Содержание




Скачать 285.21 Kb.
НазваниеСодержание
страница1/3
Дата публикации27.01.2014
Размер285.21 Kb.
ТипРеферат
shkolnie.ru > Информатика > Реферат
  1   2   3



АВТОМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ТЕСТИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ
Р Е Ф Е Р А Т


СОДЕРЖАНИЕ








стр.

Введение




3










1. Понятие дистанционного образования




3










2. Развитие ДО в России




4










3. Электронные учебно-методические ресурсы




6

3.1. Электронные учебники




6

3.2. Тренажерные комплексы (на примере тренажеров ЦНОТ ДВГУ)




8

3.3. Виртуальные лаборатории.




11

3.4. Тестирующие комплексы (на примере Межвузовского центра тестирования УГПИ)




13










Заключение




14










Глоссарий




15










Список литературы




16










Ресурсы сети Internet




19


ВВЕДЕНИЕ
Информационные технологии (ИТ) стали неотъемлемой частью жизни социума. Глобализация характеризует качественно новый этап развития системы международных отношений в экономической, социальной, политической, культурной и других сферах, в том числе и в образовании. Существование и функционирование образовательной системы, как одного из оснований становления и развития информационного общества, немыслимо без информационных технологий. При этом их использование в образовательной системе направлено на единовременное решение нескольких задач:

- обеспечение развития информационного общества;

- расширение сферы образовательных услуг с помощью применения информационных технологий;

- развитие самой образовательной системы на основе ИТ.

Роль ИТ в современном мире заключается в прагматическом аспекте - в предоставлении членам общества высшего образования. Проблемы же качества эффективности электронного образования связаны не только с качеством информационной инфраструктуры образовательного учреждения и всей страны, но, в первую очередь, с дидактическими качеством образовательных услуг.
^ 1. ПОНЯТИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Дистанционное образование (ДО) – термин, используемый в России для обозначения заочного образования, основанного на передовых информационных технологиях, в противовес традиционному заочному образованию "по переписке". Термин этот (distance education) первоначально распространился за рубежом, и именно в связи с бумом информационных технологий, хотя формально его "западное" определение подходит и к обычному заочному обучению. "Дистанционное образование – любой метод обучения, при котором преподаватель и студент большей частью находятся на расстоянии друг от друга". При таком определении дистанционным оказывается и любое очное обучение, при котором время самостоятельной работы студента превышает время, проведенное в классе. Впервые, насколько нам известно, термин ДО появился в каталоге University of Wisconsin в 1892 г., популяризован в 1960-х германским профессором Отто Петерсом, и получил широкое распространение в США в 1980-е.

Дистанционное образование - это комплекс услуг, предоставляемых населению в стране и за рубежом с помощью специализированной информационной образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии.

Информационно-образовательная среда дистанционного образования - это системно-организованная совокупность средств передачи данных аппаратно-программного, организационно-методического обеспечения, ориентированных на удовлетворение образовательных потребностей пользователей и др.

Процесс дистанционного образования может осуществляться при помощи спутникового телевидения, радио и т.п. Перспективы этой формы обучения непосредственно связаны с использованием компьютерных сетей, в том числе Internet. ДО имеет ряд немаловажных преимуществ:

  • обучающиеся не посещают регулярных занятий, лекций, семинаров;

  • есть возможность формировать индивидуальный учебный план, варьировать время и темп обучения;

  • обучение проводится при совмещении основной профессиональной деятельности с учебой.

Средняя оценка зарубежных и отечественных систем дистанционного образования показывает, что оно очень экономично и обходится на 10-50% дешевле, в основном за счет более эффективного использования существующих учебных площадей и технических средств. Опыт отечественных негосударственных центров ДО показывает, что их затраты на подготовку специалиста составляют около 60% от затрат на дневную форму подготовки.

В результате дистанционное образование с использованием компьютерных сетей становится не только перспективной формой обучения, но и эффективной коммерческой деятельностью. Проведенные исследования показали, что обучение при помощи ДО уже сейчас пользуется спросом. Дистанционное образование сыграет важную роль в повышении образовательного уровня россиян, сделает их образование более мобильным и динамичным, а это особенно актуально на сегодняшний момент.

При этом важное значение имеет государственная поддержка. В отчете, выпущенном недавно Минобразования США, утверждается, что число государственных школ США, имеющих доступ в Internet, за последние три года увеличилось более чем вдвое и составляет 78% (всего в США более 80 тыс. государственных школ). В то же время даже в Москве это число по разным подсчетам составляет 5-10% (!). Помимо этого, правительство США намерено потратить на цифровые библиотеки $50 млн., в России же финансовая поддержка таких проектов или вовсе отсутствует, или речь идет о минимальных суммах.

По данным Garther Group, объем мирового рынка открытого образования будет расти на 100% в год, увеличиваясь, таким образом, с 2,1 млрд. долларов в 2001 году до почти 33,4 млрд. долларов к 2005 году. По прогнозам западных исследователей, к 2006 году 27% всей образовательной информации в мире будет передаваться через Интернет.
^ 2. РАЗВИТИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ.
В последние годы Министерство образования РФ уделяет большое внимание развитию образовательной системы на основе информационных и дистанционных технологий по следующим направлениям:

  • придание статуса финансовой приоритетности программам, направленным на создание электронных учебно-методических ресурсов и внедрение дистанционных технологий в образование;

  • разработка нормативно-правовых основ использования в образовании технологий дистанционного обучения;

  • активное использование в дистанционном обучении телекоммуникационных сетей и систем, включая спутниковые технологии;

  • создание электронных образовательных продуктов;

  • создание системы электронных образовательных порталов;

  • создание региональных систем дистанционного образования.


Нормативно-правовая основа использования в образовании технологий дистанционного обучения в России закладывается принятием документов:

  • Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", утвержден 10.01.2003 г. Цитата из документа (Ст.1, п.3): "Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.

  • Образовательное учреждение вправе использовать дистанционные образовательные технологии при всех формах получения образования в порядке, установленном федеральным (центральным) государственным органом управления образованием."

  • 18.12.2002 г. утвержден документ "Методика применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования РФ". В стадии обсуждения находится проект "Лицензионные требования к условиям осуществления образовательного процесса в вузах и учреждениях дополнительного профессионального образования с применением дистанционных технологий"


Национальный Фонд Подготовки Кадров РФ (НФПК) так же обратил свои взоры в сторону использования ДО-технологий в своей деятельности. В 2002 году стартовал проект по созданию системы повышения квалификации и подготовке кадров высшей школы для системы ДО в России. В 2003 году в НФПК принята к разработке программа, связанная с информатизацией и внедрением Интернет технологий в систему школьного образования по интенсивному сценарию, которая будет проводиться в трех направлениях:
- разработка учебных материалов нового поколения

- подготовка кадров - Профессиональное развитие педагогов в области применения ИКТ для целей образования;

- создание сети межшкольных методических центров.

Несмотря на официальные шаги соответствующих структур и ведомств, очень важным является аспект готовности населения к дистанционному обучению.

Согласно данным мониторинга Министерства образования РФ, проводимого с 1999 года, численность населения, имеющего возможность использовать компьютерную технику в образовательных целях, составляет около 15 миллионов человек и за 2000 - 2002 годы выросло в три раза. В среднем 75% -77% лиц с актуализированными образовательными потребностями выражают желание учиться дистанционно.
^ 3. ВИДЫ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ
К основным видам электронных учебно-методических ресурсов относятся:
1. Электронные учебники
2. Тренажерные системы

3. Виртуальные лаборатории по дисциплине (виртуальный учебно-исследовательский практикум)
4.Тестирующие комплексы
^ 3.1. ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНИКИ
Электронный учебник - это ресурс, содержащий - структурированную интерактивную учебную информацию, - систему упражнений для ее осмысления и закрепления, - сценарии учебной работы.

Сценарий - описанная последовательность работы с учебным материалом. В грамотно построенном сценарии студент как бы ведет диалог с преподавателем, который заранее предусмотрел типичные вопросы и ошибки и создал систему реагирования на эти трудности.

^ Основными принципами разработки ЭУ являются:

  • Модульность

Модуль - логически завершенный учебный блок. В модуле обязательно четко определены:

- цели и задачи обучения по данному модулю;

- навыки и умения, получаемые при завершении изучения модуля;

- контрольные мероприятия (по ним будет оцениваться работа студента по данному модулю).

В состав модуля входят следующие элементы

1. Название модуля

2. Цели

3. Трудоемкость (например, в часах или % от объема всего курса)

4. Наименование учебных вопросов (подразделы модуля)

5. Учебный материал

6. Резюме

7. Тесты, вопросы для самоконтроля и практические задания

8. Литература

Дополнительным материалом в составе модуля могут быть:
- Текст психологического настроя (может быть как серьезным, показывающим значимость данного модуля, так и менее официальным - например, в виде эпиграфа, анекдота к теме)

- Девиз (например, "Семь раз отмерь, один раз отрежь" - в курсе кройки и шитья)

- Схемо-модуль (схематичное интерактивное изображение соотношения понятий, изучаемых в модуле. Может служить дополнительной навигацией по модулю, так как все понятия являются ссылками)

- Аудиозапись

- Часто задаваемые вопросы по теме модуля и др.

  • Интерактивность

Интерактивность определяет способ реакции электронного учебника на действия пользователя.

Виды интерактивности

I. По участникам процесса

- человек - компьютер;

- человек - человек.

II. По области применения

- В навигации

- В сценарии

Примеры интерактивности человек - компьютер:

1.Тесты разных видов, дающие обучающую обратную связь (которая показывает, какой раздел нужно повторить студенту, чтобы правильно ответить на вопрос)

2.Посещение виртуального музея;

3.Щелчок на изображении, чтобы посмотреть его анимированную версию и т.п.

Организующая информация в электронном учебнике:

1. Название курса

2. Сведения об авторе

3. Сведения о специальности

4. Структурно-логическое графическое изображение содержания курса

5. Программа курса, тематический план

6. Методическое руководство по изучению дисциплины

Дополнительная информация по курсу:

-Электронная библиотека (хрестоматия текстов для гуманитарных специальностей, ссылки на источники в Интернете, справочники для тех. специальностей)

-Экзаменационные вопросы

-Примеры решения задач

-Глоссарий

-Список иллюстраций

-Текст модулей для распечатки (в формате .doc, .pdf, так как много читать

экрана тяжело)

-В сетевом курсе - архивированный файл каждого модуля или учебника в целом для скачивания.

^ Основные ошибки при создании электронных учебных курсов
Эргономические: неудобная навигация, слабая привлекательность титульной страницы, учебный текст всего учебника дается одним огромным файлом, отсутствие интерактивного оглавления.

Методические: малое количество интерактивных элементов, плохая структурированность курса, слабая наглядность (нужно разумное использование графики, таблиц, схем и т.п.)

^ Целесообразность создания ЭУ:

1.Облегчение работы преподавателя (даже в очном обучении)

2.Дополнительный заработок от продажи студентам разных форм обучения (подобные учебники пользуются большим спросом)

3.При использовании курса в ДО - регулярные авторские отчисления

4.Проще осуществить обновления материала, чем на других носителях
  1   2   3

Похожие:

Содержание iconСодержание
Содержание размещают после титульного листа отчёта (как правило, на стр. 2). Слово «Содержание» рас­полагают посередине страницы...
Содержание iconРеквизиты для оплаты членских взносов на сдх(содержание дачного х-ва),...

Содержание iconКонспект интегрированного занятия «Теремок» во 2 младшей группе Программное содержание
Продолжать учить эмоционально, воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц
Содержание iconПорядок расчета размера родительской платы за содержание детей в структурном подразделении
Размер родительской платы за содержание ребенка в Детском саду «Бабочка» (далее по тексту – родительская плата) не может превышать...
Содержание iconШаг Содержание Шаг Содержание 1 Первый макрос 38 Зачем нужна рабочая область

Содержание iconРуководство по подготовке технологических профилей для сети rttn/rfr содержание
Общее содержание технологических запросов и предложений: вопросы, на которые все равно придется отвечать 3
Содержание iconМбоу «Федоровская сош №2 с углубленным изучением отдельных предметов»
Цель работы в рамках заданной темы «Метапредметное содержание учебного предмета» попытаться понять, что такое метапредметное содержание...
Содержание iconПамятка для учителя по составлению рабочей программы
...
Содержание iconКраткая инструкция о процедуре подачи запроса на публичную информацию, ее получение
Содержание запроса: Общее описание информации или вид, название, реквизиты или содержание документа относительно которого осуществлен...
Содержание iconСодержание программы Обязательная часть Пояснительная записка организация...
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница