Дидактические игры на уроках информатики




Скачать 471.13 Kb.
НазваниеДидактические игры на уроках информатики
страница1/4
Дата публикации22.02.2013
Размер471.13 Kb.
ТипУрок
shkolnie.ru > Информатика > Урок
  1   2   3   4
Дидактические игры на уроках информатики

В настоящее время не только педагогов, но и школьников не устраивают традиционные формы и методы организации учебно-воспитательного процесса. Ученик стремится реализовать свой интеллектуальный потенциал уже сегодня, ищет более активные способы приложения своих сил. Задача школы помочь растущему человеку найти смысл и свое достойное место в жизни, создать для этого соответствующие условия и предпосылки. Необходима такая реализация внутри системы образования, которая бы позволила школьникам с интересом выполнять поставленные задачи. Каждому педагогу необходимо использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, осознали и испытали притягательные стороны информатики, ее возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей. Применение нетрадиционных, нестандартных форм обучения, в частности дидактических игр, благотворно сказывается на учебном процессе.

Занимаясь вопросом использования игр на уроках информатики, могу сказать: играть любят все. Любая игра только внешне кажется беззаботной и лёгкой. А на самом деле она требует, чтобы играющий отдал максимум своей энергии, ума и выдержки, а от учителя большой подготовки.

Но игра - не самоцель. Игру нельзя использовать как отдельный и самостоятельный элемент урока. Включение её в урок должно быть оправданным, ненавязчивым и плавным. Дидактическая игра применима ко всем типам урока, кроме того, учитель имеет неограниченный выбор при определении темы урока, на котором будет проводиться игра.

Предлагаю варианты игр, используемых мною на уроке информатики в 10 классе «Судебный процесс» и в 9 классе «Аукцион».

Игра «Судебный процесс»

Данную игру целесообразно использовать, как проверку умений описывать информационные модели.

Цели игры:

1. Образовательные:

  • развитие умений описывать информационные модели, выделяя существенные с точки зрения цели моделирования свойств объекта;

  • стимулирование познавательной деятельности учащихся;

  • содействие успешному усвоению учащимися учебного материала по курсу информатики и другим предметам (литературы, истории).

2. Воспитательные:

  • воспитание умения работать командой.

  • воспитание стремления довести начатое дело до конца

3. Развивающие:

  • развитие умений отстаивать свою точку зрения;

  • выявление творчески мыслящих учащихся;

  • развитие умения взглянуть на привычное с неожиданной стороны;

Правила игры.

Игра проводится в форме командного состязания четырёх команд. В каждой группе следует выбрать подгруппу обвинителей и защитников, которые должны представить описание объекта с позиции обвинения и защиты, использовав свои знания и «материалы следствия», предоставленные учителем. Учитель играет роль судьи, который руководит процессом и делает заключительные выводы по каждому делу.

^ Ход урока.

1. Организационный момент.

Учащиеся делятся на 4 команды.

2. Постановка цели урока.

Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы «Информационная модель объекта» и проверим навыки описания информационной модели объекта в зависимости от цели моделирования. Урок проведём в нетрадиционной форме – форме игры «Судебный процесс». Создадим на уроке модель судебного процесса. Отбросим все характерные для судебного процесса, но не нужные для нас формальности, элементы протокола и рассмотрим такое свойство суда, как необходимость выслушивать различные мнения об обвиняемом ради выявления истины.

3. Ход игры.

^ I. Постановка задачи.

Учитель: Итак, начинаем.

Встать, Суд идёт. На сегодняшнем заседании слушаются четыре дела:

    1. Литературного героя Андрея (Н. В. Гоголь, «Тарас Бульба»);

    2. Литературного героя Чацкого (А. С. Грибоедов «Горе от ума»);

    3. Исторической личности Ивана Грозного;

    4. Исторической личности Екатерины II.

По каждому делу в своей группе вам необходимо выбрать обвинителей и защитников, которые должны представить описание объекта с позиции обвинения и защиты, использовав свои знания и «материалы следствия»: ИВАН IV ГРОЗНЫЙ, ЕКАТЕРИНА II, ХАРАКТЕРИСТИКА АНДРИЯ И ОСТАПА ГЕРОЕВ ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ «ТАРАС БУЛЬБА», ХАРАКТЕРИСТИКА ЧАЦКОГО – ГЕРОЯ КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА» (Приложение 1), предоставленные вам.

В ходе обсуждения каждая сторона готовит документ, содержащий:

  • Определение информационной модели («Информационная модель – это …»);

  • Информационную модель объекта, представленную в виде таблицы (Таблица 1).

^ Шаблон схемы описания информационной модели

Имя объекта (личности):

Цель: (Обвинение/оправдание)

^ Информационная модель

Параметры

Действия

Среда







Таблица 1

В таблице заполняются только те ячейки, содержание которых существенно при описании.

На доске приведены примеры информационных моделей исторической личности Петра I в зависимости от заданной цели – обвинения или оправдания. (Приложение 2)

^ II. Проведение следствия. (Работа в группах)

III. Судебные слушания.

Учитель: Начинаем наши слушания. Речь обвинителя (защиты) предлагаю начать такими словами: «Уважаемые господа присяжные заседатели, уважаемый господин судья! Рассматриваемый объект является сложным, характеризуется большим количеством свойств и взаимосвязей. Однако просим обратить ваше внимание на собранную нами информацию, которая свидетельствует о том, что объект заслуживает осуждения (оправдания). Информационная модель объекта как совокупность целенаправленно отобранной информации образуется следующими сведениями…».

Остальные участники слушания, не являющиеся заинтересованными сторонами, могут выступать свидетелями со стороны обвинения или защиты, и дополненная информация будет внесена в таблицу, отражающую информационную модель.

^ IV. Вынесение приговоров по каждому делу. Подведение итогов.

Учитель делает выводы по каждому делу. Выставляет оценки. Вручает грамоты группе лучших обвинителей и лучших защитников.

^ Игра «Аукцион»

Данную игру целесообразно использовать, как проверку умений решать логические задачи с помощью таблиц.  До начала игры учителем проводится подготовительная работа:

  1. Для подготовки и проведения игры учителю необходимо создать бригаду ассистентов, состоящую из старшеклассников (об обязанностях и порядке работы они заранее ставятся в известность). 

  2. Родительскому комитету класса, в котором проводится игра, предлагается помочь в приобретении призов и подарков (это обычно сладости, канцелярские принадлежности, главный приз - книга).

  3. Устанавливается столик с дротиками, откуда будет производиться выстрел по карточкам с заданиями.

  4. На школьной доске развешиваются:

    • карточки с номерами заданий (рисунок 1) (их количество должно соответствовать количеству игроков, умноженному на 2, так как игра проводится в два раунда). Карточки развешиваются таким образом, чтобы играющие не видели задания, т. е. обратной стороной;


1 2 3 4 5 6

1 2 3 4 5 6

7 8 9 10 11 12

7 8 9 10 11 12
главный приз — в мешке (который показывается играющим для того, чтобы у них был стимул)

Рисунок 1

  1. Выставляется парта с табличкой «Касса». За парту садится ассистент, которому вручается целая пачка логиков – валюты проводимой игры (рисунок 2).

Каждому игроку выдается стартовый капитал в размере трех логиков.

Рисунок 2

Цели игры:

1. Образовательные:

  • проверка умений решать логические задачи с помощью таблиц;

  • стимулирование познавательной деятельности учащихся;

2. Воспитательные:

  • воспитание умения работать командой.

  • интерес к предмету и воспитание потребности и умений учиться информатике;

  • воспитывать у учащихся дружелюбие.

3. Развивающие:

  • развитие логического мышления, внимательности, самостоятельности, настойчивости в поисках решения

  • развитие творческого подхода учащихся;

  • развитие умения взглянуть на привычное с неожиданной стороны.

Ход урока.

^ 1. Организационный момент.

Учащиеся делятся на 2 команды.

2. Постановка цели урока.

Учитель: Сегодня на уроке мы проверим ваше умение решать логические задачи с помощью таблиц. Но проверка эта будет проведена в необычной форме – форме игры – соревнования.

Правила игры:

  • Чтобы выбрать команду которая начнёт игру, бросим монетку.

  • В начале игры вы получаете стартовый капитал – 3 логика.

  • Затем каждый из вас имеет право, дождавшись своей очереди, один раз кинуть дротик в карточки. Этим самым выбрав номер себе задание.

  • Попав в одну из карточек, игрок должен выполнить задание, но сначала он самостоятельно выбирает из противоположной команды того, с кем хотел бы посоревноваться. Его соперник решает ту же задачу.

  • Правильность выполнения задания вы проверяете самостоятельно на компьютере, с помощью выбора полученного вами ответа в программе тестов.

  • За успех в решении задачи игрок и тот, кто был его соперником, получают вознаграждение в качестве логиков в кассе. Но при выдаче валюты учитывается очерёдность игроков при решении задачи, т. е. тот кто первый решил задачу правильно получает 2 логика, кто второй – 1 логик. Если задача решена неправильно, то естественно никакой прибыли.

  • Выполнив 2 задания и заработав денег, вы имеете право купить ещё одно задание, стоимостью 1 логик и выполнить его самостоятельно, тем самым, заработав за верный ответ ещё 3 логика.

  • Таким образом, каждый из вас в ходе игры накапливает некоторое количество логиков.

  • В конце игры вы подсчитаете свои заработанные логики.

  • Тот из вас, кто заработает наибольшее количество логиков, имеет право получить главный приз, отдав при этом все свои сбережения. Если же он отказывается от него, главный приз выставляется на аукцион вместе с остальными призами.

  • Итак, в конце игры пройдёт ее завершающая стадия – аукцион, ради которого и зарабатывались логики. Торги будут проходить по аукционным правилам «кто больше». В результате этого каждый получает то, что он может приобрести на деньги, которые он заработал в ходе игры.

^ 3. I этап игры: Получение прибыли

Задачи для игры

  1. Три клоуна Бим, Бам и Бом вышли на арену в красной, зелёной и синей рубашках. Их туфли были тех же трёх цветов. У Бима цвета рубашки и туфель совпадали. У Бома ни туфли, ни рубашка не были красными. Бам был в зелёных туфлях, а в рубашке другого цвета. Как были одеты клоуны?

(Ответ: ^ Бим – красная рубашка и красные туфли, Бом – зелёная рубашка и синие туфли, Бам – синяя рубашка и зелёные туфли)

  1. Три товарища – Иван, Дмитрий и Степан преподают различные предметы в школах Сыктывкара, Ухты и Воркуты: физику, химию и биологию. Иван работает не в Сыктывкаре; Дмитрий – не в Ухте. Житель Сыктывкара преподаёт не физику, а работающий в Ухте преподаёт биологию. Какой предмет, и в каком городе преподаёт каждый?

(Ответ: ^ Иван – химик из Ухты, Дмитрий – физик из Воркуты, Степан – биолог из Сыктывкара)

  1. . Три друга — Алеша, Боря и Витя — учатся в одном классе. Один из них ездит домой из школы на автобусе, другой — на трамвае, третий — на троллейбусе. Однажды после уроков Алеша пошел проводить своего друга до остановки троллейбуса. Когда мимо них проходил автобус, третий друг крикнул из окна: “Боря, ты забыл в школе тетрадку!”. Кто на чем ездит домой?

(Ответ: ^ Алёша на трамвае, Боря на троллейбусе, Витя на автобусе)

  1. Каникулы в школе птиц и зверей начались большим карнавалом. Медведь, волк, лиса и заяц явились в маскарадных костюмах волка, медведя, лисы и зайца. На балу зверь в маскарадном костюме зайца выиграл в лотерее банку меда и остался этим очень недоволен. Известно также, что медведь не любит лису и никогда не берет в лапы картинок, где она нарисована. Зверь в маскарадном костюме лисы выиграл в лотерее пучок моркови, но это тоже не доставило ему никакой радости. Не могли бы вы сказать, какой маскарадный костюм смастерил себе каждый из зверей?

(Ответ: ^ Медведь – волка, лиса – зайца, волк – лисы, заяц – медведя)

  1. Беседуют трое друзей: Белокуров, Рыжов и Чернов. Брюнет сказал Белокурову: “Любопытно, что один из нас блондин, другой — брюнет, третий — рыжий, но ни у кого цвет волос не соответствует фамилии”. Какой цвет волос у каждого из друзей?

( Ответ: у Белокурова рыжие волосы, у Чернова –белые , у Рыжова – черные).

  1. В бутылке, стакане, кувшине и банке находятся молоко, лимонад, квас и вода. Известно, что:

    • вода и молоко не в бутылке;

    • сосуд с лимонадом стоит между кувшином и сосудом с квасом;

    • в банке не лимонад и не вода;

    • стакан стоит между банкой и сосудом с молоком.

В каком сосуде находится каждая из жидкостей?

(Ответ: лимонад — в бутылке, вода — в стакане, молоко — в кувшине, квас — в банке.)

  1. В авиационном подразделении служат Потапов, Щедрин, Семенов, Коновалов и Самойлов. Их специальности (они перечислены не в том же порядке, что и фамилии): пилот, штурман, бортмеханик, радист и синоптик. Об этих людях известно следующее:

  • Щедрин и Коновалов не умеют управлять самолетом.

  • Потапов и Коновалов готовятся стать штурманами.

  • Щедрин и Самойлов живут в одном доме с радистом.

  • Семенов был в доме отдыха вместе со Щедриным и сыном синоптика.

  • Потапов и Щедрин в свободное время любят играть в шахматы с бортмехаником.

  • Коновалов, Семенов и синоптик увлекаются боксом.

  • Радист боксом не увлекается.

(Ответ: Потапов – радист, Щедрин – штурман, Семёнов – пилот, Коновалов – бортмеханик, Самойлов – синоптик).

  1. В симфонический оркестр приняли на работу трёх музыкантов: Брауна, Смита и Вессона, умеющих играть на скрипке, флейте, альте, кларнете, гобое и трубе.

Известно, что:

  • Смит самый высокий;

  • играющий на скрипке меньше ростом играющего на флейте;

  • играющие на скрипке и флейте и Браун любят пиццу;

  • когда между альтистом и трубачом возникает ссора, Смит мирит их;

  • Браун не умеет играть ни на трубе, ни на гобое.
  1   2   3   4

Похожие:

Дидактические игры на уроках информатики iconДидактическая игра на уроках истории
Дидактические игры при изучении нового материала на уроке истории
Дидактические игры на уроках информатики iconДидактические игры на уроках географии в условиях фгос ООО
На данном этапе развития системы образования в рамках современного урока игровые моменты, ролевые игры, элементы проектирования и...
Дидактические игры на уроках информатики iconУроках физико-математического цикла
Использование интерактивной доски на уроках информатики. Урок информатики по теме: «Устройства пк. Знакомство с текстовым редактором...
Дидактические игры на уроках информатики iconРазвитие эмоционально-волевой сферы младшего школьного возраста с...
Владея современными технологиями и методиками: игровые технологии (дидактические, сюжетно-ролевые игры, подвижные, музыкально-ритмические,...
Дидактические игры на уроках информатики iconМетодическая разработка (методическое пособие) на тему: «Дидактические...
«Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря детей старшего дошкольного возраста»
Дидактические игры на уроках информатики iconРазвитие интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста...
Основной неотъемлемой частью по развитию интеллекта младших дошкольников являются игры. Без игры нет и не, может быть полноценного...
Дидактические игры на уроках информатики iconДидактические условия развития воображения и художественно-творческих...

Дидактические игры на уроках информатики iconДидактические игры для детей старшего дошкольного возраста по нравственно-патриотическому...

Дидактические игры на уроках информатики icon«Формирование у учащихся навыков самообучения, самоконтроля и самооценки...
«Формирование у учащихся навыков самообучения, самоконтроля и самооценки на уроках информатики»
Дидактические игры на уроках информатики iconДидактические игры на различение цвета
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 города Конаково
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница