Исследовательская работа ученика 2 класса по теме «Глина. От горной породы до дымковской игрушки» Автор:  Учитель начальных классов Никитина Лариса Владимировна Место




Скачать 102.14 Kb.
НазваниеИсследовательская работа ученика 2 класса по теме «Глина. От горной породы до дымковской игрушки» Автор:  Учитель начальных классов Никитина Лариса Владимировна Место
Дата публикации14.12.2013
Размер102.14 Kb.
ТипИсследовательская работа
shkolnie.ru > География > Исследовательская работа
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
(2013/14 учебный год)
Номинация конкурса:

Название работы:

Исследовательская работа ученика 2 класса по теме «Глина. От горной породы до дымковской игрушки»
Автор: 

Учитель начальных классов Никитина Лариса Владимировна
Место выполнения работы:

МКОУ «СОШ №2» г. Спас-Деменска Калужской области

МКОУ «СОШ №2»

г. Спас-Деменска Калужской области

Исследовательская работа

ученика 2-го класса

Волова Вячеслава

на тему:

«Глина. От горной породы до дымковской игрушки»

Научный руководитель

учитель начальных классов

Никитина Лариса Владимировна

Глина.

От горной породы до дымковской игрушки.

На уроке окружающего мира мы изучали тему «Заглянем в кладовые земли». Я узнал, что к неживой природе относятся горные породы и минералы. Горные породы разнообразны. Это песок, глина, известняк, мел, мрамор, кремень и многие другие. Горные поды встречаются не только в горах. Они есть повсюду. Только скрыты от наших глаз слоем почвы.

Человек с давних пор использует богатства земных кладовых. Одни – в строительстве, другие – для изготовления украшений.

На уроке труда мы учились лепить из глины дымковскую игрушку. Наша учительница рассказывала нам о глине: какая она бывает, где встречается в нашем районе. Мне очень понравилось работать с глиной. Руки после неё становятся мягкими и чистыми, как будто их помыли с мылом и смазали кремом. Я решил побольше узнать о глине, её видах и свойствах, а также о том, как подготовить глину для лепки дымковской игрушки.

Цель исследования.

  1. Познакомиться с глиной как горной породой.

  2. Изучить виды глины, залегающие в Спас-Деменском районе.

  3. Изучить свойства глины.

  4. Изучить область применения глины.

  5. Изучить условия приготовления глины для дымковской игрушки.

  6. Изготовить дымковскую игрушку.

  7. Подготовить рекомендации учащимся для работы с глиной.

Методы исследования

  1. Опрос очевидцев, кто видел, какая глина есть в Спас-Деменском районе.

  2. Сбор образцов различной глины.

  3. Чтение печатных источников: учебник «Окружающий мир», энциклопедические издания.

  4. Обращение за информацией в интернет.

  5. Практические опыты с глиной:

- исследование глины на сыпучесть, растворимость, цвет, запах, вязкость, горючесть, хрупкость.

6. Изготовление дымковской игрушки.

План работы

  1. Где и какая глина залегает в Спас-Деменском районе.

  2. Какая бывает глина?

  3. Опыты с глиной и их результаты.

  4. Применение глины?

  5. Подготовка глины для лепки дымковской игрушки.

  6. Этапы изготовления дымковской игрушки.

  7. Что мне дала эта работа?

Я узнал, что глина в природе широко представлена в готовом виде. Её можно найти повсюду. В нашем районе много глины. Она попадается во время перекопки огородов, в карьерах, при строительстве колодцев, прокладке водопроводных и газовых труб. Больше всего встречается у нас красной глины. По берегам ручьёв можно найти голубую глину. Глубоко под землёй, когда копают колодцы или яму под ёмкость для слива сточных вод, люди иногда находят чёрную и даже белую глину. 1

Я изучил различные свойства глины и установил, что глина не пахнет и не горит. Если она сухая, то на ощупь твёрдая и при ударе крошится.

Маленькие комочки сухой глины легко измельчаются в порошок. Если этот порошок просеять, можно из глины удалить мусор и мелкие камешки. Она станет чище, без примесей. Из такого глиняного порошка можно замесить тесто, как из муки, добавив в него воды.

Я насыпал глиняного порошка в воду и размешал палочкой. Вода стала мутной. Через сутки глина осела на дно стакана, а вода снова стала прозрачной. Я понял, что глина в воде не растворяется. 2

Это свойство глины используют для отмучивания. Дело в том, что для лепки годится жирная глина, в которой мало песка. А как отделить песок от глины? Надо глину размешать в воде и дать ей отстояться. Песок и камешки осядут первыми. Они тяжелее частичек глины. А потом осядет сама глина. Воду надо слить. Дать массе постоять на солнышке или возле батареи, чтобы лишняя вода скорее испарилась. А потом можно сверху брать глину для лепки, а нижний слой трогать не надо: там много песка и камешков.

Влажная глина на ощупь вязкая. Она хорошо разминается. Если её долго месить, стучать по ней, раскатывать в лепёшку, а потом снова мять, можно добиться получения настоящего глиняного теста для лепки. Такое тесто не липнет к рукам и легко принимает желаемую форму.

В нашем районе люди применяют глину для печных работ. Печники кладут печи, скрепляя кирпичи раствором глины с песком. Кирпичи тоже сделаны из

Глины. Кроме строительства, глина идёт на изготовление керамики.3

Недалеко от нашего города в Кировском районе Калужской области расположена фаянсовая фабрика. На ней из глины делают много разных изделий: облицовочную керамическую плитку, посуду, статуэтки и многое другое.

Для лепки дымковской игрушки используется красная глина. Перед лепкой её надо проверить на пластичность. Для этого скатывается тонкая колбаска и медленно сгибается пополам. Если на месте сгиба не образуется трещин, значит, глина пластична и годится для лепки. Такую глину надо хорошенько помять, постучать об стол, замесить глиняное тесто. Из этого теста и лепят дымковскую игрушку. 4

Игрушка лепится из отдельных деталей. Детали скрепляют между собой жидкой глиной. Она должна быть по густоте похожа на сметану. Сначала поверхности скрепляемых деталей надо поцарапать стекой, чтобы они стали шершавыми, потом их смазывают жидкой глиной и скрепляют между собой. Многие дымковские игрушки внутри пустые. Их лепят из раскатанного пласта глины. Так лепятся женские фигурки. Во время работы с глиной надо всегда иметь перед собой чашку с водой, чтобы смачивать руки. Все швы в местах скрепления деталей надо хорошенько заглаживать, чтобы их было совсем не видно. 5

Готовую игрушку надо высушить, обжечь и покрыть белой краской. Мы в классе покрывали игрушки сначала белой гуашью. А потом стали покрывать водоэмульсионной белой краской. По ней лучше расписывать игрушку цветными красками. Для росписи применяли гуашевые краски. Дымковские мастера используют для росписи одной игрушки до 10 различных цветов краски. Наши игрушки тоже получились яркими и весёлыми.6

Меня и моих друзей так заинтересовала работа с глиной, что мы решили узнать, что ещё, кроме дымковской игрушки можно из неё слепить. Мы всем классом побывали в районном доме культуры на выставке ремёсел. Там мы увидели замечательные фигурки из глины, сделанные мастерами нашего района.7

Потом в классе мы посмотрели презентацию о народных промыслах. Мне очень понравилась гжельская посуда. Мы решили на уроке труда слепить посуду, а на уроке изобразительного искусства расписать её под гжель. Посуду мы лепили из глиняных жгутиков. Это очень увлекательная работа. В такие кувшинчики можно поставить настоящие цветы. А девочкам можно с этой посудой играть в куклы.8

Ещё меня заинтересовал вопрос. Раз в Калужской области много глины, может быть и здесь есть места, где делали из неё игрушки? И я узнал, что в Думиничском районе в деревне Хлуднево люди занимались изготовлением свистулек и погремушек. Игрушки  лепили женщины и девочки, начиная с 7-8 лет. Занимались этим в свободное от сельских работ время. Мне очень хочется побольше узнать о хлудневской игрушке, почитать, как играли дети с глиняной игрушкой, и увидеть разные глиняные игрушки.

Рецензия на работу ученика 2-го класса

МОУ «СОШ №2» Волова Вячеслава

«Глина. От горной породы до Дымковской игрушки»

Идея написания этой работы возникла спонтанно во время интегрированного урока Окружающего мира по теме «Заглянем в кладовые земли» и труда по теме «Лепка из глины дымковской игрушки».

Любознательный мальчик задавал много вопросов, с удовольствием участвовал в проведении опытов с глиной и с радостью взялся собирать материал по предложенной теме.

Во время исследования ребёнок самостоятельно выполнил ряд опытов по изучению свойств глины и сделал выводы, которые изложил в данной работе. В поисках материала для работы он читал учебник «Окружающий мир», обращался к Интернет-ресурсам, просматривал энциклопедические издания в школьной и районной библиотеке. Кроме печатных источников Слава использовал сведения, полученные от взрослых, обращался за помощью к одноклассникам, которые по его просьбе опрашивали членов своих семей и помогли ему собрать образцы глины.

Вместе с одноклассниками мальчик на практике освоил процесс изготовления дымковской игрушки и описал его в своей работе.

Данная работа может быть полезна тем, кто впервые столкнулся с глиной как с материалом для поделок. Она содержит подробное описание процесса подготовки глиняного теста и этапов изготовления самой игрушки. Написана работа простым детским языком и будет доступна и понятна читателям любого возраста.

Работа имеет большое значение в плане развития исследовательских навыков самого автора. Она стала толчком к дальнейшему росту познавательного интереса ребёнка. У него появляются всё новые и новые вопросы и стремление узнать на них ответы.

Научный руководитель

Учитель начальных классов

Никитина Лариса ВладимировнаКраткие тезисы выступления

по теме: «Глина. От горной породы до дымковской игрушки»

Глина – это горная порода, которую человек широко использует в хозяйстве. Из неё делают много полезных вещей: посуду, облицовочную плитку, керамические украшения, а также – игрушки. Меня заинтересовали дымковские игрушки. Захотелось узнать, как их делают, и самому научиться их делать.

Я узнал, что глина часто встречается в наших краях, что она бывает белая, красная, чёрная и голубая. Глина не имеет запаха, не горит, не растворяется в воде. Влажная глина вязкая и легко принимает желаемую форму.

Я научился очищать глину от песка и камней, делать её более пластичной и жирной, узнал, как определить, на сколько глина пластична.

Очистить глину и сделать её более жирной можно путём отмучивания. А определить пластичность глины можно, сложив пополам глиняный жгутик. Если на месте сгиба нет трещин, глина достаточно пластична.

Дымковскую игрушку делают из красной глины. Собирают игрушку из отдельных деталей, которые скрепляют жидкой глиной.

Глиняные изделия нужно обжигать, чтобы они стали прочнее. Готовые игрушки украшают росписью.

Меня заинтересовали и другие народные игрушки из глины. Я продолжу собирать материал о филимоновской и хлудневской игрушках.

Список литературы

  1. А. А. Плешаков «Окружающий мир», «Мир вокруг нас», 2 класс, часть 1, М., Просвещение, 2008,УМК «Школа России»

  2. Большая Российская энциклопедия, т. 7, М., «Научное издание», 2007

  3. Энциклопедический словарь юного художника, М., 1983

  4. Советское декоративное искусство, М., 1989

  5. Интернет ресурс: http://glina.teploruk.ru/article/article_6.html


Приложение 1

Коллекция глины

c:\documents and settings\admin\рабочий стол\глина\sam_0159.jpg c:\documents and settings\admin\рабочий стол\глина\sam_0153.jpg

^ КРАСНАЯ ГЛИНА БЕЛАЯ ГЛИНА

c:\documents and settings\admin\рабочий стол\глина\sam_0158.jpg c:\documents and settings\admin\рабочий стол\глина\sam_0152.jpg

^ ГОЛУБАЯ ГЛИНА ЧЕРНАЯ ГЛИНА

Приложение 2

Опыты с глиной

c:\documents and settings\admin\рабочий стол\dcim\100photo\sam_0028.jpg g:\dcim\100photo\sam_0160.jpg

глина не пахнет и не горит

Если она сухая, то на ощупь твёрдая и при ударе крошится.

c:\documents and settings\admin\рабочий стол\dcim\100photo\sam_0023.jpg c:\documents and settings\admin\рабочий стол\dcim\100photo\sam_0024.jpg

c:\documents and settings\admin\рабочий стол\dcim\100photo\sam_0025.jpg

Глина в воде не растворяется

c:\documents and settings\admin\рабочий стол\dcim\100photo\sam_0026.jpg c:\documents and settings\admin\рабочий стол\dcim\100photo\sam_0027.jpg

c:\documents and settings\admin\рабочий стол\dcim\100photo\sam_0033.jpg

Приложение 3

Керамическая посуда

c:\documents and settings\admin\рабочий стол\dcim\100photo\sam_0105.jpg

Приложение 4

Проверка глины на пластичность

c:\documents and settings\admin\рабочий стол\dcim\100photo\sam_0029.jpg

c:\documents and settings\admin\рабочий стол\dcim\100photo\sam_0030.jpg

Приложение 5

Лепка дымковской игрушки

c:\documents and settings\admin\рабочий стол\dcim\100photo\sam_0035.jpg

Приложение 6

Наши игрушки получились яркими и весёлыми.

Роспись готовых игрушек

c:\documents and settings\admin\рабочий стол\dcim\100photo\sam_0102.jpg

c:\documents and settings\admin\рабочий стол\dcim\100photo\sam_0101.jpg

Готовые игрушки

c:\documents and settings\admin\рабочий стол\dcim\100photo\sam_0020.jpg

g:\dcim\100photo\sam_0172.jpg

Приложение 7

Посещение выставки ремёсел

Фигурки из глины

c:\documents and settings\admin\рабочий стол\на выставке\sam_0162.jpg

Приложение 8

Глиняная посуда

c:\documents and settings\admin\рабочий стол\глина\sam_0186.jpg c:\documents and settings\admin\рабочий стол\глина\sam_0189.jpg

c:\documents and settings\admin\рабочий стол\глина\sam_0192.jpg c:\documents and settings\admin\рабочий стол\глина\sam_0191.jpg

1 Приложение1

2 Приложение 2

3 Приложение 3

4 Приложение 4

5 Приложение 5

6 Приложение 6

7 Приложение 7

8 Приложение 8


Похожие:

Исследовательская работа ученика 2 класса по теме «Глина. От горной породы до дымковской игрушки» Автор:  Учитель начальных классов Никитина Лариса Владимировна Место iconПлан-конспект мастер класса «Искусство оригами на уроках технологии...
Учитель начальных классов: Кирсанова Галина Александровна, учитель начальных классов моу «сош №1 р п. Новые Бурасы Новобурасского...
Исследовательская работа ученика 2 класса по теме «Глина. От горной породы до дымковской игрушки» Автор:  Учитель начальных классов Никитина Лариса Владимировна Место iconПояснительная записка автор материла Суханова Надежда Владимировна Место работы, должность
...
Исследовательская работа ученика 2 класса по теме «Глина. От горной породы до дымковской игрушки» Автор:  Учитель начальных классов Никитина Лариса Владимировна Место icon«Народы страны дружбой сильны» Автор: Семенюта Наталья Владимировна, учитель начальных классов
Место выполнения работы: Общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №39 города Сызрани Самарской области
Исследовательская работа ученика 2 класса по теме «Глина. От горной породы до дымковской игрушки» Автор:  Учитель начальных классов Никитина Лариса Владимировна Место iconУрок по проблемно диалоговой технологии.
Автор: Блинкова Ольга Владимировна, учитель начальных классов мбоу сош №1 зато озёрный Тверской области
Исследовательская работа ученика 2 класса по теме «Глина. От горной породы до дымковской игрушки» Автор:  Учитель начальных классов Никитина Лариса Владимировна Место icon«Развитие орфографической зоркости при работе со словарными словами»
Автор работы: Шваб Татьяна Владимировна – учитель начальных классов (высшая квалификационная категория)
Исследовательская работа ученика 2 класса по теме «Глина. От горной породы до дымковской игрушки» Автор:  Учитель начальных классов Никитина Лариса Владимировна Место iconУрок рисования в 1 классе. Тема: Роспись дымковской игрушки. Задачи урока
Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины)
Исследовательская работа ученика 2 класса по теме «Глина. От горной породы до дымковской игрушки» Автор:  Учитель начальных классов Никитина Лариса Владимировна Место iconУроке литературного чтения во 2 классе по теме: «Сказки Г. Х. Андерсена»
Автор: И. Н. Жуганина, учитель начальных классов гбоу сош №86 имени М. Е. Катукова
Исследовательская работа ученика 2 класса по теме «Глина. От горной породы до дымковской игрушки» Автор:  Учитель начальных классов Никитина Лариса Владимировна Место iconМетодическая разработка классного часа по теме «День защитника Отечества»...
Название работы: «Методическая разработка классного часа по теме «День защитника Отечества»
Исследовательская работа ученика 2 класса по теме «Глина. От горной породы до дымковской игрушки» Автор:  Учитель начальных классов Никитина Лариса Владимировна Место iconАвтор проекта: Ганжа Светлана Давыдовна-учитель начальных классов, Соавтор проекта
Автор проекта: Ганжа Светлана Давыдовна-учитель начальных классов, Соавтор проекта : Гавриленко Валерий Александрович-директор школы,...
Исследовательская работа ученика 2 класса по теме «Глина. От горной породы до дымковской игрушки» Автор:  Учитель начальных классов Никитина Лариса Владимировна Место iconУрок литературного чтения по теме: «А. Прокофьев «Берёзка»
Автор: Акимова Елена Валентиновна, учитель начальных классов мбоу «Лицей им. С. Н. Булгакова» г. Ливны Орловской обл
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница