в родном городе. Возможно потому, что родной город – это самая лучшая муза. Это Богдан Мазур, известный скульптор , автор «Ангела скорби». Это Валентина Степовая, оперная певица , голос который звучит на лучших сценах мира. Это Олександр Пономарев – серебряный голос Украины. Среди хмельничан много выдающихся спортсменов. Это и Ирина Мерлени - олимпийская чемпионка , и команда наших параолимпийцев, силу и упорство которым дала наша родная земля. Мы тоже, Занимаясь хореографией и музыкой, разными видами спорта, помним о главном – мы – хмельничане, и должны прославлять наш родной город. И мы впишем наши имена в историю города Хмельницкий.

5.^ Проверка работы в группах. Учитель. Давайте подсуммируем сказанное. Какие опорные слова вы выписали из сообщений одноклассников? Какие словосочетания? А как вы сформулировали основные идеи минипроектов? (ответы учащихся) 6. Словарная работа. Учитель. Часто с экранов телевизоров и радиоэфиров мы слышим слово «слоган». На билбордах и баннерах мы видим слоганы. Что такое слоган? (работа со словарем)

^ Слоган — рекламный девиз, который в сжатом виде передаёт рекламное сообщение. 7. Творческая работа . Учитель. Давайте попробуем составить слоган, в котором мы бы прорекламировали наш родной город, попробовали в нескольких словах описать его преимущества. (работа над слоганами) Варианты ответов: Хмельницкий . Он всегда со мной. Хмельницкий – город маленький, но с большой душой. Маленький город с большой историей. Приезжай в Хмельницкий, почувствуй наше тепло. 8. Проверка опережающего задания. Учитель. Одна из групп работала над брендом нашего города, их задача была обыграть аббревиатуру ХМ - Хмельницкий. Давайте посмотрим, каков результат их работы. Бренд - популярная, легко узнаваемая и юридически защищённая символика какого-либо производителя или продукта. ( учащиеся предсталяют свою брендовую символику - большие буквы ХМ с вариантами расшифровки аббревиатуры (Хорошее Место для жизни и т.д.) Учитель. Но мы не остановились в работе над рекламой нашего города и создали проморолик «Мой город» , режиссер этой работы - Волошина Настя. 9. Беседа. Учитель. Итак, мы записали опорные слова и словосочетания по теме «Город», собрали коллекцию разнообразных ассоциаций (зрительных, слуховых, вербальных), составили слоганы, оформили бренд города, презентовали проморолик , то есть создали настроение нашего сочинения. Давайте вспомним , какие стили речи вам известны? В каком стиле будет написано наше сочинение? А какие существуют типы речи? ( повествование, описание, рассуждение). Какие из названных нами типов мы будеи использовать при написании сочинения? ( рассуждение с элементами описания и повествования). А какова структура сочинения – рассуждения? ( тезис, аргументы, доказательства , вывод) 10. Работа над сочинением. Слово учителя. Мы уже собрали достаточно много лексического материала для работы над сочинением. Давайте сформулируем основной тезис нашего сочинения ( « Хмельницкий – город – мечта, город – труженик, мой город») . - А какие из записанных вами предложений являются аргументами для данного тезиса? Написание учащимися сочинения – миниатюры. ІІІ. Подведение итогов работы.

  1. Чтение учащимися сочинений – миниатюр. У каждого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым называют тот, где прошло детство человека, ведь именно с детсвом связаны самые дорогие воспоминания. Любимый город. Этому городу вовсе не обязательно быть ст олицей, городом – миллионером. Он может быть маленьким, тихим , провинциальным, но очень родным. Города, как люди, - у каждого своя судьба, свое лицо и свой характер. Хмельницкий – город моего детства. Здесь я родилась. И я люблю свой город за то, что он такой , непохожий ни на какой другой город. Это чувство можно сравнить с любовью к родным. Ведь их мы любим не за что-то, а просто за то, что они есть. И это мой город - город Детства, Счастья и Добра. Слободяник Таисия, 9 –А класс Я иду по Киеву, любуясь фонтанами, зданиями из стекла, стремящимися в небо, выставочными павильонами с новинками техники, спускаюсь в метро, вижу сотни людей, которые бегут куда-то с озабоченными лицами. Величественный и грандиозный город, с многочисленными возможностями. А потом я сажусь в поезд и ловлю себя на мысли, что очень хочу домой , в наш маленький провинцильный городок. Родной город – это город, по которому ты скучаешь и в который ты с радостью возвращаешься. Мой город – Хмельницкий. Янкович Евгений, 9-А класс Мой город… Я думаю, что город может считаться твоим, если он оставил хоть какое-то неизгладимое впечатление в душе, если кусочек твоего сердца навсегда прижился в этом городе, и там осталась частичка тебя. Многие люди проводят всю жизнь в одном и том же месте, ходят по одгним и тем же улицам, видят знакомые здания, природу, общаются с одними и теми же людьми, не задумываясь о том, насколько они свыклись со своим городом, подружились с ним, стали близкими друзьями. Города могут прослеживать судьбы своих жителей, молча наблюдать иоткладывать в памяти разные события. Есть города, с которыми люди связывают свои мечты, стремления. Люди стремятся в эти города, надеясь найти себя, определить свое назначение и поменять жизнь к лучшему. Может быть, пройдет время, и я поюываю во всех тех городах, которые кажутся мне наиболее интересными, удовлетворю свое любопытство. Но я уверена, что только в Хмельницком я согу сказать: « Я не променяю его ни за что, это – лучший город земли!» 2. Домашнее задание. А домашним заданием у вас будет написать сочинение – рассуждение на тему « Хмельницкий – город – мечта, город – труженик, мой город». 3. Творческая работа. Вернемся к началу нашего урока – сказке о городе. Как вы думаете, каким может быть продолжение нашей сказки?

Вариант устного сочинения «Сказка о городе». У кадого существа и человека должен быть друг. У Города тоже была подруга – это Река, которая делила город на две части. Однажды вечером в разговоре с ней Город поделился своими раздумьями. «Ты знаешь, иногда мне кажется , что люди не любят меня, они душат меня выхлопными газами машин, они вырубают мои деревья под новые посторойки, они загрязняют мои улицы. Неужели они совсем обо мне не думают? Я так бы хотел услышать их мысли» - рассказывал он Реке. «Я могу помочь тебе», ответила Река. И на один вечер подарила Городу такую возможность. Утром он делился своими впечатлениями, он говорил о жителях города: « Некоторые люди мечтают о богатстве и славе, молодые мамочки хотят , чтобы их дети были здоровыми, матери ждут звонков от своих детей, молодежь спешат добиться успеха, но на площади в большом белом доме сидит человек, который думает о том, как сделать жизнь города лучше - о новых дорогах, больницах, школах... Я счаслив, что есть люди, которые думают обо мне….» Жаловская Катерина, 9-А класс.

Похожие:

Урок- мастерская письма. Ход урока Мотивация учебной деятельности. Чтение учителем текста «Сказки о нашем городе» iconУрока: урок-исследование Ход урока
Тема: Почему возникла идея написания «Сказки о жабе и розе» Всеволодом Михайловичем Гаршиным?
Урок- мастерская письма. Ход урока Мотивация учебной деятельности. Чтение учителем текста «Сказки о нашем городе» iconУрок- инсценизация по мотивам русской народной сказки
Урок- инсценизация по мотивам русской народной сказки «Колобок» с использованием икт, проведённом в 1-ом классе учителем Муравлёвой...
Урок- мастерская письма. Ход урока Мотивация учебной деятельности. Чтение учителем текста «Сказки о нашем городе» iconМастерская творческого письма по русскому языку по созданию текста...
Мастерская творческого письма по русскому языку по созданию текста – описания по картине в 5 классе
Урок- мастерская письма. Ход урока Мотивация учебной деятельности. Чтение учителем текста «Сказки о нашем городе» iconУрок развития связной речи. Культура речи. «С чего начинается Родина…»
Объявление темы. Мотивация учебной деятельности. Запись даты и темы урока в рабочие тетради
Урок- мастерская письма. Ход урока Мотивация учебной деятельности. Чтение учителем текста «Сказки о нашем городе» iconУрок развития связной речи. Культура речи. «С чего начинается Родина…»
Объявление темы. Мотивация учебной деятельности. Запись даты и темы урока в рабочие тетради
Урок- мастерская письма. Ход урока Мотивация учебной деятельности. Чтение учителем текста «Сказки о нашем городе» iconУрока. Мотивация к учебной деятельности
Тренировать умение определять географическую долготу объектов на глобусе и карте
Урок- мастерская письма. Ход урока Мотивация учебной деятельности. Чтение учителем текста «Сказки о нашем городе» iconТема: Чтение стихотворения «В гости к масленице»
Формы организации деятельности: чтение, обсуждение, беседа, мастерская по изготовлению продуктов детского творчества
Урок- мастерская письма. Ход урока Мотивация учебной деятельности. Чтение учителем текста «Сказки о нашем городе» iconУрок развития речи в 3 классе по теме: «Написание письма»
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями написания текста, используя законы эпистолярного жанра
Урок- мастерская письма. Ход урока Мотивация учебной деятельности. Чтение учителем текста «Сказки о нашем городе» iconУрок литературного чтения в 3 классе по умк «Школа 2100…» Тема: Обобщающий...
Развитие умений использовать выборочное чтение для подтверждения какой-либо мысли, выборочное чтение по конкретному заданию
Урок- мастерская письма. Ход урока Мотивация учебной деятельности. Чтение учителем текста «Сказки о нашем городе» iconМетодические разработки проведения урока написания писем методическая...
Участие в IX всероссийском конкурсе «Лучший урок письма» по двум номинациям (в феврале – октябре 2011 г.)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница