Учитель географии




Скачать 285.48 Kb.
НазваниеУчитель географии
страница1/2
Дата публикации05.11.2013
Размер285.48 Kb.
ТипПрактическая работа
shkolnie.ru > География > Практическая работа
  1   2
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 24».

Итоговые практические работы по курсу

«Физическая география России»,

8 класс.
Составитель: Кулакова Е.Н.

учитель географии.

г. Междуреченск, 2012 год.


Практическая работа № 1
Характеристика географического положения России.
Цель работы: определить географическое положение России, дать оценку его особенностей.
Последовательность выполнения работы.


  1. Подбери необходимые для выполнения работы карты атласа, текст учебника.

  2. Определи, на каком материке расположена Россия?

  3. Определи положение России по отношению к экватору. Найди северный полярный круг, определи, какая часть нашей страны лежит за его пределами.

  4. Найди крайние северные и южные точки России; определи их координаты.

  5. Определи положение России по отношению к нулевому и 180 меридиану, в каком полушарии расположена наша страна?

  6. Найди крайние западную и восточную точки, определи их координаты.

  7. Определи протяженность России с севера на юг и с запада на восток, сделай вывод о величине территории России.

  8. Определи, с какими странами граничит Россия? С какими странами самая протяженная граница? Какая область России граничит с Польшей и Литвой?

  9. С какими странами граница проходит по горам, по рекам?

  10. Что значит «морская граница»? Определи, с какими странами Россия граничит только по морю? Каковы возможности использования морских границ имеет наша страна?

  11. Сделай вывод, Россия больше «континентальная» или «океаническая» страна?

  12. Сделай вывод: выгодно ли географическое положение России? Можно ли на этот вопрос ответить однозначно?

  13. Результаты работы запиши в тетрадь.


Задания по контурной карте.


  1. Отметь на контурной карте государственную границу России.

  2. Отметь крайние точки России, подпиши их координаты.

  3. Подпиши природные рубежи России (остров Ратманова, Кавказские горы, Прикаспийская низменность, Алтай; проливы: Берингов, Кунаширский, Лаперуза).


^ Практическая работа № 2.
Сравнение географического положения России и других стран.

Цель работы: закрепить знания о государственных границах России; научиться находить на политической карте и показывать государства, граничащие с Россией; определять соседей России первого порядка, второго порядка; знать и показывать на карте государства, входившие в состав СССР.
Последовательность выполнения работы.


    1. Приготовь необходимое для выполнения практической работы оборудование: атласы, рис. 8 на стр. 21 учебника, контурные карты.

    2. Нанеси на контурную карту государственную границу России.

    3. Используя карты атласа и рисунок учебника, подпиши государства, имеющие с нашей страной сухопутные границы.

    4. Обозначь условным знаком соседей первого порядка; подпиши и обозначь условным знаком соседей второго порядка (Молдавия, Армения, Узбекистан, Туркмения, Кыргызстан, Таджикистан). Условные знаки придумай самостоятельно.

    5. Обозначь морскую границу России, подпиши государства, имеющие с Россией морскую границу.

    6. Обозначь условным знаком государства, входившие в состав СССР. Условный знак придумай самостоятельно.

    7. Не забудь обозначить на контурной карте Калининградскую область и подписать государства, с ней граничащие. Вспомни, почему территорию Калининградской области называют «анклав».

    8. Оформи контурную карту в соответствии с требованиями.


^ Практическая работа №3
Определение поясного вре­мени для раз­ных пунктов России.
Цель урока: научиться определять поясное время, учитывать разницу во времени на территории России.
Последовательность выполнения работы.
Теоретическая часть работы. Чтобы успешно выполнить работу, вспомни:


  1. Какое время называется поясным, декретным, летним?

  2. Сколько часовых поясов расположено на территории России?

  3. Чему равна разница между часовыми поясами по долготе? По времени?

  4. Как будет изменяться поясное время к востоку от любого часового пояса? К западу?

  5. Что такое линия перемены дат? Какие изменения произойдут во времени при пересечении линии перемены дат с запада на восток? С востока на запад?

Практическая часть работы. Выполни самостоятельно.
Задания первого уровня сложности.

  1. Определить поясное время в Москве, если в Петропавловске-Камчатском 20 часов.

  2. Определить поясное время в Якутске и Магадане, если в Москве 12 часов.

  3. В каком направлении и на сколько надо перевести стрелки часов, если вы перелетели из Новокузнецка в Челябинск?


Задания второго уровня сложности.

  1. Как можно на территории России встретить Новый год дважды?

  2. На сколько часов раньше наступает утро в Москве, Екатеринбурге по сравнению с Лондоном?

  3. Разница по долготе между двумя населёнными пунктами 20о. Могут ли они находиться в одном часовом поясе?


Задания третьего уровня сложности.

  1. Города Москва, Каир, Кейптаун располагаются в одном часовом поясе. Значит ли это, что жители этих городов живут по одинаковому времени?

  2. Какого числа жителю Аляски надо вылететь на Чукотку, чтобы оказаться там 8 июня? Ответ поясните.

  3. В каких случаях возможно следующее: между пунктами расстояние в 5 км, а различие во времени составляет: а) целые сутки? б) два часа; в) один час.


^ Практическая работа № 4.
Тема: Обозначение на контурной карте тектонических структур, наиболее крупных форм рельефа.
Цель урока: отработка понятий: платформа, щит, подвижный складчатый пояс, тектоническая структура, равнина, горы (складчатые, глыбовые, складчато-глыбовые).

Нанесение на контурную карту основных тектонических структур.
Последовательность выполнения работы.


  1. Для выполнения работы необходимы тектоническая карта, физическая карта России. При нанесении тектонических структур и складчатых областей используй условные знаки к тектонической карте.

  2. Нанеси на контурную карту крупнейшие тектонические структуры: Русскую платформу; Западно-Сибирскую плиту, Сибирскую платформу.

  3. Определи местоположение крупных складчатых поясов: областей Мезозойской и Кайнозойской складчатостей. Нанеси и подпиши горные системы, расположенные в пределах этих областей: Кавказские горы, Срединный хребет, Курильские острова. Верхоянский хребет, хребет Черского, Сихоте-Алинь.

  4. Нанеси на карту складчатые структуры более древнего возраста: Уральские горы, Алтайские горы, Саяны, Байкальский хребет.


Практическая работа № 5.
Установление взаимосвязи тектонических структур, форм рельефа и полезных ископаемых на примере отдельных территорий.
Цели работы: 1. Установить зависимость между размещением крупных форм рельефа и строением земной коры.

2. По тектонической карте определить закономерности размещения магматических и осадочных полезных ископаемых, объяснять выявленные закономерности.

3. Проверить и оценить свое умение сопоставлять карты, объяснять выявленные закономерности.
Последовательность выполнения работы.
1. Сравни физическую и тектоническую карты атласа, определи, каким тектоническим структурам соответствуют указанные формы рельефа. Сделай вывод о зависимости рельефа от строения земной коры. Выявленную закономерность объясни.

2. Результаты работы оформи в виде таблицы.

^ Выделенные жирным шрифтом объекты для первого варианта.

Формы рельефа

преобладающие высоты

тектонические структуры, залегающие в основании территории.

вывод о зависимости рельефа от строения земной коры.

^ Восточно-Европейская равнина.










Среднерусская возвышенность










горы Хибины










Западно-Сибирская равнина










^ Алданское нагорье










Кавказ










^ Уральские горы










Алтай










Саяны










Кузнецкий Алатау










^ Верхоянский хребет










Сихотэ-Алинь











3. По карте «Тектоника и минеральные ресурсы» определи, какими полезными ископаемыми богата территория нашей страны.

  1. Как обозначены на карте типы месторождений магматических и метаморфических? Осадочных?

  2. Какие из них встречаются на платформах? Какие полезные ископаемые (магматические или осадочные) приурочены к осадочному чехлу? Какие – к выступам кристаллического фундамента древних платформ на поверхность (щитам и массивам)?

  3. Какие типы полезных ископаемых (магматические или осадочные) приурочены к складчатым поясам?

  4. Результаты проведенного анализа оформи в виде таблицы, сделай вывод об установленной зависимости.



тектоническая структура

полезные ископаемые

вывод об установленной зависимости

Древние платформы:

- осадочный чехол

- выступы кристаллического фундамента







Молодые платформы (плиты)







Складчатые области.








Сделай общий вывод о взаимозависимости тектонического строения, форм рельефа и полезными ископаемыми.

^ Практическая работа № 6.
Тема: Характеристика рельефа и полезных ископаемых Кемеровской области.
Цель работы: закрепить умение давать характеристику рельефа территории и её полезных ископаемых.
Последовательность выполнения работы.


  1. По карте Кемеровской области определи, какие формы рельефа расположены в нашей области.

  2. Запиши название гор. Определи географическое положение гор, их среднюю и максимальную высоту, возраст. Объясни, почему горы нашей области древние, а тектонические движения в них происходят до сих пор.

  3. Определи, какие полезные ископаемые расположены в горных системах области.

  4. Определи, какую часть области занимают равнинные территории, определи их происхождение, возраст и высоту.

  5. Какие полезные ископаемые связаны с Кузнецкой котловиной и почему.

  6. Сделай вывод о взаимосвязи тектонических структур, рельефа, магматических и осадочных месторождениях области.


Практическая работа № 7.
Характеристика климатических областей с точки зрения условий жизни и хозяйственной деятельности».
^ Цель работы: научиться давать оценку климата территории для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности людей.
Последовательность выполнения работы.


  1. Подбери необходимые для выполнения работы карты атласа, схемы, рисунки и текст учебника.

  2. Составь характеристику климата территории (регион выбери сам) по плану:

    • географическое положение;

    • суммарная радиация;

    • господствующие воздушные массы (зимой, летом);

    • область атмосферы (циклон, антициклон) – в летний и зимний период;

    • средняя температура воздуха (января, июля), годовая амплитуда колебания температры;

    • годовое количество осадков;

    • неблагоприятные явления (засухи, пыльные бури, заморозки, град, гололёд);

    • тип климата.

  1. Дай оценку климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности людей.

  2. Результаты работы запиши в тетрадь.


Используй в работе дополнительный материал.
Сибирская зима (резкоконтинентальный климат).

В глубинах Сибири на рассвете мороз ниже сорока. Снег едва голубеет сквозь туман. Скрип полозьев слышен километра за два. Топят печи – дым из труб столбом поднимается вверх. Солнце как круг докрасна раскалённого металла.

Днём всё сверкает – сверкает солнце, сверкает снег. Туман уже растаял. Голубое небо, чуть белёсое от кристалликов льда, пронизано светом – посмотришь вверх из тёплого дома и скажешь: «Как летом». А на дворе стужа лишь немногим слабее, чем утром. Мороз силён. Силён, да не очень страшен: воздух сух, ветра нет.

Розовато-сизый вечер переходит в тёмно-синюю ночь. Созвездия горят не точками, а целыми кусками серебра. Шорох выдоха кажется «шёпотом звёзд». Мороз всё крепчает. По тайге идёт гул растрескивающихся деревьев. В Якутске средняя температура января – 43о С, а с декабря по март выпадает в среднем лишь 18 мм. осадков.

Владивосток лежит на одной широте с Сочи, а морозы там как в Архангельске: средняя январская температура -13оС. Снег едва прикрывает землю. Лишь севернее, в низовьях Амура, на Сахалине и Камчатке, куда зимой заходят морские ветры, снега выпадает много, и иногда приходится откапывать из-под него избы.
^ Зима на русской равнине (умеренно-континентальный климат).

Какая же зима на западе страны?

Обширное пространство от Балтики до Урала и даже дальше на восток становится ареной борьбы воздушных масс: пришлый сырой и тёплый воздух с моря борется с сухим и морозным местным воздухом, образующимся над сушей.

Борьба идёт с переменным успехом, поэтому зимняя погода в Москве, например, неустойчива – то морозы, то оттепель.

Материковый воздух, частью пришедший с востока, частью образовавшийся из морского воздуха, который уже успел охладиться над снежным покровом, пытается отстоять свои позиции и даже наступать. Ему помогают холодные воздушные массы, вталкиваемые циклонами и антициклонами с ледяных просторов Арктики. Настают дни «сибирской» зимы – сухой воздух нисходит, столбик термометра грозит упасть до -30оС, по утрам над землёю стелется туман, снег скрипит, на воротнике иней, мороз щиплет нос и уши, солнце в небе – красный кружок. Но занесло к нам с тёплых вод Атлантики очередной циклон, и зима из «сибирской» становится «петербургской»: давление падает, а температура поднимается, небо задёргивается серой пеленой, дует сырой ветер, морозы миновали, вот-вот начнёт капать. Это, значит, пришёл воздух с моря. Он более тёплый и потому более лёгкий. Он взбирается по наклонной поверхности тяжёлого воздуха вверх, вверху охлаждается, а, охладившись и затянув небо облаками, источает влагу. Но потеплело ненадолго. Морской воздух весь поднялся, там остыл, циклон изнемог. Материковый воздух вновь спешит водворить холодную и ясную «сибирскую» зиму.

В тёплые дни Москва как бы сдвигается на широту Азовского моря, а в холодные – на широту островов Новой Земли. Северо-запад европейской части России чаще видит вторжение атлантического воздуха, чем юго-восток. Вот почему зима в Астрахани холодная как в Санкт-Петербурге, хотя Астрахань лежит на 1300 км. южнее.

Зимой в европейской части России самые холодные места – на северо-востоке, в бассейне Печоры.

^ Практическая работа №8.
Оценка влияния климатических условий на географию сельскохозяйственных культур.
Цель работы: научиться давать оценку агроклиматических условий территории.
Последовательность выполнения работы.


  1. Самостоятельно выбери для оценки агроклиматических условий любой регион нашей страны.

  2. Приготовь необходимые для работы карты атласа и рисунки 56, 59, 60 в тексте учебника (стр. 91 – 94).

  3. Определи тип климата выбранного тобой региона.

  4. Определи средние температуры января и июля, годовое количество осадков.

  5. По рисунку 56 определи степень благоприятности природных условий на выбранной территории.

  6. По рисунку 59 определи обеспеченность растений теплом, укажи, какие культуры можно выращивать в этих условиях.

  7. По рисунку 60 определи обеспеченность растений влагой, возможно ли выращивать сельскохозяйственные культуры в регионе при естественном увлажнении, или необходимо дополнительное увлажнение.

  8. Определи, возможны ли стихийные бедствия в регионе (заморозки, пыльные бури, засухи, град, сильные зимние морозы). Как они влияют на урожайность сельскохозяйственных культур?

  9. Проанализируй полученные результаты. Какие сельскохозяйственные культуры ты бы порекомендовал выращивать в данном регионе?


При выполнении работы используй текст учебника (страница 91 – 95).

Практическая работа № 9.
  1   2

Похожие:

Учитель географии iconСценарий мероприятия «День здоровья». Учитель географии мбс(к)оу...
Общее руководство и проведение праздника осуществляют представители школы (зам директора по увр, учитель географии, учащиеся 11-го...
Учитель географии iconНачальный курс физической географии Раздел: литосфера Учитель: Червякова...
Учитель: Червякова Наталья Ивановна учитель географии моу боговаровская общеобразовательная средняя школа имени Цымлякова Л. А
Учитель географии iconРабочая программа по географии для 6 9 классов Резинковой Светланы Николаевны
Составитель: Резинкова С. Н., учитель географии, истории, биологии, обществознания
Учитель географии iconВоспитание ценности семьи в обучении географии
...
Учитель географии iconУрок географии по теме «Северный Кавказ. Географическое положение, природные условия»
Автор: Журкина Светлана Анатольевна, учитель географии первой квалификационной категории
Учитель географии iconМетодическое объединение гуманитарного цикла
В состав мо гуманитарного цикла входит 6 учителей – предметников: учитель истории и обществознания Шмурак Н. К., учителя русского...
Учитель географии iconУрок по географии и истории ) Провела учитель географии: «Морозова...
Тема урока «Индия-Прошлое,настоящее и будущее»11класс(бинарный урок по географии и истории )
Учитель географии iconУрок по географии в 7 классе по теме: «Южная Америка»
Автор: учитель географии моу «сош с. Ново-Захаркино Духовницкого района Саратовской области» (филиал с. Полеводинское) Румянцева...
Учитель географии iconПроектная деятельность на уроках географии. Проект " Страны мира...
Курс “Экономическая и социальная география мира” 10 класса является завершающим этапом в изучении школьной географии. При его прохождении...
Учитель географии iconУрок географии по теме: "Ориентирование на местности. Азимут" Багавеева...
Вызывает 3 учеников-контролёров с проверкой знания топографических знаков (с последующей аннотацией ответов товарищей и проверкой...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница