Правовые основы формирования информационного общества в узбекистане




Скачать 423.7 Kb.
НазваниеПравовые основы формирования информационного общества в узбекистане
страница1/4
Дата публикации23.02.2013
Размер423.7 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > Информатика > Документы
  1   2   3   4
Опубликовано на http://www.russianlaw.net

http://www.russianlaw.net/law/doc/a201.doc

Опубликовано на www.russianlaw.net

23 мая 2006 года
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В УЗБЕКИСТАНЕ
Яковенко А.А.

e-mail: yakovenko_alexey@mail.ru

URL: www.lda-uz.com/yakovenko.htm
«Битва за доступ к Интернету выиграна, однако сейчас мы столкнулись с другой проблемой - как убедить каждого пользователя, что Интернет полезен?»

Профессор Ричард Роу.

Оксфордский Институт Интернета
Ученые утверждают, что наши социальные метафоры создают содержание нашей культуры. Сегодня такой глобальной метафорой стало понятие «сеть»1. И действительно, ее универсальность кажется абсолютной: нейронная сеть, Интернет-экономика, сетевая логика, информационно-коммуникационные технологии, сетевое предприятие, искусственный интеллект, информационное общество.

Президент Республики Узбекистан И.А. Каримов отмечает, что в качестве важнейшей составляющей процессов формирования основ гражданского общества мы рассматриваем обеспечение либерализации средств массовой информации и ускоренное развитие информационно-коммуникационной сферы2.

Глобализация всех происходящих в обществе изменений, когда события, территориально очень далекие друг от друга, оказываются звеньями одной цепи, утрачивая тем самым свой, казалось бы, локальный характер. Колоссальное усложнение всей экономической, политической и социальной деятельности человечества и формирование здесь сложных систем, что выдвинуло на первый план проблемы управления и его информационного обеспечения, породив не только такие области знания как кибернетика, системный анализ, исследование операций, но и новое мировоззрение, в рамках которого мир воспринимается через призму информационных процессов3. Развитие новых информационных и коммуникационных технологий, широкое внедрение которых во все сферы жизни человека привело к их серьезной перестройки и появлению таких новых форм общественной деятельности как электронная коммерция, телеработа, дистанционное образование, телемедицина и электронная демократия.

Все это дало повод известному итальянскому публицисту Джульетто Кьезе заявить: «Сам собой напрашивается вывод, что в современном обществе именно культура меняет содержание и общественный статус. В XIX веке и до последней четверти ХХ века культура считалась синонимом свободы и прогресса как индивидуума, так и общества. Сегодня же культура превратилась просто в одну из сфер экономики и средство извлечения прибыли. Культура изменила свое имя – теперь ее зовут информация»4.

Указанные вопросы о роли информации в повседневной жизни сегодня – одни из самых актуальных и обсуждаемых как среди широкого круга научных деятелей, так и законодателей ряда стран.

При этом любопытным фактом служит то обстоятельство, что все перечисленные институты современного общества развиваются по тем же объективным законам, по которым развивается глобальная компьютерная сеть – Интернет5.

Как отмечает Президент Республики Узбекистан И.А. Каримов: «большой прорыв за последние годы совершен в сфере информационных и коммуникационных технологий, систем телекоммуникаций. За короткий период времени в республике создана разветвленная система коммуникационной связи, обеспечивающая оперативную и надежную телефонную связь в любой точке нашей страны. Уровень охвата цифровыми сетями телекоммуникаций городов республики превысил 86%. Дальнейшее повышение уровня информационного обслуживания неразрывно связано с широким подключением к международной системе «Интернет». И в этом направлении за последние годы произошли разительные перемены»6.

Именно Всемирная Паутина как одна из ее составных элементов7 приобретает сегодня критически важное значение в формировании бизнеса8, культуры9 и самого общества10.

Что же представляет Интернет сегодня? К 1995 г. сеть Интернета объединяла 8,2 млн. хостов11, 200 тыс. сегментов, 70 тыс. независимых сетей12. А на 2004г. количество хостов составило уже около 200 млн13.

Винт Серф, вице-президент компании MCI Worldcom, указывает, что соотношение количества пользователей к числу хост-компьютеров составляет приблизительно три к одному14. Это высказывание подтверждают исследования компании eMarketer, по данным которой мировая аудитория Интернета на конец 2001 г. составляла 445,9 млн. человек, а к концу 2002 г. это число возросло до 605 млн.15, средний рост числа пользователей до конца 2004 г. составил 19,1% в год16, т.е. приблизительно 860 млн. человек аудитории на конец 2004 г., или 12 – 13 % населения планеты.

Ведущее место в освоении Сети занимает Северная Америка; ожидается рост пользователей и в Европе, в том числе в Восточной Европе и в СНГ. Примечательно, что в 2000 г. в скандинавских странах процент пользователей Интернет был очень высок, а в США тем не менее сформировался самый многочисленный отряд пользователей сети – около 52% всех пользователей планеты17. Однако эти данные достаточно приблизительны18. Схожая ситуация по странам обстоит и с распределением компьютерной техники среди населения19.

Обратимся также и к теоретическому пониманию природы глобальной сети. Если стать на точку зрения Дока Серлза и Дэвида Вайнбергера, то «это всего лишь протокол передачи данных – Internet Protocol (IP)»20. Алексей Андреев в это понятие уже включает и Веб-технологии: «Интернет с надстройкой WWW – это не только система связи и большая база данных, но и система получения знаний, огромный искусственный интеллект». Ну, а Анатолий Ализар и Иван Засурский, развивая взгляды ряда западных ученых, включают в рассмотрение и все сообщество пользователей Интернета, говоря об образовании «всемирной нервной системы» и «новой социальной инфраструктуры»21.

Таким образом, в своем вещественном воплощении Интернет – это Сеть сетей, в коммуникативном – Сообщество сообществ22, в информационном –возможно некий искусственный интеллект23, ну, а что он представляет собой как социальная инфраструктура, служит ли он объективным фактором формирования информационного общества? Для этого, по нашему мнению, сначала необходимо разобраться с природой последнего.

Вторая половина XX в. была периодом зарождения концепции о формировании нового общества – информационного24. Как писал Джон Нэсбит: «Компьютерные технологии стали для информационного века тем же, чем была механизация для промышленной революции»25.

Ряд ученых в этот период дают различные определения исследуемого явления, используя технологические26, экономические27, пространственные28, культурные29 и связанные со сферой занятости30 критерии.

Интернет же, позволяющий в реальном времени использовать экономический успех31, способствовать обучению и демократическим процессам, вызвал особенно много споров в научных кругах. Как указывает Фрэнк Уэбстер, «постоянные рубрики в средствах массовой информации сообщают об «информационных супермагистралях», в потоке движения по которым населению еще предстоит научиться удерживаться»32. Появились отдельные авторы, которые объявили, что «прогресс в телекоммуникациях… навязывает ничего не подозревающему миру новый порядок… и тот, кого эти отношения обойдут стороной, потерпит полный крах»33.

Однако, на наш взгляд, если рассуждать более реалистично, распространение внутригосударственного, международного и действительно глобального обмена информации внутри банков, корпораций, правительств и общественных организаций, а также между ними указывает на сходную тенденцию, ведущую к становлению технологической инфраструктуры, которая обеспечивает мгновенную компьютерную коммуникацию в любое время и в любом месте, где имеется соответствующее оборудование34. Большинство ученых-аналитиков все же сходится в определении основы такого подхода35.

Выделяют четыре внутренне связанные фундаментальные черты формирующегося информационного общества:

– изменение роли информации и знания в жизни общества, выразившееся, прежде всего, в беспрецедентном возрастании информационной насыщенности хозяйственной, управленческой и других сфер деятельности, в превращении информации и знания в важнейший ресурс социально-экономического развития;

– превращение информационной индустрии в наиболее динамичную, выгодную и престижную сферу производства, которая обеспечивает лидирующую роль отдельных стран и городов в системе мировой экономики;

– возникновение развитой рыночной инфраструктуры потребления информации и информационных услуг и, в частности, широкое внедрение ИКТ в различные сферы жизни, причем не только в профессиональную, но и бытовую.

– глубокие изменения в моделях социальной организации и сотрудничества, когда во всех сферах общества происходит замена централизованных иерархических структур гибкими сетевыми типами организации, приспособленными к быстрым изменениям и инновационному развитию.

Ключевой тенденцией является последовательное возрастание роли информации и знания в современном обществе. Такие ученые как, Д.Белл36, А. Тоффлер37 считают, что информация и знания становятся все более важным фактором производства, движущей силой экономического развития и процветания общества. Основываясь именно на этой особенности современного общества, многие исследователи и называют его «информационным» или «обществом знания» как его называет П.Дракер38, или же, по мнению М.Пората, обществом, основанным на «информационной экономике» или «экономике знания»39, так как в информационном обществе экономические успехи все больше зависят от наличия и эффективности национальной, региональной, локальной или корпоративной системы инноваций и налаженной системы непрерывного образования.

Однако до сих пор, несмотря на широкое распространение термина «информационное общество», ученые и специалисты еще не пришли к единому пониманию его основного содержания. Существует целый ряд определений, которые выдвигают на передний план те или иные реальные черты и тенденции современного общества40. В центре внимания многих работ находятся быстрое развитие информационных и коммуникационных технологий и их возрастающее использование во всех сферах экономической41 и общественной жизни. В целом же исследователи полагают, что «информация и коммуникационные технологии означают становление новой эпохи, которая на ранних стадиях создаст некоторый дискомфорт, но затем окажется экономически очень выгодной» 42. Эта новая «техноэкономическая парадигма» и представляет собой «информационный век», развитие которого совпадает с началом XXI в.43

В Узбекистане формирование информационного сообщества находится пока еще на первичной стадии. Тем не менее, за последние годы также наметился определенный рост сетевых отношений. Расширились круг Интернет-пользователей44, провайдеров45, а также и количество отечественных веб-ресурсов46. Так существенно увеличилось число организаций с собственными сайтами. Однако лишь у немногих из них есть настоящий корпоративный портал. Небольшое число организаций имеет местные сети, используемые для внутреннего обмена информацией. Некоторые из них имеют определенные дополнения клиент/сервер с центральной статистической базой. Из числа действующих предприятий, согласно экспертным оценкам, лишь примерно 10% (порядка 19,5 тыс.) используют системы управления, основанные на применении информационных технологий47. Наиболее компьютеризованными являются банковская система, налоговая и таможенная службы, службы МВД48, МИД49, ГКИ50 и других государственных органов. Что касается формирования и использования национальных информационных ресурсов, в среднем по Республике собственные информационные ресурсы в сети Интернет имеют 92,0% органов государственной власти и управления, а также 81% госкомпаний и 100% банков51.

Однако, мы должны признать, все эти показатели довольно малы по сравнению с темпами их роста в развитых зарубежных странах.

Учитывая актуальность информационных технологий в современном мире, а также их использование для интеграции нашей страны на мировую арену, необходимо решение вопросов эффективного регулирования их с правовых позиций, что обеспечит определенные гарантии их стабильного развития и защиты интересов их участников.

Именно поэтому, последние несколько лет «информационное общество» находится в центре внимания многих правовых документов национального, регионального, и международного уровня.

Рассмотрим примеры формирования правовой базы ИКТ и разработки программ развития информационного общества в наиболее развитых зарубежных странах.

Так в 1993 г. правительство США выпустило доклад с планами развития национальной информационной инфраструктуры (НИИ) (Agenda for Action). Для изучения проблем, связанных с построением НИИ, была создана Рабочая группа по Информационной Инфраструктуре (Information Infrastructure Task Force), которая разработала ряд основополагающих принципов52 развития НИИ. При этом, что касается правовой регламентации, то здесь было намечено определить цели и задачи, которые должны регулироваться законом, включая обеспечение конкуренции; сделать законодательство достаточно гибким, чтобы позволить внедрить новые услуги и технологии без внесения в него дополнительных поправок; делегировать широкие полномочия органу регулирования, независимому от национального оператора; установить открытый процесс участия заинтересованных сторон в написании правил регулирования; всем этим в итоге направлять создание свободного рыночного доступа, основанного на недискриминации53.

В Канаде в 1994 г. Министерство промышленности выпустило доклад «Построение более инновационной экономики» («Building a more innovative Economy»), в котором обсуждались способы, которыми государство использует информационные технологии, чтобы достичь экономических и социальных целей. Был разработан план действий, в который вовлечены более 30 государственных органов. Предлагалось осуществить переход к информационному обществу и экономике знаний с помощью Канадской информационной магистрали. Для достижения этой цели необходимы скоординированные действия государства54, частного сектора и общественных учреждений.

Роль государства состояла в нахождении баланса между конкуренцией и регулированием, свободой пользоваться шифрованием для защиты личной жизни и персональных коммуникаций и необходимостью защищать общественные интересы от террористов, свободой слова и выражений и защитой нравственности и интересов несовершеннолетних. Этот баланс должно устанавливать и пересматривать само государство, так как рыночные силы этого сделать не могут. Сюда же относится образование, цифровизации культурного наследия, телемедицина, идея универсального доступа к сетевым услугам и информации, доступ к правительственной информации. Однако в новой информационной экономике успех будет определяться рынком, а не государством. Следовательно, основная роль государства должна была свестись лишь к установке правил, и определении модели действий других субъектов.

Европейское сообщество также с 1994 г. поставило задачу построения информационного общества в число наиболее приоритетных. Достигнут значительный успех в реализации Плана действий (Europe and the global information society. Recommendations to the European Council, May 1994), который определил стратегию движения Европы к информационному обществу;

– успешно начата либерализация телекоммуникационного сектора;

– предприняты усилия для обеспечения социальной ориентации информационного общества, поддержки региональных инициатив для достижения согласованного развития;

– сформулирован план действий в области образования;

– были обеспечены новые рабочие места в сфере информационных технологий55;

Помимо этого Европейская комиссия в феврале 1995 г. учредила Форум для обсуждения общих проблем становления информационного общества. 128 его членов представляют пользователей новых технологий, различные социальные группы, поставщиков содержания и услуг, сетевых операторов, государственные и международные институты. Цель работы Форума проследить процесс становления информационного общества в шести областях:

– воздействие на экономику и занятость;

– основные социальные и демократические ценности в «виртуальном сообществе»;

– воздействие на общественные, государственные службы;

– образование, переквалификация, обучение в информационном обществе;

– культурное измерение и будущее СМИ;
– устойчивое развитие, технология и инфраструктура56.

Определенные положительные успехи по построению правовых основ информационного общества были достигнуты и в отдельных европейских странах57.

Интересная ситуация сложилась и в Японии. Здесь в 1994г. также была разработана Национальная программа информатизации – «Реформы на пути создания интеллектуального творческого общества XXI века»58, а также в 2000 г. был принят Закон «О формировании общества перспективных информационных и телекоммуникационных сетей»59. Целью настоящего Закона является содействие мерам по ускоренному и интенсивному формированию общества перспективных информационных и телекоммуникационных сетей путем установления основных идей и принципов формирующих мер, разъяснения ответственности правительства и местных органов управления, учреждения Стратегического управления содействия этому обществу, а также обеспечения условий программы его развития с точки зрения острой необходимости собственной адаптации к быстрым и коренным мировым изменениям в социо-экономической структуре, вызванным использованием информационных и телекоммуникационных технологий60. Данный нормативно-правовой акт также освещает такие вопросы как достижение состояние общества, в котором люди могут извлекать выгоды от ИКТ61, распределение функций между правительством и местными органами управления и частным сектором62, сбор и публикацию статистики63. Помимо этого в нем раскрываются основные принципы, касающиеся формулированию мер комплексному содействию расширения ИКТ64, стратегическое управление содействия информационному обществу65, а также программу принципов его динамического становления66.

Рассматривая же ситуацию в странах ближнего зарубежья, особо хотелось бы отметить ситуацию правового обеспечения информационного общества в России. Регулирование этого нашло свое отражение в Соглашении между Правительством РФ и Европейским сообществом о сотрудничестве в области науки и технологий от 16.11.2000г., Программе социально-экономического развития РФ и Концепции движения Москвы к информационному обществу67. Помимо этого был принят ФЗ Закон РФ «Об участии в международном информационном обмене», целью которого послужило «создание условий для эффективного участия России в международном обмене в рамках единого мирового информационного пространства (МИП), защита интересов РФ, ее субъектов и муниципальных образований, прав и свобод физических и юридических лиц при МИП»68. Данный закон раскрывает правовое содержание таких институтов как право собственности на информационные продукты и средства информационного обмена69, их сертификация70, недопущение монополизации при МИП71, а также осуществление контроля за ним72. Также в России были разработаны такие важные проекты, влияющие на развитие информационных отношений именно на правовом поле, как «Информатизация и Россия-2001 – Белая Книга информационных технологий»73, а также «Концепция российского законодательства в области Интернета74».

Имеются и попытки урегулирования актуальных вопросов новейших технологий и становления информационного общества на международном уровне. Так на прошедшем в декабре 2003 г. Женевском раунде Всемирного форума по информационному обществу (WSIS) был принят план действий, согласно которому ООН следует создать рабочую группу по вопросам управления сетью Интернет. Цель группы – наладить дискуссию представителей международных организаций, правительственного, коммерческого и общественного сектора по вопросам управления Интернетом и выработать соответствующие предложения к 2005 г., когда в Тунисе пройдет второй раунд WSIS.

Также следует отметить и важность такого международного документа как Окинавская Хартия глобального информационного обществ75, явившаяся одним из основных актов, определивших вопросы развития мирового информационного сообщества.
  1   2   3   4

Похожие:

Правовые основы формирования информационного общества в узбекистане iconФедеральный закон о бесплатной юридической помощи в российской федерации
Российской Федерации, организационно-правовые основы формирования государственной и негосударственной систем бесплатной юридической...
Правовые основы формирования информационного общества в узбекистане iconУчебно-методический комплекс «Правовые основы сделок с недвижимостью»
«Правовые основы сделок с недвижимостью» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего...
Правовые основы формирования информационного общества в узбекистане iconВ результате написания выпускной квалификационной работы решены следующие...
Изучены и обобщены теоретико-правовые и организационно-технические основы бухгалтерского учета импорта товаров
Правовые основы формирования информационного общества в узбекистане iconЦелевой программы «Информатизация Волотовского муниципального района на 2012 год»
Волотовского муниципального района, в соответствии со Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации на основании...
Правовые основы формирования информационного общества в узбекистане iconПояснительная записка Важнейшим приоритетом школьного образования...
Важнейшим приоритетом школьного образования в условиях становления глобального информационного общества становиться формирование...
Правовые основы формирования информационного общества в узбекистане iconРабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального...
Целью дисциплины учебного курса «Нормативно-правовые основы высшего профессионального образования» является формирование и дальнейшее...
Правовые основы формирования информационного общества в узбекистане iconПрограмма по дисциплине дс. Ф 14
Предмет, задачи, методы, теоретические основы общей и специальной дошкольной педагогики. Нормативно-правовые основы воспитания дошкольников...
Правовые основы формирования информационного общества в узбекистане iconУсловия участия в 8-м национальном конкурсе экожурналистики в Узбекистане в 2009 г
Узбекистане, повышения информированности широких слоев населения о вопросах окружающей среды и рационального природопользования,...
Правовые основы формирования информационного общества в узбекистане iconРеферат по дисциплине "История таможенного дела" на тему: «Правовые...
«Правовые основы создания и деятельности Евразийского экономического сообщества, перспективы развития»
Правовые основы формирования информационного общества в узбекистане iconВведение в предмет. Структура и содержание информатики. Характерные...
Тема: Введение в предмет. Структура и содержание информатики. Характерные черты информационного общества
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница