Положение о подготовке, оформлении и защите кандидатской диссертации в московской духовной академии




Скачать 304.75 Kb.
НазваниеПоложение о подготовке, оформлении и защите кандидатской диссертации в московской духовной академии
страница1/3
Дата публикации19.09.2014
Размер304.75 Kb.
ТипМетодические рекомендации
shkolnie.ru > История > Методические рекомендации
  1   2   3

ПОЛОЖЕНИЕ О ПОДГОТОВКЕ, ОФОРМЛЕНИИ И ЗАЩИТЕ КАНДИДАТСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ В МОСКОВСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ



В настоящем Положении содержатся требования по написанию, оформлению и защите диссертации на соискание ученой степени кандидата богословия в Московской духовной академии. Процедура подготовки и защиты диссертации излагается с учетом нормативно-правовых актов, действующих в светских вузах и научных учреждениях.

Методические рекомендации предназначены для студентов дневного и заочного обучения МДА.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение (понятие диссертации, общетеоретические основы научной работы, структура богословских наук)

Выбор темы диссертации. Методология церковно-научных исследований

План работы над диссертацией. Сбор материала по теме

Оформление диссертации. Предзащита. Автореферат

Защита диссертации
1. ВВЕДЕНИЕ
Процесс обучения в духовной академии завершается написанием и защитой кандидатской диссертации. Успешное прохождение этого заключительного этапа свидетельствует о приобретении выпускником знаний и навыков, необходимых для самостоятельной научно-богословской работы.

Диссертация, представленная на соискание ученой степени кандидата богословия, должна быть научной квалификационной работой, написанной на современном научно-богословском уровне. В ней должно содержаться решение задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли научно-богословского знания. Автор диссертации обязан показать в ней глубину эрудиции в области той дисциплины, в рамках которой он проводит исследование, и специальные знания по теме диссертации. Он должен обладать фундаментальной научной базой: владеть навыками научно-богословской работы, методологией богословского творчества, методами получения, обработки и хранения научной информации. Формальным итогом диссертационного исследования является рукопись, подготовленная для публичной защиты.

Для правильной постановки и ясной формулировки проблем, решению которых посвящена диссертация, ее автору необходимо знать и учитывать состояние современной церковной науки и практики. Диссертант должен хорошо ориентироваться в научной информации, без чего невозможно определить, насколько та или иная проблема нуждается в разработке.

К предмету исследования необходим целостный (системный) подход, а само исследование должно проводиться всесторонне и объективно. Предложенные диссертантом новые решения должны быть хорошо аргументированы и критически оценены по сравнению с известными решениями, находиться в согласии с фундаментальными научными теориями и принципами.

В ходе работы диссертант обязан: обосновать актуальность выбранной темы, определить цели и задачи исследования, выбрать методологию исследования, описать процесс исследования, обсудить результаты исследования, сформулировать выводы и сделать оценку полученных результатов. Студенты духовной академии, обучающиеся заочно, приступают к написанию кандидатской диссертации после успешной защиты дипломной работы и сдачи кандидатских экзаменов по следующим дисциплинам: история и методология богословия, иностранный язык (новый или древний — в соответствии с темой диссертации), специальная дисциплина (в соответствии с темой диссертации). Перечень экзаменов в каждом случае определяется кафедрой, на которой студент пишет диссертацию, согласно поданному прошению на имя заведующего кафедрой о допуске к сдаче кандидатских экзаменов.

Главное достоинство научной работы заключается в достижении новых результатов, которые реально обогащают церковную науку, а не повторяют уже достигнутое, не отличая вечно-истинное от устаревшего и ошибочного.

Научно-богословское знание обладает определенной структурой, выражением которой являются научные специальности и входящие в их состав научные дисциплины (науки). Науки различаются между собой, в основном, по двум признакам: по изучаемому предмету и методам исследований. Имеющаяся между некоторыми из наук общность позволяет объединять их в специальности (например, изучение жизни и творчества святых отцов раннехристианской, византийской Церкви и различных Поместных Церквей осуществляется в пределах одной специальности — патрологической).

Преподавание церковно-научных дисциплин в духовной академии основывается на их делении по четырем группам, каждая из которых преподается в рамках соответствующего отделения:

богословские дисциплин;

библейские дисциплины;

церковно-практические дисциплины;

церковно-исторические дисциплины.

Основные дисциплины, изучаемые на отделении, вместе с относящимися к ним вспомогательными и комплексными дисциплинами образуют научные специальности, по которым могут проводиться диссертационные исследования. Далее перечисляются специальности по каждому отделению (в скобках указаны критерии, уточняющие положение темы внутри специальности).

Богословское отделение:

догматическое богословие;

основное богословие;

нравственное богословие;

патрология;

аскетика;

сравнительное богословие;

сектоведение;

история православного богословия (по периодам);

история религий (по отдельным религиям).

Библейское отделение:

текстология Священного Писания (Ветхого и Нового Завета);

экзегетика и герменевтика Священного Писания (Ветхого и Нового Завета);

библейское богословие;

библейская археология;

история библеистики (по периодам).

Церковно-практическое отделение:

литургическое богословие;

церковное право;

пастырское богословие;

миссиология и диакония;

историческая литургика (по периодам и регионам);

история церковного права (по периодам и регионам).

Церковно-историческое отделение:

общецерковная история (по периодам);

история Поместных Церквей (по отдельным Церквам);

история Русской Церкви (по периодам);

агиография и агиология (по периодам и регионам);

всеобщая история (по периодам и регионам);

история России (по периодам);

история церковно-исторической науки (по периодам).
^ 2. ВЫБОР ТЕМЫ ДИССЕРТАЦИИ. МЕТОДОЛОГИЯ ЦЕРКОВНО-НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Работа над диссертацией начинается с выбора и утверждения ее темы. Тема должна соответствовать одной из специальностей, указанных выше, с тем чтобы работа выполнялась на соответствующей кафедре и отделении. Как правило, студент выбирает тему по специальности того отделения, на котором обучается. В случае выбора комплексной темы, лежащей «на стыке» двух и более специальностей, следует определить, какая из них будет приоритетной.

Выбор темы производится во время обучения студента на II курсе. Каждая кафедра Московской духовной академии не реже одного раза в учебном семестре утверждает перечень тем кандидатских диссертаций с указанием преподавателей, готовых осуществлять научное руководство конкретными темами работ. Студент вправе как выбрать одну из этих тем, так и предложить собственную тему исследования. В любом случае ему необходимо обсудить тему (а по возможности — и примерный план работы) с научным руководителем и по итогам этого обсуждения уточнить ее формулировку. Затем студент подает на имя заведующего соответствующей кафедрой заявление о закреплении темы и утверждении научного руководителя. Данное заявление рассматривается на заседании кафедры, где также может быть изменена формулировка темы. Рекомендуется приглашать на заседание студентов, заявления которых обсуждаются, и заслушивать их сообщения о предложенных темах. В случае положительного решения кафедры студент приступает к работе над диссертацией. Если в процессе исследования выяснится, что тему нужно изменить, такое изменение (после консультации с научным руководителем) осуществляется в том же порядке, что и закрепление темы.

Тема должна удовлетворять ряду требований, которые в дальнейшем будут предъявляться к самой диссертации: она должна обладать актуальностью, научной новизной и практической значимостью. Актуальность темы означает ее важность, соответствие современным задачам церковной науки и практики. Научная новизна темы заключается как в отличии от тем ранее выполненных исследований, так и в содержательной оригинальности основной идеи, заложенной в тему. Практическая значимость темы состоит в ее приложимости к прикладным задачам науки и к решению конкретных проблем церковной жизни. Для того, чтобы тема отвечала этим требованиям, следует обращаться к новейшей научной литературе по соответствующей проблематике, документам Архиерейских Соборов и Священного Синода Русской Православной Церкви, следить за тематикой диссертаций, защищаемых в духовных академиях и светских организациях. Рекомендуется использовать информацию о диссертациях, размещаемую на сайтах духовных школ, а также «Летопись авторефератов диссертаций» (библиографический указатель, ежемесячно издаваемый Книжной палатой РФ и имеющийся в справочном отделе любой крупной научной библиотеки).

Будущему диссертанту надо обратить особое внимание на формулировку темы его работы. Название диссертации должно быть таким, чтобы читатель, увидев его, сразу мог понять, чему именно посвящено исследование. В нескольких словах (как правило, 5–8; не следует придумывать длинные формулировки, перерастающие из названия в аннотацию) необходимо с предельной четкостью выразить саму суть исследуемой проблемы (например, «Ангелологические трактаты Михаила Пселла (атрибуция и историко-догматический анализ)»). Следует поэтому избегать в формулировке темы шаблонных, расплывчатых слов и оборотов, не раскрывающих содержание работы («некоторые проблемы…», «к вопросу о…»).

Недопустимо, чтобы выбранная тема совпадала с темами уже защищенных диссертаций (независимо от того, подготовлены они в духовных или в светских образовательных учреждениях). Установив, что по интересующей его теме были выполнены диссертационные исследования, студент должен изменить формулировку своей темы так, чтобы она отражала дальнейшее продвижение в изучении проблемы. В то же время ему следует детально изучить эти работы, чтобы активно использовать их в собственной диссертации.

Помимо перечисленных формальных требований, студент должен исходить из содержания темы. Всегда лучше писать диссертацию по той теме, которая интересна и важна для диссертанта, тем более, если у него уже есть курсовые сочинения, дипломная работа, выступления на научных конференциях, публикации по схожим вопросам. По объему темы бывают широкими и узкими (например, «История египетского монашества»; «История египетского монашества в IV–V вв.»; «История монашеской общины преп. Пахомия Великого» и т. д.). Для кандидатских диссертаций предпочтительны наиболее узкие темы, позволяющие начинающему исследователю скрупулезно изучить одну проблему, тогда как широкие темы при недостаточных навыках научной работы обычно приводят к появлению поверхностных, компилятивных диссертаций, не вносящих ничего нового в науку. Характер темы может быть теоретическим или практическим, в зависимости от того, насколько она близка к проблемам церковной науки как таковой либо реальной церковной жизни (например, «Текстология писем свт. Василия Великого (на материале писем к Амфилохию Иконийскому)» и «Особенности миссионерского служения в воспитательных колониях»). Наиболее перспективны комплексные темы (например, «Харистикариат в Византийской империи XI в. (правовые и социальные аспекты)» — тема на стыке истории церковного права, общецерковной и всеобщей истории византийского периода), предполагающие решение наиболее острых и важных для развития науки вопросов. Однако выбирать их следует лишь хорошо подготовленным студентам, поскольку они требуют глубоких познаний сразу в нескольких богословских дисциплинах. Не рекомендуется выбирать для кандидатских диссертаций темы историографического и историко-биографического характера, несмотря на их кажущуюся легкость. Исследование научного наследия ученого-историка (тем более — исторической школы) или биографии церковного деятеля, чтобы претендовать на статус научного, не должно представлять собой компиляцию из опубликованных произведений соответствующего лица и посвященной ему исторической литературы. Такая диссертация должна основываться на максимально широком круге источников (включая самостоятельно выявленные в архивах), тщательном учете исторического, политического, культурного, научно-богословского и т. п. контекста деятельности соответствующего лица, его личной жизни, отношения к нему современников. Поэтому подобные работы, как правило, пишутся сформировавшимися, опытными исследователями.

Определившись с темой (фактически, с объектом и предметом исследования, а отчасти и с его целью и задачами), начинающий диссертант должен решить другой принципиально важный вопрос — о методологии своего исследования. Если формулировка темы определяет, «что» будет изучено в диссертации, то методы указывают, «как» это будет делаться.

Под методом научного познания принято понимать способ достижения цели (т. е. решения проблемы), совокупность приемов и операций научной деятельности, а под методологией — упорядоченный набор методов исследования (а равно — «учение о методе», раздел философии, где изучаются методы наук). Можно выделять несколько уровней научных методов:

общенаучные;

определенной группы наук;

конкретной отрасли науки.

Общенаучная методология представлена направлениями, концепциями и системами научного знания, которые в силу универсальности своего характера используются как средство познавательной деятельности в самых различных отраслях светской и церковной науки. Сюда, прежде всего, относятся логические методы: индукция и дедукция, анализ и синтез, аналогия, обобщение, абстрагирование, идеализация, типологизация. Общенаучными можно назвать метод сравнения, статистические методы и др. Сюда же относится системный подход, позволяющий раскрыть многообразие проявлений изучаемого объекта, определить место предмета исследования диссертации в разрабатываемой отрасли науки.

Науки делятся на естественные, социальные и гуманитарные (две последние группы зачастую объединяют), и каждая из этих групп характеризуется специфическими методами. Гуманитарная наука, имеющая дело с духовной стороной жизни человека и общества, описывает факты во всей их уникальности, не стремясь к обязательной систематизации и классификации, не прибегая к эксперименту и языку математики. Доказательства в гуманитарной сфере менее строги, чем в естественнонаучной, и строятся не на точных расчетах, а на убедительности формулировок. Богословие по своему характеру примыкает именно к гуманитарным наукам, и противопоставление гуманитарных методов естественнонаучным в полной мере относится к нему.

В то же время каждая отрасль научно-богословского знания накапливает свой арсенал средств научного познания собственных научных объектов, что в целом составляет методологию конкретной отрасли церковной науки. Например, в церковном праве используются историко-догматический, сравнительно-правовой (компаративный) методы.

Студент должен иметь в виду, что диссертация не может быть выполнена с применением лишь одного метода. Любое крупное научное исследование осуществляется на основе комплекса методов всех трех уровней, и этот факт должен затем найти отражение во введении к диссертации, где подробно описывается методология работы. Вместе с тем надо учитывать, что в гуманитарных науках общепризнанная научная теория может выступать в качестве метода изучения частной проблемы. Например, в диссертации по агиографии автор может указать, что основывается на принципах «критической агиографии», выработанных И. Делеэ и П. Петерсом; в диссертации о рецепции византийского права — что он разделяет взгляды Я. Н. Щапова на текстологию кормчих книг и т. д.

Грамотное применение методов должно обеспечить успешное решение проблемы, заявленной в теме диссертации, и возможность проверки полученных автором новых научных результатов. Такая проверка может проводиться двумя путями — верификации и фальсификации. Верификация означает возможность опытного подтверждения результатов. Фальсификация подразумевает, что научный результат должен в принципе допускать возможность его опровержения средствами науки (нефальсифицируемыми являются неконкретные, расплывчатые результаты, а также выводы философско-мировоззренческого характера). Применительно к гуманитарным исследованиям необходимо, чтобы в тексте работы были правильно, на основе соответствующих научных теорий интерпретированы (и снабжены ссылками) данные источников и сведения из научной литературы.

Для более подробного ознакомления с методологией научного творчества студентам следует обратиться к любому из опубликованных в последние годы учебных пособий для аспирантов по дисциплинам «Философия и методология науки», «История и философия науки» и к трудам выдающихся методологов гуманитарного и общенаучного познания — Г. Гадамера, Э. Гуссерля, Т. Куна, И. Лакатоса, К. Поппера, П. Рикера и др.
  1   2   3

Похожие:

Положение о подготовке, оформлении и защите кандидатской диссертации в московской духовной академии iconТема кандидатской диссертации: «Социально-экономическое положение...

Положение о подготовке, оформлении и защите кандидатской диссертации в московской духовной академии iconРабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального...
Целью изучения дисциплины является теоретическая и практическая подготовка аспирантов (соискателей) для ориентации их в методах и...
Положение о подготовке, оформлении и защите кандидатской диссертации в московской духовной академии iconКандидатской диссертации: «Национальная традиция и поэтический перевод...
Тема кандидатской диссертации: Национальная традиция и поэтический перевод лирика А. С
Положение о подготовке, оформлении и защите кандидатской диссертации в московской духовной академии iconМетодические рекомендации по подготовке, оформлению и защите дипломных...
Дипломная работа представляет собой одну из форм итоговой аттестации выпускников мдс. Цель написания дипломной работы – подтверждение...
Положение о подготовке, оформлении и защите кандидатской диссертации в московской духовной академии iconМорфология
Латинскому языку для студентов II курса Московской духовной академии Сектора заочного
Положение о подготовке, оформлении и защите кандидатской диссертации в московской духовной академии iconЭкзаменационная программа
Древнегреческому языку для студентов 111-го курса Московской Духовной Академии Сектора заочного обучения
Положение о подготовке, оформлении и защите кандидатской диссертации в московской духовной академии iconТема кандидатской диссертации: «Формирование механизма финансового...

Положение о подготовке, оформлении и защите кандидатской диссертации в московской духовной академии iconКандидатской диссертации: «Организационно-экономический механизм...
Основные публикации: «Товарный знак и его значение в России и за рубежом» (2009)
Положение о подготовке, оформлении и защите кандидатской диссертации в московской духовной академии iconТ. О. Назарова, Ю. В. Кульпина
Тема кандидатской диссертации: «При- оритетные направления создания привлекательного инвестиционного климата в санаторно-рекреационной...
Положение о подготовке, оформлении и защите кандидатской диссертации в московской духовной академии iconКандидатской диссертации: «Социально-философская интерпретация деструктивности...
С. А. Храпов, кандидат философских наук, доцент, старший научный сотрудник кафедры философии
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница