Фгбоу впо «Российский государственный социальный университет» Научно-информационный материал




Скачать 189.09 Kb.
НазваниеФгбоу впо «Российский государственный социальный университет» Научно-информационный материал
Дата публикации26.02.2013
Размер189.09 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > Информатика > Документы
Некоммерческая организация «Ассоциация московских вузов»

ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет»
Научно-информационный материал
«Организация работы информационно-образовательного многофункционального центра социального консультирования по вопросам современных ИКТ-технологий для жителей города Москвы»
Состав научно-образовательного коллектива (основные исполнители):
Абрамян Л.М. старший преподаватель кафедры математики и информатики

Анохина Р.В. специалист по УМР КМИ

Блохина О.А. к.т.н., доцент, доцент кафедры математики и информатики

Бойкова Г. В. к.э.н., доцент, доцент кафедры математики и информатики

Бойков С.Н. к.э.н., доцент, доцент кафедры математики и информатики

Дмитриев М.Г. д.ф.-м.н., профессор, профессор кафедры прикладной математики

Жукова Г. С. д.ф.-м.н., профессор, проректор по дополнительному профессиональному образованию, повышению квалификации и переподготовке кадров

Казанчян М. С., к.п.н., доцент кафедры математики и информатики

Квитковская А.А. к.п.н., доцент кафедры социальной и семейной педагогики

Кленина В. И., к.п.н., доцент кафедры математики и информатики

Корнеев Н.В.д.т.н., зав. кафедрой информационной безопасности и программной инженерии

Лаптева Н. А., к.ф.-м.н., доцент, доцент кафедры математики и информатики

Ломидзе О.Н. к.ф.-м.н., доцент, доцент кафедры математики и информатики

Никитина Н. И., д.п.н., профессор, профессор кафедры социальной и семейной педагогики

Никишина И.А. преподаватель кафедры математики и информатики

Потехина Е.В. к.э.н., доцент, доцент кафедры математики и информатики

Рысин М.Л. к.п.н., зав. кафедрой моделирования информационных систем и сетей

Смотрик А.Ю. делопроизводитель ФИТ

Сулян Г.С. к.э.н., доцент, доцент кафедры математики и информатики

Сумской Д.А. д.ю.н., профессор, проректор по административно-правовой работе и кадровой политике

Третьяков Н.П. к.ф.-м.н., доцент, доцент кафедры прикладной математики

Федякина Л.В. д.п.н., профессор, проректор по управлению качеством социального образования и учебно-воспитательной работе - первый проректор

Чахкиев М.А. д.ф.-м.н., профессор, профессор кафедры математики и информатики

Шайкин А. Н. к.т.н., доцент, доцент кафедры прикладной математики
Москва 2011 г.

^ Актуальность проблематики научно-информационных материалов.

Старение и социальное исключение, изучение социальных проблем людей пожилого возраста представляет одну из актуальных проблем современного общества, поскольку налицо как значительное увеличение численности пожилых людей, так и разной степени нарушения их взаимодействия с обществом, с различными социальными средами. Эти нарушения взаимодействия, как правило, приводят к разрыву многих социальных связей и вытеснению пожилых людей из общественной жизни, т.е. социальному исключению.

В цепочке действий, приводящих к вытеснению пожилых из общества, первым стоит уход на пенсию, затем потеря близких и друзей и, наконец, помещение в интернатное, т.е. закрытое учреждение.

Таким образом в современном обществе законодательно оформленный и считающийся важнейшим социальным правом «уход на пенсию» является первым шагом «социального снижения» человека и «вытеснения» его на обочину общества. Можно возразить, что такие важные социальные достижения как пенсионирование и организация социального обслуживания пожилых, социальная работа с пожилыми развивались для того, чтобы улучшать положение людей в старости. Однако те подходы к социальной защите, социальному обслуживанию пожилых, которые были придуманы более 100 лет назад (например, первая пенсионная система, построенная на обязательном социальном страховании, начала свою жизнь в германии эпохи Бисмарка, т.е. в 1883 г.), в настоящее время в значительной мере устарели, т.к. общество очень заметно изменилось. Стало несоизмеримо меньше людей, занятых тяжелым физическим трудом в производстве (синих воротничков) или сельском хозяйстве. Зато гораздо больше занятых в офисах или сфере услуг, где условия труда физически гораздо комфортнее. параллельное развитие медицины и улучшение условий жизни значительной части общества привело к тому, что эпидемий инфекционных заболеваний, которые «косили» людей и снижали среднюю продолжительность жизни, стало гораздо меньше. Соответственно, поколение пожилых людей увеличилось, улучшилось их здоровье и изменились ценности. Современные пожилые хотят жить интересно и быть уважаемыми людьми, окруженными близкими. Все больше пожилых людей не уходят на пенсию, а продолжают работать. и не потому, что пенсия мала (в ряде европейских стран она компенсирует 55-60% утраченного заработка), но потому, что не хотят «обничтоивать» собственную жизнь. Еще с советских времен сложилась устойчивая традиция видеть в пожилых объекты внешней (государственной, в первую очередь) помощи и заботы. Постоянно подчеркивается, что пожилые нуждаются в различных видах помощи, хотя в последние годы роль поддержки государства в жизни людей заметно уменьшилась, и давно обсуждается вопрос о смене жизненной стратегии российского населения, о необходимости нести определенную личную ответственность за свою жизненную ситуацию и т.д. это тем более актуально в России, где пока не изменен беспрецедентно низкий пенсионный возраст, позволяющий работодателю «выбрасывать» из нормальной жизни людей на 5-10 – 12 лет раньше, чем в развитых странах мира.

Сегодня во многих странах пожилые люди добиваются возможности оставаться на работе и подходящих режимов труда и занятости. Считается, что старение населения требует быстрого развития сферы услуг для пожилых, требует увеличения финансирования медицины и т.п. Однако нужно учесть уже не раз высказанную точку зрения, что организация социальной защиты заведомо рассматривает ряд групп населения в качестве слабых, нуждающихся в помощи, несостоятельных. Закрепляя право на помощь, такой подход подразумевает принципиальное увековечивание отличия этих социальных групп от других, их стигматизацию как слабых. Но поскольку социальный статус профессии и профессиональный успех специалистов зависят от этого понимания, социальная работа часто подчеркивает проблемы и усугубляет конфликты. Далеко не всегда разумно отождествлять социальные проблемы пожилых с патологией, особенно в ее медицинской интерпретации, что также встречается в профессиональной практике. «Дискурс социальных проблем зачастую становится их источником», поскольку недооценивается то, что проблемы могут быть индикаторами социального изменения и развития.

Альтернативой такому подходу в работе с пожилыми являются стимулирующие стратегии, например, социальная работа в сообществах, где пожилые люди принимают активное участие в решении своих проблем, а также включены в решение более общих социальных и политических проблем местного сообщества, что позволяет им оставаться интегрированными в общее социальное пространство. Однако возможности использования этого опыта в России не столь однозначны. Процессы социального исключения в современном обществе обычно связывают в первую очередь с потерей работы, занятости. Тем самым пенсионеры являются большой и быстро растущей в связи с постарением общества социальной группой исключенных. Отметим, что Россия продолжает оставаться страной, где велик разрыв между «пенсионным возрастом» (55 – для женщин и 60 – для мужчин, а в случае выслуг или особых условий труда на 5-10 лет раньше) и возрастом, в котором люди идентифицируются как пожилые (как правило, в 65 лет, с давней тенденцией к увеличению). те пожилые люди, которые продолжают работать после наступления пенсионного возраста, в данном контексте пенсионерами не называются и социально исключенным считаться не могут.

В современном обществе, которое уже давно заслужило название «потребительского», труд постепенно вытесняется потребительскими практиками, которые определяют не только стиль жизни, но, зачастую, и социально-групповую принадлежность индивидов.

Но потребление сдвигается от потребления вещей в сторону освоения практик культурного потребления (не важно, массовая это культура или какая-то другая) и виртуализации. Виртуализация потребления создает очевидный «барьер доступа» для социально-возрастных групп, не привыкших к доступу к любым сервисам с помощью компьютера, интернета. Новый вид социального неравенства, т.е. «информационное неравенство» начинает становиться предметом теоретической рефлексии и практических исследований. В то же время в этих исследованиях недостаточно внимания уделяется такой группе населения, как пенсионеры, хотя в общей численности населения они уже составляют около 25% и эта доля, по прогнозам демографов, будет расти. Этот факт еще раз подчеркивает необходимость переформулирования, перезагрузки общественных и научных представлений о «проблемах пожилых».

Цель научно-информационных материалов: предоставление консалтинговых услуг населению г. Москвы по вопросам современных ИКТ-технологий, научно-аналитическое изучение теоретических аспектов, имеющегося опыта и практики функционирования информационно-образовательных многофункциональных центров, работающих с гражданами по вопросам современных ИКТ-технологий, для разработки Положения о информационно-образовательном многофункциональном центре и организации деятельности Центра на базе Российского государственного социального университета.

Задачи представленного проекта:

  • разработка информационных и методических материалов и документов, обеспечивающих деятельность Центра;

  • оказание помощи по вопросам современных ИКТ-технологий пожилым гражданам;

  • повышение информационной культуры и компьютерной грамотности граждан;

  • подбор и апробация обучающих мультимедийных программ;

  • организация личных консультаций граждан по вопросам ИКТ-технологий;

  • обучение граждан навыкам работы с компьютером, интернетом и другими технологиями;

  • систематизация и обобщение практических материалов, а также содействие применению результатов практической деятельности в научной работе соответствующих подразделений РГСУ;

  • организация на базе Центра возможности выхода в интернет для пожилых граждан;

  • расширение кругозора пенсионеров; привитие интереса к компьютерным и интернет технологиям, чувства простоты, легкости и уверенности при работе с современной техникой и приложениями.

^ Область применения. Подготовленный пакет научно-информационный материалов по направлению «Организация работы информационно-образовательного многофункционального центра социального консультирования по вопросам современных ИКТ-технологий для жителей г. Москвы» является научным обоснованием функционирования в столичном мегаполисе центров комплексного консультирования; пакет научно-информационных материалов может быть применим в качестве содержательно-методического базиса создания и обеспечения жизнедеятельности многофункциональных Центров.

Необходимость работы многофункционального центра социального консультирования населения обусловлено многими факторами.

Идея исследования основана на понимании того, что в современном мире существуют различные виды информационного неравенства. Глобализация не решает автоматически эти проблемы, так как реально существует как параллельный процесс глобализации, локализации, так называемая «глокализация». «информационные ножницы», изучаются учеными разных стран. Так, существует международная методика «готовность к информационному миру», разработанная в гарвардском университете, представляет интерес и подход отечественных ученых, суть которого выражена в пяти обобщающих характеристиках. а именно:

1. Физический доступ, т.е. наличие потенциальной возможности использовать инфраструктуру, программное обеспечение и оборудование.

2. Финансовый доступ – экономические возможности пользователя регулярно оплачивать услуги интернета.

3. Когнитивный доступ – наличие у пользователя необходимых для работы в информационной сети интеллектуальных способностей и образовательной подготовки. Эта характеристика определяется способностью субъекта осуществить поиск и получение необходимой информации, обработать и применить ее в рамках своей деятельности. Это означает умение не только воспринимать и обрабатывать получаемую информацию, но и распространять собственную с использованием информационных средств.

4. Доступ к значимой информации. Если пользователь имеет выход в интернет, но не может найти данные на известном ему языке или действительно полезные сведения, то будет обесценено наличие трех вышеуказанных характеристик.

5. Политический доступ, иначе говоря, возможность населения влиять на политический процесс распределения общественных услуг.

Исходя из того, что приоритетным является именно физический доступ к информационной инфраструктуре, мы разработали и насколько возможно, согласовали со всеми участниками проекта анкету, направленную на изучение возможностей доступа пожилых людей в современный информационный мир.

Ежедневно или раз в неделю пользуются интернетом около четверти пенсионеров из России, тем не менее, при всей относительной достоверности этих данных, положительная динамика существует, поскольку 10 лет назад среди пользователей интернета было не более 0,5% пенсионеров.

Пожилые люди по праву причисляются к самой активной, наиболее быстрорастущей аудитории пользователей сети. например, среди израильтян старше 50 лет доля активных интернет-пользователей составляет 45%, а в Нидерландах четверть всех пользователей интернета – это люди в возрасте старше 50 лет. В США 43% жителей страны в возрасте от 55 до 64 лет пользуются сетью. А пожилые петербуржцы уже обогнали пожилых американцев, так как 50,9% из них пользуется сетью.

Однако, спектр используемых пожилыми возможностей «паутины» довольно узок. А именно, некоторые ищут необходимую информацию, читают новости, переписываются с друзьями, общаются по скайпу, читают книги или периодику. Но почти никто не делает покупки, не заказывает лекарства, не покупает дешевые авиабилеты или туры. Мало общается в социальных сетях, оплачивает телефон и коммунальные услуги, переводит деньги, смотрит фильмы. Никто не играет на е-бирже и не занимается другой е-коммерцией.

Важно также отметить, что общественное мнение в России преувеличивает степень бедности и зависимости пенсионеров. Даже потому, что в эту социальную группу включаются люди в возрасте от 55 до 90 и более лет, очевидно, что она крайне разнообразна. Все больше пожилых людей в разных странах не уходят на пенсию, а продолжают работать, потому, что занятая жизнь просто интереснее и дольше позволяет сохранять бодрость. Это соответствует тенденциям развитых стран, где пожилые люди добиваются возможности оставаться на работе и подходящих (гибких, частичных) режимов труда. Однако в России нет спроса не только на работающих пожилых, но и на образованных пожилых. Развитие информационного общества в России пока было нацелено на развитие экспортно-ориентированного информационного сектора, строительство технопарков по примеру индии. На развитие внутреннего спроса, в первую очередь, индивидуальных потребителей информационных услуг, внимания почти не обращалось. Поэтому у нас группой риска социального исключения являются не только пожилые, но и более широкая возрастная группа тех, кому за 40, поскольку обучение интернет в школах и вузах стало повсеместным недавно. Отмечено, что в отношении места граждан в системе информационного обществ не может существовать разных мнений. Все больше общественных функций переходит в разряд электронных, выполняемых только с помощью ИКТ – продажа железнодорожных и авиабилетов, обеспечение социально защищаемых групп через пластиковые карты и т.д. Можно оценить, сколько денег мы теряем, когда покупаем лекарства в первой попавшейся аптеке без получения справки о стоимости лекарств в аптеках города, покупаем дорогостоящие товары в магазинах, когда нам доступны интернет-магазины с доставкой товаров на дом, но по белее низким ценам. И это только финансовые потери – практически невозможно оценить потери от неполученного образования, упущенной вакансии при трудоустройстве и т.п. Пенсионеры в России уже берут организацию своего онлайн-досуга в собственные руки. В рунете сейчас существуют ресурсы, созданные силами отдельно взятых людей для своих сверстников. На сайте «pc-pensioneru.ru» пользователи могут освоить необходимые для полноценной онлайн-жизни программы и узнать, что на компьютере можно не только играть в игры и распечатывать документы. Кроме обычных навыков, создатель сайта – пенсионер предлагает уроки по созданию сайта. В рунете был создан первый русскоязычный журнал для старшего поколения пользователей «третий возраст» (www.3vozrast.ru). кроме того, «послевоенные поколения бэби-бума» везде довольно многочисленны и недооценены как активные потребители. так, американцы за 50 лет покупают 41% всех новых автомобилей и тратят на путешествия на 74% больше, чем 18 –.49 летние. Заказ путешествий, билетов со скидками и другие покупки по интернету в ближайшем будущем будут для пожилых в России весьма актуальными. Оснащенность телевизорами, радио и телефонами очень высока во всех странах. Таким образом, информационное неравенство может быть преодолено через овладение компьютерными технологиями и активным включением самих пенсионеров в процессы коммуникации, что должно быть учтено работающими с ними общественными организациями.

Поскольку «стратегия развития информационного общества в Российской Федерации» включает, в частности, «повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения на основе развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий», необходимо внимательно проанализировать, чему именно учат пожилых на многочисленных курсах компьютерной грамотности. Судя по тому, что во многих из них есть в распоряжении 1-2 компьютера и нет подключения к интернету, необходимость расширения возможностей образования для пожилых весьма велика. Представляется, что ознакомление с ресурсами мировой сети, увеличение «информационного капитала» совершенно необходимо.

Сегодняшнее поколение российских пенсионеров, восприятие которых сужено советским, единственно доступным опытом, испытывает ностальгию по молодости, когда «все было впереди». Узнать и увидеть, что возможны интернет-путешествия с посещением самых экзотических или удаленных уголков мира, ознакомлением с коллекциями любых музеев или посещением спектаклей знаменитых театров, наверное, многим будет очень интересно. Как один из вариантов «межпоколенных взаимодействий», наверное, помог бы интернет для детей, т.е. знание его возможностей. И уж совсем прагматично рассуждая, можно увидеть возможности заказа продуктов в супермаркетах, лекарств в аптеках и номерков к врачам, оплаты коммунальных услуг без очередей или хождений по всем инстанциям социальных работников и т.д. Правда, тогда самим социальным работникам пришлось бы отказаться от немудреного имиджа «теток с сумками», а стать «менеджерами по социальному включению», которые сопровождают пожилого человека в «интернет-кафе», театре, на прогулке по любимому городу или в путешествии в сети.

Согласно «стратегии развития информационного общества» в РФ к 2015 г. все государственные услуги должны быть переведены в электронную форму, а мы все будем жить в формате электронного государства. поэтому освоение ресурсов информационной культуры становится важнейшим шагом в сторону «общества для всех возрастов».

^ Выводы и рекомендации.

1. Информационно-образовательному многофункциональному центру социального консультирования отводится роль координатора усилий по оказанию помощи населению по вопросам ИКТ-техноглгий, которая включает обучение компьютерным и интернет технологиям, офисным и коммуникационным приложениям, прочим современным информационным технологиям. Соответственно, многофункциональный центр должен как собирать информацию о существующих службах, так и оценивать степень удовлетворения потребностей населения, выявлять недостающие службы и виды помощи, а также недостаточный уровень качества оказываемых услуг.

^ Административная работа центра:

  • разработка стратегии развития функционирования многофункционального центра;

  • менеджирование работы сети служб в рамках оказания помощи конкретному гражданину;

  • проведение мероприятий по развитию индивидуализированного подхода по оказанию помощи в сфере ИКТ-технологий;

  • управление взаимодействием всех подразделений центра;

  • заключение партнерских соглашений с различными учреждениями и организациями, работающими с различными категориями населения;

  • планирование развития центра.

Консультативная деятельность центра:

  • выявление вопросов для консультирования и обучения;

  • составление рекомендаций для обратившегося за консультацией и привитие практических навыков по его вопросу;

  • комплексная оценка потребностей гражданина (коммуникационных, технических, технологических, мультимедийных, консультационных и т.д.).

Информационно-просветительская деятельность:

  • консультации для специалистов центров и других организаций по развитию направлений помощи населению в области ИКТ-технологий.

2. У специалистов информационно-образовательного многофункционального центра социального консультирования должны быть сформированы следующие профессионально-важные умения: умение собирать, систематизировать, обобщать, анализировать информацию о социальной ситуации с владением ИКТ-технологиями у населения ; умение видеть перспективы в работе, а не только выполнять текущие конкретные задачи; способность распределять и делегировать обязанности и поручения (особенно в процессе взаимодействия с учреждениями); умение анализировать ситуацию, дело или мероприятие, а также делать выводы из результатов этого анализа; методические умения; умения работать в команде; умение владеть собой в кризисной и конфликтной ситуации; умения устанавливать продуктивные контакты с различными организациями и учреждениями.

Личностные качества специалистов многофункционального центра: самостоятельность; наблюдательность; эмпатийность; обязательность; ответственность; способность и желание учиться; развитие памяти и эрудиции; креативность; интуиция.

Стратегическим направлением в развитии научно-методического потенциала сотрудников многофункционального центра является развитие их научной исследовательской позиции. Формирование и развитие данной позиции определяется у специалистов личным профессиональным интересом, способностями и возможностями каждого из сотрудников.

Каждый специалист многофункционального центра оказывает профессиональную помощь населению в соответствии со своими должностными обязанностями.

Руководитель многофункционального центра:

  • Осуществляет организацию и общее руководство Центра;

  • Составляет планы и график работы Центра и следит за их выполнением;

  • Осуществляет подбор, подготовку и работу с кадрами Центра;

  • Осуществляет координацию работу между специалистами Центра;

  • Проводит регулярный контроль качества оказания работниками Центра социальных услуг и их соответствия потребностям обслуживаемых граждан;

  • Проводит рабочие совещания с работниками Центра;

  • Проводит анализ и прогнозирование работы Центра;

  • Участвует в информационно-просветительской и методической работе Центра;

  • Проводит разбор сложных случаев совместно со специалистом;

  • Внедряет новые виды помощи, формы и методы их оказания.

  • Участвует в научно-практических конференциях и семинарах по проблемам работы с населением;

  • Систематически повышает свой профессиональный уровень.

Консультант по рынку современной техники, технологий и программного обеспечения многофункционального центра:

  • осуществляет консультирование населения по различным вопросам, связанным с приобретением и апгрейдом современной техники и устройств, установке и настройке программного обеспечения и пр.;

  • помогает клиентам многофункционального центра в выборе техники, подборе устройств связи и коммуникаций;

  • при необходимости оказывает посреднические услуги при обращении клиентов в другие организации и службы;

  • осуществляет учет проделанной работы в соответствии с установленными формами, отвечает за правильность ведения документации;

  • участвует в методической и просветительской работе многофункционального центра.

  • участвует в семинарах и конференциях по вопросам ИКТ-технологий;

  • участвует в разработке методических материалов;

Консультант интернет технологиям многофункционального центра:

  • осуществляет консультирование по вопросам поиска информации и составлению запросов, удаленному общению и обучению и пр.;

  • помогает клиентам многофункционального центра в поиске необходимой информации, настройке программ общения;

  • при необходимости оказывает посреднические услуги при обращении клиентов в другие организации и службы;

  • осуществляет учет проделанной работы в соответствии с установленными формами, отвечает за правильность ведения документации;

  • участвует в методической и просветительской работе многофункционального центра.

  • участвует в семинарах и конференциях по вопросам ИКТ-технологий;

  • участвует в разработке методических материалов;

Консультант по офисным приложениям многофункционального центра:

  • проводит консультации граждан, обращающихся за помощью в многофункциональный центр по настройке и использованию офисных программ;

  • проводит необходимую работу по привитию и проверке необходимых навыков;

  • планирует и организует исследования по актуальности для населения тех или иных приложений и проводит обучение;

  • проводит работу по осознанию необходимости владения и развитию уверенности в использовании приложений;

  • вместе с другими сотрудниками многофункционального центра участвует в разработке программ по обучению граждан;

  • участвует в семинарах и конференциях по вопросам ИКТ-технологий;

  • участвует в разработке методических материалов;

  • осуществляет учет результатов работы в соответствии с установленными формами, отвечает за правильность ведения документации;

  • постоянно повышает свою квалификацию и уровень профессионализма.

Специалист по досуговой деятельности в многофункциональном центре:

  • проводит организацию функционирования интернет-кафе для посетителей;

  • участвует в разработке перспективных планов работы многофункционального центра и его сотрудников;

  • ведет документацию многофункционального центра (планы, мероприяия и др.);

  • осуществляет методическое обучение сотрудников многофункционального центра;

  • участвует в научно-практических семинарах и конференциях;

  • систематически повышает свою квалификацию и профессиональное мастерство.

Поскольку центр является многопрофильным, то консультации могут осуществляться при функционировании разветвленной отлаженной системы взаимодействия с другими организациями и службами.

Отчетная продукция: В качестве отчета по данном этапу реализации проекта представлены научно-информационные материалы «Организация работы информационно-образовательного многофункционального центра социального консультирования по вопросам современных ИКТ-технологий для жителей г. Москвы». Отчетные материалы в соответствии с Техническим заданием представлены на электронном носителе (CD) в формате Microsoft Word.

Похожие:

Фгбоу впо «Российский государственный социальный университет» Научно-информационный материал iconФгбоу впо «Российский государственный социальный университет» Научно-информационный материал
Жукова Г. В. к э н., доцент, руководитель центра маркетинга и молодежных инициатив
Фгбоу впо «Российский государственный социальный университет» Научно-информационный материал iconФгбоу впо «Российский государственный социальный университет» Научно-информационный материал
Соколова И. В. д п н., профессор зав кафедрой социальной и педагогической информатики
Фгбоу впо «Российский государственный социальный университет» Научно-информационный материал iconФгбоу впо «Российский государственный социальный университет» Научно-информационный материал
...
Фгбоу впо «Российский государственный социальный университет» Научно-информационный материал iconФгбоу впо «Российский государственный социальный университет» Научно-информационный материал
Разработка и апробация электронных научно-образовательных ресурсов «Глобальный кризис и проблемы социального обновления России»
Фгбоу впо «Российский государственный социальный университет» Научно-информационный материал iconФгбоу впо «Российский государственный социальный университет» Научно-информационный материал
«Совершенствование профессиональных и личностных компетенций специалистов сферы государственного управления»
Фгбоу впо «Российский государственный социальный университет» Научно-информационный материал iconФгбоу впо «Российский государственный социальный университет» Научно-информационный материал
«Организация и проведение профессиональной переподготовки «Менеджер организации и реабилитации инвалидов»
Фгбоу впо «Российский государственный социальный университет» Научно-информационный материал iconФгбоу впо «Российский государственный социальный университет» Научно-информационный материал
Андрющенко Г. И. к э н., доцент, зав кафедрой социального страхования, экономики и управления предприятиями
Фгбоу впо «Российский государственный социальный университет» Научно-информационный материал iconФгбоу впо «Российский государственный социальный университет» Научно-информационный материал
«Организация курсов повышения квалификации «Информационно-коммуникационные технологии в современном менеджменте»
Фгбоу впо «Российский государственный социальный университет» Научно-информационный материал iconФгбоу впо «Российский государственный социальный университет» Научно-информационный материал
«Информационные системы и технологии: Компьютер и интернет для лиц третьего возраста»
Фгбоу впо «Российский государственный социальный университет» Научно-информационный материал iconФгбоу впо «Российский государственный социальный университет» Научно-информационный материал
Организация и проведение курсов профпереподготовки для жителей столичного мегаполиса по теме
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница