Билеты для государственной (итоговой) аттестации по информатике ииктв устной форме за курс основного общего образования составлены на базе федерального




Скачать 133.44 Kb.
НазваниеБилеты для государственной (итоговой) аттестации по информатике ииктв устной форме за курс основного общего образования составлены на базе федерального
Дата публикации26.02.2013
Размер133.44 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > Информатика > Документы
Рособрнадзор

Информатика и ИКТ

Билеты для государственной (итоговой) аттестации по информатике иИКТв устной форме за курс основного общего образования составлены на базе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089). В то же время они учитывают содержание действующих в насто­ящее время обязательных минимумов содержания основного общего и среднего (полного) общего образования (приказы Минобразования России от 19 мая 1998 г. № 1236 и от 30 июня 1999 г. № 56), которые практически полностью реализуются в основной школе.

Представленные комплекты билетов отражают в полной мере феде­ральный компонент государственного стандарта основного общего образо­вания и включают также некоторые устоявшиеся в курсе информатики темы, имеющие свое продолжение в старшей школе и впоследствии присутству­ющие в экзаменационных материалах на вступительных экзаменах в ссузы и вузы. Представленный экзаменационный материал не зависим от конк­ретной реализации содержания предмета в существующих учебниках. Ком­плект можно считать универсальным, поскольку содержание теоретической части ориентировано на федеральный компонент государственного стан­дарта основного общего образования, а содержание практической части предполагает проверку уровня компетентности в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Это подразумевает, что при решении конкретной задачи курса информатики или из любой смежной области знаний необходимо опираться на теоретические знания и практические умения в области ИКТ.

Комплект из 20 билетов является примерным, то есть образовательное учреждение на их основе составляет комплект билетов, непосредственно используемых на экзамене, с учетом содержания учебной программы кон­кретного учителя, наличия средств ИКТ и используемого программного обеспечения. Содержание практических заданий может быть скорректиро­вано учителем в зависимости от имеющейся компьютерной техники и ис­пользуемого программного обеспечения.

Экзамен по «Информатике и ИКТ» является экзаменом по выбору уча­щегося, поэтому предполагается, что содержание, форма и процедура про­ведения будут скорректированы в конкретном образовательном учреждении в соответствии с Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 и 11(12) классов общеобразовательных учреждений Россий­ской Федерации.

Победителям и призерам регионального этапа Всероссийской олимпи­ады по информатике можно засчитать экзамен по выбору без проведения процедуры сдачи по диплому или сертификату.

Содержание заданий экзаменационных билетов разработано по основ­ным темам курса информатики и информационных технологий, объединен­ных в соответствии с государственным образовательным стандартом по предмету в разделы «Информационные процессы» и «Информационныетехнологии». Содержание раздела «Информационные процессы» подраз­деляется на следующие темы: «Представление информации», «Передача информации», «Обработка информации. Алгоритмы», «Компьютер», «Ин­формационные процессы в обществе». Содержание раздела «Информаци­онные технологии» состоит из следующих тем: «Технология обработки тек­ста», «Технология обработки графики», «Технология обработки числовой информации», «Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных», «Телекоммуникационные технологии».

Комплект примерных билетов по информатике имеет следующую струк­туру: каждый билет содержит две части - теоретическую и практическую. Теоретическая часть предполагает устный ответ учащихся с возможной демонстрацией на компьютере необходимой для ответа иллюстративной части. Это может быть описание объектов изучения, их существенных при­знаков, свойств, связей между ними, т.е. раскрытие сущности изученного объекта. Качественные характеристики усвоения изученного материала могут различаться. В каких-то случаях это полнота и системность сформи­рованных знаний, в других случаях еще и прочность знаний учащихся, возможен случай самостоятельного и оперативного применения знаний учащимися. Описанные качественные характеристики являются критериями оценивания результатов обучения учащихся.

Практическая часть содержит задание, которое обязательно выполняет­ся на компьютере. Основная цель данной части экзамена - проверить у выпускника уровень компетентности в сфере ИКТ (сформированность уме­ний оперировать теоретическими знаниями и изученным программным обес­печением, умение применять изученное для решения практических задач).

Каждое из заданий ориентировано на проверку умения выполнять оп­ределенный комплекс операций с конкретным программным пакетом, но при этом демонстрируются также общие знания и умения в области «Ин­форматики и ИКТ»: запуск программ на исполнение, чтение и запись фай­лов данных, выбор оптимального формата хранения и представления объек­тов. Задание такого формата позволяет выявить степень освоения инфор­мационных и коммуникационных технологий, достаточную для продолжения образования.

Содержание практической части должно быть представлено заданиями следующего содержания:

  1. Построение алгоритмов:

а) для управления учебным исполнителем (основные алгоритмическиеструктуры);

б) для обработки величин с реализацией на языке программирования (ветвление, цикл, массив или вспомогательные алгоритмы).

Возможны два варианта реализации по выбору: в среде учебного исполнителя или на изучаемом языке программирования.

  1. Работа с файловой системой, с графическим интерфейсом. Органи­зация индивидуального информационного пространства. Работа с архива­торами и антивирусными программами.

  2. Создание и редактирование текстовых документов, в том числе с включением объектов (таблиц, изображений и пр.).

  3. Создание графических изображений средствами графического редактора. Ввод изображения через сканер или с цифрового фотоаппарата. Обработка цифрового изображения.

  4. Создание базы данных. Организация поиска информации в базах данных.

  5. Работа с электронной таблицей. Построение диаграмм и графиков по табличным данным. Проведение вычислительного эксперимента в среде электронной таблицы.

  6. Создание мультимедийной презентации на основе шаблонов.

  7. Поиск информации в Интернете с применением языка запросов.

К комплекту билетов имеется приложение, где подобраны конкретные практические задания разного уровня сложности по заданным темам. В приложении уровень сложности заданий (отдельных пунктов заданий) помечен звездочкой для лучшего ориентирования учителя при подготовке комплектов билетов. Разный уровень сложности заданий предложен осоз­нанно, поскольку существуют разные типы образовательных учреждений, а также классов в основной школе, отличающихся количеством часов на изучение предмета. Задания, данные в приложении, могут использоваться при подготовке учащихся к экзамену, в случае если для экзамена учителем разрабатываются аналогичные.

По желанию учитель может включить в билеты третью часть в виде задач, ориентированных на более высокий уровень сложности. В этом слу­чае время подготовки учащегося к ответу увеличивается на 15 минут.

Билеты предлагаются в традиционном виде и в виде таблицы возмож­ных сочетаний теоретической и практической частей. Это сделано для равномерного распределения содержания предмета по билетам. Таблица поможет учителю определить минимальную комплектацию билетов для конкретного контингента экзаменуемых.

Рекомендации по подготовке и проведению экзамена и оцениванию ответов.

Примерное время подготовки учащихся к ответу по билетам может быть в диапазоне от 10 до 30 минут. Время ответа на билет в целом не должно превышать 15 минут.

Оценивание ответа экзаменуемого экспертное (складывается из не­скольких мнений членов экзаменационной комиссии). При оценке ответа возможно использование традиционной формы оценивания по пятибалль­ной шкале каждого вопроса и выставление среднего значения в итоге за экзамен. Такой принцип оценивания подчеркивает значимость всех видов деятельности, которым обучен выпускник по предмету.

Возможен иной подход к оцениванию, так называемая «накопительная шкала». Поскольку в соответствии с целями изучения информатики и ин­формационных технологий и требованиями к уровню подготовки выпускни­ков основной школы во время экзамена проверяются обязательные умения работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планиро­вать ее результаты, а также устойчивые навыки применения средств ИКТ в учебной деятельности и в повседневной жизни, экзаменационной комис­сии рекомендуется вначале принять практическое задание, которое оценивается дихотомически: сдано/не сдано. Принятая комиссией практическая часть по выбранному билету означает, что учащийся уже может претендо­вать на отметку «3». Далее при устном ответе на теоретическую часть билета учащийся может добавить к имеющимся баллам еще один или два балла в зависимости от качества подготовки. Таким образом, применяется накопительная система оценивания, соответствующая традиционной пяти­балльной шкале.

На отметку «4» оценивается ответ в целом на билет, если учащийся при ответе на теоретическую часть билета продемонстрировал системные полные знания и умения по поставленному вопросу. Содержание вопроса учащийся изложил связно, в краткой форме, раскрыл последовательно суть изученного материала, демонстрируя прочность и прикладную направлен­ность полученных знаний и умений, но при ответе на теоретическую часть билета были допущены незначительные ошибки, иногда нарушалась после­довательность изложения или отсутствовали некоторые несущественные элементы содержания.

На отметку «5» оценивается ответ в целом на билет, если учащийся при ответе на теоретическую часть билета продемонстрировал системные полные знания и умения по поставленному вопросу. Содержание вопроса учащийся изложил связно, в краткой форме, раскрыл последовательно суть изученного материала, демонстрируя прочность и прикладную направлен­ность полученных знаний и умений, не допускал терминологических ошибок и фактических неточностей.

Билет № 1

  1. Понятие информации. Виды информации. Роль информации в жи­вой природе и в жизни людей. Язык как способ представления информа­ции: естественные и формальные языки. Основные информационные про­цессы: хранение, передача и обработка информации.

  2. Построение алгоритма (основные алгоритмические структуры) и его реализация в среде учебного исполнителя. Демонстрация полученного ал­горитма в среде учебного исполнителя.

Билет № 2

  1. Измерение информации: содержательный и алфавитный подходы. Единицы измерения информации.

  2. Создание и редактирование текстового документа (исправление ошибок, удаление или вставка текстовых фрагментов), в том числе исполь­зование элементов форматирования текста (установка параметров шрифта и абзаца, внедрение заданных объектов в текст).

Билет № 3

  1. Дискретное представление информации: двоичные числа; двоич­ное кодирование текста в памяти компьютера. Информационный объем текста.

  2. Создание и обработка графических изображений средствами гра­фического редактора. Ввод изображения через сканер или с цифрового фотоаппарата. Простейшая обработка цифрового изображения.

Билет № 4

  1. Дискретное представление информации: кодирование цветного изображения в компьютере (растровый подход). Представление и обработ­ка звука и видеоизображения. Понятие мультимедиа.

  2. Работа с файловой системой, с графическим интерфейсом (выпол­нение стандартных операций с файлами: создание, копирование, переиме­нование, удаление). Организация индивидуального информационного про­странства (настройка элементов рабочего стола, проверка на вирусы, ис­пользование архиватора).

Билет № 5

  1. Процесс передачи информации, источник и приемник информации, канал передачи информации. Скорость передачи информации.

  2. Создание мультимедийной презентации на основе шаблонов. Выбор типа разметки слайда, применение шаблона оформления, цветовых схем и эффектов анимации. Показ презентации с использованием автоматичес­кой смены слайдов.

Билет № 6

  1. Понятие алгоритма. Исполнитель алгоритма. Система команд испол­нителя (на примере учебного исполнителя). Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы.

  2. Создание базы данных. Определение структуры базы данных: коли­чество и типы полей, заполнение таблиц (или использование готовых). Организация поиска информации в базах данных. Создание запросов раз­ной сложности.

Билет № 7

  1. Основные алгоритмические структуры: следование, ветвление, цикл; изображение на блок-схемах. Разбиение задачи на подзадачи. Вспомога­тельные алгоритмы.

  2. Работа с электронной таблицей. Создание таблицы в соответствии с условием задачи, использование функций. Построение диаграмм и гра­фиков по табличным данным.

Билет № 8

  1. Величины: константы, переменные, типы величин. Присваивание, ввод и вывод величин. Линейные алгоритмы работы с величинами.

  1. Поиск информации в Интернете с применением языка запросов.

Билет № 9

  1. Логические величины, операции, выражения. Логические выражения в качестве условий в ветвящихся и циклических алгоритмах.

  2. Форматирование текстового документа. Установка параметров стра­ницы, вставка номеров страниц, колонтитулов, гиперссылок, изменение параметров шрифта и абзаца.

Билет № 10

1. Представление о программировании: язык программирования (на примере одного из языков высокого уровня); примеры несложных программ с линейной, ветвящейся и циклической структурой.

2. Работа с архиваторами и антивирусными программами. Создание многотомного архива, использование антивирусных программ.

Билет № 11

  1. Основные компоненты компьютера, их функциональное назначение и принципы работы. Программный принцип работы компьютера.

  2. Построение алгоритма для обработки величин с реализацией на языке программирования (ветвление, цикл). Отладка программы и получе­ние результатов.

Билет № 12

  1. Программное обеспечение компьютера, состав и структура. Назначе­ние операционной системы. Командное взаимодействие пользователя с компьютером. Графический пользовательский интерфейс.

  2. Создание мультимедийной презентации на основе шаблонов. Выбор типа разметки слайда, применение шаблона оформления, цветовых схем и эффектов анимации. Демонстрация слайдов с использованием управля­ющих кнопок.

Билет № 13

  1. Понятие файла и файловой системы организации данных (папка, иерархическая структура, имя файла, тип файла, параметры файла). Основ­ные операции с файлами и папками, выполняемые пользователем. Понятие об архивировании и защите от вирусов.

  2. Организация поиска информации в готовой базе данных с приме­нением составного логического выражения.

Билет № 14

  1. Информационные ресурсы общества. Основы информационной безопасности, этики и права.

  2. Работа с электронной таблицей. Проведение вычислительного экс­перимента в среде электронной таблицы. Решение задачи с использовани­ем электронной таблицы для изменяющихся начальных данных.

Билет № 15

  1. Технологии работы с текстовыми документами. Текстовые редакторы и процессоры: назначение и возможности. Основные структурные элементы текстового документа. Шрифты, стили, форматы. Основные приемы редак­тирования документа. Встраиваемые объекты. Понятие гипертекста.

  2. Построение алгоритма и реализация на изучаемом языке програм­мирования или в среде учебного исполнителя. Демонстрация полученного алгоритма в среде учебного исполнителя или отладка программы и полу­чение результатов.

Билет № 16

  1. Технологии работы с графической информацией. Растровая и век­торная графика. Аппаратные средства ввода и вывода графических изоб­ражений. Прикладные программы работы с графикой. Графический редак­тор. Основные инструменты и режимы работы.

  2. Решение задачи по теме «Системы счисления» на изучаемом языке программирования или с использованием стандартной программы «Каль­кулятор».

Билет № 17

  1. Табличные базы данных (БД): основные понятия (поле, запись, пер­вичный ключ записи); типы данных. Системы управления базами данных и принципы работы с ними. Поиск, удаление и сортировка данных в БД. Условия поиска (логические выражения); порядок и ключи сортировки.

  2. Построение алгоритма для обработки величин с реализацией на языке программирования (ветвление, цикл, линейный массив или вспомо­гательные алгоритмы). Отладка программы, получение результатов.

Билет № 18

  1. Технология обработки информации в электронных таблицах (ЭТ). Структура электронной таблицы. Типы данных: числа, формулы, текст. Пра­вила записи формул. Основные встроенные функции. Абсолютные и отно­сительные ссылки. Графическое представление данных.

  2. Построение алгоритма для управления учебным исполнителем (ос­новные алгоритмические структуры). Демонстрация полученного алгоритма в среде учебного исполнителя.

Билет № 19

  1. Основные принципы организации и функционирования компьютер­ных сетей. Интернет. Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение. Назначение и возможности электронной почты. Поиск информации в Ин­тернете.

  2. Обработка цифрового изображения в графическом редакторе. Например, устранение дефектов, ретуширование и тоновая коррекция фо­тографии.

Билет № 20

  1. Понятие модели. Информационная модель. Виды информационных моделей (на примерах). Реализация информационных моделей на компью­тере. Пример применения электронной таблицы в качестве инструмента математического моделирования.

  2. Построение алгоритма для обработки величин с реализацией на языке программирования (линейный массив или вспомогательные алго­ритмы).

Похожие:

Билеты для государственной (итоговой) аттестации по информатике ииктв устной форме за курс основного общего образования составлены на базе федерального iconБилеты для государственной (итоговой) аттестации по информатике и...
Таблица возможных сочетаний теоретической и практической частей билетов по «Информатике и икт» для основной школы
Билеты для государственной (итоговой) аттестации по информатике ииктв устной форме за курс основного общего образования составлены на базе федерального iconБилеты для государственной (итоговой) аттестации по информатике и...
Примеры заданий: для графического исполнителя алгоритмов (Кенгуренок, Чертежник, Черепашка-лого и т п.)
Билеты для государственной (итоговой) аттестации по информатике ииктв устной форме за курс основного общего образования составлены на базе федерального iconПояснительная записка Программа научно-технической направленности...
Икт для подготовки к государственной итоговой аттестации по информатике учащихся, освоивших основные общеобразовательные программы...
Билеты для государственной (итоговой) аттестации по информатике ииктв устной форме за курс основного общего образования составлены на базе федерального iconБилеты для государственной (итоговой) аттестации по информатике и...
...
Билеты для государственной (итоговой) аттестации по информатике ииктв устной форме за курс основного общего образования составлены на базе федерального iconИнструкция для обучающихся, освоивших основные общеобразовательные...
В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования...
Билеты для государственной (итоговой) аттестации по информатике ииктв устной форме за курс основного общего образования составлены на базе федерального iconИнструкция для организаторов в аудитории по проведению государственной...
В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования...
Билеты для государственной (итоговой) аттестации по информатике ииктв устной форме за курс основного общего образования составлены на базе федерального iconИнструкция для руководителя пункта проведения экзамена государственной...
В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования...
Билеты для государственной (итоговой) аттестации по информатике ииктв устной форме за курс основного общего образования составлены на базе федерального iconМетодическое письмо о проведении государственной итоговой аттестации...
Вэ-9), проводится в соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного...
Билеты для государственной (итоговой) аттестации по информатике ииктв устной форме за курс основного общего образования составлены на базе федерального iconИнструкция для обучающихся IX классов, участвующих в 2010 году в...
Решение о допуске обучающихся к государственной (итоговой) аттестации принимается педагогическим советом общеобразовательного учреждения...
Билеты для государственной (итоговой) аттестации по информатике ииктв устной форме за курс основного общего образования составлены на базе федерального iconИнструкция для организаторов в аудитории по проведению в 2010 году...
Спецификации экзаменационной работы для проведения в 2010 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по физике обучающихся,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница